Нормативные и правоприменительные аспекты оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и рода занятий. Социальная гостиница для лиц без определённого места жительства и занятий юзао

Согласно указу Президента РФ «О мерах по пре­дупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи этим лицам, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного поряд­ка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-рас­пределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел возлагает­ся: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попро­шайничеством; их задержание; доставление в центры социаль­ной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направле­ние их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Фе­деральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также опре­деление оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим постановле­нием «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений от­несено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъек­тов Российской Федерации.

В 1996 году Правительство РФ приняло очередное поста­новление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий», регу­лирующее деятельность учреждений социальной помощи этим лицам. В ряде регионов России администра­циями и органами социальной защиты населения сформирова­ны и реализуются программы социальной поддержки и помо­щи бездомным.

Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений , оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России: в Кемерово, Петропавловске-Камчатском, Липецке, Махачкале и др.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездом­ных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы . Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инва­лидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудо­способных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество.


Данные учреждения решают вопросы быто­вого и психологического характера, а также оказывают по­мощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массо­вые работа и предупредительно-профилактические мероприя­тия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предостав­ляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необ­ходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В пе­риод проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Анализ деятельности функционирующих домов ночного пре­бывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефици­та бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий.

Следует отметить заслуги благотворительных организаций:«Ночлежка», «Вра­чи без границ», «Армия спасения» и др. Так, в Москве Международная неправитель­ственная ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле московских вокзалов, где функционируют передвиж­ные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский ос­мотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих гос­питализации, а также выдают лекарства и производят перевязку. Ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, право­вым, бытовым и медицинским вопросам, оказывает и другие виды помощи.

Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых ост­рых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов:

· не определен статус таких лиц;

· отсутствует государственная система учета;

· недостаточно развита сеть социальных уч­реждений для помощи указанной категории населения;

· прак­тически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

Для организации социальной поддержки и помощи бомжам в России следует решить следующие задачи:

· организовать научные исследования проблем бездомнос­ти в России;

· повысить эффективность профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

· усовершенствовать правовую базу;

· предоставить бомжам возможность комплексной со­циально-психологической и медицинской реабилитации с целью интеграции их в общество;

· создать материально-техническую и финансовую базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;

· подготовить кадры специалистов различного профиля для работы с ли­цам без определенного места жительства;

· объединить усилия всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи бомжам.

Таким образом, для решения проблем лиц без определенно­го места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечь к организации помощи бомжам обществен­ные и благотворительные организации.

Оценка: 5 александр 2019-01-06 я бомж мне не где жить мать выгнала из дома администрация не дает жилье я инвалид 2 группы выход только один бомжевать в москве больше не где Оценка: 5 александр 2019-01-06 я инвалид 2 группы прописка сейчас не имеет значение я бомж с пропиской но без жилья мать выгоняет меня что делать я еду в москву бомжевать жд вокзал есть решение суда дело 2-8428/2016 отвечик администрация г оренбугра истец александр михайлюк тоесть я Оценка: 4 Гвоздев Валентин Александрович 2017-12-08 Ищу своего племянника Гвоздева Владимира Вениаминович, 1977 года рождения, уроженца Республики Марий Эл. Уехал на заработки в Москву в сентябре 2016 года и через 3 месяца перестал выходить на связь. Есть сведения, что он остался без документов и стал лицом без определенного места жительства. Его мать утверждает, что её сын находится или находился в вашем Центре. Посмотрите, пожалуйста, значится ли в списках посещений данный товарищ. Мать его уже хотела сама ехать к вам в Москву, но болеет. А я живу далеко, на Сахалине, и тоже нет возможности. С уважением В.А.Гвоздев. Оценка: 4 БомжАркадий 2014-04-26 Я - постоялец различных социальных гостиниц и эта на мой взгляд самая лучшая! Я попал туда случайно, меня туда привели сотрудники Полиции, когда я в изрядном подпитии вёл себя на улицах неадекватно. Меня там (как и везде) помыли. Мыли долго, но отмыли. Меня от удивления даже прошиб понос, но за мной убрали. Мне пытались восстановить документы, но не смогли, т.к. я не помню своей фамилии, а фотографировать меня на паспорт в таком виде они не решились. Пожил я там недельку и ушёл, в своей среде приятнее. Спасибо им, что помыли, я уже 2 недели ощущаю себя в необычной чистоте и свежести, хотя моя одежда совсем не чиста.

Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Медицинская помощь в экстренной форме и при состояниях, нуждающихся в проведении неотложных мероприятий, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи оказывается бригадами ГБУ «Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А. С. Пучкова» Департамента здравоохранения города Москвы и в профильных подразделениях медицинских организаций, независимо от гражданства, регистрации по месту жительства (пребывания) в Москве и на территории Российской Федерации, наличия документов, удостоверяющих личность.

Противотуберкулезная специализированная медицинская помощь по экстренным и неотложным показаниям лицам без определенного места жительства (БОМЖ) оказывается в Клинике № 2 ГБУЗ «МНПЦ борьбы с туберкулезом ДЗМ».

При необходимости стационарного лечения больные туберкулезом лица БОМЖ госпитализируются с учетом профиля коек в противотуберкулезные учреждения Департамента здравоохранения города Москвы.

Специализированная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения в стационарных условиях лицам без определенного места жительства, а также гражданам, в отношении которых отсутствуют достоверные данные о месте их регистрации в городе Москве, оказывается за счет средств городского бюджета в психиатрическом стационаре, обслуживающем территорию, на которой выявлены показания для госпитализации (в том числе при переводе из многопрофильных стационаров города). При уточнении сведений о месте регистрации пациентов, поступивших на стационарное лечение, курс стационарного лечения завершается в медицинской организации, где он был начат, до выполнения всех требований в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 № 566н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» и ликвидации показаний к стационарному лечению.

Экстренная стационарная медицинская помощь при психических расстройствах и расстройствах поведения ВИЧ-инфицированным гражданам всех категорий, в том числе нуждающимся в проведении антирабической профилактики, осуществляется в ГБУЗ «ПКБ№ 4 им. П. Б. Ганнушкина ДЗМ».

Медицинская помощь по неотложным и экстренным показаниям ВИЧ-инфицированным оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы за счет средств городского бюджета независимо от гражданства и наличия у гражданина регистрации в городе Москве.

Для комиссионного рассмотрения возможности постановки на диспансерный учет в МГЦ СПИД и назначения, при необходимости, антиретровирусной терапии, ВИЧ-инфицированным пациентам следует представить в Департамент здравоохранения города Москвы копию паспорта, полиса обязательного медицинского страхования, страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, а также документа, подтверждающего наличие регистрации в Москве.

Представление документов, подтверждающих место жительства в Москве, необходимо для включения граждан в региональный (московский) сегмент Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, а именно - получения бесплатных лекарственных препаратов.

Согласно ст. 3 Устава города Москвы жителями города Москвы признаются граждане Российской Федерации, имеющие место жительства в городе Москвы. Местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства, (ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

  • ОТМЕНА ПОПРАШАЙНИЧЕСТВА
  • ГОСУДАРСТВО
  • СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
  • ЗАКОН

Статья посвящена бездомности и бродяжничеству в России. В статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека, общества и страны в целом. Будут представлены предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства.

С людьми, которые сейчас называются «бомжами», сталкиваешься повсюду: в переходах, на рынках, в подъездах, в транспорте, на остановках. Чаще всего встречаются в переходах и в транспорте с протянутой рукой. Пожалуй, самым страшным является то, что на глаза попадается бомж-ребенок. А еще более неприятным видеть, как лица без гражданства, чаще всего цыгане, попрошайничают на руках с грудным ребенком в любую погоду. Инвалиды и пожилые люди ходят попрошайничать как на работу каждый день. И складывается такое впечатление, что все это видят, но как будто не замечают этого. Со стороны общества – это становиться нормой, а со стороны властей – проблема, которая присутствовала во все времена, и вроде как она решается. Ведь существует сейчас помощь малоимущим, нуждающихся в жилье. Открываются приюты для лиц без определенного места жительства, создаются учреждения социальной помощи и т.д., но ситуация не меняется. Наше государство должно увидеть, что одной из наиболее острых социальных проблем современного российского общества является появление значительного числа лиц без определенного места жительства.

Точная численность лиц без определенного места жительства на территории нашего государства неизвестна по причинам того, что данную группу людей посчитать очень сложно, но существует статданные, в которых указываются числа, не соответствующие реальному количеству людей данной категории, (по различным оценкам, она составляет около 4,5 миллиона человек, или 2,8% населения России).

Данная проблемы связана с многочисленными негативными последствиями бездомности для человека и общества в различных сферах жизнедеятельности.

Среди бомжей высок риск заболеваемости заразными болезнями, например, туберкулёзом, так как они живут в плохих условиях, отказываются от длительного лечения или не имеют на него средств из-за внедрения в России платной медицины, не проходят медосмотры. Среди бомжей также широко распространён алкоголизм и наркомания.

Увеличение числа правонарушений, совершенных лицами, не имеющими определенного места жительства, ведущими антиобщественный образ жизни. Эта группа является потенциально криминогенной и социально опасной

В общей картине лиц без определенного места жительства является то, что каждый десятый бомж - ребенок. Это либо сбежавший из неблагополучной семьи (от родителей-алкоголиков, от побоев и жестокости) или воспитательного учреждения, либо привязанный родственными узами к родителю-бомжу).

Бездомность противоречит праву человека на жилище, закрепленному в конституциях многих государств, в том числе России. Как социальное явление бездомность воплощается в целом комплексе экономических, социально-политических, гражданско-правовых и культурно-психологических проблем, в силу которых значительная часть населения оказывается лишенной необходимых жилищных условий, признаваемых неотъемлемой стороной цивилизованного общества. Нереализованность права на жилье влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически всех конституционных прав.

Ведь есть люди, которые, и в правду, попали в сложную жизненную ситуацию и они нуждаются в поддержке. А есть категория людей, которые прикрываются этим, делают на этом деньги, формируя группировки, во главе которых всем этим заправляют, и получается хороший бизнес на людях.

Поэтому, необходимо эффективное усовершенствование системы управления в области государственной поддержки лиц без определенного места жительства.

Предложения и меры, направленные на решение проблем, вызванных бездомностью, по отношению к лицам без определенного места жительства в России со стороны государства необходимо:

  1. законодательно признать и закрепить наличие таких категорий граждан, но и определить их правовой статус;
  2. создание четкой структуры специализированных учреждений социальной помощи во всех населенных пунктах, соответствующего масштаба;
  3. законодательно определить возможность принудительного лечения лиц БОМЖ;
  4. разработать и принять Федеральный закон «Об основах системы предупреждения и регулирования бродяжничества в РФ»;
  5. разработать и принять Федеральный закон «Об отмене и запрете попрошайничества в РФ»;
  6. создать комплексную программу социальной поддержки и помощи лицам, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также целевую программу для сокращения появления бродяг и бездомных.

Таким образом, в настоящий момент проблема бездомности и бродяжничества не нова, и имеет глубокие исторические корни. К государственной поддержке относятся такие государственные услуги по оказанию социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий, как типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий. Для них предусмотрены все необходимые типы учреждений и виды услуг для социальной реабилитации и адаптации бездомных граждан в современных российских условиях.

Тем не менее, несмотря на кажущееся обилие нормативной базы по защите бездомных, основная составляющая правовой базы, ориентированная на социальную защиту вышеупомянутой категории граждан в условиях переходного общества, оказывается трудно реализуемой. Свою роль в этом сыграла и существующая неопределенность многих правовых норм, которая затрудняет социальную помощь лицам без определенного места жительства, не определен статус бездомного, нет четко сформулированной государственной политики по профилактике бездомности среди взрослого населения, следствием чего является отсутствие законодательной базы, устроенной так, что ни при каких обстоятельствах человек не может быть лишен минимальных жизненных благ и доходов, включая жилье или средства на его аренду, результатом чего во многом и является сегодняшняя ситуация с бездомностью и бродяжничеством.

Список литературы

  1. Акутина К.И. Бездомность: основные проблемы и пути решения // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 6 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://human.snauka.ru/2013/06/3249
  2. Социальные истоки и причины бродяжничества и бездомности // Собрание статей Тематические учебно-методические материалы. – 2010 [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://soc-work.ru/article/645
  3. Репьев А. Г. Государственное обеспечение прав лиц без определенного места жительства и профилактика их делинквентного поведения (на материалах пензенской области) / А. Г. Репьев // Вестник Воронежского института МВД России. – 2012. - № 3;
  4. Рузова Л. А. Калинина Д. С. Проблема бездомности в системе отношений к ней в обществе / Л. А. Рузова // Вектор науки тольяттинского государственного университета. – 2013. № - 2 (24) с. 325;
  5. Юрасов И. А. Кошарный В. П. Социальный портрет лиц без определенного места жительства в пензенском регионе / И. А. Юрасов // Вектор науки тольяттинского государственного университета.- 2013. №2 (24) с.325;
  6. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
Похожие публикации