Исключение из госреестра по решению налогового органа: недостоверные сведения в егрюл. Последствия исключения юридического лица из егрюл Исключение организации из егрюл недействующих юридических лиц

Начиная с 28 июня 2017 года вступают в силу поправки, касающиеся ликвидации и исключения организаций из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Новшества позволят защитить права кредиторов недействующих лиц, которые смогут удовлетворить свои требования к должнику, в том числе путем привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих его лиц. В ЕГРЮЛ будут вноситься сведения, связанные с банкротством, в том числе о проводимых процедурах. Если такая информация есть, то регистрирующий орган не сможет принять решение об исключении организации из ЕГРЮЛ как недействующей. Вместе с тем, если в ЕГРЮЛ указаны недостоверные сведения об организации больше 6 месяцев, то по решению регистрирующего органа ее можно исключить из реестра. Комментируют изменения для БУХ.1С эксперты 1С.

Для чего были нужны поправки

Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ (далее - Закон № 488-ФЗ) внес ряд изменений в нормативные акты, касающиеся ликвидации и банкротства юридических лиц.

Эти новшества направлены на приведение указанных нормативных актов в соответствие с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П.

В указанном постановлении КС РФ признал неконституционными некоторые положения Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ), касающиеся исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Согласно действующей редакции статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ регистрирующий орган может признать юридическое лицо фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юрлицом) и принять решение об исключении его из ЕГРЮЛ, если указанное юрлицо:

  • в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом решения, не представляло отчетность, предус-мотренную законодательством РФ о налогах и сборах;
  • не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету.

Такое решение принимается, в частности, с целью актуализации налоговиками сведений реестра и служит основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Кредитор в этом случае лишается возможности удовлетворить свои требования как за счет имущества должника, так и за счет лиц, несущих субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Законодатель во исполнение постановления КС РФ от 18.05.2015 № 10-П скорректировал нормы Закона № 129-ФЗ, приняв Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ.

Большинство изменений вступает в силу 28.06.2017. Рассмотрим наиболее важные из них подробнее.

Информация о процедуре банкротства будет включаться в реестр

С 28.06.2017 в ЕГРЮЛ будут включаться сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица и о проводимых в его отношении процедурах в рамках дела. Указанные сведения должны будут вноситься в реестр, в частности, на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом (п. 4 ст. 5 Закона № 129-ФЗ в новой редакции).

Наличие подобных сведений не позволит регистрирующему органу исключить организацию из реестра как недействующую. Соответствующие нормы добавлены в статью 5 и пункт 2 статьи 21.1 и в пункт 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ.

Привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности

Новые нормы появились в Федеральном законе от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее - Закон об ООО). Как следует из нового пункта 3.1 статьи 3 этого закона, исключение ООО из ЕГРЮЛ в случае признания его регистрирующим налоговым органом недействующим, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом РФ для отказа основного должника (исключенного из ЕГРЮЛ ООО) от исполнения обязательства. Если к этому привели недобросовестные или неразум-ные действия лица, уполномоченного выступать от имени организации (например, руководителя), членов ее коллегиальных органов или лиц, определяющих действия общества (например, участников), по заявлению кредитора они могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества. Эта норма действует с 28.06.2017.

Кроме того, скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной (дополнительной) ответственности, закрепленный в пункте 5 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Новый порядок также действует с 28.06.2017.

Новый порядок подачи заявлений при исключении юрлица из ЕГРЮЛ

Уточнен порядок подачи заявлений недействующим юрлицом, кредиторами и иными лицами, чьи права и интересы затрагиваются в связи с исключением организации из реестра.

Так, с 01.09.2017 такое заявление будет приниматься по утвержденной ФНС России форме. Заявление можно будет направить в регистрирующий орган почтовым отправлением, представить непосредственно, направить через Интернет в форме электронного документа, подписанного электронной подписью. В связи с этим в новой редакции изложен пункт 4 статьи 21.1 Закона № 129-ФЗ.

Увеличен перечень оснований для исключения из реестра

С 01.09.2017 будет дополнен перечень случаев исключения организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

В частности, исключить юрлицо смогут при отсутствии средств на его ликвидацию и невозможности возложения таких расходов на его участников, а также при наличии в ЕГРЮЛ недостоверных сведений об организации более 6 месяцев с момента внесения в него записи об их недостоверности (п. 5 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ).

Новые сроки ликвидации ООО

Срок ликвидации ООО не может превышать одного года. Продлить такой срок сможет только суд, максимальный срок продления - 6 месяцев. Если решение о ликвидации общества отменено или истек срок (в т. ч. продленный судом) его ликвидации, повторное решение о добровольной ликвидации общества может быть принято не ранее чем через 6 месяцев со дня внесения сведений об этом в ЕГЮЛ (п. п. 6, 7 ст. 57 Закона об ООО). Правило действует с 01.09.2017.

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ заключаются не только в том, что в дальнейшем данная организация не может вести хозяйственную деятельность. О возможных проблемах и основных аспектах данного действия, которые следует учесть, расскажем в статье далее. Также в ней мы расскажем, что делать, если организацию исключили из ЕГРЮЛ.

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 6 статьи 22 закона «О государственной…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ, внесение записи в ЕГРЮЛ о ликвидации организации означает, что в дальнейшем она утрачивает принадлежащий ей статус юридического лица. Соответственно, ведение ею какой-либо хозяйственной деятельности становится невозможным, так как в силу требований статьи 49 ГК РФ ликвидированная компания не вправе принимать на себя какие-либо обязательства.

Любые сделки или прочие хозяйственные операции, совершенные от имени такой компании, сами по себе являются нелегитимными и не влекут никаких юридически значимых последствий.

Следует отметить, что внесение записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности организации — это лишь фиксация государственным органом завершения процедуры ликвидации. Сама же процедура ликвидации может быть инициирована, в силу статьи 61 ГК РФ, различными субъектами (кредиторами, государственными органами, участниками организации и т. д.) и преследовать различные цели. Соответственно, принимая во внимание инициаторов ликвидации и преследуемые ими цели, можно говорить о негативности либо, наоборот, желательности наступления ее последствий.

Важно помнить, что в силу пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация организации не предполагает перехода ее прав либо обязанностей к правопреемникам. Это означает, что, к примеру, накопленные фирмой долги не будут автоматически перенесены на ее участников. Однако это не освобождает учредителей от ответственности в случае их вины в банкротстве компании.

Добровольная ликвидация и банкротство

В случае если ликвидация протекает в соответствии с требованиями статей 62 и 63 ГК РФ, то есть по решению участников организации, внесение записи в ЕГРЮЛ — это финальное действие, которое означает завершение всей процедуры.

Единственный момент, на который следует обратить внимание, — это полнота распределения оставшегося после ликвидации имущества. В случае необходимости его распределения уже после исключения компании из реестра вопрос о разделе будет решаться, согласно части 5.2 статьи 64 ГК РФ, только в судебном порядке.

При банкротстве, согласно пункту 4 статьи 149 ФЗ «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, внесение записи в реестр фиксирует факт окончания конкурсного производства. Соответственно, этим действием завершается процедура банкротства, позволяющая прекратить деятельность компании, которая не имеет возможности рассчитаться по своим долгам. В случае обнаружения в последующем имущества организации, признанной банкротом, оно подлежит распределению между кредиторами в порядке, определенном статьей 64 ГК РФ.

Судебная ликвидация

Помимо добровольного прекращения деятельности и банкротства запись о ликвидации компании может быть внесена по решению суда при наличии существенных нарушений законодательных норм со стороны организации, согласно пункту 3 статьи 61 ГК РФ.

Также суд может принять решение о принудительной ликвидации в том случае, если выполнение заявленных в уставе целей невозможно либо существуют неустранимые препятствия для ведения данной организацией хозяйственной деятельности. С иском в суд при наличии таких обстоятельств может обратиться ее участник.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя. Ответственность учредителей при этом

Последствия ликвидации организации для учредителя определяются 3 факторами:

  1. Формой осуществления ликвидированной организацией хозяйственной деятельности.
  2. Способом ликвидации.
  3. Ролью конкретного учредителя в управлении ООО.

Применительно к ООО действуют правила, обозначенные в статье 3 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ. Согласно данной статье общество не отвечает по долгам участников — соответственно, последние не отвечают по долгам общества. Однако пункт 3 статьи 3 ФЗ № 14 определяет, что если в банкротство организации есть вина его участников, то на них может быть возложена субсидиарная ответственность по долгам общества.

Стоит также упомянуть о возмещении расходов на ликвидацию организации, которая проводится согласно пункту 5 статьи 61 ГК. Так, суд своим решением при недостаточности имущества у ООО для погашения расходов на его ликвидацию обязан возложить их солидарно на его участников.

Следовательно, имущественные последствия для учредителей ООО выглядят следующим образом:

Иные виды ответственности учредителей при исключении организации из ЕГРЮЛ

В отличие от гражданско-правовой ответственности применение административных либо уголовных санкций допустимо лишь в случае доказанности вины учредителя в совершенном правонарушении (статьи 2.1 КоАП РФ, 14 УК РФ).

Не знаете свои права?

При этом важно подчеркнуть, что, поскольку организации не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вопрос виновности директора, бухгалтера или иных лиц (в том числе учредителя организации) будет определяться исходя из действий совершенных непосредственно данными лицами, без привязки их к факту ликвидации либо внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ.

В случае же с административной ответственностью следует помнить о правилах статей 2.1 и 2.4 КоАП РФ. В силу статьи 2.4 КоАП РФ учредитель признается должностным лицом ООО, а статья 2.1 КоАП РФ указывает, что привлечение ООО к административной ответственности не препятствует привлечению к ней и виновных должностных лиц. Соответственно, учредитель может быть привлечен к ответственности за правонарушения, совершенные ООО, при наличии его вины в них. Однако данное обстоятельство также не может быть привязано к вопросу о ликвидации организации.

Могут ли организацию исключить из реестра в административном порядке

Практикам следует помнить, что в силу статьи 21.1 ФЗ № 129 организация может быть исключена из реестра и без прохождения процедуры ликвидации. Подобное решение может быть принято регистратором при наличии одновременно 2 условий:

  1. Отсутствия налоговой отчетности за последние 12 месяцев.
  2. Непроведения банковских операций за тот же период.

В силу пункта 2 статьи 21.1 ФЗ № 129 решение об исключении не может быть принято, если организация находится в процессе банкротства.

Решение регистратора публикуется в специализированном СМИ, где также должны быть обозначены сроки и порядок направления возражений против такого решения. В том случае если опубликованное решение об исключении организации из реестра затрагивает права учредителя, кредиторов или прочих заинтересованных субъектов, они вправе в течение 3 месяцев представить мотивированные возражения против такого решения. Если возражений относительно исключения организации не поступает, регистратор, согласно пункту 7 статьи 21.1 ФЗ 129, вносит в реестр соответствующую запись — с этого момента деятельность организации считается прекращенной в административном порядке.

Однако исключение организации таким способом само по себе не влияет на взаимоотношения между кредиторами и исключенной организацией и не отменяет имеющихся у организации обязательств.

Так, в силу пункта 3 статьи 3 ФЗ № 14 при исключении ООО-должника из реестра такое ООО признается отказавшимся от своих обязательств. Таким образом, кредитор вправе потребовать не только погасить долги за счет имущества ООО, но и привлечь к субсидиарной ответственности руководителей (иных ответственных лиц ООО) по долгам, если те действовали недобросовестно.

Что делать, если фирму исключили из ЕГРЮЛ

Согласно пункту 8 статьи 22 ФЗ № 129, заинтересованное лицо, чьи интересы затронуты в результате исключения организации из реестра, в течение 1 года вправе обжаловать в суде такое решение. Использование данного права имеет значение прежде всего для кредитора, так как позволяет в последующем предъявить претензии к организации-должнику. Напрямую предъявление иска к ликвидированному лицу невозможно (например, в силу положений пункта 1 статьи 150 АПК РФ).

Если исключением организации из реестра нарушаются права учредителя (например, на распределение имеющегося у организации имущества), то он также вправе обжаловать решение регистратора об исключении организации из реестра. В то же время учредители ликвидированного лица могут использовать и механизм, указанный в пункте 5.2 статьи 64 ГК РФ, то есть обратиться в суд с иском о распределении нераспределенного имущества. При положительном решении суд обязан назначить арбитражного управляющего, на которого и будут возложены обязанности по распределению имущества. При этом речь может идти как о собственно имуществе, так и имущественных правах или дебиторской задолженности, которая имеется у ликвидированной организации.

Как видите, исключение организации из ЕГРЮЛ может быть осуществлено в силу целого ряда причин и привести к различным последствиям — как для кредиторов, так и учредителей. Представленные в статье сведения позволят практикам сориентироваться в данном вопросе и выбрать наиболее рациональный механизм выхода из ситуации, когда компания утрачивает свою правоспособность.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Бизнес ".

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ КОМПАНИИ ИЗ ЕГРЮЛ

В связи с поступлением обращений управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации Федеральная налоговая служба сообщает, что выявлены случаи направления прокурорами субъектов Российской Федерации и нижестоящими прокурорами представлений в адрес территориальных органов ФНС России, в которых в качестве нарушения законодательства указывается непринятие решений об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридических лиц, у которых имеется задолженность по налогам и сборам.

Данные представления мотивируются тем, что в связи с внесением постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2013 г. N 16 изменений и дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2006 г. N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" допускается исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность в бюджет.

Федеральная налоговая служба сообщает, что в случае поступления соответствующих актов прокурорского реагирования необходимо доводить до органов прокуратуры следующее.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 8 августа 2013 г. N 129-ФЗ.

Решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, принятое регистрирующим (налоговым) органом, должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица. При этом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено право как самого недействующего юридического лица, так и любого заинтересованного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, в течение трех месяцев с момента опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица обратиться в регистрирующий орган с соответствующим заявлением.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506, Федеральная налоговая служба, осуществляющая свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим как государственную регистрацию юридических лиц, так и осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства интересы Российской Федерации.

В настоящее время в Налоговом кодексе Российской Федерации исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не является основанием для прекращения обязанности по уплате налога (статья 44 Налогового кодекса Российской Федерации) либо для признания задолженности безнадежной к взысканию (статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации) вне зависимости от наличия или отсутствия возможности взыскания задолженности. Таким образом, права и законные интересы налоговых органов затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, не исполнившего налоговые обязательства, из ЕГРЮЛ, что исходя из пунктов 3 и 4 статьи 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" является основанием для непринятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

Иногда налоговики принимают решение об исключении организации из ЕГРЮЛ. В каком же случае происходит исключение из ЕГРЮЛ по решению налогового органа?

Исключение юридического лица из ЕГРЮЛ

Исключению из ЕГРЮЛ по решению налоговиков подлежат организации, признанные фактически прекратившими деятельность (т. е. недействующими). Таковыми считаются организации, которые в течение 12 месяцев, предшествующих принятию решения об исключения из ЕГРЮЛ, не представляли налоговую отчетность и не имели операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц: как происходит

Принятое налоговиками решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ должно быть опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» в течение трех дней с момента принятия такого решения (п. 3 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ , п. 1 Приказа ФНС от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).

Помимо решения, также должна быть опубликована информация о порядке и сроках направления заявлений с мотивированными возражениями самим юрлицом, подлежащим исключению, его кредиторами или иными лицами, чьи права затрагиваются в связи с исключением организации из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому направляются такие заявления.

На направление заявлений у вышеперечисленных лиц есть три месяца со дня опубликования решения об исключении из ЕГРЮЛ.

Если налоговики получат заявления с возражениями, которые посчитают обоснованными, решение об исключении организации из ЕГРЮЛ в итоге принято не будет (п. 4 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Исключение из ЕГРЮЛ: когда еще применяется аналогичный порядок

  • организацию невозможно ликвидировать в связи с отсутствием средств на ликвидационные расходы и невозможностью возложить эти расходы на ее учредителей;
  • в отношении организации в ЕГРЮЛ внесена запись о недостоверности каких-либо сведений и эта запись числится более 6 месяцев.

Когда нельзя исключить из ЕГРЮЛ недействующую организацию

Решение о предстоящем исключении юрлица из ЕГРЮЛ не может быть принято, если у налоговиков есть сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве организации, о проводимых в отношении этой организации процедурах, применяемых в деле о банкротстве (

Последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ достаточно серьезные, поскольку организация лишается возможности вести деятельность и перестает существовать (ликвидируется). Подробнее о последствиях исключения из реестра для организации, ее участников, кредиторов и иных заинтересованных лиц, читатель узнает, прочитав статью.

Чем грозит исключение из ЕГРЮЛ? Общие последствия

При регистрации организации данные о ней вносятся в реестр юрлиц. Порядок регистрации юридических лиц и их исключения из реестра регламентирован ФЗ «О государственной…» от 08.08.2001 № 129. Из п. 6 ст. 22 ФЗ № 129 следует, что ликвидация компании влечет исключение ее из реестра.

Основное последствие этого в том, что организация перестает существовать, то есть не может больше вести деятельность, не имеет ни прав ни обязанностей. Любые действия исключенной из реестра организации априори признаются не законными, заключенные сделки ничтожными, и т.д.

Необходимо понимать причинно-следственную связь. Последствием ликвидации компании является исключение ее из реестра, а не наоборот. Ликвидация компании осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 61 ГК РФ, добровольно или принудительно. Соответственно последствия для ее участников будут зависеть от того, каким способом ликвидировалась компания.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 61 ГК РФ после того, как компания прекращает существование, ее долги не должны покрываться участниками. Однако из этого правила есть исключение. Участники фирмы несут ответственность при наличии их вины в банкротстве, либо при несвоевременной подаче заявления о банкротстве.

Основания для исключения из реестра. Добровольная и принудительная ликвидация организации с последующим исключением из реестра

Если прекращение деятельности компании производится по инициативе ее участников, в порядке, предусмотренном ст. 62, 63 ГК РФ, то последствия для них исключительно позитивные. Финальным мероприятием по окончании процедуры будет исключение компании из ЕГРЮЛ.

При добровольном исключении из реестра необходимо обратить внимание на то, чтобы имущество, оставшееся на балансе фирмы, а также имущественные права и права требования были распределены в полном объеме. В противном случае, после ликвидации организации, придется в порядке п. 5.2 ст. 64 ГК РФ проводить судебную процедуру распределения оставшегося имущества с назначением судом арбитражного управляющего.

Еще одно основание для ликвидации и исключения фирмы из реестра – банкротство. Когда принимается решение суда о банкротстве, организация не ликвидируется, поскольку начинается финальная стадия ее существования – конкурсное производство. Запись в реестр о ликвидации вносится только по завершении этой стадии и расчета по всем долгам фирмы. В последующем, если будет обнаружено имущество уже после исключения компании из реестра, то оно может быть распределено в судебном порядке, по правилам ст. 64 ГК РФ.

Основания для принудительной ликвидации также прописаны в п. 3 ст. 61 ГК РФ. Она осуществляется исключительно в суде. Например, причинами принятия такого решения могут стать существенные нарушения закона со стороны компании, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, не участие в СРО, когда это обязательно, и т.д. В суд могут обратиться как государственные органы, так и участники компании.

Еще организации могут исключаться из реестра по решению налоговой службы, например, если они не ведут деятельность в течение определенного срока, либо сведения о них в реестре признаны недостоверными. Подробнее об этом мы еще поговорим.

Исключение из ЕГРЮЛ ООО — последствия для учредителя (участника)

Последствия исключения из реестра для участников ООО зависят от того, по какому основанию Общество ликвидировано, и имеется ли их вина в этом.

В силу ст. 3 ФЗ “Об обществах…” от 08.02.1998 № 14 ООО не отвечает за долги участников, а участники не отвечают за долги ООО. Но из этого правила есть исключение. Если участник ответственен за банкротство фирмы и виновен в этом, то он отвечает по долгам Общества субсидиарно. Это значит, что если ООО не смогло расчитаться, рассчитывается ее участник.

Кроме этого, участники оплачивают ликвидацию организации, если она сама не может оплатить расходы, если процедура осуществляется через суд, в порядке п. 3 ст. 61 ГК РФ. Ответственность в этом случае солидарная.

Таким образом, при добровольной ликвидации компании ее участники не несут каких-либо расходов, связанных с процедурой и не отвечают по ее долгам. При банкротстве компании и наличии вины участника в том, что ООО обанкротилась, он несет субсидиарную ответственность. При этом, участники оплачивают расходы по ликвидации солидарно. При судебной ликвидации участники не отвечают по ее долгам, но если ООО не может само оплатить процесс ликвидации, оплачивают его солидарно.

Административная и уголовная ответственность, как последствие ликвидации

За ликвидацию организации в любом порядке и ее исключение из реестра участники не несут ни уголовной, ни административной ответственности. Такие виды ответственности могут наступать только при совершении участниками компании преступлений или правонарушений в ходе управления организацией, если их вина будет доказана.

Например, в силу ст. 199.1 УК РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанности налогового агента по исчислению и уплате налоговых платежей. По ст. 199.2 УК РФ предусмотрена ответственность за сокрытие средств и имущества компании, из которых должно производиться взыскание задолженности по налогам и сборам, а также страховым взносам.

Сама компания, как юридическое лицо, не может нести уголовную ответственность. Ее директор, бухгалтер, участники, могут привлекаться по разным составам уголовных преступлений как должностные лица. Аналогичное правило действует и при их привлечении к административной ответственности (ст. 2.4 КоАП РФ).

Можно ли без ведома учредителей исключить организацию из ЕГРЮЛ, и предусмотрена ли ответственность при таком исключении?

Исключение компании из реестра без ведома ее участников вполне возможно, однако только по определенным ст. 21.1 ФЗ № 129 основаниям. В этом случае процедура ликвидации осуществляется по инициативе налоговой службы, которая принимает решение о прекращении деятельности фирмы.

Исключение производится только в том случае, если:

  1. Организация в течение 1 года не сдает отчетность.
  2. По счетам компании нет движения средств в течение 1 года.

Приведенные два условия должны иметь место в совокупности, то есть одновременно.

ФНС публикует в печатном издании – «Вестник государственной регистрации» информацию о том, что такая фирма будет ликвидирована, и у заинтересованных лиц есть возможность в течение 3 месяцев подать заявление о прекращении процедуры. Если такое заявление не подано, то компания исключается из реестра. Соответственно, исключение влечет ликвидацию. Какой-либо ответственности участников при проведении приведенной административной процедуры нет. Единственное последствие – ликвидация компании.

Кроме того, в административном порядке ФНС может исключить фирму из реестра в том случае, если в течение полугода ее участники не примут мер по внесению изменений в реестр сведений, признанных в установленном порядке недостоверными.

Еще один вариант, при котором возможно исключение компании из реестра в административном порядке – отсутствие средств на ее ликвидацию и невозможность возложения такой обязанности на учредителей.

Что делать если фирму исключили из ЕГРЮЛ?

Если организация исключена из реестра в по инициативе налоговой, то в течение года с того момента, как участники компании узнали о такой ликвидации, можно обжаловать решение ФНС в суде.

Более того, правом обжалования решения обладают и кредиторы компании. Для них такое право очень важно, поскольку предъявлять исковые требования к ликвидированной компании нельзя. При аннулировании решения о ликвидации кредитор получает право требования взыскания долгов организации.

Участники организации при обнаружении ее имущества имеют право действовать в соответствии с п. 5.2 ст. 64 ГК РФ. Можно подать заявление в суд о распределении такого имущества. В этом случае будет назначен арбитражный управляющий, который и будет заниматься распределением.

Исходя из изложенного, ответ на вопрос, что делать если организацию исключили из ЕГРЮЛ – единственный. Необходимо обжаловать такое решение в суде.

Таким образом, исключение фирмы из реестра юрлиц осуществляется на различных основаниях и приводит к разным последствиям.

Похожие публикации