Испытание лестниц. Испытания ПТВ

размер шрифта

ПРИКАЗ МЧС РФ от 31-12-2002 630 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ... Актуально в 2018 году

Спасательные веревки

309. Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

310. Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

311. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

312. На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

313. Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

314. Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп

Насосы пожарных автомобилей и мотопомп испытывают при каждом техническом обслуживании N 2 (после пробега 5000 км, но не реже одного раза в год) по методике, изложенной в Наставлении по технической службе ГПС. При испытании должны выполняться следующие условия:

перед началом испытаний необходимо проверить, что установка насосов и монтаж трубопроводов произведены в соответствии с требованиями сопроводительной технической документации на пожарный автомобиль;

вентили, задвижки, сливные краны водопенных коммуникаций пожарного автомобиля должны быть в исправном состоянии, легко закрываться и открываться. Проверяется исправность системы смазки уплотнителей насосов. Течи в местах соединений и органов управления не допускаются;

частота вращения вала насосов пожарных автомобилей не должна превышать номинальную (указанную в технической документации) более чем на 5%;

подпор во всасывающем патрубке насосов не должен превышать 4,0 кг с/см2 (0,4 МПа), а для насосов с уплотнением вала пластичной набивкой 8,0 кг с/см2 (0,8 МПа);

напор на выходе из насоса пожарного автомобиля не должен быть более 11,0 кгс/см2 (1,1 МПа);

герметичность при вращающемся рабочем колесе проверяется гидравлическим давлением, создаваемым самим насосом на режиме номинальных оборотов;

пуск насосов пожарных автомобилей и мотопомп должен производиться при полностью закрытых задвижках на напорных патрубках;

запуск насосов пожарных машин, оборудованных газоструйной вакуумной системой, производится только после появления воды в вакуумном кране;

при обнаружении неисправности в период проведения проверок насос пожарной машины немедленно выключается. Дальнейшие испытания проводятся после устранения неисправностей.

Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.

Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.

Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.

Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.

Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.

Пневматическое прыжковое спасательное устройство

Испытание ППСУ производится перед постановкой ППСУ в боевой расчет.

Испытание производится путем сбрасывания на ППСУ грузомакета (мешка с песком) массой 100 кг с высоты 20 м.

В результате испытаний не должно происходить разрушение материалов и конструкций ППСУ. При падении грузомакета в ограниченную часть рабочей поверхности ППСУ он не должен ударяться о грунт.

Отметка о первом испытании и последующем применении заносятся в соответствующие разделы паспорта на ППСУ.

Техническое обслуживание и испытание баллона со сжатым воздухом производится в соответствии с правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, и паспортом на баллон.

Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.

Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).


Порядок и сроки испытания пожарно-технического вооружения, оборудования, снаряжения
Пожарные стволы, пожарные колонки, разветвления, переходники, водосборники и т.д.

Прочность и герметичность корпусов указанного оборудования должна быть обеспечена при гидравлическом давлении, в 1,5 раза превышающем рабочее, герметичность соединений при рабочем давлении. При этом не допускается появление следов воды в виде капель на наружных поверхностях деталей и в местах соединений.

Периодичность таких испытаний осуществляется 1 раз в год.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

СИЗОД испытываются (проверяются) в сроки по методике, установленной Наставлением по газодымозащитной службе ГПС.
Пожарные защитные костюмы

Пожарные защитные костюмы испытываются (проверяются) в сроки и по методике установленной заводом-изготовителем и инструкцией по эксплуатации.
Ручные пожарные лестницы

Ручные пожарные лестницы должны испытываться один раз в год и после каждого ремонта. Перед использованием их на соревнованиях на них представляются акты. Использовать ручные пожарные лестницы, имеющие неисправности, повреждения основных частей или не выдержавшие испытания, не разрешается.

При испытании выдвижная лестница устанавливается на твердом грунте, выдвигается на полную высоту и прислоняется к стене под углом 75° к горизонтали (2,8 м от стены до башмаков лестницы). В таком положении каждое колено нагружается посредине грузом в 100 кг на 2 мин. Веревка должна выдержать натяжение в 200 кг без деформации.

После испытания выдвижная лестница не должна иметь повреждений, колена должны выдвигаться и опускаться без заедания.

Особенности допуска ручных пожарных лестниц на соревнования по ППС оговариваются Правилами проведения соревнований по ПСП.

При испытании штурмовая лестница подвешивается свободно за конец крюка и каждая тетива на уровне 2 ступени снизу нагружается грузом в 80 кг (всего 160 кг) на 2 минуты. После испытания штурмовая лестница не должна иметь трещин и остаточной деформации крюка.

При испытании лестница-палка устанавливается на твердом грунте, прислоняется под углом 75° к горизонтали и нагружается посредине грузом 120 кг на 2 минуты. После снятия нагрузки лестница-палка не должна иметь никаких повреждений, должна легко и плотно складываться.

Для испытания ручных пожарных лестниц вместо подвешивания груза может применяться динамометр.
Автолестницы и автоподъемники

Статические испытания автолестниц производятся не реже одного раза в 3 года, а поле безопасности при проведении ТО-2. Порядок испытаний автолестниц и автоподъемников изложен в соответствии с техническим описанием и инструкцией завода изготовителя указанной техники.
Электрифицированный ручной инструмент, приборы электроосвещения, газорезательные аппараты

Испытания электроинструмента, приборов электроосвещения и газорезательные аппаратов производятся в сроки и по программам, изложенными в технических паспортах и ведомственных технических условиях на эти изделия.
Спасательные веревки (устройства)

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Другие спасательные устройства испытываются ежегодно в соответствии с ТУ или паспортами на каждый вид спасательного устройства.
Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные

Пояса пожарные, спасательные и поясные карабины пожарные испытываются на прочность один раз в год. Для испытания пояс надевается на прочную консольную или балочную конструкцию диаметром не менее 300 мм и застегивается на пряжку.

К карабину, закрепленному на полукольце пояса, подвешивается без рывков груз 350 кг на 5 мин (для поясов пожарных спасательных 350 кг/5 мин).

После снятия нагрузки на поясе не должно быть никаких разрывов и других повреждений поясной ленты, пряжек, заклепок и др. Карабин не должен иметь измененной формы и целостности материала.

Затвор карабина должен свободно открываться и плотно закрываться. Испытания поясов карабинов может производиться на стенде с помощью динамометра.
Рукавные задержки

Испытания рукавных задержек на прочность производятся один раз в год.

Для испытания задержка подвешивается крюком на плоскую поверхность балки (подоконника и др.) и на застегнутую петлю ее подвешивается груз в 200 кг на 5 мин. После снятия нагрузки крюк рукавной задержки не должен иметь деформации, а тесьма - разрывов и других повреждений.

Испытание лестниц-палок, лестниц-штурмовок, выдвижных поясов лестниц, пожарных, поясных карабинов пожарных, спасательных веревок может проводиться на стенде для испытания спасательных устройств и снаряжения пожарного (стенд ИСУ и СП), а колонок пожарных, разветвлений рукавных, стволов пожарных ручных на стенде для гидравлического испытания пожарного оборудования (стенд ГИПО).
Рукава пожарные

Находящиеся в эксплуатации всасывающие и напорные пожарные рукава испытываются ежегодно, как правило, в летний период в соответствие с требованиями «Инструкцией ГПС МЧС России по эксплуатации пожарных рукавов» 2003 года.

Приложение 6
Журнал регистрации результатов испытаний пожарно-технического вооружения

Примечание: Испытание пожарно-технического вооружения, оборудования и снаряжения проводится водителями пожарных автомобилей, пожарными (при их отсутствии членами ДПД) под руководством начальника пожарной команды (начальника караула) или инженера службы пожарной охраны, которые фиксируют результаты испытаний в журнале и расписываются в колонке № 6.

Приложение 7
Кому _____________

2. Марка машины _______________________________________________________________

3. Номер машины (заводской) _______________________, дата выпуска _________________

4. Номер двигателя ______________________, шасси № _______________________________

5. Номер агрегата, вышедшего из строя _____________________________________________

6. Предприятие-поставщик или автотранспортное предприятие (если машина получена из ремонта) __________________________________________________________________________

7. Номер и дата договора на поставку изделия _______________________________________

8. Номер счета-фактуры ________________, номер транспортной накладной _____________

9. Дата прибытия на станцию, в порт _______________________________________________

10. Время получения изделия _____________________________________________________

11. Состояние тары, упаковки и маркировки в момент осмотра продукции __________________________________________________________________________________

12. За чьими пломбами: отправителя или органа транспорта отгружена и получена продукция, исправность пломб и оттисков на них _______________________________________

13. Дата ввода в эксплуатацию ____________________________________________________

14. Наработка машины (изделия) с начала эксплуатации (после ремонта) ___________________ км ____________________час.

15. Вид и дата последнего технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) ____________________

16. Дата обнаружения неисправности "____" ____________200__ г.

17. Извещение о вызове представителя предприятия-поставщика (автотранспортное предприятие) выслано "___" _________200__ г. за № ________________

18. Фамилия водителя, его квалификация и стаж работы _______________

19. Наименование и количество дефектных деталей, описание обнаруженного преждевременного износа, поломки или аварии и обстоятельства, при которых они произошли __________________________________________________________________________________

20. Номер контролера ОТК или наличие отметки представителя заказчика на предприятии в формуляре (паспорте) ______________________________________________________________

21. Причина преждевременного износа, поломки или аварии и виновная сторона по заключению комиссии ______________________________________________________________

22. Следует заменить или отремонтировать следующие агрегаты или детали __________________________________________________________________________________

23. Машина подлежит восстановлению силами автотранспортных служб ОАО МН, предприятием-поставщиком (подразделением технической службы) на месте, на предприятии и т.п. (ненужное зачеркнуть)

24. Причины, вызвавшие составление одностороннего акта-рекламации __________________________________________________________________________________

экз. № 1 - предприятию-поставщику;

экз. № 3 - ОАО МН;

экз. № 4 - РНУ;

2. Акт-рекламация должен составляться с наибольшей полнотой и отвечать на все вопросы, предусмотренные формой. В акте следует подробно описать дефект, причину его возникновения, указать виновную сторону, необходимость устранения дефекта в заводских условиях с помощью специалистов предприятия-поставщика или возможность устранения на месте путем замены соответствующих деталей, приборов, агрегатов силами автотранспортных служб РНУ.

3. Подписи должны быть заверены печатями соответствующих организаций.

Приложение 8
Перечень основных операций технического обслуживания пожарных автомобилей
ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО)


1. По шасси пожарного автомобиля

Контрольные работы

1.1.

Осмотреть автомобиль для выявления наружных повреждений, проверить комплектность; проверить состояние дверей кабины, кузова, стекол, стеклоподъемников, зеркал заднего вида, противосолнечных козырьков, оперения, регистрационных, знаков, запорного механизма откидной кабины, фиксаторов и замков дверей кузова, рамы, рессор, шин и крепление колес.

1.2.

Проверить правильность опломбирования спидометра и счетчика наработки моточасов специального оборудования пожарных автомобилей; исправность приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, в т.ч. специальной; работу стеклоочистителей, омывателей ветрового стекла, системы отопления, вентиляции и обогрева стекол (в холодное время года).

1.3.

Проверить работу и исправность гидроусилителя рулевого управления, привода тормозов, механизма выключения сцепления; проверить состояние натяжение приводных ремней.

1.4.

Проверить люфт рулевого колеса, состояние рулевых тяг, ограничителей максимальных углов поворота управляемых колес.

1.5.

Проверить запуском и на холостом ходу работу двигателя пожарного автомобиля. Остановить двигатель и на слух проверить работу фильтра центробежной очистки масла.

Уборочные и моечные работы

1.6.

Произвести уборку кабины и отсеков кузова, пожарно-технического вооружения.

При необходимости вымыть и просушить автомобиль.

1.7.

Очистить зеркала заднего вида, внешние световые приборы, специальные автосигнальные устройства, стекла кабины и насосного отсека, регистрационные знаки.

Смазочные и заправочные работы

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя. У автомобилей с дизельным двигателем проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления (ТНВД) и регуляторе частоты вращения коленчатого вала двигателя.

1.9.

Проверить уровень жидкости в гидроприводе тормозов и механизме выключения сцепления, в системе охлаждения двигателя.

1.10.

Проверить уровень топлива в топливном баке, уровень воды в бачках омывателей ветрового стекла и фар и при необходимости долить.

2. Дополнительные работы по ТО основных пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить действие кранов, вентилей, задвижек, пеносмесителя и вакуумного затвора.

2.2.

Проверить уровень воды в цистерне и уровень пенообразователя в пенобаке, а также отсутствие течи.

2.3.

Проверить работоспособность вакуумной системы по величине создаваемого разрежения в насосе за нормативное время и герметичность насоса по падению разрежения в единицу времени. Величина создаваемого разрежения должна быть не менее 0,073-0,076 МПа (550-570 мм. рт. ст.) за 20 сек. Падение разрежения в насосе не должно превышать 0,013 МПа (100 мм рт. ст.) за 2,5 мин.

2.4.

Проверить исправность контрольно-измерительных приборов, действие сигнала сирены) освещения отсеков кузова.

2.5

Проверить комплектность, состояние, укладку и крепление пожарного оборудования (см. ЕТО пожарно-техническое вооружение п.п. 4.1.-4.19.).

2.6.

Проверить уровень масла в корпусе пожарного насоса, наличие смазки в масленке и при необходимости дополнить.

3. Для пожарных автомобилей с гидросистемой управления лафетным стволом и задвижками

3.1

Проверить уровень масла в баке гидросистемы. Проверить работу маслянного насоса, системы управления и герметичность гидросистемы.

4. Пожарно-техническое вооружение

4.1

Проверить состояние соединительных головок, прокладок, вытяжной ленты всасывающих рукавов.

4.2.

Проверить наличие комплектность пожарных напорных рукавов согласно описи, наличие и целостность соединительных головок, прокладок, определить внешним осмотром состояние навязки рукавных головок.

4.3.

Проверить состояние корпуса всасывающей сетки, наличие и целостность веревки, работу обратного клапана, состояние соединительной головки и прокладки.

4.4.

Проверить качество заточки граней и угол загиба крюка для открывания крышек гидрантов.

4.5.

Проверить состояние маховиков, целостность корпуса, прокладок разветвлений и соединительных головок.

4.6.

Проверить наличие и состояние соединительных переходных головок и прокладок.

4.7.

Проверить состояние корпуса водосборника, клапана, соединительных головок и прокладок.

4.8.

Проверить наличие и исправность ручных пожарных стволов, отсутствие инородных предметов в проходных каналах, работу крановых механизмов, состояние оплетки, ремня, соединительных головок и прокладок.

4.9.

Проверить состояние корпуса пеногенератора, пакета сеток, соединительной головки и прокладки.

4.10

Проверить наличие и состояние рукавных зажимав и рукавных задержек.

4.11.

Определить внешним осмотром состояние трехколенной выдвижной лестницы, лестницы-штурмовки и лестницы палки.

4.12

Проверить укладку спасательной веревки, ее влажность, наличие бирки с указанием даты испытания.

4.13.

Проверить наличие пожарного крюка, ломов и багров, их заточку.

4.14.

Проверить состояние деревянных и металлических частей лопаты, топоров, ручных пил и их заточку.

4.15.

Внешним осмотром проверить пригодность к работе диэлектрических перчаток, галош (бот), ковриков, ножниц для резки электропроводов.

4.16.

Проверить наличие и исправность рукавных мостиков.

4.17.

Проверить состояние корпуса, ремня, оптического элемента выключателя группового и индивидуального фонарей, определить степень заряженности аккумуляторных фонарей, по свечению нити накала.

4.18.

При наличии на пожарном автомобиле специальных агрегатов и оборудования проверить их состояние и инструмента к ним.

4.19.

Проверить наличие и работоспособность мобильных и носимых радиостанций.

Техническое обслуживание автомобиля на пожаре (учении)


№ п/п

Содержание работ

1

2



1.1.

Проверить надежность установки автомобиля на место и безопасность его от воздействия огня.

1.2.

При подаче воды из водоема проверить положение всасывающих рукавов и всасывающей сетки.

Всасывающие рукава не должны иметь резких перегибов, а всасывающая сетка должна быть полностью погружена в воду и находиться ниже уровня воды не менее 200 мм.

1.3.

При работе насоса через каждый час смазывать его подшипники и сальники поворотом на 2-3 оборота крышек колпачковых масленок при открытых краниках.

1.4.

Периодически проверять утечку воды через соединения и сальники насоса, вентили, а также из системы охлаждения двигателя (основной и дополнительной); утечку масла из двигателя, коробки передач и коробки отбора мощности.

1.5.

Следить за температурой воды в системе охлаждения двигателя. Температура охлаждающей жидкости должна быть 80--95 С. В летний период при необходимости открывать капот двигателя и жалюзи радиатора. При включенном дополнительном охлаждении температуру воды регулировать вентилями линии теплообменника.

1.6.

Следить за давлением масла в системе смазки двигателя и других контрольно-измерительных приборов.

1.7.

По окончании работы на пожаре или учении:

- в случае подачи пены промыть чистой водой все внутренние полости насоса и каналы пеносмесителя;

- наполнить цистерну водой;

- открыть краник и выпустить воду из рабочей полости насоса, после чего краник закрыть.

1.8.

С наступлением холодов напорные патрубки и сливные краники насоса держать открытыми, закрывая их только при работе насоса и проверке его на герметичность.

1.9

Подъезжая к пожарной части, на ходу автомобиля проверить работу сцепления, коробки передач, раздаточной коробки, ведущих мостов, рулевого управления, ручного и ножного тормозов. Не допускается самовыключение передач, а также стук и скрежет в коробке передач и раздаточной коробке. Передний ведущий мост должен легко включаться и выключаться без выключения сцепления при малых оборотах двигателя.

1.10

Ножной тормоз должен одновременно действовать на все колеса.

1.11

Полное торможение происходит при одноразовом нажатии на педаль тормоза.

1.12

Ручной тормоз обеспечивает надежное торможение автомобиля на уклонах не менее 16%.

Примечание: Дефекты, выявленные в процессе работы автомобиля, устранение которых возможно силами водителя и без перерыва подачи воды или пены устраняются на месте, остальные дефекты устраняются по приезде в подразделение перед постановкой автомобиля в расчет.

2. Пожарно-техническое вооружение

2.1.

Следить за правильной прокладкой пожарных напорных рукавов исключающей попадание их в кислоты, масла и другие вещества, вызывающие порчу, отсутствием заломов. При прокладке по проезжей части защитить рукавными мостиками в целях исключения наезда автотранспорта. В зимнее время рукавные головки утеплить снегом, замерзшие рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами.

2.2

При использовании всасывающей сетки или гидроэлеватора исключить засорение (заиливание) решетки, повреждение веревки обратного клапана.

2.3.

При работе с пожарной колонкой следить за состоянием сальников, при необходимости подтянуть уплотнение.

2.4.

При работе с разветвлением в зимнее время утеплить его снегом, при возможности установить в помещении.

2.5.

При использовании рукавных задержек следить за тем, чтобы острые предметы, части конструкций не повредили петли, охватывающие рукав.

2.6.

При подъеме и спуске по трехколенной выдвижной лестнице следить за полной фиксацией кулачков валика-останова о ступень колена лестницы.

2.7.

При работе со спасательной веревкой не допускать воздействия на нее едких веществ, открытого пламени, соприкосновения с острыми углами строительных конструкций.

Техническое обслуживание автомобилей по возвращении с пожара


№ п/п

Содержание работ

1

2

1. Пожарные автомобили общего применения

1.1.

Проверить на ощупь нагрев ступиц колес, тормозных барабанов, картеров коробки передач, раздаточной коробки ведущих мостов и промежуточной опоры карданного вала. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога ладони. Тормозные барабаны при правильно отрегулированных тормозах не должны нагреваться.

1.2.

Проверить, нет ли подтекания топлива, масла воды пенообразователя, охлаждающей и амортизационной жидкостей.

1.3.

Проверить надежность затяжки гаек крепления колес, а также состояние шин по их осадке. Удалить посторонние предметы, застрявшие в протекторе и между спаренными колесами.

1.4.

Проверить состояние рессор и крепление амортизаторов.

1.5.

Проверить люфт рулевого управления, состояние крепления и шплинтовку гаек шаровых пальцев, сошки, рычагов поворотных цапф, состояние шкворней и стопорных шайб-гаек.

1.6.

Проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы, слить конденсат из воздушных баллонов пневматической системы тормозов, проверить уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра гидравлической системы тормозов.

1.7.

Протереть двигатель, насос и приборы, расположенные на них, стекла кабины, фары, подфарники, стоп-сигнал, регистрационные и другие знаки.

1.8.

Проверить уровень масла в картере двигателя и охлаждающей жидкости в радиаторе. При необходимости дозаправить эти емкости.

1.9.

Заправишь при необходимости автомобиль топливом и огнетушащими веществами.

1.10.

Заправить смазкой масленки насоса и при необходимости долить масло в корпус насоса.

1.11.

Проверить состояние, исправность и очистить все пожарное оборудование, бывшее в употреблении во время пожара или учения.

1.12

Вымыть, вычистить и протереть шасси и кузов автомобиля.

1.13.

Укомплектовать автомобиль сухими напорными рукавами, взамен применяемых на пожаре или учении.

1.14.

Боевую одежду и снаряжение, испачканные на пожаре или учении вымыть и просушить.

1.15.

Устранить все дефекты автомобиля и ПТВ, выявленные во время работы на пожаре или учении, в пути и при ТО автомобиля.

1.16.

Поставить автомобиль в гараж пожарного депо.

2. Пожарно-техническое вооружение пожарных автомобилей общего применения

2.1.

Проверить состояние и исправность ПТВ, бывшего в употреблении во время пожара или учения. При необходимости произвести его очистку.

2.2.

Устранить все дефекты ПТВ, выявленные во время работы. При невозможности устранения дефектов, произвести замену из числа резерва.

2.3.

Проверить и при необходимости дополнить шанцевый инструмент.

2.4.

Проверить наличие вооружения и надежность его крепления согласно описи.

Требования безопасности при ликвидации горения в жилых домах.

При ликвидации горения в жилых домах перед тушением необходимо принять меры по:

перекрытию задвижек на газопроводе;

отключению подачи электроэнергии;

снижению температуры и удалению дыма из помещения;

охлаждению обнаруженных баллонов с газом и их эвакуации под прикрытием водяных струй.

Определение и классификация пожарных насосов.

Насосами называются машины для перемещения жидкостей или газов, в которых механическая энергия двигателя преобразуется в гидравлическую энергию движущейся среды.

· Объёмные – поршневые, плунжерные, роторные (шиберные, шестерённые)

· Струйные – гидроэлеваторы, эжекторы и инжекторы.

· Лопастные – центробежные, осевые, вихревые.

Понятие о ликвидации пожаров.

Ликвидация пожара – стадия (этап) тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его повторного возникновения.

Обязанности РТП.

РТП обязан:

обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), привлекать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

определять решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;

производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

принимать решения об использовании на пожаре газодымозащитной службы (ГДЗС), в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб пожарной охраны;

организовывать связь на пожаре;

сообщать дежурному диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;

докладывать старшему должностному лицу, принявшему на себя руководство тушением пожара, об обстановке на пожаре и принятых решениях;

обеспечивать выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом пожарной охраны, участвующего в тушении пожара и привлеченных к тушению пожара сил, доводить до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;

обеспечивать взаимодействие со службами жизнеобеспечения (энергетической, водопроводной, скорой медицинской помощи и др.), привлекаемыми в установленном порядке к тушению пожара;

принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества, к установлению причины пожара;

составлять акт о пожаре;

выполнять обязанности, возлагаемые настоящими Указаниями на оперативный штаб, если указанный штаб на пожаре не создается.

5. Тушение пожаров самолётов в аэропортах и ангарах.

При пожаре возможны:

быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;

быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;

интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

взрывы баллонов со сжатым газом;

быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;

при пожаре вне территории аэродрома - значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ведении боевых действий необходимо:

сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;

организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;

осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;

ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;

ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;

ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру.

При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

Тушение летательных аппаратов на стоянках а в ангарах:

организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;

задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.

6. Дайте определение понятию «Пожар».

Пожар – комплекс физико-химических явлений, в основе которых лежат нестационарные (изменяющиеся во времени и пространстве) процессы горения, тепло- и массообмена. Пожаром считается неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб.

Веревка спасательная. Назначение, порядок испытания.

Спасательная верёвка предназначена для спасания людей, самоспасания и страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно – спасательных работ, а также при тренировках.

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Веревка пожарная спасательная — это веревка, предназначенная для вооружения подразделений ГПС, используемая для страховки пожарных при тушении пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ.

Спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны соответствовать требованиям НПБ, иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок.

Один из концов спасательной веревки у обвязки петли обшивается белой тесьмой (2 - 5 см ширины), на котором указываются инвентарный номер и дата последнего испытания. Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки производится путем кернения или гравировки.

Нанесение инвентарного номера на металлические кольца крепления концов веревки стирающимися, выцветающими средствами (краска, маркер, фломастер) запрещается.

На чехле крепится бирка с указанием даты последнего испытания и указанием инвентарного номера спасательной веревки.

Бирка на чехле

Периодичность проверок

Спасательная веревка проверяется наружным осмотром командирами отделений не реже одного раза в 10 дней с занесением результатов осмотра в журнал испытаний ПТВ, а начальниками караулов - перед каждым использованием на занятиях и после каждого применения на пожаре.

Спасательная веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порывы отдельных нитей допускаются, но не более 15 штук на 200 мм длины веревки.

Форма журнала испытаний ПТВ

Перед проведением занятий и после каждого использования спасательной веревки под руководством начальника караула должна проводиться практическая проверка ее прочности. Для проверки на размотанной и закрепленной на всю длину (допускается через блок) спасательной веревке подтягиваются и зависают на 1 - 2 секунды три человека. Если после снятия нагрузки удлинение спасательной веревки сохранится, она признается непригодной для спасательных работ (занятий) и с боевого расчета снимается.

Характеристика

Характеристика

Порядок испытаний

На прочность

Спасательная веревка испытывается на прочность один раз в 6 месяцев. Для испытания спасательную веревку распускают на всю длину и к одному концу подвешенной спасательной веревки прикрепляют груз в 350 кг на 5 мин. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, остаточное удлинение спасательной веревки не должно превышать 5% первоначальной ее длины. Спасательную веревку можно испытывать и в горизонтальном положении через блок.

Схема испытания веревки на прочность

Статическое испытание

Статическое испытание спасательной веревки: спасательная веревка пропускается через блоки и замок. При этом замок должен прочно удерживать спасательную веревку. После снятия нагрузки на спасательной веревке не должно быть никаких повреждений, а удлинение не должно превышать 5% первоначальной длины.

Статическое испытание

Динамическое испытание

Динамическое испытание спасательной веревки: к концу спасательной веревки, пропущенной через блоки и замок, на карабине подвешивается и сбрасывается с подоконника 3 этажа груз в 150 кг. При сбрасывании груза спасательная веревка не должна пробуксовывать более 30 см.

Динамическое испытание

Требования правил по охране труда

Запрещается :

  • мокрые или имеющие большую влажность спасательные веревки;
  • спасательные веревки не состоящие в боевом расчете;
  • веревки предназначенные для других целей.

Спасание и самоспасание можно начинать только убедившись, что:

  • длина спасательной веревки обеспечивает полный спуск на землю (балкон и т.п.);
  • спасательная петля надежно закреплена на спасаемом;
  • спасательная веревка закреплена за конструкцию здания и правильно намотана на поясной карабин пожарный.

ЛИТЕРАТУРА:

  • Учебник для высших образовательных учреждений МЧС России М.Д. Безбородько, С.Г. Цариченко, В.В. Роенко, Н.И. Ульянов, М.В. Алешков, А.В. Рожков, А.В. Плосконосов, С.А. Шкунов, В.М. Климовцов, С.П. Храмцов «Пожарная и аварийно-спасательная техника» Москва 2012;
  • Учебник М.Д. Безбородько «Пожарная техника». АГПС Москва 2004;
  • Яковенко Ю.Ф., Зайцев А.И., Кузнецов Л.M., и др. «Эксплуатация пожарной техники». — М.: Стройиздат, 1991 . — 415 с.

Больше информации по теме:

Ручные пожарные лестницы: назначение, устройство, виды и характеристики ГАСИ ЭКОНТ: назначение и технические характеристики

Похожие публикации