Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети». Конспект занятия по правам ребёнка "Путешествие по правовым островам"

Роза Дмитриева
Конспект занятия «Права ребенка»

Конспект занятия "Права ребенка "

Роза Дмитриева

Цели :

Обучающие : обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях . Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Развивающие : развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Воспитывающие : воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

Материал : шляпа, конверты, схемы прав , макет дерева, картинки членов семьи, разрезные картинки по сказкам, телефоны, магнитофон, запись песен, фото детей на отдыхе, солнышко, медальки.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы, русских народных сказок

Беседы по теме «Права ребёнка » рассматривание иллюстраций к литературным произведениям

Разучивание пословиц

Сюжетно-ролевые игры «Семья» , «Вызов врача»

Игры «Я помогаю маме» , «Назови имя» и другие.

Ход мероприятия

Организационный момент.

(Дети заходят в группу, здороваются с гостями) .

– Ребята, к нам пришло много конвертов от людей, которых интересует тема «Права ребёнка » . Я предлагаю сегодня в нашей группе открыть юридическую консультацию . И мы с вами будем рассказывать о правах , зашифрованных в этих письмах, и станем настоящими консультантами . Согласны? Начнём.

Основная часть.

Конверт 1-й

– Откроем конверт. Посмотрим, какое право зашифровано в нём . Ребята, как вы думаете, что за право изображено на схеме ?

– Что означает, иметь право на имя ?

– Как следует обращаться друг к другу?

– Как следует обращаться к взрослому?

– А давайте познакомимся с нашими гостями, расскажем какие у нас разные имена.

Иг. «Шляпа знакомств» .

– Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться нашим гостям, назвав свою фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф. И. О.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя .

– А какой документ подтверждает это?

– Верно, свидетельство о рождении, вот этот документ.

– А сейчас, я предлагаю вам занять свои места . (Дети садятся за столы) .

конверт 2-й

– А следующий конверт откроет (имя….)

– Ребята, подумайте, какое право изображено на схеме ?

– Верно, право на семью . Посмотрите, что я для вас приготовила?

– Вспомните, как ещё мы называли такое дерево?

– Верно, генеалогическое. Повторим вместе.

– Посмотрите на наше дерево. Мальчик и девочка находятся на одном уровне, значит, кем они друг другу приходятся? (братом и сестрой)

– Давайте дадим им имена. Как назовем мальчика? А девочку?

– Скажите, кем приходится Миша своим маме и папе?

– А как можно назвать маму и папу одним словом?

– Кем приходится Маша своим родителям?

– У мамы и папы есть мама, кем она является для Маши и Миша?

– У мамы и папы есть папа, кем он является для Маши и Миши?

– Кто Миша бабушке?

– Кто Маша дедушке?

– Как назвать группу людей, живущих вместе?

– Верно, а если вы будете, друг друга любить, беречь и уважать ваше родословное древо всегда будет крепким и здоровым. Как пальчики на ладошках.

Пальчиковая гимнастика.

«Пальцы – дружная семья….»

Ребус «Семья или 7Я» .

– Ребята, а здесь ещё одно задание : нужно помочь разгадать ребус. Подумайте, какое слово зашифровано?

Правильно , это слово семья.

Конверт 3-й

А здесь у нас загадка, послушайте.

В нем живет моя родня,

Мне без нее не жить ни дня.

В него стремлюсь всегда и всюду,

К нему дорогу не забуду.

Я без него дышу с трудом,

Мой кров, родимый, тёплый (дом)

– О каком праве пойдёт речь ?

Иг. «Собери разрезные картинки» .

– Соберите разрезные картинки к сказкам по образцу.

– Назовите, какие сказки у вас получились. (Теремок, Заюшкина избушка, Три поросёнка, Рукавичка) .

– Какое право нарушено во всех этих сказках?

– Молодцы.

Конверт 4-й

– А мы продолжаем нашу консультацию . …. Открой следующий конверт. О каком праве рассказывает нам эта схема? (Право на образование ) .

– Рассмотрите каждый свою картинку и назовите её.

– Как назвать эти предметы, одним словом?

– Верно, школьные принадлежности.

– Как вы думаете, каждый человек имеет право на образование ?

– Кто обучает вас здесь в детском саду?

– А кто будет вас обучать в школе?

Физминутка.

Конверт 5-й

– О каком праве идёт речь в этом конверте? (Праве на мед . обслуживание)

– Послушайте Корнея Чуковского сказка «Айболит»

– Почему у бегемотиков заболели животики?

– Чем опасно играть на трамвайных путях?

– Но если вы вдруг заболели, кто вам поможет?

– А сейчас мы с вами проверим, умеете ли вы правильно вызывать скорую помощь. По какому номеру вызываем скорую помощь?

Сюжетно-ролевая игра «Вызов скорой помощи» .

– Для сценки нам нужно трое ребят. (Воспитатель вызывает желающих) .

– Кто из вас будет больным?

– Кто будет вызывать скорую помощь?

– А ты будешь диспетчером скоро помощи.

(Дети занимают свои места и вызывают скорую помощь : сообщаем, что случилось, называем чётко адрес)

– Молодцы. (и т. д.) .

Конверт 6-й

– Посмотрите, что у нас в следующем конверте? Да здесь диск с музыкой, давайте послушаем, что на ней!

(Дети прослушивают отрывки из детских песен, в которых говориться о праве на свободное перемещение)

– О каком праве говориться в песнях ?

– Каждый человек имеет право свободно перемещаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уезжать из страны и возвращаться обратно.

– Ребята, давайте рассмотрим ваши фотографии на отдыхе, и расскажем гостям, где вы отдыхали и каким транспортом совершали перемещение.

– Молодцы.

Конверт 7-й

– Ребята, у нас остался последний конверт. А здесь вопрос «У каждого человека есть определённые права , а что у него ещё есть?» (Обязанности) .

Правильно , ведь права и обязанности живут рядом.

Иг. «Собери ножки сороконожке»

– Возьмите по ножке, вспомните, какие у вас есть обязанности, например, по дому или в детском саду. Называем обязанность и прикрепляем ножку к сороконожке.

– Посмотрите, что случилась с сороконожкой? Оно улыбается вам, радуется тому, какие вы помощники, знаете не только свои права , но и обязанности.

– Ребята, вот и рассмотрели мы все письма, которые пришли к нам. Давайте ещё раз вспомним и назовем, о каких правах говорилось в этих письмах.

– Как называется документ, в котором все эти права описаны ? (конвенция о правах ребенка ) .

Сюрпризный момент.

(Раздаётся стук в дверь, пришел конверт)

– Ребята, ещё один конверт пришел адрес детского сады в группу «Радуга» Это же вам. Откроем. (Воспитатель открывает конверт, в котором удостоверения юного консультанта . Награждает каждого ребёнка).

МОУ Коляновская СОШ

Конспект урок на тему

«Права ребенка»

Борисова Елена Витальевна

учитель начальных классов

2012г.

Тема: «Права ребенка»

Цель : познакомить учащихся с основными правами ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка; побудить задуматься над проблемами детей и способами их решения

На доске тема занятий и эпиграф:

Хоть ты ростом мал ещё, но в любой эпохе

Надо делать хорошо и не надо плохо”.

Слайд№1 1.-Сегодня наша встреча посвящена теме "Права ребенка ".Мы узнаем, что означает понятие «право», в каких документах оно закреплено, узнаем о правах и обязанностях школьников.
- Что же такое «право?»
Слайд№2 И давным-давно тысячи лет назад, когда на земле появились люди.Слайд № 3 стали возникать и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих вопросов: в беседах, с помощью разных решений, путём международных переговоров Закрыть проектор
- О детях заботятся не только родители и семья, но и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций).Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибло более 50 миллионов человек, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война – самый худший способ решения споров и проблем.
-Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что Третья мировая война не только не решит все проблемы, но вместе с тем и уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.
-Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. В них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий, страдают дети. Да и в мирной жизни дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены. . В конце концов, людям удалось решить эти главные вопросы, и на свет появился документ Всеобщая Декларация прав человека. Её создала и приняла ООН 10 декабря 1948 года.
Слайд № 4
2. Сейчас мы ознакомимся с основными правами человека, записанными в Декларации Слайд №5- 6
Вывод. Слайд № 7 3.- А есть ли какие-нибудь права у детей? Правильно, есть. И они записаны в декларации прав ребёнка, которую создала и приняла ООН.
Слайд № 8
4 .Познакомимся с основными правами ребёнка:Слайды № 9–15
(Учитель читает права, дети читают стихи и комментируют условные знаки)
Посмотри на этот знак:Человек здесь поднял флаг.Слушать мнение ребёнкаРазрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,Плачет, надрывается.Бить, наказывать ребенкаСтрого запрещается.
С мамой дети должны жить,Ей цветы всегда дарить -Это разрешается.
Рисовать и петь, учиться,Если заболел - лечиться.Это разрешается.
Этот трудится ребенок,Мало у него силенок,Ноги подгибаются.В детстве тяжкая работаЗапрещается.
Этот слабый горбит спину,Пред сильным преклоняется.Быть рабом у господинаСтрого запрещается.
Вместе дружно в мире жить,С разными детьми дружить -Это разрешается.
4. - Сейчас, друзья, я предлагаю вам побывать в качестве Правознаек и установить, какие нарушения прав ребёнка допущены в сюжетах известных нам сказок, а попасть в сказку нам поможет “солнечный зайчик”.
Трениг: Представьте, что он заглянул вам в глаза. - Закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его.
Погладьте голову - ой, зайчик забрался за шиворот - погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит не нарушает ваши права и свои обязанности.

1. Слайд №16 В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).2. Слайд №17 В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)3. Слайд №18 В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)4. Слайд №19 В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)5. Слайд №20 Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга)

5.- Все права граждан России записаны в основном законе нашей страны, который называется Конституция. Её приняли 12 декабря 1993 года. Слайд № 21
Во 2 главе Конституции записаны основные права и обязанности граждан.И как сказал К.Маркс Слайд № 22
6. -Какие обязанности у вас школьников?Слайд № 23 Учащиеся читают права цепочкой.
Слайд№24
Закрыть проектор
7. -Сейчас мы сами попробуем сочинить правила поведения на уроках. Я начинаю, а вы заканчивайте.
На уроке будь старательным,Будь спокойным и... (внимательным).
Все пиши, не отставая,Слушай... (не перебивая).
Говорите четко, внятно,Чтобы было все... (понятно).
Если хочешь отвечать,Надо руку... (поднимать).
На математике считают,На перемене... (отдыхают).
Будь прилежен на уроке.Не болтай: ты не... (сорока).
Если друг стал отвечать,Не спеши... (перебивать).
А помочь захочешь другу -Подними спокойно... (руку).
Знай: закончился урок,Коль услышал ты... (звонок).
Когда звонок раздался снова,К уроку будь всегда... (готовым).
Чтоб не тревожились врачи.На переменах не... (кричи)
8. Проведем тест. Слайд № 25
– Как называется документ, в котором записаны права человека? (Декларация прав человека)– Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? (Декларация прав ребёнка)– В каком документе записаны права и обязанности граждан России? (Конституция)
9. Памятка школьникуДорогой друг, ты переступил порог школы, в которой тебе учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают родители, одноклассники, учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят взрослые.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Слайд№26 10. -Для чего мы должны изучать и знать свои права и обязанности
Вывод:
Права ребёнка надо знать,Не только знать,Но соблюдать,Тогда легко нам будет жить,Играть, дружить и не тужить.
11.Исполнение песни «Права детей»12. Просмотр мультфильма «Права в сказках»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района»

Методическая разработка урока

По обществознанию

«Права ребенка »

для учащихся 7 класса

учитель истории и обществознания

Струговской ООШ

1 квалификационной категории

Струговка, 2010

Цель урока:

Дать обучающимся представление о том, что такое права ребенка, познакомить их с основными документами о правах ребенка.

Задачи:

1. Изучение учащимися международных документов (на примере Конвенции о ПР), регламентирующих права ребенка.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: ребенок, права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка.

Оборудование: текст Конвенции о правах ребенка, карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, карточки с иллюстрациями, презентация.

Ход урока.

I. Вводная часть.

Учитель знакомит обучающихся с темой урока.

Наша тема состоит из двух терминов: права и ребенок. Давайте вспомним их значение (права – возможность что-либо делать, осуществлять, ребенок – человек, не достигший возраста 18 лет)

20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день были приняты международные документы по правам ребенка:

  1. Декларация прав ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 году, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей)
  1. Конвенция о правах ребенка (ООН в 1989 году, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государств по защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет)

Декларация (с лат. "провозглашение"), Конвенция (с лат. "соглашение").

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берет на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчет в ООН о положении детей в своей стране. 54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребенка. Присоединение же к декларации – лишь намерение государства следовать ее положениям.

Вывод: Декларация – образец, призыв, а Конвенция – договор, обязательный для выполнения.

II. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с Конвенцией о правах ребенка и узнать, какими правами обладают маленькие жители нашей планеты. Проведем мы наш урок в форме путешествия.

Собираясь в путешествие. Человек берет с собой необходимые вещи. Соберем чемоданы и мы. Но возьмем мы с собой не вещи, а права.

Работа над понятием права человека (по группам):

Вспомнить какие права человека вы знаете? (1-2-4) работа индивидуально, в парах, в группах.

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты. Обсуждение:

  1. Какие права встречались у всех членов вашей группы?
  2. Какими из перечисленных вами прав может пользоваться ребенок?

Ребенок тоже человек, почему возникла необходимость разработать международные документы по правам ребенка?

Причины:

1) у ребенка меньше возможности защитить самого себя;

2) ребенок отличается физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Игра «Полет на воздушном шаре».
Цель: сформировать понимание того, что нет более важных и менее важных прав, все права человека важны и должны соблюдаться в равной степени.

Условия игры:
Учитель делит класс на группы и зачитывает ребятам следующий текст: «Ваш воздушный шар падает. Чтобы спастись, вам необходимо оставить строго определенное количество мешков (5).

Всего в воздушном шаре 10 мешков с надписями:

Право на образование.
Право на жилище.

Свобода слова.

Право на равенство перед законом.
Право на жизнь.
Право на свободу передвижения.

Право на охрану здоровья.
Право на свободу передвижения
Право на социальное обеспечение

Право на доступ к информации

Легко ли вам было справиться с заданием? Что происходило между вами, когда вы решали какие права можно убрать, а какие нужно оставить?

Какие выводы вы можете сделать после проделанной работы?

Вывод: Все права важны, у других людей тоже есть права, которые нам необходимо соблюдать.

III. Работа с текстом Конвенции.

1) Ознакомление (работа в парах) Просмотрите текст Конвенции и обозначьте те права, которые вам уже знакомы, которые есть в Семейном кодексе РФ.

2) Заполнение таблицы. (у каждой группы своя категория прав)

Группа прав ребенка

Права ребенка

Статьи конвенции

права «заботьтесь обо мне»

(права, которые дают доступ к определенным благам и услугам).

Право на пользование услугам системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья;

Право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного и нравственного развития ребенка

Право на образование;

Право на отдых и досуг

ст. 24

ст. 27

ст. 28

ст. 29

права «не издевайтесь надо мной»

(права быть защищенными от определенных негативных действий).

Право на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления, грубого обращения или эксплуатации;

Право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или служить препятствием для получения образования

ст. 19

ст. 32

права «я имею собственное мнение» (права на самовыражение).

Право выражать свои взгляды по все вопросам, касающимся ребенка;

Право искать, получать и передавать информацию,

право на свободу ассоциаций и мирных собраний;

Ст. 12

Ст. 13

Ст. 14

По окончании самостоятельной работы в группах учащиеся презентуют свои результаты и обсуждают их с классом.

IV. Закрепление. Применение знаний и умений на практике. Работа с иллюстрациями:

Необходимо рассмотреть иллюстрации и ответить на вопрос: Какие права ребенка, зафиксированные в Конвенции о ПР, они иллюстрируют:

V. Домашнее задание (Учащиеся выбирают задание по выбору)

1. Из прессы (газет и журналов), источников Интернет подобрать статьи о нарушении и (или) защите прав детей.

2. Узнать, какие органы и организации в нашей стране занимаются защитой прав детей.

3. Рисунок (плакат) на тему «Защита прав ребенка».

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

(можно в устной или письменной форме)

Плюс

Минус

Интересно

записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу

записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей об их правах: все дети защищены Законом.
  2. Учить определять права детей по отрывку из песни, по содержанию дидактических игр, по отрывку из сказки.
  3. Развивать умение соотносить сюжетную картинку с соответствующим правом.
  4. Закрепить понятие «Конвенция о правах ребенка»
  5. Совершенствовать умение отстаивать свои права и уважать права других людей.
  6. Активизация словаря: конвенция, права.

Материал. Макет Конвенции о правах ребенка Сюжетные картинки Клей.

Фломастеры. Мяч. Цветные овалы. Проигрыватель.

Предварительная работа: Знакомство с документом «Конвенция о правах ребенка» , чтение сказок, беседы о правах детей, разучивание игры «Динь Дон»

Вступительная беседа:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правах детей. Ой! Подождите! А может у детей нет прав? Какие же права есть у детей? Откуда же люди знают об этих правах? Сколько прав записано в Конвенции о правах ребенка?

Мотивация:

Посмотрите, ребята, что у нас на доске? На рекламу не похоже, вроде бы и не картина…Предположения детей

Что это за книга?

Это Конвенция о правах ребенка

О чем эта книга?

В ней записаны права детей.

Это интересно, мы сейчас полистаем «Конвенцию о правах ребенка» , узнаем все ваши права…

Начинаем листать книгу и видим что она совершенно пуста

Что случилось? В нашей книге ничего нет…

Надо заполнить книгу.

Хорошо, ребята, но для начала садитесь на стульчики и отгадайте ребус, в котором зашифровано одно из прав детей.

Это жизнь.

Как вы можете объяснить это право?

- (ответы детей)

- (имя ребенка) выбери картинку, которая символизирует право на жизнь почему ты выбрал эту картинку? Наклей ее, пожалуйста на первую страничку нашей Конвенции о правах ребенка. Спасибо.

А сейчас поиграем в игру «Дин Дон»

Дин – дон, дин – дон, по улице ходил слон.
Ну а наша детвора начала игру в слова.
Раз, два, три, не зевай, имена называй. Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып!
Как зовут котенка? Кис – кис – кис!

Ну а как ребенка?.

Дети, сидя в кругу, передают друг другу мяч и называют свои имена.

О каком праве напомнила вам эта игра?

Каждый ребенок имеет право на имя.

Как же мы можем изобразить это право в нашей книге?

Варианты детей

А можно написать свои имена на овалах и выложить цветы? А как эти цветы зафиксировать в кгниге? На столах для вас приготовлено все необходимое.

Какие замечательные цветы с именами у вас получились!

Присаживайтесь на стульчики и послушайте пословицу, которую я вам скажу:

Дружная семья гору сдвинет.

О чем эта пословица?

О семье.

Кто еще знает пословицы о семье?

В родной семье и каша гуще.

В дружной семье и в холод тепло.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

Зачем человеку семья? Какое право нам надо поместить в нашей

Конвенции о правах ребенка? - Каждый ребенок имеет право на семью.

Молодцы. (имя ребенка) наклей картинку, символизирующую право на

семью в нашу книгу. Почему ты выбрал эту картинку?

Ответ ребенка.

Молодец.

Послушайте отрывок из песни. (звучит песня «Всем на свете нужен дом» )

О каком праве напомнила вам эта песенка?

Каждый ребенок имеет право на жильё.

Молодцы. Почему всем детям необходимо, чтобы у них было право на жилье?

Ответы детей.

(имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на жилье на следующую страничку нашей книги.

Скажите, а как вы отдыхаете дома и в детском саду?

Мы играем.

А нужна ли ребенку игра? Зачем?

В игре дети развиваются.

Правильно, а раз игра так важна для детей в Конвенции написано, что каждый ребенок имеет право на игру, (имя ребенка) наклей нужную картинку на следующую страницу нашей книги. Молодец!

А сейчас встанем, возьмемся за руки и поиграем в игру. Называется она «Есть или нет» . Воспитатель объясняет задание: если согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и говорят «ДА» , если не согласны, то опускают руки и говорят «НЕТ» .

Есть ли в поле светлячки? Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у телёнка?

Есть ли клюв у поросёнка?

Есть пещера у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли рифма у стиха?

Ребята, откуда вы так много знаете? (ответы детей) Для чего человеку нужно учиться? (ответы детей) . Скоро вы пойдёте в школу. После её окончания будете учиться будущей профессии.

В Конвенции записано, что каждый ребенок имеет право на бесплатное начальное и среднее образование.

- (Имя ребенка) наклей, пожалуйста, картинку символизирующую это право на следующую страницу.

Молодец.

Ребятишки послушайте отрывок из известной вам сказки Корнея

Чуковского:

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»
«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!
Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу».

О каком праве вы подумали, когда слушали отрывок из сказки?

Каждый ребенок имеет право на лечение, если он заболел.

Молодцы. (имя ребенка) Наклей картинку, символизирующую право на медицинское обслуживание

Конечно мы не все права поместили в нашу книгу, но мы обязательно продолжим эту работу.

1. Пусть дети живут,
Смеются звонко,
Подрастают с каждым днем.
Пусть у каждого ребенка

Будет теплый светлый дом

2. Пусть солнышко светит,
Пусть птицы поют
Пусть дети взрослеют
и в школу идут.

3. Пусть мамы и папы
Их любят всегда,
И пусть разрешают
Шалить иногда.

4 Знать права детей хотите?
В детский сад к нам приходите.
Конвенцию мы изучаем,
И вас к тому же призываем.

Рефлексия.

Ребята, чем мы сегодня занимались? Давайте еще раз рассмотрим нашу «Конвенцию о правах ребенка» - на этой страничке право на (перелистываем каждую страничку, Вам нравится наша книга? А для чего она может пригодиться?

Ответы детей.

Правильно, давайте сначала покажем нашу книгу родителям, а потом дадим посмотреть ребятам другой группы, чтобы они тоже знали свои права.

Рыбалкина Марина Викторовна Воспитатель МБДОУ Детский сад № 50 г. Иркутск

" Ваши права, дети"

Конспект занятия по правам ребенка в старшей группе

Цель. Способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка».

Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.

Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.

Демонстрационный материал: иллюстрации к сказкам.

Предварительная работа

Беседа «Зачем человеку имя?»

Последовательность работы

Воспитатель. Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.

А что такое право? (Высказывания детей).

Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.

Лишь появится ребёнок и дышать начнёт едва,

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь уютный, теплый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть весёлым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

О каких правах детей говорится в стихотворении? (Рассуждения детей).

Каждый ребенок при рождении имеет право на имя, право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицинской помощи и право на безопасные условия жизни.

Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими пользоваться, а также соблюдать права других детей.

Дети имеют право на имя, которое дается им при рождении.

У каждого человека есть имя. Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей).

Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.

У вас у всех красивые имена. Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру «Назовите свое имя ласково». Как вас зовут ласково? (Дети по очереди называют себя ласковыми именами).

Но кроме прав у человека есть и обязанности. Вы должны называть друг друга по имени.

Воспитатель.

Дети имеют право на воспитание в семье.

В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».

Семья – это счастье, любовь и удача.

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы,

Семья – это важно, семья – это сложно,

Но счастливо жить одному невозможно!

Воспитатель. Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Русская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие еще вы знаете пословицы и поговорки о семье?

Дерево держится корнями, а человек семьей.

На что и клад, когда в семье лад.

При солнышке тепло, при матери добро.

Семьей дорожить – счастливым быть.

Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.

Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. Какие у вас обязанности? (Ответы детей).

Воспитатель. Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.

Дети имеют право на медицинскую помощь.

Ребята, если человек заболел, то он имеет право обратиться за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.

Физкультминутка

Дети слушают и выполняют подражательные движения по тексту (движения повторяют за воспитателем).

Отдых нам – физкультминутка,

Занимай свои места.

Раз – присели, два – привстали,

Сели-встали, сели-встали –

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Молодцы, ребята!

Воспитатель. Дети имеют право на бесплатное образование.

Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное образование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.

Для чего всем надо учиться? (Ответы детей).

Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные расстояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни.

Похожие публикации