Производственный контроль воды. О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды

Разработка Программы качества воды осуществляется согласно требованиями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными нормами и правилами, а также рекомендациями Министерства здравоохранения РФ. Срок действия программы производственного (лабораторного) контроля качества воды составляет 5 лет.

Не будет преувеличением утверждение, что каждое производство либо другой хозяйствующий субъект, в процессе своей деятельности, какой экологичной она бы ни была, оказывает влияние на состояние воды, участвующей в производственном процессе, в той либо другой мере служит источником её загрязнения. Поэтому на территории Российской Федерации существуют санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, предъявляемые к воде, подвергающейся загрязнению и участвующей как в питьевом водоснабжении, так и в промышленных либо сельскохозяйственных процессах.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц и обычных граждан, руководителей предприятий и индивидуальных предпринимателей. В рамках нормативных и правовых актов, устанавливающих санитарно-эпидемиологические требования к качеству воды, а также согласно руководства по контролю качества питьевой воды, должны проводиться регулярные лабораторные химические исследования природных и сточных вод, технической и питьевой воды, с целью установления её качества, а также пригодности к определённому использованию.

Программа производственного контроля качества воды

Под лабораторными исследованиями воды подразумевается основанное на утверждённых методиках определение общих и органолептических показателей воды, её минерального состава, степень предельно допустимого содержания биогенных материалов и металлов, прочие анализы, направленные на определение факторов, предусмотренных экологическим законодательством.

Исследования и контроль качества воды проводится согласно программе производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Не смотря на то, что Программа делается по одним Санпинам, она может разительно отличаться в зависимости от региона, и от объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Именно поэтому необходимо подходить к разработке плана производственного контроля индивидуально.

Наша компания предлагает Вам решить вопрос разработки ППК качества воды. Стоимость проекта рассчитывается индивидуально.

Разработка программы производственного контроля качества питьевой воды требует наличия большого количества документов и разной информации. Чтобы не запутаться во всем этом, обратитесь к профессионалам, они вас сориентируют и по цене, и по объему работ. Они смогут помочь Вам получить заключение СЭС или выполнить его предписание, таким образом, избегнув всевозможных штрафов.

Поскольку результаты проводимых исследований имеют принципиальное правовое и финансовое значение для работы каждого предприятия, для проведения анализов необходимо пользоваться услугами специалистов-экологов, опирающихся в своих заключениях на данные аккредитованной лаборатории.

В зависимости от специфики работы производства, от грамотной интерпретации и точности проводимых исследований зависят предельно допустимые значения утверждённых лимитов, выплаты предприятия, направленные на поддержание экологии и так далее. Лабораторные исследования воды являются необходимым условием при получении лицензий и разрешительных документов, при разработке, утверждении и продлении лимитов и нормативов, при проведении производственного экологического контроля и составлении годового отчёта по форме 2-ТП.

Оформление Программы производственного контроля качества воды

Программа имеет следующий состав:

  1. список правовой и нормативно-технической документации,
  2. список контрольных критических точек, а также самих объектов контроля,
  3. список опасных производственных факторов, а также периодичность замеров,
  4. список мероприятий (организационных, технических, профилактических),
  5. план-график лабораторного контроля и прочее.

Основные определения безопасности и безвредности исследуемой воды проводятся в нескольких направлениях, согласно плану производственного контроля качества воды. Они включают в себя органолептические показатели, такие как запах и цвет воды, её привкус и прозрачность. Также определяется водородный показатель и перманганатная окисляемость воды, устанавливаются другие обобщённые показатели, такие как общая жёсткость и общая минерализация воды, выраженная в количестве сухого остатка. Методами, принятыми в аналитической химии, устанавливается содержание в воде неорганических веществ – нитритов и нитратов, сульфатов и хлоридов, аммонийного азота, а также таких химических элементов, как кальций, марганец, кремний, магний и железо.

Все эти данные отражаются в рабочих программах производственного контроля (ППК) качества воды (ГВС, ХВС). Они однотипны для любого региона России и для объекта хозяйственной деятельности (ТСЖ, Управляющая компания, производство, просто скважина). Однако, несмотря на схожесть, имеют свои особенности.

В рамках исследований, проводимых в соответствии с различными ГОСТами и утверждёнными государством санитарно-эпидемиологическими нормативами и правилами, различают следующие химические анализы воды:

  1. химический анализ водопроводной воды, который рекомендуется проводить в целях профилактики качества и при выборе систем доочистки и очистки воды. В соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 проводится исследование органолептических показателей, и проводятся анализы, направленные на наличие металлов, неорганических соединений и органических веществ;
  2. химический анализ бутилированной воды, рекомендованный при регулярном употреблении воды, расфасованной в ёмкости. Так же, как и при анализе водопроводной воды, исследования проводятся по 15-30 показателям, и должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1175-02;
  3. химический анализ воды для гигиенической сертификации и сертификации соответствия. Расширенный анализ, проводимый по 60-80 показателям. Проводится в рамках мероприятий по регистрации воды, а также при получении разрешения на её производство с целью оптово-розничной продажи. Проводимые исследования должны соответствовать СанПиН 2.1.4.1116-02 и ГОСТ 13273-88;
  4. химический анализ воды из подземных источников - скважин, родников и колодцев. Кроме определения органолептических показателей и содержания металлов, неорганических и органических соединений, при анализе учитываются характеристики водоносного горизонта. В зависимости от этого рекомендуется периодичность исследования воды, используемой в хозяйственно-бытовых и питьевых целях в соответствии с санитарными правилами;

Цель ППК

От соответствующих санитарных правил должны отталкиваться комплексные химические анализы воды в плавательных бассейнах и в открытых источниках водопотребления, в тепловых сетях и системах горячего водоснабжения, а также в рамках производственного контроля над качеством дистиллированной воды.

Одним из ключевых факторов среды обитания человека является вода, от ее безопасности и качества во многом зависит санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Безусловную важность нормального водоснабжения подчеркивает тот факт, что вопросам обеспечения качества питьевой и горячей воды отведена гл. 4 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 416-ФЗ), в развитие положений которой Постановлением Правительства России от 06.01.2015 № 10 утверждены Правила осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — Правила). Документ вступит в силу 1 июля 2015 г.

Глава 4 Федерального закона № 416-ФЗ регламентирует организационно-правовые основы обеспечения качества питьевой и горячей воды , в частности:

Порядок обеспечения качества питьевой воды (ст. 23 Федерального закона № 416-ФЗ);

Порядок обеспечения качества горячей воды (ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ);

Особенности производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее — производственный контроль) (ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ).

Общие положения, регулирующие осуществление производственного контроля, приведены в ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ, состоящей из восьми частей. В Правилах данные положения конкретизированы. Мы обратим внимание на ключевые моменты проведения производственного контроля организациями, осуществляющими водоснабжение , рассмотрим, каким образом они отражены в Правилах.

Цель и содержание производственного контроля

В соответствии с п. 3 Правил производственный контроль осуществляется в целях обеспечения качества и безопасности воды в бактериологическом и физическом отношении, безвредности воды по химическому составу, благоприятности органолептических и других свойств воды для человека, в т. ч. ее температуры, при централизованном водоснабжении.

Перечень мероприятий, проводимых в рамках производственного контроля, обозначен в ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 3 Правил. Он включает:

Отбор проб воды;

Проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям;

Контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения.

Перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и требования к установлению частоты отбора проб воды согласно п. 4 Правил устанавливаются Роспотребнадзором с учетом действующих санитарных норм.

Что касается контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, то в этой связи обратим внимание на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» , которые, в частности, определяют:

Порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее — производственный контроль за соблюдением санитарных правил), целью которого является обеспечение безопасности (безвредности) для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением;

Требования к программе (плану) производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Особенности производственного контроля за соблюдением санитарных правил при осуществлении отдельных видов деятельности;

Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении производственного контроля за соблюдением санитарных правил;

Организацию государственного санитарно-эпидемиологического надзора за осуществлением производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Согласно п. 1.3 СП 1.1.1058-01 указанные санитарные правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и (или) производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги, а также для органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Из вышесказанного следует, что при проведении контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения необходимо руководствоваться СП 1.1.1058-01.

Права и обязанности организаций, осуществляющих водоснабжение

Обязанность обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды санитарно-эпидемиологическим требованиям за указанными организациями закреплена в ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 29.12.2014; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ).

Организациям, обеспечивающим водоснабжение, при нарушении Правил будет вменяться также несоблюдение требований абз. 5 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ, который обязывает их осуществлять производственный контроль, в т. ч. посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ гарантирующие организации наделены правом осуществлять производственный контроль качества питьевой воды на объектах централизованной системы холодного водоснабжения, эксплуатируемых другими организациями.

Условия разработки и согласования программы производственного контроля организацией, осуществляющей водоснабжение, с территориальным органом Роспотребнадзора

Данная сторона вопроса отражена в п. 5, 12 и 13 Правил. Производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее — программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, согласовывается с территориальным органом Роспотребнадзора и утверждается на срок не более 5 лет . Программа производственного контроля представляется организацией, осуществляющей водоснабжение, на согласование в территориальный орган Роспотребнадзора по месту ее нахождения любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату представления.

Территориальный орган Роспотребнадзора рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения, принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организацию, осуществляющую водоснабжение, любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления. Согласно п. 13 Правил решение об отказе в согласовании программы производственного контроля может быть принято, если:

1) программа производственного контроля не соответствует всем требованиям, указанным в п. 6 Правил;

2) предусмотренные программой производственного контроля показатели, по которым осуществляется контроль, места и частота отбора проб воды не отвечают требованиям Федерального закона № 52-ФЗ.

Действия организации, осуществляющей водоснабжение, в случае отказа в согласовании программы производственного контроля, порядок рассмотрения и согласования доработанной программы установлены в п. 14, 15 Правил. Согласованная территориальным органом Роспотребнадзора программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании, как того требует п. 16 Правил.

Содержание программы производственного контроля

Требования к нему обозначены в ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 416-ФЗ и п. 6 Правил. Так, программа производственного контроля должна включать:

1) перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

2) указание мест отбора проб воды, в т. ч. на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение, и абонентов;

3) указание частоты отбора проб воды.

Отсутствие в программе производственного контроля одного из указанных пунктов квалифицируется как несоблюдение Правил и является причиной для отказа территориального органа Роспотребнадзора в согласовании.

Кроме того, в соответствии с п. 7, 8 Правил программа производственного контроля должна предусматривать:

.проведение лабораторных исследований и испытаний качества воды на соответствие показателям, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами, не реже 1 раза в месяц ;

.информирование территориального органа Роспотребнадзора о выявленном по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствии качества воды установленным требованиям;

.методику определения значения показателя и допустимую ошибку метода определения в отношении каждого показателя, по которому осуществляется контроль.

Поскольку в рамках производственного контроля требуется проведение контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения, нелишним будет обратить внимание на положения СП 1.1.1058-01, регулирующие порядок разработки и согласования, содержание программы (плана) производственного контроля за соблюдением санитарных правил.

Отбор и лабораторные исследования, испытания проб воды

В соответствии с п. 18 Правил отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды:

Из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

После водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть;

В распределительной сети.

Отбор может производиться организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании соответствующего договора. Пробы воды направляются на лабораторные исследования и испытания, которые проводятся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в порядке, установленном гл. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (в ред. от 23.06.2014). Они должны обладать аттестатом аккредитации в сфере контроля качества питьевой воды, горячей воды, выданным Росаккредитацией. С реестром аккредитованных лиц можно ознакомиться на сайте www .fsa.gov.ru в разделе «Реестры».

Оформление результатов лабораторных исследований, испытаний проб воды, порядок действий при получении неудовлетворительных результатов регламентированы в п. 20-22 Правил. Добавим, что в целях обеспечения открытости сведений о результатах производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение , согласно п. 23 Правил, обеспечивает :

Для территориального органа Роспотребнадзора — беспрепятственный доступ к журналу контроля качества воды;

Для органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 2 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса;

Для иных лиц — предоставление выписки из журнала контроля качества воды в течение 5 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса.

Что следует за получением неудовлетворительных результатов производственного контроля?

Обратим внимание на требования ч. 5, 11 ст. 23, ч. 6, 12 ст. 24 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которым:
.в случае обнаружения по результатам производственного контроля несоответствия средних уровней показателей проб питьевой воды после водоподготовки и проб горячей воды после ее приготовления, отобранных в течение календарного года, нормативам качества питьевой, горячей воды соответственно Роспотребнадзор обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное, горячее водоснабжение;
.в случае существенного ухудшения качества питьевой, горячей воды, выявленного по результатам производственного контроля, орган местного самоуправления поселения, городского округа обязан проинформировать об этом население в средствах массовой информации, в т. ч. разместить соответствующую информацию на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае его отсутствия — на сайте субъекта РФ в сети «Интернет»).

Полномочия территориального органа Роспотребнадзора в части изменения перечня показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоты отбора проб воды

Так, при наличии следующих обстоятельств согласно п. 9 Правил перечень показателей может быть расширен, а частота отбора проб воды увеличена:

Несоответствие качества воды требованиям Федерального закона № 52-ФЗ, выявленное по результатам расширенных исследований в процессе федерального госсанэпиднадзора либо производственного контроля;

Изменение состава воды в источнике питьевого водоснабжения, обусловленное спецификой отводимых сточных вод, а также другие региональные особенности;

Повышение в регионе заболеваемости инфекционной и неинфекционной этиологии, связанной с потреблением воды человеком;

Изменение технологии водоподготовки питьевой воды и приготовления горячей воды.

При наличии хотя бы одного из условий территориальный орган Роспотребнадзора вправе корректировать перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, и частоту отбора проб воды.

Нормативная база

Основные документы Роспотребнадзора, регламентирующие требования к качеству питьевой и горячей воды:
.Санитарные правила по устройству и эксплуатации водозаборов с системой искусственного пополнения подземных вод хозяйственно-питьевого назначения, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 26.03.1979 № 1974-79;
.ГН 2.1.5.1373-03 «Гигиенические нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования в зонах защитных мероприятий объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.06.2003 № 123 (в ред. от 12.12.2005, с изм. от 21.07.2011);
.ГН 2.1.5.2738-10 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) О-изопропилметилфторфосфоната (зарина) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.09.2010 № 119;
.ГН 2.1.5.2307-07 «Ориентировочные допустимые уровни (ОДУ) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 90(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 78(в ред. от 16.09.2013);
.ГН 2.1.5.2122-06 «Предельно допустимая концентрация (ПДК) 2-хлорвинилдихлорарсина (люизита) в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования районов размещения объектов хранения и уничтожения химического оружия», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.08.2006 № 22;
.МУК 4.2.2029-05 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно-вирусологический контроль водных объектов», утв. Роспотребнадзором 18.11.2005;
.СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 (с изм. от 25.09.2014);
.СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 25 (в ред. от 28.06.2010);
.СанПиН 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 № 40; и др.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

О порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды


Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с Планом основных организационных мероприятий Роспотребнадзора на 2015 год, а также по результатам коллегии о санитарно-эпидемиологическом состоянии водоснабжения в Российской Федерации по итогам реализации Федерального закона от 07.12.2011 N 416 "О водоснабжении и водоотведении" и совещания специалистов по коммунальной гигиене направляет для использования в работе информацию о порядке применения правил осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 года N 10 "О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды" .

Программы производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды (далее - ППК), утвержденные до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 N 10 , применяются до окончания срока их действия.

Места отбора проб воды и перечень показателей, по которым осуществляется производственный контроль, должны соответствовать местам отбора проб воды и перечню показателей, по которым территориальными органами Роспотребнадзора осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

При оценке результатов лабораторных исследований питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованной системы холодного и горячего водоснабжения, следует иметь в виду, что питьевая вода считается соответствующей установленным гигиеническим нормативам в случае, если уровни показателей не превышают нормативов качества питьевой воды более чем на величину допустимой ошибки метода определения.

В случае, если по результатам производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды, средние уровни показателей проб питьевой воды, горячей воды после водоподготовки, отобранных в течение календарного года, не соответствуют нормативам качества питьевой воды, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (далее - Территориальный отдел), обязан до 1 февраля очередного года направить уведомление об этом в орган местного самоуправления поселения, городского округа и в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение.

I. Выбор показателей производственного контроля химического состава питьевой воды, горячей воды

1. Выбор показателей химического состава питьевой воды, подлежащих постоянному производственному контролю, проводится для каждой системы водоснабжения на основании оценки результатов расширенных исследований химического состава воды централизованных источников питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также технологии производства питьевой воды, горячей воды в системе водоснабжения.

2. Выбор показателей, характеризующих химический состав питьевой воды, для проведения расширенных исследований проводится организацией, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения, совместно с территориальным управлением (ТУ) Роспотребнадзора в два этапа.

2.1. На первом этапе организация, осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения, проводит ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения за период не менее трех последних лет по следующим материалам:

- государственной статистической отчетности предприятий и организаций, а также иных официальных данных о составе и объемах сточных вод, поступающих в источники водоснабжения выше места водозабора в пределах их водосборной территории (для поверхностных источников водоснабжения);

- органов охраны природы, гидрометеослужбы, управления водными ресурсами, геологии и использования недр, предприятий и организаций о качестве поверхностных, подземных вод по результатам осуществляемого ими мониторинга качества вод и производственного контроля;

- данных территориального отдела по результатам санитарных обследований предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность и являющихся источниками загрязнения поверхностных и подземных вод во втором третьем поясах ЗСО, а также по результатам исследований качества воды в местах водопользования населения;

- органов управления и организаций сельского хозяйства об ассортименте и валовом объеме пестицидов и агрохимикатов, применяемых на территории водосбора (для поверхностного источника) и в пределах зоны санитарной охраны (для подземного источника).

На основании проведенного анализа составляется перечень веществ, характеризующих техногенное загрязнение воды конкретного источника водоснабжения и имеющих гигиенические нормативы в соответствии с действующими санитарными правилами.

Перечень выбранных показателей, а также проведенный ретроспективный анализ многолетней и сезонной динамики показателей, характеризующих источник централизованного питьевого, горячего и хозяйственно-бытового водоснабжения, оценивается территориальным отделом.

2.2. На втором этапе индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, организуют проведение расширенных лабораторных исследований воды перед подачей в разводящую сеть централизованного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения по составленному перечню химических веществ, характеризующих техногенное загрязнение, исходя из степени санитарно-эпидемиологической опасности:

- по показателям, превышающим 0,5 ПДК по максимальным значениям в результате проведенного ретроспективного анализа;

- по показателям, приведенным в действующих Санитарных правилах СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" .

2.2.1. При необходимости получения более представительной и достоверной информации о химическом составе воды и динамике концентраций присутствующих в ней веществ количество исследуемых проб воды и их периодичность могут быть увеличены в соответствии с поставленными задачами оценки качества воды источника водоснабжения.

2.2.2. Для системы водоснабжения, использующей реагентные методы обработки воды, при проведении расширенных исследований перед подачей воды в распределительную сеть дополнительно включают показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе водоподготовки согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п., на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при водоподготовке).

2.2.3. При проведении расширенных исследований рекомендуется применение современных универсальных физико-химических методов исследования водных сред, позволяющих получить максимально полную информацию о химическом составе воды.

2.2.4. Для систем горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящих рекомендаций;

- после водонагревателей и перед поступлением в сеть горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе подогрева воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при нагревании воды).

2.3. Для систем наружной разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения;

- в точках разводящей сети: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество питьевой воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.4. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного питьевого водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения;

- в точках внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы питьевого водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудования и реагенты, применяемые при транспортировке).

2.5. Для систем наружной разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему разводящей сети водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2 настоящего Приложения, и перечень показателей, установленный после водонагревания;

- в точках разводящей сети централизованного холодного водоснабжения: перечень показателей, установленный п.2.2, а также иные показатели, влияющие на качество горячей воды в процессе транспортировки воды согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.6. Для систем внутридомовой разводящей сети централизованного горячего водоснабжения расширенные лабораторные исследования включают:

- на входе в систему внутридомовой разводящей сети: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения;

- в точках внутридомовой разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения: перечень показателей, установленный в точках наружной разводящей сети централизованной системы горячего водоснабжения, а также перечень показателей, влияющих на качество питьевой воды в процессе ее транспортировки по внутридомовым сетям согласно техническим условиям (техническому регламенту и т.п. на материалы, оборудование и реагенты, применяемые при транспортировке воды).

2.7. Кратность проведения лабораторных исследований расширенного перечня показателей составляет не менее 1 раза в месяц (для поверхностных водоисточников) и 4 раза в год (для подземных водоисточников).

2.8. Территориальные отделы проводят санитарно-эпидемиологическую оценку результатов расширенных исследований химического состава воды по каждой системе водоснабжения и с учетом оценки санитарных условий питьевого водопользования населения и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории города, иного поселения, муниципального района.

2.9. Территориальный отдел на основании проведенной оценки разрабатывает предложения по перечню контролируемых показателей химического состава воды, подлежащих постоянному производственному контролю и направляет их в адрес организации, осуществляющей эксплуатацию системы водоснабжения.

II. Составление рабочей программы производственного контроля качества питьевой воды

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию системы водоснабжения, разрабатывают рабочую Программу производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды.

2. Для системы водоснабжения, имеющей несколько водозаборов, программа составляется для каждого водозабора с учетом его особенностей. Для подземных водозаборов, объединенных общей зоной санитарной охраны, может составляться одна программа.

3. Программа производственного контроля должна содержать:

- перечень показателей, по которым осуществляется контроль;

- указание мест отбора проб воды, в том числе на границе эксплуатационной ответственности организаций, осуществляющих водоснабжение абонентов;

- указание частоты отбора проб воды;

- указание, в отношении каждого показателя, методики определения значения показателя и допустимая ошибка метода определения;

- порядок информирования территориального отдела о выявленных по результатам лабораторных исследований и испытаний несоответствиях качества воды установленным требованиям.

3.1. Территориальный отдел рассматривает программу производственного контроля в течение 15 рабочих дней со дня ее получения и принимает решение о ее согласовании или об отказе в согласовании и уведомляет о принятом решении организации, осуществляющие водоснабжение.

3.2. В уведомлении территориального отдела о принятии решения об отказе в согласовании программы производственного контроля должны быть указаны основания, по которым принято такое решение, в том числе конкретные данные, содержащиеся в программе производственного контроля, не соответствующие требованиям настоящих Правил.

В случае отказа в согласовании программы производственного контроля организация, осуществляющая водоснабжение, дорабатывает программу производственного контроля и в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения указанного уведомления, представляет программу производственного контроля на повторное согласование в территориальный орган (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату ее получения территориальным органом).

3.3. Рассмотрение и согласование доработанной программы производственного контроля осуществляется территориальным органом в течение 7 рабочих дней со дня ее получения с направлением организации, осуществляющей водоснабжение, соответствующего уведомления (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления).

3.4. Согласованная территориальным отделом программа производственного контроля утверждается руководителем организации, осуществляющей водоснабжение, в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения уведомления о ее согласовании.

3.5. Рабочая программа утверждается на срок не более 5 лет. В течение указанного срока в рабочую программу могут вноситься изменения и дополнения по согласованию с Территориальным отделом.

Руководитель
А.Ю.Попова



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Похожие публикации