Рейтинг чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

ЧС техногенного характера наносят огромные материальные потери, представляют опасную угрозу для здоровья, уносят жизни тысячи людей, отрицательно воздействуют на экологическую среду. В связи с этим каждому члену общества важно знать, что нужно для предотвращения ЧС, какие правила соблюдать в сложных обстоятельствах.

Быстрая навигация по статье

Что это такое

Общие понятия и классификация ЧС природного и техногенного характера включают в себя определение, термины предмета.

В целом чрезвычайные ситуации подразделяют на три группы: техногенные, природные, социальные.

Рассмотрим определение. Чрезвычайная ситуация техногенного характера представляет собой обстановку, которая создается на определенной территории источником опасности и составляет угрозу человеческой жизни, наносит ущерб имуществу и окружающей среде.

ЧС техногенного характера имеют свои отличительные признаки. Главным из них является человеческий фактор. Подобные ЧП возникают на объектах, созданных людьми. Либо на природных объектах под влиянием деятельности людей. Подобные чрезвычайные происшествия происходят в результате действия человека.

После схода с рельсов в центре города Лак Мегант, Квебек с железнодорожных вагонов поднимается дым, которые везли сырую нефть

В отличие от техногенных ЧС природные катаклизмы возникают по причинам естественного характера: тайфуны, бури, ураганы, молнии, морозы, землетрясения, проливные дожди, наводнения.

Что собой представляют источники чрезвычайных ситуаций

К источникам ЧС техногенного происхождения причисляют происшествия, представляющие собой угрозу для нормальной жизни людей, их имущества, объектов народного хозяйства, окружающей среды. К подобным ЧП относятся взрывы, пожары, аварии, утечка опасных жидких, газообразных и прочих веществ.

Каждый источник обладает поражающим фактором. Он выражается в конкретном физическом или химическом воздействии, имеющим разрушающий характер и определенные параметры.

Перечислим поражающие факторы ЧС техногенного характера.

Взрыв в зоне объекта вызывает ударную волну. Движется она в различные стороны со сверхзвуковой скоростью. Обладает гигантской разрушительной силой, мощность которой определяется уровнем возникающего давления как внутри образования волны, так и в её передней движущейся части.


При взрыве мощного ядерного заряда количество погибших от ударной волны и теплового излучения будет несравненно больше числа погибших от проникающей радиации

Осколки. Промышленные машины, устройства, другое оборудование под воздействием температуры и ударной волны разрушаются. Образуются осколки, разлетающиеся с высокой быстротой.

Горящее облако, возникшее из топлива, способно причинить ожоги и привести к возгоранию горючих элементов. Может, поднимаясь, образовать огромное грибовидное облако продолжительностью существования 14 секунд.


Взрыв на заводе удобрений в городе Уэст. Взрывом были разрушены расположенные рядом с заводом школа и дом престарелых

Возгорание и взрывы в зоне ЧС приводят к возникновению пожара с различной зоной охвата огнем.

Поражающие факторы техногенных ЧС могут сработать все в комплексе. Такая ситуация называется «Эффект домино». Под этим термином понимается волновое возникновение новых источников угроз, порождающих взрывы горючих смесей, загорание новых огненных шаров, появление осколочных явлений. Характерен также для природных ЧС, таких, например, как землетрясение.

Внезапное появление в воздушной среде химических ядовитых веществ: аммиака, фосгена, сернистого ангидрида, хлора, ряда других.

Распространение радиации. Она может быть в форме проникающей радиации или в форме радиоактивного загрязнения.

Типы чрезвычайных происшествий

В систематизации чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на типы.

Самый распространенный – транспортные аварии . Они делятся на виды: крупные автокатастрофы, крушения поездов, столкновения и затопления морских и речных транспортов, падения самолетов и т.п. Причиной большинства из них являются людские ошибки, износ машин или недостатки в конструкции. Так, в 1972 году, близ Харьковского аэропорта, развалился при заходе на посадку самолет Ан-10. Все 122 человека, находившиеся на борту, погибли. Причиной падения самолета названы конструктивные недостатки машины. Дальнейшие полеты данного типа самолетов были прекращены.


Крушение самолета Boeing в Сан-Франциско

Большой материальный ущерб причиняют пожары и взрывы . Они возникают на предприятиях, на особо опасных объектах нефтепромыслов и добычи природного газа. Для более эффективной организации пожаротушения применяют классификацию пожаров по классам и категориям сложности, что важно при возгораниях в жилых массивах и городских кварталах. Из-за халатности должностных лиц на пожарах погибают люди. У всех на памяти страшный пожар в развлекательном клубе «Хромая лошадь» города Перми, который произошел в 2009 году. Он повлек смерть более 150 человек. Были уволены многие работники, ответственные за надзор, а руководство края в полном составе ушло в отставку.


Пожар в развлекательном клубе «Хромая лошадь»

Обрушения строений и сооружений , как в жилых массивах, так и промышленных зонах. (Крушение крыши в московском развлекательном комплексе «Трансвааль Парк». Опорные конструкции были неправильно спроектированы и не выдержали тяжесть снежного покрова).


Спасательные работы на месте происшествия после обрушения крыши

Аварии с выбросом химически опасных веществ как на производстве, так и при транспортировке. В 1984 году в филиале американской компании «Юнион Карбайд» по халатности персонала в воздух проникло тысячи тонн ядовитых веществ. В индийском городе Бхопал тогда погибли тысячи людей, до сих пор здесь рождаются дети с врожденными пороками.


Утечка газа 1984 года в индийском городе Бхопал стала ужасной трагедией, в первые часы катастрофы погибло около 4000 человек

Особую опасность представляют чрезвычайные ситуации на АЭС и различных атомных устройствах, расположенных, к примеру, на подводных лодках, в исследовательских центрах. Радиация способна распространяться на десятки и сотни километров, накапливаться и храниться в земле, воде, воздухе, растительности долгие десятки лет. Яркий пример этому – события на атомной станции Чернобыля.


Авария на Чернобыльской АЭС

Происшествия с выбросом биологических отравляющих средств на производственных объектах, при их перевозке и хранении.

ЧП на объектах распределения и передачи электроэнергии : электролиниях, подстанциях. Данный тип происшествий затрагивает жизнь многих миллионов людей, оставляя их без света, тепла и других нормальных условий быта. Так, 30-31 июля 2012 г. в 19 штатах Индии в результате аварии без электричества осталось свыше 600 млн. человек. Не работали метро, светофоры, кондиционеры и многое другое оборудование.

ЧП на коммунальных сетях , в том числе: канализационных, водоснабжения, тепловых, на газопроводах.

Аварийные ситуации на очистных объектах с массовым выбросом загрязняющих веществ.

Аварии в результате прорыва паводка, разрушения плотин . В августе 2009 г. произошла страшная катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, повлекшая гибель 75 человек и выход из строя на длительный период станции. Причиной стало износ оборудования. Восстановление станции и ликвидация последствий аварии обошлось стране в более чем 21 млрд. рублей.


Авария на Саяно-Шушенской ГЭС

Классификация по масштабам происшествия

Существует классификация ЧС по масштабам происшествия. Она применяется для определения денежной компенсации потерпевшим регионам, исходя от суммы понесенного ущерба. Согласно данной систематизации, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера подразделяются на:

  • местные, ограниченные масштабом области, в которых число погибших или потерпевших 10 человек, а ущерб не превышает 100 тысяч рублей;
  • муниципальные, случившиеся в пределах одного поселения, где пострадало не более 50 жителей, а материальные потери составили 5 млн. рублей;
  • охватившие своим действием территорию двух и более муниципалитетов, при этом число потерпевших 50 человек, а ущерб исчисляется суммой не выше 5 миллионов рублей;
  • областные, произошедшие в границах одного субъекта РФ, в ходе которых установлено погибших или пострадавших от 50 до 500 человек, а сумма материальных потерь варьируется от 5 млн. до полмиллиарда рублей;
  • межрегиональные, затронувшие две или более области, с числом пострадавших и суммой материального ущерба как в региональных ситуациях;
  • федеральные, с числом потерпевших более 500 человек, либо материальным ущербом, превышающим 0,5 млрд. рублей.

Данный документ используется для определения размеров возмещения расходов по ликвидации ЧС из бюджетных средств, фондов страховых компаний, компенсаций за счет виновных лиц.

Многолетнее изучение аварийных ситуаций позволило выявить и установить пять этапов развития ЧС.

Причины аварий

В основном ЧС техногенного характера возникают по следующим причинам:

  1. низкий уровень квалификации кадров, занятых непосредственно на объекте;
  2. нарушения технологической дисциплины и порядка обслуживания объекта;
  3. материальный износ оборудования, средств технического контроля и предупреждения нестандартных ситуаций;
  4. ошибки на стадиях проектирования и строительства объекта.

Большинство аварий происходят по причинам ошибок и халатных действий персонала. По этим причинам возникают в мире 45% чрезвычайных ситуаций на АЭС, 60% авиакатастроф, 80% морских катастроф, 90% ДТП.

Проблема аварийности промышленного производства, энергетических систем различных трубопроводов в России достаточно актуальна. Это объясняется огромной территорией страны и наличием на ней множества технических и строительных объектов, обслуживающих население. Каждый из них обладает сроком износа. Только система водоснабжения во многих городах изношена на 65%.

Кризисы в экономике, недостаток финансовых средств усугубляет положение, нарастают серьезные экологические проблемы.

Но аварии случаются не только в России, но и в более благополучных с экономической точки зрения странах. В апреле 2010 года в Мексиканском заливе у побережья штата Луизиана (США) взорвалась и затонула после сильного пожара морская буровая установка. Вылилось около пяти млн. баррелей нефти. Катастрофа нанесла большой ущерб побережью, размер которого оценили в миллиарды долларов.


Взрыв на буровой платформе Deepwater Horizon

Профилактика ЧС

Ежегодно природные и техногенные чрезвычайные ситуации приобретают все большее распространение во всем мире, в том числе, и в России. Ущерб от их последствий исчисляется до 5% от валового продукта страны. Потери от аварий и катастроф в сравнении с 60-ми годами прошлого столетия увеличились в десятикратном размере.

В России за три квартала 2017 года зафиксировано 117 ЧС техногенного характера, в которых погибло 357 человек.

Возможно ли избежать ЧС техногенного происхождения? Специалисты полагают, что избежать полностью возникновения ЧП не удастся, но снизить потери от них возможно путем разработки и осуществления конкретных мер по их предупреждению.

Сегодня государства вынуждены учитывать возможные потери от происшествий в своей экономической политике, разрабатывать более существенные программы по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Естественно, большее внимание уделяется предупреждению чрезвычайных ситуаций, что с экономической точки зрения гораздо эффективнее, чем устранение последствий подобных ЧС.

В России предупреждение чрезвычайных ситуаций представляет комплекс мер, осуществляемых органами власти различных уровней по устранению причин возникновения аварий, снижению потерь от их негативных последствий. Примером может служить Концепция безопасности, принятая властями города Нижний Тагил. В ней предусмотрены новые подходы к проектированию и градостроительству, разработаны меры по снижению угроз потенциально опасных производств, запрещена застройка санитарно-защитных зон вокруг опасных объектов.

На федеральном уровне пристальное внимание уделяется информированию и обучению населения защитным действиям в случае возникновений техногенных ЧС. В школах введен предмет ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), позволяющий ознакомить учащихся с элементами правильного поведения в опасных ситуациях. На уроках и внеклассных мероприятиях подросткам предлагаются ситуативные задачи, проверочные тесты по ОБЖ. Подобные тесты можно увидеть в Интернете.

Проблемы остаются

Проводимые исследования показывают, что на практике не все так гладко. Медленно решаются вопросы профилактики ЧС в работе с хлорсодержащим оборудованием. На предприятиях молочной и мясоперерабатывающей промышленности аммиачно-холодильные установки не отвечают современным технологическим требованиям. Не уменьшается опасность возникновения пожаров на предприятиях по переработке нефти, производству синтетического каучука, нефтебазах.

По-прежнему остро стоит вопрос о возведении очистных сооружений. В стране действуют свыше 30 тысяч водоемов и сотни накопителей сточных вод и отходов.

В отдельных регионах (Ленинградская, Пермская, Томская, Свердловская, Кемеровская, Иркутская области, город Москва) наблюдается высокая концентрация опасных производственных объектов наряду с высокой плотностью населения, растет износ основных фондов.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС.

ЧС техногенного характера, которые могут возникнуть в мирное время - это промышленные аварии с выбросом опасных отравляющих химических веществ (ОХВ); пожары и взрывы, аварии на транспорте: железнодорожном, автомобильном, морском и речном, а также в метрополитене.

В зависимости от масштаба, чрезвычайные происшествия (ЧП) делятся на аварии, при которых наблюдаются разрушения технических систем, сооружений, транспортных средств, но нет человеческих жертв, и катастрофы, при которых наблюдается не только разрушение материальных ценностей, но и гибель людей.

Независимо от происхождения катастроф, для характеристики их последствий применяются критерии:

· число погибших во время катастрофы;

· число раненных (погибших от ран, ставших инвалидами);

· индивидуальное и общественное потрясение;

· отдаленные физические и психические последствия;

· экономические последствия;

· материальный ущерб.

К сожалению, количество аварий во всех сферах производственной деятельности неуклонно растет. Это происходит в связи с широким использованием новых технологий и материалов, нетрадиционных источников энергии, массовым применением опасных веществ в промышленности и сельском хозяйстве.

Все чаще аварии принимают катастрофический характер с уничтожением объектов и тяжелыми экологическими последствиями (например - Чернобыль). Анализ таких ситуаций показывает, что независимо от производства, в подавляющем большинстве случаев они имеют одинаковые стадии развития.

На первой из них аварии обычно предшествует возникновение или накопление дефектов в оборудовании, или отклонений от нормального ведения процесса, которые сами по себе не представляют угрозы, но создают для этого предпосылки. Поэтому еще возможно предотвращение аварии.

На второй стадии происходит какое-либо инициирующее событие, обычно неожиданное. Как правило, в этот период у операторов обычно не бывает ни времени, ни средств для эффективных действий.

Собственно авария происходит на третьей стадии, как следствие двух предыдущих.

Основные причины аварий:

· просчеты при проектировании и недостаточный уровень безопасности современных зданий;

· некачественное строительство или отступление от проекта;

· непродуманное размещение производства;

· нарушение требований технологического процесса из-за недостаточной подготовки или недисциплинированности и халатности персонала.

В зависимости от вида производства, аварии и катастрофы на промышленных объектах и транспорте могут сопровождаться взрывами, выходом ОХВ, выбросом радиоактивных веществ, возникновением пожаров и т.п.

Потенциальные опасности, угрожающие жизни и здоровью человека, существовали всегда. Но к началу третьего тысячелетия экономический и социальный ущерб от техногенных ЧС стал приобретать огромные масштабы и даже катастрофический характер. Особенно актуальна и сложна эта проблема для современной России, где ежедневно в среднем происходят две серьезные аварии на трубопроводах, раз в неделю - на транспорте, ежемесячно - в промышленности. В среднем за год в результате аварий и катастроф в России ежегодно погибают примерно 50 тыс. чел. и 250 тыс. чел. получают серьезные ранения.

Большое число техногенных ЧС, имевших место в России, объясняются весьма прозаическими причинами. С одной стороны, имеется множество крупных производств, потенциально опасных для населения и окружающей среды. С другой стороны, уровень износа оборудования, технологической дисциплины и контроля в результате стремительного падения производства приблизился к критической черте. Экономический кризис усугубил существующую ситуацию, а к проблеме безопасности присоединились серьезные экологические проблемы.

В начале XXI в. наметился подъем в экономике за счет освоения новых безопасных и малоотходных технологий. Будем надеяться, что новое поколение специалистов поспособствует дальнейшему развитию экономики страны, создаст безопасные условия жизнедеятельности, не нарушая экологии Земли.

Общая характеристика и классификация. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. К техногенным ЧС, вызывающим загрязнение окружающей среды, относятся аварии на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, а также химически и биологически опасных веществ.

К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных установках исследовательских центров, атомных судах, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.

Аварии с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ (ХОВ) случаются на химически опасных объектах (ХОО) страны, а также на базах и складах временного хранения боевых химических отравляющих веществ (БХОВ). В результате происходит химическое загрязнение территорий за пределами их санитарно-защитных зон (СЗЗ), групповое поражение персонала и населения. Одновременно может произойти негативное влияние на экологию, что вызовет необходимость проведения дегазации местности и санитарной обработки зданий и населения.

К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их производственными предприятиями и исследовательскими учреждениями, осуществляющими разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.

К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушениями зданий (сооружений), нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т. п.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера весьма разнообразны как по причинам их возникновения, так и по масштабам. Их классификация представлена на рис. 4.2.

Аварии на радиационно опасных объектах (РОО). В настоящее время практически в любой отрасли хозяйства и науки используются радиоактивные вещества и источники ионизирующих излучений. Атомная наука и техника имеют большое значение для развития экономики, но вместе с тем представляют и большую опасность для людей и окружающей среды, о чем свидетельствуют происшедшие аварии.

К авариям, сопровождающимся выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ, относят прежде всего аварии на атомных электростанциях (АЭС).Они нередко происходят с разрушением производственных сооружений и радиоактивным загрязнением территории за пределами СЗЗ. Это наиболее опасный случай. Бывают аварии с радиоактивным загрязнением территории в пределах СЗЗ, а также с выбросом (утечкой) радиоактивных веществ в пределах производственных помещений атомной электростанции. На предприятиях ядерно-топливного цикла бывают утечки радиоактивных газов. На атомных судах случаются аварии с радиоактивным загрязнением акватории порта и прибрежной территории. Аварии на ядерных установках инженерно-исследовательских центров могут привести к радиоактивному загрязнению производственных помещений, а также территории установки как в пределах СЗЗ, так и за ее пределами. Возможны аварийные ситуации во время промышленных и испытательных взрывов , сопровождающиеся сверхнормативными выбросами радиоактивных веществ в окружающую среду. Падение летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту могут вызвать последующее радиоактивное загрязнение местности (к счастью, пока подобных случаев не было). Незначительные загрязнения местности радиоактивными веществами возможны при утечке ионизирующих излучений, авариях на транспорте , перевозящем радиоактивные препараты, и в некоторых других случаях.

К РОО относятся АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, переработке отработанного топлива и захоронению радиоактивных отходов, научно-исследовательские и проектные организации, имеющие ядерные реакторы, ядерные энергетические установки на транспорте.

В результате аварий на РОО возникают обширные зоны радиоактивного загрязнения местности и облучаются персонал и население. Степень опасности и масштабы таких аварий определяются количеством и активностью выброшенных радиоактивных веществ, а также энергией и качеством сопровождающих их распад ионизирующих излучений. Радиационное воздействие на персонал и население в зоне радиоактивного загрязнения характеризуется величинами доз внешнего и внутреннего облучения людей.

Под внешним облучением понимается прямое облучение человека от источников ионизирующего излучения, расположенных вне его тела, главным образом от источников у-излучения и нейтронов. Внутреннее облучение происходит за счет ионизирующего излучения от источников, находящихся внутри человека. Эти источники образуются в критических (наиболее чувствительных) органах и тканях. Внутреннее облучение происходит за счет источников α-, b- и g-излучения.

Для лучшей организации защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территорий вокруг РОО. Устанавливаются три зоны. Во-первых, зона экстренных мер защиты . Это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации. Во-вторых, зона предупредительных мероприятий . Сюда относится территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики.

В-третьих, зона ограничений . В нее включают местность, на которой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может повысить нижний предел для потребления пищевых продуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Аварии на химически опасных объектах (ХОО). Это объекты народного хозяйства, производящие, хранящие или использующие аварийно-химические опасные вещества (АХОВ). К ХОО относятся:

предприятия химической, нефтеперерабатывающей промышленности;

предприятия пищевой, мясомолочной промышленности, хладокомбинаты, продовольственные базы, имеющие холодильные установки, в которых в качестве хладагента используется аммиак;

водоочистные и другие очистные сооружения, использующие в качестве дезинфицирующего вещества хлор;

железнодорожные станции, имеющие пути отстоя подвижного состава с сильно действующими ядовитыми веществами (СДЯВ);

железнодорожные станции выгрузки и погрузки СДЯВ;

склады и базы с запасом ядохимикатов и других веществ для дезинфекции и дератизации.

Химически опасными веществами называются токсичные химические вещества, применяемые в промышленности и в сельском хозяйстве. Они при разливе или выбросе загрязняют окружающую среду и могут привести к гибели или поражению людей, животных и растений. Наиболее распространенные ХОВ - хлор, аммиак, сероводород, синильная кислота, фосген и др.

Аварии на ХОО с выбросом в окружающую среду СДЯВ способны повлечь за собой групповое поражение обслуживающего персонала и населения на прилегающей территории, нежелательные генетические последствия у человека. Все это может потребовать проведения дегазационных и других специальных мероприятий на значительных территориях.

Основными путями проникновения АХОВ внутрь организма являются органы дыхания (ингаляционный путь) и кожа (резорб-тивный путь). Кроме того, возможно попадание АХОВ в организм через раневые поверхности и желудочно-кишечный тракт - пер-орально. Во всех случаях АХОВ разносятся кровью по всем органам и тканям. Это может привести к патологическим изменениям, потере работоспособности и даже гибели человека. Важнейшей характеристикой АХОВ является токсичность. Наибольшее число аварий происходит на предприятиях, производящих, хранящих и транспортирующих хлор, аммиак, ацетилен, минеральные удобрения, гербициды, продукты органического и нефтеорганичес-кого синтеза. Поражающим фактором при выбросе ХОВ является химическое загрязнение . Утечка ХОВ происходит при авариях вследствие взрывов, разрушения и повреждения резервуаров и технологических трубопроводов. Это может привести к загрязнению воздушного и водного бассейнов, больших территорий и вызвать гибель либо тяжелые заболевания людей и животных.

Токсичностью называют степень ядовитости. Она характеризу­ется пороговой концентрацией, пределом переносимости, смер­тельной концентрацией (смертельной дозой). Пороговая концент­рация - это наименьшее количество вещества, которое может вызвать негативный физиологический эффект. При этом поражен­ные ощущают первичные признаки поражения, но сохраняют ра­ботоспособность. Пределом переносимости считается максимальная концентрация, которую человек может выдержать определенное время без устойчивого поражения. В промышленности в качестве предела переносимости используется предельно допустимая кон­центрация (ПДК), регламентирующая допустимую степень за­грязнения АХОВ воздуха рабочей зоны. ПДК определяется как мак­симально допустимая концентрация АХОВ, которая при посто­янном воздействии на человека в течение рабочего дня не может вызвать даже через длительный промежуток времени патологи­ческих изменений или заболеваний, обнаруживаемых при помо­щи современных методов диагностики.

Поражающая сила АХОВ определяется их физико-химически­ми свойствами. Особое значение имеют агрегатное состояние ве­щества, растворимость его в воде и органических растворителях, плотность вещества и его летучесть, удельная теплота испарения и теплоемкость жидкости, давление насыщенных паров, темпе­ратура кипения и др. Эти характеристики необходимы для оцен­ки безопасности производства, хранения и перевозок АХОВ, при прогнозировании и оценке последствий химически опасных ава­рий.

Безопасность функционирования химических предприятий за­висит от многих факторов:

физико-химических свойств сырья и продуктов;

характера технологического процесса;

конструкции и надежности оборудования;

условий хранения и транспортировки ХОВ;

состояния контрольно-измерительных приборов и средств автоматизации;

подготовленность и практические навыки персонала;

эффективности средств противоаварийной защиты.

Аварии на объектах коммунального хозяйства . Наиболее распро­страненными являются аварии в системах водоснабжения, кана­лизации, газо-, энерго- и теплоснабжения. Сейчас отмечается низ­кий уровень подготовки систем жизнеобеспечения и эксплуата­ции в холодный период года (на уровне 70 - 80 %). Особую трево­гу вызывает создание запасов топлива для котельных, дизельных электростанций и других коммунальных объектов (в отдельных регионах от 1,5 до 20 % от необходимого минимального 100-дневно­го запаса).

Такое положение дел негативно сказывается на безаварийном функционировании систем жизнеобеспечения. Отмечаемое в по­следние годы увеличение аварийности прежде всего связано со значительным физическим износом основных фондов коммуналь­ной инженерной инфраструктуры городов. К нарушениям в рабо­те жизненно важных инженерных систем и аварийным ситуациям нередко приводят и стихийные бедствия . Коммунальные службы не всегда готовы противостоять сильным морозам, в результате многие инженерные системы размораживаются. Большое количе­ство жилых домов, школ, больниц, детских садов остаются без тепла и света. Во многих регионах не созданы достаточные запасы материально-технических средств для оперативного устранения ава­рийных ситуаций на системах жизнеобеспечения (насосного обо­рудования, труб с утеплителем, установок для отогрева сооруже­ний, замороженных коммуникаций и др.). Важной причиной не­достаточной готовности, помимо устаревшей материально-техни­ческой базы, является нехватка финансовых средств.

Аварии на транспорте. Сегодня любой вид транспорта представ­ляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновре­менно с комфортом и скоростью передвижения снизил степень безопасности жизнедеятельности человека. Транспортной аварией (ТА) называют аварию на транспорте, повлекшую за собой ги­бель людей, причинение пострадавшим тяжелых телесных повреж­дений, уничтожение и повреждение транспортных сооружений и средств или ущерб окружающей природной среде. Обычно ТА раз­личают по видам транспорта. Таковы железнодорожная авария, авиационная катастрофа, дорожно-транспортное происшествие (ДТП), аварии на водном транспорте, авария на магистральном трубопроводе и др. Поражающие факторы, сопровождающие все ТА, зависят как от вида транспорта, так и от вида транспортиру­емого груза.

Значительное место в общем объеме грузоперевозок занимает железнодорожный транспорт. Он обеспечивает до 47 % пассажир­ских перевозок, а также до 50 % доставок грузов. Среди последних большое количество опасных. Поэтому железнодорожный транс­порт считается отраслью народного хозяйства с повышенным рис­ком возникновения аварийных ситуаций.

Основными причинами аварий и катастроф на железнодорож­ном транспорте являются:

неисправности пути;

поломки подвижного состава;

выход из строя средств сигнализации и блокировки;

ошибки диспетчеров;

невнимательность и халатность машинистов;

сход подвижного состава с рельсов;

столкновения;

наезды на препятствия на переездах;

пожары и взрывы непосредственно в вагонах;

повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов, оползней, наводнений;

изношенность технических средств.

Благодаря внедрению комплекса профилактических и органи­зационно-технических мероприятий число происшествий на же­лезных дорогах в последние годы существенно сократилось.

В гражданской авиации России также случаются авиационные происшествия и катастрофы, влекущие за собой гибель людей и разрушения воздушных судов. Среди причин авиакатастроф выде­ляются ликвидация централизованной государственной системы управления и обеспечения безопасности полетов, распад единой государственной системы Аэрофлота, рост числа мелких коммер­ческих организаций-перевозчиков, снижение дисциплины, над­зора и контроля за безопасностью полетов в целом, ошибки пи­лотов, ошибки диспетчерских служб, неисправности авиацион­ной техники (старение, низкие темпы замены на новые виды), погодные условия.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте .

Крупными автомобильными катастрофами считаются такие, в которых погибли четыре и более человек. Статистика показы­вает некоторое снижение их количества. Однако продолжает ос­таваться высокой тяжесть катастроф (численность потерь насе­ления и ущерб, связанный с ними). По данным Минтранса Рос­сии, в 2001 г. произошло около 160 тыс. ДТП. Более 180 тыс. чел. ежегодно получали травмы и увечья.

Данное положение объясняется конкретными причинами. Сре­ди них на первом месте много лет стоит неудовлетворительное техническое состояние автомобильных дорог и подвижного со­става. В частности, у нас сохраняется большое количество пересе­чений дорог на одном уровне, в том числе и с железными дорога­ми. В последние годы многократно возросло количество автомо­бильного транспорта, находящегося в личном пользовании. Име­ет место неконтролируемое нарастание объемов грузовых перево­зок, выполняемых большегрузными автомобилями (автопоезда­ми) с нагрузками на ось, превышающими допустимый уровень. Распространенными причинами являются нарушения водителя­ми правил дорожного движения, которые отчасти объясняются плохой подготовкой водителей, отчасти их недобросовестностью. Так, широко распространены превышение скорости на опасных участках дорог, выезды на полосу встречного движения, управле­ние автотранспортным средством в нетрезвом состоянии.

В последние годы участились кораблекрушения и аварийные происшествия на водном транспорте . Основные причины этих аварий связаны с нарушениями правил судовождения, пожар­ной безопасности, технической эксплуатации, ошибками ка­питанов, лоцманов и членов экипажа, а также с износом мате­риальной части и оборудования судов, портов и других объек­тов морских и речных пароходств, низкой обновляемостью парка за счет судов нового поколения. Немаловажное значение имеют погодные и климатические условия (ураганы, штормы, тума­ны, льды и т.д.). Большое влияние на аварийность оказывают ошибки при проектировании и строительстве судов, столкно­вения и опрокидывания судов, посадка их на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное размещение и плохое закреп­ление грузов.

Распространенным способом транспортирования ХОВ и неф­тепродуктов является трубопроводный (нефтегазопроводов имеет­ся более 200 тыс. км, промысловых трубопроводов - 350 тыс. км). Магистральный аммиакопровод Тольятти-Одесса имеет протя­женность 2,1 тыс. км и пропускную способность 3 млн т в год. Основными причинами аварий на трубопроводах являются изно­шенность труб, отсутствие должного технического контроля за состоянием магистральных трубопроводов, интенсификация экс­портных поставок и поставок внутри страны по трубопроводам, сроки эксплуатации которых достигли 35 - 40 лет.

Аварии на гидротехнических сооружениях. Гидротехнические со­оружения - это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения систем в техно­логических процессах, мелиорации, защиты прибрежных терри­торий (дамбы), забора воды для водоснабжения и орошения, ры-бозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельнос­ти морских и речных портов, для судоходства (шлюзы).

Следует различать такие понятия, как запруда, плотина, гид­роузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина - сооружение, тоже создаю­щее напор воды, но почти с постоянным ее стоком. Гидроузел представляет собой систему сооружений и водохранилища, свя­занные единым режимом водоперетока. Весьма опасно разруше­ние плотин. В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристи­ку и для людей представляет опасность. Прорыв может произойти из-за воздействия сил природы (землетрясения, урагана, обвала, оползня), конструктивных дефектов, нарушения правил эксплу­атации, воздействия паводков, разрушения основания, недоста­точности водосбросов, а в военное время - в результате воздей­ствия средств поражения. При прорыве в плотине или в другом сооружении образуется проран , от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва - основного поражающего фактора этого вида аварий.

Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и ско­рость волны прорыва зависят от гидрологических и топографи­ческих условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а для горных и пред­горных мест имеет величину порядка 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего, что на ней находится. Строить жилые и производственные здания здесь запрещено.

Причины крупных аварий гидротехнических сооружений раз­личны, но чаще всего они происходят из-за разрушения основа­ния. Частота возникновений аварий по различным причинам при­водится ниже, %:

Разрушение основания…………….40

Недостаточность водосброса……...23

Слабость конструкции…………….12

Неравномерная осадка……………. 10

Высокое давление на плотину……. 5

Военные действия…………………. 3

Оползание откосов………………… 2

Дефекты материала………………… 2

Неправильная эксплуатация………. 2

Землетрясения……………………… 1

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах (ПВОО ). Пожа­ро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых про­изводятся, хранятся, транспортируются вещества и материалы, способные или приобретающие при определенных условиях спо­собность к возгоранию или взрыву. Это прежде всего производ­ства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопро­водный транспорт, как несущий основную нагрузку при доставке жидких, газообразных пожаро- и взрывоопасных грузов.

Характер пожаров на предприятиях зависит от того, какие го­рючие вещества и материалы перерабатываются, транспортиру­ются или хранятся в отдельных зданиях и помещениях.

Проектирование производственных зданий и помещений, вы­бор производственного оборудования, электрических установок, систем вентиляции и отопления, противопожарных взрывов, пу­тей эвакуации работающих при пожаре и другие вопросы, свя­занные с обеспечением пожарной безопасности, решаются в за­висимости от категории помещений по пожаро- и взрывоопасности. В соответствии с общероссийскими нормами технологиче­ского проектирования помещения по взрывопожарной и пожар­ной опасности разделяют на пять категорий в зависимости от хра­нимых материалов. Из них две взрывопожароопасные (А, Б) и три пожароопасные (В, Г, Д).

1. горючие газы;

2. легковоспламеняющиеся жидкости;

3. вещества и материалы, способные взрываться и гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха или друг с другом;

4. горючие пыли и волокна, легко воспламеняющиеся жидко­сти с температурой вспышки более 28 °С;

5. горючие жидкости;

6. паровоздушные смеси, при воспламенении которых разви­вается избыточное давление в помещении, превышающее 5 кПа.

1. горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и труд­ногорючие вещества и материалы, способные при взаимодействии
с водой, кислородом или друг с другом гореть, не взрываясь;

2. негорючие вещества и материалы в горячем, раскаленном
или расплавленном состоянии, процесс обработки которых со­провождается выделением лучистой теплоты, искр и пламени;

3. горючие газы, жидкости и твердые вещества, которые сжи­гаются или утилизируются в качестве топлива;

4. негорючие вещества и материалы в холодном состоянии.
Все строительные материалы и конструкции из них делятся

на несгораемые, трудносгораемые и сгораемые.

К несгораемым относятся такие материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры не воспламеняются, не тлеют и не обугливаются.

Трудносгораемыми считаются те материалы, которые под воз­действием огня или высокой температуры с трудом воспламеня­ются, тлеют или обугливаются и продолжают гореть лишь при наличии источника огня.

Сгораемые - это такие материалы, которые под воздействием огня или высокой температуры воспламеняются или тлеют и про­должают гореть и тлеть после удаления источника огня.

Пожары на крупных промышленных предприятиях и в насе­ленных пунктах подразделяются на отдельные и массовые: от­дельные обычно бывают пожары в здании или сооружении; массо­вые представляют собой совокупность отдельных пожаров, охва­тивших более 25 % зданий. Сильные массовые пожары при опре­деленных условиях могут перейти в огненный шторм .

Опасными факторами пожара (ОФП) являются:

открытый огонь и искры;

повышенная температура окружающей среды и предметов;

токсичные продукты горения, дым;

пониженная концентрация кислорода;

падающие части строительных конструкций, агрегатов, уста­новок.

К поражающим факторам взрыва относятся ударная воздушная волна, тепловое излучение, а также осколочные поля, создавае­мые летящими обломками взрывающихся объектов.

Ударная воздушная волна- это область резкого сжа­тия воздуха, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва с огромной скоростью. Основными критериями, характеризующими ее разрушающее и поражающее действие, являются избыточное давление во фронте ударной вол­ны, давление скоростного напора и продолжительность действия.

При встрече с преградой ударная волна образует давление от­ражения, которое, взаимодействуя с избыточным давлением, мо­жет увеличить его в два и более раз. Поэтому взрывы внутри поме­щений оказывают значительно большее разрушающее действие, чем на открытой местности. Помимо избыточного давления, пре­грады на пути движения ударной волны испытывают динамиче­ские нагрузки, создаваемые потоком движущегося воздуха - дав­лением скоростного напора. Продолжительность действия удар­ной волны находится в прямой зависимости от силы взрыва, а производимые ею разрушения - от продолжительности действия избыточного давления.

Поражающее действие теплового излучения в очаге по­ражения определяется величиной теплового потока. Возникающие в результате взрывов пожары приводят к ожогам, а горение пласт­масс и некоторых синтетических материалов - к образованию и созданию различных концентраций ХОВ, цианистых соединений, фосгена, сероводорода и др.

Поражающее действие осколочных полей определяется количеством летящих осколков от взрывающихся объектов, кине­тической энергией и радиусом их разлета. При пожарах и взрывах люди получают термические повреждения (ожоги тела, верхних дыхательных путей, глаз) и механические повреждения (перело­мы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения).

При пожарах чаще всего наблюдается поражение людей оки­сью углерода (при содержании в воздухе 1 % окиси углерода - почти мгновенная потеря сознания и смерть), реже - цианисты­ми соединениями, бензолом, окислами азота, углекислотой и другими токсичными продуктами. К поражающим факторам по­жаров относят также задымление , затрудняющее ориентирование, и сильный моральный психологический эффект.

Наиболее опасны пожары в административных зданиях, внут­ренние стены которых облицованы панелями из горючего материала, а потолки - сгораемыми древесными плитами. Во многих случаях возникновению возгорания способствует неудовлетвори­тельная огнестойкость древесины и других строительных материа­лов, особенно пластиков.

Прежде, чем приступить к анализу ЧС техногенного характера, следует определиться с некоторыми терминами.

Чрезвычайными ситуациями принято называть обстановку, которая складывается в определенных местах или на определенных территориях под влиянием произошедших аварий, катастроф, природных явлений или

Катастрофой считается явление (природное или техногенное) повлекшее за собой гибель людей.

Аварией считают явление, во время которого наступило разрушение зданий, коммуникаций или сооружений, но не последовало человеческих жертв.

Чрезвычайной ситуацией считается такое положение, которому присущ хотя бы один из нижеперечисленных признаков:

  • возникли нарушения нормальной или безопасной жизнедеятельности;
  • появилась угроза жизни, здоровью людей;
  • угроза или возникновение крупных материальных убытков, потерь;
  • возможность нанесения ущерба

Техногенного характера учитывает место возникновения катастрофы, широту ее распространения.

Для характеристики масштаба ЧС учитываются

  • число погибших и раненых;
  • сила социального потрясения;
  • возможность мгновенных, а также отдаленных экономических, физических, психологических последствий;
  • сумма наступившего материального ущерба.

ЧС техногенного характера - это процесс, в результате которого возникают разрушения, появляются человеческие жертвы, спровоцированные:

  • авариями на объектах химической промышленности. Они сопровождаются выбросами или утечкой ядовитых веществ, от которых могут пострадать почва, продовольствие, люди, вся окружающая среда. (Пример: пожар на железнодорожной станции в г. Никольске).
  • Повреждения, неисправности на предприятиях с повышенной радиационной опасностью, вызвавшие гибель людей. В результате таких повреждений возникает радиационное заражение окружающей среды, облучение персонала, обслуживающего объект. Чаще всего облучению подвергается и население. (Пример: Чернобыль).
  • Обрушение (внезапное) зданий, коммуникаций, сооружений. Эти ЧС техногенного характера возникают в процессе нарушения технологии строительства, при несоблюдении правил эксплуатации зданий, в результате воздействия природных сил. (Пример: Аквапарк в Москве)
  • Аварии на системах, призванных обеспечивать жизнедеятельность населенных пунктов: водоводах, газоснабжения. (Пример: отключение электричества в московском метро 25.05.05).
  • Транспортные повлекшие разрушения зданий, смерть людей: ДТП, авиационные аварии, аварии на железных дорогах, реках, морях, трубопроводах. (Пример: авиакатастрофа в Джакарте (Индонезия). Погибли 48 человек во время демонстрационного полета).
  • Пожары, взрывы, вызванные результатами человеческой деятельности. (Пример: пожар 02.04.2012, ММДЦ "Москва-Сити", башня «Восток»).
  • Гидродинамические катастрофы: прорывы дамб, плотин и т.п. (Пример: Саяно-Шушенская ГЭС).

По масштабу своего распространения техногенные чрезвычайные ситуации учитывают число погибших. В зависимости от этого они делятся на:

  • Объектовые или локальные. Последствия таких катастроф не выходят за пределы предприятия и могут быть ликвидированы без постороннего вмешательства.
  • Местные. Затрагивают территорию отдельного населенного пункта, не выходя за его пределы.
  • Территориальные. Эти ЧС техногенного характера выходят за пределы одного образования (республики, края, автономного округа и т.п.)
  • Региональные. Поражают несколько краев или областей, республик, автономных округов РФ.
  • Федеральные. Охватывают свыше 4-х территориальных образований.
  • Трансграничные. Такие ЧС техногенного характера выходят за пределы государства.

Чаще всего техногенные катастрофы развиваются по общей схеме:

  • Сначала накапливаются дефекты, неточности и отклонения в работе оборудования и производственном процессе. На этой стадии аварии устранимы.
  • Возникновение события, инициирующего аварию. Обычно времени на реагирование в этот момент недостаточно.
  • Возникновение аварии, перерастающей в катастрофу или ЧС.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки российской федерации

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Кафедра химии и физики

Реферат

По дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

На тему: «Чрезвычайные ситуации в России за 2011-2015 годы. Уроки и выводы»

Выполнила студентка 1 курса, гр. 414

Кулешова Дарья Дмитриевна

Проверил: Осетров Георгий Васильевич

Москва 2015г.

  • Введение
  • 1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация
  • 2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году
  • 2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год
  • 2.2 Наиболее крупные ЧС в 2011 году в техносфере
  • 3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году
  • 3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год
  • 3.2 Наиболее крупные ЧС в 2012 году в техносфере
  • 3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера
  • 4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2013 году
  • 4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 год
  • 4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 год
  • 5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году
  • 5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
  • 5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произошедшие в 2014 году в Российской Федерации
  • 5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации
  • 6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года
  • 6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год
  • 6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
  • 6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации
  • 7. Уроки и выводы
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение

Введение

Россия постоянно живёт в условиях чрезвычайных ситуаций, когда на определённой территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни или здоровья, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Работа, направленная на проведение мероприятий по прогнозированию и предупреждению чрезвычайных ситуаций, имеет важное социальное и экономическое значение. К сожалению, индустриализация современного общества, усложнение технологических процессов производства неизбежно ведут к появлению негативных явлений, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций. Разрушение зданий, сооружений, промышленных объектов, а также гибель людей и потеря материальных ценностей имеют место не только во время войны, но и в мирное время в результате производственных аварий и катастроф.

За последние пять лет в России, да и вообще во всем мире произошло немало чрезвычайных ситуаций: различные войны, катастрофы, бедствия. Это достаточно актуальная тема нашего времени. Данная проблема нуждается в тщательном подходе и решении ее, так как она несет глобальный международный характер. Заданием работы является понять, что такое чрезвычайная ситуация, выяснить ее основные причины, а также рассмотреть и разобрать масштабные чрезвычайные ситуации за последние пять лет и дать оценку их последствий.

1. Понятие чрезвычайная ситуация и классификация

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности.

Ч резвычайные ситуации по происхождению классифицируются на:

Природные;

Техногенные;

Экологические;

Биолого-социальные.

Таблица 1. Классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий Источник: Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.

Масштаб ЧС

Кол-во пострадавших, чел.

Кол-во людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности

Размер материального ущерба, (мрот) мин. размер оплаты труда

Границы зон распространения поражающего фактора (ПФ)

Локальные

Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производства.

Зона ЧС не выходит за пределы нас. пункта, города, района

Территориальные

В пределах субъекта РФ

Региональные

0,5 млн.-5 млн.

В пределах двух субъектов РФ

Федеральные

Более 5 млн.

Зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

Трансграничные

ПФ ЧС выходят за пределы РФ, либо ЧС за рубежом затрагивает территорию РФ

2. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2011 году

2.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2011 год

На территории Российской Федерации в 2011 г. произошло 297 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 153, муниципальных - 118, межмуниципальных - 10, региональных - 10, межрегиональных - 6. В результате ЧС погиб 791 чел., пострадало 23 716 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (54), Сибирском (52) и Южном (46) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с взрывами, авариями на магистральных трубопроводах и внутри промысловых нефтепроводах, на тепловых сетях в холодное время года, авариями с выбросом радиоактивных веществ (РВ), а также природных ЧС, связанных с опасными геологическими явлениями, морскими опасными гидрологическими явлениями и снежными лавинами.

Рис. 1. Структура количественных показателей по видам ЧС за 2011 г.

По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2011 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (88); авиационные катастрофы (47); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (11); аварии грузовых и пассажирских судов (9).

Наибольшее количество техногенных ЧС было зарегистрировано в:

Центральном федеральном округе, включая г. Москву - 32 ЧС;

Приволжском федеральном округе - 28 ЧС;

Северо-Кавказском федеральном округе - 27 ЧС;

Сибирском федеральном округе - 27 ЧС.

2.2 Наиболее кру пные ЧС в 2011 г оду в техносфере

Террористический акт в международном аэропорту «Домодедово», г. Москва (пострадало 190 чел., в т. ч. погибло 35 чел.). В международном зале аэропорта произошел взрыв неустановленного взрывного устройства.

Авиакатастрофа под Петрозаводском (пострадало 52 чел., из них погибло 47 чел.).

Авиакатастрофа на аэродроме «Туношна», г. Ярославль (погибло 44 чел., пострадал 1 чел.). При взлете с аэропорта самолет Як-42 упал в воду в районе слияния р. Волга и р. Туношна, следовавшего по маршруту «Ярославль - Минск», с возгоранием.

Крушение теплохода «Булгария» (погибло 122 чел., пострадал 201 чел., спасено 79 чел.). Двухпалубный дизель-электроход шел из города Болгар в Казань, затонул в трех километрах от берега. Одним из факторов, предположительно приведших к катастрофе, называют перегруженность корабля.

Крушение плавучей буровой платформы «Кольская» (погибло 17 чел., спасено 14 чел., 36 чел. пропали без вести).

Основными источниками возникновения техногенных ЧС в 2011 г. являлись:

Нарушение правил и требований при эксплуатации железнодорожного, морского и авиационного транспорта;

Высокий уровень износа основных и производственных фондов и систем защиты;

Низкий уровень подготовленности и практических навыков обслуживающего персонала;

Недостаточный уровень надзора за состоянием технических средств противоаварийной защиты;

Ухудшение материально-технического обеспечения, снижение качества регламентных работ, повышенный износ и разрушение оборудования;

Нарушение правил и техники пожарной безопасности, неосторожное обращение с огнем и умышленные поджоги;

Высокий уровень выработки ресурса основного технологического оборудования и неудовлетворительное состояние основных фондов в целом;

Нарушение правил дорожного движения, а также правил и требований при эксплуатации всех видов транспорта.

3. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2012 году

3.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2012 год

На территории Российской Федерации в 2012 г. произошло 437 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе локальных - 198, муниципальных - 196, межмуниципальных - 19, региональных - 22, федеральных - 2. В результате ЧС погибло 819 чел., пострадало 95 105 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Сибирском (112), Южном (86) и Приволжском (84) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с обнаружением (утратой) неразорвавшихся боеприпасов, взрывчатых веществ, авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ (ОБВ), гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод, снежными лавинами и морскими опасными гидрологическими явлениями.

Рис. 2 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2012 г.

Количество ЧС техногенного характера в 2012 г. по сравнению с 2011 г. (без учета пожаров на коммуникациях, технологическом оборудовании промышленных объектов, в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения) увеличилось с 185 до 228 (на 23%).

По характеру и виду источников возникновения техногенных ЧС в 2012 г. преобладали: дорожно-транспортные происшествия (ДТП) с тяжкими последствиями (109); авиационные катастрофы (38); аварии, крушения грузовых и пассажирских поездов (14); взрывы в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения (10); аварии на магистральных газопроводах (9); аварии на электроэнергетических системах (9).

3.2 Наиболее крупны е ЧС в 2012 г оду в техно сфере

Авиакатастрофа в 45 км от г. Тюмени (пострадало 12 чел., погиб 33 чел.);

Авиакатастрофа в районе поселка Палана на Камчатке (пострадало 14 чел., погибло 10 чел.);

Авиакатастрофа в аэропорту Внуково, г. Москва (пострадало 4 чел., погибло 4 чел.).

На железнодорожном транспорте произошло 14 ЧС, связанных с авариями, крушениями грузовых и пассажирских поездов (в 2011 г. - 11 ЧС). Число погибших составило 1 чел. (в 2011 г. - 6 чел.); пострадало 4 чел. (в 2011 г. - 3 чел.).

В 2012 г. на воздушном транспорте произошло 38 ЧС техногенного характера, связанных с авиационными катастрофами (в 2011 г. - 47 ЧС), при этом погибло 93 чел. (в 2011 г. - 162 чел.) и пострадало 152 чел. (в 2011 г. - 149 чел.).

В г. Москве 9 января 2012 г. на первом этаже здания ресторана «Иль Питторе» произошел взрыв газового баллона с последующим возгоранием и частичным обрушением конструкций здания на первом и втором этажах. В результате взрыва газового баллона пострадало 43 чел., из них 2 чел. погибло.

В г. Астрахани 27 января 2012 г. произошел взрыв газового баллона, в результате которого в 9- этажном жилом доме обрушился один из шести подъездов здания (погибло 10 чел., пострадало 18 чел., спасено 26 чел.).

3.3 Чрезвычайные ситуации природного характера

Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году --стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6--7 июля 2012 года выпало более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших -- более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Российские специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, зарубежные отнесли его к категории «внезапный паводок».

В 2012 году в России произошло 162 510 пожаров, что на 3,6% меньше, чем в 2011 году. Число погибших составило 11 570 человек, что на 3,7% ниже, чем в 2011 году.

4. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 201 3 г оду

4.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2013 г од

На территории Российской Федерации в 2013 г. произошло 332 чрезвычайные ситуации (ЧС), в том числе локальных - 155, муниципальных - 123, межмуниципальных - 11, региональных - 39, федеральных - 4. В результате ЧС погибло 631 чел., пострадало 208 439 человек.

Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (121), Южном (51) и Центральном (50) федеральных округах.

На территории Российской Федерации не зарегистрировано техногенных ЧС, связанных с авариями с выбросом (угрозой выброса) опасных биологических веществ, авариями на тепловых сетях в холодное время года, гидродинамическими авариями, внезапным обрушением производственных зданий, сооружений, пород, гидродинамическими авариями, а также природных ЧС с повышением уровня грунтовых вод.

В 2013 году на территории Российской Федерации обнаружено 62 195 взрывоопасных предметов, в том числе 294 авиабомбы.

Рис. 3 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2013 г., ед.

4.2 Наиболее крупные ЧС в России за 2013 г од

Самолет «Боинг-737», выполнявший регулярный рейс Москва - Казань, с 50 пассажирами и членами экипажа на борту разбился на ВПП международного казанского аэропорта 17.11.2013 года. Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли.

На 2013 год МЧС России прогнозировало увеличение биолого-социальных чрезвычайных ситуаций по сравнению с предыдущими годами. Наибольшее количество таких ситуаций, по оценкам экспертов, обусловлено дальнейшим распространением африканской чумы свиней. Данная инфекция не предоставляет никакой опасности для человека, но для животноводства она чрезвычайно опасна, так как не поддается лечению.

В августе был введен режим ЧС в Хабаровске, из-за повышения уровня Амура до критических значений. Также в Якутии, Амурской области, Приморском крае, Европейской автономной области. Наиболее сложная ситуация складывалась на Большом Уссурийском острове, где долгое время продолжалась эвакуация населения и сосредотачивались значительные силы МЧС.

Особенно сложная обстановка в Комсомольске-на-Амуре, где уровень воды превысил девять метров. А в городе проживают 250 тысяч человек.

От паводка пострадали более 135тыс. человек, 14 тысяч домов, 1,6 тысячи километров дорог, 174 моста и 825 социальных объектов.

С подтопленных территорий эвакуировано 32 тысяч человек.

Рис. 4 Уровни потенциальных опасностей для жизнедеятельности населения, обусловленные террористическими актами, техногенными, природными и биолого-социальными ЧС в 2013 г.

5. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях в 2014 году

5.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год

На территории Российской Федерации в 2014 г. произошли 262 чрезвычайные ситуации, в том числе локальных -- 146, муниципальных -- 76, межмуниципальных -- 10, региональных -- 27, межрегиональных -- 1, федеральных -- 2. В результате ЧС погибло 567 чел., пострадало 129 869 чел., спасено 34 735 чел. Наибольшее количество ЧС произошло в Центральном (58), Южном (52) и Приволжском (44) федеральных округах (ФО).

В 2014 г. на территории Российской Федерации обнаружено 46 463 взрывоопасных предмета, в том числе 550 авиабомб.

чрезвычайный техногенный природный последствие

Таблица 2 Источник: Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015, 352 с

Количество, ед.

Прирост (^), %

Снижение (v), %

Материальный ущерб (млн. руб.)

Прирост (^), %

Снижение (v), %

Техногенные

Крупные теракты

Природные

Биолого-социальные

Рис. 5 Структура количественных показателей по видам ЧС за 2014 г.

5.2 Крупные техногенные ЧС и происшествия, произоше д шие в 2014 году в Российской Федерации

Авария в Московском метрополитене . В 08.39 15 июля 2014 г. в результате экстренного срабатывания тормозной системы электропоезда на перегоне между станциями метро «Парк Победы» -- «Славянский бульвар» Арбатско-Покровской линии Московского метрополитена произошел сход с рельс трех головных вагонов подвижного состава. В результате аварии погибло 24 человека, спасено 175 человек. Из метрополитена на аварийном участке эвакуировано 1100 человек.

Аварии грузовых и пассажирских поездов . 20 мая 2014 г. на перегоне «Бекасово -- Наро-Фоминск» Наро-Фоминского района Московской области произошло падение с платформы товарного поезда железнодорожного контейнера с последующим столкновением с вагоном пассажирского поезда, следовавшего рейсом «Москва -- Кишинёв». В результате столкновения поездов погибло 6 чел., спасено 25 человек.

Техногенные пожары . 13 февраля 2014 г. на ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» железнодорожный состав из 14 цистерн с нефтепродуктами самопроизвольно «выкатился» к сливо-наливной эстакаде, что привело к столкновению и деформации цистерн, в результате чего произошли разлив и интенсивное горение нефтепродуктов на площади более 12 тыс. м 2 . Ударной волной были разрушены технологические трубопроводы эстакады, из которых под давлением вытекали нефтепродукты. В результате пожара уничтожены две насосные станции, два складских здания, железнодорожная эстакада, разрушены семь цистерн, повреждена теплоизоляция трех резервуаров -- «трехтысячников», сгорело 1500 м 3 вакуумного газойля и др.

5.3 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2014 г. в Российской Федерации

Подтопление населенных пунктов на территории Сибирского ФО . В результате ливневых дождей в период с мая по июнь на территории Сибирского ФО было подтоплено 48 муниципальных районов, 250 населенных пунктов, более 24,5 тыс. жилых домов, 320 автомобильных мостов, 141 социально значимый объект.

Все граждане, пострадавшие в результате паводка, получили финансовую помощь на общую сумму более 5,9 млрд руб., выделено 376 государственных жилищных сертификатов.

Природные пожары в Дальневосточном, Сибирском и Центральном ФО . В связи с аномально высоким температурным режимом, на территории Дальневосточного, Сибирского и Центрального ФО в период с июня по август возникла сложная обстановка, связанная с природными пожарами.

При активном участии авиации МЧС России?потушено пожаров на площади около 3,7 млн га, на очаги пожаров было сброшено более 56 тыс. т огнегасящей жидкости, вследствие чего распространение огня в сторону населенных пунктов допущено не было.

6. Статистические данные о чрезвычайных ситуациях за 6 месяцев 2015 года

6.1 Общие показатели чрезвычайных ситуаций за 2014 год

На территории Российской Федерации за первое полугодие 2015 г. произошли 115 чрезвычайных ситуаций, в том числе локальных -- 60, муниципальных -- 39, межмуниципальных -- 5, региональных -- 11, федеральных -- 0. В результате ЧС погибло 323 чел., пострадало 9630 чел.

Рис. 6 Структура количественных показателей по видам ЧС за 6 месяцев 2015 г.

6.2 Крупные природные ЧС, произошедшие в 2015 году в Российской Федерации

В апреле 2015 года в Сибири сложилась чрезвычайная ситуация в связи с масштабными пожарами. Наиболее сложной обстановка оказалась на территориях Хакасии, Красноярского и Забайкальского краев. В результате ЧС пострадали жилые дома, объекты социальной инфраструктуры, сельского хозяйства, энергетики и связи. Жертвами пожаров стали 34 человека, более 7,5 тыс. жителей пострадали.

В июне в Сочи начался сильный дождь, который шел весь день с небольшими перерывами. В результате обильных осадков ливневые канализации в разных районах города не справились с нагрузкой, и улицы, дворы и дороги оказались подтопленными. Жители были эвакуированы, в некоторых районах объявили режим ЧС.

6.3 Крупные техногенные ЧС, произошедшие в 2015 г оду в Ро с сийской Федерации

В январе в г. Калининград произошло разрушение Берлинского моста. Опора старой конструкции при демонтаже рухнула, придавив рабочих (6 рабочих пострадало, из них 4 погибло)

В феврале в Московской области г. Домодедово произошел взрыв газа, который разрушил несущую конструкцию и появилась угроза обрушения (погибли 2 человека).

В марте на Камчатском крае разбился вертолет Ми-2, погибло 2 человека - командир и техник.

Рис. 7 Субъекты Российской Федерации, в которых значение средней величины индивидуального риска, обусловленного совокупностью факторов, больше 1 % индекса смертности (выделены красным цветом)

1.С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия - чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

2.Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.

3.Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

7. Уроки и выводы

Любая чрезвычайная ситуация несет за собой последствия. Которые оказывают влияние практически на все сферы жизни человеческого общества и прежде всего это на жизнедеятельность людей и в огромном количестве на окружающую природную среду.

Ущерб от катастроф носит разнообразный характер. Чтобы его измерить используют различные измерения, среди которых главную роль играют экономические показатели. В последнее время государство уделяет огромное значение в выделение средств на мероприятия по предупреждению и ликвидации возможных и уже реально действующих чрезвычайных ситуаций, а также на ликвидации их последствий. Данное выделение денежных средств и осуществление мероприятий помогает защитить население от возможных катастроф, а также снизить социально-экономический ущерб и повысить уровень безопасности.

К экономическим последствиям чрезвычайных ситуаций в целом относятся:

Сокращение основных производственных механизмов за счет их полного или частичного разрушения;

Выход сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

Разрушение объектов социально-культурной сферы;

Сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

Снижение уровня жизни населения;

Косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

Расходы государства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.

При оценивание экономического ущерба принимаются во внимание только прямые материальные ценности. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одна из основных целей этого закона - снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций.

Заключение

С развитием цивилизации растет частота экстремальных техногенных и природных явлений, сопровождающихся увеличением человеческих жертв и материального ущерба. Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 5 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.

Социальный ущерб населению и территории в результате воздействия факторов чрезвычайной ситуации; оказывают отрицательное влияние на физическое, материальное и моральное состояние людей, снижают их благополучие и жизнедеятельность. Одним из важных видов социальных последствий чрезвычайных ситуаций является снижение качества жизни, особенно таких её показателей как: состояние здоровья, степень удовлетворения жизненных требований населения, утрата достояния, резкое нарушение привычного уклада жизни, личные невзгоды, физические и моральные страдания.

Социальные последствия чрезвычайных ситуаций оказывают существенное влияние на демографическую ситуацию в стране, выражающуюся в снижении численности населения в районах бедствия за счет вынужденных переселенцев из этих районов, в изменении профессиональной структуры населения, его возрастного состава и т.д. Социальные и другие последствия могут негативно сказываться на реализации социальных и экономических программ, тем самым снижая экономические возможности государства. Анализ последствий крупных аварий и катастроф показывает, что затраты на их ликвидацию, создание приемлемых условий для жизнедеятельности населения могут существенно влиять на социально-экономическое развитие государства и даже подрывать его основы.

Список литературы

1. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для органов управления РСЧС / Под общ. ред. Ю.Л. Воробьева. М.: Крук-Престиж, 2002.

2. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2014 году» / -- М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под редакцией Э.А. Арустамова 10-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2006 - 476с

4. Деятельность МЧС России-Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2015 http://www.mchs.gov.ru/activities/stats/CHrezvichajnie_situacii

5. Портал безопасности и анализа - Статистика чрезвычайных ситуаций за 2011-2014 http://i-risk.ru/statistics/

Приложение

Рис. 8 Количество ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Рис. 9 Количество пострадавших в ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Рис. 10 Количество погибших ЧС за период с 2011 до середины 2015 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Способы коррекции фигуры при помощи одежды. Типы женских фигур и предъявляемые требования. Направления моды на 2010-2011 годы. Определение тенденций для демисезонного женского пальто. Разработка чертежа конструкции, выполняющего корректирующую функцию.

    курсовая работа , добавлен 25.08.2011

    Разработка эскизов моделей-аналогов. Тренч женский прямого силуэта умеренного объема для повседневной носки, для женщин младшей возрастной группы, из габардина, с втачным покроем рукава. Модные тенденции осень-зима 2014–2015 годы: стиль 80–90-х.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Патентно-конъюнктурное исследование, направленное на выявление патентной, научно-технической и конъюнктурной ситуации относительно объекта техники "Ветровой двигатель". Патентная ситуация и динамика патентования. Структуры взаимного патентования.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2009

    Особенности макетного способа проектирования воротников. Рассмотрение метода ассоциации при создании новых форм деталей одежды. Анализ краткой истории развития воротников в мире. Характеристика модных тенденций сезона осень-зима 2014-2015 годов.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Конструктивная специфика судна-танкера, его технические данные. Выбор расчетного отсека и компоновка миделевого сечения, категории и марки судостроительной стали судна. Набор элементов судового корпуса по Правилам Морского Регистра судоходства 2011 года.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2012

    История свадебного платья. Цветовое разнообразие: свадебная мода 2010-2011 гг. Модели современных российских дизайнеров: Артем Скрипник, Валентин Юдашкин, Нелли Агафонова. Композиция, цвет в свадебном платье. Механические и гигиенические свойства тканей.

    дипломная работа , добавлен 28.08.2014

    Описание технологического процесса сборки изделия. Выбор наиболее эффективного варианта. Определение захода партии деталей в производство, требуемого времени на их обработку и вычисление выхода из операции. Определение суммы рабочего времени по операциям.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2012

    История и этапы развития моторостроения за рубежом. Создание газового двигателя, определение его преимуществ и недостатков, сферы применения на современном этапе. События, разработки и достижения, произошедшие за последние десятилетия в этой отрасли.

    контрольная работа , добавлен 24.07.2011

    Технічний опис моделі, конструктивні особливості. Структурна таблиця деталей взуття. Припуски на шви. Проектування деталей верху. Коефіцієнти для розрахунку положення базисних ліній. Опис процесу проектування деталей низу в середовищі AutoCAD 2011.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2016

    Описание основных характеристик сахара, его классификация и разновидности, описание главных показателей качества. Методы и средства контроля качества сахара-песка рафинированного, показатели: органолептические, физико-химические, микробиологические.

Похожие публикации