Нарушение режима секретности наказание. Организация и обеспечение режима секретности

Сохранности своих секретов оно уделяет особое внимание, жестко наказывая тех, кто осмелится их раскрыть. Перечень сведений, не предназначенных для чужих ушей, составляет весьма внушительный список, а п роцедура доступа к государственной тайне отличается сложностью и многоступенчатостью. П роверяют все и всех: ближайших родственников, наличие судимостей, визиты за границу и т.д.

Понятие " государственной тайны"

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Такое определение содержится в Законе РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" (далее - Закон).

Сведения, подлежащие защите

Какие сведения стоит засекречивать, решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень этих органов содержится в Указе Президента РФ от 11.02.2006 N 90 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне" . Традиционно, это МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, Минюст, Минобороны, Аппарат Президента РФ, а также Минэкономразвития, Росатом, Роскосмос, Минпромэнерго, Минобрнауки, Минздравсоцразвития, ГУСП, ФСТЭК РФ. В этом же документе содержится перечень сведений, которые отнесены к государственной тайне. Они сгруппированы по следующим категориям:

  • военная;
  • экономика, наука и техника;
  • внешняя политика и экономика;
  • разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность.
В свою очередь секретная информация дифференцируется по степеням секретности. Степень секретности должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности России вследствие распространения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:

  • первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Если у вас есть допуск к сведениям высокой степени секретности, то он же является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности. Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы). Тщательность проверки уполномоченными органами зависит от формы допуска.

Так, оформление доступа по третьей форме производится без проведения органами безопасности проверочных мероприятий. Решение принимается на основании анкетных данных. Исключение составляют оформление допусков руководителям организаций и работникам подразделений, связанных с защитой государственной тайны. В отношении этих лиц проверочные мероприятия проводятся в обязательном порядке.

Первоначальное "знакомство" с кандидатом на допуск начинается с анкеты, в которой, кроме всего прочего, необходимо указать следующие сведения: пребывание за границей, наличие судимостей, отношение к воинской обязанности, наличие близких родственников, в том числе за границей.

В допуске может быть отказано по следующим причинам:

  • признание гражданина судом недееспособным (ограничено дееспособным), рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у гражданина неснятой судимости за эти преступления;
  • наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну;
  • постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными гражданами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;
  • выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий гражданина, создающих угрозу безопасности РФ;
  • уклонение гражданина от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.
Есть отдельные категории граждан, которым нет необходимости оформлять допуск к государственной тайне. В соответствии со ст. 21.1 Закона таковыми являются:
  • члены Совета Федерации РФ,
  • депутаты Государственной Думы РФ,
  • судьи на период исполнения ими своих полномочий,
  • адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.
Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, а также о привлечении их к ответственности в случае разглашения (берется соответствующая расписка).

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц перед федеральным законодательством.

Ответственность за нарушение режима государственной тайны

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.

Так что государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по четырем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.


Государственную тайну можно трактовать как особые сведения, содержащие информацию, обладать которой может лишь определенный и достаточно узкий круг лиц. При этом перечень сведений, составляющих гостайну, защищается деятельностью правоохранительных органов.

Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ

Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ. Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:

  1. придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот - намеренному проявлению бездействия;
  2. наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
  3. наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий. Именно эта связь и является главным доказательством совершения преступления и является основанием для назначения определенного наказания, которое предусматривают положения уголовного законодательства.

Бесплатная юридическая консультация

Заявка успешно отправлена!

В ближайшее время с вами свяжется наш юрист и проконсультирует вас.

При этом сам способ совершения данного запрещенного деяния будет различаться. Чаще всего, разглашение секретной информации и государственной тайны осуществляется в устной форме, но бывают случаи и письменного предоставления информации, и даже ее публикация в определенных документах, к которым общественность имеет свободный доступ. В любом случае это действие по приданию тайны огласке будет считаться правонарушением. Окончанием преступления будет являться тот момент, в который наступили негативные последствия - то есть когда охраняемая тайна стала доступна гражданам.

Ответственность за нарушение секретной государственной тайны

За неправомерное оглашение государственной тайны, в отношении виновного лица устанавливается уголовная ответственность. При этом в расчет принимаются различные дополнительные факторы, например, наличие, либо отсутствие отягчающих обстоятельств, определенные аспекты преступления, мотивы виновного и т.д. Устанавливается также и уровень серьезности наступивших последствий, включая материальный ущерб, причиненный государству.

Во время расследования могут быть выявлены и так называемые тяжкие последствия совершенного нарушения. К ним относятся:

  1. Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
  2. Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
  3. Прерывание действующих разработок и государственных учений.
  4. Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.

Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.

Разглашение секретной государственной тайны может повлечь за собой следующие виды наказания:

  1. предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;
  2. тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года. При этом комментарий действующих уголовных норм гласит, что в редких случаях период лишения свободы продливается до 7 лет.

В качестве дополнительных мер ответственности нередко применяется и отстранение от должности на конкретный срок, либо установление запрета на осуществление определенной деятельности виновным лицом.

Все вышеперечисленные меры и их курсовая направленность должны способствовать дальнейшему недопущению разглашения секретной государственной информации и тайны уполномоченными лицами.

Особенности назначения наказания за разглашение

Назначение соответствующего наказание за разглашение тайны и государственной информации осуществляется исключительно в судебном порядке. При этом инициатором возбуждения дела может быть любое заинтересованное лицо. Чаще всего им является представитель определенной государственной структуры или правительственного органа. Истцом также может являться и работодатель виновного человека.

Существующая судебная практика показывает, что методика расследования направлена на выяснение всех необходимых подробностей случившегося, а именно:

  1. наличие предварительного сговора и подготовки данного преступления;
  2. подтверждение факта намеренного осуществления противоправных действий;
  3. вмешательство в преступление иных лиц, которые оказывали требуемое содействие;
  4. установление мотивов, которыми руководствовалось виновное лицо;
  5. выяснение иных важных обстоятельств преступления.

Осужденные на максимальный срок лица, как правило, теряют возможность дальнейшего трудоустройства в государственных органах, вне зависимости от направления деятельности, а также иных аспектов работы.

При назначении определенной ответственности в отношении лица, совершившего разглашение, большое значение будет уделено тому факту, было ли наличие этой тайны закреплено соответствующим образом. Чаще всего это делается во время трудоустройства работника - тогда ему вручается соглашение о неразглашении конфиденциальных сведений. Положения данного документа должны быть подробно разъяснены будущему работнику. Только после полного их изучения он ставит подпись, подтверждающую отсутствие у него возражений на этот счет.

Именно факт предварительного подписания такого соглашения доказывает, что лицо знало о наличии секретных сведений, а также о мерах ответственности, которая может быть установлена в том случае, если положения вышеуказанного документа будут нарушены.

Если же у истца не имеется доказательств предварительного согласования, установление какого-либо наказания будет считаться неправомерным.

Защита государственной тайны (ГТ) является важной составной частью обеспечения безопасности личности, общества и государства, причем речь идет фактически об охране всех сфер безопасности, включая, в частности, политическую, военную, экономическую и информационную. В связи с этим защита ГТ требует использования широкого спектра государственных мер, включая меры уголовно-правового характера.

Уголовно-правовая защита информации, составляющей ГТ, согласно УК РФ, осуществляется с помощью введения уголовно-правового запрета на совершение ряда деяний (действий или бездействия), предметом посягательства которых выступает государственная тайна, такие деяния объявляются преступными, уголовно наказуемыми, и за них устанавливаются различные меры наказания. К числу мер уголовно-правовой защиты информации относятся также некоторые поощрительные нормы, направленные на минимизацию последствий такого рода посягательств.

Уголовная ответственность за посягательство на ГТ предусматривается независимо от того, в какой области (военной, экономической, научно- технической, внешнеполитической, внешнеэкономической, разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной деятельности) и к какой степени секретности (особой важности, совершенно секретным или секретным) относятся сведения, составляющие ГТ. Область государственной деятельности и степень секретности учитываются при назначении наказания за соответствующее посягательство. При назначении наказания учитываются также и последствия, к которым привело конкретное посягательство на ГТ.

УК РФ устанавливает уголовную ответственность за следующие виды посягательств на государственную тайну: 1)

шпионаж (ст. ст. 275 и 276 УК РФ); 2)

выдача государственной тайны иностранному государству, иностранной организации или их представителям (ст. 275 УК РФ); 3)

иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям (ст. 275 УК РФ); 4)

разглашение государственной тайны (сг. 283 УК РФ); 5)

утрата документов, содержащих государственную тайну, или предметов, сведения о которых составляют государственную тайну (ст. 284

уничтожение, блокирование, модификация или копирование охраняемой законом компьютерной информации (в том числе содержащей го- сударственную тайну) в результате неправомерного доступа к ней (ст. 272 УК РФ) или нарушения правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (ст. 274 УК РФ);

7) подтверждение охраняемой законом компьютерной информации (в том числе содержащей государственную тайну) заведомой опасности несанкционированного уничтожения, блокирования или копирования в результате создания или распространения вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 УК РФ).

Еще по теме 11.2. Уголовная ответственность за правонарушения в области защиты государственной тайны:

  1. § 3. Уголовная ответственность за земельные правонарушения
  2. Глава 11. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
  3. 11.2. Уголовная ответственность за правонарушения в области защиты государственной тайны

1. Под разглашением понимается такое противоправное предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, при котором они стали достоянием посторонних лиц. Посторонним признается любое лицо, которое по характеру выполняемой работы или служебных обязанностей не имеет доступа к данным сведениям.

2. Предметом преступления является государственная тайна.

3. Объективно данное преступление выражается в различных действиях, в результате которых сведения, составляющие государственную тайну, становятся известны посторонним лицам, а именно: доверительный разговор, публичное выступление, переписка, показ документов, демонстрация чертежей, схем, изделий, ознакомление посторонних лиц со сведениями, изложенными в неучтенных тетрадях и блокнотах с выписками из документов, содержащих государственную тайну, и т.п.

Разглашение может быть совершено как действием, так и бездействием (например, умышленное оставление виновным документов, изделий, таблиц, схем и т.д. в условиях, когда с ними могут ознакомиться посторонние лица).

Данное преступление окончено с момента восприятия разглашаемых сведений посторонними лицами. При этом не требуется детального восприятия всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-либо причинам, не зависящим от воли виновного, умышленно разглашаемые сведения не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление.

4. Субъективная сторона разглашения сведений характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, связанных с разглашением государственной тайны, сознает, что оглашаемые сведения воспринимают посторонние лица, и желает этого (например, в доверительном разговоре с родственниками и близкими).

Действуя с косвенным умыслом, субъект сознает общественно опасный характер своих действий, предвидит, что сведения, составляющие государственную тайну, могут стать достоянием посторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений посторонними людьми (например, ведение разговоров по закрытой тематике в общественном транспорте, которое допускает возможность восприятия смысла беседы другими пассажирами).

Неосторожность в форме легкомыслия будет иметь место в случаях, когда субъект сознает, что нарушает правила, установленные для охраны государственной тайны, но считает, что принятых им мер достаточно.

Например, сотрудник учреждения, работающий с документами, содержащими государственную тайну, уходя из кабинета, не убирает документы в сейф, а оставляет их на столе, считая, что в запертый на ключ кабинет никто не войдет. Однако другой сотрудник этого учреждения, не допущенный к сведениям, составляющим государственную тайну, и имеющий дубликат ключей от кабинета, заходит в него и фотографирует лежащие на столе документы.

В данном случае имеет место разглашение государственной тайны по неосторожности.

Неосторожность в форме небрежности будет в тех случаях, когда лицо не предвидит возможности разглашения государственной тайны, хотя по обстоятельствам должно было и могло предвидеть такие последствия.

Так, два сотрудника секретного учреждения разговаривают по внутреннему телефону и обсуждают сведения, составляющие государственную тайну. К телефонной линии подключилось постороннее лицо, которому стали известны сведения, составляющие государственную тайну.

Мотивом совершения умышленного разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью - показать постороннему лицу осведомленность и «значимость» в решении практических вопросов.

5. Субъект данного преступления - специальный, т.е. лицо, достигшее 16-летнего возраста, которому указанные сведения были доверены или стали известны по службе или работе.

6. Тяжкими последствиями при разглашении государственной тайны в соответствии с ч. 2 данной статьи признаются: переход сведений в руки иностранных разведок, срыв вследствие разглашения важных государственных мероприятий, «замораживание» перспективных научных исследований, передислокация режимного объекта и т.п.

7. От государственной измены умышленное разглашение сведений, составляющих государственную тайну, отличается направленностью умысла, т.е. отсутствием намерения нанести ущерб внешней безопасности России.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 декабря 1998 г. N 1562 " Об утверждении положения о Федеральной архивной службе России" Росархив наделен функциями контроля за соблюдением сроков хранения документов, относящихся к архивному фонду. В большинстве субъектов РФ действуют положения и законы, которые наделяют соответствующие органы управления архивным делом (как правило, ведомственные архивы) полномочиями в области применения к организациям мер административной ответственности. Органы Росархива проверяют выполнение организациями требований законодательства в области архивного дела, обеспечение сохранности, комплектования и использования организациями документов в делопроизводстве.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1 должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и республик в составе РФ ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде РФ и архивах.

Административная ответственность в субъектах РФ предусматривается различными нормативными актами. Так, в городе Москве действует распоряжение мэра Москвы от 19 октября 1993 г. N 595-РМ " Об утверждении размеров штрафных санкций, налагаемых объединением " Мосгорархив" за нарушение действующего законодательства по архивному делу". Несоблюдение сроков хранения архивных документов влечет за собой взыскание штрафных санкций, налагаемых объединением " Мосгорархив" на учреждения, предприятия, организации независимо от форм собственности, за нарушение действующего законодательства по архивному делу, установленных правил обеспечения сохранности, упорядочения и использования архивных документов в размере до 70 МРОТ. На практике при совершении организацией двух или более правонарушений штрафные санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности. Уплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушение. Наличие специализированных актов, регулирующих вопросы административной ответственности за нарушение архивного законодательства, можно отметить, например, в Омской области и Хабаровском крае. На территории этих субъектов РФ действуют законы об административной ответственности за нарушение архивного законодательства, которые предусматривают в среднем штрафные санкции в размере до 30 МРОТ (Омская область) и до 100 МРОТ (Хабаровский край).

В большинстве регионов административная ответственность предусмотрена положениями или законами об архивных фондах. Так, закон Тюменской области предусматривает наложение штрафных санкций в размере до 50 МРОТ. Положение об архивном фонде Курской области предусматривает наложение штрафных санкций на граждан - до 10 МРОТ; на должностных лиц - до 20 МРОТ.

В некоторых регионах, например в Краснодарском крае, соответствующими законами об архивных фондах не предусмотрено наложение на организации штрафных санкций за несоблюдение архивного законодательства. Если на территории такого субъекта не действует иной нормативный акт, устанавливающий административную ответственность, архивные фонды не вправе налагать штрафы на организации.

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде РФ и архивах от 7 июля 1993 г. N 5341-1 государственный контроль за соблюдением законодательства об Архивном фонде РФ и архивах осуществляется помимо органов управления архивным делом органами прокуратуры. По запросу архива о нарушении организацией архивного законодательства прокурор или его заместитель выносит представление об устранении нарушений закона (ст. 24, 26 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 " О прокуратуре Российской Федерации"). В течение месяца со дня внесения представления прокурора организация должна принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

За умышленное невыполнение требований прокурора Кодекс РСФСР об административных правонарушениях предусматривает наложение штрафа в размере до 50 МРОТ.

В случае невыполнения организацией представления прокурора он вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении. Однако уголовная или административная ответственность руководителя или главного бухгалтера за пропажу (несохранность) документов наступает лишь в строго определенных законом случаях.

Следует иметь в виду, что документы организаций, образовавшихся при приватизации, являются государственной собственностью. А следовательно, за их утрату, как и за похищение, уничтожение, повреждение или сокрытие официальных документов, предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со статьей 325 Уголовного кодекса РФ.

Таким образом, законодательство устанавливает срок и условия хранения документов, составляющих архивный фонд, а также порядок их уничтожения. Контроль за сохранностью документов, относящихся к архивному фонду, осуществляют органы управления архивным делом. В соответствии с нормативными актами субъектов Российской Федерации в большинстве регионов в случае нарушения архивного законодательства уполномоченные органы вправе налагать административное взыскание на организации в виде штрафа. Органы управления архивным делом вправе также обращаться с соответствующими запросами в органы прокуратуры.

Однако возбуждение уголовного дела или производства по административным правонарушениям по основанию пропажи (несохранности) документов возможно лишь в строго ограниченных случаях.

Похожие публикации