Цвет согласовывается с заказчиком. Крутая шпаргалка по сочетанию цветов

Палитры и согласование цветов

В системе Windows предусмотрены пштитры, которые позволяют использовать в приложениях графические изображения с цветами, отличными от цветов, применяемых по умолчанию. Видеоадаптеры обычно позволяют отображать не менее 256 цветов одновременно; однако этого недостаточно для отображения полноцветных изображений с необходимой точностью. Для точного представления полноцветных изображений может потребоваться до 16 млн. цветов. Палитры дают возможность изменить в приложении цвета, предусмотренные по умолчанию, для получения оптимального набора цветов, позволяющего представить изображение наиболее точно.

Системы Windows 2000 и Windows 9x обладают также возможностями согласования цветов изображения (1СМ - image color matching). Согласование цветов изображения обеспечивает точное и единообразное воспроизведение цветных изображений на всех устройствах вывода. В приложениях согласование цветов изображения обычно используется для того, чтобы дать возможность пользователям создавать на экране цветные изображения, которые затем будут точно воспроизведены на принтере или на других экранах.

Аппаратные палитры

Современные компьютеры оборудованы видеоадаптерами, которые отображают одновременно не менее 256 цветов с разрешающей способностью 1024*768. В связи с тем, что одновременно может отображаться только ограниченное число цветов, видеоадаптеры должны следить за тем, какие цвета используются. Например, 256 цветов, которые могут быть показаны одновременно, выбираются из диапазона 256x256x256=16777216 возможностей. Этот диапазон цветов определен тем, что в видеоадаптере для представления компонентов красного, зеленого и синего (RGB - red, green, blue) цветов используются 3 байта информации. Большинство высококачественных видеоадаптеров поддерживают режим отображения так называемого истинного цвета, который позволяет отображать все 16777216 вариантов цветов одновременно.

В видеоадаптере для отображения цвета на экране вначале выполняется установка значений RGB для всех цветов, которые могут быть показаны одновременно. Эти установки называются аппаратной цветовой палитрой. Когда возникает необходимость отобразить пиксель, его цвет устанавливается в значение RGB одного из цветов аппаратной цветовой палитры. Для изменения цвета пикселя достаточно сослаться на другой вход аппаратной цветовой палитры. Если значение RGB во входе палитры меняется, то цвет пикселей, отображающих этот вход палитры, немедленно изменяется на экране.

Аппаратные палитры используются в видеосистемах для повышения скорости и эко номии памяти. Если бы пришлось указывать код RGB для каждого пикселя отдельно это потребовало бы около 3 Мбайт памяти. Ограничение выбора 256 цветами палитрь одновременно уменьшает потребность в памяти до 1 Мбайт при разрешающей способ ности 1024x768. Кроме того, цвет пикселя можно изменить, указав 1 байт информации -новый номер элемент палитры. Это быстрее по сравнению с заданием трех байтов код; RGB для каждого пикселя. Быстродействие может оказаться важным требованием i видеооборудованию, особенно при разрешающей способности экрана в 1024x768 v выше.

Цветовые палитры в системе Windows

В системе Windows для обеспечения поддержки аппаратных цветовых палитр при ходится решать одну проблему. Разрешение приложениям ОС Windows менять установки цвета RGB в аппаратной палитре видеоадаптера помешало бы работе приложений в системе. Например, если одно приложение изменит цвет аппаратной палитры с черного на синий, то все черные пиксели на всех видимых окнах мгновенно превратятся в синие. Это является нарушением основного принципа, согласно которому приложения Windows должны работать в отдельных окнах и не нарушать работу других приложений. Еще одна проблема состоит в том, что приложения Windows могут работать не многих платформах, а разные аппаратные системы имеют различные возможности видеоотображения.

В системе Windows эти проблемы решаются на основе палитры, применяемой пс умолчанию, и логической палитры. Обе эти палитры предоставляют приложению возможность работать с аппаратной палитрой реального видеооборудования. Системной палитрой, применяемой по умолчанию, как правило, является группа из 20 зарезервированных цветов, используемых в Windows для вывода меню, кнопок, фона экрана рабочего стола и сглаженных кистей. Фактическое число зарезервированных цветов может быть определено с помощью функции GetDeviceCaps и индекса NUMRESERVED. Если видеооборудование поддерживает менее 20 цветов одновременно, некоторые из 20 элементов палитры могут быть одинаковыми. С помощью функции SetSystemPaletteUse системная палитра, предусмотренная по умолчанию, может быть сокращена до двух цветов (черного и белого). Для большинства приложений это не требуется, поскольку обычно в их распоряжении имеется достаточно дополнительных вариантов цветов для использования и без этих 20 зарезервированных цветов.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Само по себе установление в документации о закупке требования к цвету автомобиля не является нарушением требований N 44-ФЗ, если такие действия заказчика не ограничивают количество участников закупки.

Обоснование вывода:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из приведенных норм следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки. При этом заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Анализ правоприменительной практики показывает, что само по себе установление в документации требования к цвету автомобиля не является нарушением требований N 44-ФЗ, в частности, если установление подобного требования обусловлено особенностями эксплуатации автомобиля (смотрите, например, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 N 14АП-10404/15, ФАС от 04.12.2015 N К-1680/15, решение УФАС по Хабаровскому краю от 24.05.2016 N 257, решение ФАС от 16.12.2015 N К-1770/150, решение УФАС по Москве от 24.08.2015 N 2-57-7172/77-15).
Однако, если установление требования к цвету автомобиля в совокупности с иными характеристиками товара свидетельствует о намерении заказчика приобрести автомобиль определенной марки у конкретного поставщика, такие действия заказчика признаются ограничивающими конкуренцию (смотрите, например, постановление УФАС по Челябинской области от 30.09.2015 N 7.30-4.1/1028-15, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2016 N 18АП-8744/16, решение Суда Еврейской автономной области от 18.08.2016 по делу N 71-79/2016).
Вместе с тем следует помнить, что, поскольку исчерпывающего описания признаков ограничения конкуренции применительно к закупкам, осуществляемым в соответствии с N 44-ФЗ, законодательство не содержит, вопрос о том, имеет ли место в каждом конкретном случае ограничение конкуренции со стороны заказчика, в частности необоснованное сокращение количества участников закупки, является оценочным. Окончательный ответ на этот вопрос в спорной ситуации может дать только суд на основе исследования фактических обстоятельств дела.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

В соответствии с ч.12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «архитектурные решения». Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 873, уточняет содержание указанного раздела. Так, в графической части раздела, в частности, содержатся: а) отображение фасадов; б) цветовое решение фасадов (при необходимости) ,в текстовой части содержится общее описание архитектурно-художественных решений. Указанная необходимость может быть предусмотрена в задании на проектирование.

Практика подготовки проектной документации на объекты капитального строительства застройщиков в СПб в большинстве случаев такова: в текстовой части ПД указывается общий цвет фасадов, в рабочей документации в графической части РД указываются конкретные колеры из каталога, соответствующие общему описанию цвета фасадов. Соответственно, в соответствии с действующим законодательством цветовые решения фасадов определяются в разделе «Архитектурные решения» проектной документации (и разрабатываемой в соответствии с ней рабочей документации), которая подлежит экспертизе согласно требованиям ГрК РФ.

Необходимо ли согласовывать архитектурную часть ПД архитекторами города? Необходимость такого согласования проекта архитекторами города (района) может быть предусмотрена только в федеральном законодательстве. В настоящее время на уровне федерального законодательства указанные требования о согласовании отсутствуют, Закон об архитектурной деятельности в РФ таких требований не содержит (хотя идеи такие иногда у законодателей появляются). Возможно установление в регионах норм о согласовании архитектором различных работ, связанных с благоустройством, т.к. в вопросах благоустройства СПб более свободен, но не норм по вопросам согласования проектной документации.

С точки зрения ГрК РФ техническое регулирование в области градостроительной деятельности (СНиПы, СП, ГОСТы) отнесено к ведению РФ, субъекты РФ лишены такой правовой возможности (за исключением региональных нормативов градостроительного проектирования). Прежняя редакция Кодекса (98 г., действовала до 2004 г.) допускала установление региональных технических норм - отсюда различные ТСН, РМД и др., действовавшие только в Санкт-Петербурге. Вместе с тем, до сих пор эти региональные нормы дополняются, изменяются и применяются на практике, но госорганы, понимая, что в обход ГрК РФ они не могут предписать всем применять региональные нормы, выпускают распоряжения, в которых предписывают применять их самим госорганам при строительстве за счет средств бюджета, а при строительстве за счет частных лиц рекомендуют применение этих документов. Одним из таких документов является "РМД 11-22-2013. Санкт-Петербург. Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге. Актуализированная редакция РМД 11-08-2009" (одобрены и рекомендованы к применению распоряжением Комитета по строительству Санкт-Петербурга от 11.12.2013 N 143, в котором прямо указано: «по объектам внебюджетного строительства рекомендовать техническим заказчикам, лицам, осуществляющим проектирование и строительство, следовать правилам, предусмотренным Методическим документом». В п. 10.3 РМД 11-22-2013 сказано, что архитектурные решения объектов капитального строительства представляются на рассмотрение Главному архитектору Санкт-Петербурга. Порядок рассмотрения архитектурных решений Главным архитектором Санкт-Петербурга устанавливается уполномоченным органом.

Для застройщиков все риски связаны с тем, что госорганы будут занимать позицию обязательности применения РМД, что достаточно успешно может обжаловаться в суде по вышеуказанным основаниям добровольности их применения. Например, в упомянутом распоряжении Комитета по строительству от 18.12.2013 N 143 "Об актуализированной редакции регионального методического документа по строительству в Санкт-Петербурге "Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге" Службе строительного надзора Санкт-Петербурга (далее - Служба), выдающей разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, предложено руководствоваться РМД при выполнении государственной экспертизы проектной документации и осуществлении государственного строительного надзора. Учитывая, что в рамках надзора предусмотрена выдача заключения о соответствии построенного объекта строительным нормам, если Служба начнет применять РМД, вполне возможно возникновение требования о согласовании проекта главным архитектором (хотя требовать согласование после строительства - абсурд, если требовать, то на стадии выдачи разрешения на строительство, но об этом в приказе Комитета не говорится).

На практике возникают ситуации, когда инспектора Службы при вводе объектов в эксплуатацию требуют наличие колерного бланка, выданного Комитетом по градостроительству и архитектуре СПб (председатель КГА является главным архитектором города) согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 14.09.2006 N 1135 "Об утверждении Правил содержания и ремонта фасадов зданий и сооружений в Санкт-Петербурге". При применении названных Правил содержания фасадов нужно понимать две вещи: 1) принятие указанных Правил - сфера не градостроительного законодательства, а законодательства о благоустройстве (разграничение градостроительного законодательства и законодательства о благоустройстве, находящегося в компетенции субъекта РФ, - отдельный интересный вопрос); 2) по смыслу Правил они применяются при ремонте, переоборудовании, окраске, содержании фасадов зданий и сооружений, при этом владельцы зданий обязаны поддерживать в исправном состоянии фасады зданий и сооружений и сохранять архитектурно-художественное убранство зданий и сооружений.

Таким образом, в названных Правилах речь идет о выдаче колерных бланков при покраске фасадов уже существующих зданий, не в отношении строящихся новых объектов капитального строительства, цвет фасадов которых, как указывалось выше, должен указываться в проектной (рабочей) документации, в соответствии с которой осуществляется строительство, т.е. определение цвета фасадов планируемого к строительству здания - предмет градостроительного законодательства, а не законодательства о благоустройстве.

Теории гармонии посвящено немало работ, но какого-либо стройного учения по этому вопросу пока нет. Обычно различают следующие (наиболее общие) виды гармонии:

    гармония изолированного цвета;

2. гармония цветовых отношений;

3. гармония колорита (гармонии сходства и контраста);

1. Гармония изолированного цвета. Отдельно взятие цвета большинством людей считаются тем более красивыми, чем они чище, т.е. чем ближе к спектральным. При оценке гармонии необходимо учитывать окружающие цвета, так как они влияют на восприятие, и общая оценка сильно зависит от них. Так, выбранная ткань на фоне другой ткани может восприниматься как "грязная".

2. Гармония цветовых отношений. В текстильной практике используются гармонические сочетания цветов, подбираемые опытным путем. Большим распространением пользуются также триады цветов, например, синий, зеленый и красный. Такие триады можно подобрать при помощи цветового круга. Любой вписанный в цветовой круг равносторонний треугольник укажет своими вершинами на три гармонических цвета.

3. Гармония колорита (гармонии сходства и контраста) соблюдается при определенном соотношении цветов, изменяющихся на рисунке по какой-либо последовательности.

Гармония контраста достигается резким ступенчатым изменением цветового тона, насыщенности или светлоты при постоянстве двух других характеристик.

Для получения гармонии контраста по цветовому тону используются контрастные цвета с приблизительно одинаковой насыщенностью и светлотой. Такое сочетание увеличивает насыщенность и создает резкие контуры рисунка.

Гармония контраста по насыщенности создается ступенчатым изменением насыщенности при постоянном цветовом тоне и светлоте.

Гармония контраста по светлоте получается при резких ступенчатых изменениях светлоты при постоянном цветовом тоне и насыщенности. Этот вид гармонии часто используется для желтых и оранжевых цветов. Используя гармонию контраста, удается скрыть фактуру грубощерстяного пестротканого материала.

Гармония сходства основана на плавных переходах, дающих возможность получить "не бросающиеся в глаза" цвета изделий, имеющих хорошую фактуру. Различают гармонию сходства по цветовому тону, по насыщенности и светлоте. При каждом из этих видов гармонии имеется плавное постепенное изменение одной из характеристик при постоянстве двух других.

Для получения гармонии сходства по цветовому тону используются цвета, расположенные рядом друг с другом в цветовом круге, так называемые родственные цвета. При этом получаются мягкие сочетания.

Гармония сходства по насыщенности часто используется для синих цветов. Гармония сходства по светлоте получается малоступенчатым переходом светлоты при постоянном цветовом тоне и насыщенности. Этот вид гармонии наиболее часто используется для ахроматических цветов в виде так называемой гармонии серых цветов.

Похожие публикации