Пашуканис евгений брониславович. Пашуканис Евгений Брониславович (1891)

Евгений Брониславович Пашуканис (1891 - 1937) - выдающийся раннесоветский теоретик права, один из наиболее часто цитируемых (возможно - самый цитируемый) в современной западной юридической науке российских правоведов, автор многократно переведенной на разные языки монографии «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (1924 г.), а также работ по международному и конституционному праву, истории учений о праве и государстве. Поднявшись в 30-е гг. на самую вершину академической и номенклатурной иерархии (с 1931 г. - директор Института советского строительства и права Коммунистической академии, с 1936 г. - заместитель наркома юстиции), Пашуканис был затем подвергнут идеологическому шельмованию, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян 4 сентября 1937 г. (реабилитирован в 1956).

Тексты автора:

Буржуазное государство и проблема суверенитета

Библиотека сайта пополнилась статьей Евгения Пашуканиса «Буржуазное государство и проблема суверенитета». Анализируя идеи молодого Гарольда Ласки, автор прослеживает связь между логикой развития капиталистического государства и логикой политического сознания.

«Если про французских аристократов времен реставрации было сказано, что они “ничего не забыли и ничему не научились”, то про буржуазию передовых капиталистических стран этого сказать нельзя. Ее политики кое-чему научились и кое-что пытаются забыть. Если, например, традиционное парламентское устройство Англии, механизм которого основывался на чередовании у власти двух буржуазных партий, теперь функционирует не только при наличии третьей партии небуржуазной, но и при том условии, что именно эта третья партия образует правительство - это доказывает известную степень гибкости и приспособляемости. Новым отношениям должны соответствовать и новые теории. Если суверенитет “короля в парламенте” на деле осуществляется путем сложного передаточного механизма, в котором существенную роль играют прирученные вожди трэд-юнионов, то классическое учение Дайси должно уступить место более гибкой доктрине Гаральда Ласки. Если господствующий класс Англии каких-нибудь полтора десятилетия тому назад решал в лице палаты лордов вопрос о том, имеют ли вообще трэд-юнионы право заниматься политической деятельностью (дело Осборна), а теперь политическая организация, созданная трэд-юнионами, т. е. рабочая партия, некоторым образом держит в своих руках правительственную власть, то для осознания такой эволюции необходима соответственная идеологическая работа. Сочинения г. Ласки отразили эту новую потребность. Они характерны для нашей эпохи, нарушившей старое довоенное соотношение сил между пролетариатом и буржуазией. Они показывают нам, что капиталистическое государство не может более держаться на идеологических позициях недосягаемого внеклассового суверенитета, что оно вынуждено искать новых путей для развращения и подкупа известных слоев пролетариата, подобно тому как римская империя времен упадка стремилась отсрочить свою неизбежную гибель, нанимая все новые и новые германские племена для охраны своих границ».

  • 01 апреля 2018 года

Гегель. Государство и право (к столетию со дня смерти)

В статье Е. Пашуканиса с историко-материалистических позиций осмысливаются идеи Гегеля о государстве и праве, показывается революционная и реакционная сторона гегелевской философии и критикуется избирательное восприятие гегелевских идей современной автору буржуазной идеологией.

«... у Гегеля... уверенность в безграничные силы человеческого разума, окрыляющая к борьбе, сочетается с мужественным и суровым признанием объективной действительности. Эта постановка подходит вплотную к материализму и заключает в себе обоснование действенного отношения к миру, активного участия в историческом процессе. Философия Гегеля пронизана стремлением охватить и осмыслить социальные и политические задачи эпохи во всей их исторической широте, в их глубочайшем объективном значении. В этом отношении Гегель стоит несравненно выше других представителей классической германской философии».

  • 08 июля 2017 года

К обзору литературы по общей теории права и государства

В этой небольшой статье Е. Пашуканис показывает, на каких шатких и противоречивых основаниях зиждется формально-догматическая юриспруденция Ганса Кельзена - до сих пор почитаемое и популярное в академическом мейнстриме направление правопонимания , сознательно возводящее стену между «должным» и «сущим».

«Нечего и говорить, с каким сожалением отзывается Кельзен о “наивных и близоруких” людях, которые вслед за Лассалем, думая о государстве, не упускают из виду телесно-реальных вещей, как пушки, крепости, орудия производства и т. п. Ведь это не что иное, как мертвые, индифферентные вещи, рассуждает наш профессор; они получают социальное значение только в связи с действиями людей, а действия людей могут рассматриваться “юридически” как действия государства только тогда, когда они совпадают с идеальным мыслимым нормативным порядком. Ergo, власть государства - это власть права. Вот образчик поистине дальнозоркого профессорского мышления. (…)

И далее, в этом же труде, автор поясняет, что юридическими основаниями нельзя доказать бессмысленность такой правовой оценки отношений современной Франции, при которой ancient régime предполагался бы как “действующий” правопорядок. Чисто юридический метод, как мы видим, вполне пригодился бы для обитателей желтого дома».

  • 08 октября 2015 года

Общая теория права и марксизм

«Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» Е. Пашуканиса, впервые увидевшая свет в 1924 г., стала классикой мировой юридической мысли и одной из наиболее авторитетных работ по марксистской теории права XX века, хотя, по словам автора, она представляет собой только «краткий очерк», написанный в «значительной мере в порядке самоуяснения» и всего лишь намечающий «основные черты исторического и диалектического развития правовой формы». По сути, это одна из попыток реконструкции аутентичного марксистского понимания права, в ее основе - «сближение формы права и формы товара», выведение основных объективных черт юридической надстройки из отношений обмена по принципу эквивалента.

Согласно Пашуканису, правовая форма в целом, принцип «правосубъективности» в частности, определяемые в конечном итоге генезисом отношений товарообмена, получают максимальное развитие в буржуазном обществе и наиболее полно реализуются в суде и судебном процессе. Пашуканис критикует понимание права как исключительно или преимущественно идеологического явления, а также оппонирует тем теоретикам, которые трактуют право как в первую очередь принудительный государственный регулятор общественных отношений.

В свою очередь, наиболее серьезные теоретические упреки, которые были выдвинуты по адресу его концепции, - преувеличение роли отношений товарообмена в развитии и функционировании правовой формы, недооценка иных экономических отношений в качестве объективных детерминант правовой формы и волевого момента в праве, отождествление характерных черт правовой надстройки как таковой с некоторыми формальными особенностями буржуазного частного права.

«Критика буржуазной юриспруденции с точки зрения научного социализма должна взять за образец критику буржуазной политической экономии, как ее дал Маркс. Для этого она должна прежде всего отправиться на территорию врага, т. е. не отбрасывать в сторону тех обобщений и абстракций, которые были выработаны буржуазными юристами, исходившими из потребностей своего времени и своего класса, но, подвергнув анализу эти абстрактные категории, вскрыть истинное их значение, т. е., другими словами, показать историческую обусловленность правовой формы».

  • 27 мая 2015 года
  • Дата рождения: 1891 г.
  • Место рождения: г. Старица
  • Пол: мужчина
  • Национальность: русский
  • Социальное происхождение: из служащих
  • Образование: высшее
  • Профессия / место работы: зам. наркома юстиции СССР
  • Место проживания: Москва, Покровский бул., д. 14/5, кв. 21
  • Партийность: член ВКП(б)
  • Дата расстрела: 4 сентября 1937 г.
  • Место смерти: Москва
  • Место захоронения: Москва, Донское кладбище
  • Мера пресечения: арестован
  • Дата ареста: 20 января 1937 г.
  • Обвинение: участии в к. -р. террористической организации
  • Осуждение: 4 сентября 1937 г.
  • Осудивший орган: ВКВС СССР
  • Приговор: ВМН
  • Дата реабилитации: 31 марта 1956 г.
  • Реабилитирующий орган: ВКВС СССР
  • Источники данных: БД "Жертвы политического террора в СССР"; Москва, расстрельные списки - Донской крематорий

Биография

Евгений Брониславович Пашуканис родился в 1891 году в городе Старица Тверской губернии в семье земского врача, которая имела литовские корни. В 1906 году Пашуканисы переехали в Петербург, где жил дядя Евгения, профессиональный революционер Мартын Лядов, который оказал сильное влияние на юношу. Уже через год Евгения избирают в ЦК социал-демократической рабочей и учащейся молодежи при Петербургском комитете РСДРП.

В 1909 году, окончив Лентовскую гимназию, Евгений поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но вскоре ему пришлось эмигрировать в Германию, поскольку он попал под надзор полиции как активный участник революционного движения. Учебу продолжил в Мюнхенском университете, где посвящал время праву и политической экономии. Здесь же он написал докторскую диссертацию по теме «Статистика нарушений законов по охране труда». В Россию Пашуканис вернулся в 1914 году. В 1918 вступил в ряды РКП(б) и некоторое время работал судьей в Московской области, был членом Кассационного трибунала при ВЦИКе. В 1919–1920 годах – заведующий отделом юстиции Донисполкома.

С 1920 по 1923 год Пашуканис работал в Народном комиссариате иностранных дел на должности заместителя заведующего экономико-правовым отделом, затем был направлен в Берлин в качестве советника полпредства. Евгений Брониславович участвовал в подготовке Рапалльского договора, заключенного между РСФСР и Германией в апреле 1922 года. В 1922 году Пашуканис вместе с известным юристом Петром Стучкой организовал в Коммунистической академии секцию общей теории права и государства. В соавторстве со Стучкой и Владимиром Адоратским в 1925–1927 годах он создал первую марксистскую «Энциклопедию государства и права» в трех томах.

С 1927 Пашуканис был действительным членом Комакадемии и членом ее президиума, затем стал вице-президентом, а позже возглавил институт советского строительства и права Коммунистической академии.

В 1936 году Пашуканис был назначен заместителем Наркома юстиции СССР, возглавил научно-методический совет при Наркомюсте СССР. Входил в группу разработчиков советской конституции.

Евгений Брониславович активно занимался научной работой, печатался в различных журналах, входил в редакционные коллегии правовых и политических журналов «Революция права», «Советское право», «Вестник Коммунистической академии», «Мировое хозяйство и мировая политика», был редактором журнала «Советское государство». Он автор более 100 научных работ по общей теории права, государственному и международному праву, истории права и политических учений. Основной труд – “Общая теория права и марксизм (опыт критики основных юридических понятий” – написан им в 1924 году. В своих работах Пашуканис выступал против концепции “пролетарского права”, которую поддерживал прокурор Андрей Вышинский. По всей видимости, разногласия в понимании различных аспектов теории и истории права, возникшие между ним и Вышинским, и стали причиной опалы, а затем и гибели Пашуканиса.

Евгения Брониславовича арестовали 20 января 1937 года и продержали в тюрьме 7 с половиной месяцев. 4 сентября 1937 года ему вынесли приговор – высшая мера наказания – по обвинению в “участии в контрреволюционной террористической организации”. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

В 1956 году Евгений Брониславович Пашуканис был полностью реабилитирован.

Установка памятного знака "Последним адресом"

Москва, Покровский бульвар, 14/5 - Так называемый Второй дом Совнархоза спроектировал архитектор Василий Сергеевич Мартынович в 1930 году. Он же годом ранее, в основном для именитых жильцов этого здания, разработал проект телефонной станции на Покровском бульваре. В доме № 14 на первом этаже уже в 1930 году была открыта ведомственная поликлиника, которая действует и по сей день.

С точки зрения городских властей, это здание – ценный градообразующий объект, но не памятник архитектуры. Вот как о нем пишут искусствоведы: «Здание в семь этажей расположилось на углу Малого Вузовского переулка и Покровского бульвара. Лаконичный фасад дома по Покровскому бульвару выделяется рядами балконов, размещающихся с третьего по седьмой этаж. Второй этаж со стороны бульвара отмечен отсутствием балконов, но зато отличительной чертой утилитарной постройки в стиле позднего советского авангарда стал широкий балкон второго этажа, выходящий на Малый Вузовский переулок». Согласно базам «Мемориала», 26 жильцов этого дома были расстреляны в 1930-е годы по политическим мотивам. Двоим из них (вторая - Григорию Алексеевичу Кардышу 9 октября 2016 года на доме установлены таблички «Последнего адреса». Видео-сюжет с церемонии установки таблички смотрите здесь.

(1891-1937)-юрист, правовед. В 1922 г. вместе с П. И. Стучкой организовал секцию права Коммунистической академии - один из первых научных центров юридической мысли в Советской России. С 1927 г.- член Коммунистической академии, затем ее вице-президент. С 1936 г.-зам. наркома юстиции. В теоретико-политических воззрениях сосредоточился на проблемах марксистской теории права. Рассматривал право в контексте социально-экономических условий общественной эволюции, в единстве с историей классовых отношений. Полемизируя с В. В. Адоратским, исходил из того, что право - не идеологическая конструкция, но реальность: особого рода отношения между людьми как юридическими лицами, особого рода деятельность, сам государственный аппарат в его вещественных и людских элементах. Пашуканис недооценивал роль права в социалистическом обществе, характеризуя советское право как одну из форм политики пролетариата. В числе первых советских правоведов обратил внимание на значение разработки проблем государственного управления, исследования вопроса о роли бюрократии в государстве. Правильно оценивая значение управленческого труда для оптимального функционирования буржуазных государственных институтов, Пашуканис идеализировал советскую систему управления, считал, что ее классовое содержание и политическая направленность являются гарантами прогрессивности. (Тексты подобраны Е. Л. Петренко.)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА И МАРКСИЗМ

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

(...) Государство как организация классового господства и как организация для ведения внешних войн не требует правового истолкования и по сути дела не допускает его. Это - области, где царит так называемый raison d"etat, т. е. принцип голой целесообразности. Наоборот, власть как гарант рыночного обмена не только может быть выражена в терминах права, но сама представляется как право, и только право, т. е. сливается целиком с отвлеченной объективной нормой. (...) Поэтому всякая юридическая теория государства, которая хочет охватить все функции последнего, по необходимости является неадекватной. Она не может быть верным отражением всех фактов государственной жизни, но дает лишь идеологическое, т. е. искаженное, отражение действительности.

Классовое господство и в организованной и в неорганизованной форме гораздо шире, чем та область, которую можно обозначить как официальное господство государственной власти. (...) Наряду с прямым и непосредственным классовым господством вырастает (...) господство в виде официальной государственной власти как особой силы, отделившейся от общества. (...)

(...) Государство возникает потому, что иначе классы взаимно уничтожили бы себя в ожесточенной борьбе и тем погубили бы общество. Следовательно, государство возникает тогда, когда один из борющихся классов не может одержать решительной победы. В таком случае одно из двух: или государство закрепляет это отношение, - тогда оно надклассовая сила, а этого мы признать не можем, - или оно результат победы какого-нибудь класса, но в таком случае для общества отпадает потребность в государстве, ибо с решительной победой класса равновесие восстановлено и общество спасен?. За всеми этими контраверзами скрывается один основной вопрос: почему господство класса не остается тем, что оно есть, т. е. фактическим подчинением одной части населения другой, но принимает форму официального государственного властвования, или, что то же самое, почему аппарат господствующего принуждения создается не как частный аппарат государствующего класса, но отделяется от последнего, принимает форму безличного, оторванного от общества аппарата публичной власти (...)

Государственная машина действительно реализует себя как безличная “общая воля”, как “власть права” и т. д., поскольку общество представляет собой рынок. На рынке каждый отчуждающий и приобретающий является, как мы видели, юридическим субъектом par exellence [по преимуществу.- Сост.]. Там, где на сцену выступает категория стоимости и меновой стоимости, там предпосылкой является автономная воля лиц, вступающих в обмен. Меновая стоимость перестает быть меновой стоимостью, и товар перестает быть товаром, если меновая пропорция определяется авторитетом, расположенным вне имманентных законов рынка. Принуждение как приказание одного человека, обращенное к другому и подкрепленное силой, противоречит основной предпосылке общения товаровладельцев. Поэтому в обществе товаровладельцев и в пределах менового акта функция принуждения не может выступать как функция социальная, не будучи абстрактной и безличной. (...) Поэтому и принуждение не может здесь выступить в своей незамаскированной форме, как акт простой целесообразности. Оно должно выступать как принуждение, исходящее от некоторого абстрактного общего лица, как принуждение, осуществляемое не в интересах того индивида, от которого оно исходит,-ибо каждый человек в товарном обществе-это эгоистический человек, - но в интересах всех участников правового общения. Власть человека над человеком осуществляется как власть самого права, т. е. как власть объективной беспристрастной нормы.

Буржуазная мысль, для которой рамки товарного производства суть вечные и естественные рамки всякого общества, объявляет поэтому абстрактную государственную власть принадлежностью всякого общества. (...)

В этом пункте естественноправовая доктрина ни на йоту не отличается большей нереальностью, чем любая самая позитивнейшая из юридических теорий государства. Ибо основным для доктрины естественного права было то, что наряду со всеми видами фактической зависимости одного человека от другого (от каковых зависимостей эта доктрина абстрагировалась) она конструировала еще один вид зависимости - от безличной общей воли государства.

Но как раз эта конструкция и составляет основу юридической теории государства-лица. Естественноправовой элемент в юридических теориях государства лежит гораздо глубже, чем это казалось критикам естественноправовой доктрины. Он коренится в самом понятии публичной власти, т. е. власти, никому в частности не принадлежащей, стоящей над всеми и адресующейся ко всем. (...)

Правовое государство - это мираж, но мираж, весьма удобный для буржуазии, потому что он заменяет выветрившуюся религиозную идеологию, он заслоняет от масс факт господства буржуазии. Идеология правового государства удобнее религиозной еще потому, что она, не отражая полностью объективной действительности, все же опирается на нее. Власть как “общая воля”, как “власть права” постольку реализуется в буржуазном обществе, поскольку последнее представляет собой рынок *. С этой точки зрения и полицейский устав может выступить перед нами, как воплощение идеи Канта о свободе, ограниченной свободой другого.

Свободные и равные товаровладельцы, встречающиеся на рынке, являются таковыми только в абстрактном отношении приобретения и отчуждения. В действительной жизни они связаны друг с другом многообразными отношениями зависимости. Это - лавочник и крупный оптовик, крестьянин и помещик, разоренный должник и его кредитор, пролетарий и капиталист. Все эти бесчисленные отношения фактической зависимости составляют подлинную основу государственной организации. Между тем для юридической теории государства они как бы не существуют. Далее, жизнь государства складывается из борьбы различных политических сил, т. е. классов, партий, всевозможных группировок; здесь скрываются реальные движущие пружины государственного механизма. Для юридической теории они равным образом недоступны. (...) С точки зрения исторической и политической решения влиятельной классовой или партийной организации имеют такое же, а иногда и еще большее значение, чем решение парламента или какого-нибудь иного государственного учреждения. С точки зрения юридической факты первого рода являются как бы несуществующими. Наоборот, в любом постановлении парламента, отбросив юридическую точку зрения, можно видеть не акт государства, но решение, принятое определенной группой, кликой лиц, движимых теми же самыми индивидуально-эгоистическими или классовыми мотивами, как и всякий другой коллектив. (...) “Государство” юристов, несмотря на всю его “идеологичность”, соотносится с некоторой объективной реальностью, подобно тому как самый фантастический сон все же опирается на действительность.

* Лоренц Штейн противопоставлял, как известно, идеальное государство, стоящее над обществом, государству, поглощенному обществом, т. е., по нашей терминологии, классовому государству. К таковым он относил феодально-абсолютистское государство, охранявшее привилегии крупного землевладения, и капиталистическое, которое охраняет привилегии буржуазии. Но за вычетом этих исторических реальностей остается только государство как фантазия прусского чиновника или как абстактная гарантия условий обмена по стоимости. В исторической же действительности “правовое государство”, т. е. государство, стоящее над обществом, реализуется только в качестве своей собственной противоположности, т. е. как “исполнительный комитет по делам буржуазии”.

Этой реальностью, прежде всего, является сам государственный аппарат в его вещественных и людских элементах. (...)

Появление государственных средств делает возможным появление людей, которые существуют на эти средства,- должностных лиц и чиновников. В феодальную эпоху функции управления и суда выполнялись слугами феодала. В городских коммунах впервые появляются общественные должности в полном смысле слова; публичность власти находит себе материальное воплощение. Доверенность в смысле частно-правовом, в смысле уполномочия к совершению сделок, отделяется от должности. Абсолютной монархии оставалось только усвоить эту сложившуюся в городах публичную форму власти и осуществить ее на более обширной территории. Все дальнейшее усовершенствование буржуазной государственности, которое происходило и путем революционных взрывов и путем мирного приспособления к монархически-феодальным элементам, можно свести к одному принципу, который гласит, что из двух обменивающихся на рынке ни один не может выступать в качестве властного регулятора менового отношения, но что для этого требуется некто третий, воплощающий в себе ту взаимную гарантию, которую товаровладельцы в качестве собственников дают друг другу, и являющийся, следовательно, олицетворенным правилом общения товаровладельцев. (...)

(...) Государство, как фактор силы и во внутренней и внешней политике, - вот та поправка, которую буржуазия вынуждалась делать к своей теории и практике “правового государства”. Чем неустойчивее становилось господство буржуазии, тем более компрометирующими становились эти поправки, тем скорее “правовое государство” превращалось в бесплотную тень, пока, наконец, исключительное обострение классовой борьбы не заставило буржуазию совершенно отбросить в сторону маску правового государства и обнажить сущность власти как организованного насилия одного класса над другим.

Печатается по: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. М., 1929. С. 85-87, 90, 92-96.

СОВЕТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ И БОРЬБА С БЮРОКРАТИЗМОМ

(...) Ленин, отстаивая со всей энергией задачу борьбы с нашим организационным варварством, всегда соподчинял эту задачу задачам социально-классового порядка, а эту последнюю задачу можно сформулировать таким образом: как добиться того, чтобы государственный аппарат, который всегда и всюду являлся орудием защиты привилегий и неравенства, который, в частности, в форме всесословной бюрократии служил лестницей, по ступеням которой отдельные способные люди из низов могли подниматься к привилегированным слоям и приобщаться к привилегированному положению, как сделать, чтобы этот государственный аппарат с такими навыками, которые воспитывались тысячелетиями, превратить в нечто прямо противоположное, в инструмент, поднимающий к политически-государственной жизни всю массу в целом, поднимающий как раз самые невежественные, самые отсталые слои трудящихся, который вместо того, чтобы закреплять и защищать неравенство, способствовал бы скорейшему изживанию всякого неравенства. (...)

(...) Исторически бюрократизм появляется как результат развития денежного хозяйства. Торговый капитал создает соответствующую ему политическую форму - абсолютную монархию, а вместе с тем и бюрократическую организацию. (..^Распространенное у нас, до революции, противопоставление общественности и бюрократизма по существу дела являлось не чем иным, как борьбой (...) двух представлений о качествах, которыми должен отличаться чиновник. Когда либералы твердили о необходимости заменить бюрократическое управление общественной самодеятельностью, то за этим скрывалось требование перехода от бюрократизма эпохи торгового капитала и полуфеодальной эпохи к бюрократии эпохи промышленного капитала. Это яснее всего проявилось в момент Февральской революции, когда мы видим, что адвокаты, присяжные поверенные - эти представители общественности по преимуществу - вдруг оказываются на всех решительно бюрократических постах, начиная от министерских канцелярий, кончая милицейскими участками.

На этом революция не заканчивается. Переход от эпохи промышленного капитализма к финансовому капитализму, монополистическому капитализму, выдвигает новые задачи и новые требования. Государственная организация связывается с монополистическими организациями финансового капитала, она ставит себе целый ряд хозяйственных задач, и это требует нового типа чиновника, теснейшим образом связанного с деловыми, банковскими, финансовыми кругами, умеющими работать по-деловому. Если в эпоху промышленного капитализма идеальный бюрократ рассматривался только как страж формальных условий оборота, то теперь от него требуется, чтобы он являлся организатором, чтобы он мог разрешать те хозяйственные задачи, которые теснейшим образом сплетаются с задачами политическими. Отсюда течение в сторону рационализации государственного аппарата, придания ему нового коммерческого промышленного духа. Особенно в этом отношении много сделала мировая война, которая сильно способствовала сращиванию государственного аппарата с промышленной и торговой финансовой организацией буржуазии.

Таким образом, бюрократический аппарат, создавшийся в эпоху промышленного капитализма, снова подвергается критике под углом зрения буржуазной рационализации, эффективности, деловой постановки аппарата и т. д. Публичная администрация начинает применять новейшие методы, которые разработаны в капиталистических предприятиях (фордизм, тейлоризм и т. д.). Бюрократия как будто бы начинает терять один из своих существенных признаков - бездушный формализм, отвращающийся от сущности дела, рутину, преклонение перед бумажным производством. (...)

Тот факт, что вопрос о засоренности советского аппарата выдвигается на первый план, что мы стоим сейчас перед чисткой как ударной задачей, - отнюдь не является случайным. Рабочий класс и примыкающий к нему слой крестьянства достаточно вырос в политическом и культурном отношениях, чтобы начать успешно проводить этот поход. Советская система только теперь начала развертывать все те возможности, которые в ней заложены по части интенсивного и экстенсивного роста участия масс в управлении государством. Об этом свидетельствуют и цифры, касающиеся перевыборов советов, и цифры, касающиеся работы секции советов, и цифры, касающиеся работы женского делегатского корпуса и всех бесчисленных организаций, в которых находит себе выражение пролетарская самодеятельность. Я не буду говорить о том чудесном превращении людей, вчера еще безграмотных или малограмотных, политически совершенно неразвитых, превращении их в активных общественных работников. Это особенно хорошо известно тем, кто соприкасается с деятельностью женских организаций. И я думаю, что при таком политическом и культурном росте терпеть дальше в советском государственном аппарате язву бывших полицейских, кулаков, купцов, активных белогвардейцев, взяточников и казнокрадов рабочий класс не должен и не будет.

Но есть еще одна сторона дела. Суть в том, что успехи нашего социалистического строительства на определенном этапе сопровождаются усиленным сопротивлением капиталистических элементов, сопровождаются их попытками вырвать из-под влияния пролетариата крестьянство, - попытками исказить, извратить политику советской власти. При такой ситуации совершенно недопустимо оставлять государственный аппарат в руках элементов, чуждых, а подчас и прямо активно нам враждебных. (...)

(...) Я должен отметить, что ленинская точка зрения на борьбу с недостатками нашего аппарата никогда не исчерпывалась лозунгом “учиться и поднимать организационную культуру”; наряду с этим Ленин неоднократно подчеркивал необходимость жестких репрессий по отношению к конкретным носителям волокиты и к тем, кто с этой волокитой бороться не умеет. (...)

(...) Надо, наоборот, подчеркнуть со всей силой то обстоятельство, что когда речь шла о реорганизации аппарата или об изменении форм отчетности или даже о сокращении штатов, то тут мы могли опираться и действительно опирались на поддержку и активное содействие со стороны лучшей части специалистов и беспартийных служащих. Но когда речь идет о боевых классовых задачах, о чистке и об орабочивании аппарата, то здесь мы встречаемся в лучшем случае с непониманием, с индифферентностью, желанием как-то отойти в сторонку от этого дела, уклониться, отмолчаться. (...)

А ведь не надо забывать, что дело не ограничивается выдвижением отдельных, и притом более развитых, более способных, представителей рабочего класса. Самое главное в ленинской установке заключается в том, чтобы к участию в управлении государством привлечь поголовно всю массу, а не избранных, не людей, которые отличаются какими-нибудь особенными достоинствами; ведь советское государство должно вовлекать в дело управления как раз самых отсталых, самых невежественных, самых робких, чтобы их развить, их поднять. (...)

Печатается по: Пашуканис Е.. Игнат С. Очередные задачи борьбы с бюрократизмом: Доклады в Институте советского строительства и прения по докладам. М., 1929. С. 6-9, 19-20,22-23.

ПРОЛЕТАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПОСТРОЕНИЕ БЕСКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА

ДИКТАТУРА ПРОЛЕТАРИАТА И ЛИКВИДАЦИЯ КЛАССОВ

Ликвидация капиталистических элементов и классов вообще возможна лишь путем ожесточенной классовой борьбы. Отсюда вытекает, что задачей ближайшего периода должно явиться всемерное укрепление диктатуры пролетариата. Только злейший враг рабочего класса может говорить сейчас об ослаблении диктатуры и сеять сомнения насчет того, нужна ли на данном этапе диктатура пролетариата. (...)

Необходимость в политической партии пролетариата отпадет только вместе с полным уничтожением классов и пережитков классового общества. (...) Партийность - это высшая степень активности, сознательности, преданности в деле строительства социализма, в деле строительства нового, бесклассового общества. Подъем партийности сейчас - это и есть подготовка нового человеческого материала, из которого будет построено бесклассовое обезгосударствленное общество будущего.

Буржуазные юристы, которые пишут о Советском государстве, любят рассуждать о том, что у нас-де существуют противоречия между конституцией и действительностью.

Конституция, заявляют они, построена на принципе массовости, на принципе коллектива; коллективный человек является носителем государственной власти в селе и на предприятии. Государство строится снизу самими массами. Но это, мол, только юридическая советская теория; это юридическая форма, а на деле, мол, действует и решает сверху небольшая кучка, партия, построенная по принципу строгой централизации. Особенно усердно проповедуют эту “теорию” зарубежные белогвардейцы и меньшевики. Они с пеной у рта доказывают, что в СССР диктатура меньшинства, диктатура партии. (...) Вот почему нужно давать решительный отпор всяким попыткам реставрировать как зиновьевское учение о “диктатуре партии”, так и троцкистско-сапроновскую клевету на партию и партийный аппарат, якобы подменяющий собою советы. Надо бороться против “юридизации” советов, против изображения советов как “правовой формы” диктатуры пролетариата, ибо...советы - не только юридически оформленное учреждение: это организационная форма, созданная творчеством многомиллионных масс и объединяющая их на государственной работе. (...)

Вторая пятилетка будет пятилеткой уничтожения классов. Какова же будет роль и судьба Советского государства на этом этапе? (...)

Теоретическая сторона дела, касающаяся роли и судеб государства в процессе социалистического строительства, достаточно обстоятельно разъяснена в работах Маркса, Ленина и Сталина. (...)

Мы, коммунисты, не являемся, как известно, поклонниками государства как некоего вечного установления, мы не рассматриваем государство как учреждение, которое присуще человеку и человеческому обществу, мы не рассматриваем государство как воплощение каких-либо возвышенных идей, как воплощение свободы и равенства; наоборот, мы говорим, что свобода и равенство - это полный коммунизм, который предполагает отсутствие государства, ибо главнейший признак государства - это подавление и принуждение, которые один класс осуществляет по отношению к другому. (...)

Таким образом подавление, принуждение не исчезают - эти функции остаются; и, наоборот, аппарат, выполняющий эти функции, становится исключительно мощным, поскольку все большие и большие массы трудящихся включаются в этот аппарат и принимают участие в управлении государством и в организации производства. (...)

Прежде всего надо подчеркнуть, что... “буржуазное право” или принцип распределения по труду нельзя рассматривать просто как неизбежное зло, навязанное социалистическому обществу недостаточно высоким уровнем технико-экономического и культурного развития. (...)

Таким образом, “буржуазное право” есть не только отражение и выражение определенного уровня развития экономики, оно есть средство в руках пролетариата для дальнейшего развития производительных сил, для строительства социализма. Советское право есть одна из форм политики пролетариата. Оно выражает экономику, но оно в то же время видоизменяет ее в определенном смысле, в определенном направлении. Если политика пролетариата рассчитана на окончательную победу социализма, то и право наше, поддерживаемое и осуществляемое судами, прокуратурой и другими органами Советского государства, имеет ту же цель, иначе это было бы не наше право, не советское право. (...)

“Основным отличием пролетарского государства от буржуазного государства является, однако, то, что “право” в условиях пролетарской диктатуры охраняет интересы трудящегося большинства и направлено на подавление враждебных пролетариату классовых элементов”. Наша задача состоит не в том, чтобы просто констатировать экономическую неизбежность принципа распределения по труду, но и активно бороться за него, делая его орудием социалистического строительства. (...)

Область теории и практики советского права представляет один из участков классовой борьбы, где приходится давать отпор как явно враждебным буржуазным тенденциям, так и оппортунистическим извращениям генеральной линии. Правая опасность и здесь остается главной опасностью, проявляясь в потворстве буржуазно-нэпманским извращениям хозрасчета, в попытках противопоставить интересы отдельного предприятия общегосударственным интересам, в борьбе против темпов и планов. (...)

Подводя итог, мы можем сказать, .что все, о чем у нас только что была речь, есть иллюстрация особого взаимоотношения экономики и политики в условиях пролетарской диктатуры. Возьмем любую отрасль промышленности или сельского хозяйства, обратимся к вопросам труда или к вопросам снабжения, - мы всюду наглядно видим, как диктатура пролетариата оказывает решающее влияние на направление нашего экономического развития. Это начинают понимать уже наши враги. Им начинает приходить в голову, что тут действительно имеется какое-то новое соотношение между экономикой и политикой, которое дает нам неоспоримые преимущества. (...)

Печатается по: Пашуканис Е. Пролетарское государство и построение бесклассового общества. М., 1932. С. 18, 20-21, 26-27, 33, 35-36, 39.

ИЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Пашуканис Е. Б. Империализм и колониальная политика. М., 1928; Он же. Очерки по международному праву. М., 1935; Он же. Учение о государстве и праве. Л., 1939.
Обратно в раздел

В 1920-1923 на работе в Наркоминделе. В 1922 вместе с П. И. Стучкой организовал секцию права Коммунистической академии - один из центров научной марксистской юридической мысли в СССР. С 1927 действительный член Коммунистической академии, затем член её президиума и вице-президент; с 1931 директор института советского строительства и права Коммунистической академии; с 1936 заместитель наркома юстиции СССР.

Автор научных работ по общей теории права, государственному и международному праву, истории права и политических учений. Основной труд - «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (1924). В этой книге дано марксистское объяснение важнейших правовых категорий, подвергнуты критическому анализу буржуазное право и буржуазные теории права, подчёркнута бесплодность попыток рассмотрения права вне связи с экономическими условиями развития общества и классовыми отношениями.

Пашуканис выступал против концепции «пролетарского права», поддерживаемой рядом советских ученых и юристов-практиков, в частности А. Я. Вышинским. По его мнению, пролетариат не создаёт принципиально новой правовой системы; поскольку право, как и государство, сохраняются, согласно марксистской теории, при социализме как пережитки буржуазного общества, издержки переходного периода, оно имеет во многом буржуазный характер; социализм в своем развитии должен изжить как государство, так и право (в соответствии с марксистским тезисом об отмирании государства).

Будучи невольным критиком сталинской государственной системы, объявлен «врагом народа». Арестован 20 января 1937. Приговорен ВКВС 4 сентября 1937 по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Расстрелян 4 сентября 1937. Захоронен на Донском кладбище. Реабилитирован 31 марта 1956.

Двоюродный брат Пашуканиса, Викентий Пашуканис был секретарем издательства «Мусагет», издателем поэтов-символистов («Издание В. В. Пашуканиса»), после революции - организатором музейного дела.

Избранная библиография

  • Буржуазный юрист о природе государства (1921)
  • Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий (1924)
  • Буржуазное государство и проблема суверенитета (1925)
  • Ленин и вопросы права (1925)
  • Леон Дюги (1925)
  • Обзор основных направлений во французской литературе государственного права (1925)
  • Вассальное государство (1925)
  • Международное право (1926)
  • К характеристике фашистской диктатуры (1927)
  • К учению Ленина о восстании (1927)
  • Маркс и Ленин в оценке буржуазной науки (1927)
  • Марксистская теория права и строительство социализма (1927)
  • О революционных моментах в истории развития английского государства и английского права (1927)
  • Объект права (1927)
  • Заметки о культуре и политике (1927)
  • Империализм и колониальная политика (1928)
  • К вопросу о задачах советской теории международного права (1928)
  • Советский государственный аппарат в борьбе с бюрократизмом (1929)
  • Экономика и правовое регулирование (1929)
  • Из ленинского наследства: к ленинской теории государства и революции (1930)
  • За марксо-ленинскую теорию государства и права (1931)
  • Учение о государстве и праве (1932)
  • Маркс и пролетарское государство (1933)
  • Очерки по международному частному праву (1935)
  • Курс советского хозяйственного права (1935)
(1891-02-23 )

Евгений Брониславович Пашуканис

Евгений Брониславович Пашуканис (10 (23) февраля (18910223 ) , г. Старица Тверской губернии - 4 сентября ) - советский ученый-юрист, разработчик нового советского права. Русский, член ВКП(б) , был заместителем Наркома юстиции СССР , проживал в Москве на Покровском бульваре, 14/5-21.

В 1920-1923 на работе в Наркоминделе. В 1922 вместе с П. И. Стучкой организовал секцию права Коммунистической академии - один из центров научной марксистской юридической мысли в СССР. С 1927 действительный член Коммунистической академии, затем член её президиума и вице-президент; с 1931 директор института советского строительства и права Коммунистической академии; с 1936 заместитель наркома юстиции СССР .

Автор научных работ по общей теории права, государственному и международному праву, истории права и политических учений. Основной труд - «Общая теория права и марксизм. (Опыт критики основных юридических понятий)» (). В этой книге дано марксистское объяснение важнейших правовых категорий, подвергнуты критическому анализу буржуазное право и буржуазные теории права, подчёркнута бесплодность попыток рассмотрения права вне связи с экономическими условиями развития общества и классовыми отношениями.

Пашуканис выступал против концепции «пролетарского права», поддерживаемой рядом советских ученых и юристов-практиков, в частности А.Я. Вышинским . По его мнению, пролетариат не создает принципиально новой правовой системы; поскольку право, как и государство, сохраняются, согласно марксистской теории, при социализме как пережитки буржуазного общества, издержки переходного периода, оно имеет во многом буржуазный характер; социализм в своем развитии должен изжить как государство, так и право (в соответствии с марксистским тезисом о отмирании государства).

Будучи невольным критиком сталинской государственной системы, объявлен «врагом народа». Арестован 20 января . Приговорен ВКВС 4 сентября 1937 по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации . Расстрелян 4 сентября 1937. Захоронен на Донском кладбище . Реабилитирован 31 марта .

Двоюродный брат Пашуканиса, Викентий Пашуканис был секретарем издательства «Мусагет» , издателем поэтов-символистов («Издание В. В. Пашуканиса»), после революции - организатором музейного дела.

Избранная библиография

  • Буржуазный юрист о природе государства (1921)
  • Общая теория права и марксизм. Опыт критики основных юридических понятий (1924)
  • Буржуазное государство и проблема суверенитета (1925)
  • Ленин и вопросы права (1925)
  • Леон Дюги (1925)
  • Обзор основных направлений во французской литературе государственного права (1925)
  • Вассальное государство (1925)
  • Международное право (1926)
  • К характеристике фашистской диктатуры (1927)
  • К учению Ленина о восстании (1927)
  • Маркс и Ленин в оценке буржуазной науки (1927)
  • Марксистская теория права и строительство социализма (1927)
  • О революционных моментах в истории развития английского государства и английского права (1927)
  • Объект права (1927)
  • Заметки о культуре и политике (1927)
  • Империализм и колониальная политика (1928)
  • К вопросу о задачах советской теории международного права (1928)
  • Советский государственный аппарат в борьбе с бюрократизмом (1929)
  • Экономика и правовое регулирование (1929)
  • Из ленинского наследства: к ленинской теории государства и революции (1930)
  • За марксо-ленинскую теорию государства и права (1931)
  • Учение о государстве и праве (1932)
  • Маркс и пролетарское государство (1933)
  • Очерки по международному частному праву (1935)
  • Курс советского хозяйственного права (1935)
Похожие публикации