Формы и методы агитационно-пропагандистской работы. И.В.Сталин о значении и формах пропагандистской и агитационной работы

Реализация данного раздела предполагает проведение студентами в период практики:

    Бесед в прикрепленных классах (прикрепленных группах) на темы:

Спортсмены-инвалиды Кубани, участвующие в Параолимпийских играх;

О значении соблюдения правил личной гигиены;

Режим двигательной активности занимающихся;

О влиянии образа жизни на состояние здоровья занимающихся;

Занятия физической культурой – эффективное средство профилактики переутомления и стрессов в режиме учебной и бытовой деятельности занимающихся;

2. организация показательных выступлений студентами по ИВС;

3. участие в товарищеских встречах, команды школьников и студентов.

4. Проведение спортивных вечеров, КВН;

5. Подготовка стенгазеты «Спортсмены-инвалиды на Кубани»

6. Олимпийская педагогика – профилактика наркомании в школе!

Примерные варианты формулировки коррекционных задач на занятии по адаптивному физической воспитанию (сеансах лфк)

1. Коррекция техники основных естественных локомоций человека(ходьбы, бега, прыжков, лазания).

2. Коррекция физической подготовленности занимающихся.

3. Коррекция нарушений осанки путем повышения тонуса мышц спины и плечевого пояса.

        Коррекция тонуса мышц стопы (профилактика плоскостопия).

        Коррекция мышечной гипотрофии, мышечного дисбаланса и повышенного тонуса мышц.

        Коррекция опороспособности и вертикальной позы.

        Коррекция координационных способностей с помощью физических упражнений.

        Коррекция гибкости с помощью физических упражнений.

        Коррекция ловкости с помощью физических упражнений.

        Коррекция выносливости с помощью физических упражнений.

        Коррекция скоростно-силовых качеств с помощью физических упражнений.

14.Коррекция уровня двигательной активности учащихся.

Примерный план анализа занятия (сеанса лфк) по адаптивному физическому воспитанию в коррекционном учреждении

I. Подготовленность к уроку

1.1.Наличие плана-конспекта, Оценка его содержания. Правильность постановки и формулировки задач занятия (конкретность, соответствие программе, соответствие индивидуальным особенностям занимающихся, нозологической группе).

1.2.Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря.

1.3.Подготовленность инструктора-методиста к занятию (внешний вид, спортивная форма).

II. Оценка организации занятия (сеанса лфк)

2.1. Рациональное распределение времени занятия по частям и видам упражнений.

2.2. Распределение занимающихся на подгруппы, команды (в зависимости от вида патологии). Выделение судей, водящих, капитанов, дежурных и т.д.

2.3. Целесообразность выбранных форм размещения площади зала, площадки.

2.4. Целесообразность использования форм и способов выполнения упражнений (фронтальный, индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой, поточный, поочередный, круговой, использование дополнительных заданий, карточек и др.).

2.5. Подготовка оборудования и инвентаря (организация деятельности занимающихся, соблюдение правил безопасности и физической страховки).

2.6. Повышение моторной плотности занятия.

2.7. Выбор инструктором-методистом места.

      Завершение занятия (своевременность построения, подведение итогов, уход занимающихся). (Необходимо сделать вывод по рациональному использованию каждой из 30-45 минут учебного времени (сеанса ЛФК).

Cтраница 1


Пропагандистская работа и распространение марксистских изданий широко велись ссыльными-большевиками и среди населения. Многие из них возглавляли местные легальные библиотеки (например, городскую публичную библиотеку в Якутске, народную библиотеку в Туруханске и другие) и использовали их для пропаганды идей марксизма-ленинизма.  

Идеологическая, воспитательная, пропагандистская работа библиотек не в полной мере соответствует требованиям времени. Многим библиотекам не хватает целенаправленности в пропаганде литературы, далеко не все из них оперативно реагируют на важнейшие проблемы международной жизни, внутренней политики партии, нужды конкретных трудовых коллективов. Нередко библиотекари плохо знают новую литературу, недостаточно активно используют для ее пропаганды средства массовой информации, читательский актив, специалистов народного хозяйства, интеллигенцию. Многие незаслуженно забытые книги не доходят до читателей из-за плохо организованной информации. Недостаточно влияют библиотеки на чтение рабочих, трудящихся агропромышленного комплекса в помощь освоению профессии, повышению мастерства, рационализаторской и изобретательской деятельности.  

Пропагандистскую работу среди интеллигенции нацелить на выработку моральных стимулов к труду на благо общества, поставив во главу угла идейное воспитание, политическое просвещение работников умственного труда, привлечение их к активной воспитательной работе в массах. Следует иметь в виду, что именно высокая коммунистическая идейность, неразрывная связь с практикой коммунистического строительства и жизнью народа позволяет интеллигенции наиболее полно проявить свою роль в советском обществе.  

Пропагандистскую работу нужно строить таким образом, чтобы во главу угла была поставлена борьба за технический уровень и качество продукции.  

Тайную пропагандистскую работу вели одновременно с франкфуртскими демократами и гессенские республиканцы, организовавшие в начале 30 - х годов в глубоком подполье Общество прав человека. Во главе гессенских заговорщиков стояли два энергичных человека: старый участник студенческого революционного движения пастор Вейдиг и молодой гессенский студент Георг Бюхнер, выступивший несколько позднее с талантливо написанной драмой Смерть Дантона.  

Пропагандистской работой среди военнопленных постоянно интересовался В. И. Ленин, которому посылались наиболее интересные из писем, где говорилось о работе библиотек и читален и распространении марксистской литературы. Работа среди пленных тоже идет.  

Ведется большая пропагандистская работа, направленная на улучшение безопасности труда. Плакаты по технике безопасности только центральными издательствами выпускаются тиражом 13 миллионов экземпляров. Ежегодно создается около 50 технико-пропагандистских, научно-популярных и учебных кинофильмов об охране труда.  

Целью пропагандистской работы вообще является воздействие на сознание и поведение людей, поэтому НТП должна иметь целью не только распространение информации о последних достижениях науки, отдельных технических новшествах, но и выработку у участников мероприятий установки (настроя) на внедрение этих новшеств.  

Специфика пропагандистской работы требует к тому же постоянного обновления и пополнения информации.  

Считать пропагандистскую работу в школах коммунистического труда важным общественным поручением, всемерно поощрять лучших руководителей и пропагандистов школ.  

В пропагандистской работе, в коммунистическом воспитании трудящихся большую роль играет общественно-политическая литература.  

О пропагандистской работе и руководстве чтением заведующей читальней А. И. Чечуриной вспоминает рабочий П. А. Федотов: Раз предложена была мне книга 93 - й год, о французской революции.  

В учебной и пропагандистской работе для иллюстрации тех или иных теоретических положений и фактов широко привлекается художественная литература. Это я о большей части произведения, касающиеся исторических событий, различных местностей, жизни определенных лиц, вообще представляющие интерес в познавательном отношении.  

В идейно-воспитательной и пропагандистской работе необходимо решительно искоренять проявления пустословия, парадности, формализма. Все ее формы и средства должны помогать мобилизации масс на выполнение стоящих перед страной задач, обеспечивая широкую гласность работы партийных, государственных органов, общественных организаций, прямоту и откровенность общения с людьми, правильное формирование общественного мнения и рост его влияния на практические дела.  

В области пропагандистской работы мы отметим, что большое внимание было уделено положению советско-партийных школ, которые перокили период очень трудный в материальном и других отношениях. Теперь, однако, можно сказать, что положение совпартшкол более или менее упрочилось и работа в них начинает оживать. Следует отметить, что за этот год возникло большое количество всяких новых партийных кружков, которые заняты различными вопросами партийной работы.  

В основе всей агитационно-пропагандистской работы в этот период лежало повседневное разъяснение бойцам, командирам и политработникам Приказа НКО № 27, воспитание у всего личного состава стойкости, решимости, отваги и мужества в борьбе с немецкими оккупантами.

По марксистско-ленинской подготовке начсостава вместо существующей программы была разработана тематика лекций и докладов применительно к требованиям текущего момента…

Частям были даны указания на политических занятиях, в беседах с красноармейцами и младшими командирами изучить темы: «Беззаветный героизм севастопольцев зовет нас на новые подвиги», «Значение Сталинграда в Отечественной войне и наши задачи», «Приказ командира – голос Родины», «Ни шагу назад – таков приказ Родины», «Упорно и стойко отражать атаки врага»…

С занятием частями дивизии участков обороны на подступах и в пределах Сталинграда и вступлением их в непосредственное соприкосновение с противником политическая агитация направлялась на дальнейшее разъяснение и доведение до глубокого сознания всего личного состава Приказа № 27 и [необходимости] создать непроницаемую для врага оборону, упорно, стойко и мужественно отражать бешеный натиск немецко-фашистских полчищ на Сталинград, превратить Сталинград в могилу для зарвавшегося врага.

Особое внимание в работе политотдела дивизии в этот период уделено обеспечению точного выполнения частями приказов Сталинградского и Юго-Восточного фронтов за №№ 4, 5, 6 и 7. Первые два приказа Военных советов были лозунгами «Ни шагу назад».

Бойцы, командиры и политработники в своих выступлениях, выражая священную ненависть к врагу, любовь и преданность Родине, партии, давали клятву биться до последней капли крови, но не пустить врага в Сталинград, к Волге…

Помощник командира взвода т. Котов, прибывший из рабочего ополчения Сталинградского тракторного завода, на митинге заявил: «Отомстим за тысячи смертей наших братьев, сестер, жен и матерей. Мы только что с завода. Нам вручено боевое оружие. Я заверяю партию и Родину от имени рабочих – назад не отступим! Сталинград фашистским извергам не отдадим. Смерть немецким оккупантам!»

Младший командир пулеметчик Чачин в таких словах выразил готовность бойцов и командиров выполнить приказ Родины: «Над нашим городом нависла серьезная опасность. Впереди нас враг, позади – Волга. Отступать некуда. Не допустим фашистских мерзавцев к великой русской реке».

Одновременно с проведением митингов личного состава частей дивизии по доведению приказов Военного совета за №№ 4 и 5 политотделом было издано обращение ко всем бойцам, командирам и политработникам: «Будем защищать Сталинград до последней капли крови». Это обращение было помещено в многотиражной газете, напечатано специальным листком и зачитано во всех частях и подразделениях…

Большое значение в воспитании стойкости у защитников Сталинграда – бойцов 10 сд, в умножении их опыта вести уличные бои, уничтожать вражеские танки и автоматчиков имела «Памятка красноармейца», разработанная и изданная политотделом дивизии. «Памятка» давала советы бойцу, как лучше истреблять живую силу и технику врага, смело и решительно наступать, вселяя уверенность в неизбежность нашей победы над врагом…

Большое внимание уделялось политотделом делу снабжения действующих частей газетами, доставке писем и распространению сводок Совинформбюро.

В первый период борьбы частей дивизии за Сталинград политотдел обеспечивал доставку газет для всего Сталинградского гарнизона НКВД и приданных дивизии частей, обслуживая свыше 20 частей, транспортируя и распределяя до 5000 экземпляров газеты «Красная Армия» Сталинградского фронта, по 200 экземпляров центральных газет и все поступающие брошюры. Доставка газет в основном шла нормально, исключая отдельные случаи…

В ходе боев низовые агитаторы провели огромную воспитательную работу в подразделениях, неся слово большевистской правды в массы, разъясняя бойцам боевые задачи, помогая командованию по боевому воспитанию бойцов, призывая их к священной мести за поруганную Родину. Десятки и сотни низовых агитаторов, бесстрашно бросаясь в бой, своим личным примером увлекали за собой бойцов и командиров, обеспечивая победу подразделению. А ночами, когда стихал шум боя, низовые агитаторы в отделениях подводили итоги дневного боя, показывая героев борьбы и отмечая недостатки других, вынося эти недостатки на суд боевого коллектива…

Среди клубных работников частей наиболее яркие образцы умелого, бесстрашного, всесторонне культурного обслуживания бойцов и командиров в развертывании массовой политической агитации показал начальник клуба 269 сп политрук Квеквескири. В самой различной боевой обстановке, как бы сложна она ни была, он умел найти формы и методы для развертывания устной и наглядной агитации. Как только полк перешел в оборону, начальник клуба подготовил агитбригаду в составе 7 человек для выступлений непосредственно в окопах на темы: «Мужество и храбрость советских людей», «Ни шагу назад». Агитбригада исполняла в окопах новые песни: «Наш товарищ комиссар», «На врага, за Родину – вперед», «Песня смелых»; стихи и рассказы: «Убей его», «Комиссар», «Останови», «Отстоим»,

«Жена» и другие; сольные номера из репертуара русских народных песен и песен советских композиторов. Таких концертных выступлений перед воинами в окопах и балках было дано 17.

Невзирая на бомбежки с воздуха, минометный и пулеметный огонь, начальник клуба шел в подразделения и там, непосредственно на передовой линии, устраивал прослушивание бойцами лучших патефонных пластинок. В 60 точках побывал начальник клуба с патефоном в руках за период с 28.8 по 27.9, вместе с бойцами ринулся в бой с фашистскими захватчиками.

Тов. Квеквескири изготовил, ярко и выразительно оформил, приспособив к размерам окопов, монтажи и витрины «Герои Отечественной войны», «Зверства немецких фашистов» и «Ни шагу назад». Эти монтажи и витрины передавались из окопа в окоп, и вокруг них проводились работниками клуба беседы с бойцами. Помимо этого, начальник и остальные работники клуба 269 сп провели большую агитационную работу по материалам брошюр и газетных статей, организуя читки непосредственно в окопах. Тов. Квеквескири за проявление личной храбрости и умелую постановку клубной работы в боевых условиях представляется к правительственной награде …

В некоторых частях дивизии была использована такая форма воспитания и мобилизации личного состава, как посылка писем родным и близким красноармейцев, их сотоварищам по производству.

Так, боевым коллективом артбатареи 282 сп было послано письмо рабочим, работницам и служащим артели «Металлист» о героическом подвиге их бывшего слесаря, ныне бойца артбатареи Лупонова Александра Дмитриевича. Простое задушевное письмо послали бойцы-артиллеристы и его жене Ольге Петровне.

Боевой коллектив 3 роты 1 батальона 282 сп послал письмо Григорию Васильевичу и Ирине Даниловне – родителям и воспитателям пламенного советского патриота Афанасия Григорьевича Никулина, красноармейца 3 роты. В этом письме бойцы 3 роты, рассказав отцу и матери о подвиге их сына, обратились к ним и к полеводческой бригаде, которой руководит Григорий Васильевич, [с призывом] работать по уборке урожая так же успешно, как его сын бьет и истребляет немецких подлецов.

Руководство и реализацию агитационно-пропагандистской деятельности

обеспечивали члены КПСС в форме специально организуемых агитационных

коллективов. Составы агитколлективов обязательно утверждались

на партийных собраниях трудовых коллективов, а их члены проходили

тщательный отбор партийной ячейкой. Руководство агитколлективами

возлагалось, как правило, на руководителей среднего управленческого звена –

мастеров, начальников цехов, заведующих отделами. Рядовые члены

агитколлектива – агитаторы – избирались из числа рядовых работников. Агитаторы должны были ответственно осуществлять агитационную работу во внерабочее время. Часто в состав агитколлективов предприятий включали представителей научной и творческой интеллигенции.

Работа агитаторов была достаточно тяжелой, так как за каждым из них

закреплялся определенный «объект»: несколько рядом расположенных домов,

многоквартирный дом или несколько подъездов многоквартирного дома. Это

давало возможность индивидуальной работы с каждым избирателем. Агитатор,

как правило, знакомился с бытом, нуждами и интересами каждого избирателя,

разъясняя необходимость участия в выборах.

Агитаторы также отвечали за явку избирателей на избирательные участки, поэтому в день выборов они уже с 9-10 часов утра должны были обходить «своих избирателей» и напоминать им о своем гражданском долге. Столь «ранние визиты» агитаторов были обусловлены тем, что люди шли голосовать к открытию избирательных участков.

Таким образом,главная функция предвыборной агитации заключалась в повышении политической грамотности населения страны и обеспечить высокую явку избирателей на избирательные участки. Авторитарный режим отвергал свободу проведения предвыборной агитации, делая упор только на информационную составляющую этой работы.

В Тюмени насчитывалось более 6000 агитаторов. Однако, далеко не всегда их работа была удовлетворительной. В обзоре писем, посвященном выборам в местные Советы 1957 года, некоторые люди отмечали, что к ним не ходили агитаторы, не звали на агитсобрания и т.д. Помимо этого, у некоторых агитаторов проявлялись антисоветские взгляды. Об этом говорилось во время отчета Тюменского горкома КПСС в феврале 1957 года, в пример приводились: тов. Грачев, Бутаков и Шлифер.

Я считаю, что этих людей было гораздо больше, и эта проблема действительно волновала партийное руководство. В 1960 году первый секретарь обкома КПСС В.С. Косов сказал об этих людях следующее: «Это шептуны, кляузники, моральные уроды, выродки, портящие жизнь советским людям и оставляющие за собой смердящий след». Как можно заметить, первый секретарь обкома КПСС не стесняется в выражениях и в его резких словах чувствуется злоба. Это в духе 1930-х – 1940-х гг.



Работа с избирателями велась и на агитпунктах города, которые действовали при избирательных участках и являлись центрами агитмассовой работы среди избирателей. В 1959 году их количество равнялось шестидесяти пяти. Нередко в «Тюменской правде» публиковались заметки и статьи, благодаря которым можно составить представление о деятельности агитпунктов.

На агитпунктах избирателям читались лекции, доклады, проводились семинары, встречи с депутатами, там можно было почитать свежие газеты и журналы, культурно отдохнуть, поиграть в шахматы и посмотреть концерт. Также проводились «Вечера вопросов и ответов». Перечислю некоторые вопросы, волновавшие жителей города: Избирательная система в капиталистических странах, отставка Идена, События в Венгрии и Египте, субсидии по инвалидности, старости, стипендии, постройка телецентра и электростанции в Тюмени.

Как можно заметить, в основном, избирателей интересовали внешнеполитические и социальные вопросы.

При каждом агитпункте работало около ста агитаторов в помощь которым выделялись консультанты, у которых агитаторы всегда могли получить разъяснения каких-либо вопросов.

Однако, чаще всего, хвалебные заметки писались заведующими агитпунктами, что, естественно, придает этим заметкам ярко выраженный субъективный характер.

Но в газете освещались и недостатки в работе агитпунктов. 22 января 1959 года в газете появилась статья П. Коротаева - заведующего отделом пропаганды и агитации Тюменского горкома КПСС. Автор статьи, перечисляя и отмечая хорошую работу городских агитпунктов, говорил и о том, что некоторые агитпункты до сих по не открыты, на многих пунктах нет радио, недостаточное количество газет, журналов, на окраине города нет световых вывесок, мало лозунгов, транспарантов.



Имелись проблемы и при взаимодействии с интеллигенцией города. В 1958 году, во время выборов в Верховный Совет СССР, потребовалось вмешательство Тюменского горкома партии, чтобы оживить и направить работу на избирательном участке №1 (школа №5) и на избирательном участке №55 (школа №27). «А ведь казалось бы, кому как не учителям вести в массы живое слово коммунистической партии».

Не отличался политической активностью в преддверии выборов и педагогический институт. «В Тюменском педагогическом институте недооценивают работу по политическому воспитанию студентов», - так писали об этом в «Тюменской правде». Многие преподаватели вуза считали, что их обязанность только чтение лекций, студенты не проявляли активности, а возможность побыть наблюдателем на выборах назначалась в качестве наказания.

Помимо этого, многие агитпункты прекращали свою работу после выборов, что всячески порицалось партийным руководством. Мне кажется, что это свидетельствует о том, что во время выборов общественно-политическая жизнь города была наиболее активна.

Проведение и итоги выборов

Выборы в Советы проходили в марте, в газете писали, что это «Яркая демонстрация советского патриотизма». Люди, чьи письма были опубликованы, писали о том, что выборы - это большой праздник и самый радостный день в их жизни.

В день выборов всё должно было быть идеально, поэтому редакция «Тюменской правды» сильно критиковала Нижне-Тавдинскую газету, в которой 1 марта 1959 года, во время выборов в местные Советы и Верховный Совет РСФСР, появилось такое стихотворение:

«Весна! Весна! Зачем идёшь?

Лишен я ликования:

Не радость ты мне принесёшь,

А зависть и страдания».

Составить представление о избирательных участках можно, ознакомившись со статьей, посвященной избирательному участку №20.

На этом избирательному участке было шесть больших комнат. В первой происходила выдача избирательных бюллетеней. В ней было установлено 7 столов. За ними сидели 30 регистраторов и членом комиссий. Вторая комната предназначалась для тайного голосования. Около избирательских урн стояли живые цветы, на полу – красивые ковры и дорожки. Имелась комната отдыха, детская комната и два буфета. Помимо этого, в течение дня давались концерты.

Стоит отметить, что количество депутатов постоянно росло. В 1957 году в областной Совет было избрано 107 депутатов, в 1959 – 121 депутат, а в 1961 – 126 депутатов. В городском совете в 1957 году состояло 300 депутатов, в 1959 - 323 депутата. Это, как мне кажется, свидетельствует о росте заинтересованности общественно-политической деятельностью и повышении политической грамотности населения.

Большая часть депутатов имела среднее и неполное среднее образование. В 1957-1959 гг. в Тюменском областном Совете депутатов трудящихся состояло 28 человек с высшим образованием и 75 со средним.

Депутатами Советов становилиcь рабочие, крестьяне, интеллигенция, работники партии и партийные руководители Тюмени и области.

Проанализировав списки депутатов Тюменского областного Совета, зарегистрированных окружными избирательными комиссиями по городу Тюмени за 1957 и 1961 годы, я пришел к выводу, что соотношение рабочих и управленцев было примерно одинаковым. В 1957 году в областном Совете депутатов трудящихся состояло 5 человек (38%) из числа рабочих города Тюмени, а численность управленцев (партийные работники, руководители, директора и т.д.) равнялась шести (46%). В 1961 году в Областной Совет депутатов трудящихся окружными избирательными комиссиями по городу Тюмени было зарегистрировано одинаковое количество и тех и других - по 8 человек.

Иначе обстояло дело с представительством интеллигенции - всего по 2 человека в обоих созывах. Я думаю, что у этого может быть несколько причин.

Во-первых, рабочие и крестьяне берут обязательства, выполняют их, становятся передовиками производства, ударниками коммунистического труда. Их труд легко измерим, в то время как с интеллигенцией дело обстоит намного сложнее, ведь, в основном, эти люди занимаются умственной деятельностью, которую трудно подсчитать и измерить.

Во-вторых, во все времена интеллигенция являлась ядром оппозиционных настроений в обществе. Поэтому, может быть, партийное руководство не хотело рисковать и ограничивалось малым представительством этого класса в местных Советах. К тому же, исходя из статей «Тюменской правды», сама интеллигенция зачастую не проявляла политической активности в отношении местных органов власти.

Стоит отметить, тот факт, что в 1959 году депутатом в Верховный Совет РСФСР от Тюменского городского округа был выбран простой заводской токарь - Караваев Сергей Андреевич, а в 1958 году депутатом в Верховный Совет СССР от Тюменского избирательного округа была избрана директор школы-интерната Валентина Федоровна Трофимова.

Таким образом, простые тюменцы являлись не только депутатами местных Советов, но и состояли в высших представительских органах СССР. Но, следует признать, что не все депутаты добросовестно выполняли свою работу. В монографии «Очерки по истории Тюменской области» отмечается тот факт, что около трети депутатов не участвовало в работе постоянных комиссий своих Советов.

Несмотря на то, что выборы были безальтернативными, они являлись неотъемлемой составляющей общественно-политической жизни города. Во время выборов росла политическая активность, разбирались интересующие избирателей вопросы, составлялись наказы. Активно проводилась агитация, в которой, конечно, тоже имелись проблемы: плохая работа агитаторов, антисоветские взгляды, закрытые агитпункты, отсутствие активности у интеллигенции.

Отдельно хотелось бы высказаться по поводу предвыборных кампаний. В исследуемый период они мало чем отличались друг от труда. Изучая местную прессу, можно увидеть заметки и статьи, посвященные утверждениям избирательных комиссий, выдвижением депутатов, агитационно-пропагандистской работе и т.д. Вместе с тем, в 1957 году в газете «Тюменская правда» наблюдается гораздо больше статей, посвященных выборам, чем в 1959 и 1961 годах.

Дело в том, что, параллельно с предвыборными кампаниями в эти годы, шла подготовка к XXI съезду ЦК КПСС, пленуму ЦК КПСС и к внеочередному XXII съезду ЦК КПСС, поэтому большая часть заметок и статей в это время были посвящены подготовке к съездам и пленуму: принятие социалистических обязательств, обсуждение тезисов Н.С. Хрущева и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе нам удалось рассмотреть общественно-политическую жизнь города Тюмени периода «оттепели», а именно, периода с 1956 по 1961 гг., опираясь на периодическое издание «Тюменская правда»

В ходе проделанной работы нам удалось решить поставленные задачи:

1. Проанализировать характер постановки важнейших общественно - политических проблем страны местной прессой.

В целом, в газете «Тюменская правда» проводится государственная политика постановки общественно-политических проблем. Здесь трудно найти какую-либо оценку, кроме правительственной. Но, в то же время, следует сказать, что, читая периодическое издание, можно сделать вывод о том, общественно-политическая жизнь жителей города Тюмень находилась на довольно высоком уровне, здесь мы можем наблюдать ту самую демократизацию режима периода «оттепели». Жители города участвовали в собраниях, выборах, давали наказы, выражали недовольство, протестовали, росла их политическая сознательность. В газете нам удалось обнаружить заметки о Тюменских агитаторах с антисоветскими взглядами и, судя по реакции первого секретаря обкома Косова В.С., это был не единичный случай. Имеются в газете и заметки о “неправильной” интеллигенции, которая, по мнению тюменских руководителей, не проявляла политической активности, жила старыми знаниями.

2. Выявить реакцию СМИ и населения г. Тюмени на важнейшие внутриполитические события СССР.

Об одних событиях очень трудно найти реакцию населения, из-за запрета обсуждения. Например, так было с опровержением культа личности И.В. Сталина. О других событиях, мы можем найти только одностороннюю реакцию, такую которую хотели видеть в партии. К примеру, под одним углом освещались отношение людей к капиталистическим странам, реакция на строительство коммунизма и т.д.

С другой стороны, можно отметить, тот факт, что жители города Тюмени стремились поучаствовать во внутриполитической жизни страны: они обсуждали Директивы, вносили в них свои предложения, брали социалистические обязательства, отправлялись делегатами на съезды ЦК КПСС.

3. Дать характеристику предвыборных кампаний и выборов в Советы в исследуемый период на основе материалов местной прессы.

Выборы были безальтернативными, но, однако, отмечалось, что в период их проведения росла политическая и трудовая активность масс. Шло выдвижение кандидатов, избиратели давали свои наказы, агитаторы вели беседы с избирателями. В газете появлялись статьи о выдвиженцах, открывались агитпункты, которые, кстати, также быстро закрывались после выборов, что еще раз показывает большую роль выборов в общественно-политической жизни. Конечно, оставляет вопрос процент голосовавших, ведь цифра 99% сейчас кажется придуманной и недостижимой.

К сожалению, газета «Тюменская правда» не даёт ответа на этот и другие вопросы, потому что всё-таки идеологическая составляющая занимает в ней важное место.

Похожие публикации