В. Е. Дружинин. Волевая регуляция поведения.

Воля и ее сила проявляются в волевых действиях (поступках человека). Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П.Павлову, связаны с функционированием мозга. Важ­ную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происхо­дит сличение достигнутого каждый раз результата с предвари­тельно составленной программой цели.

Изображения по-прежнему интенсивны, фантастические элементы в нем все еще находят свое применение. Именно в этот период необходимо развивать, высвобождать фантазию, которая необходима в воспитании детского творчества. Это мнение поддержали Зелина, Зелина и Зелин и другие. По их словам, хорошая фантазия позволит ребенку более творчески воспринимать мир, создавать лучшие гипотезы, ассоциации или альтернативы решению проблем. В то же время мышление развивается, понимая возможности, с помощью которых ребенок отличает воображение от реальности и превращается в реальность прогрессивного воображения.

Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции - побуди­тельную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия. В связи с этим воля подразделяется на активизирующую (побу­дительную, стимулирующую) и тормозящую. Побудительная функ­ция способствует активности человека не по факту (как реактивная), а на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Побуди­тельная и тормозная функция составляют "содержательную" ос­нову процесса волевой регуляции.

Существует каузальный способ мышления, который позволяет различать фантазию и реальность. Дети понимают логику вещей и критика растет. Мышление не является специфическим, ребенок все еще принимает все некритически. У детей растет опыт, и на их основе они начинают воспринимать отношения между своим знанием и объединять их вместе - они синтезируют свои знания. Они не могут мыслить абстрактно, но они приходят к так называемым реляционным абстракциям. В течение года теряется наивная концепция реальности.

Словарь растет, развитие речи еще не закончено. Интересы доминируют игры, рисование, чтение. Отличительной особенностью, представляющей интерес, является их разнообразие и общение. Преодолевая препятствия при выполнении школьных обязанностей, развиваются свободные черты и умышленное внимание.

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чув­ствами, желаниями и поведением.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные ре­акции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

Для взрослого взрослый мир становится важной моделью. Родители и учителя играют важную роль в социальных отношениях. Постепенно ребенок фокусируется на группе сверстников. Значительный сдвиг в области эмоций. В этот период взрослых привлекает уважение и уважение. Он чутко реагирует на присутствие своих одноклассников - некоторые из них безразличны к нему, другие восхищаются. У детей нет удивления, что симптомы не удивительны. Как уже упоминалось, важно развивать детское творчество в это время. Тем не менее, творчество предыдущего периода находится в спаде, что связано с неправильными требованиями школы, что скорее подавляет ее, а не развивает ее.

произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулиро­вания);

волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при до­стижении цели).

В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элемен­тарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове чело­века одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению. Та­ким актом можно, например, считать идеомоторный акт: способ­ность одной мысли о движении вызвать само движение. Более слож­ный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкури­рующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специ­фическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с про­явлением силы воли.

В соответствии с этим мы можем применять творчество в художественном, драматическом, литературном и музыкальном выражении. С уровня творчества доминирующее продуктивное творчество, созданное на основе выразительного уровня, характеризующегося спонтанностью и свободой, на этом этапе отступает на задний план. Ребенок приобретает определенные способы, методы и выражения для своих продуктов на основе выразительного творчества. В школе это продукт, который учитель или ученик сталкивается с требованиями или продуктами других учеников.

Для ребенка это первый и / второй уровень творчества, когда первый уровень творчества признает новизну и полезность самого сущности - ребенка, который создал продукт и второго уровня идеи, признает решение новым и полезным, например, класс, учитель, семья. Творческий ребенок проявляет себя в стремлении к самореализации, стремлении к самостоятельности в мышлении и действии, ему трудно обеспечить соблюдение правил и распоряжений. Если возможности детей младшего возраста не будут использованы, может возникнуть препятствие для их дальнейшего творческого развития.

Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем пре­одоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К слож­ным волевым актам относятся, например, отказ от вредных при­вычек (курения, алкоголизма) и дурных компаний. Сложный во­левой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максималь­ной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки" является наличие у первого развитых воле­вых качеств.

В это время творчество может развиваться в отдельных предметах, хотя каждый из них развивается определенным образом. Когда творчество развивает способности детей, это креативность также влияет на производительность школы. Именно в этот период необходимо развивать творческое мышление. Ученики, которые приобретают знания в процессе творческого обучения, могут не достичь высоких результатов, но продолжительность заучившегося, несомненно, дольше. В течение этого периода для детей создаются особые потребности в школе, которые в основном связаны с их опытом достижения успеха или неудачи.

Волевые качества подразделяются на три категории: первичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка); вторич­ные, или производные, волевые качества (решительность, сме­лость, самообладание, уверенность); третичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, прин­ципиальность, деловитость, инициативность).

Вот виды учеников с разной мотивирующей мотивацией. Этот период благоприятен для общего гармоничного развития личности ребенка, и прежде всего для развития творческого, оценочного мышления, а также для развития автономии и деятельности детей. Любой человек может быть творческим на уровне мышления и обучения личности. Он не человек, который не креативен. Таким образом, он не является не-творческим учеником. Творческие способности являются предпосылкой для творческой деятельности человека.

Зелина предложила четыре горизонта, через которые можно проанализировать и оценить творческую личность. Происхождение источника творческой деятельности личности - мы можем различать внешние и внутренние источники творческой деятельности и внешнюю и внутреннюю мотивацию в жизни творческой личности. Регулирование человеческих и мировых отношений обусловлено внутренней мотивацией. Творческая личность регулирует поведение на основе отношений с миром и сама по себе посредством внутренней и внешней идентификации причин поведения.

Волевые качества - категория динамическая, т.е. способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмо­ционально возбудимых, когда им приходится действовать вопре­ки своим природным или характерологическим данным.

Во времена творческой личности стали преобладать мотивация успеха и хорошей работы над мотивацией, которая начала страх перед неудачей. Это регулирование творческого поведения имеет характер когнитивных, внутренних мотивов. Регулирование человеческой деятельности и анализ личности с точки зрения творчества. Он реализуется через три стиля.

Это решение через схемы, которые содержат формальные операции и действия. Это решение проблем, при которых недвусмысленные схемы и процедуры не могут быть применены или если нет четкого представления о том, каким должен быть итоговый эффект. Временный аспект - означает сосредоточение внимания на прошлом, настоящем и будущем. Есть субъективные и объективные причины, которые каким-то образом блокируют цели на будущее, перспективы личности и ее устремления. Мы можем разделить их на две группы. Первая группа - это люди, которые не позволяют устанавливать такие цели, как состояние здоровья, польза, снижение навыков, которые могут быть не реальными, только недостаточно восприняты другим человеком.

Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые про­цессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько су­щественных фаз:

1) возникновение побуждения и постановка цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

Учитель должен исключить свою долю факторов, которые блокируют развитие личности. Вторая группа - это люди, которые не чувствуют необходимости в перспективе. Это может быть связано с неподходящим семейным подходом, школами, находящимися под влиянием негативного опыта.

Аксиологический аспект - применение творческого стиля посредством оценки, анализа и формирования личности. Это регулирование деятельности, которая будет касаться взаимоотношений человека, мира и задач. Цель творческого стиля - достичь творчества мира, но прежде всего личности и ее развития. Творческая личность должна проявлять прогрессивное, трансгрессивное поведение. Такое поведение является результатом применения полного процесса.

Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и жела­ние. Влечение - это неосознанная потребность, а желание- осоз­нанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а за­тем и в цель поведения. Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматрива­ется как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конф­ликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотно­шения мотивов, их важности для человека и последствий, резуль­тирующих волевое действие.

Характеристики творческой личности ученика

Среди наиболее важных особенностей творческой личности с точки зрения доминирующих черт, по словам Дарги. Автономия - независимость индивида от внешних воздействий и социального давления, склонность к собственному мнению при любых обстоятельствах, его собственные стандарты поведения, не допускать некритически других взглядов и взглядов, а не навязывать кому-либо свои собственные.

Саморегулирование - сознательный контроль и управление собственной деятельностью, стремление установить долгосрочные цели и реализовать их посредством самообразования и самореализации. Настойчивость - настойчивость, смелость, здоровая тенденция к саморекламе, которая неизбежна для реализации новых идей, часто сталкивающихся с социальным сопротивлением.

Принятие решения является заключительным моментом борь­бы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чув­ство ответственности за действие. Процесс принятия решения до­статочно сложен, и его скорость во многом зависит от такой кате­гории, как "решимость" человека, степень которой зависит от следующих факторов:

Отражательная способность - открытое отношение к миру, творческий опыт. Он проявляется в попытке узнать, понять, открыть, прийти к сути вещей, наблюдать и наблюдать. Имманентность - необузданная, непосредственность. Он характеризуется небольшим преодолением бессознательных барьеров концептуальной деятельности и слабых сторон социальных барьеров.

Изменчивость - гибкость личности, изменчивость, динамика. Его главная особенность - динамика изменений в отношении ситуации или на разных этапах творческого процесса. Позволяет принимать логические противоречия, преодолевать стереотип мышления. Активирующая мотивационная характеристика, вызывающая и поддерживающая деятельность субъекта.

наличия разумных оснований для осуществления волевого акта;

динамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;

темперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.

Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить.

Эмоционально мотивирующая характеристика, которая проявляется в интенсивных позитивных отношениях, приверженности творческой деятельности и позитивном отношении к ней. Характерные особенности творческого ученика Зелины. Большое любопытство, стремление к знаниям, воображению и воображению.

Попытка решить проблему в двусмысленности, неопределенности и нелогичности вещей. В стереотипной, монотонной работе они тревожат, беспокойны, неспособны сосредоточиться на одной задаче, делать много вещей одновременно, поэтому у них возникают проблемы с написанием и чтением.

Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполне­ния требуется волевое усилие.

Предложения для непрерывного предпринимательства, веселья, игры. Они характеризуются великим упрямством, независимым, склонным к самореализации. Они видят вещи многогранным образом, ощущение красоты - у них более ощутимые представления. Необычные решения и идеи, интерес к необычным, нетипичным подходам.

Они выбирают более сложные задачи, готовы идти на риск, устанавливать более высокие цели. Чувство юмора - в основном словесное и ситуативное. Они никогда полностью не удовлетворены своей работой, самими собой. В неясной ситуации они могут принимать правильные решения и действовать.

Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобили­зующего внутренние ресурсы человека и создающего дополни­тельные мотивы к действию по достижение цели. Волевое усилие зависит от следующих факторов:

мировоззрения личности;

моральной устойчивости;

наличия общественной значимости целей;

установки по отношению к действию;

Чтобы способствовать творчеству у детей, мы выбираем задачи, которые развивают воображение, стимулируют их воображение и мужество, чтобы измениться. Мы также поддерживаем любопытство детей к анализу, поиску решений, разработке и действиям. Мы даем ребенку возможность действовать самостоятельно, думать и решать. Мы укрепляем доверие детей, мужество выносить новую или даже нетрадиционную точку зрения.

Разговорный и расходящийся образ личности ученика

Мы не можем обрабатывать методы развития творчества только путем обучения. Творчество не может быть схематизировано. Дарг говорит о некоторых принципах. В рамках творчества мы можем различать два типа мышления. Разговорное мышление, результатом которого, по его словам, является правильное решение данной задачи, а с другой стороны, расходящееся мышление, ведущее к более альтернативным решениям. Операции разговорной мысли можно охарактеризовать как логические дедуктивные, схематические или систематические.

уровня самоорганизации личности.

Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое дей­ствие каждого человека неповторимо.

Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомер­ному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.

В повседневной жизни обычно не бывает затруднений в определении явлений, которые относятся к проявлениям воли. К волевым относят все действия и поступки, которые совершаются не по внутреннему желанию, а по необходимости, а также те действия, которые связаны с преодолением различных жизненных трудностей и препятствий. Кроме того, имеется целый ряд свойств личности, которые традиционно обозначаются как волевые: настойчивость, выдержка, целеустремленность, терпение и др.

В научной психологии подобной ясности нет, понятие воли является одним из наиболее сложных в психологической науке. Более того, проблема воли часто вовсе отрицается - вместо нее обсуждается регуляция поведения в связи с потребностями, мотивами, желаниями и целями человека. В рамках мотивационного подхода воля рассматривается как способность к инициации действия или усилению побуждения к действию при его дефиците вследствие внешних и (или) внутренних препятствий, отсутствия актуально переживаемого желания к действию либо при наличии конкурирующих с выполняемым действием мотивов.

Воля трактуется исследователями и как самостоятельный психический процесс, и как аспект большинства иных психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение. Сложность научного осмысления воли объясняется тем, что она тесно связана с предельно сложным психологическим явлением - сознанием - и выступает одним из его важнейших атрибутов. Будучи тесно связанной также и с мотивационной сферой личности, воля представляет собой особую произвольную форму активности человека.

В самом общем виде понятие воли может быть определено как сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Волевые процессы обеспечивают выполнение двух взаимосвязанных функций: побудительной и тормозной. Первая - побудительная - непосредственно связана с мотивационными факторами и заключается в инициировании того или иного действия, деятельности по преодолению объективных и субъективных препятствий. Воля представляет собой особую форму активности, человека. В отличие от реактивности, когда действие возникает в ответ на внешнюю ситуацию (человека окликнули - он оборачивается), волевая активность порождает действие исходя из внутреннего состояния субъекта, его желаний и целей.

Поведение, представляющее собой совокупность реактивно-импульсивных ответов на стимулы окружающей среды, в психологии называют полевым. Полевое поведение можно наблюдать у детей раннего возраста, а также при некоторых нарушениях психической деятельности взрослых. В отличие от непреднамеренного полевого поведения собственная активность личности произвольна и целенаправленна. Она надситуативна, т. е. выходит за пределы заданного наличной ситуацией, связана с постановкой целей, избыточных по отношению к исходной задаче.

Вторая функция волевых процессов - тормозная - состоит в сдерживании мотивов и желаний, несогласующихся с главными целями деятельности, идеалами, ценностями, взглядами, мировоззрением личности. В своем единстве тормозная и побудительная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели, т.е. обеспечивают волевую регуляцию поведения человека.

Волевые действия реализуются в волевых актах, имеющих определенную структуру и содержание. Волевые акты могут быть простыми и сложными.

В простом волевом акте побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.
В сложном волевом акте действию предшествуют учет его последствий, осознание мотивов, принятие решения, намерение его осуществить, составление плана осуществления.

Таким образом, структуру сложного волевого акта образуют следующие основные этапы:
1) возникновение мотивов деятельности;
2) борьба мотивов;
3) решение о действии;
4) исполнение принятого решения.

Нередко 1-й, 2-й и 3-й этапы объединяют, называя эту часть волевого действия подготовительным звеном, 4-й этап является при этом исполнительным звеном.

Мотивирование есть актуализация побуждения с осознанием и постановкой цели, на достижение которой направляется данное действие. Целью при этом является желаемый или предполагаемый результат действия, направленного на предмет, при помощи которого человек намерен удовлетворить ту или иную потребность.

Ситуация борьбы мотивов как конкретных побудителей действия (одно желание противопоставляется другому, сталкивается с ним) может требовать от человека овладения своим поведением, заставляет приложить соответствующие усилия для ее осмысливания. Борьба мотивов тем сильнее, чем более весомы противоборствующие мотивы, чем более равными по своей силе и значимости они являются для человека.

Возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Этап борьбы мотивов и выбора путей достижения цели является центральным в сложном волевом акте. Оценив ситуацию, взвесив различные мотивы и возможные последствия своих действий, человек принимает решение. При этом он ставит перед собой конкретную задачу и составляет план действия. Этот этап характеризуется спадом внутреннего напряжения, которое сопровождало борьбу мотивов. Волевое действие заканчивается исполнением принятого решения.

Этап осуществления принятого решения, однако, не освобождает человека от необходимости прилагать волевые усилия, и порой не менее значительные, чем при выборе цели действия или способов его исполнения, поскольку практическое осуществление намеченной цели также сопряжено с преодолением препятствий. Продолжительность каждого из этапов в разных случаях различна, и четких переходов между ними не существует.

В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, иногда приобретающим стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом, является очень характерной особенностью волевого акта.

Следует отметить, что понятие «волевая регуляция деятельности и поведения» используется в психологии в двух основных значениях. В первом (широком) значении данным понятием, по существу, охватывается произвольная регуляция в целом. В этом случае под ним понимается высший, т. е. произвольно контролируемый, осознаваемый уровень регуляции поведения и деятельности. Во втором (узком) значении волевая регуляция деятельности и поведения ограничивается специфическими формами организации и регуляции поведения и деятельности в сложных, часто критических условиях.

В волевых действиях личность и ее психические процессы проявляются, формируются и развиваются. В связи с этим выделяют еще одну функцию воли - генетическую. Она способствует повышению уровня осознаваемости и организованности других психических процессов, а также формированию так называемых волевых свойств личности: самостоятельности, решительности, настойчивости, самообладания, целеустремленности и др.

Похожие публикации