Как выглядят международные права и чем отличаются от обычных. Разница между международными водительскими правами и обычными

Если вы собираетесь арендовать автомобиль или мотоцикл за границей, то во многих странах вам не обойтись без так называемых международных прав. Этот документ можно получить, предъявив уже имеющееся российское национальное удостоверение. Но чем отличаются международные водительские права от обычных? Какие законы нужно знать водителю, готовому сесть за руль за рубежом, и может ли один документ заменить другой? В нашей статье вы найдёте ответы на все перечисленные вопросы.

Национальными называются права, действительные на территории страны, которая и выдала водителю документ. В каждой стране есть собственные законы, определяющие правила получения водительских удостоверений и пользования ими. Например, в России это Постановление Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 («О допуске к управлению ТС»), а также, конечно, ПДД РФ.

Что касается международных прав, все нормы, связанные с данным удостоверением, были определены Женевской конвенцией по безопасности дорожного движения от 1949 года. На официальном сайте ЮНЕСКО можно найти актуальную версию закона, определяющего права и обязанности водителя, готового управлять автомобилем в разных странах мира. В 1968 году была подписана Венская конвенция о дорожном движении , согласно которой, страны ее подписавшие, обязались признавать на своей территории национальные права других стран-подписантов. Но Венскую конвенцию подписали не все страны, а некоторые подписали, но не ратифицировали. В странах, не подписавших конвенцию 1968 года или ее не ратифицировавших для управления транспортными средствами (ТС) необходимо иметь кроме национальных ВУ еще и международные.

Особенности национальных и международных прав

По сути, и внутренние, и международные права служат одной цели. Они подтверждают, что человек сдал теоретический и практический экзамены в ГИБДД и умеет управлять транспортным средством, соблюдая правила движения. Но международные и внутренние права - не взаимозаменяемые документы. Согласитесь: если бы они не имели отличительных особенностей, не было бы никакого смысла оформлять два разных удостоверения.

Национальные права

Права, действующие на территории РФ, оформляются во множестве отделений ГИБДД. Получить их можно практически в любом крупном городе. Этот документ содержит следующую информацию (сведения написаны на русском языке, предусмотрено дублирование транслитом):

  • Ф.И.О.;
  • фотографию;
  • дату и место рождения;
  • категорию, обозначающую, транспортными средствами какого типа водитель умеет управлять;
  • дату и место выдачи прав;
  • номер и серию документа;
  • место проживания водителя.

Многие слышали о международных водительских правах, которые требуются для вождения автомобиля за рубежом. Правда, обычные водительские удостоверения, выдаваемые ГИБДД, тоже действительны за границей. Тем не менее это два разных документа, различающихся внешним видом и сферой применения. Привычные для большинства водителей права обычно называют национальными, международные же права получают отдельно, если в них есть необходимость. Разберемся, чем отличаются международные водительские права от обычных прав.

Конвенции о дорожном движении

Отличия в правах, которые иностранный водитель должен предъявить при управлении автомобилем в разных странах, определяется соответствующими международными договорами, действующими в данных государствах.

Все государства мира в этом отношении можно разделить 3 группы:

  • те, которые подписали и ратифицировали Венскую конвенцию;
  • участники Женевской конвенции;
  • не участвующие ни в каких подобных договорах.

Страны последней группы не признают никаких документов, выданных за своими пределами, поэтому для управления автомобилем на их территории необходимо сдать местный экзамен и получить соответствующие бумаги. Подробнее об этих странах говорить не будем, а перейдем к государствам, в той или иной мере признающим документы водителя, выданные за границей.

Само отличие национального водительского удостоверения от международного (МВУ) определяется различиями в концепциях, на которых основаны действующие конвенции о дорожном движении. Общей целью обеих договоренностей было достижение возможности пользоваться свидетельствами одной страны в другой. Однако пути, по которым пошли создатели конвенций, не совпали.

Первая конвенция была заключена в 1949 году в Женеве. Именно она и создала водительский документ, который в наше время называется международным. Женевская договоренность пошла по пути перевода национальных прав на основные языки, используемые на планете.

Де-факто соответствующее ей МВУ является переводом национальных документов на восемь языков: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский, немецкий и японский. Подробно на подборе языков останавливаться не будем, отметим только, что португальский язык в списке отсутствует, а ведь на нем, кроме маленькой Португалии, разговаривает огромная Бразилия.

Важно то, что международные водительские права сами по себе не дают разрешение на управление транспортом. Они являются своеобразным приложением к национальному удостоверению и без него недействительны.

Управлять машиной только на основании этого документа запрещено даже в стране его выдачи.

Создатели Венской конвенции 1968 года пошли по иному пути. Они поставили задачу сделать понятным для всего мира именно национальные права водителя, то есть привести соответствующие бумаги всех государств к единому виду.

Страны СНГ – участницы обеих конвенций, и в этом плане национальное удостоверение водителя тоже является межгосударственным, хотя и не имеет такого названия.

Собираясь за рубеж, обязательно нужно выяснить, придерживается ли страна, где предстоит управлять машиной, норм одной из конвенций, а если да, то какой именно. От этого зависит набор необходимых свидетельств. Но прежде нужно разобраться во всех нюансах того, чем отличается национальное водительское удостоверение от МВУ.

Особенности каждого типа документа

После принятия конвенций в них неоднократно вносились дополнения, а, значит, изменялся и внешний вид удостоверения водителя. Но следует отметить, что ранее выданный документ, отличающийся от современных прав, признается в государствах, подписавших конвенцию в Вене, до истечения его срока действия.

Как выглядят ВУ в странах СНГ

Современные права водителя РФ и других стран СНГ соответствуют последним требованиям Венской конвенции и представляют собой пластиковую карточку с фотографией, личными данными и всеми разрешенными категориями на лицевой стороне.

На задней части перечислены все возможные категории и сделаны отметки в тех, которые разрешены. Кроме того, там указаны примечания и ограничения. Оригинальный текст дублируется только на английский язык.

Для того чтобы граждане других государств не путались, параграфы пронумерованы. Интересная особенность – всего параграфов четырнадцать, но тринадцатый отсутствует. Теперь рассмотрим, чем отличается международное водительское удостоверение от обычного документа по внешнему виду.

Международное удостоверение

В отличие от национальных прав международные представляют собой бумажную книжку формата А6. Обложка серого цвета, листы белые. Они соединены между собой – прошиты нитью по всей высоте бумаги.

Отличается и размер необходимых фотографий: на документах, соответствующих Женевской конвенции, – 3,5х4,5 см, в то время как на привычных правах – 3х4 см.

Другие отличия

Естественно, удостоверения отличаются не только по внешнему виду. Существенно разнятся и другие важные параметры, такие, как срок действия, порядок получения, а также особенности применения. Рассмотрим, чем отличаются водительские права международного образца от национальных удостоверений по этим критериям.

Сколько действуют

Национальное удостоверение выдается на 10 лет и действует по дату окончания его срока включительно. МВУ, соответствующие Женевской договоренности, выдаются на максимальный срок в 3 года, но этот срок не может превышать срока действия национальных прав.

Порядок получения

Привычные водительские документы при первоначальном получении выдают после обучения и сдачи установленных экзаменов. Вопросы замены документов с истекающим сроком действия и восстановления утерянных либо иным способом утраченных удостоверений решаются в порядке, установленном законодательством России и других стран СНГ.

Международные права выдаются только на основании имеющихся и действующих национальных водительских прав. Сдачи экзаменов их получение не требует.

Собираясь в автомобильное путешествие за пределы России, любой здравомыслящий водитель задумается о наличии водительских прав, действительных в других странах. Таким документом является международное водительское удостоверение (МВУ), выдаваемое водителям на основании национального. Но далеко не всегда наличие МВУ является обязательным, а отсутствие – наказуемым. А могут ли такие права заменить обычные? Полезно знать, чем отличаются международные водительские права от обычных и как их нужно применять на практике.

Законодательная база

Национальным водительским удостоверением считаются документы, дающие возможность управлять транспортным средством, выданные государством гражданской принадлежности их получателя и действительные на его территории.

Общих унифицированных правил выдачи прав, позволяющих управлять автомобилем в пределах страны проживания, международными нормами не предусмотрено. Данный вопрос решается на уровне национального законодательства в каждой стране отдельно.

В России, например, порядок и формат получения водительского удостоверения установлен Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.199, нормами постановления Правительства РФ № 1097 от 24.10.2014, а также приказом МВД № 365 от 13.05.2009.

Однако, несмотря на отсутствие единых международных правил выдачи прав, международными договорами, участниками которых является и Россия, установлены единые стандарты их оформления. В частности, приложением 6 к Венской конвенции о дорожном движении от 08.11.1968, установлен внешний вид и содержание национальных прав стран-участниц соглашения. Более того, положениями конвенции также определены главные условия оформления документов интернационального образца, а приложением 7 определен их внешний вид.

Обратим внимание, что помимо Венской существует также Женевская конвенция о дорожном движении от 19.09.1949. Страны-подписанты данного документа вводят некоторые отличия в части использования водителями международных прав; речь об этом пойдет позже.

Особенности и различия документов

Права как национального, так и международного образца, выполняют единую функцию – подтверждают наличие у их владельца права на управление автомобилем, сдачу им необходимых экзаменов и выполнение других установленных законом требований. Выдачей и тех и других удостоверений занимаются территориальные подразделения ГИБДД. Но МВУ и национальные права имеют множество отличий, касающихся формы и содержания, правил выдачи, условий применения и иных значимых аспектов.

Первое отличие водительского удостоверения от международного водительского документа касается внешнего вида и содержания. Права отличаются по материалу, из которого они изготовлены, составу обязательных реквизитов, входящей в них информации, размерам. Для наглядности предлагаем рассмотреть отличия в виде таблицы.

Национальное Международное
Материал изготовления пластик (приложение № 1 к приказу МВД № 365 от 13.05.2009) бумага (приложение № 7 к Венской конвенции о дорожном движении)
Размеры 85,6 х 54 мм, с закругленными краями 148 х 105 мм (книжка формата А6)
Заполнение Исключительно печатное Как печатное, так и от руки
Язык заполнения Русский с латинским дублированием Русский, английский, испанский, французский и иные
Указание стран, в которых действительно - Допустимо, но не обязательно
Указание на другие водительские удостоверения - Дата и номер национальных прав
Ограничения в вождении конкретными транспортными средствами - +
Ограничения в вождении на территории конкретных стран - +
Иные условия, ограничивающие использование - +
Использование знаков, считываемых электронными средствами + -
Единая международная форма - +
Наличие печатей - +

Процедурные особенности

К слову, отличаются водительские права международного образца от национальных не только внешними аспектами, но и тем, как выдаются, сроками действия, условиями применения за пределами России.

Процедурные вопросы и особенности использования водительских удостоверений в 2019 году предлагаем рассмотреть в виде таблицы.

Национальное Международное
Необходимость прохождения обучения в автошколе + -
Сдача теоретических и практических экзаменов + -
Медицинские заключения + -
Документы для получения ● заявление,
● паспорт,
медицинская справка,
● документ об обучении в автошколе,
● заявление,
● паспорт,
● национальные права,
● фотография 35 х 45мм,
● квитанция об уплате госпошлины.
Госпошлина 2000 рублей 1600 рублей (1120 рублей при оплате через сайт Госуслуги)
Возможность использования в России + -
Возможность использования за рубежом Частично +
Возможность получения Для некоторых категорий – с 16 лет Только с 18 лет

Таким образом, можем сделать промежуточный вывод: гораздо более простая, чем процедура оформления национальных прав. В отличие от последних, МВУ оформляется в течение нескольких часов лишь при предъявлении национального водительского документа и иных имеющихся на руках бумаг – право на их получение дает обычное удостоверение. Интересно, что за изготовление МВУ взимается и меньшая госпошлина: даже обычная замена национальных прав обходится дороже.

Обратим внимание и на другие отличия.

Срок действия

Срок действия международного и национального удостоверений – одно из главных отличий. Так, согласно ч. 6 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения», российские национальные права выдаются водителям на срок 10 лет. В случае их порчи, утери или истечения срока действия гражданин нуждается в замене водительских прав.

Согласно ч. 8 ст. 25 указанного закона, водительские документы международного образца на управление транспортным средством действуют на протяжении 3 лет с момента их выдачи, но не дольше, чем действительно национальное удостоверение.

Использование за пределами России

Правила использования международных водительских прав регламентированы положениями Женевской и Венской конвенции о дорожном движении. По сути, все страны-подписанты Венской конвенции, в число которых входит Россия, признают водительские удостоверения, выданные другими странами-подписантами. Среди них Германия, Дания, Испания, Италия, Латвия, Литва, Украина, Финляндия и множество других.

Таким образом, для пользования автомобилем на их территории владельцу российского удостоверения достаточно иметь обычные национальные права – получать документ международного образца не обязательно. Обратим внимание, что международные права также действуют в странах-подписантах Венской конвенции, поэтому выбирать, какое удостоверение использовать – международное или национальное – должен сам водитель.

Важно: МВУ действительно только при предъявлении с ним национальных прав.

На территории действуют только международные права, поэтому для их посещения на автомобиле они обязательны. В число таких стран входят Турция, Нидерланды, Мальта, Исландия, Австрия и другие.

Заменяют ли удостоверения друг друга

Вопреки сложившемуся стереотипу, международные и национальные удостоверения – не взаимозаменяемые документы. Первые, например, согласно п. 8 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения» вообще не могут использоваться в России и признаются недействительными для вождения транспортных средств. По сути, такие удостоверения используются лишь в качестве дополнения к правам государственного образца и недействительны без них. Поэтому, отправляясь в путешествие за границу, не стоит оставлять национальное удостоверение дома.

Украинские водительские права в Польше

Чтобы можно было без опаски садиться за руль, выезжая в другую страну, лучше заблаговременно узнать, с каким водительским удостоверением там можно управлять транспортным средством. Ведь во многих государствах не обойтись без международных прав. Но неопытный путешественник-автомобилист наверняка не знает, куда можно ехать с национальным удостоверением, а где понадобится международное. В чем отличия между такими документами? Как выглядят международные права? Нужно ли дополнительно учиться, чтобы их получить?

По функциональной нагрузке оба документа ничем не отличаются. Поскольку и МВУ, и национальные права свидетельствуют, что человек может садиться за руль. Однако между ними есть много важных отличий. В том числе и во внешнем виде. Каждый российский автомобилист прекрасно знает, что собой представляет национальное удостоверение.

Оно похоже на обычную пластиковую банковскую карточку. Это весьма удобный формат: можно запросто хранить важный документ в кошельке, который обычно все берут с собой. Но как выглядят права международного образца? Этого водитель не знает, пока не сталкивается с необходимостью их получения. Между прочим, МВУ существенно отличается от национальных прав.

Очевидное отличие заключается в размере и формате. Первое больше и представляет собой книжечку. В верхней его части написано название государства, в котором оно выдано. Необходимо подчеркнуть, что такая надпись выполняется буквами с золотым тиснением. А под ней можно увидеть значок страны происхождения. То есть, для России будет обозначение RUS.

Книжечка состоит из нескольких листов. Поскольку МВУ обязательно включает в себя перевод информации на иностранный язык. Также в документе есть дубляж русских слов, выполненный транслитом. Обязательно в МВУ есть данные о выдаче, срок его действия, серия и номер документа. И, конечно, в удостоверение вписывают сведения о водителе, упоминая, какими категориями транспортных средств он вправе управлять.

Еще стоит обратить внимание на один существенный момент: чем отличается международное водительское удостоверение от обычного. В МВУ фотография больше, чем в национальных правах. Снимок должен быть матовым. После его приклеивания в книжечку на нем ставят печать таким образом, чтобы она захватывала правый нижний угол изображения.

Национальные права


Кстати, и национальное удостоверение в России недавно поменялось. Коррективы были внесены, чтобы они отвечали требованиям Венской конвенции. Хотя ключевых изменений во внешнем виде не произошло, все же стоит напомнить о них, хотя бы для того, чтобы еще раз сравнить, чем международные права отличаются от национальных.

Итак, такой документ исполнен в форме пластиковой карточки. На нем с левого края есть овальная эмблема из букв красного цвета. Это значок RUS, который дает понимание о стране происхождения водительского удостоверения. С правой стороны написано наименование документа: буквы прописные, цвет красный.

Права нового образца включают в себя все сведения о водителе и о самом удостоверении. В них есть обозначения, когда они выданы и каков период их действия. На обратной стороне предусмотрена таблица, в которой можно узнать, какими категориями транспортных средств имеет право управлять водитель.

Бесспорно, важно узнать не только, как выглядят международные водительские права, чтобы понимать, чем они отличаются от национальных. Не менее существенными являются и другие отличия между этими документами. Самая важная разница заключается в том, что водитель может использовать национальные права самостоятельно – они подтверждают, что человек может водить автомобиль без предоставления каких-либо дополнительных бумаг.

А вот если говорить об МВУ, то такой документ недействителен, когда на руках нет государственных национальных прав. Так что, выезжая за границу, не нужно раздумывать – брать национальное или международное удостоверение. Поскольку на руках нужно иметь и МВУ, и российские права.

Вполне логично, что есть еще отличие в вопросе, где действуют такие документы. На территории России водители обязаны предоставлять национальные права. Выезжая за пределы родины, необходимо иметь при себе и МВУ. Очень существенной является разница в сроке действия документов. Отечественные автомобилисты прекрасно знают, что их родные права служат достаточно долго – в течение 10 лет. А вот МВУ не выдают на столь длительный срок.

Максимум, на который можно рассчитывать, это три года. Но и то нет гарантии, что водителю выдадут МВУ именно такого срока действия. Все зависит от того, сколько еще действительны отечественные права. Так как срок действия международного удостоверения не может превышать периода, в течение которого используются национальные права. Соответственно, если их скоро нужно менять, то и МВУ выдадут на меньший срок.

Еще один важный нюанс, о котором интересно знать водителям: осуществляется ли выплата страховки по правам? На нее можно рассчитывать при поездке за границу, только когда на руках есть МВУ плюс оформлен медицинский полюс в иностранном государстве. С отечественными правами выплат ждать не приходится – необходимо иметь отдельный полис.

Порядок получения ВУ

На этом не заканчиваются отличия национального водительского удостоверения от международного образца. Есть еще разница в пакете документов, которые нужны для оформления таких «корочек», а также в процедуре их получения. Она незначительная, но с такими тонкостями лучше познакомиться заранее.

В любом случае водителю предстоит собрать бумаги, приложить к ним соответствующее заявление и подать в ГИБДД. Однако перечень документов, которые необходимы для МВУ и для национальных прав, отличается. И самое важное отличие – международное удостоверение получится оформить, только когда на руках уже есть отечественное.

За российскими правами нужно идти с паспортом, медсправкой и сертификатом о прохождении экзамена, а еще с фотографией. Правда, медицинская справка, как и документ об успешной проверке знаний ПДД, необходимы не всегда. Все зависит от того, получает ли гражданин права впервые или меняет их по истечении срока действия, в связи с какой ситуацией ему нужно новое удостоверение – из-за изменения личных данных, из-за добавления категории.

В обязательном порядке для МВУ понадобится отечественное удостоверение, паспорт – как гражданский, так и заграничный. Плюс к этому необходимо сделать фотографию соответствующего образца.

Что касается непосредственно порядка получения документов, то и тут есть разница. Например, для национальных прав может понадобиться сдача экзамена, а для оформления МВУ не придется проходить проверку знаний. Российское водительское удостоверение изготавливают достаточно долго: с момента подачи заявления может пройти до 30 дней. А МВУ выдают буквально в течение часа.

Необходимость обучения

В чем разница еще между национальными правами и МВУ? В требованиях относительно обучения претендентов на эти документы. Если гражданин впервые получает российские права, ему обязательно необходимо пройти курсы. Такое же требование выдвигается к лицам, которые хотят добиться новой категории либо вернуть удостоверение после совершения правонарушения за рулем.

Что касается МВУ, то их получают без прохождения обучения. Главное – иметь на руках национальные права. Ведь на этом основании и выдают международное удостоверение. А российские права подтверждают, что человек умеет водить авто.

Где действуют международные права

Ключевой вопрос, который интересует водителей, выезжающих в другие страны, касается того, всегда ли им нужно иметь с собой международное водительское удостоверение? Но однозначного ответа нет и не может быть – все зависит от того, куда именно направляется россиянин.

Вопросы, регулирующие отношения между странами в сфере дорожного движения, регламентируются соглашениями, которые заключаются на международном уровне. Например, им посвящены Женевская и Венская конвенции. Первая была составлена еще в 1949 году, а вторая – спустя 20 лет. И Россия является подписантом обоих документов. Поэтому чтобы узнать, стоит познакомиться с этими документами.

Похожие публикации