Ст 194 ук рф с комментариями. «Это необязательно сексизм»: Google против манифеста сотрудника об отличиях женщин от мужчин


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 22] [Статья 194]

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере — три миллиона рублей.


3 комментария к записи “Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица”

    Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

    Комментарий к статье 194

    1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС. Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК, в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.
    2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.
    3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.
    4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.
    5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует состав мошенничества (ст. 159 УК).
    6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.
    7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).
    8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).
    9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.
    10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.
    11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыс-лом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.
    Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
    ———————————
    СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.
    СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

    12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.
    13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

    Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

В Кремниевой долине спорят о словах инженера, уверенного, что девушек в сфере ИТ мало не из-за дискриминации, а из-за биологических особенностей.

В закладки

Cцена из фильма «Кадры», 2013 год. Фото 20th Century Fox

В Кремниевой долине последние несколько дней обсуждают анонимного мужчины-инженера под названием «Идеологическая эхо-камера Google». По его словам, в индустрии и на лидерских позициях так мало женщин не потому, что они сталкиваются с предвзятостью, а из-за их психологических отличий от мужчин.

Инженер посоветовал руководству закрыть «дискриминационные» программы по обучению молодых девушек и перестать уделять столько внимания политике «разнообразия» (diversity). Многие его коллеги и сама компания выступили против.

Дискуссия происходит на фоне недавнего иска министерства труда США к Google по обвинению в «систематической дискриминации женщин-сотрудников»: компания отказалась передать данные о зарплатах 21 тысячи сотрудников за последние 19 лет.

Последний отчёт корпорации показал , что мужчины составляют 69% от всей рабочей силы. У 56% сотрудников - белая кожа. На руководящих должностях в Google - 25% женщин, среди инженеров и программистов - 20%.

Как начали обсуждать «идеологическую эхо-камеру»

4 августа по меньшей мере восемь сотрудников Google рассказали в Твиттере о неизвестном ранее внутреннем документе, который «получил вирусную популярность» в компании.

Текст написал старший разработчик. Он утверждал, что гендерный разрыв в индустрии технологий никак не связан с дискриминацией на рабочем месте, а доказывает лишь то, что между мужчинами и женщинами есть биологические различия.

Хотя сотрудник с самого начала заверял, что это его личное мнение, документ распространили по внутренней почтовой рассылке. К примеру, его получили многие команды разработчиков.

Почти каждая женщина, занятая технологиями в Google, увидела этот документ.

Анонимный сотрудник Google в разговоре с Motherboard

Позже некоторые из них по неизвестной причине удалили свои твиты или сделали аккаунты приватными. Вероятно, это было связано со строгим соглашением о конфиденциальности.

«Статья, которая сегодня распространяется на работе, описывает, почему гендерный разрыв в индустрии обусловлен биологическими различиями мужчин и женщин» «Это бесполезный хлам, а не документ. Вы замечательные коллеги, с которыми я счастлив работать вместе» «„Твой гендер означает, что ты биологически не способен выполнять эту работу и не должен быть нанят“ - это вообще ни разу не дебаты» «Он не был уволен после этого письма. Эта писанина до сих пор доступна всем сотрудникам»

5 августа издание Motherboard первым написало о манифесте. Выяснилось, что автор призвал Google отказаться от инициатив, поощряющих «идеологическое разнообразие», то есть от программ для расовых или гендерных меньшинств.

Сотрудник компании рассказал Motherboard, что манифест «обсмеяли» и «осудили» большинство сотрудников, которые с ним ознакомились. Тем не менее некоторые коллеги хотя бы частично согласились с автором.

Собеседник издания предположил, что прославившийся инженер, вероятно, «оказался смелее своих единомышленников в компании» до такой степени, что «был готов вступить в публичную дискуссию». «Я вижу отклик от белых парней, которые чувствуют, что разнообразие в компании снижает планку», - заверил неназванный бывший сотрудник Google.

Что ещё говорится в манифесте

5 августа издание Gizmodo полный текст 10-страничного документа и подтвердило название, ранее озвученное Motherboard. TJ прочитал манифест и выбрал из него показательные пункты.

О корпоративной культуре

  • Обычно у людей есть хорошие намерения, но у всех нас есть какие-то предубеждения. Я написал этот текст, чтобы открыто и честно обсудить мысль с теми, кто со мной не согласен.
  • Я ценю разнообразие, не отрицаю существование сексизма и не доволен использованием стереотипов. Однако наша культура застенчивости и введения в заблуждение не воспринимает что-либо за пределами эхо-камеры. Это необходимо изменить.
  • Некоторые идеи стали слишком священными, чтобы их можно было честно обсудить, а отсутствие дискуссии приводит к самым экстремальным и авторитарным крайностям устоявшейся идеологии.
  • Наше внимание к небольшой агрессии и непреднамеренным нарушением влечёт за собой самоцензуру.
  • В Google мы так много говорим о бессознательной предвзятости, когда это относится к расе и полу, но так редко обсуждаем моральные предубеждения. Политические взгляды зачастую становятся результатом именно глубоко запрятанных моральных предпочтений, и мы должны изучить предрассудки критическим взглядом.
  • Прекратите отделять от себя консерваторов как людей с другой идеологией. В столь прогрессивной среде консерваторы - это меньшинство, которое не открывается, чтобы избежать враждебности. Консерваторы более добросовестны, что полезно при тяжёлой работе.

О мужчинах и женщинах

  • Мужчины и женщины различаются в биологическом плане. Распределение предпочтений и способностей мужчин и женщин частично зависит от биологических причин, и эти различия объясняют, почему мы не видим равного представительства обоих полов в индустрии. Но нельзя определять человека только по этим параметрам.
  • Женщины в среднем более открыты к проявлению чувств и внимательны к эстетике, чем к идеям. Женщины более активно взаимодействуют с людьми, нежели интересуются вещами. Женщины больше сопереживают, мужчины больше систематизируют.
  • Женщины в среднем предпочитают работу в общественных сферах или связанных с творчеством. Мужчины, наоборот, любят писать код (потому что это требует систематизации). К примеру, с фронтендом работает больше женщин, потому что это связано с людьми и эстетикой.
  • У женщин чаще наблюдается повышенная тревога, беспокойство или стресс. Это мешает женщинам работать на специальностях, требующих больших нагрузок.
  • Широко распространённая идея гендерного равенства приводит к психологическим разногласиям между мужчинами и женщинами. Мы должны перестать думать, что гендерные различия обязательно подразумевают сексизм.
  • Мы всегда спрашиваем, почему не видим женщин на руководящих должностях, но никогда не спрашиваем этого же о мужчинах. Всё потому что такая занятость требует длительной и напряжённой работы, которая совсем не сочетается с желанием женщин иметь сбалансированную и полноценную жизнь.

О дискриминации

  • Google создал несколько дискриминационных практик, среди которых есть программы, менторство и занятия только для людей с определённым полом или расой. Когда компания набирает кандидатов, она отдает предпочтение разнообразию среди них. Следует отказаться от таких программ.
  • Руководство говорит, что это морально и экономически правильно, но эти методы могут только усилить расовую и гендерную напряжённость, нанеся Google непоправимый вред.
  • Я не говорю, что разнообразие - это плохо. Я выступаю за то, чтобы относиться к людям как к людям, а не как к людям из

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС . Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК РФ , в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.

3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.

4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.

5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует .

6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).

8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).

9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.

11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыслом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.

Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.

13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
г) в особо крупном размере, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион пятьсот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
Комментарий к статье 194
1. Ст. 194 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей.
Виды таможенных платежей определяются в ТК и НК РФ. Это таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы за таможенное оформление, за таможенное хранение и сопровождение товаров и другие платежи. Порядок их начисления и уплаты регламентируется в настоящее время ТК РФ, Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ), Законом РФ "О таможенном тарифе", ведомственными (Государственного таможенного комитета - ГТК РФ и Министерства РФ по налогам и сборам - МНС РФ) нормативными актами.
2. Ответственность по ст. 194 УК РФ наступает как в случае частичного или полного сокрытия объекта платежа, так и в случае неуплаты таможенных платежей при наличии полной информации об объекте платежа. Как правило, содеянное заключается в занижении таможенной стоимости товара, которая является основой начисления таможенных платежей. В целях ее занижения представляются подложные документы - договоры купли-продажи, инвойсы, счета-фактуры и пр. (см. ст. 318 ТК РФ).
3. Таможенные платежи уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. Преступление следует считать оконченным по ч. 1 ст. 194 УК с момента оформления принятой таможенной декларации, причем совершенной в крупном размере (более 500 тысяч рублей - примечание к ст. 194 УК), т.к. именно с этого момента декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Момент возникновения обязательств по уплате таможенных платежей связывается с принятием таможенной декларации уполномоченным работником таможенных органов (нужно иметь в виду, что нормативными актами ГТК РФ установлен перечень документов, которые приравниваются к таможенной декларации). Форма и порядок подачи таможенной декларации на почтовые отправления определены международным правом - Всемирной почтовой конвенцией. Принцип таможенного декларирования означает, что все основные данные, необходимые для расчета величины таможенных платежей и выполнения таможенных формальностей, должны быть представлены самим лицом, перемещающим товар, или таможенным брокером (см. также ст. 318 ТК РФ).
4. При привлечении к уголовной ответственности по рассматриваемой статье возникает вопрос: кто отвечает за уплату таможенных платежей (декларант, перевозчик, владелец склада временного хранения или таможенного склада)? Однако ТК РФ 1993 г. определяет: "Таможенные платежи уплачиваются непосредственно декларантом либо иным лицом в соответствии с настоящим Кодексом".
4.1. В некоторых комментариях к рассматриваемой статье неправильно указывается, что таможенные платежи уплачиваются при перемещении любого движимого имущества, в т.ч. валюты и пр. Это неправильно. Есть товары, перемещение которых не облагается платежами, например валюта и др. Есть таможенные режимы, которые являются "не налогоемкими", - соответственно таможенная пошлина и пр. при перемещении товаров не уплачивается. Для решения вопроса об уплате таможенных платежей имеет значение страна, из которой ввозятся в Россию товары, предназначение товара (техническая, гуманитарная помощь и пр.). Соответственно, вопрос о том, уплачиваются или нет платежи при перемещении данного товара, должен решаться с учетом нормативной базы, регламентирующей эту уплату, включая ведомственные (ГТК) нормативные акты.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты платежей (ст. 121 ТК РФ 1993 г.). Таможенным кодексом предусмотрены случаи освобождения от таможенных пошлин и налогов.
4.2. В ряде комментариев указывается, что объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей выражается в бездействии (Чучаев А.И., Иванова С.Ю. Таможенные преступления в новом УК РФ // Государство и право. 1998. С. 46). Есть основания с этим не согласиться. Наоборот, чаще всего имеет место действие. Например, если лицо бездействует - не платит платежи, то таможенный орган просто не примет такой товар к перемещению. Как правило, уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в занижении таможенной стоимости товара, в декларировании товара не своим наименованием, а именно как товара, менее налогоемкого, чем перевозится в действительности, указание неправильного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, не той страны происхождения товаров (например, страны, которая относится к развивающимся или слаборазвитым, - в отношении этих стран при перемещении определенных товаров, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ, даны преференции (льготы)), указание не налогоемкого таможенного режима (например, транзита, переработки и пр. вместо выпуска для свободного обращения), указание некоммерческой цели перемещения, хотя цель на самом деле - получение прибыли и пр. Соответственно представляются подложные инвойсы, сертификаты, счета-фактуры и пр. Таким образом, объективная сторона данного преступления может быть выражена в действии или бездействии в виде полного или частичного сокрытия объекта платежа или же неуплаты таможенных платежей при полной информации об объекте.
5. В юридической литературе спорным является вопрос о моменте окончания рассматриваемого преступления. По нашему мнению, моментом окончания рассматриваемого преступления должен считаться следующий за днем истечения срока уплаты таможенных платежей день. Если в последний день уплаты соответствующая сумма не была внесена плательщиком на счет в банке для перечисления таможенному органу как таможенный платеж, значит он (плательщик) не выполнил свою обязанность по уплате. Наверное, не следует рассматривать срок окончания как момент перечисления денег на счет таможенного органа или тем более - в бюджет, поскольку этот момент зависит уже не от плательщика, а от банка, таможенного органа.
6. Представляется неверным утверждение некоторых авторов, критикующих ту позицию, что упоминание в ст. 194 УК РФ о крупном размере вовсе не является показателем общественно опасных последствий, это лишь "разграничитель между преступным и непреступным, но противоправным поведением лица". Но ведь этот разграничитель и есть показатель того, какую опасность представляет собой деяние.
6.1. Уклонение от уплаты таможенных платежей может быть совершено различными способами, количество которых так велико, что УК РФ не дает их перечень и соответственно не содержит специальных статей, регламентирующих ответственность в зависимости от того или иного способа. Каким бы способом ни было совершено преступление, оно будет квалифицировано по ст. 194 УК. Главное, что действие (бездействие) лица должно быть направлено на уклонение от уплаты таможенных платежей. В отличие от УК РФ Таможенный кодекс РФ содержит ряд статей, в которых речь идет о различных действиях, связанных с уклонением, в т.ч. различных способах уклонения. Чаще всего именно в ходе производства по таким административным делам устанавливаются признаки уголовного преступления и возбуждается уголовное дело по ст. 194 УК РФ.
7. Уклонение от уплаты таможенных платежей может иметь место при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ помимо таможенного контроля, с сокрытием от таможенного контроля, перемещением с обманным использованием документов или средств идентификации и, как уже отмечалось ранее, с недекларированием или недостоверным декларированием. Кроме того, с целью уклонения от уплаты таможенных платежей может осуществляться: транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на территорию РФ с нарушением таможенных правил, пользование или распоряжение ими, в т.ч. в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам. Цель - уклонение от таможенных платежей - связана и с нарушением требований ТК РФ, то есть пользованием и распоряжением условно выпущенными товарами и транспортными средствами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, например при ввозе автомобилей. По данной статье квалифицируется заявление в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений, дающих основания для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера: о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения, коде товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Неуплата таможенных платежей может быть связана с различными нарушениями, допускаемыми при хранении товаров на складах. Так, возможна ситуация, когда платежи не уплачены и товар помещается в связи с этим на приграничный таможенный склад по квитанции ТС-20. В квитанции указывается предельный срок хранения, в течение которого лицо вправе получить товар, уплатив платежи. Если лицо не платит эти платежи в установленный срок, содеянное квалифицируется как нарушение сроков уплаты таможенных платежей по ТК РФ (ранее - до признания ее неконституционности - по ст. 266 "старого" ТК РФ - см. Постановление Конституционного Суда РФ от 11.03.98 N 8-П).
8. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) совершение преступления группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК РФ); б) особо крупный размер ущерба - 1500000 руб. (примечание к ст. 194 УК РФ).
8.1. Соответственно в ходе административного производства (ст. 16.22 КоАП РФ) при выявлении признаков уголовно наказуемого преступления - ст. 194 УК РФ - возбуждается уголовное дело, которое в отношении физических и должностных лиц может вестись параллельно с административным производством в отношении юридического лица, совершившего вышеперечисленные нарушения таможенных правил. Знание соответствующего статье УК РФ административно наказуемого правонарушения позволяет более четко определиться в вопросе, нарушение каких именно требований ТК РФ следует установить в каждом конкретном случае при совершении лицом тех или иных действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты таможенных платежей.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу;

в) утратил силу;

г) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает один миллион рублей, а в особо крупном размере - три миллиона рублей.

Комментарий к статье 194 Уголовного Кодекса РФ

1. Преступление нарушает отношения в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, которые регулируются нормами российского права (см. комментарий к ст. 188 УК). Дополнительно нарушаются финансовые отношения в части формирования государственного бюджета.

2. Предмет преступления - таможенные платежи и таможенные сборы. Таможенные платежи включают: а) ввозную таможенную пошлину; б) вывозную таможенную пошлину; в) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; г) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации; д) таможенные сборы (). К таможенным сборам относятся: а) таможенные сборы за таможенное оформление; б) таможенные сборы за таможенное сопровождение; в) таможенные сборы за хранение (ст. 357.1 ТК). Таможенные платежи взимаются в соответствии с Законом РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (с последующими изменениями и дополнениями), нормами ТК и НК за перемещение товаров через таможенную границу и являются обязательным условием ввоза и вывоза товаров. Кроме того, могут быть установлены специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при ввозе в целях защиты экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли (ст. 318 ТК, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров").

3. Преступление характеризуется бездействием - неуплатой таможенных платежей в крупном размере. При пересечении таможенной границы любыми способами, в том числе при пересылке в международных почтовых отправлениях, использовании трубопровода и линий электропередач, законами и подзаконными актами РФ предусматривается обязательная уплата таможенных платежей в определенные сроки. Уклонение от исполнения этой обязанности образует признаки объективной стороны анализируемого преступления. Способы уклонения могут быть различными, например занижение таможенной стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, представление недостоверных сведений о стране, из которой импортируется товар, о льготах и т.д. Крупным размером считается сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая 3 млн. руб. (примечание к ст. 194 УК). Неуплата таможенных платежей на меньшую сумму будет рассматриваться как административное правонарушение (). Преступление признается оконченным с момента истечения сроков, установленных для платежей.

4. Преступление совершается с прямым умыслом.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет, обязанное уплатить таможенные платежи: декларант (частное лицо или таможенный брокер) или иные лица (перевозчик товара, работники таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д. - ст. ст. 16 и 126 ТК).

6. Часть 2 ст. 194 УК содержит два квалифицирующих признака: а) совершение деяния группой лиц по предварительному сговору; б) совершение преступления в особо крупном размере. Понятие группы лиц, совершивших преступление по предварительному сговору, дается в ст. 35 УК, особо крупного размера - в примечании к ст. 194 УК: сумма неуплаченных платежей, превышающая 36 млн. руб.

Похожие публикации