Электронный научный архив УрФУ: Эмиграция по религиозным мотивам: советские пятидесятники в поисках «лучшей доли. Религиозная эмиграция из россии и ссср

(Выдержки из статьи ): В 2013 году в истории евангельского движения в России и за рубежом отмечается важная дата – 25-летие со дня начала массовой эмиграции верующих по религиозным мотивам из стран бывшего СССР. За эти годы более 500 тысяч христиан из СССР переселились в США. 5 августа 1988 года, после доклада Бориса Перчаткина в Конгрессе, в США был принят Закон об эмиграции по религиозным мотивам. Эта дата и считается официальным началом массового исхода верующих из СССР.

<...> Страдания верующих и их верность Богу изумили Конгресс США и расположили их открыть двери эмиграции. Советский Союз разрушился. Но время идет, а с ним уходят и люди – участники невидимых сражений с «Империей зла». <...> Борис Перчаткин, правозащитник, представляющий славянскую иммиграцию по религиозным мотивам в правительстве США, с сожалением отмечает сегодня низкую правовую, гражданскую и правозащитную позицию славянской эмиграции, которая прямо пропорционально влияет на духовность церквей и общества, социальную и антирелигиозную политику по отношению к верующим в бывших странах СССР и в США.
<...>
Поправка Лаутенберга была внесена в законопроект в 1989 году для того, чтобы облегчить эмиграцию в США беженцев, подвергающихся преследованиям на родине за их религиозные и политические взгляды. Сроки «поправки», позволяющей верующим и некоторым группам населения в бывшем Советском Союзе получать статус беженцев в США, давно истекли. Но благодаря усилиям Б.Перчаткина и правозащитной деятельности поправка периодически продлевается. Будущее статуса беженца для русскоязычных иммигрантов зависит сегодня от активной гражданской позиции славянской эмиграции в целом... (Конец цитаты. Автор: Виталий Футорный. Полностью статью можно прочитать на сайте «Мир вам»).

Новый взгляд на эмиграцию 1990-х! Беженцы: от кого и куда?
Комментарий Максима Максимова , директора телеканала CNL: Если бы верующие не уехали из CCCР в 1988-1995 гг. или эмиграция задержалась хотя бы на пять лет, то сегодня было бы в 10 раз больше церквей и обращенных б.СССР!

Вам не кажется, что эмиграция христиан в 1990-х это работа врага? Зачем надо было выводить детей Божьих из страны во времена открытости и перестройки? Кто получил больше выгоды от эмиграции? Вспомните историю – это были лучшие годы для достижения людей Евангельской вестью. Но именно в этот момент вместо евангелизации все были обеспокоены эмиграцией.

Скажу вам правду (которую все знают): из всех, кто переехал в США, очень мало было реальных беженцев-страдальцев за веру, в основном это была «колбасная эмиграция» (экономические беженцы). Я видел, как в то время атеисты быстро превращались в баптистов. Ради эмиграции в США, ради статуса беженца. Скажите правду, за последние 25 лет, сколько гонений пережили христиане в б.СССР? Они были, но не так много! Сколько за последние 25 лет посадили верующих в тюрьмы за веру? Не так много, в основном в странах Средней Азии. От чего же убегали христиане в 90-х? От гонений за веру во время перестройки и гласности? Только сейчас на местах начинается волна гонений на окраинах советской империи, но в 90-х ее не было!

Я не поздравляю с 25-летием исхода с нивы Божьей верующих. Я был назвал это печальной датой. 25 лет как верующие эмигрировали с целины, от своего христианского долга.

Соболезную! Не хочу обидеть переселенцев (среди них много хороших людей искренно верующих), но если бы не этот переезд в «обетованную» американскую землю, то сегодня было бы в 10 раз больше христиан в наших странах. Вы оставили целину! Большинство из вас летели в США не из-за гонений или веры, а летели за хорошей жизнью и сникерсом. В историческом плане это БЫЛ СИЛЬНЕЙШАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ОШИБКА христиан, или возможно умнейший маневр дьявола!

Можете ругать меня, но факты есть факты. Я стал пастором с 1990 года, (мне тогда было 20 лет), нам тогда очень не хватало верующих для того, чтобы удержать и воспитать тысячи новообращенных. Как мне было трудно, когда почти все евангельские христиане улетали в «жирные страны». Они ехали за хорошей жизнью в США и Германию, а тут оставались тысячи погибающих людей без проповеди Евангелия. В 90-е годы грешники были готовы идти за всяким, кто хоть немного знает Бога и читает Библию. Сегодня у нас траур: 25 лет как дьявол нанес сокрушительный удар по церкви в б.СССР.

И еще вопрос: а Вам интересно, почему в США не забирали, мусульман, буддистов, православных, шаманов, а только евангельских христиан? Почему? Ведь СССР были гонения на всех верующих, не только на христиан! Сожалею о работе Перчаткина, если бы не он, сегодня бы в наших странах было бы больше ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ!

Посмотрите на эмиграцию с другой стороны: это целенаправленный вывод работников с полей! Раньше требовалось мало усилий для достижения ста человек, теперь столько же сил надо истратить на одного человека.

Жатвы много, а делателей мало, и Бог хочет, чтобы мы увидели, насколько нивы побелели вокруг нас. Сегодня очень мало героев у Господа, и Бог хочет, чтобы ты стал таким героем! Ваши родители убежали от нивы, но вы, второе поколение христиан-эмигрантов посмотрите на нивы в России, Украине, в Средней Азии. Пришло ваше время, исправить ошибки наших родителей!

В Средней Азии начинаются сильные гонения на христиан, но мы держимся. Спасибо тем, кто помогает тем, кто в РЕАЛЬНЫХ ГОНЕНИЯХ!

Ребята и девушки, сразу честно предупреждаю, что это не для всех, а только для «служителей культа», как раньше выражались. Впрочем, может быть среди моих читателей действительно есть люди, связавшие свою жизнь и работу с религией. Тогда это Вам.

Соединенные Штаты Америки во времена железного занавеса, отрезавшего страны соцлагеря от остального мира, казались русскому человеку оазисом в пустыни, раем на земле и Эльдорадо одновременно.

Какие только способы не изыскивали люди, чтобы уехать туда навсегда, оставив позади семью, друзей, работу. Сейчас вопрос с эмиграцией в США решается намного проще, хотя подводных камней на этом пути осталось предостаточно.

Один из способов обосноваться в США надолго - это получить рабочую религиозную визу типа R-1. Виза это является неиммиграционной, но в дальнейшем может помочь ее держателю получить вид на жительство.

Кто претендует

Многократная рабочая религиозная виза R-1 выдается по приглашению религиозной организации, зарегистрированной в США. Соискатель должен въезжать на территорию США с рабочей целью в зависимости от своего статуса: для проведения церковных обрядов, исполнения обязанностей духовного лица или выполнения каких-либо работ для церкви в частности и конфессии в целом. На получение религиозной визы могут претендовать:

  • люди, получившие профессиональное религиозное образование;
  • священнослужители, раввины, пасторы (духовные лица);
  • работники церкви, не имеющие сана или религиозного образования, - солисты церковного хора, миссионеры, методисты, религиозные переводчики, преподаватели в церковных школах, персонал больницы под патронажем церкви;
  • приверженцы церкви, для которых религия стала призванием и образом жизни, - монахи, монахини, духовные браться и сестры.

На визу R-1 не могут рассчитывать недуховные проповедники и обслуживающий персонал церкви: разнорабочие, распространители листовок, уборщики, сторожа, клерки, сборщики подаяний.

Важно понимать, что религиозная виза выдается, так сказать, по призванию, а не по формальному месту работы. Деятельность соискателя должна быть напрямую связана с исповедуемой конфессией. Так, например, расклейщик церковных объявлений или распространитель религиозных листовок не может считаться претендентом на визу R-1.

Требования к соискателям

На момент подачи документов на религиозную визу соискатель должен быть членом спонсирующей его религиозной общины в течение по крайней мере двух лет, а сама община должна быть признана в США некоммерческой религиозной организацией и освобождена от уплаты налогов.

Для получения визы R-1 требуются следующие основные документы :

  • оригинал загранпаспорта;
  • фотография 5х5 см;
  • номер утвержденной петиции I-129 от работодателя;
  • квитанция об оплате консульского сбора;
  • распечатанная страница принятого заявления по форме DS-160 (заполняется онлайн на сайте посольства).

Также могут потребоваться :

  • справка из внутренней налоговой службы США о том, что приглашающая организация освобождена от уплаты налогов;
  • лист из приглашающей организации в США за подписью уполномоченного представителя, подтверждающий ее связи с организацией или конфессией за рубежом и продолжительность членства в это организации соискателя, с указанием названия и адреса приглашающей организации, характера деятельности в ней соискателя и договоренности о вознаграждении.

Для получения визы для мужа/жены и детей, сопровождающих соискателя, необходимо предоставить оригиналы документов, подтверждающих родственные связи с ним (свидетельство о рождении детей, свидетельство о заключении брака).

Права и обязанности

Виза R-1 выдается сроком на пять лет и дает право неоднократно въезжать в страну и выезжать из нее, однако первое посещение США по этой визе не должно превышать 30 месяцев. Впоследствии длительность пребывания может быть увеличена еще на 30 месяцев.

После двух лет действия религиозной визы можно подать документы на получение Green Card. В этом случае соискателю нужно доказать, что в течение двух лет он работал в религиозной организации на полной ставке наемным сотрудником или волонтером и планирует продолжать свою деятельность в дальнейшем на территории США.

На религиозную визу можно подавать прошение и второй раз при условии, что после окончания действия первой соискатель прожил за пределами Соединенных Штатов не менее года.

Поскольку виза R-1 относится к рабочим визам, у нее есть много общего с визой H-1B. Она дает право работать в не менее 20-ти часов в неделю и возможность сменить работодателя. Правда, новый наниматель все равно должен быть религиозной организацией.

В этом случае новый работодатель должен отправить петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США (USCIS) для получения разрешения на работу, а предыдущий работодатель - известить USCIS о прекращении сотрудничества с сотрудником-иностранцем. Работать за пределами религиозной организации-работодателя или ее филиалов по визе R-1 нельзя.

Что касается образования, то оно само по себе не может быть основанием запрашивать религиозную визу. Но её обладатели, уже находясь в США, могут начать или продолжать обучение. Но только религиозное и только параллельно с работой.

Членам семьи держателя основной религиозной визы выдаются визы категории R-2. По ней они могут находиться в США без права на трудовую деятельность у них нет. Но у детей есть неоспоримое преимущество: они могут посещать любые учебные заведения США - школы и колледжи - без получения дополнительной студенческой визы F-1.

R-2 – это дополнительная виза, поэтому период нахождения ее держателей в Соединенных Штатах не может превышать периода нахождения в ней владельца основного документа.

Как получить

Получение религиозной визы происходит в несколько этапов. Первый этап - забота потенциального работодателя. Он должен подать петицию по форме I-129 в Службу гражданства и иммиграции США. Делать это лучше по крайней мере за 6 месяцев до самой поездки, так как оформление всех документов может занять какое-то время. Если петиция была одобрена, можно приступать к следующему шагу - подготовке к интервью в консульстве.

Для подачи заявки на собеседование в консульство необходимо сделать следующее:

  1. Заполнить заявление по форме DS-160 в электронном виде и распечатать его (заявление должно быть заполнено на английском языке латинскими буквами).
  2. Оплатить консульский сбор в размере 190 долларов США через банк ВТБ-24, на почте России или с помощью банковской карты Visa или MasterCard (при отказе в выдаче визы сбор возвращен не будет).
  3. Позвонить в консульство и записаться на интервью.

При себе на интервью нужно иметь: номер одобренной петиции I-129 или ее распечатанный вариант, распечатанную страницу принятой анкеты по форме DS-160, загранпаспорт, срок которого превышает время планируемого визита в Америку на 6 месяцев, фото 5х5 см, квитанция об оплате консульского сбора и документы о принимающей религиозной организации (название и адрес, справка из налоговой службы США об освобождении от уплаты налогов, контракт о выполняемой работе и другие документы, которые могут подтвердить вашу причастность к деятельности организации).

Соискателям, окончившим профессиональное религиозное учебное заведение, следует принести аттестат. Общее правило для получения каких бы то ни было виз: лучше взять с собой больше документов, чем меньше - пригодиться может все, что угодно. Поэтому любые доказательства принадлежности к конфессии или конкретной религиозной организации будут только плюсом.

Для путешествия с детьми к стандартному пакету документов нужно добавить свидетельство о рождении ребенка, российские паспорта обоих родителей и нотариально заверенное разрешение второго родителя на выезд ребенка в США.

На собеседовании соискателям на визу R-1 не нужно доказывать тесную привязку к месту жительства вне Соединенных Штатов. Важно, чтобы у консула осталось четкое впечатление, что возвращение на родину после окончания срока действия визы - это реальное намерение.

А вообще, на интервью волноваться не стоит, ведь, отвечая на вопросы честно, запутаться сложно. Скорее всего, исход ситуации будет известен уже в конце собеседования. При точном соблюдении правил и норм поведения велика вероятность, что он будет положительным!

– эта страна является самой желаемой для эмигрантов из разных стран. Каждый год это государство принимает более полумиллиона легальных иммигрантов. Такое количество людей иммигрируют нелегальными способами. Вероятно, что всех привлекает в этой стране высокий уровень жизни, а также политическая и экономическая стабильность.

Эмиграционная квота в США не должна превышать 675 тысяч виз («постоянных»). Отметим, что одна независимая страна имеет право на 25 000 Грин-карт (не более). А, как известно, обладатели таких карт могут претендовать на гражданство страны (полноценное) уже через пять лет.

Если же вступить в брак с гражданином США, то срок убавляется на два года.

Итак, рассмотрим легальные способы эмиграции в США:

Р абочая виза

Если вы являетесь высококвалифицированным специалистом в какой-нибудь области, то вы можете стать гражданином этого государства, начав с Н1-В (это рабочая виза). Она дает право на работу в компании, ее срок три года. Затем ее можно продлить еще на такой же срок. Продлять можно не более двух раз, третьего шанса нет. Однако шести лет достаточно, чтобы получить Грин-карту.

Основанием для выдачи такой визы является приглашение на работу от частного лица либо от фирмы, компании. При этом будущий работодатель обязан известить Департамент Труда (официально). Кроме этого он обязан получить разрешение на принятие вас на работу.

К тому же ваша специальность должна относится к требуемым. Плюс компания обязана подтвердить свои финвозможности, которые позволят ей оплачивать ваш труд.

Для справки

Власти этой страны считают эти профессии квалифицированными: химик, врач, программист, конструктов техники (вычислительной), архитектор, инженер, инженер-строитель, фармаколог, финансист и т.д.

Виза бизнесмена

Данна категории виз называется L-1. Например, если вы являетесь хозяином фирмы, находящейся на территории Российской Федерации, то чтобы переехать в США, вы можете открыть филиал своей российской фирмы, а затем начать руководство этим филиалом, получив эту саму визу L-1.

Срок данной визы год, если же за этот период ваша американская компания будет процветать, то выданную бизнес-визу можно продлить, причем уже не на год, а на целых три.

Более того, у вас появится подавать прошение о выдаче вам ВНЖ. А вот в случае покупки уже действующей компании в США, то виза сразу выдается на три года (L-1), таким образом минуется испытательный, годичный период.

Для получения визы бизнесмена иммигрант должен соответствовать следующим условиям (их три): ваши бизнесы (американский и российский) должны быть взаимосвязаны, вы должны иметь рабочее место за пределами Соединенных штатов, а также подтверждение того, что у вас есть другое рабочее место, после того, как вы покинете США.

Что касается взаимосвязей между этими фирмами, то тут должна быть не обязательно экономическая связь. Предприятия могут заниматься различным бизнесом, а доказательством связи можете быть вы сами, то есть хозяин.

Остальные два условия проще выполнить.

На сегодняшний день считается, что бизнес-виза – это самый быстрый, а главное надежный способ получения Грин-карты.

Виза инвестора

Чтобы получить такую визу (EB-5-категории) нужно предоставить меньшее число документов, чем для других виз. Одновременно с этим нужно перечислить в банк США полмиллиона долларов, совместно со сведениями о компании, которая в дальнейшем получит эту сумму.

Еще одно обязательное условие – нужно представить декларацию о доходах за последние три года. Это необходимо для того, чтобы исключить проникновение в государство нелегально заработанных денежных средств.

Если вам по каким-нибудь причинам отказали, то все деньги в полном объеме вернутся заявителю. Если же решение будет положительным, то можно заниматься вопросами выдачи визы и продолжать финансовые сделки.

Стоить отметить, что условия на инвестирование все-таки жесткие.

Лотерея Green Card

Ежегодно проводится лотерея Грин Карт. Эта легальная программа, утвержденная Конгрессом США. Ежегодно методом жеребьевки (случайно) компьютер выбирает пятьдесят человек из всех людей, которые подали заявки в различные государства. Причем во время этого розыгрыша совершенно не важно, какая у вас профессия, сколько вам лет и насколько хорошо вы владеете языками. У всех претендентов шансы равные. Но все же есть определенная проблемка с квотой. Если за последние пять лет в Штаты из какой-то страны въехало более пятидесяти тысяч эмигрантов, то этот конкурс пропускается. К слову, 2009 году в списке таких государств оказалась Россия. Но не огорчайтесь, так как регистрироваться в участие в лотерее можно под той страной, где родился супруг(а) либо родители.

Отметим, что все это законно. Участие в лотерее бесплатно. Зарегистрироваться в конкурсе можно даже через интернет. В заявке вам нужно указать всю информацию о себе, в частности имя (полное), дату рождения, пол, место рождения, адрес, информацию о семье, а также нужны фотографии (обязательно свежие) всех членов семьи.

При недостатке чего-либо, ваша заявка не будет одобрена онлайн программой. Вам нужно будет все поправить, а уже после этого ее можно будет отослать.

Процедура заполнения займет около десяти минут. Получение Грин Карты займет намного больше времени (в случае выигрыша). Случается, что такой процесс затягивается на полтора года.

Стоит отметить, что супруги могут подавать заявки отдельно, что, несомненно, повышает шансы на выигрыш.

В лотерее могут принимать участие люди старше восемнадцати лет. Если именно вы станете победителем (попадете в число пятидесяти тысяч счастливчиков), то вас об этом официально уведомят. После чего вам нужно будет собрать все справки и документы, а затем предоставить их в посольство.

Виза инвестора

Бумажная процедура получения визы инвестора немного проще, но вложить нужно не меньше полумиллиона долларов США. Однако просто слать инвестировать не получится. Помимо стандартного перечня документов, нужно представить еще декларации за последние три года из налоговой инспекции. Это необходимо для подтверждения легальности средств, которые вы переводите в государстве.

Сначала вам нужно перевести 500 тысяч долларов (можно больше, но главное – не меньше) в банк США. После перевода они будут заблокированы. Если вам откажут в выдаче визы, то вам обратно вернут денежные средства.

Если же процедура пройдет успешно, то вы сможете продлить выполнение финопераций.

Также вам нужно предоставить полную информацию по американской фирме, в которую вы хотите инвестировать деньги. Только помните, что не должно быть никакой фиктивности, фирма должна быть реальной.

Виза невесты



Въезжать в страну девушки и женщины могут на правах невесты. Данный способ закреплен законодательством. Для легального въезда в страну им выдается виза невест (К-1).

Подобные разрешения на въезд есть и в других государствах, но в США получить ее сложнее. Очень сложно въехать в страну для личной встречи с потенциальным американским мужем, если вы с ним познакомились заочно. Отсутствие доказательства личного знакомства является законным основанием для отказа оформления визы невесты. Для получения такого разрешения нужно вызвать будущего американского жениха к себе на родину. Во время этой встречи нужно сделать как можно больше снимков (нужно для подтверждения). Кроме этого необходимы чеки совместного проживания в отелях и тому подобные документы. Они будут служить доказательством серьезности отношений и намерений.

The author considers religious emigration in the late USSR with reference to Pentecostals (Christians of Evangelical Faith), focusing on the external and internal motives of emigration, measures taken by the authorities, and the attitude towards emigrants in the Protestant community. The author refers to public documents (analytical notes and reports of the Council for Religious Affairs), the ego-documents of believers (memoirs, letters, and statements), and documents of human rights organisations. The author describes the eschatological foundations of the theology of Pentecostals which underlay emigrational sentiments. She also singles out common reasons for emigration (violation of believers’ rights, the incompatibility of a religious worldview and communist ideology, economic and everyday difficulties), as well as ones typical of Pentecostals (the absence of a legitimate union and the prophecy about Exodus). The Pentecostal emigrants followed the same pattern of action as other refuseniks, and their belief was kept up by religious rhetoric and support from foreign adherents of the same faith. As regards the Soviet religious community, its attitude to emigrants varied from support (petitions to protect them, donations) to disciplinary measures (exclusion from the community, penitence). The authorities resorted to a variety of measures to combat emigrantion (provocations, support of certain individuals, and pressure on family members). Their attitude to emigrants was an indicator of loyalty among registered communities or those seeking authorisation. The author concludes that the Pentecostal emigration movement did not succeed, becoming a mass one as late as the 1980s, after the socio-political situation in the country had changed. During the Cold War years, the Soviet government only allowed individual families to leave the country, using potential emigrants as proof of the fact that it respected civil rights and international treaties.
Исследование проблемы религиозной эмиграции пятидесятников (христиан веры евангельской) в позднем СССР включает характеристику внешних причин, внутренних мотивов и стратегий эмиграции, действия властей по отношению к потенциальным эмигрантам, а также отношение к выехавшим в протестантской среде. В статье используются документы органов власти (аналитические записки и отчеты уполномоченных по делам религий), эгодокументы верующих (свидетельства, воспоминания, письма и заявления) и документы правозащитных организаций. Раскрываются эсхатологические основания пятидесятнической теологии, лежащей в основе эмиграционных настроений. Выделяются как общие причины эмиграции (нарушение прав верующих, несовместимость религиозного мировоззрения и коммунистической идеологии, экономические и бытовые трудности), так и присущие только пятидесятникам (отсутствие легитимного самостоятельного органа и неотвратимость исполнения пророчества). Верующие эмигранты придерживались тех же действий, что и прочие «отказники», убеждение дополнялось использованием религиозной риторики и поддержкой иностранных единоверцев. В советской религиозной среде отношение к эмигрантам варьировалась от поддержки (подписания писем в защиту, сбора пожертвований) до применения дисциплинарных практик (исключения из общины, покаяния). Органы власти применяли различные стратегии для борьбы с эмигрантами (провокации, поощрение отдельных лиц, давление на членов семей). Отношение к эмиграции было проверкой на лояльность внутри зарегистрированных или желавших получить легитимность общин. Сделан вывод о неуспешности эмигрантского пятидесятнического движения, ставшего массовым только в конце 1980-х гг. после изменения общественно-политической ситуации. В условиях холодной войны советское правительство, разрешая выезд только отдельным семьям, использовало потенциальных эмигрантов в качестве подтверждения соблюдения гражданских прав и международных соглашений.

Высший суд Европейского Союза в Люксембурге подтвердил права беженцев, подвергающихся на родине преследованиям по религиозным мотивам. Теперь им будет легче получить убежище в странах Евросоюза, в том числе и в Германии.

Европейский суд в Люксембурге вынес 5 сентября решение: страны Евросоюза обязаны предоставлять убежище иностранцам, которые подвергаются дома преследованиям за публичные проявления своей религиозной принадлежности, если эти преследования будут признаны достаточно серьезными.

Кто в Евросоюзе может претендовать на статус беженца

Действующая директива Евросоюза о предоставлении статуса беженца предусматривает, что в ЕС должны в принципе давать этот статус гражданам третьих стран, если они у себя на родине подвергаются преследованиям по расовым, религиозным, национальным и политическим мотивам или из-за принадлежности к определенной социальной группе. Как преследования расцениваются действия, которые представляют собой грубые нарушения основных прав человека.

Все это - в теории. А на практике исход запросов о предоставлении убежища зачастую зависел от того, какие нарушения суды трактовали как «достаточно тяжкие». Например, когда речь шла о преследованиях по религиозным мотивам, суды, особенно в Германии, приводили такой аргумент: если лица, исповедующие запрещенную в какой-либо стране религию, не могут проявлять свою религиозную принадлежность открыто, то они ведь могут делать это в частном порядке, не привлекая внимания общественности.

Немецкие суды вынуждены разбираться в течениях ислама

Запрос, по которому было принято решение Европейского суда, поступил в Люксембург из Германии. Речь шла о предоставлении убежища двум беженцам из Пакистана, принадлежащим к ахмадийской мусульманской общине. Ахмадия - это обновленческое течение в исламе. Однако в Пакистане, где большинство населения составляют мусульмане-сунниты, ахмадитам запрещено называть себя мусульманами и отправлять свой религиозный культ. Нарушения караются лишением свободы на срок до трех лет.

Ахмад - второе имя пророка Мухаммеда. А основатель Ахмадии - Мирза Гулам Ахмад - провозглашал себя, среди прочего, перевоплощением пророка. Между тем кощунственные высказывания о пророке Мухаммеде в Пакистане могут повлечь за собой пожизненное заключение или даже смертную казнь.

Суды разных инстанций выносили в ФРГ прямо противоположные решения по делу двух пакистанских беженцев, пока Верховный административный суд Германии не обратился к Высшему суду Европейского Союза.

Угроза смертной казни - достаточно тяжкий вид преследования

Теперь Европейский суд внес некоторую ясность в практику применения закона. Во-первых, он указал, что свобода вероисповедания предполагает и право на публичное проявление своей религиозной принадлежности и открытое отправление религиозных обрядов.

Во-вторых, решающим фактором при решении вопроса о предоставлении статуса беженца является только жесткость преследований и тяжесть наказаний, которые грозят верующему. Представитель ахмадийской общины в Германии Мухаммед Дауд Майока указывает, что хотя до сих в Пакистане ни один смертный приговор в отношении ахмадитов не был приведен в исполнение, немало его единоверцев, приговоренных к высшей мере, сидят в камерах смертников, ожидая решения своей судьбы.

Новые критерии

Европейский суд сформулировал целый ряд критериев, с помощью которых впредь предстоит определять, можно ли расценивать преследования как «достаточно тяжкие». Правоведы, проанализировав все юридические тонкости, приходят к выводу: это решение серьезно защитило права лиц, добивающихся в странах ЕС убежища по религиозным мотивам.

Юрист неправительственной организации Pro Asyl Марай Пельцер (Marei Pelzer) в интервью католической радиостанции Dom Radio указывает, что раньше суды в Германии очень узко интерпретировали положения Женевской конвенции о статусе беженцев. Теперь предстоит пересмотреть многие старые решения. Кроме того, вновь прибывающие беженцы могут и в Германии публично проявлять свою религиозную принадлежность. Например, бывшие мусульмане из Ирака, принявшие христианство, смогут открыто исповедовать свою религию.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Похожие публикации