Заполнение путевого листа такси. Кто отвечает за наличие путевого листа, мед- и техосмотра в службе такси? Как оформить путевой лист легкового такси

В деятельности автотранспортных компаний основным документом для учета работы каждой легковой машины является путевой лист. Он контролирует количество поездок машины, расход топлива, на основании документа рассчитывается зарплата водителю. Правильно заполненный путевой лист такси освобождает ИП от штрафных санкций, а его отсутствие может стать основанием для привлечения к ответственности.

Однако после введения Закона № 402-ФЗ (ст. 9) изменились требования к оформлению первичной документации. Данная статья прописывает, что официальную форму документов для заполнения определяет глава коммерческой структуры. Она может быть разработана в соответствии с нюансами деятельности автотранспортной компании и отвечать требованиям приказа Минтранса № 152.

На данный момент, во время работы у водителя такси обязательно должен иметься путевой лист (форма № 4) или свободный бланк листа, разработанный и выданный автотранспортной компанией. Он действует 1 смену (рабочий день такси).

Как заполняется документ

В начале рабочего дня на каждого таксиста выписывается путевой лист. Он оформляется диспетчером или сотрудником компании, ответственным за его выдачу. Документ выдается в единственном экземпляре и в конце смены с внесенными данными возвращается на базу автотранспортной компании.

Оформление бланка будет правильным, если он содержит следующую информацию (гл. 2 Приказа № 152):

  • Название автотранспортной организации, ее данные.
  • Срок действия листа, присвоенный номер.
  • Марка и номерной знак машины.
  • Показания одометра перед началом работы.
  • Дата и время начала смены.
  • Данные водителя машины.
  • Информация о проверке технической исправности авто перед выездом, подтвержденная подписью автомеханика.

Обратная сторона бланка оформляется таксистом самостоятельно. На протяжении рабочей смены ему необходимо заполнить 2 таблицы, контролирующие работу машины. В первой таблице отражаются: время выполнения заказов, точные адреса маршрутов, пункты отправления такси. Вторая таблица содержит финансовую сторону – показания таксометра, стоимость каждого заказа.

Образец заполнения формы можно скачать бесплатно .

Важные моменты

В архиве компании не менее 5 лет. Не иметь при себе путевого листа разрешается в таких случаях:

  • Если авто в настоящий момент не используется для перевозки пассажиров, багажа, товаров, грузов.
  • Если транспорт эксплуатируется в личных нуждах владельца (за исключением трамвая, троллейбуса, автобуса).

Путевой лист должен обязательно быть у самого ИП, выполняющего перевозки. Однако если авто принадлежит автотранспортной компании, но на водителя выдана доверенность, предусматривающая пользование машиной в собственных нуждах, лист не оформляется.

Если авто принадлежит автотранспортной компании, но на водителя выдана доверенность, предусматривающая пользование машиной в собственных нуждах, лист не оформляется.

В соответствии со ст. 12.3 КоАП РФ, за путевого листа или его предусмотрены следующие штрафные санкции:

  • Водитель – штраф в размере от 500 рублей.
  • Должностное лицо компании – 20 тыс. рублей.
  • Юридическое лицо – 100 тыс. рублей.

Путевой лист – гарант правильной работы такси и добросовестного выполнения рабочих обязанностей водителем. Документ может быть оформлен как в общепринятой форме, так и в форме бланка, принятой и разработанной в компании. Главное отличие данного документа от других видов этого бланка состоит в том, что кроме показаний одометра в лист вносятся и данные таксометра.

Долго думал над тем, писать о путевках или нет, ведь вроде бы и все понятно, но почему-то вопросы от вас поступают с завидной регулярностью на эту тему. Как говорится: «Спрос, рождает предложение». Поэтому давайте остановимся на этом вопросе подробней.

Хорошо это или плохо, пусть каждый решает для себя. Но если ты все же решился работать без путевого листа, то минимум что тебе грозит — это штраф при очередной проверке документов. Об этом я еще расскажу ниже. А сейчас вернемся к закону.

Перед тем как выйти на линию, таксист обязан пройти медицинский и технический осмотры. А также правильно заполнить путевой лист.

Юридические тонкости

  • В шапке путевого листа необходимо указать наименование организации его выдавшего (ИП / ООО).
  • В какой организации или учреждении работают медик и механик.
  • Данные о собственности автомобиля (собственность / аренда / субаренда).
  • Фактический адрес прохождения осмотра, а также выдачи листа.
  • Как оформлены трудовые отношения с водителем?
  • Время начала и окончания выхода водителем на рейс.
  • Комплектация автомобиля при выезде из гаража.

Также стоит помнить, что Путевой лист выдается в единственном экземпляре. Поэтому он должен быть пронумерован и заполнен самостоятельно (не отксерокопирован).

Обязательно должны быть заполнены:

  • наименование, номер путевого листа и срок, на который он выдан; (Путевой лист может быть выдан сроком до 1 месяца, но лучше оформлять его на ежедневной основе. Так как печать медика должна ставиться на сутки)
  • наименование организации-собственника, местонахождение, телефон и печать;
  • марка, государственный регистрационный знак автомобиля;
  • дата, время, показания одометра перед выездом и по возвращении обратно;
  • Ф. И. О. водителя;
  • данные о медицинских осмотрах водителя.


Для чего он нужен

Чтобы хоть как-нибудь отрегулировать рынок пассажирских перевозок наши законодатели давно придумали такую вещь, как путевой лист. Благодаря его ведению они могут отлеживать всю бухгалтерскую отчетность. Раньше таксопарки при помощи путевок рассчитывали и зарплату водителя. Ведь в них указывается пробег автомобиля при выезде из гаража, а также при его возврате. Тем самым можно рассчитать сколько водитель проехал, сколько потратил бензина, сколько должен был заработать.

Помимо этого в путевом листе ставятся отметки о допуске водителя на линию от медика (при этом должна производиться проверка на опьянение и замер давления), а механик проверяет техническое состояние авто.

Тем самым наши законодатели решили, что пьяных таксистов на дороге станет меньше, также как и технически неисправных автомобилей. Ведь действие путевого листа всего сутки. Идея хорошая, но вот реализация отвратительная. Человеческий фактор многое решает. Ведь простому таксисту невыгодно ежедневно тратить время на проверку. Особенно если ее надо пройти на другом конце города. А работодателю держать в штате специалистов. Тем самым мы имеем то, что имеем. В лучшем случае таксопарки выдают путевки сразу на несколько дней вперед, а то и на несколько недель. В худшем водители выходят на линию без путевого листа.

Чем это грозит отсутствие

Если вас остановит сотрудник ГИБДД, а путевки у вас нет, то попадете на 500 рублей. Много это или мало решать вам самим. Но вот по последним тенденциям, даже в Москве это будет равняться примерно двум часам вашей работы. Стоит оно того или нет, решать вам. Плюс не забудьте про время, которое вы потеряете на посту ДПС, пока вам будут выписывать постановление о нарушении.

Проверка путевых листов

Многие водители думают, что путевые листы проверяются только сотрудниками ГИБДД, но это не так. Частенько проверяются и сами компании, которые их выдают. База этих компаний есть и у сотрудников ГИБДД. И если вы пошли по пути наименьшего сопротивления, решили подделывать путевки, это очередной повод задуматься.

Путевки на такси для ИП

Некоторые самозанятые таксисты (имеются ввиду индивидуальные предприниматели) думают, что раз они работают на себя, то им не надо заниматься такой ерундой, как оформление путевого листа. Но они заблуждаются. В законе четко сказано, что раз перевозишь пассажиров, обязан иметь этот документ. Правда предпринимателям может быть гораздо проще. Достаточно пройти аттестацию, получить сертификат механика на 5 лет. И ставить печать технического осмотра самостоятельно. Медика можно найти ближе к дому, сейчас многие организации предоставляют эту услугу. Правда она также будет бить по-карману.

Как таксисты обходят «запреты»

Распечатывают самостоятельно путевки. Покупают самонаборные печати, придумывают ФИО механика и медика, а также название компании, и рисуют самостоятельно. Но это незаконно и является уголовным преступлением. Ведь это подделка документов. Сто раз подумайте, надо ли оно вам, прежде чем сделать такое.

Для водителя такси, работающего без кассового аппарата, бланк строгой отчетности является аналогом чека. Как в обычном магазине после покупки вам обязаны предоставить чек, так и водитель такси, после оплаты перевозки пассажиром, обязан предоставить ему чек. Если у водителя такси нет кассового аппарата, то чеком является бланк строгой отчетности. По закону водитель обязан его выдавать после каждой поездки (г. 5. ст. 31 п. 5 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ).

Штраф за невыдачу БСО

За невыдачу водителем такси бланка строгой отчетности пассажиру, после оплаты поездки, законом предусмотрены штрафы . Так водитель заплатит тысячу рублей , должностное лицо десять тысяч рублей , а юридическое тридцать тысяч рублей (ст. 11.14.1. Федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ).
Для избежания штрафов и проблем с законом мы рекомендуем каждому водителю такси иметь при себе БСО и выдавать бланк каждому пассажиру после оплаты услуг по перевозке. Бланки строгой отчетности в необходимом вам количестве вы можете приобрести у нас.

Что такое путевой лист? — это документ, который позволяет человеку находится за рулём транспортного средства, в нем находится вся информация о водителе, организации, которая выдала лист и о маршруте транспортного средства.

Кому нужен путевой лист

Согласно закону, а именно: ст. № 6 ФЗ РФ «Об автомобильном и наземном электрическом транспорте» водителю разрешается не иметь путевой лит при нахождении в транспортном средстве в следующих случаях:

  • если водитель не занимается перевозкой пассажиров;
  • если не транспортирует багаж, груз, товары;
  • если не используется такой транспорт, как трамвай, троллейбус, автобус.

Законодательство в сфере пассажирских перевозок с каждым годом становится жестче. Такси – это общественный транспорт. Законодатели следят за этим рынком тщательно. Путевой лист для такси всегда должен быть в наличии и не просрочен.

Давай по порядку. И в первую очередь подумаем:

Срок действия путевого листа такси

Кто-то может сказать, что одних суток слишком мало, что неудобно тратить несколько часов на поездку в таксопарк, на то, чтобы пройти медицинский осмотр водителя и проверку технического состояния автомобиля. Время деньги, а в последнее время у таксистов их и так слишком мало.

Про доход я с тобой согласен полностью, но виною всему никак не требования законодательства, а жадность агрегаторов и таксопарков. Одни постоянно снижают цену на услуги, в борьбе за клиентом. Другие не хотят платить зарплату, только аренда. Именно поэтому тебе не хватает денег. Путевка здесь совершенно не причем.

Медкомиссия перед выходом на линию

Но давай посмотрим на этот вопрос с другой стороны. Ты хочешь чтобы тебя вез сонный, больной, хуже всего пьяный водитель? Уверен — нет. Такое случается сплошь и рядом. Не могу ручаться за все города, но в Москве — водитель, которому категорически противопоказано находиться за рулем, встречается через раз. Сколько роликов по ТВ: «Водитель такси протаранил остановку с людьми»; «Пьяный таксист сбил ребенка и скрылся», и так далее. Это не единичные случаи.

Именно для этого и придумали требование с путевым листом. Тебя ни за что не выпустят на линию, если у тебя большая усталость или если ты накануне хорошо погулял в кругу друзей.

Медкомиссия в конце смены

Таксист не сидит под постоянным наблюдением, если раньше тебе мог позвонить диспетчер, то с приходом агрегаторов тебе никто не звонит и не слышит твой голос. Что тебе мешает пропустить бутылочку другую пива во время смены? Ничего. Не буду говорить за всех, но лично знал несколько человек, которые проходили медика и тут же бежали в магазин за бутылкой пива или чего покрепче. Это нормально? Нет.
Поэтому, чтобы избежать подобных случаев и было придумано требование о прохождении медика в конце смены.

Техническая проверка такси

Если бы ты был клиентом, ты хочешь ехать на неисправном авто? Заказав машину, к тебе с легкостью может приехать полная развалюха. В пути обязательно будет что-то скрипеть, стучать, вибрировать. Лучше пойти пешком.

Давай подведем итог этого раздела. Ты будешь чувствовать себя в безопасности, если что-то не в порядке с тобой или водителем? Нет. Поэтому и ввели требование с путевкой для такси.

Что должно быть в путевом листе?

Путевка не может быть ксерокопией, так как имеется в единственном экземпляре. У каждой должен быть уникальный номер. Обязательно заполни все необходимые поля.

Как правильно заполнить путевой лист?

Чтобы в дороге не произошло неприятностей заполняй его перед выходом на смену и все обязательные поля.

Можно ли обойти закон?

Желание сэкономить время и деньги порой овладевает водителями. Они распечатывают путевые листы на обычном принтере, покупают наборные печати, самостоятельно расписываются за врача и механика, ставят печати. По сути занимаются подделкой документов. Если попадешься, может сильно прилететь. Мое мнение – игра не стоит свеч.

Проверка путевок

Хочу открыть тебе секрет. Каждая компания, которая выдает путевые листы, обязана вести базу, к ней имеют доступ и налоговая, и МАДИ, и сотрудники ГИБДД. А это значит, что если ты пользуешься подделками, то это очередной повод задуматься – стоит ли?

Путевка на такси для ИП

Индивидуальный предприниматель такой же водитель, как и любой другой, который работает в такси. Он также обязан иметь при себе правильно оформленный путевой лист. Но у тебя может быть преимущество, перед тем, кто работает на компанию. Ты можешь пройти специальные курсы, сдать экзамен и получить «корочку» механика, которая выдается на 5 лет. И тебе не надо будет искать место, где будешь проходить пред рейсовый осмотр. Будешь ставить печать и подпись самостоятельно, тем самым сэкономив время для работы.


На данный момент штраф за отсутствие путевки небольшой – 500 рублей, а если оплатить со скидкой 50%, будет вовсе 250 рублей. Но будет ли так всегда? А если размер штрафа поднимут? Может пора задуматься и работать абсолютно легально?

Изменения в заполнении путевого листа для такси от 1 марта 2019 года

Наши законодатели преподнесли нам очередной сюрприз. И если ты привык заполнять путевку по-старинке, то придется переучиваться. Давай определимся, что же изменилось и как заполнять путевой лист правильно. Для этого нам надо обратиться к новой редакции закона, а там поменялось целых 14 пунктов. Но так ли страшен черт, как его малюют.

В основной своей массе, ничего нового, все по-старому. Пойдём по пунктам от начала к концу, если изменения незначительны, даже останавливаться не станем.

Первое, что меня насторожило – это сроки действия путевого листа. Ранее я уже рекомендовал использовать его не более чем на одни сутки, сейчас ничего не поменялось. Но стало более размыто. Посмотри на старую и новые редакции, самому станет понятно, что формулировка более размыта и сотрудник, при проверке, сможет интерпретировать ее в свою пользу:

Было раньше:

Стало:

Как формулировочка? Явно размыта и слишком тяжела для понимания.

Далее у нас идёт оформление шапки. Ранее требовалось обязательное присутствие печати или штампа организации или ИП, которые владеют автомобилем, сейчас это правило отменили. Так как в новой редакции про это ничего не сказано. Мое мнение сделали из-за самозанятых.

Было раньше:

Стало:

Бланк путевого листа легкового такси применяют для учета работы автомобиля и водителя. Образец и порядок заполнения путевого листа для такси – в статье.

Вопрос. Обязательно ли выписывать путевой лист водителю такси, если он работает по договору аренды автомобиля?

Ответ. Даже если водители такси работают по договору аренду аренды транспорта с экипажем, выписывать путевые листы обязательно. Так как перевозка пассажиров без оформления путевого листа такси запрещена (ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ, ст. 12.3 КоАП РФ).

Какой применять бланк путевого листа такси

Для учета работы транспорта и водителей компания вправе применять типовой бланк путевого листа легкового такси (форма № 4). Он утвержден постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78. Образец путевого листа легкового такси по форме № 4 представлен ниже.

Если типовой бланк не подходит, компания вправе самостоятельно разработать путевку с учетом особенностей деятельности. Главное, чтобы такая путевка соответствовала требованиям приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

  • Статьи по теме:
Похожие публикации