Крепостные крестьяне права и обязанности. Повинности и обязанности крепостных крестьян

4. Правовое положение крестьян

Крестьяне в первой половине XIX в. делились на три основные сословные категории - помещичьи, государственные и удельные. Помещичьи крестьяне составляли самую большую по численности категорию крестьянства.

По формам феодальной эксплуатации помещичьи крестьяне подразделялись на оброчных и барщинных. Оброчные крестьяне сосредоточивались преимущественно в центрально-промышленных губерниях (Московская, Владимирская, Тверская, Ярославская, Костромская, Нижегородская и Калужская губернии), а в Литве, Белоруссии и на Украине почти все помещичьи крестьяне находились на барщине.

Разновидностью барщины являлась месячина, получившая свое название от платы натурой в виде месячного продовольственного пайка и одежды, которые выдавались крепостным крестьянам, лишенным земельных наделов и обязанным все рабочее время находиться на барщине. Переведенный на месячину крестьянин иногда сохранял свое хозяйство (двор, сельскохозяйственный инвентарь и скот, на содержание которого он тоже получал месячину), но чаще всего жил на барском дворе и обрабатывал помещичье поле господским инвентарем. Месячина являлась одним из средств интенсификации барщины. Имение, в котором крестьяне были переведены на месячину, фактически превращалось в плантаторское хозяйство. Месячина из-за дополнительных затрат помещика на содержание крестьян-месячников и крайне низкой производительности их труда не получила сколько-нибудь значительного распространения.

Более широко помещики практиковали смешанную форму эксплуатации крестьян, то есть сочетание барщины с оброком: например, обложение барщинных крестьян дополнительной денежной повинностью, либо требование с оброчных крестьян сверх уплачиваемого ими оброка выполнения некоторых барщинных работ.

Поэтому при смешанной системе феодальной эксплуатации в большинстве случаев либо барщина преобладала над оброком, либо оброк над барщиной. Эта форма феодальной эксплуатации была связана с проникновением в помещичью деревню товарно-денежных отношений и наибольшее распространение получила в промыслово-земледельческих губерниях, где крестьяне соединяли земледелие с промысловыми занятиями (Тверская, Ярославская, Костромская и Калужская губернии).

Формы и размеры феодальной эксплуатации в значительной мере определялись характером крестьянского хозяйства в различных районах страны. Так, в промышленных губерниях с относительно высоким развитием промысловых занятий крестьян помещики предпочитали отпускать крестьян на оброк; в земледельческих, наоборот, они расширяли барскую запашку и стремились, как можно большее число крестьян держать на барщине. Рост барской запашки ухудшал качество крестьянских надельных земель - крестьяне переселялись на менее удобные земли или совсем лишались своих наделов и переводились в дворовые. Лучшие земли помещики оставляли себе. Рост барской запашки также сокращал время, необходимое крестьянину для надлежащей обработки своего надела. Вследствие этого урожайность на крестьянских полях падала: крепостное право подрывало производительные силыкрестьянского хозяйства.

Положение государственных крестьян былонесколько лучше, чем помещичьих.


28. ЛИЧНЫЕ И ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ КРЕСТЬЯН, ВЫШЕДШИХ ИЗ КРЕПОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ. ВРЕМЕННООБЯЗАННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ И КРЕСТЬЯНЕ-СОБСТВЕННИКИ

Несмотря на то что крестьянин, вышедший из крепостной зависимости, провозглашался собственником переданной ему земли, право распоряжения ею сильно ограничивалось властью сельской общины которые существовали в большинстве регионов страны. Кроме того, крестьянину запрещалось распоряжаться землей в течение 9 дней (это было сделано во избежание массового ухода освобожденных крестьян в города).

Освобожденные от крепостной зависимости крестьяне получали статус «свободных сельских обывателей», приобретали гражданскую дееспособность. Им разрешалось заключать договоры, с тем ограничением, что переданные им земли они не могли использовать в качестве обеспечения взятых ими на себя обязательств. Крестьянам также предоставлялось право свободно заниматься торговлей, открывать заводы и фабрики, вступать в гильдии и иные профессиональные корпорации, по своей воле вступать в брак. Крестьяне получали равные с другими сословиями процессуальные права.

Однако крестьяне во многом еще оставались ущемленными в правах. В частности, им запрещалось обязываться векселями; при поступлении на государственную службу или в учебное заведение крестьянин был обязан представить «увольнительную» выданную сельским обществом (общиной). Эти ограничения были отменены лишь под воздействием Первой русской революции 1905–1907 гг., в соответствии с Указом от 5 октября 1906 г. «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и других лиц бывших податных состояний»

Крестьяне за отводимые им земельные наделы должны были отбывать рабочую повинность или выплачивать деньги помещику, т. е. находились на положении так называемых временнообязанных. По заключении договоров («уставных грамот») зависимость крестьян от помещика окончательно ликвидировалась, а казна уплачивала помещикам (процентными бумагами) стоимость их земель, отошедших под крестьянские наделы. После этого крестьяне должны были в течение 49 лет погасить свой долг государству ежегодными взносами «выкупных платежей» «Выкупные платежи» и все подати крестьяне платили сообща, всем «миром». Каждый крестьянин был «приписан» к своей общине, и без согласия «мира» не мог из него выйти.

Под влиянием Первой русской революции 3 ноября 1905 г. (через 44 года после освобождения крестьян) был опубликован царский Манифест «Об улучшении благосостояния и облегчении положения крестьянского населения». В соответствии с ним с 1 января 1906 г. невыплаченные выкупные платежи уменьшались наполовину, а с 1 января 1907 г. и вовсе отменялись.

B деревне на немецком праве право крестьянина на.землю определялось как наследственное. Крестьянский надел назывался ланом. Величина лана зависела от качества почвы и чаще всего составляла около 30 моргов (16,8 га).

Такой лан назывался хелминским. Известен также больший лан - около 43 моргов (24,2 га),- называвшийся франкским. Поскольку поселенцы, главным образом вновь основанных деревень, уплачивали за свою долю определенную сумму денег пану - собственнику земли, их право на землю определялось как закупное. Поэтому пан не мог удалить такого поселенца с его надела, не возвратив ему денег, а сам поселенец имел право продать свое хозяйство третьему лицу, обычно с согласия пана (и с уплатами в его пользу).Нарядусличными> наделами поселенцы получали в общее пользование пастбище (выгон), иногда лес, луга и т. д.

Наряду с крестьянами-хозяевами, называемыми кметями, в деревне проживали также и так называемые загродники, имевшие дом и участок поля. Они работали по найму в хозяйствах солтыса или зажиточных крестьян. Часть загродников занималась ремеслом.

Кметь, живущий на немецком праве, не был прикреплен к земле. Он мог ее покинуть в установленный срок, обычно на день святого Мартина (24 октября), аналогично Юрьеву дню в России, предварительно выполнив свои обязательства и подыскав себе заместителя, обеспеченного необходимым инвентарем.

Новые поселенцы пользовались освобождением OT чинша в течение ряда лет, необходимых для устройства. Это были так называемые свободные годы, число которых зависело от того, осуществлялась ли локация деревни на уже обрабатываемых землях или «на сыром корню» (на землях, требующих корчевания), и могло составлять от 2 до 24 лет. Чинш мог уплачиваться по договоренности: а) зерном; б) частично зерном, частично деньгами (смешанный); в) только деньгами. Смешанный чинш был типичен для Великой Польши, денежный же - для Силезии и Малой Польши, что говорит о более высоком уровне товарности хозяйства в этих областях. B хозяйственно-отсталой Мазовии преобладал чинш натурой. Кроме чинша крестьянин-хозяин обязан был некоторыми натуральными повинностями (куры, яйца к празднику) и несколько дней в году должен был работать на пана (во время сева и жатвы). Кроме ренты пану крестьяне были обязаны нести в пользу государства некоторые повинности, которых не отменяли иммунитетные привилегии. K ним относились: подать, известная как чрезвычайное порадльное, и некоторые другие тяготы, связанные с обороной страны. Крестьяне платили также церковную десятину.

B деревнях, остававшихся на польском праве, отношения постепенно уподоблялись положению деревень на немецком праве. B них, однако, сохранялась барщина и не было суда солтыса и лавников, вместо которых действовал господский суд пана. Ho и здесь распространился лан, который в Мазовии получил польское название «влуки».

Подгродия (посады) и торги. Возникновение подгро- дий в Польше приходится на конец X - начало XI века. Для возникновения городов важное значение имело сосредоточение в подгродиях ремесленного населения. Как следствие дальнейшего развития обмена в непосредственной близости от гродов и под их защитой возникали торговые места (loca forensia). Они составляли регалию монарха. Подгродия функционально и территориально были тесно связаны с большими гродами. Последние, бывшие политико-административными центрами, создавали группы постоянных потребителей и одновременно обеспечивали охрану ремесленников и купцов, живущих в подгродиях. Так возникли характерные для конца X и XI веков оборонные комплексы, состоящие из защищенного фортификационными сооружениями грода и укрепленного подгродия.

B подгродиях XI века самое видное положение получили купцы, занимавшиеся иногда и военным ремеслом или - как на Поморье - пиратством. Они составляли в городе правящую группу, которую называли мелиоратом (в отличие от позднейшего патрициата). Остальное население подгродия - это народ (populus), который состоял из ремесленников, служебного населения и части прежних дружинников, осевших после окончания грабительских войн. Здесь же стали селиться иностранцы. Иногда они составляли отдельные общины. Так, в XI веке существовала еврейская община в пограничном Перемышле, а в XII веке - поселение валлонских ткачей во Вроцлаве.

Правовое выделение подгродий-городов от остальной территории происходило постепенно. Еще до локации на немецком праве, в начале XIII века, Вроцлав обладал зачатками городской организации, о чем свидетельствует наличие солтыса и получение юридических консультаций из Магдебурга. Особого солтыса ймело также в 1228 году поселение, заложенное епископами в Кракове.

B XII веке в Польше развивались торговые поселения - места. Отсюда город по-польски - miasto. B городах регулярно, обычно раз в неделю, производилась торговля земледельческими продуктами и ремесленными

товарами. Центром поселения был рынок - торг, связанные с ним корчмы, иногда костел. Около торга оседали ремесленники. Для обеспечения безопасности торговли на торг распространялся княжеский мир, он находился под особой защитой права. Потребности товарооборота вели к пожалованию торгам особого торгового права (ius fori). Его основой была свобода совершения на торгу сделок всеми присутствующими независимо от общественного положения и связанной C ним правоспособности.

Торговые споры подлежали юрисдикции особого торгового судьи, который судил по уполномочию князя.

Князья, жалуя феодальному пану право торга, отказывались от своей регалии, связывая это обычно с пожалованием иммунитета. Тогда судебные компетенции переходили к пану, и такой торг называли свободным торгом (forum liberum). Около 70% торгов стали позднее городами, приобретшими магдебургское, хелмин- ское или средское право. Рецепция эта была своего рода этапом на пути превращения старых посадов и торгов в городские центры.

Локация городов. Перевод города на немецкое право, называемый в науке «локационным порогом», вводил определенные организационные и правовые формы, общие для Западной и Центральной Европы, в существующие в Польше поселения городского типа. Вновь образованный город отличался от осталыюй территории: а) профессиональной структурой населения; б) особой пространственной структурой и формой строений, как и укреплениями, отделяющими город от окружающей территории; в) организацией особых городских властей и судов; г) особым правовым положением городского населения.

Новые города сооружались обычно рядом или на некотором расстоянии от прежнего городского поселения, перенимая, как правило, его название. Старое поселение понижалось до роли предместья или деревни. Иногда его население переводили в новый город, построенный по определенному плану с рынком в центре и отходящими от него улицами. Правильное расположение улиц и застройки составляло характерную особенность городов на немецком праве. Организационной основой таких городов был локационный документ, закреплявший отделение города от остальной территории, а горожан, как сословие,- от остального населения страны.

Если локацию осуществлял сам князь, дело ограничивалось выдачей осадчику локационного документа. B зависимости от того, кто выдавал локационный документ - суверен или феодальный паи, различали княжеские города (потом королевские), как правило, более крупные и частновладельческие. Значение локации заключалось в изъятии города из-под власти монарших урядников и подчинении его власти наследственного войта, которым обычно становился осадчик. Учреждение войтовства сопровождалось пожалованием немецкого права жителям города. Там, где немецкое право (в соответствии с принципом индивидуального действия права) распространялось только на пришельцев, оно скоро pac-. пространилось и на польское население городов. Локационный документ содержал наряду с пожалованием городского права привилегии для войта, пожалование городу права торга, определение условий ремесленного производства, предоставление горожанам земли за городом, а также определение обязанностей мещан. Более крупные города получали обширные площади пахотной земли и пастбища. Они, таким образом, сразу выступали как крупные земельные собственники.

Монарх или же пан города получал чинш за выделенные под застройку участки, плату за торговые учреждения, 2/з судебных штрафов. Развитие города гарантировало (при росте товарообмена) увеличение денежных чиншей с окрестных деревень (вместо других форм ренты), а также увеличивало военную силу папа города, так как окруженный стеной (валом) город представлял собой особую фортификационную единицу с гарнизоном, состоящим из горожан.

B основном польские города реципировали две системы немецкого права: магдебургскую и любекскую. Последнюю приняли поморские города, связанные с Ганзейским союзом, в котором г. Любек играл ведущую роль.

Организационно-правовым образцом для большинства городов Силезии, Малой Польши и Великой Польши стал немецкий Магдебург. Немецкое право в польских городах чаще всего называли магдебургским. Первые локации на немецком праве получили в начале XIII века силезские города: Золоторыя (до 1211), Льво- век (до 1217), Срода (до 1235).

B середине XIII века магдебургское право получили Вроцлав (1242), Познань (1253), Краков (1257). B 1237 году любекское городское право вводится в Щецине. Восточнопоморские города Тчев и Гданьск получили любекское право в 1260-1263 гг. Крестоносцы после завоевания Восточного Поморья перевели Гданьск на магдебургское право (XIV в.).

Заимствование новой системы права и образцов городской организации чаще всего происходило при посредничестве другого польского города, ранее переведенного на магдебургское право. Так, образцом для Кракова был Вроцлав. Для многих великопольских городов образцом стало право и строй силезскойСроды - средское право. Образцом для большинства восточнопоморских и мазовецких городов стало Хелмно, и они восприняли хелмнинское право. Bce это были варианты магдебургского права. B Силезии иногда встречались города и на фламандском праве (Ратибор, Ниса).

Крупные города Великой и Малой Польши, а также большее число силезских городов получили локационные привилегии в XIII веке, когда возникла основная часть польских городов. K началу XIV века их насчитывалось 250, в то время как в 1250 году их было чуть больше 50. Динамичный процесс локации городов происходил и в следующие века. B XIV-XV вв. большую роль в локациях городов играли светские и духовные паны, в то время как число локаций монарха уменьшилось.

Еще по теме Права и обязанности крестьян.:

  1. 2.5. Личные, имущественные, политические права шляхты в XIV-XVI вв. по земским привилеям
  2. Регулирование юридических обязанностей удельных крестьян
  3. Регулирование административной ответственности удельных крестьян
  4. Концепция «государственного крепостного права» и общинно-государственная модель правовойэволюции российского крестьянства
  5. Западноевропейский опыт эволюции крестьянской правосубъектности при отмене крепостного права
  6. 5.1. Вопрос о правовом статусе удельных и дворцовых крестьян в Главном комитете об устройстве сельского состояния
  7. 2.1. Особенности правового регулирования наследования имущественных прав, связанных с предпринимательской деятельностью в дореволюционной России
  8. §1. Имущественные комплексы и их наследование в русском гражданском праве IX - первой половины XIX вв.
  9. Налоговое обязательство как категория российской науки налогового права
  10. Защита прав субъектов инвестиционной деятельности по законодательству Украины

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право -

13. Права и обязанности крестьян после реформы 1861 г. (КРАТКО)

Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь «права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу».

Крестьяне получили право:

Вступать в брак без разрешения помещика,

Заключать сделки, принимать обязательства,

Обращаться в суд,

Быть свидетелями и поручителями.

В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право:

Открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия,

Свободно заниматься ремеслом, торговлей.

Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства – кулачеству принимать участи в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной правоспособностью: крестьяне имели право:

Приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т.д.

Следует подчеркнуть, что права «свободных сельских обывателей» крестьяне получили не сразу и не в полной мере.

В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли права продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения.

Временно обязанные крестьяне

После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещики сохраняли право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в использование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временно обязанными и, по сути, оставались зависимы от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян собственников и переставали отбывать феодальную повинность.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел и другие права. Так, гл. 6 Общего положения сохраняла за помещиками права вотчинной полиции: право надзора «за охранением общественного порядка и общественной безопасности».

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органами крестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и других лиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созыва сельского схода и т.д.

Крестьяне-собственники

После выкупа земельных наделов (либо после заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разряд крестьян-собственников. Сроки перехода крестьян на выкуп не были определены Положениями и зависимы от воли крестьян перевод из состояния временно обязанных затянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 году количество временно обязанных крестьян составляло 32,54 %.

В 1881 году царское правительство задало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временно обязанного состояния с 1 января 1883 года.

В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьяне-собственники не имели права продавать свои земельные наделы, уставные грамоты заключались не с отдельными, а с сельским обществом – миром. Мир отвечал круговой порукой за все платежи, подати и повинности, отбываемых крестьянами.

Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества. Глава 5 Общего положения дает подробный перечень многочисленных условий выхода из мира.

Реформа 1861 года затронула всех крестьян. В отношении дворовых крестьян было издано специальное положение, по которому они освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостной зависимости был сохранен.

Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названные крестьяне должны были в течении двух лет работать на помещика и только после этого они могли получить освобождение без земли и без выкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройстве крестьян без земли в случае, если этой земли у них мало. Они также имели право крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись некоторые особенности.

Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялись землей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел только в том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же права были и у мастеровых и посессионных рабочих. Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне. Удельные крестьяне были освобождены в 1863 году с наделом несколько большим, чем надел помещичьих крестьян, однако у них отрезали часть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельными наделом, причем государственным крестьянам, как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному указу 1863 года для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временно обязанных. Они были переведены в разряд крестьян-собственников, земельные нормы для них были увеличены.

В 1863 году в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести в Польше аграрную реформу на лучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.

В 1864 году царское правительство издало именной указ об устройстве крестьян Царства Польского. Согласно Указу крестьяне получили в собственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельные наделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались от повинностей, которые они несли в пользу помещика. Однако вместо выкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременем лег так называемый поземельный налог, большой по размеру и очень тяжелый для польского крестьянства.

ИЛИ (что больно):

19 февраля 1861 г. Александр II утвердил Положения об отмене крепостного права и издал в связи с этим Манифест об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Кроме Манифеста, были изданы: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости; Положение об устройстве дворовых людей; Положение о выкупе; Положение о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях; четыре местных положения о поземельном устройстве крестьян в различных губерниях России; Правила о порядке приведения в действие Положений о крестьянах.

Особые Дополнительные правила были приняты в отношении устройства крестьян мелкопоместных владельцев, посессионных крестьян и крепостных рабочих. В 1863 г. было утверждено Положение о крестьянах, водворенных на землях имений государевых, дворцовых и удельных. В связи с реформой в отношении государственных крестьян в 1866 г. бьш принят закон "О поземельном устройстве государственных крестьян в 36 губерниях".

Путем издания ряда специальных актов было проведено освобождение крестьян от крепостной зависимости в национальных районах страны. Подготовка крестьянской реформы, начавшаяся в 1857 г., полностью была в руках дворянства, что, естественно, отразилось в ее документах.

Правовое положение крестьян . Наиболее тяжкие сословные ограничения были ликвидированы. По Общему положению, крестьяне стали иметь "права свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу" (ст. 2). Крестьяне получили право вступать в брак без разрешения помещика, заключать сделки, принимать обязательства, обращаться в суд, быть свидетелями и поручителями (ст. 21-24). В Общем положении были закреплены такие права крестьян, как право открывать и содержать фабрики и другие промышленные предприятия, свободно заниматься ремеслом и торговлей. Следует отметить, что это положение давало возможность выделившейся верхушке крестьянства - кулачеству принимать участие в развитии капиталистических отношений в России.

Общее положение наделяло крестьян довольно полной право способностью: крестьяне имели право приобретать в собственность движимое и недвижимое имущество, могли отчуждать его, передавать по наследству и т. д.

Следует подчеркнуть, что права "свободных сельских обывателей" крестьяне получили не сразу и не в полной мере. В течение первых двух лет после отмены крепостного права крестьяне еще оставались в значительной зависимости от своих прежних владельцев, продолжая отбывать в пользу помещика прежние повинности.

Помещики сразу же со дня обнародования Положений теряли право продажи крестьян, отдачи их в услужение или на другие работы и право " Общее положение (ст. 7) устанавливало двухлетний срок для составления так называемых уставных грамот-документов, определявших поземельные отношения между помещиками и крестьянами, переселения крестьян и отдачи их в исправительные учреждения (с этого же документа).

Временнообязанные крестьяне. После подписания уставной грамоты и получения вслед за этим земельного надела между помещиком и крестьянами возникали обязательные поземельные отношения. Помещик сохранял право собственности на всю прежнюю землю. Крестьяне же за полученные по реформе в пользование земельные наделы отбывали барщинную или оброчную повинность. Эти крестьяне назывались временнообязанными (ст. 15 Общего положения) и, по сути, оставались зависимыми от помещика. Только после заключения выкупной сделки или выкупа земли (а это они могли сделать только с разрешения помещика) они переходили в разряд крестьян-собственников и переставали отбывать феодальные повинности.

По отношению к временно обязанным крестьянам помещик имел идругие права. Так, гл. VI Общего положения сохраняла за помещикамиправа вотчинной полиции: право надзора "за охранением общественногопорядка и общественной безопасности".

Кроме того, помещик получал право контроля, надзора за органамикрестьянского самоуправления, учрежденными по реформе сельскимистаростами и волостными старшинами, сельскими и волостными сходами. Помещик имел право требовать смены сельских старост и другихлиц сельской администрации; сельский староста обязан был безотлагательно выполнять требования помещика по целому ряду вопросов; помещик имел право требовать отмены мирского приговора и созывасельского схода и т. д.Крестьяне-собственники. После выкупа земельных наделов (либопосле заключения выкупной сделки) крестьяне переходили в разрядкрестьян-собственников. Сроки перевода крестьян на выкуп не былиопределены Положениями и зависели от воли помещика. Поэтому длямногих помещичьих крестьян перевод из состояния временнообязанныхзатянулся на многие годы и десятилетия. В 1870 г. количество временнообязанных крестьян составляло 32,54%.

В 1881 г. царское правительство издало закон об обязательном переводе крестьян на выкуп и о прекращении временнообязанного состояния с 1 января 1883 г.В течение первых 9 лет после объявления реформы крестьянесобственники не имели права продавать свои земельные наделы.

Уставные грамоты заключались не с отдельными крестьянами, а ссельским обществом - миром1. Мир отвечал круговой порукой за всеплатежи, подати и повинности, отбываемые крестьянами.Крестьянин не имел права свободно уйти из сельского общества.

Глава V Общего положения дает подробный перечень многочисленныхусловий выхода из мира.Органы крестьянского управления. Согласно Положениям, в селахдля бывших помещичьих крестьян создавались органы крестьянскогосамоуправления. Все крестьяне-домохозяева сельского общества составляли сельский сход - низшее звено системы органов крестьянскогоуправления.

Сельский сход избирал сельского старосту и других должностныхлиц. Кроме того, ведению сельского схода подлежали вопросы о порядке и своевременности отбывания различного рода повинностей, увольнения членов общества и приеме в него, о пользовании землей, взыскании недоимок и др.

Сельские органы подчинялись волостному управлению, земской полиции и органам администрации.

Несколько сел объединялись в волость, где создавались волостнойсход во главе с волостным старшиной, волостиое управление и сословный крестьянский волостной суд.

Волостной сход решал хозяйственные и финансовые вопросы, ведалраскладкой сборов и повинностей.

Создание сословного крестьянского суда ярко свидетельствует о сохранении значительных элементов феодального строя. Волостной судимел право разбирать имущественные споры между крестьянами (до 100руб.) и судить крестьян за мелкие преступления, совершенные в отношении крестьян же.

В качестве наказания волостной суд мог приговаривать к общественным работам на срок до 6 дней, аресту до 7 дней, штрафу до 3руб. и телесным наказаниям до 20 ударов розгами.

Согласно Положениям для реализации крестьянской реформы и дляконтроля над органами сельского управления были созданы специальные учреждения, ведавшие крестьянскими вопросами: мировые посредники, уездные мировые съезды из мировых посредников и губернскиеприсутствия по крестьянским делам.

Мировые посредники назначались из наиболее родовитых и богатыхпомещиков данной местности. Они намечались уездным дворянскимсобранием, представлялись губернатором и утверждались Сенатом.

Мировым посредникам поручалось наблюдение за органами крестьянского управления. Так, органы сельского и волостного самоуправления обязаны были беспрекословно исполнять все требования мировыхпосредников. Волостной старшина в своей должности утверждался мировым посредником.

Порядок наделения крестьян землей. Согласно реформе помещикисохраняли право собственности на всю землю, однако они были обязаныпредоставить крестьянам так называемую усадебную "оседлость", т.е.землю для дома с приусадебным участком, которую крестьяне имелиправо выкупить, а также полевой надел, выкуп которого мог быть осуществлен лишь с согласия помещика.

Наделение крестьян землей производилось по ревизским душам.Женщины землей не наделялись. Крестьяне были обязаны взять предоставленный им надел. Только по истечении 9 лет крестьяне имели правоот него отказаться.

Местные положения устанавливали размеры душевых наделов в зависимости от конкретных условий, имевшихся в различных губерниях.Обычно определялись максимальный (высший) и минимальный (низший) размеры душевого надела.

Установленные положениями нормы душевых наделов были, какправило, меньше того количества земли, которым крестьяне пользовались до реформы. Помещики имели право "отрезать" часть земли открестьянского дореформенного надела, если этот надел был выше нормы.

Помещик имел также право уменьшить надел до 1/4 высшего надела,если крестьянин соглашался принять его без выкупа (так называемый"дарственный" надел). Этот надел получил у крестьян название"кошачьего" - настолько он был мал. Однако многие крестьяне вынуждены были воспользоваться этим положением реформы.

На 1 января 1881 г. число крестьян, получивших "дарственный" надел, достигло 461 тыс.В результате помещики "отрезали" у крестьян 20% прежних крестьянских наделов.Далее, помещики имели право переносить крестьянские наделы надругие места и широко пользовались этим правом для того, чтобы лучшие земли оставить за собой, а крестьянам дать менее удобные, малопригодные для обработки земли.

Кроме того, помещики имели право требовать обмена невыкупленных крестьянами наделов, если там обнаруживались полезные ископаемые или если эта земля оказывалась им нужной для каких-либо хозяйственных целей (гл. 2 Местного положения для великороссийских, новороссийских и белорусских губерний). Лес, как правило, крестьяне пореформе не получали.

формы крестьянского землевладения.

Царское правительство, готовя крестьянскую реформу, решило сохранить общинное землепользование.

Община была сохранена во всех губерниях, где она существовала дореформы. Причем выход из общины был чрезвычайно затруднен, почтиневозможен. Таким образом, пребывание в общине носило фактическипринудительный характер. Земля находилась в пользовании, а затем всобственности всего крестьянского общества и периодически делиласьмежду крестьянскими дворами.

Сохранение общины давало возможность царскому правительству ипомещикам взимать с крестьян государственные подати и обеспечиватьотбывание повинностей в пользу помещика. Община отвечала за каждого своего члена круговой порукой, привязывала крестьян к земле. Следует подчеркнуть, что крестьяне получили, по сути, нищенские земельные наделы, владея которыми нельзя было прокормиться. К тому жекрестьянин фактически не мог распоряжаться своим наделом. В результате помещики сохранили в своих деревнях дешевую рабочую силу.

Крестьяне вынуждены были брать землю в аренду на кабальных условиях.Сохранение общины явилось, безусловно, феодально-крепостническим пережитком, тормозившим развитие капиталистических отношений в России.

Кроме общинного землевладения, реформа установила (для тех губерний, где и до реформы не было общины) подворно-участковый наследственный принцип владения землей. Этот принцип больше отвечалинтересам капиталистического развития, так как давал крестьянинубольшую возможность распоряжаться земельными наделами.Выкуп земельных наделов. Земельные наделы давались крестьянамза выкуп. Крестьянин имел право выкупить свою усадьбу. Выкупить жеполевой надел он мог только с согласия помещика или даже по одностороннему его требованию. Вопрос о размере выкупа, об организациивыкупной операции решался в специальном положении о выкупе. Сумма выкупа определялась путем капитализации годового оброка. Оброк,который помещик получал от своего крестьянина, принимался за постоянный доход, составлявший 6% капитала.

Крестьянин не мог в большинстве случаев заплатить выкуп. Поэтомуцарское правительство, учитывая стремление помещиков получить деньги сразу, решило выплатить им всю выкупную сумму. С этой цельюбыла организована так называемая выкупная операция, направленная,как это утверждало царское правительство, "на содействие крестьянам вприобретении земли в собственность".

В чем заключалась эта выкупная операция?

Помещику причиталось 75% (если крестьяне получали неполный надел) или 80% (если надел был полный) выкупной суммы из государственной казны деньгами или ценными бумагами. Остальные 20-25% крестьянин должен был внести помещику сам. Сумму, полученную помещиком из царской казны, крестьянин должен был погашать в течение49 лет по 6% ежегодно.

Таким образом, выкупная операция, с одной стороны, удовлетворялаинтересы помещиков, ибо помещики сразу получали все причитавшиесяим деньги и могли эти деньги пустить в оборот. С другой стороны, государственная казна также имела выгоду, ибо получала большие проценты.

С помощью выкупной операции крестьяне заплатили за землю в несколько раз больше, чем она стоила на рынке в это время. Рыночнаястоимость всей выкупленной крестьянами земли составила 543 млн.руб., а крестьяне заплатили за наделы свыше 2 млрд. золотом.Выкупные платежи тяжким бременем лежали на плечах крестьянства в течение почти полувека. Крестьяне в ряде случаев не могливовремя выплатить государству причитающиеся проценты за ссуду.

Вместе с долгом росла и зависимость крестьян от помещика.Таким образом, в результате реформы помещики не только сохранили за собой огромные поместья и дешевую рабочую силу, но и обеспечили на долгое время доход, который они получали от крепостных крестьян до реформы.

Условия освобождения других категорий крестьян от крепостнойзависимости. Реформа 1861 г. затронула всех крестьян. В отношениидворовых, крестьян было издано специальное положение, по которомуони освобождались без земли и без выкупа. Однако и в отношении дворовых крестьян принцип постепенности освобождения от крепостнойзависимости был сохранен.Положение о дворовых крестьянах устанавливало, что названныекрестьяне должны были в течение двух лет работать на помещика итолько после этого они могли получить освобождение без земли и безвыкупа.

Были приняты специальные дополнительные правила об устройствекрестьян мелкопоместных помещиков, по которым последние имелиправо освобождать крестьян без земли в случае, если этой земли у нихбыло мало. Они также имели право наделять крестьян такими земельными наделами, размеры которых были меньше душевой нормы.

Специальные дополнительные правила были установлены в отношении посессионных и крепостных рабочих. На них также распространялось Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, однако имелись и некоторые особенности.Крепостные и посессионные рабочие, как правило, не наделялисьземлей. Крепостные рабочие получали усадьбу и полевой надел тольков том случае, если они пользовались ими до реформы. Такие же правабыли и у мастеровых и посессионных рабочих.

Почти одновременно с помещичьими крестьянами были освобождены от крепостной зависимости удельные и государственные крестьяне.Удельные крестьяне были освобождены в 1863 г. с наделом несколькобольшим, чем надел помещичьих крестьян, однако и у них отрезаличасть земли. Удельные крестьяне были переведены на выкуп сразу. Государственные крестьяне также были освобождены от крепостной зависимости с земельным наделом, причем государственным крестьянам,как правило, сохранялся тот земельный надел, которым они пользовались ранее.

По специальному Указу 1863 г. для крестьян западных губерний Украины и Белоруссии прекращалось состояние временнообязанных. Онибыли переведены в разряд крестьян-собственников, земельные наделыдля них были увеличены.

В 1863 г. в связи с вспыхнувшим в Польше восстанием царское правительство вынуждено было провести и в Польше аграрную реформу налучших для крестьян условиях, нежели в русских губерниях.В 1864 г. царское правительство издало именной Указ об устройствекрестьян Царства Польского. Согласно Указу, крестьяне получили всобственность землю без выкупа, за ними были сохранены те земельныенаделы, которыми они пользовались ранее. Крестьяне освобождались отповинностей, которые, они несли в пользу помещика. Однако вместовыкупного платежа на плечи польского крестьянства тяжелым бременемлег так называемый поземельный налог, большой по размеру и оченьтяжелый для польского крестьянина.

Реформа, проведенная царизмом, не могла полностью ликвидироватьпрежнюю систему общественно-экономических отношений, что способствовало неизбежно сохранению феодально-крепостнических пережитков в деревне.

Крестьяне в период реформы испытывали на себе давление как

помещичьего гнета, сохранившегося в результате реформы, так и гнета растущей буржуазии и кулачества. Широкое развитие в после реформенной России получили так называемые "отработки" и издольщина.

Однако, несмотря на все издержки, крестьянская реформа имелаогромное значение для развития капитализма в России: промышленность получила свободные наемные руки; в сельском хозяйстве устанавливались капиталистические отношения (в результате ликвидациисословного права дворян на землю последняя стала продаваться); быстрее стал развиваться внутренний рынок. В России строятся новые фабрики и заводы, развиваются рыночные отношения, увеличивается числопредпринимателей и рабочих, формируются новые классы.

Крестьянам, вышедшим из крепостной зависимости, предоставлялось право выкупать в собственность их усадебную оседлость.

Приобретение в собственность крестьянами полевых земель и угодий, отведенных им в постоянное пользование, допускалось не иначе, как с согласия помещика.

При приобретении крестьянами в собственность, вместе с усадебною оседлостью, полевого надела, оказывалось содействие от государства. Содействие заключалось в том, что Правительство ссужало, под приобретаемые на этом основании земли, определенную сумму, с рассрочкою крестьянам уплаты на продолжительный срок, и само взыскивало следующие с них платежи, как в счет процентов по выданной сумме, так и на постепенное погашение долга. Эта сумма выдавалась помещику процентными кредитными бумагами, по коим Правительство принимает на себя уплату процентов и капитала.

Определение размера выкупа за усадьбы, на основании соглашения, засвидетельствованного Мировым Посредником, в присутствии посторонних свидетелей, в числе от 3-х до 6-ти, зависит от договаривающихся сторон. От этого соглашения зависело также постановление всех условии, относительно порядка и рассрочки платежей. Если же добровольных соглашений не было, то выкуп производился на основании правил Положения.

Для определения этой доли усадьбы каждого селения причисляются одному из четырех разрядов, установленных в означенном Местном Положении. Из оброка, причитающегося за весь крестьянский надел в селении, относится собственно на усадебные земли: первого разряда - не более 1 р. 50 коп второго разряда - не более 2 р. 50 коп., третьего разряда - не более 3 р. 50 коп. на ревизскую душу. В четвертом разряде, к коему причисляются усадьбы в селениях, обложенных, на основании означенного Положения, за представленные крестьянам особые выгоды, возвышенным оброком, денежная повинность за усадьбы может быть определена порядком, указанным в том Положении, и свыше 3 р. 50 коп. на душу.

Для исчисления выкупной суммы за усадебную оседлость, причитающаяся с нее, по уставной грамоте часть оброка помножается на шестнадцать и две трети; таким образом за каждый рубль ежегодного оброка падающего на усадьбы, полагается выкупная сумма в 16 руб. 67 коп.

Исчисленная за все усадьбы сельского общества выкупная сумма разверстывалась между домохозяевами по мирскому приговору, с утверждения помещика. В случае несогласия помещика на мирскую разверстку, возникшее недоразумение разрешается Мировым Посредником. Недовольная решением Мирового Посредника сторона могла приносить жалобы Уездному Мировому Съезду.

Когда все домохозяева селения вместе желали выкупить свои усадьбы оседлость, в таком случае они должны были внести сполна выкупную сумму, определенную за все усадьбы. Когда один домохозяин выкупал свою усадебную оседлость отдельно от других, то он вносил единовременно сумму, причитающуся на ею усадьбу по разверстке. В тех селениях, где существовало общинное пользование угодьями, крестьянин, отдельно выкупающий свою усадебную оседлость, уплачивал помещику эту сумму, с прибавлением к ней двадцати копеек на каждый рубль.

Порядок выкупа устанавливался следующий. Крестьяне, желавшие приступить к выкупу своей усадебной оседлости, обращались с просьбой к помещику; но предварительно, они обязаны были внести выкупную сумму в Уездное Казначейство, для хранения и выдачи, впоследствии помещику при окончательном закреплении за крестьянами выкупленных усадеб.

Помещику предоставлялось право, не ожидая предложения со стороны крестьян, сделать такое заявление в уставной грамоте, при составлении ее, или впоследствии, чрез Мирового Посредника. Если этого заявления не было сделано, а между тем, по отсутствию помещика, или по другим причинам, непосредственное соглашение с ним крестьян, относительно выкупа усадеб, не было достигнуто, то предоставлялось крестьянам право обращаться прямо к Мировому Посреднику.

Крестьяне, со дня выдачи им «данной», освобождались от платежа помещику той доли оброка, которая падает на выкупленные усадьбы, и получали ее в собственность, с тем лишь ограничением, что в продолжение первых девяти лет со времени утверждения Положения, усадьбы не могли быть передаваемы, или закладываемы посторонним лицам, не принадлежащим к обществу. По прошествии этого срока, крестьяне могли располагать выкупленными усадьбами, как своей собственностью, на основании общих законов. Домохозяин, выкупивший свою усадебную оседлость, сохранял право участия в пользовании общественным выпуском и другими частями сей оседлости, состоящими в распоряжении всего общества.

Завершающим этапом ликвидации феодальных отношении в бывшей помещичьей деревне являлся перевод крестьян на выкуп. Этот процесс начался одновременно с введением уставных грамот и растянулся на десятилетия. Положения 19 февраля 1861 г. не устанавливали никакого окончательного срока прекращения временнообязанного состояния крестьян: перевод крестьян на выкуп всецело зависел от воли помещика, который имел право заключать выкупные сделки как по обоюдному соглашению с крестьянами, так и в одностороннем порядке. Уже на 3 января 1862 г. из 2796 представленных уставных грамот по 322 грамотам переводились на выкуп 2782 души мужского пола (далее-м. п.) крестьян, на 3 января 1863г. из 95300 представленных уставных грамот по 5808 грамотам на выкуп переводились 678811 душ м. п. крестьян. К началу 1864 года на выкуп перешло 959 892 души м. п. крестьян.

Похожие публикации