Правоотношения по социальному обеспечению: понятие, виды, общая характеристика. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению

В результате воздействия норм права социального обеспечения на общественные отношения возникают правоотношения по социальному обеспечению. Фактически они являются формой реализации норм этой отрасли права. Схематически этот процесс представлен на рис. 6.


Таким образом, правоотношения по социальному обеспечению —
это урегулированные правовыми нормами общественные отношения между физическими лицами и соответствующими государственными органами (уполномоченными организациями) в связи с предоставлением материальной помощи, денежных выплат, услуг и иных видов социальной поддержки граждан в случаях, установленных законодательством.
Структуру правоотношений по социальному обеспечению составляют следующие элементы:
— субъекты;
— объекты;
юридическое содержание;
— предпосылки (основания) возникновения правоотношений по социальному обеспечению.
Субъектами (участниками) правоотношений по социальному обеспечению выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, здравоохранения, службы занятости, образования, внебюджетные социальные фонды и иные уполномоченные организации; с другой стороны, физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Как правило, это престарелые, нетрудоспособные, инвалиды, вынужденные переселенцы, дети, а также семья в целом (например, при потере кормильца по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом является семья).
Для того чтобы субъект стал участником социальных правоотношений, он должен обладать так называемой правосубъектностью, которая, в свою очередь, включает в себя правоспособность (т.е. возможность иметь права и обязанности) и дееспособность (возможность осуществлять свои права и обязанности). Дееспособность, как правило, связана с деликтоспособностью — способностью нести ответственность за причинение вреда, ущерба и т.п.
Объектами правоотношений по социальному обеспечению являются конкретные социальные блага, относительно которых устанавливается юридическая связь между вышеуказанными субъектами. Каждому виду правоотношений по социальному обеспечению свойственен определенный объект — конкретное благо (например, предоставление ежемесячных денежных выплат участнику ВОВ).
Юридическое содержание правоотношений по социальному обеспечению составляют субъективные права и обязанности участников данных отношений. Субъективное право — это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина для достижения определенного социального блага. Юридическая обязанность — это мера должного поведения, принятия решения для удовлетворения обращения заинтересованного лица. Особенность рассматриваемого юридического содержания заключается в том, что хотя все участники правоотношений имеют определенные права и обязанности, установленные нормативными актами, все же гражданин (семья) как субъект правомочен требовать предоставления конкретного, полагающегося ему социального блага, а другой субъект в лице государственного органа (иной уполномоченной организации) обязан предоставить его в установленном порядке.
Предпосылками (основаниями) для образования отношений по социальному обеспечению являются юридические факты, т.е. конкретные жизненные обстоятельства, с наступлением которых связано возникновение, изменение либо прекращение права на определенный вид социального обеспечения (например, старость, инвалидность и другие, как правило, факты-события). Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение со дня своего рождения. Однако его правосубъектность (способность иметь и осуществлять свои права) по конкретному виду социального блага возникает лишь при проявлении юридического факта.
Как видим, структура правоотношения по социальному обеспечению весьма сложная. Принято различать правоотношения в сфере социального обеспечения по различным признакам. Прежде всего по своему характеру правоотношения в сфере социального обеспечения подразделяются на:
— регулятивные, возникновение которых связано с наступлением юридических фактов, не противоречащих правовым нормам; либо
— охранительные, возникающие в связи с действиями, нарушающими соответствующие нормы права.
В первом случае — это, например, наступление возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. Во втором случае — это рассмотрение спора гражданина с территориальным пенсионным подразделением в связи с его отказом в назначении пенсии по случаю потери кормильца (например, матери в связи с гибелью сына при прохождении военной службы по призыву).
По совокупности отличительных свойств и целям, правоотношения по социальному подразделению принято разделить на три группы:
1) материальные правоотношения, возникающие в связи с выплатой пенсий, пособий, компенсаций, оказанием социальных услуг и других мер социальной поддержки;
2) процедурные правоотношения, которые предшествуют основным и связаны с установлением юридических фактов для определения права гражданина (семьи) на конкретное социальное благо и принятием решения по этим вопросам;
3) процессуальные правоотношения, которые возникают в ходе разрешения споров по поводу предоставления того или иного социального блага (решение принимается вышестоящими органами в порядке подчиненности либо в судебном порядке)1;
4) вместе с тем, исходя из новых подходов к классификации социальных отношений, обозначенных в предыдущей главе, следует выделить ряд общественных отношений, возникающих в связи с социальной реабилитацией, восстановлением социального статуса личности и предоставлением отдельным категориям граждан «не монетизированных» льгот, преимущественных прав (инвалидам, престарелым, ветеранам войны) в самостоятельную группу — нематериальные правоотношения. При этом, бесспорно, материальные правоотношения представляют собою основную среди других групп. Схематически это представлено в рис. 7.


Материальные правоотношения являются основными, так как
составляют «сердцевину» отношений по социальному обеспечению.
Основные материальные правоотношения делятся на виды по:
пенсионному обеспечению;
— выплате денежных пособий и компенсаций;
— предоставлению социальных услуг;
— предоставлению мер социальной поддержки.
В свою очередь каждый из указанных видов согласно систематике подразделяется на подвиды. Например, правоотношения по пенсионному обеспечению подразделяются на отношения по выплате государственных и страховых пенсий, а каждое из данных правоотношений у нас делится на конкретные, персонифицированные виды пенсионных отношений. Скажем, правоотношения по государственному пенсионному обеспечению образуются при назначении:
— пенсий по выслуге лет;
— пенсий по старости;
— пенсий по инвалидности;
— социальных пенсий;
— пенсий по случаю потери кормильца.
Все конкретные виды материальных правоотношений будут рассмотрены в последующих главах учебного издания. Отметим лишь, что основным материальным правоотношениям предшествуют и соответствующие процедурные правоотношения.
Правоотношения можно также рассматривать и по срокам, в течение которых они существуют:
а) постоянные, долгосрочные (например, правоотношения по выплате пенсии по старости);
б) периодические, до определенного срока (правоотношения по выплате пенсии в связи с потерей кормильца детям до достижения ими установленного законом возраста);
в) единовременные, разовые (такие правоотношения проявляются при выплате пособия на погребение).
Значительный интерес вызывает и вопрос, в рамках каких организационно-правовых форм могут существовать правоотношения по социальному обеспечению. Об этом и пойдет речь далее.

Вопросы к теме:

1. Понятие и принципы ПСО.

2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению.

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению.

1. Понятие и принципы ПСО :

Принципы ПСО – это основополагающие идеи, на которых базируется ПСО.

1. принцип всеобщности социального обеспечения , ко­торый проявляется в том, что благами социального обеспе­чения пользуются все граждане Республики Беларусь, инос­транные граждане и лица без гражданства. Этот принцип закреплен в статье 47 Конституции, которая предусматри­вает, что граждане имеют право на социальное обеспечение при наступлении предусмотренных законом обстоятельств.
Право на социальное обеспечение возникает независимо от причины нетрудоспособности. Особо наглядно этот при­нцип проявляется в пенсионных правоотношениях, в связи с введением социальных пенсий;

2.принцип осуществления социального обеспечения за счет обязательных страховых взносов и средств бюджета , т.е. средства на социальные выплаты сконцентрированы в Фонде социальной защиты населения. Средства Фонда образуются из обязательных страховых взносов нанимателей и наемных работников. Эти средства расходуются на выплату пенсий, пособий, оказание материальной помощи, но есть виды пенсий, которые выплачиваются из средств бюджета (пенсии за особые заслуги перед Республикой Беларусь). Социальное обслуживание также осуществляется из средств местного и республиканского бюджета. Государственный
фонд содействия занятости, из которого выплачиваются пособия по безработице, формируется также из средств на­нимателей и средств государственного бюджета;

3.принцип дифференциации видов, условий и уровней обеспечения . Основанием дифференциации является:

– трудовой вклад работника (все виды трудовых пенсий, в т.ч. пенсии на льготных условиях, назначаются с учетом трудового вклада работников);

– причина нетрудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, травма, полученная в период прохождения военной службы, воен­ная травма);

– нуждаемость (лицо считается нуждающимся, если оно получает пенсию в минимальном размере);

– иные социальнозначимые обстоятельства (одиночест­во, достижение 80-летнего возраста);

4.принцип многообразия видов социального обеспече­ния . При наступлении того или иного социального риска государство оказывает поддержку различными способами: денежными выплатами, социальными услугами. В денеж­ной форме выплачиваются пенсии и пособия, наряду с тра­диционными пенсиями по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца выплачиваются досрочные пен­сии безработным и социальные пенсии. Семьям, Воспиты­вающим детей, выплачивается более десяти видов пособий. В случае нетрудоспособности выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.


2. Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению:

Правоотношения по социальному обеспечению – это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие на основе юридических фактов по поводу предоставления денежных вы­плат (пенсий, пособий, компенсаций), социальных услуг и льгот между государственными органами (учреждениями) и физическими лицами, имею­щими на них право.

Юридические факты – это обстоятельства, предусмотренные законодательством, на основе которых возникают правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают:

¨ возраст и трудовой стаж;

¨ беременность и рождение ребенка;

¨ инвалидность и трудовой стаж;

¨ потеря кормильца;

¨ временная нетрудоспособность и др.

Правоотношения по праву социального обеспечения возникают, как правило из совокупности юридических фактов, которая называется юридическим составом.

Правоотношения по ПСО подразделяются:

1.материальные – право­отношения по поводу отдельных видов обеспечения. Они возникают по поводу предоставления пенсий, пособий, компенсационных выплат, социального обслуживания.

Материальные правоотношения составляют ядро систе­мы правоотношений, поскольку именно в них удовлетво­ряются объективные потребности престарелых и нетрудос­пособных граждан в материальных средствах, потребности в охране здоровья, в содержании и воспитании детей и др. Они являются сложными, так как правами и обязанностями наделяются оба субъекта.

2.процессуальные – возникают при рассмотрении споров между сторонами, в основном при обжаловании гражданами решений государственных и иных органов, связанных с назначением пенсий, пособий и других социальных выплат. Однако в праве социального обеспечения отсутствуют нормы, регулирующий процедуру рассмотрения и разрешения споров. Поэтому судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданско-про­цессуального законодательства.

3.процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение . Право на тот или иной вид социального обеспечения появляется, как правило, с мо­мента возникновения процедурного правоотношения при его положительном окончании (например, продолжитель­ности трудового стажа, установления инвалидности). Юри­дическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение гражданина или его представи­телей для удостоверения конкретного факта.

Процедурные правоотношения являются правопримени­тельными, связанными с реализацией материальных отно­шений.

Отличие процедурных правоотношений от процессуаль­ных в социальном обеспечении определяется спецификой их содержания. В процедурных правоотношениях законо­дательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохождения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения затрагивает не все, а лишь спорные обстоятельства.

В зависимости от срока действия правоотношения делят­ся на:

– правоотношения, прекращающиеся однократным ис­полнением обязанностей (все виды правоотношений по поводу единовременных пособий: по протезированию, по
поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности, в связи с предоставлением инвалидам специальных транс­портных средств и др.);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (пенсионные по случаю потери кормильца - до достижения несовершеннолетним ижди­венцем 18 лет, учащимся - 23 лет, по поводу назначения по­собий на детей, по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до трех лет и др.);

– правоотношения с относительно неопределенным сро­ком существования во времени (пенсионные по возрасту, инвалидности, в связи с выплатой пособий по временной
нетрудоспособности, по содержанию инвалидов и преста­релых в домах-интернатах и др.).

3. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по праву социального обеспечения:

Субъектами правоотношений по праву социального обеспечения являются граждане. Гражданин должен обладать правоспособностью (возможностью обладать правами и нести обязанности) и дееспособностью (способностью гражданина своими дейс­твиями приобретать и осуществлять гражданские права, со­здавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). В некоторых случаях субъекты ПСО не могут совершать самостоятельно необходимые действия. В таких случаях их интересы представляют родители либо опекуны (попечители).

Другим субъектом правоотношений является государс­твенный или иной орган (органы Министерства труда и соц. защиты, органы здравоохранения, органы Министерства обороны, МВД, органы занятости и др.)

Объектами материальных правоотношений в связи с предоставлением отдельных видов обеспечения являются пенсии, пособия, услуги и т.д.

Объектом процедурных и процессуальных правоотно­шений является либо само юридически значимое обстоя­тельство или группа таковых (назначение пенсии, пособия и т.п.), либо оспариваемое право.

Субъекты ПСО выступают носителями субъективных прав и обязанностей, которые составляют содержание.

Для правоот­ношений по социальному обеспечению характерно то, что один субъект - гражданин - обладает правами на получе­ние определенных видов обеспечения, а другой обязан пре­доставить ему соответствующее социальное обеспечение определенного вида.

4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. Понятие правоотношений является одним из фундаменталь­ных понятий правовой науки. Общественные отношения приоб­ретают форму правоотношений только потому, что связи их уча­стников регламентируются нормами права. В реальной жизни правоотношения возникают лишь между конкретными субъекта­ми и имеют конкретное содержание.

Правоотношения в сфере социального обеспечения - это уре­гулированные нормами права фактические отношения по пово­ду предоставления денежных выплат, услуг, льгот, возникаю­щие между государственными органами и физическими лица­ми, имеющими наних право.

В зависимости о того, результатом реализации какой нормы яв­ляются правоотношения, их можно разделить на материальные, процедурные и процессуальные. Ядро системы правоотношений составляютматериальные правоотношения, поскольку имен­но в них удовлетворяются объективные потребности престарелых и нетрудоспособных граждан в материальных средствах, охране здоровья, содержании и воспитании детей и др.

Указанные правоотношения являются относительными, так как правами и обязанностями наделяются оба их субъекта. При отсутствии спора о праве эти отношения имеют регулятивный характер.

Отличительная особенность рассматриваемых правоотноше­ний заключается в том, что участвующий в них гражданин (или семья) при соблюдении установленных законом условий наде­лен субъективным правом на получение пенсии, пособия, ком­пенсации, услуги или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. Причем мера обязанности государственного органа предопределяется мерой требования управомоченного лица. Это означает, что в одностороннем порядке или по согла­шению сторон мера обязанности не может быть изменена. В этом и заключается одно из главных отличий обязанностей в право­отношениях по социальному обеспечению от обязанностей в гражданских правоотношениях, где субъекты сами их определя­ют в допустимых законом пределах.

В силу строго целевого характера финансовых средств, пред­назначенных для социального обеспечения, правоотношения возникают в большинстве случаев на недоговорной основе. Не противоречит этому утверждению и тот факт, что правоотноше­ния по обязательному медицинскому страхованию могут суще­ствовать только при условии заключения договора между стра­хователем (взносоплательщиком) и страховщиком (страховой медицинской организацией) в пользу третьего лица (застрахо­ванного), которое является потребителем медицинских услуг. Договор обязательного медицинского страхования заключается на базе типового договора, содержащего все необходимые ус­ловия, отступления от которых не допускаются, если они ухуд­шают положение застрахованного лица.



Материальные правоотношения по социальному обеспече­нию являются имущественными, поскольку они возникают по поводу предоставления отдельному лицу (или семье) опреде­ленных материальных благ в виде пенсий, пособий и услуг. Од­нако эти блага предоставляются гражданам «не в порядке эк­вивалентного обмена, как в гражданско-правовых отношениях, не в качестве оплаты за живой труд, как в трудовых правоотно­шениях, а в порядке социальной алиментации».

В правоотношениях по социальному обеспечению опосред­ствуются распределительные отношения по поводу использования государственных внебюджетных фондов социального назна­чения, собственником которых выступает государство. Распределение названных фондов осуществляется бесплатно независимо от трудовой деятельности и уплаты взносов в пределах гарантированных государством минимальных стандартов, безэк­вивалентно, но нормированно с учетом трудового стажа, или возмездно-неэквивалентно.

Наиболее традиционной остается классификация материаль­ных правоотношений по видам обеспечения на: пенсионные; по поводу пособий и компенсационных выплат; по социальному обслуживанию. Но она является слишком обобщенной и требу­ет конкретизации. В частности, в зависимости от специфики юридических фактов пенсионные правоотношения объединяются в следующие группы: в связи с выплатой трудовых (страховых) пенсий (по старости, инвалидности, случаю потери кормильца, за выслугу лет); по выплате социальных пенсий (по старости, инвалидности, случаю потери кормильца).

Материальные правоотношения различаются по юридическим фактам, срокам действия, субъектам, объектам, содержанию.

Юридические факты – это объективные обстоятельства (со­бытия и действия), с которыми связано возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Если законодательство обусловливает указанные последствия наступлением ряда фак­тов, то речь идет о сложном юридическом составе. Как правило, большинство правоотношений по социальному обеспечению возникают из сложных юридических составов. Это значит, что отсутствие хотя бы одного из необходимых фактов в составе не влечет возникновения, изменения или прекращения правоотно­шения. Вместе с тем, обстоятельства, образующие состав, иг­рают разную роль. Среди них принято выделять собственно юридический факт, который вызвал необходимость правовой регламентации соответствующих отношений, а также юридически значимые обстоятельства и предпосылки. Например, в юриди­ческом составе, порождающем возникновение пенсионного пра­воотношения по старости, собственно юридическим фактом яв­ляется достижение установленного законом возраста. А к юри­дически значимым предпосылкам относятся: наличие трудового стажа определенной продолжительности; письменное обраще­ние за назначением пенсии по старости; решение органа соци­альной защиты или другого обязанного государственного органа.

Собственно юридическими фактами выступают события и действия. Возникновение, изменение или прекращение большин­ства правоотношений по социальному обеспечению происходит в результате наступления различных событий.

Специфика собственно юридических фактов предопределя­ет исроки действия правоотношений. По срокам действия пра­воотношения в области социального обеспечения принято де­лить на три группы:

Правоотношения, прекращающиеся однократным исполне­нием обязанностей (все виды правоотношений по поводу еди­новременных пособий; правоотношения по протезированию; по поводу экспертизы длительной утраты трудоспособности; в свя­зи с предоставлением инвалидам специальных транспортных средств и др.);

Правоотношения с абсолютно установленным сроком су­ществования во времени (пенсионные правоотношения по слу­чаю потери кормильца – до достижения несовершеннолетним иждивенцем 18 лет, учащимся 23 лет; все виды правоотноше­ний по поводу назначения пособий на детей; правоотношения по обеспечению матери пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет и др.);

Правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (пенсионные правоотношения по старости, инвалидности; правоотношения в связи с выплатой пособий по временной нетрудоспособности; правоотношения по содержанию инвалидов и престарелых в домах-интернатах и др.).

Таким образом, большинство правоотношений в области со­циального обеспечения являются социально-обязательственны­ми правоотношениями недоговорного характера. Они отличаются четкой правовой регламентацией, поскольку все права и обя­занности их субъектов определены законом и не могут быть из­менены по соглашению сторон. Даже в тех случаях, когда при­меняется договорная форма оформления правоотношений или допускается усмотрение государственного органа, рамки дого­ворной свободы и дозволенной меры усмотрения жестко очер­чены законом или следуют из его смысла.

В рассматриваемых правоотношениях стороны равноправ­ны. Элемент власти-подчинения в них отсутствует, хотя одним из субъектов выступает государственный орган. Этим они отли­чаются от административных правоотношений.

Реализации материальных правоотношений предшествуют или возникают одновременно с нимипроцедурные правоот­ношения по установлению юридических фактов (например, про­должительности трудового стажа, группы и причины инвалидно­сти и пр.) и вынесению решений о назначении или об отказе в предоставлении конкретных видов социального обеспечения.

Процедурные правоотношения являются правоприменительными, связанными с реализацией материальных отношений. Юридическим фактом, порождающим процедурные правоотно­шения, служит обращение заинтересованного лица или его пред­ставителей с просьбой удостоверить конкретный факт. При этом гражданин не только имеет право требовать от компетентных государственных органов рассмотрения своей просьбы, но и несет обязанности по предъявлению необходимых доказа­тельств.

Процедурные правоотношения являются длящимися. Они прекращаются вынесением решения о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.

Важнейшую роль в процедурных правоотношениях играют сроки, в течение которых должны выполняться определенные юридические действия. Пропуск сроков без уважительных при­чин влечет отказ в предоставлении соответствующего вида со­циального обеспечения. Например, днем обращения за пенси­ей считается день подачи заявления со всеми необходимыми документами. При направлении документов по почте днем об­ращения считается дата их отправления. Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимы­ми документами. В установленных законом случаях пенсия мо­жет назначаться и ранее дня обращения за ней.

При несогласии с решением государственного органа граж­данин вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке под­чиненности или в суд.

Поскольку право социального обеспечения не закрепляет никакой особой процедуры рассмотрения споров, судебное раз­бирательство осуществляется по нормам гражданского процес­суального права. Но если спор рассматривается вышестоящим органом в порядке подчиненности, то возникаютпроцессуаль­ные отношения, которые должны регламентироваться правом социального обеспечения. Отсутствие соответствующих норм является пробелом законодательства, который необходимо вос­полнить в самое ближайшее время в целях упрощения и ускоре­ния порядка рассмотрения споров, повышения эффективности защиты прав граждан в области социального обеспечения.

Отличие процедурных правоотношений от процессуальных в социальном обеспечении определяется спецификой их содер­жания. В процедурных правоотношениях «законодательством предусмотрена обязательная нормальная процедура его прохож­дения (без которой невозможны дальнейшие этапы реализации прав и обязанностей в материально-правовом отношении), а процесс рассмотрения спора затрагивает не все, а лишь...спор­ные обстоятельства...».

4.2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. Субъектами правоотношений по социальному обеспечению выступают: физическое лицо (или семья) и государственный орган, которые являются носителями субъективных прав и обя­занностей.

Средифизических лиц как субъектов правоотношений по социальному обеспечению прежде всего следует назвать граж­дан Российской Федерации. Помимо них, субъектами данных правоотношений могут быть также лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие на территории РФ. Иностранцы, временно нахо­дящиеся на территории РФ, могут быть субъектами рассматри­ваемых правоотношений только при наличии соответствующих межгосударственных соглашений.

Семья является субъектом при возникновении пенсионного правоотношения по случаю потери кормильца.

Чтобы быть участником правоотношений по социальному обеспечению гражданин должен обладатьправосубъектностью, в содержании которой отечественная наука выделяет два структурных элемента – правоспособность и дееспособность.

В теории права социального обеспечения распространена точка зрения о наличии помимо отраслевой специальнойправо­способности в ее многообразных видовых и подвидовых проявлениях. При этом под отраслевой правоспособностью граж­дан в праве социального обеспечения понимают общую возмож­ность обладания правами и несения обязанностей в социально-обеспечительных правоотношениях любого вида. Для реали­зации субъективного права на конкретный вид социального обес­печения гражданин должен обладать специальной правоспособ­ностью. Специальная правоспособ­ность определяется как «способность лица быть участником лишь определен­ного круга правоотношений в рамках данной отрасли права».

Основываясь на этих теоретических положениях, сторонни­ки данной позиции разграничивают, в частности, специальную подвидовую пенсионную правоспособность при обеспечении по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и др.

Из этого также следует вывод, что способность быть носите­лем конкретных прав и обязанностей в конкретном правоотно­шении возникает у гражданина в разное время и при наступле­нии разных фактических обстоятельств, а не с момента рождения. Однако данная конструкция правоспособности представля­ется слишком сложной, что затрудняет ее практическое исполь­зование.

Заслуживает внимания точка зрения Ю.С. Мацулевича, кото­рый выделяет в содержании отраслевой правоспособности две группы юридических возможностей - постоянную и переменную. «Содержание постоянной части правоспособности... образует совокупность юридических возможностей быть носителем прав и обязанностей на все без исключения виды социального обес­печения. Объем содержания постоянной части правоспособно­сти одинаков у всех граждан, независимо от каких-либо других обстоятельств».

Поскольку Конституция РФ относит права в области социаль­ного обеспечения к основным правам человека, которые при­надлежат каждому от рождения, то любого человека с момента рождения можно рассматривать в качестве возможного субъек­та правоотношений по социальному обеспечению. В данном случае речь идет о постоянном элементе отраслевой правоспо­собности.

Вторым структурным элементом содержания правосубъектности выступает категориядееспособности граждан, которая в социальном обеспечении характеризуется рядом особеннос­тей. Во-первых, в отдельных правоотношениях (например, пен­сионных) у различных групп граждан она возникает в разное время. Во-вторых, в рамках одного типа правоотношений у отдель­ных управомоченных лиц объем содержания дееспособности может быть разным.

Общая дееспособность складывается из следующих юриди­ческих возможностей: приобретать своими действиями права на отдельные виды социального обеспечения; осуществлять свои­ми действиями права и обязанности в социальном обеспечении; нести ответственность за неправомерное поведение.

Субъективная дееспособность представляет собой совокуп­ность возможных юридических действий по реализации прав конкретного лица.

Во многих случаях субъекты правоотношений по социально­му обеспечению не могут самостоятельно совершать необходи­мые действия. Эти действия за них совершают представители.

Существует ряд правоотношений, в которых невозможно раз­делить правоспособность и дееспособность гражданина (напри­мер, в правоотношениях по бесплатному или льготному проте­зированию).

Вторым субъектом правоотношений по социальному обеспе­чению выступают различныегосударственные органы. К. их числу относятся: органы министерства труда и социального раз­вития; органы здравоохранения; органы образования, в веде­нии которых находятся детские учреждения; органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел и др.); органы муниципаль­ной власти.

4.3. ОБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ. Под объектом материальных правоотношений по социально­му обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия-решения государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которых невозможна реали­зация материальных правоотношений. В процессуальных пра­воотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органа­ми в порядке подчиненности объектом является действие-ре­шение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

Объекты правоотношений не следует путать с содержанием правоотношений.Содержанием материального правоотно­шения по социальному обеспечению служит субъективное пра­во гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и со­ответствующая ему обязанность компетентного государственного органа принять решение о его предоставлении или отказе в пре­доставлении.Содержание процедурного правоотношения составляет субъективное право гражданина на установление юридических фактов, необходимых для возникновение права на конкретный вид социального обеспечения, и соответствующая ему обязанность государственного органа произвести проверку и вынести акт-решение об удовлетворении субъективного права гражданина или об отказе в этом.Содержанием процессуаль­ных правоотношений выступает субъективное право на вос­становление нарушенного права и соответствующая ему обязан­ность государственного органа рассмотреть существо спора и принять решение.

Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и пр.), услуг или льгот. Причем льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

Пенсия – это ежемесячная долгосрочная вып­лата, назначаемая за счет государственных средств в качестве основного источника средств существования лицам, достигшим установленного возраста, инвалидам, потерявшим кормильца.

Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают: трудовые (страховые) пенсии - по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, а также социальные пенсии – по старости, по инвалидности, по случаю потери кор­мильца.

Важная место в системе социального обеспечения принад­лежитпособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка (пособия по временной нетру­доспособности, по беременности и родам, по безработице), дру­гие – с целью социальной поддержки (единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на ребенка, еди­новременное пособие на погребение и др.).

Пособия – это крат­косрочные или единовременные выплаты, назначаемые за счет государственных средств в целях временного замещения утра­ченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в це­лях оказания социальной поддержки, как правило, в твердых размерах.

Новым видом социального обеспечения являютсякомпенса­ционные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования, либо назначаться с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств.

Компенсационные выплаты предоставляются:

Неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающим­ся по заключению медицинского учреждения в постоянном по­стороннем уходе по заключению лечебного учреждения или до­стигшим 80 лет, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;

Работникам, находящимся в отпусках без сохранения зара­ботной платы в связи с вынужденным временным прекращени­ем работы организаций;

Лицам, пострадавшим от радиационных воздействии;

Пенсионерам в связи ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных видов выплат, но и путемпредоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бес­платность для индивидуальных потребителей в пределах ут­вержденных государственных программ или перечней либо оп­лата по льготным тарифам, т.е. на возмездно-неэквивалентной основе.

Виды услуг могут быть самыми разными:

Полезные действия (медицинское обслуживание и лечение, экспертиза временной нетрудоспособности, установление при­чин и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому и пр.);

Натуральное содержание (детей – в детских дошкольных учреждениях, престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, лиц, не имеющих места жительства, – в домах ночного пребы­вания и пр.).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое правоотношение по социальному обеспечению?

2. По каким отношениям можно классифицировать правоотношения в области социального обеспечения?

3. В чем особенности юридических фактов, порождающих, изменяющих или прекращающих правоотношения по социальному обеспечению?

4. Какие субъекты правоотношений по социальному обеспечению вы знаете?

1. Р.И. Иванова. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М., 1986. – С. 59.

2. Ю.С. Мацулевич. Граждане как субъекты советского права социаль­ного обеспечения. Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М., 1990. – С. 11.

В соответствии с общей теорией права юридическое (формальное) содержание правоотношения образует совокупность прав и обязанностей его субъектов. Правоотношения в сфере социального обеспечения имеют материальное, волевое и юридическое содержание. Материальное, или фактическое, содержание составляют те обеспечительные отношения, которые опосредуются правом социального обеспечения; волевое -- воля государства и других субъектов правотворчества, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе социально-обеспечительном правоотношении, а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности субъектов социально-обеспечительного правоотношения.

Юридическим содержанием социально-обеспечительного правоотношения принято считать корреспондирующие друг другу субъективные права и юридические обязанности субъектов в границах этого отношения. Материальное содержание правоотношения выражается в их фактическом поведении.

Субъективное право - это вид и мера возможного поведения участника правоотношения. Оно складывается из следующих возможностей: совершать определенные действия лично; требовать совершения определенных действий от третьих лиц; обращаться за защитой своего нарушенного права.

Субъективная обязанность - это вид и мера должного поведения участника правоотношения. Она проявляется в необходимости: совершить определенные действия лично; воздержаться от совершения определенных действий; претерпеть неблагоприятные последствия в виде ответственности при совершении противоправных действий или уклонения от исполнений установленных законом требований.

Основа субъективного права -- юридически обеспеченная возможность; а основа обязанности -- юридически закрепленная необходимость. Субъект -- носитель возможности называется управомоченным; субъект -- носитель обязанности -- право обязанным. Первый может получать необходимое благо и совершать нужные действия; второй обязан совершать известные действия по обеспечению благом управомоченного. Таким образом, перед нами два полюса правоотношения как взаимной юридической связи. В рамках социально-обеспечительного правоотношения право и обязанность субъектов в равной мере субъективны. Они направлены на то, что представляет интерес для субъектов социально-обеспечительных правоотношений -- на конкретное социальное благо.

Субъективное право -- возможность сложносоставная; она включает в себя четыре правомочия:

  • 1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия (такие действия человека, как правило, начинаются с заявления в орган (учреждение) с просьбой о реализации его права на конкретный вид социального обеспечения);
  • 2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право одного из субъектов социально-обеспечительных отношений на чужие действия;
  • 3) возможность одного из субъектов -- человека прибегнуть к внутригосударственной, а в исключительных случаях и к международно-правовой защите нарушенного (оспоренного) права на социальное обеспечение, а его контрагента -- к защите государства;
  • 4) возможность пользоваться на основе конкретного права на обеспечение определенным социальным благом или правилом поведения.

В зависимости от характера и стадии реализации того или иного субъективного права на первый план в нем может выходить одна из указанных возможностей, как правило, первая. В целом же все четыре компонента в их единстве составляют содержание и структуру субъективного права человека на социальное обеспечение. Оно служит средством удовлетворения интересов управомоченного.

Процедурное содержание права субъектов социально-обеспечительного правоотношения составляет:

Субъективное право человека на конкретный вид социального обеспечения является его возможностью не только гарантированной законом, но и обязанностями контрагента и других субъектов. В противном случае это не субъективное право, а простая дозволенность, которая вытекает из объективного права.

Юридическая обязанность субъектов социально-обеспечительных отношений устанавливается как в интересах управомоченного, так и в интересах обязанного субъекта. Юридическая обязанность соответствует структуре субъективного права, являясь как бы его обратной стороной, и тоже включает в себя четыре компонента:

  • 1) необходимость совершить определенные действия в целях реализации права на социальное обеспечение либо воздержаться от них;
  • 2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного субъекта;
  • 3) необходимость для субъектов правоотношений нести юридическую ответственность за неисполнение требований нормативного правового акта;
  • 4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом и совершать такие действия, в отношении которых он имеет право.

Слагаемые юридической обязанности -- это своего рода отдельные долженствования -- наподобие правомочий субъективного права на социальное обеспечение. Юридическая обязанность, как и субъективное право, также ограничена определенными правовыми предписаниями. Требовать исполнения обязанности субъекта сверх установленной меры -- это произвол, нарушение законности.

Следует отметить, что без соответствующей юридической обязанности субъективное право превращается в фикцию. Права и обязанности субъектов социально-обеспечительных отношений являются коррелятами, то есть соотносительными элементами. Эти права и обязанности взаимосвязаны и соответствуют друг другу. В этом можно убедиться на примере Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В нем права и обязанности субъектов страхования установлены специальной главой 111.Так, к правам застрахованного, определенным ст. 16 Закона, в частности, относятся права на обеспечение по страхованию в порядке и на условиях, которые установлены указанным федеральным законом; участие в расследовании страхового случая, в том числе с участием профсоюзного органа либо своего доверенного лица; обжалование решений по вопросам расследования страховых случаев в государственную инспекцию труда, профсоюзные органы и в суд; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в суде; получение от страхователя и страховщика бесплатной информации о своих правах и обязанностях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В то же время застрахованный обязан соблюдать правила по охране труда и инструкции по охране труда; извещать страховщика об изменении места своего жительства или места работы и пр., а также о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера получаемого им обеспечения по страхованию или утрату права на получение обеспечения по страхованию, в десятидневный срок со дня наступления таких обстоятельств; выполнять рекомендации по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации в сроки, установленные программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, проходить медицинские освидетельствования и переосвидетельствования в установленные учреждениями медико-социальной экспертизы сроки, а также по направлению страховщика.

В такой же степени конкретности и полноты определены в обсуждаемом законе права и обязанности страхователя (ст. 17) и страховщика (ст. 18). Отдельные права страховщика как субъекта правоотношений соответствуют обязанностям застрахованного. Так, уклонение застрахованного без уважительной причины от переосвидетельствования в установленные учреждением медико-социальной экспертизы сроки дает право страховщику прекратить страховое обеспечение до прохождения им указанного переосвидетельствования. В то же время страховщик обязан своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены законом.

Ту же взаимосвязь прав и обязанностей субъектов социально-обеспечительных правоотношений можно проследить и в положениях закона о Государственном пенсионном обеспечении: ст. 3 данного Закона устанавливает право граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, а государство на основании ст. 5 Закона обязано назначить соответствующим субъектам при определенных условиях такую пенсию.

Основная особенность материальных правоотношений по социальному обеспечению заключается в том, что их содержание составляет субъективное право физического лица на получение конкретного вида социального обеспечения в установленном законом размере и в определенные сроки и соответствующая ему обязанность государственного органа (учреждения или иного уполномоченного государством лица) его предоставить. Вместе с тем при реализации своего субъективного права физическое лицо должно выполнять возложенные на него законом обязанности. В свою очередь государственный орган (учреждение или иное уполномоченной государством лицо) имеет не только обязанности, но и значительный объем прав. Он может требовать от физического лица предоставления документов, необходимых для назначения или перерасчета выплат, производить удержания из выплат, приостанавливать выплату пенсии или пособия и пользоваться иными правами в рамках, определенных законом.

Похожие публикации