Государственная служба РФ. Органы государственной службы

Понятие государственной службы определяется Федеральным Законом 58 «О системе госслужбы РФ».

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

    Российской Федерации,

    федеральных органов государственной власти,

    субъектов Российской Федерации,

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации,

    лиц, замещающих государственные должности РФ, а также государственные должности субъектов РФ.

Система гос. службы включает в себя следующие виды государственной службы:

      государственная гражданская служба

      военная служба

      правоохранительная служба

1. Государственная гражданская служба - вид госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Государственная гражданская служба РФ подразделяется на:

    федеральную государственную гражданскую службу

    государственную гражданскую службу субъектов РФ.

Различия между государственной гражданской службой РФ и службой субъекта РФ заключается в осуществляемой российским гражданином трудовой функции в интересах Российской Федерации в целом или отдельного региона. Кроме того, должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента РФ, а должности государственной гражданской службы субъектов РФ - их законами или иными подзаконными нормативно-правовыми актами.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется:

    Конституцией РФ;

    ФЗ-58 "О системе государственной службы РФ";

    ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ";

    указами Президента РФ;

    постановлениями Правительства РФ;

    конституциями (уставами), законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ;

    нормативными правовыми актами государственных органов.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены ФЗ-79, то применяются правила международного договора.

2. Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства, которым присваиваются воинские звания.

Военная служба осуществляется:

    в Вооруженных Силах РФ (т.е. в органах, учреждениях, войсках, подчиненных Министерству обороны РФ);

    во внутренних войсках МВД России;

    в железнодорожных войсках;

    в органах ФСБ России, пограничных войсках;

    в воинских формированиях системы МЧС России;

    в иных войсковых формированиях.

Для военной службы главная цель - защита страны от посягательств других государств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность, военный и экономический потенциал страны. Военнослужащие готовятся к обороне и осуществляют оборону, охраняют государственную тайну, государственную границу и другие важные для страны объекты.

Отличие военной службы от любой другой публичной службы состоит в том, что она комплектуется не только на добровольной основе, но и на основе призыва. По этому критерию военная служба делится на два вида: службу по контракту и службу по призыву.

К гражданам, зачисляемым (поступающим) на военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образованию, уровню профессиональной подготовки, морально-психологическим качествам, выполнению нормативов физической подготовки.

3. Правоохранительная служба - вид федеральной госслужбы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

Правоохранительную деятельность осуществляют служащие:

    подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности МВД России;

    таможенных органов РФ;

    противопожарной и иных служб МЧС России;

    органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков;

    Федеральной службы судебных приставов;

    Федеральной службы исполнения наказаний;

    Государственной фельдъегерской службы РФ.

Правоохранительная служба призвана защищать права и свободы граждан и организаций, обеспечивать общественную безопасность, вести борьбу с преступлениями и административными правонарушениями. Как представители власти сотрудники правоохранительных органов наделены широкими властными полномочиями, и в том числе правом применять принудительные меры, пресекать неправомерные действия (требовать прекращения неправомерных действий, доставлять, задерживать граждан, изымать имущество и документы, применять оружие и т.д.). Они имеют специальные удостоверения, знаки отличия, форменную одежду, а во многих случаях и огнестрельное оружие.

Современные ученые считают, что человечество достигло пика своей социально-политической самоорганизации, когда появились первые державы. Ведь государственная власть является наиболее сложной формацией людей. Нужно также отметить, что её существование во многом зависит от человеческой деятельности. Иными словами, всегда должны быть субъекты, которые обслуживают государственную власть, а также фактически реализуют её в реальном полисе. Изначально подобные люди не имели определенного социального или правового статуса. Однако со временем появилось отдельное сословие, целью которого стала служба на благо своей державе. Данная социальная структура развивалась на протяжении многих веков и столетий. Со временем она приобрела правовое закрепление. Служащие своему государству люди пользовались почетом и уважением в обществе. Подобное отношение сохранилось и по сей день, только в современном мире госслужащие имеют льготы и иные преимущества своего правового режима. Автор попытается раскрыть в статье все аспекты государственной службы России.

Что это такое?

Любая страна, если представить её как специфическое лицо, имеет аппарат управления, благодаря которому реализуются её основные функции и задачи. При этом структура подобного координационного центра может быть разной в зависимости от внутренних аспектов построения власти, правящего режима, социального строя общества и т. п.

Тем не менее существует один неизменный аспект: любой аппарат существует, потому что им управляют люди. Именно эти субъекты создают основу деятельности на благо страны в широком смысле данного понятия. Учитывая представленные факты, можно сделать вывод, что госслужба - это деятельность профессионального характера, осуществляемая в аппарате государственного управления. Её основной задачей является реализация функций страны. Государственная служба в России имеет определенную структуру, а также специфические особенности. Эти аспекты управленческого аппарата сформировались под давлением исторического развития данной социально-правовой категории.

История управленческого аппарата

Государственная служба формировалась столетиями. Уже в Древнем Риме существовал достаточно громоздкий бюрократический аппарат, который впоследствии перекочевал в государственное устройство Византии. Характерной особенностью данного периода стала сословная и родовая зависимость всех государственных служащих. Их, как правило, назначали на должности согласно принципу личной зависимости от вышестоящего патрона. Позднее основной упор делался на анализ способностей и моральных качеств.

Что касается России, то на её территории деятельность в управленческом аппарате имеет свои характерные черты. Государственная служба РФ во многом основана на принципах, разработанных в период СССР и Царской России.

Госслужба в современной России

Государственная служба РФпредставляет собой деятельность профессионального характера граждан по обеспечению и реализации основных функций и задач государства. Если проанализировать данное понятие более скрупулезно, то госслужащие органов власти РФ обеспечивают полномочия следующих структур:

Державы, России;

Федеральных органов, иных центральных органов власти;

Субъектов РФ;

Органов власти субъектов РФ;

Лиц, исполняющих функции федеральных государственных органов власти;

Лиц, исполняющих функции государственных органов власти субъектов РФ.

Помимо этого, федеральная государственная служба имеет внутреннюю структуру. Распределение функциональных сфер между её элементами позволяет более оперативно и точно реализовывать государственные задачи на всей территории России.

Структура госслужбы

Органы государственной службы составляют единую систему аппарата управления РФ. Полномочия между ними разделены на основе существующих видов госслужбы. Учитывая положения Федерального закона «О системе госслужбы Российской Федерации», можно выделить следующие её виды, а именно:

1. Государственная гражданская служба.

2. Военная.

3. Правоохранительная служба.

Органы каждого из этих видов, имеют свою специфику работы. Чтобы понять суть их деятельности, необходимо рассмотреть каждый вид в отдельности, а также проанализировать точки их соприкосновения.

Государственная гражданская служба РФ

Рассмотрим данную структуру более подробно. Государственная служба гражданского характера в России является основным способом регулирования исполнительной, законодательной и судебной системы власти в стране. Её основой является профессиональная работа граждан, на постах в представленных органах разных веток аппарата управления. Гражданская служба, а точнее её задачи, нацелена прежде всего на обеспечение нормального государственного оборота в России. В этом проявляется её основное отличие от иных сфер госдеятельности. Например, военная служба и правоохранительная выполняют экстраординарные задачи, которые выходят за рамки нормального правового режима.

Нормативное регулирование гражданской службы РФ осуществляется прежде всего конституцией, а также иными федеральными законами, а именно:

1. Федеральным законом «О системе государственной службы». Данный нормативный акт уже был представлен в статье ранее. В нем указанны основы, согласно которым различные виды государственной службы сосуществуют и реализуют свои функциональные задачи.

2. Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Законом детально регулируются вопросы гражданской службы в России, а также порядок её непосредственного осуществления.

Помимо федерального законодательства, существует достаточно разветвленная подзаконная нормативная база, созданная президентом РФ и центральными органами государственной власти.

Необходимо также отметить большую роль конституционных норм в процессе регулирования гражданской службы. Учитывая тот факт, что в Конституции РФ закреплены основы правовой системы государства, государственная служба, вне зависимости от её вида, должна отвечать нормам основного закона.

Должности и ранги гражданской службы

Федеральная государственная служба гражданской направленности отличается от военной и правоохранительной не только целями и задачами, но еще и наличием должностных рангов, а не званий. Что касается должностей, то они делятся на основные категории, а они, в свою очередь, на группы. Подобная структура позволяет наиболее точно распределять обязанности между сотрудниками гражданской службы. Всего выделяют четыре должностных категории:

1. Руководители - осуществляют непосредственную координацию деятельности того или иного государственного ведомства.

2. Помощники - специально учрежденная должность для всевозможного содействия руководителям тех или иных подразделений.

3. Специалисты - это ряд должностей, на которые возложена функция непосредственной реализации государственных задач.

4. Обеспечивающий персонал - совокупность должностей, которые учреждаются для организационного, информационного или хозяйственного обеспечения государственных органов и ведомств.

Классные чины гражданской государственной службы - это альтернатива званиям. Они присваиваются в соответствии с должностью по результатам сдаваемых экзаменов каждым госслужащим. Классные чины (ранги) сохраняются за госслужащим пожизненно. Плюс ко всему ранги обеспечивают выплату дополнительного вознаграждения, сумма которого регламентируется указами президента Российской Федерации.

Чтобы более детально разобраться в сущности гражданской службы, необходимо рассмотреть деятельность конкретного органа, который относится к этой форме аппарата управления. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является идеальным примером гражданской формы управленческого аппарата.

Служба регистрации, кадастра и картографии

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии-это орган исполнительной власти в России, который осуществляет единый федеральный кадастровый учет имущества, регистрацию имущественных прав на него и пространственных данных России. Служба имеет подведомственные учреждения, например ФГБУ (Федеральное государственное бюджетное учреждение) и другие. Регламент деятельности осуществляется через соответствующее министерство, а именно Министерство экономического развития Российской Федерации. Изначально Федеральная государственная служба кадастра, картографии и регистрации подчинялась Министерству юстиции, что в корне не отвечало принципам подведомственности и структуризации государственного аппарата управления.

Полномочия службы

Государственная служба кадастра, картографии и регистрации наделена рядом функций по регистрации прав на недвижимость, сделок с подобным имуществом, осуществлению кадастрового учета и т. п. В рамках представленных полномочий ведомство осуществляет следующую деятельность:

  1. Ведет реестр регистрации прав на имущество.
  2. Составляет специальный реестр саморегулируемых организаций.
  3. Осуществляет деятельность по ведению кадастра недвижимости на территории Российской Федерации.
  4. Ведет специальный каталог географических названий тех или иных мест.
  5. Осуществляет земельный, геодезический надзор, а также контролирует проведение процесса землеустройства.

Представленные виды деятельности регламентированы некоторыми указами президента Российской Федерации.

Правоохранительная служба

Российская государственная служба правоохранительного характера является составляющей частью аппарата управления страной. Но правоохранительная служба имеет ряд отличий от военной и гражданской. Во-первых, она имеет особенную структуру, во-вторых, её функциональные задачи экстраординарного характера. Анализируя федеральное законодательство России в данной сфере, можно сказать, что правоохранительная служба - это деятельность граждан профессионального характера, занимающих должности в правоохранительных органах, по обеспечению и реализации правопорядка, законности, безопасности личности и общества, а также самого государства. Что касается государственной безопасности, то в этом случае речь идет о конституционном строе, режиме демократизма, территориальной целостности и суверенитете страны. Людям, занимающим должности в службах обеспечения правопорядка и безопасности населения, присваиваются специальные звания.

Нормативное регулирование и структура

Управление государственной службой правопорядка осуществляется за счет существующего законодательства. Однако нормативная база правоохранительной сферы существенно отличается от гражданской. Не существует единого нормативно-правового акта для всех органов данной области. Таким образом, правовое регулирование каждой структуры правоохранительной направленности осуществляется путем издания отдельного закона и создания отраслевой подзаконной базы. Этот факт обусловлен не только большим различием функциональных задач, но и достаточно громоздкой структурой этих органов.

К правоохранительным органам можно отнести следующие структуры:

  • МВД, МЧС, ФМС России.
  • Следственный комитет.
  • Прокуратура России.
  • ФСКН, ФТС.
  • ФСИН Министерства юстиции России.

К числу этих органов могут быть причислены и другие государственные службы по решению высших органов госвласти. Некоторые органы не имеют высших ведомств в структуре исполнительной власти. Поэтому управление федеральной службы государственной сферы правопорядка в ряде случаев осуществляется внутри самого ведомства. Порой отсутствие единого регулятора достаточно негативно сказывается на самом механизме деятельности правоохранительных служб. Тем не менее система органов правопорядка в России достаточно развита, что обеспечивает качественное выполнение их функциональных задач.

Служба военная

Военная служба во многом схожа с правоохранительной, прежде всего совокупностью экстраординарных задач. Однако полностью отождествлять два этих вида госслужбы никак нельзя. Как и иные виды государственной деятельности, военная служба - это профессиональная работа граждан в вооруженных силах России, которая направлена на организацию обороны и безопасности государства. Отсюда следует, что благодаря своим задачам по защите обороны военная служба имеет эксклюзивный характер. Работникам этой сферы присваиваются воинские звания в соответствии с занимаемой должностью.

На сегодняшний день сфера обороны в России является достаточно престижным направлением деятельности. Статус военнослужащих регулируется указами президента, а также следующими нормативными актами: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе».

Итак, в статье автор постарался ответить на вопрос о том, что такое государственная служба, а также представил характерные особенности данной деятельности. В заключение нужно отметить, что эта сфера никогда не потеряет своей значимости, потому как без неё государство не сможет реализовывать свои основные функции.

Термин «государственная служба» сформировалось в России в 90-е годы. Тогда впервые стали приниматься документы, в которых упоминался данный термин. До этого, данный термин характеризовал всех служащих, которые работают в учреждениях и организациях государства. В некоторых странах такое понимание осталось и до сих пор.

Современное определение формировалось из года в год, претерпевало различные изменения, пока не пришло в сегодняшнюю форму. За эти годы было создано масса нормативным документов, основных из которых было Положение о государственной службе и Закон «Об основах государственной службы» Именно после принятия данных документов, стали развиваться отношения в области работы органов государственной службы.

Согласно законам, государственная служба – это деятельность граждан России по обеспечения полномочий:

Государства Российская Федерация в целом;

Органов власти;

Субъектов России;

Лиц, которые заменяют должности, установленные в правовом порядке Конституцией.

Обеспечение полномочий, в данном определении обозначает непосредственный смысл самой органиации и включает в себя организацию, управление, планирование и контроль всех мероприятий.

Итак, исходя из всего вышесказанного, государственная служба подразумевает:

Значимую для государства деятельность;

Это лишь сектор государственной деятельности, которая обеспечивает выполнений нормативных полномочий;

К субъектам этой деятельности предъявляют специфические требования, характеризующие государственную политику.

Когда говорится о государственной службе, то необходимо понимать, что это служба государству и конкретным его интересам. Выполняются государственные задачи, осуществляются функции людьми, которые являются штатными единицами в государственных органах. За исключением обслуживающего персонала.

Виды и принципы государственной службы

Законодательство показывает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов, которые находятся в ведении России.

Федеральная государственная служба – деятельность служащих, которые реализовывают государственный и правовой статус, имеют определённые полномочия и их компетенция распространяется в пределах Конституции РФ. Осуществляется в системе органов судебной и исполнительной власти. К этим органам относят: Аппарат Правительства, Администрацию Президента, палаты Федерального собрания, Верховный Суд, Счётная палата, и другие.

Государственная служба субъектов подконтрольна законам, которые принимаются органами законодательной власти каждого из субъектов. Поэтому, чтобы понять суть государственной службы каждого субъекта, необходимо изучать каждый субъект в отдельности.

Есть и другие классификации видов. Также государственная служба может быть гражданской и милитаризованной.

Гражданская бывает общей и специальной. Общая осуществляет общие функции, которые не отличаются специальными факторами. В свою очередь, специальная гражданская служба реализует конкретные установленные цели, имеющие отраслевую принадлежность.

Милитаризованная государственная служба – служба в вооружённых силах, в органах внутренних дел, отделах правительственной связи, налоговой полиции, и прочих силовых ведомствах. Она отличается от гражданской государственной службы следующими аспектами:

У неё есть особые уставы, различные дисциплинарные положения;

Служащие этих служб должны соответствовать специализированным условиям.

Принципы государственной службы – это смысловой комплекс, который устанавливает различные правила и законы, задачи и функции, полномочия для субъектов, деятельность которых связана с государственной службой. Принципы определяют сущность взаимоотношений в обасти государственной службы.

Современные аспекты государственной службы отслеживаются в различных документах и реализуются служащими, путём выполнения повседневной профессиональной деятельности. Их можно разделить на конституционные и организационные.

Конституционные принципы отражаются в нормативных актах, документах, постановлениях. К ним относятся такие принципы:

Принцип главенства Конституции, как основного документа государства;

Принцип первенства и значимости прав и свобод граждан;

Принцип комплексности и системности государственной службы;

Принцип разграничения трёх векторов власти (законодательной, исполнительной, судебной)

Принцип равноправия граждан при принятии на работу в органы государственной службы.

Организационные принципы включают в себя способы создания и функционирования государственной службы, обеспечивают её эффективность и направленность. К ним относятся следующие принципы:

Принцип подчинённости и исполнительности одних работников государственной службы, перед другими работниками, которые находятся выше по должностной иерархии;

Принцип общности основных правил и требований, присущих государственной службе;

Принцип высокой квалификации и профессионализма работников государственной службы;

Политика гласности, осуществляемая государственной службой;

Принцип постоянства кадров, которыми располагает государственная служба.

Функции государственной службы и ее регулирование

Когда речь идёт о функциях государственной службы, то подразумевается непосредственная деятельность государственных служащих. Данная деятельность включает в себя следующие функции:

Правомерная функция - заключается в осуществлении полномочий регулирующего и распределительного смысла, исполнение государственных полномочий от лица государства, либо органа государственного правления;

Правообразующая функция -состоит в создании и развитии нормативно-правовых актов, создание и использование законов и прочих важных документов;

Регулятивная функция - основана на развитии и выполнении политики государства во всех сферах жизни, реализация юридических полномочий, использование системы государственного принуждения к лицам и обеспечения их интересов;

Организационная функция – включает в себя реализацию компетенции и правомерности государственных органов, выполнение организационных мер и технических операций, которые способствуют организационным процессам;

Правовая функция – состоит из осуществления мероприятий, которые способствуют обеспечению прав граждан, выполнение обязательств перед государством.

Можно сказать, что государственная служба состоит из деятельности государственных служащих, которая заключается в реализации всех ветвей государственной власти в различных сферах общества, с целью осуществления принципов, задач и функций государства.

Основами правовой политики и функциональности государственной службы выступают , законы, указы, постановления, распоряжения и прочие нормативно-правовые акты. Конституция в своём виде не может вобрать в себя все аспекты, которые позволят регулировать деятельность государственной службы, поэтому существует масса других документов, позволяющих усовершенствовать этот процесс.

Теперь рассмотрим, что же означает определение должность государственной службы. Согласно документам, должность государственной службы определяется и утверждается законами или иными актами.

Должности в государственной службе делят на такие:

Должности гражданской федеральной структуры;

Должности гражданской службы субъекта РФ;

Военные должности;

Правоохранительные должности.

Список должностей государственной службы;

Перечень существующих военных должностей;

Типовые перечни должностей правоохранительных органов.

Должности государственной службы выделены по следующим аспектам:

По виду деятельности – управленческие, контролирующие, планирующие и прочее;

По масштабам распространения – типовые и индивидуальные.

По наличию рабочих мест – занятые и вакантные;

По соотношению между государственными служащими и занимаемыми ими должностями, делятся на группы 5-я группа (высшие должности), 4-я группа (главные должности), 3-я группа (ведущие должности), 2-я группа (старшие должности), 1-я группа (низшие должности).

Как поступить на государственную службу

Согласно Конституции РФ существует одинаковый доступ граждан страны на поступление на государственную службу. При этом, главными факторами выбора кандидатов является профессионализм, стрессоустойчивость, порядочность и высокая производительность труда.

Не может быть принят гражданин на государственную службу, если:

Признаётся недееспособным по решению уда или имеет ограниченную дееспособность;

Лишается права работать в органах государственной власти по распоряжению суда;

Если имеются заболевания, подтвержденные медицинским заключением, которые не позволяют выполнять должностные обязанности;

Нежелание проходить специальную процедуру допуска к сведениям государственной службы;

Гражданство иного государства, при исключении особых случаев;

Близкого родства с государственными служащими, кроме отдельных случаев;

Нежелание предоставлять необходимые данные для поступления на государственную службу.

На государственную службу, возможно, поступить посредством назначения, зачисления, выбора либо конкурса. Каждый способ прописан в специальных законах и тщательно контролируется.

Зачисление происходит, когда замещают должности дополнительного персонала. Оформляется специальными актами, заключается трудовой договор или .

Назначение на должность характеризуется теми же юридическими моментами, отличается только специфическим административным актом Лица, которые занимают должность по назначению, ограничены руководящими должностями.

Выборы на должность являются довольно распространённым способом. Выбирают из тех, кто избирается, акт оформлять не нужно, а трудовой договор по итогам избирательного процесса.

Суть конкурса состоит в том, что замещение должности происходит путём проведения соревнований между кандидатами. Специфика соревнований установлена на законодательном уровне. На данный момент конкурсная основа является распространённым способом замещения кадров.

Государственная служба РФ является правовой структура, которая не стоит на месте и находится в постоянном развитии. Трансформируется, обновляется новыми инструментами, изменяется под влиянием внешних и внутренних факторов. Это говорит о том, что данную сферу необходимо развивать и подвергать реформам.

Реформирование является следствием множественных факторов:

Необходимость создания и закрепления новой современной государственности в России;

Разграничение государственной власти на три направления: законодательное, исполнительное и судебное;

Способствование проведению правовых изменений;

Улучшение экономического климата;

Закрепление высших органов государственной власти и местного самоуправления;

Образование аппарата государственной и муниципальной власти;

Разработка принципов и методов новой кадровой государственной политики;

Проведение мероприятий, позволяющих укрепить государственные органы власти.

Правовому регулированию необходимо уделять больше времени, отстаёт от процессов экономического и политического развития. Потому что государственная служба не менее важна, как общественный институт, она призвана обеспечить стабильное и правомерное управление государством. Также она способна выполнять решающую роль в осуществлении стабильных процессов в социальной, политической и экономической жизни государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 3. Должности государственной и муниципальной службы
  • 1. Понятие государственной должности
  • 2. Федеральные государственныедолжности. Государственные должности субъектовРоссийской Федерации. Муниципальные выборные должности
  • 3. Должности государственной службы
  • Классификация должностей государственной гражданской службы
  • Составы военнослужащих и воинские звания
  • Примерное соответствие должностей и званий в российской армии
  • 4. Должности муниципальной службы
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 4. Правовой статус гражданских и муниципальных служащих1
  • 1. Государственно-служебное правоотношение
  • 2. Комплекс основных прав гражданских и муниципальных служащих
  • 3. Основные обязанности гражданских и муниципальных служащих
  • 4. Требования к служебному поведению
  • 5. Ограничения на гражданской и муниципальной службе
  • 6. Запреты на гражданской и муниципальной службе
  • 7. Гарантии для гражданских и муниципальных служащих
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 5. Прохождение гражданской и муниципальной службы
  • 1. Сущность прохождения гражданской и муниципальной службы
  • 2. Должностной регламент
  • 3. Поступление на гражданскую и муниципальную службу
  • 4. Конкурс как способ замещения должности гражданской и муниципальной службы
  • Участвует
  • 5. Кадровый резерв на гражданской службе
  • 6. Квалификационный экзамен
  • 7. Аттестация гражданских и муниципальных служащих
  • 8. Ротация гражданских служащих
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 6. Управление государственной и муниципальной службой
  • 1. Задачи управления государственной службой
  • 2. Федеральные органы по вопросам государственной службы, их полномочия
  • 3. Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации
  • 7.4. Управление муниципальной службой
  • 5. Кадровая работа на государственной и муниципальной службе
  • 6. Подготовка к государственной и муниципальной службе
  • 7. Дополнительное профессиональное образование гражданских и муниципальных служащих
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 7. Обеспечение дисциплины и противодействие коррупции на гражданской и муниципальной службе
  • 8.1. Общие положения об ответственности гражданских и муниципальных служащих
  • 2. Дисциплинарная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • 3. Дисциплинарная коррупционная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • 4. Административная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • 5. Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих
  • 6. Проблемы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе
  • Динамика индекса восприятия коррупции TrasparencyInternationalдля России1
  • 7. Поощрения на государственной и муниципальной службе
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 8. Служебный контракт. Условиягражданской и муниципальной службы
  • 1. Понятие служебного контракта и его содержание
  • 2. Служебные споры
  • 3. Служебное время и время отдыха на гражданской и муниципальной службе
  • 4. Организация оплаты труда на гражданской и муниципальной службе
  • Установленные федеральные районные коэффициенты для субъектов Российской Федерации, сходящих в Сибирский федеральный округ
  • 5. Медико-социальная помощь гражданским и муниципальным служащим
  • 6. Пенсионное обеспечение гражданских и муниципальных служащих
  • 7. Государственная защита гражданских и муниципальных служащих
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Тема 9. Перспективы развития и реформирования государственной и муниципальной службы
  • 1. Федеральные программы реформирования и развития государственной службы
  • Целевые индикаторы и показатели федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009–2013 годы)»
  • 2. Развитие государственной гражданской службы и муниципальной службы в субъектах Российской Федерации
  • Сроки действия программ развития государственной гражданской службы субъектов рф, входящих в Сибирский федеральный округ
  • Контрольные вопросы
  • Библиографический список Основная литература
  • Дополнительная литература
  • Заключение
  • Приложения Приложение 1 Законы субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе
  • Приложение 2 Законы субъектов Российской Федерации о муниципальной службе
  • Приложение 3 Численность, укомплектованность должностей и среднемесячная заработная плата федеральных гражданских служащих по ветвям власти (конец марта 2015 г.)1
  • Приложение 4 Численность и укомплектованность должностей государственных гражданских служащих на региональном уровне и муниципальных служащих (конец марта 2015 г.) 1
  • Приложение 5 Соотношение присваиваемых на федеральной государственной гражданской службе классных чинов и дипломатических рангов
  • Окончание прил. 5
  • Приложение 6 Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению1
  • Окончание прил. 6
  • Приложение 7 Список заболеваний, препятствующих работе в представительстве Российской Федерации1
  • Приложение 8 Среднемесячная начисленная заработная плата гражданских служащих на региональном уровне и муниципальных служащих в исполнительных органах (конец марта 2015 г.) (Извлечения)
  • Окончание прил. 8
  • Приложение 9 Примерная структура должностного регламента
  • I. Общие положения
  • II. Описание должности
  • III. Принятие решений и организация служебного взаимодействия
  • IV. Квалификационные требования
  • V. Показатели эффективности и результативности деятельности
  • Приложение 10 Уведомление представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений
  • Максим Юрьевич Зенков Государственная и муниципальная служба
  • 630102, Г. Новосибирск, ул. Нижегородская, 6.
  • 2. Виды государственной службы

    Государственная гражданская служба России - один из трех видов государственной службы, которые образуют систему государственной службы РФ в соответствии с федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

    Государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

    Данное понятие, несмотря на то, что закреплено ст. 5 федерального закона «О системе государственной службы

    Российской Федерации», имеет несколько серьезных отличий от понятия «государственная служба». Это очевидно, так как гражданская служба представляет собой один из видов государственной службы, но в данном случае таких отличий несколько.

    Во-первых, в определении гражданской службы присутствует логический (порочный) круг: гражданская служба определяется через саму гражданскую службу (лишним является указание на должности гражданской службы). Интересно, что аналогичная ошибка присутствовала в определении понятия «государственная служба» в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». Исследователи неоднократно указывали на нее, но в действующем законодательстве она была сохранена.

    Во-вторых, исчезли полномочия субъектов РФ, о которых упоминается в определении понятия «государственная служба». Если для обеспечения исполнения полномочий РФ создаются военная и правоохранительная службы, то полномочия субъектов РФ оказываются без соответствующего механизма реализации.

    В-третьих, и это как раз справедливо, гражданские служащие обязаны посвящать себя обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, не вмешиваясь в иные государственные сферы. Это серьезное ограничение, однако в случае его реализации государственная гражданская служба не может включать в себя, например, дипломатическую службу, гражданским служащим не должны присваиваться классные чины юстиции. Но практика и нормативное регулирование показывают, что это не только возможно, но и законно…

    Сегодня государственным гражданским служащим могут быть присвоены:

    Классные чины государственной гражданской службы РФ, классные чины юстиции, дипломатические ранги - федеральным служащим;

    Классные чины государственной гражданской службы субъекта РФ - служащим субъектов РФ.

    С точки зрения законодателя, собственно, только гражданская служба делится на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ.

    Сегодня в России организовано 86 государственных гражданских служб: одна - федеральная, 85 - субъектов РФ. Относительно установленной законом организации гражданской службы субъекты РФ получили полномочия по регулированию государственной гражданской службы субъекта РФ на основе положений федерального законодательства.

    Подвидом федеральной государственной гражданскойслужбы является служба в системе Министерства иностранных дел РФ.

    Длительное время в России не существовало специального закона, устанавливающего особенности организации и прохождения дипломатической и консульской службы как элементов системы государственной службы РФ. В федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» они даже не упоминались. В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» указывается на присвоение дипломатического ранга и специального звания (п. 5 ст. 12, ст. 13). В федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дипломатическая и консульская службы не упоминаются.

    Вместе с тем 27 июля 2010 г. был подписан федеральный закон № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» 1 .

    Всоответствии с этим закономдипломатическая служба есть профессиональная служебная деятельность граждан РФ на должностях федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Министерства иностранных дел РФ, дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ, представительствах РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, территориальных органах - представительствах Министерства иностранных дел РФ на территории РФ, связанная с обеспечением исполнения полномочий РФ в сфере международных отношений.

    Однако, совершенно очевидно, что дипломатическая служба имеет свою, подчас ярко выраженную отраслевую специфику. Она связана с ротацией дипломатических кадров, их периодическим перемещением в рамках системы Министерства иностранных дел, переводом на работу из центрального аппарата в загранпредставительство и обратно, особым характером службы за рубежом, когда на дипломатического служащего распространяются нормы не только российского национального законодательства, но и международного права. Все эти и многие другие особенности дипломатической службы от специфических прав и гарантий до особых обязанностей, особых требований и особых ограничений, налагаемых на дипломатических служащих и ответственности, не могут быть учтены в рамках федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Нельзя согласиться с теми, кто отказывает закону «О дипломатической службе Российской Федерации» в праве на существование.

    Закон о дипломатической службе должен дать определение основным понятиям, устанавливать порядок организации дипломатической службы, дать четкую классификацию должностей дипломатической службы и дипломатических рангов, сформулировать квалификационные требования, предъявляемые к дипломатам, закрепить основы правового положения дипломатического служащего, особенно указать на ограничения, связанные с дипломатической службой, а также установить соответствие каждого дипломатического ранга классному чину федерального государственного служащего. Нет сомнения в том, что Закон о дипломатической службе необходим. Дипломатия- ее сфера межгосударственные отношения - качественно отличается от всех других сфер общественной жизни.

    Высокопрофессиональная и хорошо организованная дипломатическая служба как неотъемлемая составляющая системы государственной службы РФ - важнейшее условие успешного выполнения государством своих функций, решения стратегических и тактических задач политики Российского государства на международной арене.

    Дипломатическая служба - это профессиональная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий РФ во внешнеполитической сфере, а также по защите интересов РФ, ее граждан и организаций за пределами РФ.

    Неотъемлемой частью дипломатической службы является консульская служба , обеспечивающая исполнение консульских функций:

    Защита прав и интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц), а также оказание им помощи и содействия;

    Содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания;

    Распространение официальной информации о внешней и внутренней политике представляемого государства;

    Выдача виз иностранным гражданам;

    Выдача паспортов гражданам представляемого государства;

    Осуществление нотариальных действий;

    Регистрация актов гражданского состояния;

    Рассмотрение вопросов гражданства; соответствующие функции в отношении морских судов представляемого государства;

    Осуществление правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

    Ведение учета граждан представляемого государства, находящихся в пределах консульского округа.

    Дипломатическая и консульская службы РФ регулируются и регламентируются соответствующими актами международного права. Наиболее важные из них - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. 1 и Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. 2

    Практическая деятельность дипломатических служащих и консульских работников осуществляется в центральном аппарате МИД России, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ за рубежом, в представительствах РФ при международных (межгосударственных и межправительственных) организациях, в представительствах МИД России на территории РФ, а также в некоторых подведомственных ему организациях.

    По мнению А. Ф. Ноздрачёва, наиболее общее отличие специальных видов государственной службы, в том числе и военной, от общегражданской государственной службы заключается в предназначении этих видов государственной службы, т. е. в выполняемых ими функциях и задачах 1 . Для всех специальных видов государственной службы, включая и военную, характерны следующие признаки:

    Специфика выполняемых задач и функций;

    Наличие специальных принципов в организации службы;

    Особые условия службы, нередко сопряженные с риском;

    Наличие профессиональной специфики;

    Особые служебные обязанности (защита жизни и здоровья людей, обеспечение безопасности граждан и установленного порядка управления, прав и публичных интересов граждан, материальных ценностей, охрана общественного порядка и правопорядка и т. д.);

    Наличие особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине, учитывающих особенности должностных функций и условия службы сотрудников;

    Особые условия и порядок поступления на службу, ее прохождения, присвоения специальных званий, проведение испытательного срока, аттестации, ротации, прекращения службы;

    Наличие определенного в нормативных административно-правовых актах статуса государственных служащих с установленным кругом прав и обязанностей;

    Особый порядок привлечения к видам правовой ответственности (прежде всего административной и материальной);

    Специальное обеспечение (денежное содержание, социальные льготы, форменная одежда, знаки различия и т. п.).

    Государственная гражданская служба соотносится с другими видами государственной службы, установленными федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», а также с муниципальной службой. Регламентированная в законах взаимосвязь различных видов государственной службы и муниципальной службы позволяет типовым образом регулировать государственно-служебные отношения (это, в свою очередь, обеспечивает систематизацию правовых предписаний и их непротиворечивость). Также общие нормы создают условия для реализации единой государственной кадровой политики в системе государственной службы, а также, что не маловажно, - для должностного роста гражданина в целом в системе государственной службы.

    Подробный анализ организации и прохождения гражданской службы, правового статуса гражданского служащего будет дан в последующих темах.

    Военная служба . Законом о системе государственной службы введено новое понятие военной службы.

    Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

    Это определение, представленное в ст. 6 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», на момент написания данного пособия еще не применяется, поскольку не принят специальный федеральный закон «О военной службе Российской Федерации». В указанном законе представлено иное понятие военной службы.

    Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой

    Гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, - в Вооруженных Силах РФ и внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (другие войска) и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (воинские формирования), Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры (с 1 января 2017 г.), военных следственных органах Следственного комитета РФ (с 1 января 2017 г.) и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ (органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях;

    Гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами – в Вооруженных Силах РФ и воинских формированиях.

    Практика правового регулирования государственной службы в Советском Союзе и РФ традиционно связывала друг с другом две разнородные группы отношений - воинскую обязанность и военную службу.

    Развитие военной службы в России. На территории России воинская обязанность впервые была введена послеОктябрьской революции 1917 г. декретом ВЦИК от 29 мая 1918 г. «Опринудительном наборе в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию» 1 . Воинская обязанность была закреплена в Консти­туции РСФСР 1918 г. 2 В дальнейшем был принят систематизированный акт - декрет ВЦИК и СНК от 28 сентября 1922 г. «Об обязательной воинской повинности для всех граждан РСФСР мужского пола» 3 . Уточнения в порядок выполнения воинской обязанности были внесены законом СССР от 18 сентября 1925 г. «Об обязательной военной службе» 1 , законом СССР от 1 сентября 1939 г. «О всеобщей воинской обязанности» 2 . Последним законодательным актом СССР о воинской обязанности был закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» от 12 октября 1967 г. 3 , действие которого сохранялось некоторое время и после распада СССР на территории РФ.

    Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами РФ обязанности по защите Отечества в соответствиис ч. 1 ст. 59 Конституции РФ. Целью воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов личным составом в мирное время, а также в периоды мобилизационного развертывания, военного положения и в военное время.

    Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ.

    Формами исполнения воинской обязанности признаются: воинский учет; обязательная подготовка к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    В настоящее время вопросы воинской обязанности и военной службы регулируются федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 4 , а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами.

    Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» 5 закон «О системе государственной службы Российской Федерации» был дополнен статьей, предусматривающей в Российской Федерации возможность поступления иностранных граждан на военную службу по контракту и прохождение ими военной службы.

    Правовая норма, разрешающая привлечение к военной службе в РФ по контракту лиц, не являющихся гражданами РФ, позволяет ускорить решение проблемы перехода к комплектованию Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов на преимущественно контрактной основе. Кроме того, она позволяет решать проблемы укомплектования воинских частей, дислоцированных в Таджикистане, Армении и других государствах, образовавшихся на постсоветском пространстве.

    Включение данной нормы создало немало правовых проблем и коллизий, поскольку в законе о системе государственной службы (ст. 1) государственная служба определяется как «профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации». Вызывает недоумение и включение данной статьи в главу, посвященную системе управления государственной службой, а не в главу, раскрывающую общие положения о государственной службе, в том числе содержащую определение военной службы (ст. 6).

    В соответствии с п. 1 ст. 2 федерального закона «О воинской обязанности и военной службе Российской Федерации» военную службу граждане проходят в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных воинских формированиях, перечень которых является исчерпывающим.

    Особенности организации военной службы в Вооруженных силах России и других военных организациях . Вооруженные Силы РФ созданы на основе Вооруженных Сил Союза ССР. Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явились указ Президента РФ от 7 мая 1992 г. № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» 1 и распоряжение Президента РФ от 17 мая 1992 г. № 219-рп «Об организационных мерах по созданию Министерства обороны Российской Федерации и Вооруженных Сил Российской Федерации» 1 . В вышеназванном Указе подчеркивается, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил РФ является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.

    Согласно Военной доктрине РФ 2 Вооруженные Силы РФ составляют ядро военной организации государства и основу обеспечения его военной безопасности. В военную организацию государства включены также другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы военного управления. В военную организацию государства также входит часть оборонно-промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности – подготовки к вооруженной защите и вооруженной защите России.

    Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ (ст. 10 федерального закона «Об обороне» 3). Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ. В мирное время Вооруженные Силы обеспечивают военную безопасность РФ. Задачи, решаемые Вооруженными Силами РФ и другими войсками по обеспечению военной безопасности и по отражению вооруженного нападения (агрессии) на РФ, а также ее союзников, определены Военной доктриной РФ.

    Часть состава Вооруженных Сил РФ может входить в объединенные вооруженные силы или находиться под объединенным командованием в соответствии с международными договорами РФ.

    Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ, в тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил РФ.

    Вооруженные Силы РФ состоят из трех видов Вооруженных Сил (сухопутные войска, воздушно-космические силы, Военно-морской флот), двух отдельных родов войск (Ракетные войска стратегического назначения, Воздушно-десантные войска).

    Руководство Вооруженными Силами РФ осуществляет Президент РФ - Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ. Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами РФ в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами РФ, другими войсками, воинскими формированиями и органами.

    Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ. Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ является основным органом оперативного управления Вооруженными Силами РФ. Вооруженные Силы РФ включают три вида: Военно-воздушные силы; Военно-морской флот; Сухопутные войска.

    Управление в Вооруженных Силах РФ осуществляется специально для этого учрежденными государством военными органами, являющимися составной, но относительно обособленной частью исполнительной власти. Управление осуществляют центральные органы управления, органы управления объединений, соединений, воинских частей, военных комиссариатов (территориальные органы военного управления), начальники гарнизонов (старшие морские начальники), военные коменданты.

    Федеральными законами «О Федеральной службе безопасности» 1 , «О внешней разведке» 2 и «О государственной охране» 1 установлено, что сотрудниками указанных органов могут быть только граждане РФ.

    Военная служба в пограничных органах предусмотрена в соответствии с федеральным законом от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Согласно указу Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» 2 пограничные органы и войска переданы в состав ФСБ РФ.

    Основное назначение войсковых подразделений пограничных органов состоит в защите и охране Государственной границы 3 , тем самым решаются задачи военной безопасности - защита неприкосновенности территории РФ, охрана и защита природных ресурсов и др. Пограничные органы совместно с Вооруженными Силами РФ участвуют в отражении агрессии против РФ, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства. Задачи и функции пограничных органов реализуются через различные виды деятельности: войсковую, разведывательную, оперативно-розыс­кную, режимно-пропускную и др.

    Согласно федеральному закону от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 4 Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России) является федеральным органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной служ­бы безопасности, которыми являются контрразведывательная деятельность и борьба с преступностью.

    Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» 5 установлено, что под государственной охраной понимается функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

    Федеральным органом охраны является Федеральная служба охраны России (ФСО России). Анализ Концепции национальной безопасности и Военной доктрины РФ позволяет сделать вывод, что ФСО России в широком смысле также участвует в решении задач военной безопасности, поскольку, реализуя функции охраны высших должностных лиц государства, обеспечивает поддержание внутриполитической стабильности, защиты конституционного строя и решение других задач.

    Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ подчинены министру внутренних дел РФ и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств (ст. 1 федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» 2). Они состоят из соединений и воинских частей оперативного назначения и воинских частей специального назначения.

    Основное назначение внутренних войск заключается в устранении внутренних угроз военной безопасности РФ. Во внутренних вооруженных конфликтах они действуют в составе объединенных (разноведомственных) группировок войск и сил, участвуя в основном в противодиверсионных специальных действиях, задачами которых являются: охрана тыла действующей объединенной группировки, коммуникаций, противодействие диверсионным группам противника и их уничтожение и др. При агрессии против РФ внутренние войска участвуют в территориальной обороне, а также оказывают содействие Вооруженным Силам РФ по отражению агрессии.

    Войска гражданской обороны , входящие в состав сил гражданской обороны, являются воинскими формированиями, специально предназначенными для решения задач в области гражданской обороны (ст. 15 федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» 1).

    Деятельность Войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

    В состав военной организации государства входят инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования. Данные формирования структурно входят в Федеральное агентство специального строительства, правовое положение которого определено указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства» 2 .

    Служба специальных объектов при Президенте РФ, являющаяся федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, также входит в военную организацию государства.

    В соответствии с федеральным законом от 21 декабря 1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» 3 к личному составу Государственной противопожарной службы относятся военнослужащие, состоящие на штатных воинских должностях в Федеральной противопожарной службе (ст. 7) - Государственной противопожарной службе МЧС России.

    В структуру военной организации будут включены создаваемые на военное время специальные формирования, правовое положение которых будет определяться законодательством военного времени.

    На должностях военных прокуроров и следователей военную службу по контракту проходят офицеры (разд. VI закона РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» 1).

    Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» 2 установлено, что на должности судей военных судов, Военной коллегии и предусмотренные штатным расписанием государственные должности работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента назначаются военнослужащие, прикомандированные, соответственно, к военным судам, Верховному суду РФ и Судебному департаменту.

    В настоящее время обсуждается вопрос о демилитаризации военных судов и прокуратуры, т. е. о приостановлении военной службы лицам, находящимся на должностях военных судей и прокуроров.

    По способу поступления военная служба делится на военную службу по призыву и на военную службу по контракту.

    Военную службу по призыву проходят:

    а) солдаты и матросы, сержанты и старшины, зачисленные на военную службу по призыву;

    б) офицеры, призванные на военную службу из запаса.

    Курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

    Военную службу по контракту проходят военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы.

    В ходе военной реформы предполагается начать и осуществить переход на смешанную систему комплектования, под которой понимается сочетание обязательного (обязательно-доб­ро­вольного) призыва граждан на военную службу со службой добровольной - по контракту.

    Приходится констатировать, что регулирование военной службы осуществляется нормативными актами, не соответствующими закону о системе государственной службы РФ.

    Иные виды государственной службы. Третьим видом государственной службы федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» первоначально называл правоохранительную службу (службу в правоохранительных органах).

    Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина.

    Следует обратить внимание, что в определении понятий «военная служба» и «правоохранительная служба» законодатель явно отошел от их трактовки в рамках, заданных определением понятия «государственная служба» (которые, напротив, восприняты при определении понятия «государственная гражданская служба»).

    Для установления содержания понятия «правоохранительная служба» необходимо обратиться к анализу понятия «правоохранительные органы». Сегодня существует широкая и узкая трактовка этого понятия. Широкая, особенно распространенная в 1980-х годах, к правоохранительным органам относила суд, прокуратуру, милицию, органы юстиции, государственной безопасности, арбитража, нотариата, органы народного контроля, ведомственные инспекции и др. В 1990-е годы к их числу «добавили» добровольные народные дружины, общественные пункты охраны порядка, частные охранные и детективныеструктуры, но исключили судебные органы.

    С. В. Антонов характеризует правоохранительную службу как вид федеральной государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на государственных должностях в государственных органах и учреждениях, осуществляющих правоохранительные функции, а именно: прокурорский надзор, оперативно-розыс­к­ную деятельность, дознание и предварительное расследование преступлений, обеспечение безопасности и охрану общественного порядка, исполнение судебных решений по уголовным, гражданским, административным и арбитражным делам 1 .

    Содержательная сторона правоохранительной деятельности часто суживается, ограничивается уголовно-правовыми мерами борьбы с преступностью. Иногда к этому добавляется и деятельность по поддержанию порядка: патрулирование на улицах и в общественных местах, контроль за проведением массовых мероприятий (уличных шествий, митингов, пикетирования). Безусловно, упомянутые меры можно считать составной частью правоохранительной деятельности, но правоохрана включает и многие другие функции: защиту политических, имущественных, социальных и других прав граждан, обеспечение законности функционирования государственных структур, хозяйственных органов и общественных формирований и т. п. 2

    Правоохранительная служба отнесена к федеральной государственной службе, вместе с тем в соответствии с п. «л» ст. 72 Конституции РФ кадры правоохранительных находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Налицо - очередная правовая коллизия, требующая законодательного разрешения.

    Длительное время (2003-2015 гг.) федеральный законодатель, несмотря на несколько попыток разработать проект федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», так и не внес его в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Причинами этого было нежелание руководителей различных правоохранительных органов унифицировать организацию правоохранительной службы, правовой статус правоохранителя. Для каждого правоохранительного органа существовало свое особое законодательство, что обусловило обособление и иных видов государственной службы, не отнесенных законодательством к государственной гражданской и военной службе.

    Такое положение вещей обусловило принятие федерального закона № 262-ФЗ, в соответствии с которым понятие «правоохранительная служба» было исключено из текста закона о системе государственной службы. Вместо единообразной правоохранительной службы появились неопределенные иные виды государственной службы, учреждение которых осуществляется путем принятия специального федерального закона о таком виде службы.

    Ряд из таких законов был принят ранее.

    Служба в таможенных органах. 21 июля 1997 г. был принят федеральный закон № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Появление этого закона было обусловлено той ролью, которую играла Федеральная таможенная служба России (на тот момент - Государственный таможенный комитет РФ) в формировании доходной части государственного бюджета. С другой стороны, закон стал первым и единственным из принятых федеральных законов, определившем государственную службу в конкретном специализированном органе.

    Подтаможенной службой в данном законе понимается особый вид государственной службы граждан, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов РФ.

    Таможенные органы как правоохранительные органы выполняют следующие функции:

    Борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства (относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу);

    Пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, других товаров.

    В таможенных органах учреждаются как должности государственной гражданской службы, так и должности сотрудников таможенных органов, а также должности работников. Деятельность лиц, замещающих первые должности, регулируется законодательством о государственной гражданской службе, сотрудников - законом № 114-ФЗ, работников - Трудовым кодексом Российской Федерации 1 .

    Организационно-кадровые преобразования, осуществленные в 2000-е гг., существенно изменили распределение должностей в таможенных органах. Все больше в полномочиях ФТС России появляется тех, где функционал должен исполняться федеральными гражданскими служащими. Правоохранительное содержание профессиональной деятельности сужается и переносится для исполнения в должности других государственных органов. Сама Федеральная таможенная служба в настоящее время находится в ведении Правительства Российской Федерации.

    Служба в органах внутренних дел. В рамках реформы Министерства внутренних дел Российской Федерации, инициатива которой была озвучена Президентом РФ Д.А. Медведевым 2 , были приняты ряд федеральных законов, в том числе «О полиции» 3 , «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4 .

    Служба в органах внутренних дел – федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях в органах внутренних дел РФ, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены законом № 342-ФЗ, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

    В.Б. Гайдов предлагал рассматривать понятие государственной службы в органах внутренних дел в более широком смысле: государственная служба в органах внутренних дел – разновидность общественно-полезной деятельности гражданского общества и самостоятельный вид федеральной государственной службы Российской Федерации, которая находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, носящая специальный, публичный характер, функционирующая в единой системе органов внутренних дел как органов исполнительной власти, за денежное вознаграждение сотрудниками как государственными служащими, замещающими соответствующие должности и осуществляющими профессиональную деятельность (выполнение должностных обязанностей) по обеспечению исполнения МВД России своих полномочий государственного управления в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, создания гарантий общественной безопасности, борьбы с правонарушениями 1 .

    К иным видам государственной службы можно отнести:

    Государственную службу в органах и учреждениях прокуратуры 2 ;

    Государственную службу в органах и учреждениях исполнения наказания (уголовно-исполнительной системе) 3 ;

    Государственную службу в органах Федеральной службы судебных приставов России 1 ;

    Государственную службу в органах Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России 2 .

    Альтернативная гражданская служба. Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в России еще в XVIII в.: в 1787 г. императорским Указом меннонитам была предоставлена льгота - освобождение от военной службы 3 . Последующие решения о введении всеобщей воинской повинности обусловили принятие в 1880 г. циркуляра о привлечении меннонитов к обязательной, но не военной, службе. Это была, как правило, работа в особых лесных командах (лесниками, объездчиками), пожарных отрядах и мастерских морского ведомства 4 . На обязанных рабочих распространялись правила призыва на военную службу, но по своей сути это была гражданская служба, организация которой возлагалась на ведомство Управления землеустройства и государственных имуществ, неподчиненное Вооруженным силам империи. Впоследствии к меннонитам были присоединены представители других религиозных течений.

    В 1903 г. альтернативная служба была регламентирована в Австралии, 1916 г. - Великобритании, 1917 г. - Дании.

    4 января 1919 г. в Советской России был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» 5 . Решение об освобождении и направлении на альтернативную службу принимали суды. Действие данного декрета продолжалось до 1939 г. Интересно, что в этот же период действие своих законов об альтернативной службе приостановили большинство принявших ранее такие законы государств.

    В 1993 г., в принятой Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской. В развитие этой нормы был принят федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» 1 .

    Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

    Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований в организациях:

    Подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

    Подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;

    Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

    Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

    Несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

    Он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

    Срок альтернативной гражданской службы составляет от 18 до 21 месяца. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых призывной комиссией принято соответствующее решение.

    Организация альтернативной гражданской службы осуществляется специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, определяемыми Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии со своими полномочиями (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство обороны РФ).

    Деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации, но не признается принудительной.

    Вместе с тем поскольку альтернативная гражданская служба представляет собой равноценную военной службе по призыву замену (обязательной заменой!), организация призыва осуществляется теми же государственными структурами, альтернативная гражданская служба должна быть включена в систему государственной службы как самостоятельный вид.

    Государственная служба российского казачества. С конца 1980-х гг. в России началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации. Начиная с 1991 г. в отношении российского казачества было принято более 100 законодательных и нормативно-правовых актов.

    16 июля 1992 г. Верховный Совет РФ принял постановление «О реабилитации казачества» 1 . В 1994 г. был создан Совет поделам казачества при президенте РФ (упразднен в 1997 г., в 2009 г. воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества 2 .

    В 1995 г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996 г. первое казачье войско - Волжское - приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

    5 декабря 2005 г. был принят федеральный закон № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» 1 . Уникальностьданного закона заключается в отсутствии у него предмета регулирования: понятие «государственная служба российского казачества» оказалось не определено.

    Вместе с тем данным законом определяются организационные и правовые основы несения российским казачеством государственной службы.

    Российское казачество - граждане РФ, являющиеся членами казачьих обществ - добровольных объединений граждан, образованных в форме некоммерческой организации и внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ.

    Прохождение государственной службы разных видов осуществляется в соответствии с законодательством и предполагает некоторые особенности:

    1) для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, в пограничные органы;

    2) для прохождения государственной службы любого вида необходимо, чтобы казачье общество было зарегистрировано в установленном порядке;

    3) прохождению государственной службы предшествуют:

    Заключение договоров (соглашений) федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления муниципального образования с казачьими обществами;

    Принятие российским казачество обязательств по несению государственной службы установленного вида.

    3 июля 2008 г. Президентом РФ была принята концепция государственной политики РФ в отношении российского казачества 2 , в которой говорится, чтоцелями государственной политики РФ в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.

    Сегодня казачьи общества (хуторские, станичные, городские, юртовые, окружные (отдельские), войсковые) и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов РФ. Российское казачество насчитывает около 7 млн человек.

    В России 11 реестровых войсковых казачьих обществ (Волжское, Сибирское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Всевеликое войско Донское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское, Иркутское, Центральное казачье войско), а также отдельный Северо-Западный казачий округ, окружное казачье общество «Балтийский отдельный казачий округ – Балтийский казачий союз».

    В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.

    Кроме того, в стране существуют 150 военно-патриоти­чес­ких и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей. Ежегодно в масштабе страны проводятся мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи.

    Виды государственной службы РФ представлены несколькими большими группами государственных органов, должностей и обязанностей, объединенных общими признаками. Какими видами государственной службы РФ располагает система госслужбы России, разберемся в этой статье.

    Понятие и виды государственной службы РФ

    Служба - это осуществление человеком определенных действий, направленных на исполнение закрепленных за ним трудовых обязанностей. Государственная служба - это применение гражданами своих трудовых профессиональных навыков в сфере реализации полномочий и задач госорганов различных уровней. Этот вид трудовой деятельности выполняется работниками, именуемыми госслужащими.

    Госслужба РФ регламентирована, в первую очередь, Федеральным законом «О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 года № 58-ФЗ. В соответствии с ним система госслужбы представлена следующими видами:

    • государственная гражданская служба;
    • военная служба;
    • правоохранительная служба.

    Каждый вид государственной службы, в свою очередь, регламентирован и конкретизирован отдельным пакетом нормативных актов, принятых как на федеральном, так на региональном уровнях.

    Принципы госслужбы

    Основные принципы чего-либо - это руководящие положения, ведущие особенности устройства. Основные принципы устройства и осуществления функций всех видов государственной службы, входящих в общую систему, сформулированы в статье 3 закона «О системе госслужбы РФ».

    К принципам устройства и функционирования госслужбы относятся:

    • федерализм, то есть одновременное единство системы госслужбы и разграничение полномочий ее органов;
    • соответствие законам (законность);
    • верховенство прав и свобод человека;
    • единый законодательный подход к организации госслужбы;
    • гласность и доступность госслужбы публичному контролю;
    • грамотность и подготовленность госслужащих на должном уровне;
    • некоторые другие.

    Основные принципы устройства госслужбы РФ призваны обеспечить единообразие, постоянство и эффективность функционирования системы госслужбы.

    Система государственной службы РФ

    Слово «система» переводится с древнегреческого как что-то единое, составленное из элементов. То есть система - это однородная структура взаимодействующих друг с другом частей.

    Система государственной службы Российской Федерации включает в себя все многообразие государственных органов власти различных уровней. Государственные органы власти РФ делятся на федеральные органы и органы госвласти субъектов федерации. При этом госорганы различных уровней как разграничены, так и связаны между собой. Реализуемые в рамках своих полномочий функции госорганов также призваны решать вопросы федерального и регионального значения. Кроме того, существуют вопросы совместного ведения федеральных и региональных органов.

    Осуществляя свои трудовые функции в рамках должностных обязанностей, госслужащие ничего не производят в материальном плане, но от этого их деятельность не перестает быть менее значимой. Исполняя функции госорганов, госслужащие производят информацию и, в глобальном плане, осуществляют функционирование такой значительной общности людей, как государство.

    Государственная гражданская служба

    Государственная гражданская служба - это один из видов государственной службы РФ. Регулируется законом о государственной гражданской службе РФ. Представляет собой перманентное последовательное и качественное исполнение функций и задач госорганов людьми, работающими на соответствующих должностях (госслужащими).

    В юридической научной литературе, касающейся института государственной службы, определено 6 признаков, присущих гражданской службе как виду государственной службы. Это:

    • особый вид управленческой деятельности (государственный);
    • структура госорганов, состоящих из госслужащих, призванных исполнять государственные функции и задачи;
    • единство правовых институтов, регулирующих реализацию государственной власти и управления, и социального института - круга лиц, профессионально осуществляющего эти функции в рамках своего правового положения;
    • взаимосвязь отношений государства, социума, права и гражданина;
    • механизм создания, осуществления и улучшения учреждений госвласти и управления.

    Гражданская служба осуществляется в госаппаратах органов власти (представительной, судебной, исполнительной) и в других органах, исполняющих от имени государства его задачи и причисленных федеральным и региональным законодательством к органам госвласти.

    Виды государственной гражданской службы

    Из всех перечисленных ранее видов государственной службы гражданская служба воспроизведена наиболее обширно, потому что замыкает на себе как федеральные, так и региональные институты власти.

    Итак, гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов федерации. Очевидно, что федеральная гражданская служба реализуется госслужащими в федеральных органах госвласти. Этот вид службы имеет отношение к решению вопросов, находящихся в компетенции Российской Федерации, а также в совместном ведении федерации и регионов.

    Государственная гражданская служба субъектов федерации реализуется в пределах функций и полномочий конкретного региона. Кроме того, как уже упоминалось, она включает работу по принятию решений по вопросам совместного ведения.

    Кроме перечисленных видов государственной службы, в гражданской службе можно обозначить так называемую специальную гражданскую службу, в которой можно выделить отдельные группы организаций и учреждений. Специальная гражданская служба нужна государству для решения отдельных задач, объединенных в различные группы. К специальной гражданской службе можно отнести работу органов таможни, налоговой, финансово-кредитных, дипломатических и иных организаций.

    Военная служба

    Военная служба - особый, по назначению и функциям, вид государственной службы. Военная служба, в отличие от гражданской, направлена на реализацию оборонных и охранительных функций государства. Основная задача военной службы - вооруженная защита государства от покушения других стран на конституционное устройство, независимость, территориальную целостность, ресурсы страны. Военная служба представляет собой реализацию гражданином своих профессиональных навыков на госслужбе путем замещения воинских и, в некоторых ситуациях, не воинских должностей. Военная служба в нашей стране возможна в 2 формах: на добровольных началах (по контракту) и по призыву.

    Военная служба характеризуется, в первую очередь, особым статусом военнослужащих. Правовое положение военнослужащих регламентировано законами «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 года № 53-ФЗ и, конечно же, «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ.

    Для военнослужащих определены:

    • особые условия работы (риск для жизни, ненормированный график, непостоянное место несения службы);
    • жесткие требования при приеме на службу (возраст, физическое и психическое здоровье, специальные знания);
    • специальная система званий и связанные с ней строгая дисциплина и субординация;
    • досконально регламентированные условия не только работы, но и жизни, формы одежды, правил поведения в той или иной ситуации;
    • особый порядок привлечения к юридической ответственности (свои органы судов, прокуратуры, исполнения наказания и т. п.).

    Граждане несут военную службу в войсках, подчиненных Министерству обороны России, в войсках Министерства внутренних дел России, органах Федеральной службы безопасности, в отрядах Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, железнодорожных, пограничных и иных войсках.

    Правоохранительная служба

    Правоохранительную службу нужно отличать от остальных видов государственной службы и, в первую очередь, от военной службы. В чем же различие? Правоохранительная служба - это реализация гражданином своих профессиональных навыков путем замещения должностей в госорганах, организациях и учреждениях, исполняющих функции охраны безопасности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, защиты прав и свобод других граждан.

    Из определения правоохранительной службы и анализа законодательства видно, что присутствует некоторая схожесть с другими видами государственной службы и, в частности, с военной. Но существуют и различия.

    Сходство - в строгом (хотя и менее, чем в военной службе) регламенте профессиональной деятельности по реализации функций правоохранительной службы; в наличии званий и субординации, формы одежды; в особенных требованиях к физическому и психическому состоянию здоровья гражданина при приеме на работу и т. д.

    Основное различие состоит в том, что военная служба, направленная на защиту государства, преследует целью охрану интересов общности людей и, в большинстве своем, интересов внешних. Правоохранительная служба нацелена на защиту внутренних интересов безопасности граждан. Можно сказать, что правоохранительная служба более индивидуальна в своем подходе по охране чьей-либо безопасности.

    Муниципальная служба

    Рассматривая виды государственной службы Российской Федерации, нельзя обойти вниманием муниципальную службу. В законе о системе госслужбы РФ среди видов госслужбы муниципальная служба отсутствует. Более того, не могут прийти к единому мнению по вопросу отнесения муниципальной службы к госслужбе и ученые.

    По мнению одних исследователей, и государственная и муниципальная службы - это разновидности публичной службы, однако муниципальная служба видом госслужбы не является. Другие ученые считают, что муниципальная служба естественно включена в систему госслужбы России, и законодательное оформление этого факта - лишь дело времени.

    В любом случае стоит знать, что и государственная, и муниципальная службы в своей деятельности переплетены очень тесно. Однако квалификационные требования при поступлении на муниципальную службу устанавливаются каждым муниципальным образованием самостоятельно. При приеме на муниципальную службу с гражданином заключается трудовой договор, а не служебный контракт. Вместе с тем, стаж муниципальной службы засчитывается как стаж госслужбы.

    Похожие публикации