Деятельность уголовно исполнительных инспекций. Уголовно-исполнительная инспекция Уголовно-исполнительная система: структура

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью Министерства внутренних дел России является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества. Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций(сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России - это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, исправительные учреждения, которые осуществляли уголовное наказание, установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:


По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления федеральной службы исполнения наказаний. При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24-26, с. 3. Городской телефон: 748-94-81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции - ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой - увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ - осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных


Уголовно-исполнительная инспекция - это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся воспитательные работы, запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет - ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ - это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел исполнений наказаний: улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица Верхние Поля, дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17-18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.

7 мая исполнится 98 лет образованию уголовно-исполнительных инспекций. Одним из приоритетных направлений современной уголовной политики государства является расширение сферы применения наказаний без изоляции от общества. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций направлена, прежде всего, на предупреждение преступлений и иных правонарушений состоящими на учетах осужденными.

Первые учреждения, исполняющие уголовные наказания, не связанные с лишением свободы, были созданы в соответствии с Циркуляром Народного комиссариата юстиции РСФСР 7 мая 1919 года.

На территории Тульской области функционирует Федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция» Управления Федеральной службы исполнения наказаний, в состав которой на правах филиалов входят 29 уголовно-исполнительных инспекций и отделение исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера с общим числом сотрудников – 117.

Инспекции работают с осужденными, которым суд предоставил возможность доказать свое исправление без изоляции от общества. И от сотрудников инспекций зависит эффективность исполнения этих наказаний, отношение осужденных к ним.

Исполнение альтернативных лишению свободы наказаний невозможно без взаимодействия с правоохранительными органами, органами местного самоуправления, различными государственными и иными организациями правовой и социальной направленности, имеющими своей целью создание условий для отбывания наказаний, перевоспитание осужденных, оказание социальной помощи, ориентацию их на полноценную жизнь в обществе.

Так, в филиале уголовно-исполнительной инспекции по Ефремовскому району вопросы взаимодействия ежеквартально рассматриваются на совещаниях с участием представителей УМВД. Сотрудники УИИ включены в состав межведомственных комиссий по профилактике правонарушений и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрациях муниципальных образований.

Постановлениями Главы администрации муниципального образования город Ефремов определены предприятия и организации, количества выделенных рабочих мест и видов работ для отбывания наказания в виде исправительных и обязательных работ. Основными их видами, определенными большинством Постановлений, являются благоустройство и уборка территории.

Между УФСИН России по Тульской области и Управлением по труду и занятости населения также заключено соглашение о сотрудничестве. Сотрудниками инспекций принимаются меры по трудоустройству осужденных к исправительным работам, своевременному привлечению к отбыванию наказания в виде обязательных работ.
От эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций напрямую зависит решение задачи снижения числа лиц, осуждаемых к лишению свободы, и поэтому создание единой системы исполнения наказаний позволит обеспечить выработку и проведение в жизнь единой уголовной политики.

Практически в любом правовом государстве существуют исполнительные органы, призванные осуществлять наказания, предписанные в судебном порядке. В Российской Федерации эти функции выполняет уголовно-исполнительная инспекция. Специализированный орган также контролирует условно-освобожденных лиц и людей, отбывших срок в местах лишения свободы.

Правовая основа

Основной целью Министерства внутренних дел России является предупреждение совершения преступлений. Для этого в государстве создаются специализированные органы (уголовно-исполнительные инспекции). Они исполняют наказания в отношении осужденных лиц, исключая их изоляцию от общества.

Законодательство в уголовно-исполнительной сфере призвано выполнять определенные задачи:

  • регулирование правопорядка, условий исполнения наказаний;
  • определение способов исправления осужденных людей;
  • охрана прав, интересов и свобод лиц, отбывающих заслуженное наказание;
  • оказание помощи осужденным в вопросе их социальной адаптации.

Вышеперечисленные задачи и цели прописаны в Уголовно-исполнительном кодексе (сокращенно УИК) РФ. Это главный документ в сферах уголовного, исполнительного законодательства.

Органы, исполняющие наказание

В 30-х годах прошлого столетия учреждения, которые исполняли наказания, установленные осужденным лицам без изоляции их от общества, были включены в систему МВД СССР. Деятельность уголовно-исполнительных инспекций(сокращенно УИИ) до 1999 года также определялась и контролировалась органами МВД. Такие учреждения были самостоятельными структурными подразделениями; в них работали сотрудники милиции. В начале 1999 года по Указу президента РФ уголовно-исполнительная система была передана в ведение Минюстиции России. Такая реформа была обоснована стремлением РФ стать равноправным членом международного сообщества. Сегодня уголовно-исполнительная инспекция России - это учреждение полифункционального типа, сочетающее в себе функции исполнения наказаний и использования уголовно-правовых мер. Ее деятельность направлена на предупреждение возможных правонарушений в будущем.

Уголовно-исполнительная система: структура

УИС РФ традиционно включала органы, которые осуществляли установленные осужденным лицам. Но наряду с ними функционировали и другие службы, которые отвечали за исполнение уголовно-правовых мер, не связанных с лишением свободы. Действующие законодательные акты определяют структурные части уголовно-исполнительной системы РФ. Она включает:


По решению российского правительства, уголовно-исполнительная система может иметь дополнительные составляющие: следственные изоляторы, лечебные, проектные, образовательные и иные учреждения. В законодательных актах РФ прописаны службы, призванные осуществлять уголовные наказания. Сюда входит уголовно-исполнительная инспекция, производящая наказания без изоляции осужденных лиц от общества.

УИИ Москвы

В российской столице и ее областях имеются Управления При них действуют отделы УИИ. Адрес уголовно-исполнительной инспекции Управления федеральной службы исполнения наказаний по Москве: 127473, улица Селезневская, дом 24-26, с. 3. Городской телефон: 748-94-81 (код 499).

Задачи УИИ

  • Исполнение установленных наказаний в виде организации обязательных работ, лишение возможности занимать отдельные должности, осуществлять конкретную деятельность.
  • Контроль условно осужденных, которым в судебном порядке отсрочено отбывание установленного наказания.
  • Меры по предупреждению правонарушений лицами, которые поставлены в УИИ на учет.

Работа в уголовно-исполнительной инспекции имеет некоторые особенности. Данная служба призвана осуществлять наказания без изоляции лиц от общества, контролировать ранее судимых людей и препятствовать совершению правонарушения в будущем. При этом сотрудники УИИ должны действовать строго в соответствии с актами, приказами, инструкциями Министерства юстиции, Федеральной службы исполнения наказаний РФ (сокращение ФСИН).

Принцип работы

Управление уголовно-исполнительной инспекции - ФСИН по конкретной области. Ею осуществляется контроль деятельности органов, исполняющих установленное наказание. Сотрудники инспекции УИИ ежедневно сталкиваются с нарастающей проблемой - увеличивается количество пьющих. Все больше преступлений люди совершают, находясь в сильнейшем алкогольном опьянении. А в трезвом виде даже не понимают, как могли решиться на такой поступок. Поэтому главная задача сотрудников УИИ - осуществлять систематический контроль таких лиц, в частности, оценивать их психическое состояние. Специалисты инспекции признаются, что с такими людьми нужно уметь находить общий язык, а не демонстрировать свою власть над ними. Кроме того, работники УИИ осуществляют надзор за осужденными лицами, которые освобождены от принудительного отбывания наказания. Главная задача государственных органов в данном случае заключается в оказании помощи людям, ранее совершившим преступление, в вопросе их социальной адаптации.

Контроль осужденных

Уголовно-исполнительная инспекция - это служебный орган, на который возложены обязанности контроля осужденных лиц, освобожденных от наказания. С этой целью с ними проводятся запланированные исполнительными комитетами. Они организовываются по месту работы, учебы либо жительства освобожденного лица под контролем наблюдательной комиссии. Воспитательные процессы осуществляются общественными организациями (часто трудовыми коллективами). Осужденные, освобожденные от наказания за тяжкие преступления, контролируются представителями уголовно-исполнительной инспекции, которая наблюдает за ними в профилактических целях. УИИ также контролируют условно-освобожденных досрочно лиц на протяжении не отбытого ими срока наказания. Эта процедура осуществляется по месту проживания осужденных.

Превентивный надзор

Российский УИК обязывает уполномоченные органы проводить превентивный надзор за освобожденными лицами, которые отбыли срок наказания в местах лишения свободы. Такую процедуру производит уголовно-исполнительная инспекция для предупреждения преступлений в будущем со стороны данных лиц и для оказания им необходимой профилактической поддержки. При этом превентивный надзор проводится без унижения достоинства ранее осужденных лиц. Законодательство устанавливает определенный порядок выполнения данной процедуры:

  • Постановление суда об осуществлении превентивного надзора направляется в отдел УИИ по месту проживания лиц, отбывших срок в местах лишения свободы.
  • Сотрудники инспекции предупреждают освобождаемого об ответственности за несоблюдение требований установленного в отношении его превентивного надзора и о последствиях уклонения от данной процедуры.
  • Если поднадзорный не пребывает в назначенный срок в избранное место жительство, УИИ объявляет его в розыск.

Работники уголовно-исполнительной инспекции в обязательном порядке осуществляют систематический контроль лиц, в отношении которых действует превентивный надзор.

Средства надзора и контроля

Каждый день уголовно-исполнительной инспекции начинается с контроля осужденных (освобожденных) лиц. В своей работе сотрудники УИИ используют электронные способы надзора и контроля. К ним относятся технические средства, применяемые государственными органами при осуществлении контроля при домашнем аресте; в случаях осуществления наказания в виде лишения свободы. Мониторинг в электронной форме подконтрольных лиц подразумевает использование следующего оборудования:

  • стационарные контрольные устройства (СКУ);
  • мобильные контрольные приборы (МКУ);
  • электронный браслет - ЭБ.

СКУ используются для непрерывного круглосуточного контроля присутствия на установленной территории определенных лиц. Прибор также подает сигналы, если подконтрольный предпринимает попытки избавиться от электронного браслета. МКУ - это электронное устройство, которое необходимо носить вместе с ЭБ. Оно позволяет отслеживать местонахождение осужденного по спутниковой системе GPS или ГЛОНАС.

День уголовно-исполнительной инспекции

Эффективное использование наказаний, которые являются альтернативой лишению свободы, по отношению к лицам, совершившим преступления средней степени тяжести, помогают защитить социум от преступника и снижают уровень общественной криминализации. Для эффективного контроля сотрудники УИИ применяют аудиовизуальные, электронные, технические средства наблюдения за осужденными. В практику внедряются программы по психологической личностной коррекции. Работа в УИИ ответственная, требует внимания, сопряжена с риском. Ежегодно 7 мая в Российской Федерации отмечается День уголовно-исполнительной инспекции. Это праздник сотрудников УИИ. Уголовно-исполнительная система постоянно развивается и совершенствуется. В своей работе она взаимодействует со службами МВД РФ, отделами судебных приставов и другими силовыми структурами. Деятельность УИИ также поддерживается руководителями районов, администрацией муниципальных образований. Это обеспечивает отлаженную работу уголовно-исполнительных инспекций, способствует их приближенности к потребностям общественного развития и международным стандартам.

Адреса Управлений исполнения наказаний (Москва)

  1. ФСИН России: улица Житная, дом 14.
  2. Уголовно-исполнительная инспекция (Ф-л 3): шоссе Ярославское, дом 49.
  3. Управление ФСИН по Москве (Отдел спецназначения «Сатурн»): улица Нарвская, дом 15 а.
  4. Федеральное казенное учреждение Уголовно-исполнительная инспекция (Москва) при ФСИН России: улица Селезневская, дом 26.
  5. Отдел улица Мантулинская, дом 24.
  6. Приемная ФСИН по России: улица Садовая-Сухаревская, 11.
  7. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 22): улица Свободы, дом 11, корпус 1.
  8. Управление ФСИН по Москве: улица Нарвская, дом 15 а.
  9. Уголовно-исполнительная инспекция (Филиал 15): шоссе Ярославское, дом 77/2.
  10. Управление ФСИН по Московской области: улица дом 65.
  11. УИИ (Филиал 1): проспект Ясный, дом 24а.
  12. Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция 17-18: проспект Новоясеневский, дом 25.
  13. ФСИН (Филиал 8): улица Институтская, дом 3-я, корпус 2.
  14. ФКУ уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России по Москве (Филиалы 19, 20, 21): улица Пырьева, дом 4, корпус 3.
  15. Управление по конвоированию при Управлении ФСИН Москвы: улица Чагинская, дом 12.
7 мая в России отмечается День работников уголовно-исполнительных инспекций.

Сотрудники этого подразделения ФСИН осуществляют контроль за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы. В ведении инспекций такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, а также контроль за условно осужденными и за женщинами, которым отсрочено исполнение наказания.

История современных уголовно-исполнительных инспекций тесно связана с историей становления и развития системы исполнения наказаний в целом. Она началась в 1917 году, когда после Октябрьской революции советская власть приступила к выработке новой, пролетарской уголовной политики. Как самостоятельный вид уголовной ответственности наказания без лишения свободы введены инструкцией Народного комиссариата юстиции от 19 декабря 1917 года и назывались «обязательными общественными работами» или «принудительными работами». В первые годы существования Советского государства под этим названием имелись в виду не столько работы по месту службы, сколько обязательные работы неквалифицированного физического труда. Принудительные работы без лишения свободы преследовали цель воспитания и исправления осужденного в процессе труда.

В 1919 году при Административном отделе Московского совета были созданы первые учреждения, исполняющие принудительные работы, они назывались «Бюро принудительных работ». На них были возложены контрольно-надзорные функции в отношении осужденных к исправительным работам, ссылке, высылке, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, условно осужденных, условно освобожденных с обязательным привлечением к труду, а также осужденных с отсрочкой исполнения приговора.

С 1933 года принудительные работы стали называться «исправительно-трудовыми работами», а с 1958 года появился термин «исправительные работы».

В 1999 году уголовно-исполнительные инспекции были переданы из МВД России в УИС Минюста России. За прошедший с этого момента период осуществлена значительная работа по их реформированию. Решены вопросы организационно-правового статуса и финансирования инспекций. Сейчас в условиях развития УИС для уголовно-исполнительных инспекций открываются новые горизонты деятельности.

В этом году 7 мая исполняется 99 лет с создания учреждений, исполняющих наказания без изоляции осужденного от общества.

В этот день свой профессиональный праздник отмечают работники уголовно-исполнительных инспекций (УИИ) - люди, которые по долгу службы обязаны контролировать граждан, которым судом назначены меры, не связанные с лишением свободы. Подчас осужденные не оценивают того шанса, что предоставила им судьба: о том, чтобы отбывать наказание на свободе, а не за решеткой, многие заключенные могут только мечтать. Нарушение же правил отбывания условного наказания заканчивается для осужденных плачевно: от работников ведомства поступают десятки представлений о том, чтобы отменить условное осуждение с исполнением наказания назначенного приговором суда. К слову сказать, представления эти в большинстве своем судами удовлетворяются.

В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН), в дореволюционное время доктрина наказания имела направленность карательного типа и была основана на классической школе уголовного права, закрепленной в Уставе 1864 года о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Только после Октябрьской революции 1917-го наказанию стал придаваться воспитательный характер. "В первые годы советской власти стали применяться новые виды наказания: общественное порицание, доведение до сведения организации, в которой работает наказуемый, о совершенном им правонарушении, выговор, строгий выговор, принудительное политическое воспитание, возмещение причиненного ущерба, принуждение к действию, денежные вычеты в утроенном размере, лишение навсегда или на срок земельного надела или его части, денежный штраф. С декабря 1917 года особое распространение получили исправительно-трудовые (принудительные) работы. А 7 мая 1919 году в Москве было создано Бюро принудительных работ при Московском совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Этот день и считается датой создания уголовно-исполнительных инспекций". В 1977 году в состав 5-го Главного управления МВД СССР были введены отдел по инспекции исправительных работ, а с 1983 года инспекции стали выполнять дополнительные функции по контролю за поведением условно-осужденных с испытательным сроком.

В декабре 2006 года директором Федеральной службы исполнения наказаний Юрием Калининым был подписан приказ N822 «Об объявлении Дня работников уголовно-исполнительных инспекций - 7 мая». «Его подписание произошло в связи с расширением применения альтернативных лишению свободы мер наказания. А также с целью повышения значимости и престижа службы в уголовно-исполнительных инспекциях».

Сегодня в обязанности сотрудников уголовно-исполнительных инспекций входит ис-полнение 6 видов наказаний и мер уголовно-правового ха-рактера, не связанных с лише-нием свободы, — это лишение права занимать определенные должности или заниматься оп-ределенной деятельностью, обязательные работы и испра-вительные работы. К иным ме-рам уголовно-правового харак-тера относятся условное осуж-дение, ограничение свободы и отсрочка отбывания наказания женщинам, которые беременны или имеют мало-летних детей.

Процессы реформирования, происходящие в России, согласно прогнозу Минюста, и в дальнейшем приведет к уменьшению количества осужденных в тюрьмах - примерно на 150 тысяч человек. По словам экспертов, это свидетельствует о том, что уголовное законодательство развиваются по пути расширения наказаний без изоляции от общества. Так, 75% статей Уголовного кодекса РФ предусматривают возможность применения альтернативных лишению свободы наказаний. По оценке специалистов, в целом по стране их доля на сегодняшний день достигла 60% от общего числа наказаний, назначаемых судами.
Несмотря на все это, деятельность уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время осуществляется в принципиально новых условиях. Это вызвано передачей несколько лет назад уголовно-исполнительной системы из Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции. Это и другие обстоятельства совершенствуют деятельность УИИ и их адаптацию к современным условиям. Сейчас система уголовно-исполнительных инспекций, несмотря на ее внешнюю изолированность от общества, активно сотрудничает с правоохранительными органами.

На сегодняшний день в России существуют более 2 тысяч уголовно-исполнительных инспекций, занимающихся исполнением наказания, не связанных с лишением свободы. В них работает около 10000 человек. Ежегодно по учетам проходят более миллиона человек, отбывающих наказание, не связанное с лишением свободы.

Похожие публикации