Порядок составления коммерческого акта и акта общей формы. Коммерческий акт и акт общей формы Оформление коммерческого акта на некомплект

1. Обстоятельства, при которых составляется акт общей формы и коммерческий акт. Порядок заполнения граф актов. 3

2. Регистрация коммерческих актов в Книге регистрации коммерческих актов формы ГНУ-2 6

3. Список используемых источников. 7


Обстоятельства, при которых составляется акт общей формы и коммерческий акт. Порядок заполнения граф актов

По 119 статье УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.

Коммерческий акт (форма ГУ-22) составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

Несоответствие наименования, массы, количества мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

Повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

Обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузобагажа;



Возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

Непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется в день выгрузки груза или в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. В соответствующих случаях в местах общего пользования коммерческий акт составляется в день выдачи грузов грузополучателю. При невозможности составить коммерческий акт в указанные сроки он должен быть составлен в течение следующих суток. Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и три работника перевозчика, перечень которых устанавливается Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте. Правила уполномочивают подписывать коммерческий акт от перевозчика: начальника станции (его заместителя), начальника механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций (его заместителя), начальника грузового района, заведующего пакгаузом, заведующего контейнерной площадкой, заведующего сортировочной платформой, приемосдатчика станции или приемосдатчика дистанции погрузочно-разгрузочных работ. К проверке груза и подписанию акта могут быть привлечены и другие работники станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ) в случае отсутствия в штатном расписании станции (дистанции погрузочно-разгрузочных работ) указанных лиц. В этом случае в коммерческом акте делается запись: «В штатном расписании должность _________ отсутствует». Лица, составляющие или подписывающие коммерческий акт, содержащий недостоверную информацию, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Коммерческий акт составляется станциями в трех экземплярах. В случае обнаружения обстоятельств, изложенных в статьях 98 и 102 Устава (искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, перегруз вагона, контейнера), составляется надлежаще заполненная копия коммерческого акта, которая направляется на железную дорогу отправления для решения вопросов, связанных с возмещением грузоотправителем убытков и взыскания штрафов. Первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его соста-вления.

Если коммерческий акт составляют на станции отправления или на попутной станции, то второй экземпляр прилагается к накладной и следует с ней до станции назначения. При этом станциями на оборотной стороне накладной в графе 5 «Отметки перевозчика» указывается номер акта, дата его составления и о чем составлен акт (например, «о недостаче … мест», «о недостаче массы … кг» и т.п.). Эта запись удостоверяется подписью работника, на которого возложена эта работа и штемпелем станции.

Если коммерческий акт составлен на станции назначения, то второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию в течение трех дней. Выдача коммерческого акта грузополучателю производится при предъявлении доверенности на получение груза, а для физических лиц - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица под подписью на экземпляре коммерческого акта, оставшегося в делах станции. Третий экземпляр коммерческого акта хранится в делах станции, составившей коммерческий акт. В случае отказа железнодорожной станции от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель имеет право подать заявление в письменной форме об отказе или о нарушении начальнику (заместителю начальника) отделения железной дороги, а при отсутствия отделения в составе дороги - начальнику (заместителю начальника) службы грузовой и коммерческой работы управления железной дороги.

На заявление об отказе в составлении коммерческого акта или об оформлении его с нарушением установленных требований должен быть дан мотивированный ответ по существу заявления в течение трех дней, а в отношении скоропортящихся грузов - в течение одного дня. В случае, если на станции работы, связанные с приемом и выдачей груза в местах общего пользования, находятся в ведении механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ и коммерческих операций, то коммерческие акты составляются дистанцией. При перевозках грузов с использованием электронной накладной коммерческие акты могут составляться в электронном виде. Коммерческий акт в электронном виде передается в ИВЦ дороги, в состав которой входит станция, составившая его.

Порядок составления коммерческих актов и описание в них результатов проверки груза регулируется Инструкцией по актово-претензионной работе на железных дорогах и Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте.

К первому экземпляру коммерческого акта, высылаемому на расследование, должны быть приложены (в зависимости от типа применяемых ЗПУ): контрольная шайба ЗПУ «Спрут-Универсал» с нанесенной на ней информацией, головка ЗПУ «Лавр» с нанесенными контрольными знаками, контрольная пломба ЗПУ «Лавр-Гарант М» с нанесенной на ней информацией, втулка ЗПУ «Клещ-60 СЦ» с нанесенной на ней информацией, корпус ЗПУ «Скат» с нанесенной на него информацией. Для закрепления используются имеющиеся в этих частях ЗПУ отверстия.

Кроме того, к коммерческому акту прилагаются: подлинный вагонный лист; акт о техническом состоянии вагона (контейнера), если несохранность произошла или могла произойти в связи с неисправностью вагона (контейнера); копия коммерческого акта попутной станции, копия сертификата качества или удостоверения о качестве при перевозке скоропортящихся грузов, копия ветеринарного свидетельства при перевозке животных и грузов, подконтрольных Госветнадзору, копия сертификата, удостоверяющая отсутствие в грузах карантинных организмов, и другие документы, требуемые Инструкцией по актово-претензионной работе.

Акты общей формы (форма ГУ-23) также служат основанием для ответственности участников железнодорожной перевозки. В отличие от коммерческих актов, оформляемых только в определенных случаях, перечень которых является исчерпывающим, акты общей формы удостоверяют обстоятельства:

Акты общей формы составляются станциями для удостоверения следующих обстоятельств:

Утрата документов, приложенных грузоотправителем к накладной, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов на железнодорожном транспорте;

Задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку, а также в случаях перегруза вагонов, контейнеров сверх допустимой грузоподъемности по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути;

Задержка груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией примыкания по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца (пользователя) железнодорожного подъездного пути, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции примыкания;

Задержка подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя;

Задержка приема грузополучателем, грузоотправителем принадлежащих им или арендованных ими у организаций федерального железнодорожного транспорта вагонов, контейнеров;

Неочистка вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя (кроме случаев обнаружения цистерн и бункерных полувагонов с недослитыми остатками груза в пунктах налива или на промывочно-пропарочных станциях);

Неочистка наружной поверхности цистерн и бункерных полувагонов после налива и слива;

Подача железной дорогой неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

Отсутствие ЗПУ на вагоне, контейнере (если в накладной и вагонном листе имеется отметка о их наличии на вагоне, контейнере), повреждение или замена ЗПУ (если при этом отсутствуют обстоятельства, в удостоверение которых составляются коммерческие акты), обнаружение в пути следования или на станции назначения ЗПУ на вагонах, контейнерах с неясно нанесенной информацией без следов умышленного повреждения (если читаемая информация соответствует данным в накладной и вагонном листе), обнаружение в пути следования ЗПУ на вагонах, контейнерах без следов умышленного повреждения и информация на них не соответствует данным в накладной и вагонном листе;

Задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя принадлежащего организациям федерального железнодорожного транспорта локомотива, направленного для уборки вагонов в соответствии с уведомлением грузоотправителя, грузополучателя;

Задержка груза в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом;

Обнаружение в пути следования вагонов, контейнеров с коммерческими неисправностями, угрожающими безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;

Повреждение вагона, контейнера;

Самовольное занятие железной дорогой вагонов, контейнеров, принадлежащих грузоотправителю, грузополучателю, иным организациям или арендованных ими;

Самовольное использование грузоотправителем, грузополучателем, иными организациями вагонов, контейнеров, принадлежащих организациям федерального железнодорожного транспорта;

Задержка выдачи грузов в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку грузов и иных причитающихся железной дороге платежей;

Задержка по вине грузоотправителя, грузополучателя на станции отправления (назначения) грузов, охраняемых ведомственной охраной МПС России;

Простой локомотива, принадлежащего организации федерального железнодорожного транспорта, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций;

Отказ или уклонение грузоотправителя, грузополучателя, других организаций от подписания акта о повреждении вагона, акта о повреждении контейнера, памятки приемосдатчика, ведомости подачи и уборки вагонов, учетной карточки выполнения заявки на перевозку и других документов, предусмотренных технологией работы федерального железнодорожного транспорта. На указанных документах в этих случаях в месте, где предусмотрено проставление подписи, делается отметка о составлении акта общей формы с указанием его номера и даты составления, которая подписывается работником станции и заверяется строчным штемпелем станции;

Обнаружение в пути следования в вагоне трупов животных и т.д.

Акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основаниями для его составления. При перевозке груза в сопровождении акт общей формы подписывается также и лицом, сопровождающим груз (проводником грузоотправителя, грузополучателя, работником ведомственной охраны МПС России). Лица, указанные в акте общей формы, должны подписать акт и при несогласии с его содержанием изложить свое мнение. В случае отказа или уклонения от подписания акта общей формы представителем грузоотправителя, грузополучателя акт подписывается удостоверяющими в его составлении лицами и в нем дополнительно делается отметка о предъявлении акта общей формы на подпись представителю и его отказе или уклонении от подписания этого акта. Эта отметка вторично заверяется подписями лиц, участвующих в составлении акта общей формы. Акт составляется на бланке утвержденной формы, где необходимо дать ответы на вопросы соответствующих граф. Особенно тщательно нужно описать обстоятельства, вызвавшие составление акта. Эти акты (или заверенные копии) должны выдаваться грузополучателю по его требованию. Отказ в составлении акта общей формы грузоотправитель или грузополучатель вправе обжаловать вышестоящему транспортному руководителю.

Для определения причин недостачи, порчи или повреждения груза и размера причиненного ущерба начальник станции по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов либо соответствующих специалистов. Грузополучатель имеет право принять участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза. Экспертиза, проведенная без участия уполномоченного представителя станции, считается недействительной. При экспертизе составляется акт экспертизы, который подписывается экспертом, а также другими специалистами, которые были привлечены к проведению экспертизы, начальником станции и представителем грузополучателя, если он принимал участие в экспертизе прибывшего в его адрес груза.

О проведенной экспертизе должна быть сделана отметка в разделе «Е» коммерческого акта. О повреждении вагона составляется акт о повреждении вагонаформы ВУ-25, а о повреждении контейнера - акт о повреждении контейнераформы ВУ-25к.

В Правилах составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте приведен полный перечень обстоятельств, для удостоверения которых составляются акты общей формы. Этими же Правилами устанавливается количество экземпляров актов общей формы, составляемых станциями отправления, назначения и в пути следования, в зависимости от удостоверяемых обстоятельств, их назначения, а также составление актов общей формы в электронном виде. Статьей 119 Устава предусмотрено составление иных актов в порядке, установленном Правилами перевозок грузов.

Это документ строгой отчетности, для которого установлен определенный порядок. Его составляют согласно утвержденным правилам. Данный документ удостоверяет обстоятельства, дающий основания для привлечения к ответственности имущественного плана как транспортную компанию, так и пассажира, отправителя и получателя грузов, багажа.

Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Это быстро и бесплатно !

Данный вид документа используют транспортные предприятия, предприятия по грузоперевозкам, пассажирским перевозками, в том числе, почта, железные дороги, авиалинии, автобусные станции, все службы доставки грузов.

Образец

Коммерческий акт № 34 о порче груза 21.12.2014 года

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет.- Объявленная ценность 20000 руб. (двадцать тысяч рублей 00 коп.). – Ценность груза по документам 25000 руб. (двадцать пять тысяч рублей 00 коп.) – Упаковка - производственные упаковочные пакеты.

Фактическая дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут Расчетная дата 21.12.2014 года, время перевозки 4 часа 20 минут

Пункт назначения г. Кукушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №10 Пункт отправления г. Мушинск, склад ТОВ «Дороги рая» №1

Грузовая накладная № 17 от 17.12.2014 года Грузополучатель ТОВ «Дуки-Буки», г. Кукушинск, ул. Воды, 44 Грузоотправитель ТОВ «Шмаки-Драки», г. Мушинск, ул. Грибов, 22

Акт составлен менеджером Пупкиным В.С. Перевозчик ТОВ «Дороги рая»

Банки трехлитровые, в палетах, весом 200 кг, 20 палет, в том числе поврежденных 4 палета. Упаковка не вскрыта, пломбы не сорваны.

К Акту прилагаются фото поврежденных палет с трёхлитровыми банками. При выгрузке в пункте назначения были выявлены разбитые балеты с трёхлитровыми банками в количестве четырех штук.

Причина порчи груза - оторванный трос крепления на выше обозначенных палетах. Акт экспертизы не составлен.

Сумма заявленных получателем груза претензий равна 4000 рублей (четыре тысячи рублей 00 коп.).

Менеджер Пупкин В.С. Грузчик Кошкин А.Д. Заведующий грузового терминала Собок С.С. Получатель груза по доверенности Тютюка М.Н

Составлен 12.2014 года

Важно! Коммерческий акт может быть составлен только в случае порчи груза или багажа с момента принятия груза на отправку и до фактической выдачи получателю.

В каких случаях необходим?

Данный документ может быть составлен в случае:

  1. Если фактические данные не соответствуют данным , которые указаны в документации перевозчика в отношении массы, наименования, количества мест грузов и багажа.
  2. Если произошли повреждения груза , багажа и установлены или не установлены возможные причины данного факта.
  3. Выявление груза, багажа без положенных перевозочной документации , или наличие такой документации без груза или багажа.
  4. Возвращение перевозчику украденного груза , багажа.
  5. Не переданные перевозчиками грузы на железные дороги общественного пользования согласно установленным 24 часам от оформления документации о его выдаче (акт составляется только согласно требованию получателя багажа).

Коммерческий акт может быть составлен при:

  1. Выгрузке багажа, груза. В местах общественной выгрузки непосредственно в день выгрузки, в редких случаях - в процессе выдачи груза, багажа получателю или пассажиру.
  2. Выгрузке багажа в местах не общественного пользования. Должен быть составлен в день выгрузки сразу в нее момент или позже.
  3. В пути следования. В момент когда были обнаружены обстоятельства, предусматривающие составление коммерческого акта.

Правила составления

  1. Документ должен быть составлен в 2-х экземплярах , без наличия помарок и исправлений, с применением электронных пишущих машин. Копии актов заверяются надлежащим образом.
  2. Обязательно наличие подписей перевозчика или доверенного им лица, и собственника груза, если тот присутствует при проверке.
  3. Перевозчик обязан предоставить требуемый владельцем груза, коммерческий акт не позднее трех рабочих дней. Если такое не было сделано, владелец груза подает специальное письменное заявление о данном факте. Ответ также должен быть выдан в три дня.
  4. Если акт составляется о скоропортящихся продуктах , обязательно необходимо приложить к первому экземпляру сертификат качества или другой аналогичный документ.
  5. Данный акт регистрируется в книге по учету коммерческих актов.
  6. Акты выдаются только при наличии документа, удостоверяющего личность - физические лица, и для юридических лиц - наличие доверенности на данный груз или багаж.

В документе должна быть отображена следующая информация:

  1. Описание фактического состояния груза или багажа и процесс выявления его несоответствия.
  2. Данные о правильности погрузки, размещения и закрепления груза или багажа.
  3. Зафиксированные нарушения требований к погрузочно-разместительным действиям и крепления багажа или груза;

Реквизиты акта:

  • название документа;
  • номер, дата и место, где составлен акт;
  • номер и дата накладной;
  • названия пунктов отправки и доставки груза;
  • сведения об отправителе и получателе;
  • результаты проверки груза;
  • несоответствия;
  • экспертиза;
  • подписи лиц, составляющих акт;

Основными лицами, которые заинтересованы в надлежащей доставке груза в целости и сохранности являются транспортные компании и собственник груза.

Дабы избежать ситуаций с повреждением груза и связанных с ними дальнейших осложнений, рекомендуем:

  1. На этапе заключения договора перевозки груза , сделать подробные письменные записи по претензии перевозчику (экспедитору или собственнику), при наступлении выше обозначенных ситуаций.
  2. Тщательный контроль за отслеживанием и правильностью заполнения полного пакета документов для перевозки груза и его комплектации.
  3. В случае высокой стоимости груза , или если перевозки имеют регулярный характер, заключить договор с сюрвейером, который лично удостовериться в комплектности, качестве крепления грузов, проведет анализ технического состояния транспортного средства перевозчика.
  4. После, предоставить специальный рапорт , который будет отличным подспорьем при судебной тяжбе.
  5. Тщательно проверять груз при получении с применением фотоаппарат или видеокамеры.
  6. Настаивать на составлении коммерческого акта , если произошла порча груза.
  7. Если ответственные лица отказываются от составления коммерческого акта , требуйте письменных пояснений данного отказа, привлеките пару свидетелей и собственноручно составите акт.

Основной совет - не экономьте, страхуйте свои грузы и багаж, тогда ваша экономия будет более очевидной, особенно, в случае наступления ситуации, которая требует составления указанного акта.

В случаях обнаружения при выгрузке повреждений вагонов (контейнеров), перевозчиком составляется акт общей формы в порядке, предусмотренном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

O несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанных в транспортной железнодорожной накладной;

O повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;

O обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

O возвращения перевозчику похищенного груза;

O непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение 24-х часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке установленной формы. Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

O первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

O второй экземпляр выдается грузополучателю по его требованию;

O третий экземпляр остается на хранение в делах перевозчика.

Коммерческий акт подписывает грузополучатель или его уполномоченный представитель, если он участвует в проверке груза, и перевозчик. Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

Акт общей формы составляется на станциях для удостоверения следующих обстоятельств:

O утраты документов, приложенных грузоотправителем к накладной, отказа от подписания документов, предусматриваемых соответствующими правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом;

O различных случаев задержки и неподачи вагонов, локомотива перевозчика по причинам, зависящим от перевозчика, грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования на всех этапах перевозки;

O неочистки вагонов, контейнеров от остатков груза и мусора после выгрузки средствами грузополучателя, подачи перевозчиком неочищенных вагонов, контейнеров под погрузку средствами грузоотправителя;

O отсутствия ЗПУ на вагоне, контейнере, несоответствия его данным, указанным в накладной, неисправности, повреждения или замены ЗПУ, обнаружения в пути следования неисправности, повреждения вагонов, контейнеров, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов;


O самовольного занятия перевозчиком и грузоотправителем вагонов, контейнеров, принадлежащих их контрагенту или арендованных ими;

O других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров. При составлении акта общей формы в пути следования перевозчиком составляется, как правило, два экземпляра:

O первый экземпляр акта общей формы прикладывается к перевозочному документу;

O второй экземпляр акта общей формы хранится в делах перевозчика.

О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

В случае обнаружения недостачи, повреждения груза может быть проведена экспертиза по инициативе перевозчика или по требованию грузополучателя.

Экспертиза не проводится, если стоимость недостачи, повреждения груза не превышает размера МРОТ, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

2.2. Коммерческий акт составляется:

при выгрузке грузов в местах общего пользования - в день выгрузки груза, в необходимых случаях - в день выдачи груза грузополучателю;

при выгрузке груза в местах необщего пользования - в день выгрузки груза, при этом проверка груза должна проводиться в процессе его выгрузки или непосредственно после выгрузки груза;

в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные в настоящем подпункте сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

12.Порядок составления коммерческого акта.

2.1. Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной (далее - накладная);

повреждения (порчи) груза и возможных причин такого повреждения;

обнаружения груза без перевозочных документов, а также перевозочных документов без груза;

возвращения перевозчику похищенного груза;

непередачи перевозчиком груза на железнодорожный путь необщего пользования в течение двадцати четырех часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

2.3. Данные в коммерческом акте указываются на основании перевозочных документов, книг перевески грузов на вагонных и товарных весах и других документов.

2.4. В случае составления коммерческого акта при перевозке продовольственных и скоропортящихся грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата качества или удостоверения о качестве, заверенная на основании подлинного документа печатью и подписью уполномоченного представителя перевозчика.

При составлении коммерческого акта о порче продовольственных и скоропортящихся грузов, перевозимых в рефрижераторных секциях, контейнерах, автономных рефрижераторных вагонах для перевозки эндокринного сырья (далее - АРВ-Э), курсирующих с обслуживающей бригадой, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается выписка о температурном режиме в пути следования из рабочего журнала (форма ВУ-85), подписанная руководителем обслуживающей бригады рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э, заверенная подписью уполномоченного представителя перевозчика. При этом в коммерческом акте указывается значение температуры воздуха в рефрижераторной секции, контейнере, АРВ-Э перед выгрузкой исходя из показаний приборов рефрижераторной секции, контейнера, АРВ-Э.

В случае составления коммерческого акта при перевозке животных и грузов, подконтрольных органам Госветнадзора, к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия ветеринарного свидетельства (сертификата).

В случае составления коммерческого акта при перевозке подкарантинных грузов к первому экземпляру коммерческого акта прикладывается копия сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов.

2.5. При выдаче с участием перевозчика однородных грузов, которые перевезены отдельными отправками навалом или насыпью и прибыли за данные календарные сутки от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя в исправных вагонах без признаков утраты, выявленная недостача, превышающая норму естественной убыли массы таких грузов и значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов, либо выявленные излишки, составляющие разницу между массой грузов, определенной на железнодорожной станции (далее - станция) отправления, и массой грузов, определенной на станции назначения, с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы нетто грузов могут оформляться одним коммерческим актом.

Недостача или излишки грузов, перевозимых навалом, насыпью или наливом с перевалкой либо перегрузкой в пути следования, отгруженных одним грузоотправителем в адрес одного грузополучателя и прибывших в исправных вагонах без признаков утраты, определяются по результатам проверки всей партии одновременно выданных грузов и оформляются, как правило, одним коммерческим актом.



В коммерческом акте должны содержаться по каждой отправке: номер вагона, род вагона, количество запорно-пломбировочных устройств (далее - ЗПУ) и нанесенная на ЗПУ информация, число мест и масса груза, указанная в перевозочных документах и оказавшаяся в наличии. В случае определения массы груза на вагонных весах указываются масса брутто, масса тары вагона (с трафарета или проверенная на весах) и масса нетто. Сведения о перевеске вагонов указываются в перечне, который прилагается к коммерческому акту. В этом случае перечень и коммерческий акт подписывают лица, участвующие в выдаче груза, и уполномоченные представители перевозчика.

2.6. Коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания на бланке формы ГУ-22 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции назначения, распределяются следующим образом:

второй экземпляр коммерческого акта выдается грузополучателю по его требованию;

Экземпляры коммерческого акта, составленного перевозчиком на станции отправления или на попутной станции, распределяются следующим образом:

первый экземпляр коммерческого акта используется перевозчиком для расследования обстоятельств, послуживших основанием для его составления;

второй экземпляр коммерческого акта прилагается к перевозочному документу и следует до станции назначения;

третий экземпляр коммерческого акта остается на хранение в делах перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.

О составлении коммерческого акта на станции назначения отметка на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается по требованию грузополучателя.

2.7. При перевозках грузов с использованием накладной в электронном виде коммерческий акт может составляться в электронном виде. Порядок хранения и направление коммерческого акта, составленного в электронном виде, определяются перевозчиком в соответствии с договором об обмене данными и документами в электронном виде. На основании данных такого коммерческого акта в электронную накладную вносятся отметки, предусмотренные правилами заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

Коммерческие акты, составленные в электронном виде на станции отправления и на попутной станции, прикладываются к электронной накладной.

2.8. В случаях, когда в накладной имеется отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом, его не оказалось, перевозчик по результатам выдачи груза на станции назначения должен составить новый коммерческий акт.

Отсутствие на момент выдачи груза коммерческого акта, составленного на попутной станции (независимо от наличия или отсутствия соответствующей отметки в накладной), не может служить причиной его непризнания.

Если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе "Ж" коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания: "При проверке груза, выданного "__"___г., разницы против настоящего акта не оказалось".

В случае несоответствия сведений, имеющихся в коммерческом акте, составленном на попутной станции, и данных проверки груза на станции назначения составляется новый коммерческий акт. При этом на станции назначения грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, не выдается, кроме коммерческого акта, составленного на попутной станции, из которого усматривается ответственность грузоотправителя.

Если в пути следования был составлен коммерческий акт, удостоверяющий обстоятельства, за которые несет ответственность грузоотправитель, то перевозчик на станции назначения обязан выдать грузополучателю коммерческий акт, составленный на попутной станции, независимо от выдачи коммерческого акта, составленного перевозчиком при выдаче груза на станции назначения. В этом случае копия коммерческого акта, составленного на попутной станции, хранится в делах перевозчика.

2.9. В случае проведения экспертизы грузов в соответствии с правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте о такой экспертизе должна быть сделана отметка в разделе "Е" коммерческого акта.

2.10. Коммерческий акт подписывают грузополучатель или его уполномоченный представитель (по доверенности на право подписания коммерческого акта), если он участвует в проверке груза, и перевозчик.

Коммерческий акт регистрируется в книге учета коммерческих актов перевозчика.

В случае проверки массы тары вагона представителем перевозчика, не участвовавшим при взвешивании массы вагона с грузом, в разделе "Д" коммерческого акта указываются фамилии представителей перевозчика, участвовавших во взвешивании массы вагона с грузом и проверке массы тары вагона. При этом коммерческий акт подписывается уполномоченным представителем перевозчика, участвовавшим в проверке массы тары вагона.

При выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.

При выгрузке вагонов перевозчиком на места общего пользования на склады и на площадки станций, в случае, когда выдача груза производится после выгрузки, коммерческий акт подписывается только уполномоченным представителем перевозчика.

В случае выдачи груза со склада или площадки станции при наличии несоответствия данных, имеющихся в коммерческом акте, составленном при выгрузке груза из вагона, перевозчиком составляется новый коммерческий акт.

2.11. При составлении коммерческого акта снятые с вагона, контейнера запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ) используются в следующем порядке:

при наличии обстоятельств, по которым усматривается ответственность перевозчика или взаимная ответственность перевозчика и грузоотправителя, пересылаются, погашаются, направляются на экспертизу в порядке, установленном перевозчиком;

при составлении коммерческого акта по обстоятельствам, при которых усматривается ответственность только грузоотправителя, ЗПУ грузоотправителя, снятые с вагона после признания их исправными и подписания коммерческого акта грузополучателем, погашаются в порядке, установленном перевозчиком. При этом в коммерческом акте в графе "При акте приложены" против пункта 1 "б" делается отметка "ЗПУ погашены".

2.12. По требованию грузополучателя перевозчик обязан в течение трех дней выдать коммерческий акт.

Выдача коммерческого акта представителю грузополучателя производится при предъявлении доверенности, а в случае, если грузополучателем является физическое лицо, - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность лица. При получении коммерческого акта уполномоченный представитель грузополучателя расписывается на оборотной стороне коммерческого акта на экземпляре, остающемся в делах перевозчика, с указанием даты и номера доверенности или документа, удостоверяющего личность.

2.13. В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон, в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток с момента выдачи грузов или их выгрузки. Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление в течение трех суток, а в отношении продовольственных и скоропортящихся грузов - в течение одних суток со дня получения заявления.

Представители перевозчика и грузополучателя, участвующие в составлении коммерческого акта, обязаны подписать коммерческий акт. При несогласии с содержанием коммерческого акта представители перевозчика и грузополучателя вправе изложить в нем особое мнение.

2.14. Если коммерческий акт выдан грузополучателю на недостачу груза, не прибывшего по основной накладной, то при прибытии этого груза по досылочному документу перевозчик при предъявлении грузополучателем накладной на основную отправку и выданного ему коммерческого акта в накладной и во всех экземплярах коммерческого акта в разделе "Ж" должен сделать отметку о том, что недостающий груз по данной отправке прибыл по досылочному документу (с указанием его номера). Кроме того, в отметке указываются номер вагона (номера вагонов), наименование станции, на которой оформлена досылка, дата оформления досылки и дата выдачи недостающего груза. По прибытии последней части груза, указанной в коммерческом акте как неприбывшая, грузополучатель должен вернуть перевозчику коммерческий акт для хранения в его делах.

2.15. В случае, если на станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

13. Формы перевозочных документов.

Формы перевозочных документов, приведенные в "приложении" к настоящим Правилам, являются едиными для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.

Особенности заполнения перевозочных документов на перевозку железнодорожным транспортом воинских грузов устанавливаются "Уставом" воинских железнодорожных перевозок и другими нормативными правовыми актами.

1.3. Перевозочный документ - транспортная железнодорожная накладная (далее - накладная) состоит из четырех листов:

"лист 1" - оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополучателю);

"лист 2" - дорожная ведомость (составляется в необходимом количестве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, - для перевозчика и участников перевозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных экземпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструктуры - один экземпляр для входной железнодорожной станции (далее - станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй - для выходной станции из инфраструктуры);

"лист 3" - корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

"лист 4" - квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

1.4. Перевозки грузов повагонными, мелкими отправками, а также порожних вагонов, не принадлежащих перевозчику, оформляются одной из следующих форм:

1.4.1. "лист 1" - на бланке формы ГУ-27, "листы 2", "3", "4" - машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. "Лист 1" заполняется грузоотправителем и передается перевозчику для дальнейшего заполнения. "Листы 2", "3", "4" заполняются перевозчиком компьютерным способом на основании "листа 1;"

1.4.2. "листы 1", "2", "3", "4" - на бланках формы ГУ-29-O. Листы 1, "2", "3", "4" накладной заполняются грузоотправителем и передаются перевозчику для дальнейшего оформления. Форма "листов 1", 2, 3, 4 накладной позволяет с помощью копировальной бумаги производить заполнение идентично расположенных граф;

1.4.3. "лист 1" - машинопечатной формой ГУ-27у-ВЦ, "листы 2", "3", "4" - машинопечатной формой ГУ-29у-ВЦ. "Лист 1" заполняется грузоотправителем компьютерным способом и передается перевозчику для дальнейшего оформления, а также для формирования компьютерным способом на его основе "листов 2", "3", "4" накладной.

1.5. Формы перевозочных документов и особенности их заполнения при перевозке грузов, а также не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров маршрутными или групповыми отправками приведены в "правилах" перевозок грузов железнодорожным транспортом группами вагонов по одной накладной, утвержденных в установленном порядке.

1.6. Формы перевозочных документов и особенности их заполнения при перевозке грузов в контейнерах, а также не принадлежащих перевозчику порожних контейнеров приведены в "правилах" перевозок грузов железнодорожным транспортом в универсальных контейнерах и "правилах" перевозок грузов железнодорожным транспортом в специализированных контейнерах, разработанных в установленном порядке.

1.7. Формы перевозочных документов и порядок их оформления при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с "правилами" перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, разработанными в установленном порядке.

1.8. Лист 1 накладной на бланке "формы ГУ-27" и "листы 1", "2", "3", "4" накладной на бланках формы ГУ-29-O изготавливаются типографским или компьютерным способом и печатаются шрифтом черного цвета на бумаге формата А4.

"Лист 1" накладной формы ГУ-27у-ВЦ и "листы 2", "3", "4" накладной формы ГУ-29у-ВЦ изготавливаются компьютерным способом и печатаются шрифтом черного цвета на бумаге формата А4 или рулонной.

1.9. Листы 1, 2, 3, 4 накладной заполняются машинописным, в том числе компьютерным способом. Отдельные сведения могут указываться в виде штемпелей.

1.10. Графы, обведенные рамками в листах накладной на бланках, заполняются перевозчиком.

1.11. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк документа. Внесенные в перевозочный документ перевозчиком изменения и дополнения сведений заверяются подписью и строчным штемпелем этого перевозчика.

1.12. Порядок обеспечения перевозчиком грузоотправителя бланками перевозочных документов определяется соглашением сторон.

1.13. Оформление перевозочных документов в электронном виде - электронная транспортная железнодорожная накладная (далее - электронная накладная) - производится:

грузоотправителем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене данными или обмене электронными документами между грузоотправителем и перевозчиком;

перевозчиком при перевозке груза в сопровождении электронной накладной;

грузополучателем и перевозчиком при наличии договора об электронном обмене документами между грузополучателем и перевозчиком.

1.14. При перевозке грузов, оформленных перевозочными документами в бумажном виде, оригинал накладной вместе с дорожной ведомостью следует с грузами до станции назначения. Оригинал накладной выдается грузополучателю под роспись в дорожной ведомости. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузоотправителем грузоотправителю выдается электронная квитанция о приеме груза, подписанная электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) перевозчика. Подтверждением получения грузоотправителем от перевозчика электронной квитанции о приеме груза является электронный корешок дорожной ведомости, подписанный ЭЦП грузоотправителя. Корешок дорожной ведомости остается у перевозчика на станции отправления.

1.15. Перевозка груза по электронной накладной осуществляется в сопровождении электронной накладной без перевозочных документов в бумажном виде. При наличии договора об электронном обмене документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю электронный оригинал накладной, подписанный ЭЦП перевозчика. Подтверждением получения грузополучателем от перевозчика электронного оригинала накладной является электронная дорожная ведомость, подписанная ЭЦП грузополучателя. При отсутствии договора об обмене электронными документами между перевозчиком и грузополучателем перевозчиком на станции назначения выдается грузополучателю оригинал накладной по форме "ГУ-27у-ВЦ," заверенный в порядке, установленном в "пункте 5" настоящих Правил, под роспись в дорожной ведомости формы "ГУ-29у-ВЦ."

1.16. Не допускается оформление одной накладной перевозок:

грузов, которые по своим свойствам не допускаются к совместной перевозке в одном вагоне;

грузов, требующих при перевозке соблюдения особых мер предосторожности, с грузами, которые не требуют таких мер;

грузов, требующих соблюдения санитарных, ветеринарных, иных особых норм и правил с грузами, не требующими соблюдения таких норм и правил.

При перевозке скоропортящихся грузов в рефрижераторной секции перевозочные документы заполняются на каждый грузовой вагон.

1.17. Перевозка грузов (за исключением транзитных), следующих через порты Российской Федерации в непрямом международном сообщении, оформляется перевозочными документами, предусмотренными "пунктами 1.3" - "1.6" настоящих Правил.

1.18. Перевозчик по просьбе грузоотправителя может составлять за него накладную в соответствии с договором. В этом случае правильность внесенных в накладную сведений удостоверяется подписью грузоотправителя.

1.19. В соответствии со "статьей 27" Устава перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в накладных.

1.20. Перевозочные документы наряду с текстовой информацией содержат ее кодированную информацию. Места для кодированной информации предусмотрены в соответствующих местах перевозочных документов.

Порядок кодирования содержащейся в перевозочных документах информации устанавливается МПС России.

1.21. Перечень уполномоченных лиц перевозчика, в обязанности которых входит заполнение соответствующих граф накладной на станциях отправления, назначения и в пути следования, устанавливается перевозчиком.

Коммерческий акт – юридический документ, имеющий доказательное значение для определения ответственности за утрату, порчу и повреждение грузов. Он позволяет разграничить ответственность за утрату, порчу и повреждение груза. Коммерческий акт составляют на бланках (форма ГУ-22) с типографской нумерацией и регистрируют в книге учёта бланков строгой отчётности

Коммерческий акт должен удостоверять следующие обстоятельства:

Несоответствие наименования, массы или числа мест груза в натуре данным, которые значатся в документах;

Порчу и повреждение груза;

Разъединение груза и документов;

Возвращение дороге похищенного груза или багажа;

Несвоевременную подачу груза на подъездной путь станцией, т.е. если груз не подан в течение 24 ч после документального оформления выдачи в товарной конторе (составляется по требованию получателя).

При отклонении качества груза от нормы и массы от величины, указанной в накладной, составляется коммерческий акт (обязательно присутствие работника дороги, ответственного за перевозку скоропортящихся грузов).

В случае составления коммерческого акта на порчу груза начальник поезда обязан представить станции для проверки рабочий журнал, выдать заверенную своей подписью выписку с указанием режима обслуживания вагона в пути и представить начальнику станции выгрузки личное объяснение по обстоятельствам погрузки и перевозки груза. В коммерческом акте указывают фактическое качественное состояние и температуру продуктов, способ перевозки (охлаждение, отопление, утепление), состояние изотермических вагонов, температурный режим рефрижераторных вагонов, способ укладки груза (навалом, подвесом, шахматная, вертикальная и др.) и другие обстоятельства, могущие характеризовать причины порчи или изменения массы груза. Никаких предположений и выводов о причинах неисправности перевозки и виновности сторон, участвовавших в ней, вносить в акт не допускается. При неисправности составляют технический акт. К коммерческим прикладывают удостоверения о качестве или сертификаты, выданные при отправлении груза, выписку из журнала температур при перевозке в рефрижераторных вагонах, документы характеризующие порядок обслуживания груза в пути следования, и все другие документы на основании которых можно установить причины порчи груза.

В акт могут быть внесены в зависимости от обстоятельств сведения о вагонах, пломбах и отметках в накладной, массе, роде упаковки, количестве мест, указанных в документах и оказавшихся в действительности, описание фактов повреждения и порчи, заключения экспертизы, отметки станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

В коммерческом акте должны содержаться:

Точное и подробное описание состояния грузов и тех обстоятельств, при которых обнаружена несохранность грузов. Не допускается вносить в коммерческий акт какие-либо предположения и выводы о причинах такой несохранности либо виновности грузоотправителя (отправителя) или железной дороги. На вопросы, содержащиеся в бланке коммерческого акта, дают точные ответы. Не допускается проставление прочерков, знаков повтора вместо повторения необходимых данных;

Данные о том правильно ли погружены, размещены и закреплены грузы, а также имеется ли защитная маркировка для грузов, перевозимых в открытом подвижном составе. При неправильных погрузке, размещении или креплении грузов в коммерческом акте указывается, какое из таких нарушений допущено.

По своей структуре коммерческий акт состоит из семи разделов: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж. При оформлении случаев несохранности перевозок скоропортящихся грузов в вагонах с машинным охлаждением в разделе "Д" акта должны быть указаны: способ погрузки груза; род и состояние тары; место размещения испорченного груза; исправен ли кузов вагона; соблюдение температурного режима; сведения о наличии следов порчи груза;

способ утепления вагона при перевозке в зимний период.

Отметка о проведенной экспертизе для определения причины несохранности груза и размеров причинённого ущерба делается в разделе "Е" акта. При несогласии с заключением эксперта начальник станции делает об этом оговорку с указанием мотивов.

В разделе «Ж» делается отметка станции назначения о состоянии груза, прибывшего с актом попутной станции.

По всем случаям несохранных перевозок, подлежащих оформлением коммерческим актом, начальник станции в тот же день по телеграфу даёт оперативное донесение. Порядок выдачи и адресования оперативных донесений при обнаружении фактов хищения, повреждения или недостачи мест либо массы груза, повреждения или утраты при пожарах и крушениях регламентирован инструкцией.

В случае неисправной перевозки скоропортящихся грузов к акту прилагают контрольные сведения на вагон, в котором осуществлялась перевозка.

Объективное изложение обстоятельств и наличие всех необходимых документов, позволяющих сделать правильное заключение о том, что послужило причиной порчи или утраты груза и какая из сторон (дорога, отправитель, получатель) ответственна за это.

Коммерческие акты составляют на каждую отправку по письменному рапорту заведующего грузовым двором, складом или приемосдатчика на бланках установленной формы в трех экземплярах до выдачи груза получателю в день обнаружения неисправности или во всех случаях не позднее следующих суток. Каждый коммерческий акт должен иметь печатную нумерацию и штемпель станции, составившей его.

Подписывают коммерческий акт начальник станции или его заместитель и лица участвующие в проверке груза (заведующий грузовым двором, приемосдатчик), а также получатель, а при отсутствии получателя (для защиты его интересов) – не менее чем три лица (включая начальника станции или его заместителя).

Первый экземпляр акта направляют на расследование в службу контейнерных перевозок и коммерческой работы своей дороги, второй выдают получателю по его требованию в трехдневный срок, третий хранят на станции.

К первому экземпляру коммерческого акта об утрате, порче, повреждении и недостаче грузов прикладывают снятые с вагона пломбы (ЗПУ).

Если обнаружены течь, порча или подмочка груза при неисправном состоянии кузова вагона, то осмотрщик вагонов или вагонный мастер должен составить в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта акт о техническом состоянии вагона , копия которого остается на станции, а первый экземпляр прилагается к первому экземпляру коммерческого акта. Его подписывают представитель вагонного депо и дежурный по станции.

Кроме этого к коммерческому акту прилагают следующие документы:

Подлинный вагонный лист;

Копии коммерческого акта попутной станции;

Копии сертификатов и качественных удостоверений;

Копии фактур;

Копии счетов;

Копии актов экспертизы;

Выписку из рабочего журнала рефрижераторного подвижного состава;

Натурный лист поезда;

Копии оперативных донесений и др.

При разногласиях в оценке состояния груза грузополучатель или станция может потребовать проведение экспертизы в случае снижения качества или утраты груза, а также по другим причинам. Экспертиза скоропортящихся грузов должна проводится представителями бюро товарных экспертиз, инспекторами по качеству или ветеринарно-санитарного надзора с обязательным участием работника станции не позднее 24 часов с момента вскрытия вагона в присутствии начальника станции, его заместителя или начальника грузового двора.

Эксперт определяет размеры убытка и причины порчи груза, на которые составлены коммерческие акты. В его заключении должно быть указано: качество груза до его порчи или повреждении, степень повреждения или порчи груза, на сколько процентов понизилась стоимость груза вследствие его порчи, пригодность для использования по прямому назначению, причину порчи и другие сведения. По результатам экспертизы составляется акт.

Рассмотрение коммерческих актов по международным перевозкам и пересылка этих актов иностранным железным дорогам проводятся службами контейнерных перевозок и коммерческой работы пограничных железных дорог. Составление коммерческих актов в этом случае, расследование по ним и хранение производиться в соответствии со Служебными инструкциями.

Похожие публикации