Три группы потребностей человека. Основные теории и классификации потребностей. Естественные потребности человека.

А сколько
стоит написать твою работу?

Тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Контрольная работа Задачи Эссе Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Магистерский диплом Он-лайн помощь Отчёт по практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Часть дипломной работы Чертежи Срок 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Сдачи Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь цену

Вместе с оценкой стоимости вы получите бесплатно
БОНУС: спец доступ к платной базе работ!

и получить бонус

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту.

Если в течение 5 минут не придет письмо, возможно, допущена ошибка в адресе.

Там мы пытались дать более динамичный характер системе потребностей, посредством онтологических категорий бытия, наличия, ведения и бытия, которые фактически действуют скорее как категории потребностей. Но модель оказывается недостаточной для описания работы системы.

Необходимо иметь в виду, что концепция «фундаментальной потребности человека», как и любая концепция, является интеллектуальным инструментом, который стремится представить то, что мы воспринимаем в человеческом бытии. Мы настаиваем на том, что концепция не является должным образом потребностью, чем она есть на самом деле, но является грубым описанием того, что на самом деле происходит. Первый вопрос: как отличаются потребности желаний или мотивов? Необходимость человека в корне представляет собой существенную интеллектуальную виртуальность, содержащуюся в пределах нашего существования, как в ее физическом, так и в материальном измерении, так и в его ментальном измерении.

Человеческие потребности


Введение

Возникновение потребностей

Заключение

Список литературы


Введение


Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо. Хотя конкретное лицо в конкретное время может и не иметь потребности в смысле сознательного ее ощущения, существуют определенные потребности, которые каждый человек может почувствовать1.

Это постоянная часть нашего существования, но она не всегда присутствует перед нашим сознанием. Только когда она предстает перед нашим сознанием в форме желания, мотивации, драйва или чего бы то ни было, он порождает напряжение, которое разворачивает его виртуальность.

Необходимость - это не желание или мотивация, это лишь историзация необходимости, ее специфическая и конъюнктурная конкретность в миг нашего момента. По этой причине желание, когда-то насыщенное, трансформируется в полноту, в сытости, которая превосходит определенный уровень удовлетворения, может даже вызвать отторжение или фобию. В этом смысле желание всегда исключительно индивидуально, единично и конкретно, нет коллективных желаний.

Как писал А. Маршалл, «потребностям и желаниям человека нет числа». Через сто лет соотечественник великого экономиста авторитетный психолог М. Аргайл отмечает примерно то же самое: «Нам пока неизвестен полный перечень человеческих потребностей».

Основные проблемы анализа потребностей состоят в установлении их состава, иерархии, границ, уровней и возможностей удовлетворения. Эти проблемы тесно взаимосвязаны.

Необходимость, однако, носит универсальный характер, универсальна в том, что она разделяется всеми людьми, которые по своему собственному состоянию являются существами необходимости; но также и в той мере, в какой они необходимы для всего индивидуального существования. Люди - это не существа желаний, а существа потребностей. Наши человеческие желания выражаются не в измерении бытия, а только и исключительно в измерении бытия и бытия.

Удовлетворение необходимости - и, следовательно, существования удовлетворительных - происходит во временном измерении, поскольку оно становится присутствующим и принимается нашим сознанием. Следовательно, время является очень важным фактором для артикуляции и удовлетворения потребностей; в этом смысле временная дискриминация является центральным элементом конституции единства и уникальности человека. В этом смысле для созревания человека необходимо временное опосредствование удовлетворения желания, необходимая отсрочка, которая препятствует попаданию в «непосредственность»; он отличает нас от остальных животных.

В настоящее время основной считается классификация, предложенная американским психологом А. Маслоу. Он выделяет пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляют иерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.

Сознание создается в этом пространстве, а также оценивается процессуальная степень удовлетворения, когда ментальные конструкции действуют исторически в настоящем, чтобы удовлетворить потребность. С другой стороны, товары - это выражение внешней среды, нечто внешнее для нас; кардиостимулятор или любой протез имеют операционную логику, которая сочетает их формальные характеристики с нашими внутренними умственными процессами. Любой бионический элемент имеет этот характер, динамику и продолжительность, связанные с нашей телесностью.

Это происходит потому, что человек воспринимает, интерпретирует и реконструирует из психической жизни. Товары, как материальные продукты, имеют физический характер, и их создание подразумевает затраты энергии, энтропийное увеличение. Таким образом, замкнутая система и с физическими и биологическими пределами, такими как биосфера нашей планеты, ставит пороги в ее безграничное расширение.

В учебниках по общей экономической теории принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.


Возникновение потребностей


Формирование человеческих потребностей в онтогенезе - развитие форм интенциональности деятельности - за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей. Существенную роль при этом имеет подражание, ориентированное на значимых взрослых или референтные группы.

Однако между этими двумя подсистемами есть удовлетворительные; это элементы, которые образуют артикуляцию или интерфейс между потребностями и товарами. Удовлетворители как формы работы и работы несущественны, не имеют энтропийного веса. Удовлетворение - это переменные и свободные элементы внутри системы. Они, как товары, являются культурными продуктами, но в отличие от них несущественны и, следовательно, не являются бременем для окружающей среды.

В этой перспективе мы можем утверждать, что нынешние общества массового потребления негативно повлияли на подсистему товаров в ущерб другим двум подсистемам. Это сложный и узкий путь, которым следуют большинство, и исторически означало замечательные уровни материального дефицита, связанные с несчастьем.

Индивид представляет собой интегрированное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.

Согласно Маслоу, некоторая характеристика может считаться базовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям:

1 Ее отсутствие ведет к заболеванию

Тем не менее принцип отрыва, не связанный с дефицитом, может представлять интерес для изучения качества в удовлетворении потребностей человека. То, как наши потребности, их удовлетворители и товары сформулированы в системных отношениях, означает, что, поскольку и человек, и человечество, чьи определенные границы взаимосвязаны, являются ограниченными системами, каждое расширение одного из элементов системы должно быть выполнено за счет других элементов. Как мы уже отмечали, потребительское и перепроизводственное общество товаров будет расширять их за счет обнищания внимания потребностям и удовлетворителей.

2. Ее наличие предотвращает заболевание

3. Ее восстановление излечивает заболевание.

4. В определенных, весьма сложных, ситуациях свободного выбора субъект предпочитает удовлетворение именно данной потребности

5. У здорового человека она может быть пассивна, функционировать на низком уровне или функционально отсутствовать.

И наоборот, аскетическое общество в использовании товаров, которое уменьшает значение для сферы экономических товаров, расширит сферу осознания наших потребностей, приписывая существенную ценность осуществлению воли по желанию. Кажется уместным предложить некоторые вопросы и гипотезы, которые помогут нам понять, что было сказано в предыдущем параграфе. Как компенсация или взаимодополняемость действуют в рамках системы потребностей? Изменяется ли структура системы потребностей или происходят изменения в размерах элементов системы?

Одно из возможных объяснений заключается в том, что в потребительском обществе наблюдается ослабление чувствительности к определенным типам ситуаций. Примеры: не помочь пострадавшему избежать неприятностей; убить другого человека из страха быть ограбленным; оправдывать нарушения прав человека из страха перед социальными изменениями и т.д. таким образом, данная потребность создает блокировку системы потребностей, предотвращая обновление других потребностей. Что-то вроде того, что происходит с нами в ситуациях коллективной паники, например, при пожаре, кораблекрушении или землетрясении.

Физиологические потребности

Самыми базовыми, самыми мощными, самыми обязательными из всех человеческих потребностей являются те, которые связаны с физическим выживанием: потребности в пище, воде, укрытии, половом удовлетворении, сне и кислороде. Субъект, которому недостает пищи, самооценки и любви, прежде всего, потребует пищи и, пока эта потребность не удовлетворена, будет игнорировать или отодвигать на задний план все другие потребности. Физиологические потребности оказывают мощное влияние на человеческое поведение. Но это происходит только до тех пор, пока они не удовлетворены. Маслоу полагает, что на протяжении своей жизни человек практически всегда желает чего-либо, он является "желающим животным" и "редко достигает состояния полного удовлетворения, разве что на короткое время. Как только одно желание удовлетворено, на его месте появляется другое".

Вторая возможность заключается в том, что перепроизводство товаров, как это происходит в промышленно развитых обществах, порождает склонность к использованию и потреблению этих товаров и заменяет инициативу и творчество каждого человека в рамках их потребностей, заглушая тенденцию к разнообразию, которое содержит культурное производство удовлетворителей. Что-то вроде феномена колонизации или культурного приручения в глобальном масштабе.

Третья альтернатива заключается в том, что растущая зависимость товаров для удовлетворения необходимости означает нечто вроде экстериоризации способов актуализации существования, а это приводит к относительному обнищанию внутреннего пространства, наиболее подходящего из необходимости. Человек становится все более зависимым, обновляя свою потребность, элементов, чуждых его собственному существованию. Примерами являются невозможность контролировать холодное или избыточное тепло из-за потери способности дрожать или потеть; потеря способности выполнять простое сложение или вычитание двух или трех цифр; неграмотность в результате неиспользования; снижение иммунологической способности путем наркотической зависимости; и т.д.

Потребности в безопасности

Как только физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, на первый план выдвигаются те, которые Маслоу описывает как потребности в безопасности. Поскольку у здорового нормального взрослого они обычно удовлетворены, их легче понять, наблюдая детей или взрослых-невротиков. Детские психологи и учителя обнаружили, что дети нуждаются в предсказуемом мире: ребенок предпочитает постоянство, правильность, определенную рутину. Когда эти элементы отсутствуют, он начинает испытывать беспокойство и неуверенность. Поэтому свобода в определенных рамках предпочтительнее полной вседозволенности: согласно Маслоу, именно такая свобода необходима для развития у детей хорошей приспособленности к окружающему миру.

Четвертая гипотеза относится к фундаментальной роли, которую играют удовлетворители, которая служит интерфейсом между внутренностью и внешним видом в системе фундаментальных потребностей человека и позволяет формулировать оба измерения. Следовательно, изобилие и разнообразие удовлетворителей значительно обогащают систему потребностей как на уровне индивидуальной жизни, так и в коллективной жизни, а с другой стороны, гомогенизация и однородность удовлетворителей обнищает ее. Примером этого является то, что произошло в сегодняшних обществах с работой, которая была сокращена исключительно на занятость или колонизацией использования свободного времени.

Потребности в зависимости и любви

Когда физиологические потребности и потребности в безопасности удовлетворены, основное место занимают потребности в любви, привязанности и зависимости. Любовь, как понимает ее Маслоу, не должна смешиваться с сексуальным влечением, которое может рассматриваться как чисто физиологическая потребность. Констатирует Маслоу, отсутствие любви подавляет личностный рост и развитие потенциала индивида.

Некоторые феноменальные наблюдения в отношении потребностей человека

Следует повторить, что концепция не является должным образом необходимой, как она есть на самом деле, а приблизительным описанием того, что на самом деле происходит. Основываясь на многих замечаниях, сделанных на семинарах, проведенных с использованием вышеупомянутого предложения, была предпринята попытка глубже углубить то, как удовлетворители связаны с потребностями. Необходимость материализуется, она становится присутствующей через удовлетворительное. Но как нужно обновлять потребности?

Маслоу говорит: "Любовь требует, чтобы ее и давали, и получали... Мы должны понимать любовь; мы должны быть способны учиться ей, создавать ее, предсказывать ее, или же мир будет поглощен враждебностью и подозрительностью".

Потребности в оценке

Маслоу выделил две категории имеющихся у человека потребностей в оценке: потребность в самоуважении и в оценке со стороны других. Первая категория охватывает такие потребности, как желание уверенности в себе, компетентности, мастерства, адекватности, достижений, независимости и свободы. Уважение со стороны других включает такие понятия, как престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственно оценка. Маслоу считает теоретически возможным, что стремление к свободе может относиться к числу базовых психологических потребностей, но указывает на недостаточность адекватных научных данных в поддержку этого взгляда.

Гипотеза механической коробки передач: последовательное действие

Какую роль играют преемники в этом обновлении? Вероятно, например, когда возникает потребность в понимании, как будто мы пытаемся прочитать то, что здесь написано, только эта потребность присутствует перед нашим сознанием и что исполнители, действующие в этой ситуации, сопровождают и согласуются с этой потребностью, т.е. внимание, чтение и память. Однако, если в это время произошло сильное землетрясение, наше сознание сразу же переместилось бы от потребности в понимании необходимости существования, и, следовательно, мы представим удовлетворительные связи с последним: беспокойство, быстрые реакции и мышечную активацию, По-видимому, невозможно тогда, что в моем сознании одновременно могут работать две потребности, так как в момент введения новой, предыдущая потребность смещается и возвращается к ее ситуации потенциальности или потенциальности.

Потребности в самоактуализации

Выделение психологической потребности в личностном росте, развитии, в использовании своего потенциала - в том, что Маслоу называет самоактуализацией, - представляет собой важный аспект его теории человеческой мотивации. Маслоу обнаружил, что потребность в самоактуализации обычно проявляется, когда потребности в любви и в оценке в значительной мере удовлетворены.

Другими словами, в каждый конкретный момент моего существования как человека, только одна из основных человеческих потребностей в состоянии актуализации будет найдена, а остальные останутся в виртуальной ситуации. Хорошей аналогией является то, что происходит с коробкой передач, которая содержит пять скоростей, но может работать только с одним из них. Одновременное действие всех потребностей невозможно. Можно подумать, что некоторые психические расстройства состоят из такой одновременности.

Гипотеза калейдоскопа: сингулярная комбинаторная

Вторая гипотеза полностью противоречит первой гипотезе, поскольку она предполагает, что одновременное присутствие перед сознанием более чем одной из девяти основных человеческих потребностей возможно; эта точка зрения гораздо более согласуется с концепцией синергии, чем предыдущая. Например, внимание, уделяемое на основе осознания того, кто интересует нас, аффективно, не совпадает с тем, что такого интереса нет.

Желание знать и понимать

Маслоу полагает, что одной из характеристик душевного здоровья является любознательность.

Эстетические потребности

Наука о поведении, как правило, игнорировала возможность того, что у людей есть инстинктивная (или близкая к ней) потребность в красоте. Маслоу обнаружил, что, по крайней мере, у некоторых индивидов, эта потребность очень глубока, а столкновение с уродливым поистине делает их больными. Маслоу указывает, что эстетические потребности связаны с образом своего Я.

Наблюдения Маслоу свидетельствуют, что потребность в красоте почти обязательна у здоровых детей. Свидетельства о наличии эстетических потребностей обнаруживаются в любом возрасте и в любой культуре, начиная с пещерных людей.


Характеристика базовых потребностей


Базовые потребности обычно обнаруживаются и испытываются в указанном выше порядке. Однако есть много исключений. Некоторые индивиды, например, могут предпочитать самооценку любви со стороны других. Или, скажем, у человека, долгое время бывшего безработным, могут притупиться желания, связанные с высшими потребностями, раз ему в течение многих лет приходилось искать пропитание. У психопатической личности потребности в любви и привязанности так сильно фрустрированы, что желание любить и получать любовь потеряно. Есть, конечно, много исторических примеров того, как люди, ставшие мучениками идеи, полностью пренебрегают своими базовыми потребностями2.

Люди, которым повезло родиться в обстоятельствах, позволивших удовлетворить их базовые потребности, приобретают такой сильный и цельный характер, что могут противостоять фрустрации этих потребностей на протяжении значительных отрезков времени. Удовлетворение базовых потребностей в раннем возрасте, особенно в первые два года жизни, очень важно. Как говорит Маслоу: "Люди, ставшие уверенными и сильными в свои ранние годы, склонны оставаться таковыми впоследствии перед лицом различных угроз".

Маслоу предостерегает также против слишком строгого взгляда на иерархию потребностей. Не следует полагать, что потребность в безопасности не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в пище, или что потребность в любви не возникает, пока не удовлетворена полностью потребность в безопасности. У большинства людей в нашем обществе частично удовлетворено большинство их базовых потребностей, но остаются и какие-то неудовлетворенные базовые потребности. Именно они имеют наибольшее влияние на поведение. Когда потребность удовлетворена, она мало влияет на мотивацию. "Удовлетворенное желание, - говорит Маслоу, - больше уже не желание".

Люди могут знать или не знать о своих базовых потребностях. "У среднего человека, - пишет Маслоу, - они намного чаще не осознаются, чем осознаются... хотя подходящие методики и искушенные люди могут помочь осознать их". Поведение, как отмечалось выше, является результатом действия многих сил. Оно может быть результатом не только нескольких базовых потребностей, сочетающихся каким-то образом, но также личных привычек, прошлого опыта, индивидуальных талантов и способностей, а также внешнего окружения. Как указывает Маслоу: "Если в ответ на стимульное слово "стол" я немедленно представляю себе образ стола или говорю "стул", эта реакция не имеет отношения к моим базовым потребностям".

Вероятно, только человек, знакомый с предшествующими психологическими теориями, в полной мере способен понять, насколько радикальными были эти идеи для большинства исследователей поведения. Маслоу описывает это как "...крушение устоявшихся, признанных и, казалось, незыблемых законов психологии".

Согласно Маслоу, истина, добро и красота у среднего человека нашей культуры лишь слабо корригируют друг с другом, а у невротика еще слабее. Только у развитого и зрелого человека, у самоактуализирующейся, полностью функционирующей личности они корригируют столь сильно, что по отношению ко всем практическим целям как бы сливаются. Я бы теперь добавила, что это справедливо и для других людей применительно к их пиковым переживаниям.

"Этот результат, если он правилен, находится, - отмечает Маслоу, - в прямом противоречии с одной из исходных аксиом, руководящих всем научным мышлением. Согласно ей, чем более объективным становится восприятие, тем удаленнее оно от ценностей факт и ценность почти всегда рассматривались интеллектуалами как антиномичные и взаимоисключающие".


Потребности в различных периодах человеческой жизни


Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют. Иногда схема Маслоу излагается так, будто потребности в творчестве и самореализации могут появиться только после полного удовлетворения всех остальных потребностей. Например, один из наиболее известных специалистов по маркетингу Ф. Котлер иллюстрирует пирамиду Маслоу следующими рассуждениями жительницы США Бетти Смит, задумавшей купить дорогую фотокамеру: «Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Бетти Смит в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Бетти уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Бетти хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией».

Из этой цитаты и других описаний потребительского поведения миссис Бетти Смит, которые Ф. Котлер излагает на нескольких страницах своей книги, следует, что названной даме для полного счастья на вершине пирамиды Маслоу не хватает только фотокамеры «Никон».

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех остальных потребностей (физиологических, причастности, признания и т.д.), а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были основные потребности в пище, жилье и безопасности.

Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

Таким образом, известные нам схемы классификации не учитывают:

1) всего диапазона потребностей человека;

2) индивидуальных различий по составу, иерархии и значимости потребностей;

3) уровней удовлетворения потребностей;

4) зависимости потребностей от ценностей и целей жизни человека.

Чтобы учесть эти факторы, целесообразно, прежде всего, разделить потребности на два вида: потребности существования и потребности достижения целей жизни.

Полагаю, что к этому виду должны быть отнесены также и потребности причастности. Это определяется тем, что человек не может существовать сколько-нибудь продолжительное время вне какого-либо коллектива (в частности, семьи).

Можно выделить следующие основные уровни удовлетворения потребностей существования: 1) минимальный, 2) базовый, 3) уровень роскоши.

Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека.

Базовый (нормальный) уровень обеспечивает возможность появления значимых интеллектуальных и духовных потребностей. Этот уровень может быть определен как субъективно, так и объективно. В первом случае критерием достижения базового уровня считается время, которое человек занят мыслями об удовлетворении потребностей в пище, одежде, жилище и безопасности. Целесообразно исходить из того, что это время не должно превышать половины времени бодрствования. Объективной оценкой базового уровня может быть потребительский бюджет, который эксперты считают необходимым для различных видов деятельности. В частности, труд шахтеров относится к числу наиболее интенсивных и опасных. Поэтому затраты на питание и отдых у шахтеров объективно больше, чем у конторского персонала.

Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше базового уровня становится самоцелью и / или средством демонстрации высокого общественного положения. На уровне роскоши человек «живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить». Характеристика соответствующего образа жизни имеется в работах А. Маршалла, Т. Веблена и многих других авторов.

Таким образом, после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования формируются потребности достижения целей жизни, которые, целесообразно дифференцировать на четыре группы:

1) материальные блага для индивидуума и семьи;

2) власть и слава;

3) знания и творчество;

4) духовное совершенствование.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.


Иерархия потребностей по А. Маслоу



Самоактуализация

Потребности роста*
(бытийные ценности)
(метапотребности)

истина
красота
жизненность
индивидуальность
совершенство
необходимость
завершенность
справедливость
порядок
простота
полнота
игра
непринужденность
самодостаточность
осмысленность


Самоуважение
уважение других


Любовь и принадлежность


Безопасность и уверенность


Физиологические
воздух, вода, пища, жилище, сон, секс


Базовые потребности
(дефицитарные потребности)



Внешняя среда
Предпосылки удовлетворения потребностей
Свобода, справедливость, порядок
Вызов (стимуляция)


Потребности роста равнозначны (иерархически не упорядочены)


Заключение


В данной контрольной работе я подробно рассмотрела вопрос, связанный с понятием потребности на различных этапах человеческой жизни. Из вышесказанного можно сделать выводы о том, что:

Потребность – рождена чувством нехватки чего-либо. Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психически недостаток чего-либо.

Принято деление потребностей на первичные (в пище, одежде, жилье, продолжении рода) и вторичные (в общении, знании, развитии). Обычно отмечается условность такой группировки даже для отдельного человека в различные периоды его жизни.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех людей. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне является необходимым условием формирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.

В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у одних людей после достижения базового уровня удовлетворения потребностей существования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальных благ; у других - к власти и славе; у третьих - к знаниям и творчеству; у четвертых - к духовному совершенствованию.


Список литературы


Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1978

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию- М, 1996

Немов Р.С. Психология: Учебник. - Москва: “Просвещение”, 1995

Петровский А.В. «Введение в психологию» - М, 1995

Столяренко Л.Д., Лавриненко В.Н. Основы психологии - Ростов-на-Дону, 1999

1 Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1978

2 Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию- М, 1996

Похожие рефераты:

Потребление и потребности Потребности как движущий фактор активности

Гуманистическая теория личности А. Маслоу: оценка самоактуализации, характеристики самоактуализирующих людей. Гуманистическая теория К. Роджерса. Поле опыта. Самость. Идеальная самость. Конгруэнтность и неконгруэнтность. Тенденция к самоактуализации.

Сущность потребностей

Изучение характерных особенностей и видов потребностей, под которыми понимают "нужду", "надобность", стремление приобрести то, что отсутствует. Особенности психологического аспекта выявления и измерения потребностей. Иерархия потребностей А. Маслоу.

Концепция самоактуализации А. Маслоу, ее фундаментальные положения. Иерархия человеческих потребностей и их классификация. Дефицитарные (голод, холод) и бытийные (актуализация потенциала) мотивы. Пиковые переживания в личностном росте (трансцендирование).

Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Характеристика гуманистической теории личности. Теория личности А. Маслоу. Основные достоинства гуманистической теории. Психоаналитическая теория личности. Неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности, стабильности личности.

РОСТОВСКИЙ – НА – ДОНУ ФИЛИАЛ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ Дисциплина: Психология Контрольная работа на тему: Теория личности

Состояния и потребности людей, возникающие, когда они в чем-либо нуждается, лежат в основе их мотивов. То есть именно потребности являются источником активности каждого индивида. Человек - желающее существо, поэтому в реальности вряд ли окажется так, чтобы его нужды были удовлетворены в полной мере. Природа потребностей человека такова, что, как только какая-либо надобность удовлетворяется, на первое место выходит следующая.

Пирамида потребностей Маслоу

Концепция потребностей Абрахама Маслоу, пожалуй, является наиболее известной из всех. Психолог не только классифицировал потребности людей, но и сделал интересное предположение. Маслоу заметил, что у каждого человека индивидуальная иерархия необходимостей. То есть существуют основные потребности человека - они еще называются базовыми, и дополнительные.

Согласно концепции психолога, абсолютно все люди на земле испытывают нужды всех уровней. Причем существует следующий закон: основные потребности человека являются доминирующими. Однако надобности высокого уровня так же могут напомнить о себе и стать мотиваторами поведения, но это происходит только тогда, когда удовлетворены базовые.

Основные потребности людей - это те, что направлены на выживание. В основании пирамиды Маслоу находятся базовые необходимости. Биологические потребности человека являются самыми важными. Далее следует нужда в безопасности. Удовлетворение потребностей человека в безопасности обеспечивает выживание, а также ощущение постоянства условий жизни.

Человек ощущает нужды более высокого уровня только тогда, когда он сделал все, чтобы обеспечить свое физическое благополучие. Социальные потребности человека заключаются в том, что он испытывает нужду в объединении с другими людьми, в любви и признании. После удовлетворения этой необходимости на первый план выдвигаются следующие. Духовные потребности человека заключаются в самоуважении, в защите от одиночества и в том, чтобы чувствовать себя достойным уважения.

Далее, на самом верху пирамиды потребностей находится нужда в том, чтобы раскрыть свой потенциал, самореализоваться. Подобную потребность человека в деятельности Маслоу объяснил как желание стать тем, кем он изначально является.

Маслоу предполагал, что эта нужда является врожденной и, самое главное, общей для каждого индивида. Однако в то же время очевидно, что люди разительно отличаются друг от друга по своей мотивации. По разнообразным причинам далеко не каждому удается добраться до вершины необходимости. На протяжении всей жизни потребности людей могут варьироваться между физическими и социальными, поэтому они не всегда осознают нужды, например, в самореализации, поскольку чрезвычайно заняты удовлетворением низших желаний.

Потребности человека и общества разделяются на естественные и неестественные. Кроме того, они постоянно расширяются. Развитие потребностей человека происходит за счет развития социума.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более высокие нужды удовлетворяет человек, тем ярче проявляется его индивидуальность.

Возможны ли нарушения иерархии?

Примеры нарушения иерархии в удовлетворении необходимостей известны каждому. Наверное, если бы духовные потребности человека испытывали только те, кто сыт и здоров, то само понятие подобных нужд уже давно кануло бы в лету. Поэтому организация потребностей изобилует исключениями.

Удовлетворение потребностей

Крайне важным фактом является то, что удовлетворение нужды никогда не может происходить по принципу «все либо ничего». Ведь если бы это было так, то физиологические необходимости насыщались бы один раз и на всю жизнь, а потом следовал бы переход на социальные потребности человека без возможности возврата. Нет необходимости доказывать обратное.

Биологические потребности человека

Нижний уровень пирамиды Маслоу - это те нужды, которые обеспечивают выживание человека. Разумеется, они являются наиболее неотложными и обладают мощнейшей побудительной силой. Для того чтобы индивид смог почувствовать потребности высших уровней, биологические нужды должны удовлетвориться хотя бы минимально.

Потребности в безопасности и в защите

Этот уровень витальных или жизненно важных потребностей - необходимость безопасности и защиты. Можно смело утверждать, что если физиологические потребности тесно связаны с выживанием организма, то необходимость в безопасности обеспечивает его долгую жизнь.


Потребности любви и принадлежности

Это следующий уровень пирамиды Маслоу. Потребность любви тесно связана со стремлением индивида избежать одиночества и быть принятым в человеческое общество. Когда удовлетворены нужды на предыдущих двух уровнях, мотивы подобного рода занимают доминантную позицию.

В нашем поведении почти все определяется потребностью любви. Для любого человека важно быть включенным в отношения, будь то семья, рабочий коллектив или нечто иное. Малышу необходима любовь, причем ничуть не меньше, чем удовлетворение физических нужд и потребности в безопасности.

Необходимость любви особенно ярко проявляется в подростковый период развития человека. В это время именно мотивы, вырастающие из этой потребности, становятся ведущими.


Психологи нередко говорят, что в подростковом возрасте проявляются типичные черты поведения. Например, основной вид деятельности подростка - общение со сверстниками. Также характерны поиски авторитетного взрослого человека - учителя и наставника. Все подростки подсознательно стремятся быть не такими, как все - выделяться из общей толпы. Отсюда появляется желание следовать модным тенденциям или принадлежать к какой-либо субкультуре.

Потребность в любви и принятии в зрелом возрасте

По мере того, как человек взрослеет, потребности в любви начинают фокусироваться на более избирательных и более глубоких отношениях. Теперь потребности подталкивают людей создавать семьи. Кроме того, становится более важным не количество дружеских связей, а их качество и глубина. Легко заметить, что у взрослых людей куда меньше друзей, чем у подростков, однако эти дружеские связи необходимы для душевного благополучия индивида.

Несмотря на большое количество разнообразных средств общения, люди в современном обществе весьма разрознены. На сегодняшний день человек не чувствует себя частью общины, разве что - частью семьи, которая насчитывает три поколения, но у многих отсутствует и это. Кроме того, дети, которые испытывали нехватку близости, в более зрелом возрасте испытывают перед ней страх. С одной стороны, они невротически избегают близких отношений, так как опасаются утратить себя как личность, а с другой - очень в них нуждаются.


Маслоу выделил два основных типа отношений. Они необязательно являются супружескими, а вполне могут быть дружескими, между детьми и родителями и прочее. Каковы два типа любви, выделенных Маслоу?

Дефицитная любовь

Этот вид любви направлен на стремление восполнить недостаток чего-либо жизненно необходимого. Дефицитная любовь имеет определенный источник - это неудовлетворенные потребности. Человек может испытывать нехватку в самоуважении, защите или принятии. Этот вид любви - чувство, рожденное эгоизмом. Оно мотивировано желанием индивида заполнить свой внутренний мир. Человек ничего не способен отдать, он только берет.

Увы, но в большинстве случаев основой длительных отношений, в том числе и супружеских, является именно дефицитная любовь. Стороны подобного союза могут прожить вместе всю жизнь, однако многое в их отношениях определяется внутренним голодом одного из участников пары.

Дефицитная любовь является источников зависимости, страха потерять, ревности и постоянных попыток перетянуть одеяло на себя, подавляя и подчиняя партнера, чтобы теснее привязать его к себе.

Бытийная любовь

Это чувство основывается на признании безусловной ценности любимого человека, но не за какие-либо качества или особые заслуги, а просто за то, что он есть. Разумеется, что бытийная любовь тоже призвана удовлетворять человеческие потребности в принятии, однако ее разительное отличие состоит в том, что в ней нет элемента собственничества. Стремления отнять у ближнего то, в чем нуждаешься сам, также не наблюдается.

Тот человек, который способен испытать бытийную любовь, не стремится переделать партнера или как-то изменить его, но поощряет в нем все лучшие качества и поддерживает стремление духовно расти и развиваться.


Сам Маслоу описывал этот вид любви как здоровые отношения между людьми, которые основываются на взаимном доверии, уважении и восхищении.

Потребности самоуважения

Несмотря на то, что этот уровень потребностей обозначен как нужда в самоуважении, Маслоу разделял его на два типа: самоуважение и уважение со стороны других людей. Хотя они тесно связаны друг с другом, поэтому разделить их зачастую бывает крайне сложно.

Потребность человека в самоуважении заключается в том, что он должен знать, что на многое способен. Например, что успешно справится с поставленными перед ним задачами и требованиями, и то, что чувствует себя полноценной личностью.

Если этот вид потребности не удовлетворяется, то появляется чувство слабости, зависимости и неполноценности. Причем чем сильнее подобные переживания, тем менее эффективной становится деятельность человека.

Необходимо заметить, что самоуважение является здоровым только тогда, когда в его основе лежит именно уважение со стороны других людей, а не статус в обществе, лесть и прочее. Только в этом случае удовлетворение такой потребности будет способствовать психологической устойчивости.

Интересно то, что нужда в самоуважении в разные периоды жизни проявляется по-разному. Психологами замечено, что молодые люди, которые только начинают создавать семью и искать свою профессиональную нишу, больше других нуждаются в уважении со стороны.

Потребности самоактуализации

Высший уровень в пирамиде потребностей - нужда в самоактуализации. Абрахам Маслоу определял эту надобность как стремление человека стать тем, кем он может стать. Например, музыканты пишут музыку, поэты сочиняют стихи, художники рисуют. Почему? Потому что они хотят в этом мире являться самими собой. Им необходимо следовать своей природе.


Для кого важна самоактуализация?

Необходимо заметить, что в самоактуализации нуждаются не только те, кто обладает каким-либо талантом. Свой личностный или творческий потенциал есть у каждого без исключения человека. Каждая личность имеет свое призвание. Потребность в самоактуализации заключается в том, чтобы найти дело своей жизни. Формы и возможные пути самоактуализации весьма многообразны, и именно на этом духовном уровне потребностей мотивы и поведение людей наиболее уникальны и индивидуальны.

Психологи утверждают, что стремление максимально самореализоваться присуще каждому человеку. Однако людей, которых Маслоу назвал самоактуализирующимися, крайне мало. Не более 1% от населения. Почему же те стимулы, которые должны побуждать человека к деятельности, не всегда срабатывают?

Маслоу в своих работах указал следующие три причины подобного неблагоприятного поведения.

Во-первых, незнание человека о своих возможностях, а также непонимание пользы самосовершенствования. Кроме того, имеют место быть обыкновенные сомнения в собственных силах или же страх неудачи.

Во-вторых, давление предубеждений - культурных или социальных. То есть способности человека могут идти вразрез с теми стереотипами, которые навязывает общество. Например, стереотипы женственности и мужественности способны помешать юноше стать талантливым визажистом или танцором, а девушке достичь успехов, например, в военном деле.

В-третьих, потребность самоактуализации может пойти вразрез с потребностью в безопасности. Например, если самореализация требует от человека рискованных или опасных поступков или же действий, не гарантирующих успеха.

Похожие публикации