Извлечение прибыли. Основная цель предпринимательской деятельности – извлечение прибыли

1. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

2. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

1) потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

2) общественных организаций, к которым относятся в том числе политические партии и созданные в качестве юридических лиц профессиональные союзы (профсоюзные организации), органы общественной самодеятельности, территориальные общественные самоуправления;

2.1) общественных движений;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные палаты;

3) ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;
5) казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
6) общин коренных малочисленных народов Российской Федерации;
7) фондов, к которым относятся в том числе общественные и благотворительные фонды;
8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в том числе государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общественные) учреждения;
9) автономных некоммерческих организаций;
10) религиозных организаций;
11) публично-правовых компаний.

12) адвокатских палат;
13) адвокатских образований (являющихся юридическими лицами).

4. Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

5. Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

6. К отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (), правила настоящего Кодекса не применяются, если законом или уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.

Комментарий к статье 50 Гражданского Кодекса РФ

1. Комментируемая статья посвящена коммерческим и некоммерческим организациям - важнейшей дихотомии ЮЛ, непосредственно связанной с феноменом предпринимательской деятельности, включенной в предмет гражданско-правового регулирования и отнесенной к ведению гражданского законодательства (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК). Исходя из основной цели деятельности все ЮЛ делятся на две группы: коммерческие организации преследуют, а некоммерческие организации не преследуют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли (п. 1 ст. 50). Поскольку занятие предпринимательством - не исключительная прерогатива коммерческих организаций (в п. 1 ст. 50 говорится о стремлении к извлечению прибыли только как об основной цели деятельности), предпринимательством могут заниматься и некоммерческие организации с соблюдением следующего ряда условий и ограничений: а) стремление некоммерческой организации к получению прибыли не должно превращаться для нее в самоцель (п. 1 ст. 50); б) получаемая некоммерческой организацией прибыль не должна распределяться между ее участниками, т.е. присваиваться ими (кроме членов потребительского кооператива - п. 5 ст. 116 ГК); в) осуществление некоммерческой организацией предпринимательской деятельности должно соответствовать тем целям, ради которых она создана, а также служить достижению этих целей (абз. 2 п. 3 ст. 50); г) наконец, возможность некоммерческой организации вести предпринимательскую деятельность не должна прямо исключаться законом.

2. В связи с предложенной в п. 1 ст. 50 дихотомией ЮЛ далее в п. 2 и абз. 1 п. 3 перечисляются организационно-правовые формы коммерческих и некоммерческих организаций. При этом используется уже не классификационный, а перечневый метод, а поскольку последний, не будучи основанным на строгом логическом критерии (критериях), является более свободным и гибким, при необходимости и в результате изменения закона формы ЮЛ могут подвергаться количественной и качественной динамике. Так, возможно сокращение или увеличение числа форм (за счет исключения одних и добавления других), а также внутренние изменения существующих форм (последнее, в частности, произошло в отношении унитарных предприятий в связи с изменением концепции казенных предприятий и обществ с ограниченной ответственностью, оказавшихся более "удаленными" от хозяйственных товариществ и приближенными к акционерному обществу).

Перечень форм коммерческих организаций исчерпывается рамками ГК (п. 2 ст. 50), поэтому появление новых форм коммерческих организаций возможно только при условии соответствующего изменения ГК. Согласно п. 2 ст. 50 и с учетом п. п. 2 и 3 ст. 66 ГК коммерческие организации могут создаваться только в формах: а) полного и б) коммандитного товарищества (ст. ст. 69 - 81, 82 - 86 ГК); в) общества с ограниченной и г) с дополнительной ответственностью (ст. ст. 87 - 94, 95 ГК); д) акционерного общества (ст. ст. 96 - 104 ГК); е) производственного кооператива (ст. ст. 107 - 112 ГК); ж) унитарного предприятия (ст. ст. 113 - 115 ГК). Особенности каждой формы определяют ГК и специальные законы (исключения составляют лишь не имеющие своего закона хозяйственные товарищества). Поскольку императивная норма п. 2 ст. 50 явно ограничивает принципы свободы договора, автономии воли и самостоятельности (п. п. 1, 2 ст. 1, абз. 1 п. 1 ст. 2, ст. 421 ГК), коммерческая организация не может быть создана ни в какой другой форме (в том числе за счет комбинирования элементов разных форм).

Именно поэтому исключено существование известного в прошлом индивидуального (семейного) частного предприятия, как и гипотетической акционерной коммандиты (акционерного общества с дополнительной ответственностью) - симбиоза акционерного общества и товарищества на вере (общества с дополнительной ответственностью). В свою очередь, форма унитарного предприятия не может использоваться за рамками государственной (муниципальной) формы собственности для обеспечения интересов частного бизнеса. Отдельные формы коммерческих организаций внутренне неоднородны: акционерные общества могут быть открытыми или закрытыми (ст. 97 ГК), а унитарные предприятия - основанными на праве хозяйственного ведения и оперативного управления (ст. ст. 114, 115 ГК). Для целей правового регулирования некоторые формы группируются между собой благодаря наличию у них общих признаков, например хозяйственные общества (в рамках которых только и возможно явление дочерних и зависимых обществ - ст. ст. 105, 106 ГК), хозяйственные товарищества и общества (обладающие общей частью - ст. ст. 66 - 68 ГК). Именно благодаря сходству отдельных форм и во избежание дублирования нормативного материала правила, посвященные одним формам, иногда в силу прямого указания закона могут применяться в отношении других форм (п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 95 ГК).

3. Формы некоммерческих организаций не ограничиваются рамками ГК (абз. 1 п. 3 ст. 50) - их могут предусматривать и другие законы, различные по отраслевой принадлежности. Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, объединений ЮЛ (ассоциаций и союзов) (см. соответственно ст. ст. 116 - 118, 120, 121 ГК). Существуют также общины коренных малочисленных народов РФ, госкорпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации (соответственно ст. ст. 6.1, 7.1, 8, 10 Закона о некоммерческих организациях).

Отдельные формы некоммерческих организаций внутренне неоднородны, неоднозначным может быть и правовое регулирование разновидностей одной и той же формы. Так, учреждение может быть частным либо публичным (государственным или муниципальным); в свою очередь, государственное и муниципальное учреждение - бюджетным или автономным (п. 2 ст. 120, п. 1 ст. 298 ГК). Однако Закон о некоммерческих организациях не распространяется на государственные и муниципальные учреждения, если иное не установлено федеральным законом (п. 5 ст. 1), а потому упоминает только о частных учреждениях (ст. 9). В свою очередь, те государственные и муниципальные учреждения, которые являются автономными, особо регулирует Закон об автономных учреждениях. Некоторые формы некоммерческих организаций пересекаются. Так, общественные объединения (ст. 117 ГК) могут создаваться в форме общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности, политической партии (ст. ст. 7 - 12, 12.2 Закона об общественных объединениях).

4. Коммерческие и (или) некоммерческие организации могут объединяться в ассоциации и союзы (п. 4 ст. 50, ст. 121 ГК). Закон по-разному регулирует такие объединения, во всяком случае являющиеся некоммерческими организациями. Так, объединение коммерческих организаций не может вести предпринимательскую деятельность самостоятельно и непосредственно: для этого оно должно преобразоваться в хозяйственное товарищество (общество) либо участвовать в нем (абз. 2 п. 1 ст. 121 ГК). Данное правило не касается прочих объединений - некоммерческих организаций (п. 2 ст. 121 ГК), а также коммерческих организаций с некоммерческими: такие объединения вправе заниматься предпринимательством самостоятельно и непосредственно (без преобразования или участия в коммерческой структуре). Коммерческие организации могут быть учредителями (участниками) некоммерческих организаций (ст. 15 Закона о некоммерческих организациях), за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут участвовать в общественных и религиозных организациях (объединениях) и госкорпорациях, учредителями которых могут быть только граждане и Российская Федерация соответственно). Некоммерческие организации могут быть учредителями (участниками) коммерческих организаций, за исключениями, предусмотренными законом (например, они не могут быть полными товарищами в хозяйственных товариществах, а учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере с разрешения собственника, если иное не установлено законом - п. 4 ст. 66 ГК). Возможно преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, и наоборот (п. 2 ст. 104 ГК, ст. 34 Закона об унитарных предприятиях, п. п. 1, 2, 4 ст. 17 Закона о некоммерческих организациях).

  • Предмет и система курса
    • Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования
      • Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»
      • Формы и виды предпринимательской деятельности
    • Понятие предпринимательского права и его место в структуре российского права
    • Принципы предпринимательского права
      • Основные принципы предпринимательского права
    • Методы предпринимательского права
    • Правоотношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности
  • Источники предпринимательского права
    • Понятие и виды источников предпринимательского права
      • Предпринимательское законодательство и основные направления его совершенствования
      • Система предпринимательского законодательства
    • Обычаи делового оборота как источник предпринимательского права
    • Применение норм международного права
    • Роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности
  • Правовой статус отдельных субъектов предпринимательской деятельности
    • Субъекты предпринимательской деятельности: понятие и виды
    • Индивидуальная форма предпринимательства
      • Правоспособность индивидуального предпринимателя
      • Лицензирование индивидуальной формы предпринимательства
    • Коллективные формы предпринимательства
      • Полные товарищества
      • Товарищество на вере
      • Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
      • Акционерные общества (АО)
      • Производственные кооперативы (ПК)
      • Государственные и муниципальные унитарные предприятия
    • Субъекты малого предпринимательства
      • Предпринимательские объединения
        • Классификация холдингов
        • Способы создания холдингов. Система участия
    • Финансово-промышленные группы
    • Иные формы предпринимательских объединений
    • Некоммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности
  • Создание и прекращение деятельности субъектов предпринимательства
    • Порядок и способы создания субъектов предпринимательства
    • Государственная регистрация субъектов предпринимательства
    • Реорганизация субъектов коллективного предпринимательства
    • Ликвидация субъектов коллективного предпринимательства
  • Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие, критерии и признаки несостоятельности (банкротства)
      • Критерии банкротства
      • Признаки банкротства
    • Правовой статус участников правоотношений несостоятельности (банкротства)
    • Правовой статус кредитора
    • Правовой статус арбитражного управляющего
    • Арбитражный суд как участник правоотношений несостоятельности (банкротстве)
    • Процедуры несостоятельности (банкротства)
  • Правовой режим имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Понятие и виды имущества субъектов предпринимательской деятельности
    • Правовые формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности
    • Правовой режим отдельных видов имущества
      • Правовой режим денежных средств
      • Правовой режим ценных бумаг
      • Правовой режим прибыли
  • Приватизация государственного и муниципального имущества
    • Понятие и основные цели приватизации
    • Законодательство о приватизации
    • Субъекты и объекты приватизационных правоотношений
    • Порядок и способы приватизации
  • Механизм государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания и пределы
    • Методы, средства и формы государственного регулирования предпринимательской деятельности
    • Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
  • Государственное регулирование функциональных видов экономической деятельности
    • Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности
      • Субъекты конкуренции
      • Антимонопольное законодательство
      • Понятие и виды монополий
      • Монополистическая деятельность субъектов конкуренции
      • Антимонопольные органы
      • Санкции за нарушение антимонопольного законодательства
    • Техническое регулирование
      • Технические регламенты
      • Стандартизация
      • Подтверждения соответствия
      • Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов
    • Государственное регулирование ценообразования
      • Ценообразование как вид экономико-правовой деятельности
      • Законодательство о цепах и ценообразовании и основные направлении его совершенствования
      • Публично-правовой режим осуществления ценообразования
    • Государственное регулирование инновационной деятельности
      • Источники правового регулирования инновационной деятельности
      • Субъекты и объекты инновационной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инновационной деятельности
    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности
      • Субъекты инвестиционной деятельности
      • Объекты инвестиционной деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления инвестиционной деятельности
      • Особенности отдельных форм осуществлении иностранными инвесторами деятельности на территории Российской Федерации
    • Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
      • Источники правового регулирования внешнеэкономической деятельности
      • Субъекты и объекты внешнеэкономической деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления внешнеэкономической деятельности
  • Государственное регулирование отраслевых видов предпринимательской деятельности
    • Государственное регулирование банковской деятельности
      • Понятие и структура банковской системы Российской Федерации
      • Источники правового регулирования банковской деятельности
      • Правовое положение кредитных банковских организаций
      • Публично-правовой режим осуществления банковской деятельности
    • Государственное регулирование биржевой деятельности
      • Источники правового регулирования биржевой деятельности
      • Субъекты биржевой деятельности
      • Публично-правовой режим осуществления биржевой деятельности
    • Государственное регулирование страховой деятельности
      • Источники правового регулирования страховой деятельности
      • Субъекты страховой деятельности (страхового дела) и участники страховых отношений
      • Объекты страхования
      • Публично-правовой режим осуществления страховой деятельности
    • Государственное регулирование профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Источники правового регулирования профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Субъекты профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
      • Публично-правовой режим осуществления профессиональной предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг
    • Государственное регулирование аудиторской деятельности
      • Виды аудита
      • Источники правового регулирования аудиторской деятельности
      • Субъекты аудита
      • Публично-правовой режим осуществления аудиторской деятельности
    • Государственное регулирование оценочной деятельности
      • Источники правового регулирования оценочной деятельности
      • Субъекты и объекты оценочной деятельности
      • Публично-правовой режим оценочной деятельности
  • Предпринимательский договор
    • Предпринимательский договор: понятие, виды и сфера применения
    • Особенности порядка заключения предпринимательского договора
    • Особенности изменения и расторжения предпринимательского договора
    • Исполнение предпринимательского договора: понятие, принципы
  • Ответственность в сфере предпринимательской деятельности
    • Понятие, виды и основания для применения ответственности
    • Неустойка: понятие, виды и порядок взыскания
    • Убытки: понятие, виды и порядок взыскания

Предпринимательская деятельность как предмет правового регулирования

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и др.

Предпринимательство - это, прежде всего вид человеческой деятельности. Причем предпринимательская деятельность не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), имеющих единую цель. Основная цель предпринимательской деятельности - производство и предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и который приносит прибыль.

Однако ориентация на достижение коммерческого успеха не является самодовлеющей целью в современном бизнесе. Наряду с извлечением прибыли для субъектов предпринимательской деятельности принципиальное значение приобретает также вопрос о создании собственного дела (бизнеса), в рамках которого осуществляются производство товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Предпринимательские структуры принимают участие в решении социальных проблем российского общества, жертвуют свои средства на развитие культуры, образования, здравоохранения, охрану окружающей среды. Одна из основных конституционных обязанностей предпринимателей - уплата законно установленных налогов и сборов.

Вместе с тем при создании предпринимательских структур не преследуется цель - уплата налогов и сборов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК) (п. 1 ст. 3) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это публичная обязанность предпринимателей, вытекающая из реализации предпринимательских действий.

Организационный аспект предпринимательства выражается в следующем. Основу практической деятельности человека составляет целенаправленное действие. В свою очередь, действие понимается как процесс, направленный на выполнение простой текущей задачи либо подчиненный достижению промежуточного результата целостной деятельности. Операция - следующий элемент деятельности, представляющий собой «комплекс действий, ориентированных на решение определенной задачи».

Операции являются элементами более высоких уровней поведения (например, управление производством). В реальной жизни существует тесная связь и взаимообусловленность между различными элементами человеческой деятельности. Так, одно и то же действие может входить в качестве элемента в разные операции. И наоборот: одна и та же операция может быть совершена разными действиями.

Особое место в структуре деятельности людей занимают поступки. Поступок - это не очередной уровень поведения, а социальная характеристика действий и операций при условии, что они имеют общественную значимость. Поступки, по мнению В. Н. Кудрявцева, относятся к таким актам поведения, которые приобретают положительную или отрицательную социальную характеристику. Сказанное в равной степени касается и предпринимательства (предпринимательской деятельности).

Экономический аспект предпринимательства . В научной среде предпринимательство с точки зрения экономической определенности принято рассматривать в трех аспектах: как экономическую категорию; как метод хозяйствования; как тип экономического мышления. Так, для характеристики предпринимательства в качестве экономической категории используется система отношений между субъектами и объектами предпринимательства. В свою очередь, рассматривая предпринимательство через призму метода ведения хозяйства, ученые-экономисты выделяют такие признаки предпринимательства, как самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов.

Предпринимательство - особый тип экономического мышления, характеризующийся совокупностью оригинальных взглядов и подходов к принятию решений. Центральное место здесь принадлежит личности предпринимателя. Это - особый склад ума, воля к победе, желание борьбы, творческий характер его труда.

Юридический аспект предпринимательства . Категория «предпринимательство» имеет большое практическое значение. Она широко используется в действующем законодательстве. Достаточно сказать, что в первой и второй частях Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК) термин «предпринимательская деятельность» применяется в 45 статьях. Таким образом, отношения в сфере предпринимательской деятельности являются объектом правового регулирования. В то же время субъекты предпринимательской деятельности вправе издавать локальные (корпоративные) нормативные акты, регулирующие корпоративные отношения, внутренние вопросы деятельности.

Легальное определение понятия «предпринимательская деятельность» дано в п. 1 ст. 2 ГК. Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Рассмотрим нормативные признаки предпринимательства.

Самостоятельный характер этой деятельности проявляется во многих отношениях. В первую очередь он означает относительную независимость предпринимателя от иных органов, организаций и частных лиц. Граждане и их объединения сами инициируют предпринимательскую деятельность и самостоятельно осуществляют ее. Предприниматель свободен в выборе предмета предпринимательской деятельности, а также средств для ее эффективного осуществления.

В литературе условно выделяют имущественную и организационную («хозяйственную») самостоятельность предпринимательской деятельности. Под имущественной самостоятельностью понимается наличие у предпринимателя обособленного собственного имущества как экономической базы деятельности. Объем имущественной самостоятельности зависит от того юридического титула, на основе которого это имущество принадлежит субъекту. Следовательно, можно говорить о полной (когда имущество принадлежит субъекту на праве собственности) и об ограниченной (когда имущество принадлежит субъекту на ином вещном праве, например, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) имущественной самостоятельности.

Организационная самостоятельность выражается в возможности принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности, начиная с принятия решения заниматься предпринимательской деятельностью, выбора вида деятельности, организационно-правовой формы и заканчивая принятием решения о прекращении деятельности (в случае добровольной ликвидации предпринимателя).

Самостоятельность проявляется и на стадиях поиска партнеров, заключения договоров, распределения предпринимательского дохода.

Именно самостоятельный характер предпринимательской деятельности отличает ее от трудовой деятельности (например, от работы по трудовому контракту). Работники предприятия, вступая в трудовые отношения, должны подчинять свою деятельность определенному трудовому распорядку и соблюдать производственную дисциплину.

Указанное различие получило закрепление и в налоговом законодательстве. Так, Налоговый кодекс РФ (ст. 227 и др.) проводит разграничение между налогообложением доходов, получаемых физическими лицами за выполнение ими трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, и доходов от предпринимательской деятельности.

Однако самостоятельный характер предпринимательской деятельности имеет свои юридические границы. Предпринимательство представляет собой деятельность в рамках действующего законодательства. Скажем, предпринимательство не может осуществляться в организационно-правовой форме коммерческой организации, не предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ст. 50), без специального разрешения на отдельные виды деятельности.

При этом надо отметить, что самостоятельный характер присущ и общественно-политической, и благотворительной, и социально-культурной деятельности. Свойства самостоятельности еще в большей степени, чем в предпринимательстве, проявляются в творческой деятельности.

Систематизм - следующий признак предпринимательства. О нем принято говорить в двух аспектах. Первый - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Второй аспект связан с систематическим совершением определенных действий (операций, поступков).

Несмотря на некоторую взаимосвязь между собой, указанные случаи не совпадают ни по объему, ни по содержанию. Действительно, можно иметь единовременную прибыль от систематических поведенческих актов, и наоборот - систематическую прибыль от единичного действия. Возможен вариант длительного отсутствия предпринимательской деятельности (или вялотекучая деятельность) с одновременным наличием прибыли, заработной платы в предыдущие годы.

В хозяйственной практике встречаются случаи, когда коммерческие организации, осуществляя предпринимательскую деятельность в течение нескольких лет, не получают какую-либо прибыль и являются, по крайней мере по бухгалтерским документам, убыточными. Причем нередко руководители предприятий (организаций) преднамеренно создают такое положение, дабы не платить налоги и другие обязательные платежи в соответствующий бюджет.

Систематическое извлечение прибыли - обязательный (сущностный) признак предпринимательской деятельности. Коммерческая направленность отграничивает эту деятельность не только от общественно-политической, благотворительной, социально-культурной, но и от других видов инициативной деятельности. Так, в силу ст. 11 Закона РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (в ред. от 27 июля 2006 г. № 1Э8-ФЗ) фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.

Биржевую деятельность нельзя отнести ни к благотворительной, ни к социально-культурной и др. Деятельность фондовой биржи представляет собой разновидность хозяйственной деятельности, даже если в процессе ее осуществления не преследуется цель извлечения прибыли. Иначе говоря, понятия «хозяйственная деятельность» и «предпринимательство» соотносятся как род и вид.

Систематизм означает неоднократное повторение чего-то (в нашем случае - предпринимательских действий). Поэтому систематическое извлечение прибыли есть неоднократное получение прибыли.

Понятие «систематическое получение прибыли» нельзя раскрыть через количественный критерий, поскольку невозможно сколько-нибудь серьезно обосновать утверждение о том, что два действия (сделки) - это еще не система, а три образуют необходимое состояние.

Далее, систематическое и постоянное извлечение прибыли - не одно и то же. Слово «постоянное» означает не прекращающуюся во времени деятельность по получению прибыли. «В неразличии, смешении обоих проявлений деятельности заложены корни серьезных конфликтных ситуаций. В частности, сложности возникают при оценке предпринимательской деятельности, субъекты которой скрывают ее, а при выявлении отрицают наличие предпринимательства, ссылаясь именно на то, что акции, внешне схожие по цели с предпринимательскими, носят не систематический, а случайный, разовый, повторный и т. п. характер».

Предпринимательство есть рисковая деятельность. Категория «предпринимательский риск» еще не стала предметом повышенного внимания ученых-юристов в силу своей «молодости». В литературе делаются лишь первые попытки в общем смысле сформулировать определение данного понятия. При этом используются теоретические разработки общей проблемы риска таких исследователей, как М. М. Агарков, В. П. Грибанов, М. С. Гринберг, О. А. Красавчиков, Н. С. Малеин, В. А Ойгензихт и др.

Категория «риск» весьма многогранна. В связи с этим нельзя не вспомнить о риске собственника (ст. 221 ГК), покупателя (ст. 459), арендатора (ст. 669), сторон в договорах подряда (ст. 705), страхования (ст. 944, 945), предпринимателя (ст. 929, 933) и иных лиц. В каждом из этих случаев содержание риска будет иметь индивидуальные признаки. Так, в ст. 933 ГК предусмотрена возможность заключения договора страхования предпринимательского риска, под которым согласно ст. 929 ГК понимается риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Итак, предпринимательский риск - это потенциальная возможность (опасность) наступления или ненаступления события (совокупности событий), повлекшего неблагоприятные имущественные последствия для деятельности предпринимателя по не зависящим от него обстоятельствам. Такой риск выражается и в неполучении прибыли (дохода), и в возникших убытках, и в свертывании производства товаров и услуг, и в утрате клиентуры и деловой репутации, и в ликвидации бизнеса и др.

В учебной и научной литературе ряд авторов выделяют (помимо названных признаков предпринимательства) другие признаки предпринимательской деятельности. К ним относятся, в частности, инициативность и профессионализм предпринимателей, государственная регистрация субъектов предпринимательства и др. Рассмотрим их подробно.

Признак легитимации предпринимательства . В силу ст. 2 ГК подлежат регистрации не предпринимательская деятельность, а лица, ее осуществляющие. Это общее правило распространяется и на индивидуальное, и на коллективное предпринимательство. Например, коммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность с момента их государственной регистрации в качестве юридических лиц.

Из сказанного можно сделать следующие выводы. Лицо (в том числе юридическое), осуществляющее предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, предпринимателем (коммерческой организацией) не является. В свою очередь, лицо, прошедшее такую регистрацию, приобретает статус предпринимателя, даже если и не осуществляет указанную деятельность. Поэтому легитимация предпринимательства - это формальный (внешний) признак данного явления.

Будучи экономической категорией, предпринимательская деятельность существует независимо от факта государственной регистрации субъектов предпринимательства. Однако отсутствие такой регистрации влечет за собой правовые последствия: предпринимательская деятельность признается незаконной. Так, в ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК) установлена ответственность за незаконное предпринимательство.

Инициативный характер предпринимательства . Данный признак нельзя отнести к обязательным признакам предпринимательства. Инициатива свойственна всем участникам гражданского оборота. Не случайно в литературе основанная на законе инициатива физических и юридических лиц рассматривается в качестве характерной черты гражданско-правового метода регулирования общественных отношений.

Профессионализм предпринимателей . Спорно утверждение некоторых авторов о том, что профессионализм (профессиональная основа) - сущностный признак предпринимательской деятельности. Гражданский кодекс РФ (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это соответствует целям, ради которых они созданы. Едва ли здесь можно говорить о предпринимательском профессионализме некоммерческих организаций.

Подытоживая сказанное, можно сформулировать собственное определение предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность (предпринимательство) представляет собой совокупность целенаправленных, систематических действий, совершаемых самостоятельно, на свой риск лицом, зарегистрированным в качестве предпринимателя, в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества и получения систематической прибыли посредством создания и ведения собственного бизнеса, дела (продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг и т. п.). Основная цель предпринимательства, на наш взгляд, - не только в получении прибыли. С современных позиций для предпринимательства важно иметь собственный бизнес (свое дело).

Коммерческая направленность - важный признак предпринимательства, позволяющий провести отграничение его от иной экономической деятельности. Но нельзя при определении предпринимательства основной упор делать на цели извлечения прибыли. Цивилизованный рынок нуждается в предпринимателях, которые стремятся к созданию устойчивого во всех отношениях собственного бизнеса. Это - имущественный комплекс, наделенный реальными материальными и нематериальными активами, организация производства и реализации готовой продукции (работ и услуг), кадровый состав, клиентская база, рынок сбыта и т. д.


Соотношение понятий «предпринимательская деятельность», «экономическая деятельность», «хозяйственная деятельность», «коммерческая деятельность»

Под прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Извлечение прибыли – цель предпринимательской деятельности, а не обязательный результат. Отсутствие прибыли не может служить основанием для вывода о том, что такая деятельность не является предпринимательской. Неполучение прибыли в результате осуществления этой деятельности – это результат предпринимательского риска. Кроме того, из общего правила о получении прибыли как цели предпринимательской деятельности, имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, необходимую для обороны страны, которая может быть, а чаще всего является убыточной, но необходима обществу)

Систематичность ведения предпринимательской деятельности.

Применительно к ст. 2 ГК РФ критерий «системность» разъяснен в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 декабря 2006 г. № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Доказательствами, подтверждающими факт занятия указанными лицами деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться показания лиц, оплативших товары, работы, услуги, расписки в получении денежных средств, выписки из банковских счетов лица, привлекаемого к административной ответственности, акты передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), если из указанных документов следует, что денежные средства поступили за реализацию этими лицами товаров (выполнение работ, оказание услуг), размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи, закупку товаров и материалов, заключение договоров аренды помещений».

Регистрация в качестве предпринимателя в установленном законом порядке.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Государственная регистрация как признак предпринимательской деятельности имеет значение только в отношении физических лиц – индивидуальных предпринимателей. Она свидетельствует о появлении нового субъекта именно предпринимательских правоотношений (субъектом непредпринимательских отношений, возможно, данное лицо уже и выступало) и предоставляет право на занятие такой деятельностью этому лицу. Цель государственной регистрации юридических лиц совершенно иная: они регистрируются в налоговых органах не как субъекты предпринимательской деятельности, а как потенциальные субъекты разнообразных правоотношений (как предпринимательских, так и непредпринимательских). Некоммерческие организации подлежат государственной регистрации даже в том случае, если они и не будут заниматься предпринимательской деятельностью. Это объясняется тем, что с государственной регистрацией юридического лица связывается момент его создания, а, следовательно, и возникновения правоспособности.

Предмет и метод ПП

ПП – это нормативный массив, состоящий из норм различных отраслей права, регулирующих отношения по созданию, реорганизации, ликвидации организационных форм предпринимательской деятельности, а также отношения, складывающиеся в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности.

Сторонники дуалистической концепции (Е.А. Суханов, Б.И. Пугинский и др.) считают, что предпринимательские отношения должны регулироваться гражданским и административным правом.

Монистическая теория (В.К. Мамутов, В.С. Мартемьянов и др.) исходит их того, что предпринимательское право будет самостоятельной комплексной отраслью права.

Предмет , т.е. совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

1. Центральной и основной группой, несомненно, выступают предпринимательские отношения , т.е. отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами.

  • предпринимательскую деятельность ведут равноправные самостоятельные субъекты, которые свободно выходят на рынок, производя товары, выполняя работы, оказывая услуги. Между такими субъектами складываются отношения, которые в науке предпринимательского (а ранее - хозяйственного) права принято именовать горизонтальными, в отличие от вертикальных, основанных на власти и подчинении.

· является основной, поскольку именно в процессе осуществления предпринимательской деятельности достигается главная ее цель - получение прибыли. Направленность на получение прибыли указывает, в свою очередь, на коммерческий и, следовательно, товарно-денежный характер предпринимательских отношений.

Таким образом, первая группа общественных отношений, составляющих предмет предпринимательского права, - это коммерческие, товарно-денежные отношения между равноправными несоподчиненными хозяйствующими субъектами, ведущими предпринимательскую деятельность.

2. Вторая группа включает в себя отношения организационного характера , не имеющие непосредственной целью извлечение прибыли. В частности, такие отношения складываются при осуществлении деятельности по созданию, реорганизации и ликвидации организаций, предпринимательских объединений, получению сертификатов и в ряде других случаев. Такая деятельность носит некоммерческий характер, но создает основу, а зачастую является необходимым условием, предпосылкой будущей предпринимательской деятельности. Создает условия для предпринимательства и деятельность ряда некоммерческих организаций, таких как учреждения, объединения и др.

3. Третью группу отношений, входящих в предмет предпринимательского права, составляют отношения, возникающие в процессе государственного регулирования предпринимательства. Эти отношения, в отличие от первой группы, не характеризуются равенством правового статуса участников. Напротив, они находятся в состоянии подчинения, а сами отношения образно можно представить как "вертикальные". Право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно осуществляться в рамках границ, очерченных нормативными правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Необходимость такого регулирования обусловлена тем, что в процессе деятельности сталкиваются частные интересы предпринимателей и публичные интересы общества. Эти интересы должны быть уравновешены и не входить в конфликт друг с другом. Таким образом, государство, в целях реализации публичных интересов общества, воздействует на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность, регулируя эту деятельность разными способами и с применением различных форм.

4. В предмет предпринимательского права включается и четвертая группа общественных отношений. Речь идет о внутрихозяйственных отношениях . Субъектами таких отношений являются, в частности, различные структурные подразделения организаций, которые взаимодействуют как между собой, так и с организацией в целом. Так, в структуре внутрихозяйственных отношений выделяют отношения внутрикорпоративные, основанные на факте участия лица в хозяйственном обществе в качестве акционера (участника); членские, вытекающие из участия в организациях, основанных на членстве (производственный кооператив), и, следовательно, влекущие за собой обязанность личного участия в управлении делами организации.

Метод - совокупность приемов и способов воздействия на отношения, составляющие предмет предпринимательского права.

Поскольку российское предпринимательское право будет комплексной отраслью права, объединяющей нормы как гражданского, так и административного права, его методы разнообразны:

а) императивный метод – метод жестких властных предписаний, исчерпывающе регулирующих отношения (например, предписания антимонопольных органов, обязанность предпринимателей зарегистрироваться, платить налоги, и т. д.);

б) диспозитивный метод – предоставляет субъектам ϲʙᴏбоду выбора определенного варианта поведения (например, в ряде случаев ГК РФ предоставляет предпринимателям возможность определять некᴏᴛᴏᴩые условия договоров по соглашению сторон) и др.

  1. Источники ПП

Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, т.е. разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.

Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:

1) нормативный правовой акт;

2) обычай делового оборота;

3) общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Нормативный правовой акт является основным источником права в Российской Федерации.

1. Конституция РФ

а) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8);

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8);

б) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

Равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8);

Гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46);

в) закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73).

2. Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и др.

3. Федеральные законы

а) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ред. от 23.12.2010 г.;

б) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

в) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» в ред. от 28.12.2010 г.;

г) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

Федеральный закон от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» в ред. от 08.05.2010 г.;

4. Подзаконные акты:

а) указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в ред. от 22.06.2010 г.);

б) постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

в) нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерства, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС России) и др.);

5. Нормативные правовые акты субъектов РФ - издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству.

6. Муниципальные правовые акты - принимаются по вопросам, касающимся реализации права собственности на принадлежащее муниципальным образованиям имущество.

7. Обычаи делового оборота - сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. (Понятие обычая делового оборота определено в ст. 5 ГК РФ).

Обычаи делового оборота применяются в случаях, прямо указанных в законодательстве.

8. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ

Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи 1980 г.;

Принципы

Основополагающие начала, которыми руководствуются заложенные правовые нормы изучаемой отрасли права, называются принципами предпринимательского права.

Принцип свободы предпринимательской деятельности и поощрения предприимчивости в предпринимательстве. Этот принцип отражен в следующих статьях Конституции:

Ст. 8, определяющей гарантированное единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности;

Ст. 34, гарантирующей право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Развитие данного принципа определено ГК и иными законодательными актами. Согласно данному принципу каждый субъект права по своему выбору и свободному волеизъявлению может начать и вести свое дело с использованием любой формы, предусмотренной законом, осуществляя любые виды деятельности, не запрещенные законом, и т.п. В то же время данная свобода может быть ограничена, но при соблюдении следующих условий: ограничение может быть введено только федеральным законом, и его цели - защита конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.

Принцип осуществления государственного воздействия на предпринимательские отношения преимущественно на основе применения экономических мер и методов. В процессе осуществления данного принципа всегда должно поддерживаться равновесие в соблюдении интересов предпринимателей (частных лиц) и интересов государства. В настоящее время государство использует систему единого налогообложения ко всем субъектам предпринимательских отношений, определение в известной мере цен на определенные товары, работы, услуги. Цель данных мер - стимулирование субъектов в развитии своего производства, а соответственно, в насыщении рынка товарами, работами, услугами. Для реализации указанных параметров государство использует в названных мерах систему льгот, дотаций, субсидий и пр.

Принцип поддержки конкуренции и недопущения монополизма и недобросовестной конкуренции . Основы данного принципа заложены в уже названных ст. 8, 34 Конституции и нашли свое развитие в Законе РСФСР от 22.03.1991 №948-1 "О конкуренции и ограниченной монополистической деятельности на товарных рынках" и Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" Согласно данному основному положению преимущества в своем развитии может получить тот предприниматель, кто достиг наилучших результатов в своей деятельности, производит высококачественные товары (работы, услуги) с наименьшими издержками.

Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты. Согласно ст. 8 Конституции "в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Исходя изданного положения не может быть определено привилегированное правовое положение какой-либо формы собственности, а соответственно, привилегий для тех предпринимателей, которые используют имущество, находящееся в таком "неприкасаемом" положении. Защищаются все формы собственности также одинаково: по одним правилам, одними способами и т.п.

Принцип законности - общеотраслевой (т.е. свойственный всем отраслям права), но в предпринимательских отношениях он проявляется следующим образом. Во-первых, сам предприниматель при осуществлении им предпринимательской деятельности должен соблюдать правила, требования, установленные государством в законодательных актах. Во-вторых, само государство должно обеспечить законность данных актов и законность в деятельности своих органов (государственных органов и органов местного самоуправления).

Лицензирование ПД

Федеральный закон от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»

Положения о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование - комплекс мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий.

Перечень лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством.

Правил лицензирования .

· разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ.

· лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, то есть лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица.

· лицензия выдается на определенный срок – не менее 5 лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Порядок лицензирования

1. Представление в соответствующий лицензирующий необходимых документов. Лицензирование подавляющего большинства видов деятельности отнесено к компетенции федеральных органов власти. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.

2. Принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) лицензии. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основе проведенной проверки лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

3. Уведомление соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии. Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа, в том числе реквизитов акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора за предоставление лицензии. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Похожие публикации