Понятие и значение принципов права социального обеспечения. Принципы в псо - понятие, классификация, характеристика

1. Принципы права социального обеспечения – это основные идеи или руководящие начала, определяющие сущность этой отрасли права и обозначающие перспективы ее развития.

Принципы права не всегда находят свое закрепление в конкретных нормах права. Часто принципы выводятся из содержания правовых норм. С помощью принципов нельзя урегулировать конкретное правоотношение, однако, принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые регулируют эти отношения. Правовые принципы более долговечны, чем правовые нормы, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Принципы помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов еще не урегулированных правовыми нормами.

По сфере действия принципы классифицируются на:

а) общеправовые, свойственные всей системе права;

б) межотраслевые;

в) отраслевые;

г) внутриотраслевые.

К общеправовым принципам относятся такие принципы: признание и гарантированность в РФ прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, неотчуждаемость основных прав и свобод человека и гражданина, равенство всех перед законом и судом, равенство прав и свобод мужчины и женщины и равенство возможностей для их реализации, право каждого на объединение для защиты своих интересов, гарантированность государственной защиты прав и свобод, включая судебную защиту и т.д. Общеправовые принципы представляют собой определяющие, наиболее существенные черты права в целом.

Межотраслевые принципы характерны для нескольких отраслей права одновременно. Они отражают черты двух и более отраслей права, как правило, близко соприкасающихся. К таким принципам относятся:



Обеспечение достойной жизни и свободного развития человека;

Обеспечение государственной поддержки семьи;

Обеспечение государственной поддержки материнства, отцовства, детства, пожилых граждан;

Запрещение принудительного труда;

Право на защиту от безработицы и т. д.

Перечисленные принципы характерны для таких отраслей права как трудовое, семейное, право соцобеспечения.

Внутриотраслевые принципы действуют для отдельных институтов какой-либо отрасли права, например, для института социального обслуживания в праве соцобеспечения в статье 4 ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ" от 28.12.2013 закреплены следующие принципы социального обслуживания :

Адресность;

Доступность;

Добровольность;

Гуманность;

Сохранение благоприятной среды;

Конфиденциальность;

Уважение прав человека.

Отраслевые принципы отражают специфику, существенные черты конкретной отрасли права. На них основываются и создаются нормы, образующие отрасль. Через содержание отраслевых принципов реализуются общеправовые и межотраслевые принципы. См. вопрос 2.

2. Содержание отраслевых принципов ПСО официально не закреплено в законодательстве, поэтому разные ученые по–разному их формулируют. Можно выделить следующие формулировки принципов:

Всеобщность социального обеспечения;

Многообразие видов социального обеспечения;

Дифференциация СО в зависимости от ряда значимых обстоятельств;

Соответствие СО уровню экономического развития.

Всеобщность социального обеспечения – этот принцип означает равную для всех возможность получать определенные виды социального обеспечения, при наличии объективных социально значимых обстоятельств независимо от пола, расы, и т.д. Право на социальное обеспечение гарантировано Конституцией РФ в ст. 39. В силу данного принципа социальное обеспечение предоставляется как гражданам РФ, так и иностранным гражданам и лицам без гражданства постоянно проживающим в РФ.

Этот принцип проявляется в нормах, регулирующих социальное обслуживание, которое предоставляется независимо от социального положения и продолжительности трудовой деятельности нуждающегося в соц. обслуживании гражданина. На этом принципе основаны нормы, регулирующие обеспечение граждан пособиями, медицинской помощью, протезированием.

Также принцип всеобщности реализован в пенсионном обеспечении, т.к. оно предоставляется не только тем гражданам, которые имеют длительный трудовой стаж, но и тем, которые недостаточно долго работали (менее 5 лет) или вообще не имеют трудового стажа.

Многообразие видов социального обеспечения предполагает, чтовзаконодательстве РФ закреплено значительное число жизненных ситуаций, которые являются основанием для предоставления социального обеспечения. К ним относятся: старость, инвалидность; потеря кормильца; болезнь; рождение ребенка; безработица; малообеспеченность; нуждаемость в посторонней помощи или уходе и т.д. По мере изменения социально – экономически условий, этот перечень может расширяться.

С многообразием оснований социального обеспечения связано и многообразие его видов (повторить вопрос: «Виды соц. обеспечения»).

Принцип дифференциации СО в зависимости от обстоятельств предусматривает, чтообъем и размер социально обеспечения, предоставляемого гражданам не является одинаковым.

Существуют различные критерии, по которым определяют условия и уровень обеспечения для конкретного гражданина. Наиболее важными из них являются трудовые критерии, т.е. продолжительность трудовой деятельности, условия и характер труда, длительная работа в отдельных профессиях, местность, где выполняется работа.

Кроме того, в законодательстве выделяют личностные или субъективные критерии дифференциации: пол, возраст, наличие иждивенцев, состояние здоровья, материальное положение.

Учет тех или иных критериев дифференциации определяется видом обеспечения, на который претендует гражданин, например: при назначении пенсии учитываются трудовые критерии, при предоставлении социального обслуживания - состояние здоровья и т.д.

Принцип соответствия СО уровню экономического развития страны :

Статья 7 Конституции РФ закрепляет, что политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь предполагает наличие средств, необходимых для удовлетворения не только минимальных физиологических потребностей, но и культурных и духовных интересов личности.

Однако обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны, поэтому в настоящее время в государстве закрепляются обязательные для исполнения, минимальные норм обеспечения, которые могут быть реально гарантированы.

Долгое время в качестве стандарта социального обеспечения выступал минимальный размер оплаты труда, в настоящее время в качестве социального стандарта выступает прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина определяется в целом по РФ и ее субъектам 1 раз в 5 лет.

Прожиточный минимум устанавливается в целом по РФ и ее субъектам каждый квартал.

Если среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина ниже прожиточного минимума, то семья считается малоимущей и имеет право на получение соц. поддержки.

В развитие данного принципа принят Закон, в соответствии с которым с 01. 01. 2010 г. производятся доплаты к пенсии лицам, у которых ее размер не достигает прожиточного минимума.

Тема № 4. «Источники ПСО»

1. Понятие источников, основания их классификации.

2. Международно-правовые акты как источники права социального обеспечения.

3. Характеристика источников ПСО.

1. Под источником права понимается внешняя форма выражения его содержания.

В этом смысле под источниками права социального обеспечения следует понимать нормативно – правовые акты соответствующих властных органов.

Так как отношения в сфере социального обеспечения населения очень разнообразны, то в настоящее время действует целый комплекс нормативных актов, которые можно классифицировать по различным основаниям:

§ По юридической силе;

§ По видам социального обеспечения;

§ По сфере действия, в том числе различают нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию РФ и нормативные акты, которые действуют на ограниченной территории;

§ По кругу лиц (нормативные акты, действие которых распространяется на всех граждан РФ и нормативные акты, которые действуют в отношении отдельных категорий) - общие и специальные.

2. Важное место среди источников ПСО занимают международно – правовые акты. Ст. 15 КРФ закрепила правило о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Международно-правовое регулирование выражается в разработке международных стандартов в области социального обеспечения.

По юридической силе международно-правовые акты можно классифицировать следующим образом:

а) акты, обязательные для исполнения государствами, участниками международных организаций без ратификации. К ним относятся:

Учредительные документы международных организаций, например, Россия - член ООН, учредительный документ - Устав ООН, номы устава имеют прямое действие и являются приоритетными по отношению к внутригосударственному праву.

б) акты, обязательные для исполнения только после ратификации или подписания, к ним относятся:

Документы ООН, МОТ

Международные договоры и т.д.

Например, Международный пакт ООН об экономических, социальных и культурных правах принят в 1966 году, ратифицирован в 1973 году. Участвующие в нем государства признали право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст.9). Право на достаточный жизненный уровень, включая право свободу от голода (ст. 11), на наивысший достижимый уровень физического, психического здоровья (ст.12.). Также можно назвать Конвенцию ООН «О правах ребенка», Европейскую социальную хартию 2000 г., в которой закреплено право на защиту от нищеты и социального отторжения.

Важными источниками ПСО являются международные договоры, заключенные РФ с другими государствами в сфере социального обеспечения. В большинстве таких договоров закреплены правила о социальном обеспечении граждан при переезде из одного государства в другое. Например, договор между РФ и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11.04.1994. Договор между РФ и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения. Ратифицирован 07.12.2006г.

Большое количество нормативных актов, связанных с социальной защитой граждан было создано странами – участниками СНГ, например, «Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения», от 13.04.1992 г. (РФ, Белоруссия, Украина, Армения, Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Кыргызстан).

в) акты, не подлежащие ратификации и необязательные для исполнения. Они содержат нормы рекомендательного характера. Наиболее важными из них являются: Декларации ООН и Рекомендации МОТ. Например, Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Декларация социального прогресса и развития 1969г.

3 . Наибольшее практическое значение имеет классификация источников ПСО по юридической силе на законы и подзаконные нормативные акты. Законы являются основными источниками права, они обладают высшей юридической силой по отношению ко всем нормативным актам кроме международных. Среди законов особое место принадлежит Конституции РФ , которая является юридической базой для всего законодательства страны, в том числе для ПСО.

Особое значение имеет статья 7 Конституции РФ (читать! ). Права человека в сфере социального обеспечении изложены в ряде статей Конституции РФ, в том числе 39, 40, 41.

Осуществление прав, закрепленных в КРФ, производится путем разработки конкретных законов, при этом запрещается уменьшение или ограничение прав, предусмотренных в КРФ.

Большое значение в регулировании отношений по предоставлению конкретных видов социального обеспечения имеют федеральные законы , например:

ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995,

ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 (оба утратили силу с 1.01.2015).

Вместо них вступили в силу с 1.01.2015 два закона от 28.12.2013:

ФЗ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

ФЗ N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в РФ".

Кроме того, действует и будет продолжать действовать:

Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» № 166-ФЗ от 15.12.2001.

Законы издаются также и на региональном уровне , чаще всего они регулируют предоставление каких-либо дополнительных видов обеспечения, а также закрепляют состав потребительской корзины, величину прожиточного минимума, например:

Закон Воронежской области № 103-03 от 14.11.2008г. «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области»; Закон Воронежской области № 98-03 от 25.06.2012 г. «О государственной социальной помощи в Воронежской области».

Подзаконные нормативные акты по социальному обеспечению имеют форму указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, приказов, правил, инструкции и других нормативных актов министерств, ведомств и органов исполнительно власти субъектов РФ.

Подзаконные нормативные акты принимаются во исполнение законов и не должны им противоречить.

Указы Президента имеют часто нормативный характер, т.е. регулируют отношения на уровне закона, т.к. содержат новые нормы права.

Указы Президента принимаются в случаях, являющихся политическими или социально-значимыми. Например, Указ Президента РФ № 949 от 09.08.2005 г. "О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса РФ"

Значительное место среди источников ПСО занимают постановления Правительства. Они устанавливают правовой механизм реализации закрепленных законом прав граждан, в сфере социального обеспечения. Например: в целях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Правительством РФ утверждены списки работ и профессий, с учетом которых назначаются пенсии.

Кроме того, Постановления Правительства координируют деятельность органов власти по реализации принятых ФЗ, например, Постановление Правительства от 24.08.2005г. № 536 «О порядке выплаты дополнительного ежемесячного материального обеспечения инвалидам, вследствие «военной травмы».

Самостоятельную группу подзаконных нормативных актов составляют ведомственные нормативные акты, прежде всего - это акты Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ. В компетенции Минтруда находятся вопросы по обобщению практики применения законодательства и обеспечение единообразного его применения на всей территории РФ, например: Мин-во издает разъяснения о тождестве отдельных профессий, а так же прав. акты, в которых разъясняется порядок применения отдельных норм. Часто такие правовые акты издаются совместно с ПФР.

Органы исполнительной власти в субъектах РФ издают правовые акты, регулирующие предоставление дополнительных видов социального обеспечения или дополнительно социальной помощи на уровне субъекта, например: Постановление Правительства Воронежской области от 27.06.2013 №576 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям».

На местном уровне принимаются постановления по вопросам СО.

Основные этапы становления социального обеспечения в России

С развитием общества формируется социальная обеспеченность. Особое отношение возникает к женщинам. Лишь в эпоху феодализма появляются правовые акты, которые фиксируют это. Судебник Ивана 4 в 1589г. Появляются первые законы.

Начальный этап с 1917г. по 1922 с 1917 октябрьская революция дает возможность закрепление новой власти.

Послевоенный период 1945- 1991 до распада Советского союза. Основные права были заложены в конституции.

Понятие, формы и виды социального обеспечения

Социальное обеспечение- это выражение социальной политики гос-ва, направленное на социальное обеспечение определенной категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов и в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Формы: организационно правовые формы обеспечения:

Способ аккумуляционных средств

Круг субъектов(круг лиц) (1лица потерявшие кормильца 2беременны женщины 3дети 4семьи имеющих детей 5безработные 6лица имеющие статус беженцев и вынужденных переселенцев 6ветераны войны и труда 7лица пострадавшие от воздействия радиации 8лица награжденные орденами боевой и трудовой славы 9герои советского союза и России 10жители блокадного Ленинграда 11лица награжденные медалью за оборону Ленинграда 12бывшие узники концлагерей и ГЕТА 13лица подвергшиеся репрессии и в последствии реабилитированные.

Виды обеспечения

Система органов

1)централизованные –обязательное соц. Страхование

2)местные – соц. Обеспечение за счет средств бюджета

3)льготная- смешанная

Виды:

Денежная (пенсии пособия) – социально обеспечительная помощь

Натуральная(содержание в домах престарелых интернатах)- соц. Обеспечительное содержание

Основные – процедурные –процессуальные

Понятие, предмет и метод права социального обеспечения

Право социального обеспечения- это система правовых норм регулирующих отношения между нетрудоспособными и иными категориями граждан и управомоченных государством органом по предоставлению им социального обеспечения в денежной и натуральных формах, а также по поводу установлению юридических фактов, реализации и защиты нарушенного права за счет специально предназначенных финансовых источников.



Предмет

Система льготных общественных отношений

1общественные отношения(по соц. Обеспечению в денежной форме)

Пенсии –пособия –компенсации – выплаты

2.тношения по предоставлению различных социальных услуг

Соц. Обслуживание престарелых, инвалидов, семей с детьми, беженцев и вынужденных переселенцев

Мед. Услуги, обслуживание, льготы

3.процедурные процессуальные

Установление юр. Фактов –реализация и защита прав на тот или иной вид соц. Обеспечения (помощь и содержание)

Метод:

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов, способов и средств правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан

Система права социального обеспечения

1.Общая часть:

Номы закрепляющие права человека в области социального обеспечения

Нормы, разграничивающие компетенцию РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в области социального обеспечения

Нормы –принципы

Нормы устанавливающие виды социальных рисков

2.Особенная часть:

Нормы регулирующие, предоставление пенсий

Нормы регулирующие предоставление пособий и других социальных выплат

Нормы, регулирующие предоставление бесплатных и частично платных социальных услуг

Нормы, регулирующие предоставление бесплатной медицинской помощи

Основные принципы права социального обеспечения РФ

Основными принципами права социального обеспечения являются:

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения. Право на социальное обеспечение является всеобщим. Оно распространяется на всех граждан без всякой дискриминации независимо от пола, расы, национальности, языка, места жительства и др.

2) Многообразие форм и видов социального обеспечения. В системе социального обеспечения граждан РФ представлены все формы (денежная и натуральная) и виды социального обеспечения (пенсии, пособия, льготы и услуги), которые предусмотрены нормами международных актов по социальному обеспечению.

3) Осуществление социального обеспечения за счет средств бюджета и страховых платежей. Отношения по социальному обеспечению являются частью распределительных отношений. Они должны соответствовать такому социальному критерию, как справедливость, то есть гарантировать оптимальное сочетание интересов личности, общества и государства. В социальном обеспечении это проявляется в предоставлении гражданам раз личных видов социального обеспечения с учетом трудового вклада и без всякой связи с трудом.

4) Единство и дифференциация социального обеспечения. Все граждане имеют право на социальное обеспечение в его различной форме и видах на условиях и в случаях, установленных законодательством. Дифференциация видов, условий и уровня (раз мера) обеспечения осуществляется в зависимости от социально значимых обстоятельств, наибольшее значение среди которых имеет трудовой вклад гражданина, а также причины нетрудоспособности, нуждаемость и др.

5) Осуществление социального обеспечения в объеме не ниже социального стандарта, признаваемого государством на определенном этапе развития общества. Социальный стандарт должен соответствовать прожиточному минимуму.

6) Охрана прав граждан на социальное обеспечение. Осуществление и восстановление нарушенных прав граждан на социальное обеспечение гарантируется в различных формах (политической, идеологической, экономической, правовой).

к отраслевым принципам права социального обеспечения можно отнести:

а) связь обеспечения осуществляется, как правило, с трудом;

б) обеспечение касается не только граждан, но и их семей;

в) свобода приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими;

г) приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан;

д) зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума.


Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. должны быть закреплены в правовых нормах или же прямо следовать из их содержания.
Принципы могут быть выведены из анализа общих, наиболее существенных черт фактического содержания совокупностей норм права соц. защиты:
1. Всеобщность – право на соц. обеспечение имеют все категории трудящихся, рабочие и служащие, учащиеся, военнослужащие, беженцы, безработные, независимо от пола, расы, вероисповедания и т.д.
2. Всесторонность – необходимые услуги предоставляются во всех случаях, когда возникает признаваемая обществом потребность (пр: рождение ребенка, наступление пенсионного возраста).
3. Доступность – этот принцип реализуется в двух аспектах:
 Условия обеспечения реально достижимы (пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
 Законодательство возлагает на соответствующие государственные органы, а в ряде случаев и на работодателей, обязанность оказывать гражданам содействие в сборе и оформлении необходимых документов (например, представлять в Пенсионный фонд индивидуальные сведения о стаже и заработке застрахованных лиц для осуществления персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования).
4. Принцип различия условий и уровня социального обеспечения в зависимости от трудового стажа и некоторых других обстоятельств (например, размер пенсии по инвалидности зависит от степени инвалидности);
5. Многообразие видов социального обеспечения:

материальная помощь социальное обслуживание
оказывается в форме денежных (оказание материальной поддержки
выплат (пенсии, пособия, компенсации) в натуральной форме или в виде положительных действий со стороны гос органов или общ организаций в пользу обеспечиваемых)
Пенсия – это регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Социальное обслуживание включает в себя:
Протезирование; Предоставление средств передвижения инвалидам; Содержание в домах-интернатах престарелых и инвалидов; Бесплатное профессиональное обучение инвалидов;
Санаторно-курортное лечение и т.д.


  • Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения п. Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению. Субъекты и объекты правоотношений.


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО


  • Принципы ПСО . Понятие , классификация , характеристика .
    Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспече... подробнее ».


  • Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.Си�.
    Общая характеристика правоотношений по соц. обеспечению.
    Понятие , виды и юридическое значение трудового стажа. Трудовой стаж – учитываемая при...


  • Классификация методов управления по их мотивацион-ным характеристикам включает три группы методов.
    Осуществляются данные методы в форме приказов, распоряжений, норм, правил, принципов , команд, регламентирующих и административных актов.


  • Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение. 7 принципов (по декларации 1970 года) - принцип суверенного равенства государств - предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам...


  • Понятие об эмоциях. Классификация и функции эмоций и эмоциональных состояний, их характеристика .
    Характеристики эмоций и чувств: 1. Носят личностный (субъективный) характер .


  • Признаки преступления – основные черты, которые в совокупности формируют понятие преступления.
    Степень общественной опасности – количественная характеристика , которая определяется значимостью
    Критерием классификации выступает общественная опасность.

Найдено похожих страниц:10



– 1 –

Проблеме принципов права социального обеспечения посвящены труды В.С.Андреева, Е.И.Астрахана, А.Н.Егорова, А.Д.Зайкина, М.Л.Захарова, Е.Е.Мачульской и др.

Принципы права социального обеспечения – это основные начала, руководящие идеи, выражающие его сущность и назначение в обществе.

Значение принципов права социального обеспечения :

Ø выступают в качестве руководящих идей для законодателя, определяя пути совершенствования норм права социального обеспечения;

Ø компетентные органы и должностные лица руководствуются принципами права социального обеспечения при принятии индивидуальных решений;

Ø в случаях пробелов в законодательстве принципы права социального обеспечения могут использоваться в качестве юридического основания при рассмотрении спора о праве;

Ø принципы права социального обеспечения помогают правильному толкованию юридических норм.

Право социального обеспечения относится к числу тех отраслей, принципы которых текстуально не закреплены в законе. До сих пор нет общего нормативного акта (Основ или Кодекса), где они были бы зафиксированы. Поэтому исследователи данного института выводят их из сути норм права социального обеспечения. Следовательно, принцип права социального обеспечения может быть закреплен в норме права, при этом выступая как норма-принцип , а если принцип не закреплен в нормах права, то он выводится из содержания правовых норм.

Некоторые принципы находят непосредственное применение на практике, другие же служат ориентиром, описывающим должное или идеальное поведение субъектов, к которому следует стремиться, но которое пока не реализовано в реальных отношениях вследствие несовершенства нормотворческого процесса, экономических проблем, недостаточного уровня правосознания, несоответствующей стадии развития общества.

Право социального обеспечения пока не имеет ни законодательно установленного, ни единообразно сформулированного доктринального перечня принципов ни на международном, ни на внутригосударственном уровне.

Классификация принципов права социального обеспечения:

Ø Общеправовые свойственны всем отраслям права, определяют сущностные характеристики всей правовой системы соответствующего государства, содержание его законодательства;

Ø Межотраслевые – отражают единые черты нескольких отраслей права;

Ø Отраслевые характеризуют право социального обеспечения как отдельную отрасль права;

Ø Внутриотраслевые (институционные) касаются отдельных институтов отрасли права социального обеспечения.

Система принципов права социального обеспечения соотносится с общей системой принципов права, в основе которой лежит родовая классификация.

– 2 –

Общеправовые принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на всех субъектов права. Основным содержанием таких принципов являются представления о должном поведении, идеалах и ценностях, принятых и признанных человеческим обществом на данном этапе его развития.

В доктрине не выработано единой позиции относительно перечня общеправовых принципов права социального обеспечения. Так, М.В. Филиппова предлагает следующий перечень принципов:

  • гуманизма;
  • социальной справедливости;
  • равенства прав граждан;
  • законности;
  • гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека;
  • федерализма;
  • включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права;
  • признания права каждого на жизнь;
  • неотчуждаемости основных прав и свобод человека;
  • единства прав и обязанностей;
  • демократизма;
  • непосредственности действия прав и свобод человека;
  • неприкосновенности частной жизни.

М.Л. Захарова и Э.Г. Тучкова называют в составе общеправовых принципов также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц . В.А. Ершов и И.А. Толмачев предлагают рассматривать в качестве принципов права социального обеспечения принцип социального государства . Д.А. Никонов и А.В. Стремоухов включают в состав общеправовых принципов права социального обеспечения презумпцию добропорядочности субъекта права и принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность. К общеправовым С.И. Кобзева относит .

Таким образом, к числу основных общеправовых принципов права социального обеспечения относятся:

v принцип гуманизма право социального обеспечения в целом изначально построено на принципе гуманности, ибо все его нормы направлены именно на повышение благосостояния каждого человека, обеспечение ему достойного существования. Российское социально-обеспечительное законодательство использует этот принцип для установления принципиальных основ функционирования различных институтов социального обеспечения. Само конституционное определение России как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, свидетельствует о значении принципа гуманизма во всех сферах жизни российского государства и общества;

v принцип социальной справедливости заключается в стремлении государства и общества к выравниванию не только обязанностей и прав, но и возможностей всех категорий населения, включая и тех, для которых самостоятельная реализация предоставленных им прав объективно затруднена или изначально невозможна. Принцип справедливости включен в число основополагающих принципов осуществления некоторых видов социального обеспечения в РФ. Конституционный суд РФ признал не соответствующим Конституции отсутствие особого механизма социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер по причинам, не связанным с осуществлением служебной деятельности. Поводом для рассмотрения дела послужила жалоба вдовы судьи, который вышел в отставку за два дня до своей смерти от онкологического заболевания. Получить пенсию в размере зарплаты судьи заявительница и двое ее детей не смогли, поскольку необходимых 20 лет судейского стажа у умершего не оказалось. Также им было отказано в выплате пенсии по закону о статусе судей, поскольку причинная связь смерти судьи с его служебной деятельностью установлена не была. При этом при расчете семье умершего пенсии по случаю потери кормильца не учитывались периоды работы судьей, поскольку из зарплаты судьи не уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд России (ПФР). В результате пенсия оказалась ниже, чем у семей, кормильцы которых имели аналогичный стаж, но работали в других организациях. Заявительница посчитала, что такое законодательное регулирование не соответствует Конституции. По итогам рассмотрения данного дела Конституционный суд отметил, что правовой статус судьи в полной мере распространяется на его членов семьи . Поэтому исключение заработной платы судей из базы для страховых взносов в ПФР должно учитывать имущественные интересы его иждивенцев. На практике применение общего порядка расчета пенсий без учета стажа работы судьей приводит к тому, что размер назначенной выплаты не соотносится с размером зарплаты судьи. Конституционный суд отметил, что в случае смерти члена Совета Федерации или депутата Госдумы членам их семей назначаются дополнительные выплаты (ежемесячное пособие и ежемесячное денежное содержание). Поэтому вопреки принципу справедливости члены семей судей поставлены в положение худшее, чем члены семей лиц, замещавших другие государственные должности. Конституционный суд признал, что Конституции не соответствуют положения действующего законодательства, не устанавливающие механизм социальной защиты нетрудоспособных членов семьи судьи, который умер вследствие причин, не связанных с его служебной деятельностью. Законодателю Конституционный суд предписал такой механизм установить, причем пенсионное обеспечение в таких случаях должно соотноситься с утраченным доходом;

v принцип равенства международными актами признается равенство прав человека, равноправие мужчин и женщин, равенство людей от рождения и вне зависимости от расовой принадлежности, равенство перед законом и судом, равное право на защиту закона, на доступ к государственной службе в своей стране, равная оплата за труд равной ценности и др. В области социального обеспечения данный принцип часто упоминается среди принципов государственной политики регулирования отдельных его институтов, а также целей и задач государственных и региональных органов социального обеспечения;

v принцип законности – конституционные гарантии соблюдения законности в области социального обеспечения состоят в: а) гарантировании каждому социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; б) в том, что именно законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Указанные гарантии касаются и прав каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, на обеспечение реализации жилищных прав малоимущим и др. Социально-обеспечительное законодательство непосредственно не упоминает принцип законности в своих нормах, однако использует его косвенно для формулирования основных начал и принципов установления социальных гарантий;

v принцип гарантированности признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека законодательство о социальном обеспечении выступает и в качестве инструмента обеспечения гарантий их соблюдения и защиты. При этом правовые нормы, устанавливающие гарантии соблюдения и защиты прав и свобод человека в сфере социального обеспечения, дифференцированы по категории лиц, пользующихся тем или иным видом социальной защиты: инвалиды, несовершеннолетние, женщины и др;

v принцип федерализма (ст.72 Конституции РФ). Исходя из конституционно установленного разграничения предметов ведения и полномочий в государственной системе социального обеспечения выделяются федеральный уровень и уровень субъектов Федерации;

v принцип включения в правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права – в силу ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России;

v право на жизнь ;

v принадлежность основных прав и свобод человека каждому с момента рождения и их неотчуждаемость права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы, принадлежат каждому человеку от рождения;

v принцип единства юридических прав и обязанностей определяет их неразрывную взаимосвязь;

v принцип демократизма ;

v принцип непосредственности действия прав и свобод человека нормы, их закрепляющие, не нуждаются в издании дополнительных правовых актов, конкретизирующих порядок их применения, и органы государственного и муниципального управления обязаны руководствоваться ими в своей деятельности;

v принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека социальные права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень.

Таким образом, большинство этих принципов закреплено в общепризнанных международных актах, причем нередко – непосредственно в преамбуле, в качестве положений, на которых базируются все прочие закрепленные в этих актах общепризнанные принципы и права человека. К таким принципам относятся принципы гуманизма, справедливости и равенства . Эти принципы могут встречаться в преамбулах международных актов в различных формулировках, что подчеркивает их многогранность и приоритет относительно более специфических, межотраслевых или отраслевых, принципов. Большинство этих принципов входят в категорию конституционных и упоминаются, косвенно или непосредственно, либо в Преамбуле Конституции РФ, либо в тексте ее статей (ст.2,17-19, 30, 45, 46, 53, 55 и др.)

– 3 –

Межотраслевые правовые принципы охватывают две (или более) отрасли права, как правило, близко соприкасающиеся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право). Они не являются абсолютно обособленными от общих принципов права, поскольку базируются на них.

В доктрине не выработано единого подхода относительно перечня межотраслевых принципов права социального обеспечения.

Большинство ученых относят к межотраслевым принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и принцип охраны здоровья . М.В. Филиппова, а также М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова включают в число межотраслевых принцип защиты от бедности. Также к числу межотраслевых М.В. Филиппова относит: принцип единства и дифференциации видов, условий и уровня обеспечения, принцип равенства всех форм собственности . М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова считают межотраслевым принцип защиты от безработицы , а по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова, межотраслевым считается принцип защиты безработных и принцип-право на достойное существование , С.И. Кобзева полагает, что межотраслевым является принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в составе межотраслевых принципов называют принцип-право пожилых граждан, инвалидов на социальную защиту , который по мнению Д.А. Никонова и А.В. Стремоухова распространяется также на ветеранов. Указанный принцип сформулирован отдельными учеными более комплексно – как «принцип обеспечения социальной защиты в связи с воздействием социального риска» . В свою очередь, С.И. Кобзева считает межотраслевым принципом принцип запрета принудительного труда .

Наряду с принципами, отражающими социально-экономическую сущность права (в данном случае таких отраслей, как трудовое право и право социального обеспечения), в литературе сформулированы принципы, на которых должна строиться социальная политика государства. К ним, в частности, относятся: единство экономической эффективности и социальной справедливости, взаимосвязь защиты и самозащиты, субсидиарность .

Таким образом, к межотраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения, можно отнести :

Ø принцип участия общественных объединений, представляющих интересы социально уязвимых групп населения и застрахованных лиц, в разработке, принятии, осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Этот принцип характерен не только для права социального обеспечения, но и в административного, конституционного, трудового права;

Ø принцип государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан гарантируется нормами трудового, семейного права, права социального обеспечения;

Ø принцип социальной защиты населения от рисков рыночной экономики, от ухудшения экологической ситуации, урбанизации и т.д. Этот принцип направлен на обеспечение:

1) стабильности трудовых отношений, социальных гарантий в области оплаты труда, воспроизводства рабочей силы, включая продолжительность рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, гарантии для лиц, совмещающих работу с обучением, работникам при рассмотрении их трудовых споров (трудовое право);

2) государственной поддержки, охраны и защиты частной собственности, поддержки предпринимательства и др. (гражданское право);

3) жильем и, в частности, социальным, улучшение жилищных условий (жилищное право);

4) государственной поддержки института брака, семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей, супругов и др. (семейное право);

5) благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности человека (экологическое право);

6) экономически обоснованной и всесторонней системы материального обеспечения, социального обслуживания, предоставления льгот и компенсаций некоторым категориям лиц, которые являются нетрудоспособными, несут повышенные расходы, являются малообеспеченными (право социального обеспечения). Этот принцип взаимосвязан с такими межотраслевыми принципами, как:

Ø принцип обеспечения достойной жизни и свободного развития человека ;

Ø принцип запрещения принудительного труда ;

Ø принцип защиты от бедности и безработицы .

Таким образом, указанные принципы являются общими для отраслей права, регулирующих общественные отношения, в которых граждане реализуют предоставленные им социально-экономические права.

– 4 –

Отраслевые принципы выражают особые свойства норм права социального обеспечения как отрасли права, формируясь на основе общеправовых принципов. Поскольку отношения по социальному обеспечению не кодифицированы, их содержание выводится из законодательных актов в данной сфере.

В теории права социального обеспечения также не сложилось единства мнений в отношении состава отраслевых принципов. Так, В.Ш. Шайхатдинов к отраслевым принципам относит: связь обеспечения, как правило, с трудом; обеспечение не только граждан, но и их семей; свободу приобретения гражданами своих прав и распоряжения ими; приоритет в обеспечении некоторых категорий граждан; зависимость уровня обеспечения от прожиточного минимума. Е.Е. Мачульская выделяет такие отраслевые принципы: всеобщность; финансирование социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов, а также за счет государственного бюджета; дифференциация социального обеспечения в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов; универсальность и комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально-значимых обстоятельств, установленных законом. По мнению Э.Г. Тучковой, к отраслевым следует отнести такие принципы как: осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета; дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально-значимых обстоятельств; обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума; гарантированность социального обеспечения в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально-значимыми; многообразие видов социального обеспечения; всеобщность социального обеспечения; участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Анализ различных позиций позволяет отнести к отраслевым принципам, входящим в систему принципов права социального обеспечения :

Ø всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст.ст.38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Согласно ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05 1995 г. (с изм. от 22.12.2005 г.) устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства. Каждая семья в РФ независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспечения. В соответствии с указанным законом гражданам, имеющим детей, устанавливаются следующие виды государственных пособий: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Принцип всеобщности обеспечения закреплен также в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 1 Закона «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.2001 г. (с изменениями от 23.12.2003 г.). В пределах Федеральной и территориальных программ обязательного медицинского страхования медицинская помощь и лечение предоставляются всем гражданам РФ , а при определенных условиях – иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.

Ø гарантированность социального обеспечения возможность получения в порядке социального обеспечения предусмотренных законодательством материальных благ гарантирована каждому при наступлении социальных рисков, установленных законом;

Ø адресность социального обеспечения предусмотренные законодательством меры социального обеспечения направлены на конкретных субъектов (группы субъектов: различные категории пенсионеров, инвалидов, ветеранов и др.), обладающих в этой связи соответствующим специальным статусом);

Ø дифференциация правового регулирования в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;

Ø обеспечение граждан во всех случаях утраты трудоспособности и множественность видов социального обеспечения наличие предусмотренных законодательством обстоятельств, таких как инвалидность, достижение пенсионного возраста, получение трудового увечья, потеря кормильца и др. обуславливает особенности и состав предоставляемых соответствующему субъекту средств социального обеспечения; законодательное закрепление предоставляемого в каждом конкретном случае вида социального обеспечения, а также индексации его размера;

Ø социальное обеспечение за счет уплаты единого социального налога (взноса), зачисляемого в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования), государственного бюджета и негосударственных пенсионных фондов. В соответствии со ст. 241 Второй части НК установлена прогрессивная шкала ставок уплаты работодателем единого социального налога (взноса) на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года. ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закреплены основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ. В ст. 22 и 23 данного Закона установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование работников, которые уплачиваются работодателями в Пенсионный фонд РФ. Размер страховых взносов зависит от возраста работника и начисляемой заработной платы. Негосударственные пенсионные фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О негосударственных пенсионных фондах». Деятельность фондов по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает аккумулирование пенсионных взносов, размещение пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фондов и выплату негосударственных пенсий их участникам. Фонды осуществляют выплаты негосударственных пенсий независимо от государственного пенсионного обеспечения населения;

Ø соизмерение размеров пособий, пенсий и других выплат с прожиточным минимумом. В соответствии с ФЗ от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в РФ» для установления минимального размера пенсии по старости, оказания государственной помощи гражданам в субъектах РФ, а также определения размеров пособий и других социальных выплат ежеквартально определяется величина прожиточного минимума.

– 5 –

Внутриотраслевые принципы права социального обеспечения это принципы, касающиеся его отдельных институтов, субинститутов. Они, в отличие от общеправовых и отраслевых принципов, как правило, формулируются в законодательных актах, унифицирующих нормы данных институтов и субинститутов. Так, например, в ст. 5 ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 25.11.2013) закреплены принципы института социального обслуживания : адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

Для такого института права социального обеспечения как пенсионное обеспечение , характерны следующие принципы:

Ø каждый гражданин имеет право на пенсию в случае утраты трудоспособности (по старости, по инвалидности и в иных, предусмотренных законодательством случаях);

Ø каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию;

Ø каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком;

Ø средства обязательного государственного пенсионного страхования используются исключительно на пенсионное обеспечение застрахованных лиц по правилам и нормам, установленным законом. Часть этих средств централизуется и перераспределяется в целях обеспечения пенсионных гарантий граждан независимо от их места жительства на территории РФ. Расходы на пенсионное обеспечение не участвовавших в пенсионном страховании лиц покрываются за счет средств федерального бюджета.

Правовой институт «обязательное медицинское страхование» характеризуют следующие принципы:

Ø соблюдение прав человека и гражданина;

Ø доступность медико-социальной помощи;

Ø социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

Ø приоритет профилактических мероприятий и т.д.


Андреев. В. С. Право социального обеспечения в СССР: Учебник для вузов. М., 1987.

Астрахан Е.И.Принципы пенсионного обеспечения рабочих и служащих в СССР. М.1961.

Егоров А.Н. Основные принципы советского права социального обеспечения. - М.: Изд-во Московск. ун-та, 1984.

Советское право социального обеспечения / Под ред. А. Д.Зайкина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - М: Издательство БЕК, 2001.

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998.

Например, принцип солидарности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 г. № 9-П; Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. № 187-О; Определение Конституционного Суда РФ от 02.10.2003 г. № 383-О, и др.), принцип адресности (п. 2.1. ч. II Постановления Минтруда РФ от 26.11.2001 г. № 82 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы региональных органов, осуществляющих деятельность по обеспечению социальной защиты населения») и др. подобные принципы.

Например, принцип обеспечения достойной жизни человека (см. п. 1 ст. 7 Конституции РФ; ст. 2 ТК РФ; п. 2 ст. 5 Закона РФ 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; Преамбула ФЗ от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; Преамбула ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», и др.), или принцип равенства (см. например Определение Конституционного Суда РФ от 27.01.2011 г. № 179-О-П, подтвердившее неконституционность абз. 2 и 4 ч. 1 ст. 15 ФЗ от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», устанавливающих различный уровень гарантий матерям, уволенным в период отпуска по беременности и родам либо вследствие ликвидации организации. К принципам-целям необходимо отнести принципы справедливости и равенства , реализация которых на практике вряд ли объективно достижима.

Единые минимальные стандарты социального обеспечения сформулированы в Конвенции МОТ № 102 (1952 г.), однако эта Конвенция содержит не принципы, а именно перечень конкретный гарантий в сфере медицинского обслуживания, пособий по болезни, безработице, старости, производственным травмам, в связи с исполнением семейных обязанностей, материнству, инвалидности и вдовству.

Например, подобно тому, как это сделано в ст. 2 ТК РФ, где раскрываются и конкретизируются принципы трудового права, имеющие общеправовую, межотраслевую, отраслевую, а также внутриотраслевую, институционную природу. В настоящее время на внутригосударственном уровне в РФ разработаны лишь принципы отдельных институтов права социального обеспечения. Так, законодательно установлены принципы: осуществления обязательного социального страхования (ст. 4 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999 г.), социального обслуживания (ст. 5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195-ФЗ от 10.12.1995 г.), обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 4 ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998 г.) и деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (ст. 3 ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» № 122-ФЗ от 02.08.1995 г.)

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01 1993 г. № 1-П

Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 91-96.

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 113-114.

Ершов В.А., Толмачев И.А. Право социального обеспечения. - М.:, 2009. – С. 4-5.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 64-65.

Право социального обеспечения./ Отв. ред. К.Н. Гусов. – М:Проспект,2001

Так, принцип гуманности непосредственно упомянут, например, в ст. 5 ФЗ № 195-ФЗ от 10.12.1995 г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и практически во всех ГОСТах по социальному обеспечению, принятых приказами Ростехрегулирования; гуманистический характер образования и приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности упоминается в п. 1 ст. 2 Закона РФ № 3266-1 от 10.07.1992 г. «Об образовании», и др. Данный принцип прослеживается и в иных нормах: например, ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»; ст. 4 ФЗ № 165-ФЗ от 16.07.1999 г. «Об основах обязательного социального страхования», ст. 3 ФЗ № 122-ФЗ от 02.08.1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

П. 1 ст. 7 Конституции РФ.

Например, преамбулы Указов Президента РФ № 858 от 08.06.1996 г. «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» и № 63 от 24.01.1995 г. «О восстановлении законных прав российских граждан - бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период» упоминают справедливость в качестве цели принятия данных Указов; ГОСТах по социальному обслуживанию населения, медицинской реабилитации и др.

Постановление Конституционный Суд РФ от 19.11. 2012 г.по делу о проверке конституционности п.7 ст.20 Закона РФ «О статусе судей в РФ» и ряда положений ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»

См. например: Преамбула, ст. 1, ст. 7, ст. 10, ст. 21, п. 2 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; Преамбула, п. 1 ст. 2, ст. 3, п. 1 ст. 4, ст. 14, ст. 20, п. 4 ст. 23-26 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.; Преамбула, п. 2 ст. 2, ст. 3, ст. 7, п. 3 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ООН, 1966 г.); ст. 3, ст. 5, ст. 12, ст. 24, Конвенции о правах инвалидов 2006 г.; ч. II Конвенции о защите прав всех трудящнихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.; п. 1 ст. 10, ст. 11 Конвенции МОТ 2011 г. № 189 «О достойном труде домашних работников»; п. 2 ст. 4, ст. 20, ст. 27 Европейской социальной хартии 1996 г (пересмотренной); ст. 5, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Совет Европы, 1950 г.), ст. 6, ст. 14, ст. 20, ст. 29, абз. 2 Концепции Евразийской социальной хартии 2004 г. и др.

См. например: п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; абз. 1 п. 1 ст. 4 ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Преамбулу ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Там же в ч. 1 ст. 2 равенство возможностей упоминается среди целей социальной защиты в определении понятия «социальная зашита» и в подп. 4 ч. 1 ст. 5 среди целей региональных программ в области социальной защиты инвалидов; равенство прав и возможностей граждан в вопросах занятости населения упоминается в п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 13, подп. 3 п. 2 ст. 15.1, п. 1 ст. 26 Закона от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»; в п. 4 ст. 7 ФЗ от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и др.

Ст. 39 Конституции РФ.

Ст. 41 Конституции РФ.

П. 3 ст. 40 Конституции РФ.

См. например: подп. 2 п. 1 ст. 14 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в РФ»; абз. 1 Преамбулы, ст. 32 и 33 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ; п. 1 ст. 8, п. 2 ст. 9 ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; ФЗ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и др.

См. например, Преамбулу Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., Преамбулу Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах ООН 1966 г. и Преамбулу Международного пакта о гражданских и политических правах ООН 1966 г.

См. например: Филиппова М.В. Право социального обеспечения. – М.: Юристъ, 2006. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Право социального обеспечения. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. – М.: Волтерс Клувер, 2005. – С. 114-115; Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – М.: Издательство Проспект,2001. - С. 81; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Право социального обеспечения. – М.: Норма, 2005. – С. 65-66.

См. например: Филиппова, М.В. Указ. соч. – С. 96-100; Мачульская, Е.Б. Указ. соч. – С. 109; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. - С. 114-115; Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 65-66.

Филиппова, М.В. Указ. соч. - С. 96-100; Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Там же.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 65.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. - С. 66.

Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. – Там же.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Указ. соч. – С. 114.

Д.А. Никонов, А.В. Стремоухов. Указ. соч. – С. 66

Подробнее о понятии социального риска см. например: Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект. - М.: ООО «Издательство Проспект», 2002. – С. 23; Мачульская Е.Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник МГУ Серия 11. Право. - 1999. - № 1. - С. 26 – 27; Федорова М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования. - Омск: Омский госуниверситет, 2003. - С. 15, 18, 33-34; Миронова Т.К. Право и социальная защита. - М.: Права человека, 2006. - С. 140; Благодир А.Л. Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений. // Социальное и пенсионное право. - 2011. - № 1. - С. 5 – 12; см. также: Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. М.: Юстицинформ, 2009. – С. 206-209.

Право социального обеспечения. / Отв. ред. К.Н. Гусов. -Там же.

Захаров, М.Л., Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения. - М.: Волтерс Клувер, 2005.

Право социального обеспечения: учебник / под ред. В.Ш. Шайхатдинова. М.: Юрайт, 2013 С.51

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: Учебн. пособие. М., 1998-С.65

Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учебник. М., 2004-С. 102–106

Под принципами понимают руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

К общесоциальным относятся такие принципы, как социальная свобода, справедливость, демократизм, гуманизм и другие.

Социально-юридическими являются такие принципы, как законность, равенство всех перед законом, правосудие, взаимная ответственность личности и государства и др.

Принципы права могут быть классифицированы в зависимости от степени распространенности в системе права, по степени их значимости. Они делятся на общие, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общими являются принципы, применяемые во всей системе права, закрепленные, как правило, в основном законе страны. К ним относятся принципы социальной свободы, гуманизма, равноправия, законности и др.

Межотраслевые принципы представляют собой руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права. Примером может служить принцип коллегиальности рассмотрения уголовных и гражданских дел, гласности судебного разбирательства, который является единым для гражданского процессуального и уголовного процессуального права.

Отраслевые принципы охватывают наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Так, например, отраслевым является принцип презумпции невиновности, в соответствии с которым никто не может быть обвинен в совершении преступления, пока это не установлено судом. Также никто не обязан доказывать свою невиновность, пока не доказана его вина. Этот принцип является уголовно-правовым.

В гражданском процессуальном праве имеется отраслевой принцип диспозитивности. Данный принцип является отражением автономного положения субъектов спорных правоотношений. Основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. В соответствии с принципом диспозитивности гражданские дела, по общему правилу, возникают, развиваются, изменяются, переходят от стадии к стадии и прекращаются главным образом под влиянием инициативы участвующих в деле лиц.

Рассмотрим некоторые из названных принципов различных видов.

Принцип гуманизма является основополагающим для правового государства. Его суть состоит в закреплении правом отношений между людьми на основе человеколюбия, уважения достоинства личности, создания всех условий, необходимых для нормального существования и развития личности.

Гуманизм проявляется в том, что экономический и социальный строй, закрепленный законодательством, должен исключать угнетение, бесчеловечное отношение к личности. Система гарантий, существующая в государстве, обязана при ее последовательной реализации защитить гражданина от неправомерного посягательства. Наибольшее значение принцип гуманизма приобретает для охранительных отраслей права, в первую очередь для уголовного. Наказание, применяемое к преступнику, должно служить целям воспитания, а не унижения. Полное и неуклонное проведение принципа гуманизма позволяет надеяться на исправление преступника и возвращение его к социально активной правомерной жизни.

В полной мере гарантии прав и свобод личности могут работать в правовом государстве.

Принцип равенства граждан перед законом выражается в том, что все граждане независимо от национальной, религиозной и иной принадлежности, должностного и иного положения имеют равные права и обязанности, в одинаковой степени отвечают перед законом.

Данный принцип проявляется в равном исходном положении всех граждан государства. В государстве устанавливается равная для всех возможность иметь права и обязанности, однако в отношении каждого гражданина она проявляется по-разному в зависимости от конкретной ситуации, таланта, трудолюбия, социальных условий и других субъективных факторов. Кроме того, этот принцип выражается в равных общегражданских правах. Эти права гарантируются основным и иными законами государства и охватывают право избирать и быть избранным, право на труд, на охрану здоровья, на образование, на жилье и т.д. Речь в данном случае идет именно об общегражданских правах и свободах. Специальные права и свободы вытекают из должностного, выборного и иного положения. В связи с этим остро стоит вопрос о реальном воплощении общегражданских прав и свобод, о ликвидации привилегий, которые для других порождают дополнительные права. Этот принцип проявляется в равной ответственности перед законом. Все без исключения граждане должны отвечать за совершенные правонарушения независимо от занимаемого должностного и служебного положения.

Принцип демократизма в формировании и реализации права проявляется в широком участии представителей населения, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма являются порядок образования и функционирования правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

Принципы права наряду с другими юридическими нормами, т.е. конкретными правилами поведения, способны регулировать общественные отношения. Они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному делу (при аналогии права, например) .

Правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания .

Правовые принципы в сфере социального обеспечения были предметом изучения многих известных ученых-правоведов: В.С. Андреева, М.Л. Захарова, Р.И. Ивановой, Е.Е. Мачульской,

Э.Г. Тучковой и др.

Отраслевые принципы развиваются динамично с экономическим, политическим, социальным развитием общества. Основными положениями данной отрасли являются принципы социального, материального обеспечения некоторых слоев общества, нуждающихся в социальной поддержке.

Поэтому под принципами права социального обеспечения понимаются основополагающиеся идеи, руководящие начала, которые отражают единство отрасли права социального обеспечения.

Отраслевые принципы права социального обеспечения у ряда авторов сформулированы по-разному. Например, Е.Е. Мачульская называет их в следующем порядке:

  • всеобщность права на социальное обеспечение;
  • дифференциация в зависимости от условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатических зон, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
  • гарантированность социального обеспечения при наступления социальных рисков и иных социально значимых обстоятельств, установленных законом;
  • ориентация социального обеспечения на достойный уровень жизни .

Принцип всеобщности имеет значение применительно к кругу лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию. В определенный период данный круг лиц имел весьма ограниченный характер. Но в связи с изменением ТК РФ работодатель осуществляет обязательное социальное страхование, т.е. работодатель обязан платить страховые взносы в различные государственные внебюджетные фонды. В Законе о трудовых пенсиях применяются такие категории лиц, как граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ и застрахованные в силу закона. Категория гражданства имеет статус прав и обязанностей и взаимосвязь человека с государством. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. предусматривает, что каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение, а также на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной области.

Национальное законодательство включает все усилия для реализации положений декларации. Так, в Законе о медицинском страховании предусматривается, что обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с федеральным и территориальными программами государственных гарантий. Круг лиц, в соответствии с данным законом подлежащий обязательному медицинскому страхованию, наиболее широкий.

Действия государства по приведению законодательства в соответствие с принципом всеобщности продолжается и на современной этапе.

Дифференциация правового регулирования отношений по социальному обеспечению является одним из важнейших и сложнейших принципов в праве социального обеспечения.

Критерии дифференциации имеют объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда). Кроме того, важно учитывать еще особые субъективные свойства участников правоотношений (женщины, несовершеннолетние, инвалиды и др.).

Многие объективные критерии дифференциации закреплены в законодательстве и их можно разделить на группы, виды.

Известный ученый-правовед Э.Г. Тучкова разделяет критерии дифференциации правового регулирования отношений по социальному обеспечению на три группы: системные , видовые и внутривидовые ".

Первая группа включает критерии, обусловливающие наличие нескольких организационно-правовых форм социального обеспечения .

Во вторую группу включается видовые критерии, связанные с наступлением социального риска или иного значимого обстоятельства (например, старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет, отсутствие источников средств существования).

Третья группа включает внутривидовые критерии. Они носят, как правило, объективный характер (природно-климатические, вредные условия, тяжелые и особо вредные условия). Субъективные условия - это, например, свойства участников правоотношений, физиологические особенности, состояние здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).

Дифференциация нужна, так как материальное положение ряда категорий лиц должна выравниваться, но тем не менее она должна носить необходимый характер. Поэтому установление ряда специальных норм для отдельных категорий населения, которые имеют особые заслуги перед государством, крайне важны. Это, например, бывшие узники фашизма, Герои СССР и РФ, лица, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсионеры, инвалиды I и II группы и пр.).

Гарантированность социального обеспечения при наступлении социального риска - принцип, который реализуется, если наступает конкретный случай, событие: безработица, болезнь, старость, трудовое увечье, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца, нуждаемость в медицинском помощи.

К сожалению, рыночные отношения не способствуют повышению материальной обеспеченности населения, в связи с этим необходимо уточнять принципы права социального обеспечения и их содержание. Бедность, нищета населения - один из составляющих элементов рыночных отношений за последнее время.

Так, практически на одном уровне держится коэффициент бедности, составляющий, как это следует из последних экономических расчетов, свыше 13%. По предварительным данным, коэффициент бедности в III квартале 2011 г. приближается к 15%. Также практически не снижается доля общей численности живущих ниже порога нищеты, бедных и малообеспеченных граждан страны, составляющая примерно 40% населения России .

Социальная помощь - один из видов борьбы с бедностью. Поэтому страховые случаи должны в законе меняться динамично в зависимости от ситуации. В настоящее время существует 12 видов обеспечения. Можно утверждать, что активно снижается численность среднего класса в России, увеличивается число богатых и очень богатых людей .

Не вызывает никаких сомнений, что причины бедности - прежде всего коррупция, политическая ситуация, финансово-экономический кризис.

Но и при финансово-экономическом кризисе богатые становятся богаче, бедные - еще беднее. В силу этих причин значение Федерального закона «О государственной социальной помощи» крайне актуально. Так, право на получение социальных услуг связано с возникновением трудной жизненной ситуации. Создание кризисных центров для определенных категорий лиц, условия их реабилитации остаются крайне важными.

Но, с точки зрения автора, следует вспомнить о некоторых завоеваниях советского периода: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование, бесплатное получение жилья. Такой критерий, как наличие необходимого уровня трудового стажа для получения пенсии, является в настоящее время также весьма актуальным.

Принцип означает, что все пенсии, пособия, компенсационные выплаты иные виды социальной помощи должны соответствовать достойному прожиточному уровню жизни. Этого требуют ст. 7 Конституции, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Но в настоящее время этот принцип не реализуется. Пенсионная система в кризисе. Понятие «прожиточный минимум» имеет правовое содержание и должно быть предусмотрено национальным законодательством.

На сегодняшний день величина прожиточного минимума не только не соответствует размерам пенсий, пособий и пр. По мнению автора, пенсионная система нуждается в серьезной реформе и следует определиться по основным позициям. Увеличение пенсионного возраста - обязательный шаг, т.е. для мужчин и женщин 62 года. Максимальный размер пенсий не устанавливается (но зависимость от длительности трудового стажа обязательна), минимальный размер должен соответствовать минимальному прожиточному уровню. Необходимо установить отраслевую дифференциацию при назначении пенсии (например, вредные условия труда и пр.).

Есть неблагоприятные условия для обеспечения достойного уровня жизни в стране. Одна из них - демографическая ситуация. Рождаемость - это проблема государственная. Следовательно, программа рождения детей имеет комплексный характер и предусматривает поэтапное обеспечение увеличения рождаемости.

Женщины, имеющие двух и более детей и занимающиеся их воспитанием, должны получать трудовую пенсию по старости.

Структура пенсии по старости должна складываться из заработка работника и среднего заработка в стране.

Принцип получения различных видов социального обеспечения в зависимости от наступления одного и того же обстоятельства нужно сохранить. Так, в связи с рождением ребенка мать получает право на единовременное пособие, на пособие по беременности и родам, на пособие по уходу за ребенком до полутора лет.

Вложение в социальную сферу зависит от увеличения числа среднего класса населения, производства, экономики.

2 Тучкова Э.Г. Указ. соч.

  • См.: Федосеев В.В. Социальная стратификация населения России: состояние идинамика. РГСУ. Филиал в г. Люберцы: Сб.: Материалы межвуз. науч.-практ, конф.(17 ноября 2011 г.) М.: Восход-А, 2011. С. 262.
  • См.: Федосеев В. В. Указ. соч. С. 260.
  • Похожие публикации