Знак движение по полосам перед перекрестком. Правила движения по полосам в различных дорожных ситуациях и советы юриста

А если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1 , 1.3 или разметкой 1.11 , прерывистая линия которой расположена слева.

9.2. На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения. На таких дорогах повороты налево или развороты могут выполняться на перекрестках и в других местах, где это не запрещено Правилами , знаками и (или) разметкой.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

(см. текст в предыдущей редакции)

В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

(см. текст в предыдущей редакции)

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота, а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т - только для поворота налево или разворота. Выезд на левую полосу дорог с односторонним движением для остановки и стоянки осуществляется в соответствии с пунктом 12.1 Правил.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.6. Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 Правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении.

9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1 , 24.2 - 24.4 , 24.7 , 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

9.11. Вне населенных пунктов на дорогах с двусторонним движением, имеющих две полосы, водитель транспортного средства, для которого установлено ограничение скорости, а также водитель транспортного средства (состава транспортных средств) длиной более 7 м должен поддерживать между своим и движущимся впереди транспортным средством такую дистанцию, чтобы обгоняющие его транспортные средства могли без помех перестроиться на ранее занимаемую ими полосу. Это требование не действует при движении по участкам дорог, на которых запрещается обгон, а также при интенсивном движении и движении в организованной транспортной колонне.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.12. На дорогах с двусторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, водитель должен объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают иное.

К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье , оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево. В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

Прав инспектор или не прав — ему на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 « » и 9 « » ПДД.

Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а полосы для движения не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. п. термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу, то обращаемся к п. Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа ».

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств) ».

Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. И вот здесь кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу. Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

Это может быть интересно

Если поле под заголовком пустое, вероятно в вашем браузере включен AdBlock.

Еще по теме из раздела:

Самые читаемые разделы сайта

52 комментария

  1. Сергей

    Хорошая статья и разъяснения полезные, признаться и сам частенько путался с полосностью, а здесь всё объяснено понятно со ссылками на пункты из правил, хорошо книжка с правилами дома есть, почитал освежил знания, больше, надеюсь, не буду путаться с этим. Спасибо.

  2. Сергей Д.

    Пожалуйста, Сергей. Удачи на дорогах!

  3. Дмитрий

    А как на счет проезда перекрестка, если нет указателей направления движения, в случае если до перекрестка было 2 полосы а после 1...

  4. Сергей Д.

    Здравствуйте Дмитрий.

    С одной стороны, ПДД данную ситуацию не оговаривают, и на первый взгляд должно действовать правило «помеха справа» (). Но нужно смотреть на перекресток, и что вы подразумеваете под двумя полосами и одной. Они как-то разделяются разметкой, чтобы осталась возможность определить, которая из полос «исчезла»?

    Если въезд на эту единственную полосу с двух предыдущих подразумевает обоюдное перестроение, то работает правило «помеха справа». Въезжающий на нее с правой стороны имеет преимущество.

    Если же «единственная» полоса за перекрестком является продолжением какой-то из полос до перекрестка, например, левой, а вторая (правая) просто прекращает свое существование, то для того, чтобы выехать в прямом направлении с правой полосы, нужно будет перестроиться влево. И здесь уже работает правило перестроения () – уступает тот, кто перестраивается.

    На практике же, часто получается, что кто-то из водителей обязательно окажется немного впереди, и действовать придется по ситуации.

    Предположим, по обеим полосам в прямом направлении одновременно выезжают на перекресток две машины, но автомобиль справа, едет чуть быстрее той машины, что находится слева. Обоим водителям предстоит выехать с перекрестка в одну полосу! Ситуация такова, что водитель правой машины может не заметить автомобиль слева (он будет в мертвой зоне), хотя согласно он должен уступить дорогу.

    Как поступить в этом случае водителю, который едет по левой полосе? Несмотря на свое преимущество, целесообразно чуть сбавить скорость и пропустить «правого» вперед! Поэтому, во многих ситуациях нужно учитывать особенность дорожной обстановки. Если у вас преимущество, и вы видите, что вам уступают дорогу, то можно смело использовать свое преимущество.

  5. Андрей

    Две полосы в одну сторону, в правой полосе которой часто бывают помехи в виде припаркованных автомашин, объезжая которые приходится выкатывать на соседнюю левую. Как тут быть?

  6. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Как быть? – аккуратно их объезжать, включая «поворотники» и уступая дорогу едущим по левой полосе. Если приходится часто объезжать припаркованные машины, то можно двигаться по левой полосе, в населенном пункте это не запрещено, но перед поворотом направо нужно будет перестроиться на правую полосу.

  7. Сергей П

    Сергей Д, а почему в последнем коменте вы пишете что если я двигаюсь справа от рядом идущего ТС и у меня возникает помеха виде припаркованного ТС я должен уступить дорогу тому кто слева.

  8. Сергей Д.

    Здравствуйте Сергей.

    Совершенно верно, правило «помеха справа» в этом случае не работает.

    Объезжая припаркованный автомобиль, вы меняете полосу движения, т.е. перестраиваетесь на левую полосу. Пусть это будет не полноценная смена полосы, а все равно левыми колесами ее заденете. Это перестроение, или изменение направления движения. Согласно , при перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, которые движутся попутно без изменения направления движения.

    Если дистанция до соседа слева (не интервал, а дистанция!) позволяет объехать припаркованный авто не уступая дороги соседу, например, едущий сзади по соседней полосе находится на почтительном расстоянии, или скорость вашего автомобиля выше и вы, никому не создавая помех, сможете спокойно объехать припаркованный автомобиль, то в этом случае – пожалуйста, можете ехать первым. Но если случится ЧП, то виновным будет тот, кто объезжал.

  9. Андрей К.

    Здравствуйте. Т-образный перекрёсток, главвная дорога прямо, и с неё поворачивает автомобиль на перпендикулярную дорогу (второстепенную), я же с этой перпендикулярной дороги выезжаю на главную налево, но при этом, тот кто поворачивает налево с главной, срезает траекторию и часть машины оказывается как бы на встречной, при этом провоцируя ДТП.

    Получается, если ДТП, не дай Бог, действительно случиться, кто будет в этом виноват? С одной стороны я, выезжая со второстепенной, как бы не уступил дорогу, но с другой стороны и тот, кто съезжает с главной, тоже нарушает, не соблюдая траекторию движения, разметки при этом при повороте на перпендикулярную дорогу нет.

  10. Сергей Д.

    Здравствуйте Андрей.

    Каждая аварийная ситуация, по-сути, требует индивидуального рассмотрения, поскольку, детали всегда важны. Но эти детали после факта свершения ДТП очень часто игнорируются. В итоге, за виновность (невиновность) принимается несоблюдение (соблюдение) какого-то пункта Правил или приоритета. Другие нюансы или детали, при этом, могут быть не учтены. Поэтому, на Ваш вопрос нельзя ответить однозначно, в смысле, кто будет прав, а кто не прав.

    Отсюда и рекомендация каждую ситуацию необходимо рассматривать НЕ с точки зрения «Кто будет виноват», а со стороны «Как избежать аварийной ситуации» в рамках Правил. Но рассуждать всегда нужно ДО того, как дтп может произойти. Для этого нужно видеть и анализировать происходящее.

    Применительно к вашему перекрестку, выезжающий с второстепенной дороги, всегда находится в более проигрышном положении, поскольку обязан уступить едущим по главной. Исходя из этого, не следует заранее «высовывать» нос автомобиля на проезжую часть, чтобы по нему не «чиркнул» имеющий приоритет проходимец, не владеющий своими габаритами. Вот, как-то так.

  11. Алексей

    Здравствуйте, как в такой ситуации: Город, перестроение до перекрестка, прерывистая разметка. Второе ТС двигается за первым ТС по правой полосе, у обоих одновременно включается поворотник влево и второе ТС, пропустив другие ТС, перестроилось в левую полосу, после чего первое ТС начинает перестроение и происходит ДТП.

    Кто должен был уступить дорогу? И при каких обстоятельствах 2е ТС должно однозначно уступить 1му. Спасибо:)

  12. Сергей Д.

    Здравствуйте Алексей.

    Оба автомобиля находятся на дороге в равной ситуации, т.е. следуют друг за другом, и оба выполняют перестроение на левую полосу. Второй автомобиль (едущий сзади) смог перестроиться раньше, и это естественно, потому что у него на дороге слева быстрее освободилось место для маневра.

    Теперь, водитель первой машины (тот, что ехал впереди второго тс), перестраиваясь влево, должен уступить дорогу и этому, второму, который уже успел перестроиться. Правило «помеха справа» в данной ситуации не действует.

    Водитель задней машины не обязан в этом случае уступать дорогу передней, но он мог бы, так сказать, помочь переднему перестроиться. Например, сам перестроился и чуть притормозил, как бы задерживая поток машин сзади себя, а за это время и передний сумел бы беспрепятственно перестроиться влево. Это бы заняло времени 3-5 секунд! А сколько пришлось ждать после ДТП?

    Дтп произошло по причине того, что водитель первой машины не увидел в слепой зоне зеркал автомобиль слева-сзади себя (это был второй, а мог бы оказаться любой другой транспорт). Чтобы не попадать в такие ситуации, нужно перед маневром активно крутить головой по сторонам. Зеркала не всегда выручают, поэтому необходимо повернуть голову и посмотреть в ту сторону, куда поворачиваешь.

  13. Николай

    Наши ПДД как и экономика-рынок всё расставит по своим местам. У кого преимущество решает каждый по своему менталитету. Я предлагаю на обсуждение своё мнение: Именно, перестроение автомобилей движущихся по соседним полосам в одном направлении следующее:

    Все равноправны до того момента когда возникает необходимость кому то перестроиться. Водителю необходимо перестроиться, действия следующие: Включается соответствующий указатель поворота — у него появляется преимущество перед водителем автомобиля, едущем сзади, в силу того что тот видит его указатели поворотов. Через некоторое время водитель начинает манёвр, убедившись в том, что водитель автомобиля, едущий сзади, начал увеличивать дистанцию. Закончив манёвр первый водитель должен некоторое время двигаться прямолинейно. Это исключит диагональную езду.

    Конечно, не исключается взаимопонимание и вежливость водителей. Если брать это за основу и включить в ПДД, то как следствие, будет больше порядка на дорогах и меньше аварий.

  14. Сергей Д.

    Здравствуйте Николай.

    Согласен с мыслью, что гораздо легче наблюдать за дорогой и сигналами машин впереди себя, нежели сзади, но приоритетным должно оставаться наблюдение с целью прогнозирования ситуации.

    Ваш взгляд, можно сказать, слишком демократичный, в реальности по ситуациям перестроения возникает множество всяких «если…». Все варианты развития событий в ПДД включить невозможно, да и не нужно.

    Именно прогноз развития обстановки часто игнорируется, и как следствие, или принимается неверное решение, или полное бездействие, или поздняя реакция на событие. Отсюда, вопрос «кто виноват» задается уже ПОСЛЕ того, как что-то произошло. Оно и понятно, если виноват, страховку уже не получишь, но и второму от этого не легче.

    Приоритет во время перестроения определен ПДД, и действует уже многие годы. Его нужно просто соблюдать. По большому счету, это тема большой дискуссии, и касается она, в основном, культуры вождения и отношений людей. Как Вы выразились – вопрос менталитета. Культура – она, ведь, в головах.

  15. Игорь

    Доброго время суток. Ехал по главной дороге, по крайней правой полосе, а др. авто по крайней левой и по второстепенной дороге.

    Мне нужно было перестроиться направо, чтоб попасть на мост. Это мне практически удалось, но др. авто ударил меня в правую заднюю дверь и правое заднее крыло. Разметка на дороге есть и я пересёк её (другого авто) для перестроения на мост. Вопрос: что делать с правовой точки зрения в случае, если нет разметки при аналогичной ситуации, ... и как насчёт не соблюдения дистанции др. авто (удар был сзади).

  16. Сергей Д.

    Здравствуйте Игорь.

    Здравствуйте, а если я ехал по крайней правой на однополосной широкой дороге, на перекрестке начал перестраиваться в левую сторону, и в меня въехала машина, движущаяся по левой стороне дороги, кто прав? После перекрестка начинается две полосы в одну сторону, а до перекрёстка одна полоса.

  17. Сергей Д.

    Здравствуйте Геннадий.

    Т.е. на этой широкой полосе одного направления спокойно умещаются рядом два автомобиля – один справа, второй – слева, и они едут каждый по своей стороне. Между ними разметка полос отсутствует. Они движутся параллельно друг другу, и тот, что ехал справа, начал перестраиваться влево.

    Преимуществом пользуется тот автомобиль, который едет, не меняя своего направления. Если еще точнее, то уступает дорогу тот автомобиль, который перестраивается ().

    В случае ДТП, по вопросу кто прав, а кто не прав, покажется странным, но могут быть варианты по характеру столкновения. Либо кто кого догнал, либо кто кого притер сбоку. Кто будет более виновен, утверждать не берусь.

  18. Денис

    Здравствуйте, такая ситуация: регулируемый перекресток по три полосы в каждую сторону, висит знак движение по полосам. Я иду на разворот, вижу автомобиль, едущий по крайней правой полосе с включенным поворотом.

    Я начал выезжать на разворот, водитель другого авто выключает правый поворот, и я понимаю, что может быть ДТП и беру максимально влево. Я уже в этот момент на второй полосе, а он на третей от пешеходного перехода, около трех метров на момент ДТП. Подскажите, кто прав, а кто виноват? Буду благодарен, заранее спасибо.

  19. Сергей Д.

    Здравствуйте Денис.

    Факты непосредственно на месте происшествия всегда более значимы в определении виновных, нежели мнение со стороны, пусть и со слов участников.

    С точки зрения ПДД вами не был соблюден приоритет, т.е. автомобиль вашего оппонента по отношению к вашему автомобилю имел преимущество в движении (). Тот факт, что он включал-выключал «поворотники» на исход дела не влияет. Он, в конечном итоге, двигался через перекресток «прямо», а вам, разворачиваясь, следовало уступить ему дорогу.

    Юридический виновник – ваш автомобиль. А насколько окажется виновным ваш оппонент (для определения обоюдной вины), это зависит от других фактов, например, нарушил ли он в данном месте какой-то пункт ПДД. Если ответ «да», то это нарушение должно быть зафиксировано.

  20. Юрий

    Абсолютно согласен с Николаем, что в связи с существующей высокой интенсивностью движения следует внести в ПДД запрет на опережение и обгон ТС, заблаговременно подающего сигнал указателем поворота, со стороны этого сигнала, с одновременным указанием времени в секундах, до истечения которого подающему сигнал запрещается выполнять маневр.

    При существующих сегодня ПДД абсолютное преимущество на всех автодорогах имеют водители, значительно превышающие установленную скорость, а также владельцы ТС с высоким соотношением мощности и массы, позволяющим им резко ускоряться.

    Осознание своего юридического преимущества в случае ДТП вышеназванными участниками движения создает постоянные аварийные ситуации и приводит во многих случаях к ДТП с серьезными последствиями. Оcтальные участники движения при перестроениях постоянно подвергаются риску стать виновником ДТП.

    А как же схожая ситуация, когда до перекрестка было, условно говоря, две полосы (без разметки), а после перекрестка одна, но выезд с перекрестка для правой полосы утыкается в тротуар, а левая полоса соответственно без изменений идет прямо, если ее мысленно прочертить? Ведь получается, что тот, кто справа, тот и перестраивается со своей «воображаемой» полосы и должен уступать тем, кто двигается ближе всего к осевой разделительной?

  21. Сергей Д.

    Здравствуйте Никита.

    Вы рассуждаете правильно. В предыдущем ответе, на который вы ссылаетесь, информация была неполная, и формировала двоякое толкование. Текст обновлен.

    Более полный ответ на вопрос изложен в статье ). В вашем случае, если ему не требуется повернуть направо, то перестроиться вправо его ничто не обязывает.

    Как быть? – действовать по ситуации, т.е. исходя из своего маршрута, т.е. куда вам нужно ехать. Если вам нужно «прямо», то целесообразно объехать «пробку» по правой полосе, далее – по обстановке. Если впереди этой «колонны» перекресток, то, выбираете полосу, опять же, смотря, в каком направлении вам нужно ехать.

    Но, объезжая, нужно понимать один момент. Эта очередь из машин на левой полосе движется или по какой-то причине стоит, или движется очень медленно? Дело в том, что если впереди них какой-то стопор, то они могут начать объезжать его по правой полосе. Поэтому, когда вы сами перестроитесь на правую полосу и поедете вперед, все внимание — на этот ряд машин слева, чтобы оттуда никто, перестраиваясь, случайно не «приехал» к вам в левый бок.

  22. Сергей Д.

    Здравствуйте Антон.

    Реальность такова, что все мы поставлены в условия необходимости доказывать свою точку зрения, тем более, если оказался прав. Система наказания, в свою очередь, построена таким образом, что если есть возможность «нагрузить», то это будет сделано. Поэтому, если есть несогласие с решением, нужно всеми силами доказать свою невиновность. Удачи в решении спора!

  23. Азат

    На трассе во время поворота налево, направо или разворота кому уступить дорогу? Уступать ли дорогу машинам сзади себя?

  24. Сергей Д.

    Здравствуйте Азат.

    Под выражением «на трассе», если не ошибаюсь, следует понимать движение вне населенного пункта. Поворот налево и разворот — – уступить встречному транспорту, который едет навстречу прямо и направо по равнозначной дороге. Поворот направо – путь с транспортом не пересекается, уступать дорогу не нужно.

    Если есть пешеходы, переходящие дорогу, на которую вы поворачиваете – уступить, согласно .

    Для того чтобы не пришлось уступать дорогу машинам, едущим сзади вас, следует перед началом поворота (разворота) занять соответствующее крайнее положение на проезжей части (). Исключение составляет единственный случай – если вам нужно повернуть налево, а вас в этот момент обгоняют. Лучше всего дать возможность обгоняющему завершить обгон, т.е. уступить ему дорогу, потом повернуть самому, куда вам нужно.

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

Расположение транспортных средств на дороге .

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

Обочина.

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.

Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

Резюмируем:

1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

Тротуар.

Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

Резюмируем :

1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

Проезжая часть.

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

Полоса движения.

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

И это тоже требование Правил:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

Двухполосная дорога.

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

Трёхполосная дорога.

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

А вот сейчас нарушает.

В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Вот как об этом сказано в Правилах:

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

1. Прямо или налево.

2. Только налево.

3. Налево или в обратном направлении.

Комментарий к задаче

На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

1. Только легкового.

2. Только грузового.

3. Оба не нарушают.

Комментарий к задаче

Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

И на экзамене об этом спрашивают:

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

В населённом пункте такое требование означает следующее:

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

И на экзамене по этому поводу задачки есть:


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.

В билетах ГИБДД есть ещё пара задачек, на которые я хочу обратить ваше внимание.

По какой полосе проезжей части разрешено движение в населённом пункте, если по техническим причинам Ваше транспортное средство не может развивать скорость более 40 км/час?

1. Только по крайней правой.

3. По любой, кроме крайней левой.

В крупных городах часто встречаются многополосные дороги. Из-за этого сориентироваться при совершении маневров бывает довольно сложно. Чтобы упростить эту задачу, вдоль дорог ставят указатели, регулирующие передвижение транспорта в пределах полосы. Иногда автомобилисты игнорируют их, поэтому им назначается штраф за нарушение движения по полосам.

Знаков, предназначенных для урегулирования передвижения по полосам, много. Однако все они распределяются по типам:

  • знаки, обозначающие движение, устанавливаются в том случае, если на всем протяжении дорожного полотна встречается разное количество полос для передвижения;
  • знаки, которые говорят, в каком направлении разрешено передвигаться, оборудуются на начальном и конечном промежутках полосы;
  • знаки, определяющие режим движения, устанавливают ограничение движения того или иного транспорта по конкретной полосе и предназначены для регулирования скорости автомобильного потока в ее пределах;
  • знаки, предписывающие правила поворота, располагаются перед перекрестками или на них с целью регулирования процесса поворота на отдельных полосах.

Иногда разметка на дороге и предупреждающие указатели не соответствуют друг другу. В данных обстоятельствах следует действовать в соответствии со знаком. В случае проведения ремонтных работ на дороге или ее перекрытия, знак разрешает совершить проезд прямо с полосы для поворота налево. Отсутствие на многополосной дороге препятствий и знаков, которые регулируют проезд, подразумевает совершение поворота налево только с левой полосы, расположенной с края. Для совершения иных действий нужно использовать те полосы, которые расположены правее.

Частой ошибкой автомобилистов становится неправильное перестроение. Это одна из причин, которая приводит к ДТП. При этом проблема при перестроении обычно связана не с соблюдением движения по полосам, а банальной неуступчивостью участников дорожного движения. Однако нередки случаи, когда автолюбители нарушают правила разметки при перестроении.

Размеры штрафов

Нарушение знака «Движение по полосам» наказывается наложением штрафа. Его размер зависит от обстоятельств совершенного правонарушения. Минимальный размер взыскания составляет 500 рублей. Согласно , сумма штрафных санкций и перечень обстоятельств игнорирования правил ДД соответствует следующему списку:

  • передвижение по разделительной разметке – 500 рублей;
  • перестроение между полосами, которое не сопровождается сигналами поворотников – 500 рублей;
  • совершение обгона там, где это запрещено знаком – 1500 рублей;
  • перестроение через сплошную линию влечет за собой штраф за нарушение разметки при перестроении в 500 рублей;
  • проезд по встречке – 1500 рублей, если автолюбитель совершил его при обгоне – 5000 рублей;
  • игнорирование режима движения, указанного на знаке, чревато наложением штрафа, равного санкции, назначаемой за превышение установленной скорости:
  • совершение поворота там, где нельзя было прибегать к данному маневру влечет за собой в 1500 рублей.

Законом также предусмотрено наказание за выезд на полосу, оборудованную под другие транспортные средства. Так, за выезд на дорожку для велосипедистов придется отдать 2500 рублей, а на дорогу, которая отведена для автобусов – 1500 (для городов федерального значения – 3000 рублей).

Спорные моменты

На дороге может не быть разметки. В данной ситуации водителю трудно сориентироваться, где его полоса. Визуально на дороге необходимо выделить три полосы. При этом передвигаться можно по любой из них. Однако перед тем как пересечь перекресток, нужно перестроиться в одну из двух разрешенных знаком. В противном случае можно получить штраф за нарушение рядности движения в размере 500 рублей.

Особого внимания заслуживает знак, определяющий полосу, предназначенную для отдельного вида транспорта. Иногда его можно проигнорировать, но в большинстве случаев водителю назначается .

При отсутствии особого знака, означающего запрет, допускается совершить маневр (поворот налево или разворот), применяя для этого крайнюю левую полосу трамвайных путей. Также разрешается развернуться с крайней левой полосы, если на ней установлен знак «Поворот налево».

Как не получить штраф

Указатели, которые находятся перед перекрестками, в большинстве случаев приводят к тому, что водитель теряется. Он не успевает среагировать на них и совершает неправильный проезд перекрестка. Это замечает инспектор ГИБДД и останавливает транспортное средство с целью наказать водителя. Избежать ответственности за подобное правонарушение или исключить возможность его совершения можно, если запомнить несколько нюансов.

  • Если при перестроении водитель обращал внимание на знаки, а не на запрещающую разметку, то назначение штрафа неправомерно, так как знак главенствует над разметкой.
  • Ограничения на скорость действуют только на ту полосу, на которой он установлен, по другой полосе можно ехать с иной скоростью, не запрещенной ПДД.
  • Перестраиваться на перекрестке с круговым движением, оборудованным знаками для каждой полосы с направлением движения, можно в любое время; съехать с данного перекрестка можно только с крайнего правого ряда, если знак не указывает на совершение съезда иным образом.
  • Дорожное полотно с тремя и более полосами для движения оборудуется не только основными, но и предупреждающими знаками, которые должны находиться на расстоянии 50-150 метров от основных. В противном случае, если водитель не успел перестроиться, ему предоставляется право на .

Водителю стоит помнить, что случайно заехав одним колесом на запрещающую линию разметки, он уже совершает нарушение. Это объясняется тем, что для движения водителю предоставляется только одна полоса, за исключением того момента, когда он решил перестроиться.

Даже опытные водители, двигаясь в дорожном потоке, могут оказаться в ДТП связанном с маневрированием между дорожными полосами. В ПДД прописаны правила перестроения, но некоторые тонкости, касающиеся такого важного элемента дорожного движения, всё же остаются спорными. Порой сложно понять кто прав, а кто виноват, ведь все участники двигались согласно правилам, а аварийная ситуация всё равно возникла.

Ситуация на дороге может оказаться крайне спорной, тем более касаемо самого процесса движения в потоке, где каждый преследует свои интересы и желает скорее добраться к цели. Какие существуют правила, касающиеся движения по полосам, что стоит учитывать в первую очередь? Ответ на эти и многие другие важные вопросы, мы дадим в нашей статье.

Правила движения по полосам чётко оговаривают, как водителям стоит поступать в разного рода ситуациях. Раздел 8 ПДД чётко оговаривает следующие пункты, касающиеся маневрирования:

  • Начало движения;
  • Перестроение;
  • Съезд с дороги на прилегающую территорию и полосу, предусмотренную для торможения;
  • Выезд на дорогу с прилегающей территории и полосы разгон.

Пункты, касающиеся этих случаев, чётко оговорены в ПДД. Но что делать, если речь идёт о перестроении в плотном потоке движения, где по одной полосе двигаются 2 ряда автомобилей, или, когда происходит одновременное перестроение транспортных средств, ото и вовсе одновременный разворот? Контроль над ситуацией на дороге здесь ложится на самих водителей, которые в первую очередь обязаны руководствоваться принципом «помехи справа». Короче говоря, кто правее, тот и прав.

«Помеха справа»

К примеру, в ситуации, когда по одной полосе двигается 2 ряда автомобилей и возникает необходимость одновременного перестроения, тот, кто находится слева, должен позволить перестроиться тому, кто находится справа. Проблема тут конечно состоит ещё и в том, что движение происходит по одной полосе, и места для манёвра не так-то много, а поток порой настолько плотный, что из левого ряда заметить, что кто-то справа хочет перестроиться, непросто. Однако закон един для всех и даже если вас «притёр» едущий в правом ряду автомобиль, то вы, как это ни прискорбно, скорее всего, окажетесь виноваты.

Таким образом, двигаясь в левом ряду, вы автоматически возлагаете на себя ответственность за возможные необдуманные действия того, кто находится справа. Хотя этот принцип и не совершенен в 80% случаев виновным признаётся водитель из левого ряда. На случай непредвиденных ситуаций и неадекватного поведения участников движения, когда принцип «помехи справа» играет против вас, лучше иметь видеорегистратор, чтобы в случае аварии у вас имелись подтверждения собственной правоты.

Если речь идёт о ситуации, где наблюдается быстрый поток движения на трёхполосной автодороге, вы находитесь в правом крайнем ряду, а выехать вам надо в крайний левый ряд, не стоит выкашивать напрямик. С точки зрения правил вам ничего не мешает так поступать, однако, вы, таким образом, ставите под угрозу безопасность движения. Стоит перестраиваться поэтапно, сперва в средний, а затем в левый ряд. Рекомендуется также не выключать сигнал поворота, пока вы не займёте нужную полосу движения. Если делать всё аккуратно, то опасность вам не грозит, в противном случае, вы рискуете не только целостностью автомобиля, но и жизнью.

Где принцип не работает?

В случаях, когда вы собираетесь начать движение, из крайнего правого ряда и вам нужно перестроиться в средний. Необходимо сперва, включив повортник, пропустить те автомобили, которые двигаются по своей полосе движения с нужной им скоростью и только потом, начать движение самому. Здесь вы совершаете выезд из придорожной зоны, и стоит руководствоваться правилами выезда.

Во всех случаях, когда речь идёт о придорожной зоне и прилегающей к дороге территории, принцип «помехи справа» не работает. Выезжая из двора, с парковки, заправки и т.п., вы не являетесь полноценным участником дорожного движения, и обязаны дождаться, пока поток схлынет, либо пока вас пропустят.

Между полос

Если вы желаете перестроиться в правый ряд из среднего, а кто-то из правого уходит влево, то вы должны пропустить того кто перестраивается из правого, а уже после перестроиться сами. Здесь работает «помеха справа».

Важным при определении виновника аварии является положение относительно дорожной разметки. Дело здесь вот в чём, как бы правее вы ни были, перед тем, как перестроиться вы обязаны предупредить сигналом и ждать пока вас пропустят. В таких случаях правило «помехи справа» не работает, ведь по своей полосе вы можете двигаться прямо, а перестраивающийся должен ждать пока его пропустят.

Если вдруг случится так, что вы окажетесь в положении, где на одной полосе едет сразу несколько рядов автотранспорта, то следите за тем, чтобы не вылезти на соседнюю полосу. Ведь в случае столкновения это может быть расценено, как попытка перестроиться и обстоятельства сыграют против вас.

Маневрирование

В общем, можно выделить несколько основных правил маневрирования на дороге, которых вы должны придерживаться:

  • Если я не собираюсь перестраиваться, то могу не уступать никому дорогу, двигаясь по своей полосе;
  • Если я хочу перестроиться в правый ряд, то должен пропустить всех;
  • Если я перестраиваюсь в левый ряд, то должен дождаться пока меня пропустят;
  • При перестроении всегда включайте поворотник. Если вы не перешли в нужный вам ряд, то его лучше не выключать.
Похожие публикации