Приемка товаров 44 фз авансовые отчеты. Закупки через подотчетных лиц

В настоящий момент официальных разъяснений на этот счет нет. Наличный или безналичный расчет - это способ оплаты товаров (работ, услуг). На основании положений Закона № 44-ФЗ при выдаче денежных средств сотрудникам под отчет в любом случае необходимо соблюдать требования статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Такие расходы возможно оплачивать способом закупки у единственного поставщика (для этого предусмотрен пункт 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ). То есть из буквального толкования положений Закона № 44-ФЗ следует, что при оплате расходов подотчетным лицом (на основании доверенности от имени учреждения) необходимо заключать контракт. Также при выборе способа закупки у единственного поставщика необходимо письменно обосновать: невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя); цену контракта; иные существенные условия контракта.

Однако в частных разъяснениях сотрудники Минэкономразвития России указали на то, что заключение контракта при проведении закупок через подотчетное лицо не является обязательным условием (достаточно документа-основания для оплаты). Но до появления официальных разъяснений рекомендуется от имени учреждения заключать контракт. В этом случае сотрудник на основании доверенности получит от поставщика документы, подтверждающие расход, - товарную накладную, счет-фактуру, кассовый чек или квитанцию к ПКО. Все оформленные документы будут служить основанием произведенных расходов и должны быть приложены к авансовому отчету.

Договора (контракты) подряда также необходимо заключать в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ. Например, с единственным поставщиком можно заключить контракт на оказание преподавательских услуг, а также услуг экскурсовода (гида) физическими лицами (пункт 33 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ). При заключении иных контрактов необходимо проводить процедуру закупки или заключать с единственных поставщиком в рамках пункта 4 части 1 статьи 93 закона № 44-ФЗ (контракты до 100 тысяч рублей).

в материалах Системы Главбух.

С 1 января 2014 года начинает действовать контрактная система в сфере закупок . Поэтому все заказчики при проведении закупок для государственных и муниципальных нужд должны выполнять новые правила, установленные Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ .*

2. При закупке товаров (работ, услуг) для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите.

Перечни лиц, подлежащих госзащите, приведены в статье 2 Закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и статье 2 Закона от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ.

3. При закупке драгоценных металлов и камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ.

4. При назначении адвоката органами дознания, предварительного следствия, судом для участия в качестве:

  • защитника в уголовном судопроизводстве в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ ;
  • представителя в гражданском судопроизводстве в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом РФ .

5. При привлечении адвоката к оказанию гражданам юридической помощи бесплатно в соответствии с Законом от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ .

Об этом сказано в части 2 статьи 1 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Максим Чемерисов ,

директор департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России

2. Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

«Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:*

1) планирования закупок товаров, работ, услуг;

2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1 , и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

4) особенностей исполнения контрактов;

5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;

6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;

7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;*

Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:*

4) осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не превышает пять процентов размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составляет не более чем пятьдесят миллионов рублей в год. Указанные ограничения в части установления предельных значений для определения размера средств не распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками для нужд сельских поселений;*

Цитировать

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

Цитировать

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
...
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта
...
8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

То есть закупка должна осуществляться только путем заключения гражданско-правового договора (контракта). Контракт заключается от имени заказчика. Заказчик это юридическое лицо, соответственно форма сделки может быть только в письменной форме (ст.161 ГК РФ). Право заключать договора от имени заказчика у должностных лиц нет (может быть ошибаюсь, но не нашла)...
Если с точки зрения бухучета - обязательства должны возникнуть через 302 счет... Через подотчет можно только деньги в кассу сдать...

Принимать ТМЦ у работника в рамках 44-ФЗ нет оснований, только заключая с физ.лицом - работником договор, а опять же это обязательство по договору, который должен вписаться в 44-ФЗ...

Относительно, командировочный расходов - оплата проживания и покупка билетов, думаю может пройти вне рамок 44-ФЗ, так как это не закупка для государственных (муниципальных) нужд, а обязательство работодателя перед работников оплатить эти расходы, если оплата производилась работником от его имени...

P.S.: Тема на самом деле очень интересная в интернете по этому поводу полемика достаточно разная, но каких-либо убедительных доводов я не нашла, из того что просмотрела. Рассуждаю как ревизор... Но с точки зрения заказчиков, относительно незначительных покупок - это большая проблема...

Можно ли как-то в рамках 44-ФЗ учесть представительские расходы? или расходы на хоз. нужды предприятия? (чай, кофе, салфетки).

Да, можно.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ч. 1 ст. 1 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Поэтому по умолчанию любые сделки гражданско-правового характера по приобретению товаров, работ, услуг унитарным предприятием должны проводиться в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В том числе розничные сделки, закупки осуществляемые через подотчетных лиц от имени унитарного предприятия и т.д.

Для таких закупок обычно применяют основание, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (малые закупки до 100 тысяч рублей). При закупках по данному основанию не требуется:

  • размещать извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3, 4 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять документы о проведении проверки соответствия участников закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также осуществлять описание закупки и разрабатывать техническое задание для осуществления закупки товаров, работ, услуг (письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № Д28и-3139);
  • составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта с приложением документов о приемке (ч. 9 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • направлять информацию в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять контракт в письменной форме (ч. 15 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Относится ли закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, к закупкам у единственного поставщика?

Закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, относится к закупкам у единственного поставщика.

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Министерства разъясняют

Совсем недавно вышло совместное письмо от 05.08.2014 Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 о позиции указанных министерств по некоторым вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ (далее - Совместное письмо).
Авторы Совместного письма разъяснили два случая закупок через подотчетных лиц: при направлении работников в командировку и при осуществлении заказчиком закупки через подотчетных лиц.

Направление работника в служебную командировку

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации касаются не только служебных командировок, но и исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается командировок, то, согласно положениям статьи 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или с ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 .
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 ст. 168 ТК РФ). Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства РФ

Похожие публикации