Проблема открытый перечень оснований принудительной ликвидации. Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Иногда возникает такая неприятная ситуация, как принудительная ликвидация ООО. В этом случае из-за лишних нервных потрясений предприниматели могут наломать много дров. Поэтому следует собрать волю в кулак и действовать.

Для начала требуется определить, что подразумевается под принудительной ликвидацией. Под данным видом ликвидации подразумевается, что поступил иск от уполномоченных органов и суд принял решение ликвидировать ООО. Кто же может обратиться в суд? Данное прошение может подать как государственный орган, так и орган местного самоуправления, которое получило такое право законом РФ.

Вследствие такого обращения более вероятно суд решит, что учредители должны незамедлительно заняться ликвидацией ООО. Если такое решение принято, то вся процедура будет проходить так же, как и при добровольной ликвидации ООО. Других альтернатив в данном случае нет.

Причины закрытия

На самом деле причин принудительной ликвидации ООО много. Чаще всего сами участники нарушили закон при создании организации или же уже по мере ее действия совершили нарушения. Рассмотрим некоторые из них:

  • Итак, при создании ООО имели место грубые противоречия с законодательством, и они являются неустранимыми.
  • Некоторые виды деятельности требуют наличия лицензии, например, продажа алкоголя. Если организация была уличена в данном действе, не имея документа, разрешающего торговый оборот или производство, то она подлежит немедленной ликвидации.
  • Разумеется, крайне важной причиной может служить банальная незаконная деятельность, которую осуществляла данная организация. Это может быть как строительство жилых домов в пляжной зоне, так и более грубое нарушение.
  • Если вдруг организация была уличена в нарушении закона и суд дал возможность на исправление, а данное ООО продолжило свою нарушающую законодательство РФ деятельность, то она также подлежит ликвидации.
  • Признание банкротства также решается через арбитражный суд.

Заметно, что причин действительно масса, но в общей массе они имеют характер действий, нарушающих законодательство.

Банкротство ООО — итог

Итак, как же признать организацию банкротом? В этом случае на этапе составления ликвидационного баланса обнаруживается, что данная организация не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Даже в том случае, если все имущество будет продано. Поэтому бумаги направляются в арбитражный суд.

Если ликвидатор подал заявление самостоятельно, а не кредиторы или налоговые службы, то это хорошо. В этом случае через месяц происходит первое судебное заседание. Оно состоялось. За ООО организовано наблюдение. Оно существует для того, чтобы проверить заявление о банкротстве на возможные фиктивные махинации с целью получения прибыли. Если оное не было обнаружено, то происходит конкурсное производство. Удовлетворяются требования кредиторов. Если остаются какие-то долги, их чаще всего списывают, а само ООО ликвидируют.

Существует более упрощённая форма данного судопроизводства. Если в процессе ликвидации было обнаружено банкротство и оно подтверждено, тогда документы направляются в суд. В этом случае слежки нет. Сразу же происходит раздача денежных средств кредиторам на конкурсной основе. Данная процедура привлекательнее тем, что требует меньшего количества времени для решения. Однако однозначно назвать ее наилучшим решением нельзя.

Добровольная ликвидация

Если же суд принял решение о том, что участники должны самостоятельно заниматься ликвидацией ООО, то данный процесс напоминает добровольную ликвидацию. А именно:

  • Уведомляются службы. Правда, по больше части они уведомляются посредством суда.
  • Происходит раздача задолженностей. В первую очередь денежную компенсацию получают кредиторы. Далее идет расчет с банками. Следом нужные денежные средства передаются сотрудникам.
  • Также идет составление ликвидационного баланса. Именно на этом этапе может обнаружиться банкротство. Или его могут инициировать. Если денежные средства остаются, они могут уйти как на компенсацию, так и остаться у участников.
  • Происходит увольнение всех сотрудников. Не важно, на больничном они или работают по сотрудничеству. Увольнению подлежат абсолютно все.
  • По итогу уничтожаются печати, документы передаются в органы. И участники получают свидетельства о том, что данное ООО является ликвидированным.

Процесс действительно кропотливый. Есть возможность назначения ликвидатора. Ликвидация занимает несколько месяцев, по итогу которой ООО является успешно ликвидированным.

Принудительная ликвидация

Вероятно, что процедурой ликвидации занимается не участник ООО, а лицо, выбранное судом. Оно имеет все полномочия по управлению данной организацией. В этом случае денежные средства не распределяются среди участников.

Процесс принудительной ликвидации юридического лица действительно неприятен. Однако не так страшен бес, как его малюют. Иногда он не отличается и от обычной ликвидации. Единственное различие – решение о данном процессе принято судом.

Одним из возможных вариантов прекращения деятельности юрлица является его принудительная ликвидация через суд по требованию налогового органа. Однако правомерность данной процедуры можно оспорить. На практике у налогоплательщика есть ряд преимуществ при оспаривании оснований принудительной ликвидации, о них и пойдет речь в данной статье.

Деятельность юридического лица может быть прекращена несколькими путями: по волеизъявлению учредителей (либо уполномоченного на это органа организации) или по решению суда, то есть принудительно.
Обратиться в суд с требованием о ликвидации юрлица может государственный орган или орган местного самоуправления, которому законом предоставлено соответствующее право. К ним относятся, в частности, налоговые органы, которые вправе предъявлять в суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы и о признании недействительной госрегистрации юрлица или госрегистрации физлица в качестве ИП (п. 11 ст. 7 Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации”).
Принудительная ликвидация юрлица возможна в следующих случаях (п. 3 ст. 61 ГК РФ):

  • при обнаружении грубых нарушений закона, допущенных на этапе создания юрлица, причем если эти нарушения нельзя исправить или устранить;
  • при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого свидетельства о допуске к определенному виду работ;
  • при осуществлении деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократными или грубыми нарушениями закона;
  • при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;
  • при невозможности достижения целей, ради которых оно создано.

Также юрлицо может быть ликвидировано, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то есть в случае признания его банкротом.
Обратите внимание: при ликвидации организации ее деятельность прекращается без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация недействующего юрлица во внесудебном порядке

Регистрирующий орган может исключить юрлицо из ЕГРЮЛ без обращения в суд в том случае, если оно фактически прекратило свою деятельность. Недействующим юрлицо признается тогда, когда оно в течение последних двенадцати месяцев (предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения) не представляло отчетность, предусмотренную законодательством о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).
Стоит отметить, что исключение юрлица из ЕГРЮЛ – даже в том случае, если оно обладает признаками недействующего юрлица, – является правом, но не обязанностью регистрирующего органа. То обстоятельство, что регистрирующий орган не воспользовался таким правом, не рассматривается судами как нарушение требований закона в связи с неисполнением возложенных на него обязанностей (например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.08.2013 по делу N А27-15710/2012).
Регистрирующий орган при принятии решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должен опубликовать его в органах печати в течение трех дней. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с таким исключением из реестра.
В случае направления заявлений (срок для направления составляет три месяца со дня опубликования решения регистрирующего органа) решение об исключении недействующего юрлица из ЕГРЮЛ не принимается, и такое юрлицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (то есть в соответствии со статьей 61 ГК РФ).
Исключение недействующего юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда такое лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пени и санкциям перед бюджетами разных уровней, при этом принимается во внимание отсутствие у должника какого-либо имущества, на которое может быть обращено взыскание в погашение задолженности (п. 1 постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67, определение ВАС РФ от 22.10.2013 N ВАС-14257/13 по делу N А82-13099/2012).

Обратите внимание! Налоговики вправе требовать через суд ликвидации юридического лица в случае обнаружения допущенных при его создании грубых и неустранимых нарушений закона.

Устранимые нарушения – не причина для ликвидации!

Судьи считают, что само по себе нарушение закона не может являться единственным основанием для прекращения деятельности юридического лица путем его ликвидации при условии, что допущенные нарушения носят устранимый характер (постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 N 14-П).
В пункте 3 статьи 61 Гражданского кодекса указан перечень положений, нарушение которых может привести к ликвидации юрлица. Однако этот факт не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Ведь нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела оценить вызванные ими последствия и принять решение о ликвидации юрлица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Судебная практика также иллюстрирует затруднения реализации налоговыми органами своего права требования принудительной ликвидации через суд. Например, суд отклонил доводы инспекции о недостоверности сведений, послуживших основанием для регистрации ООО, а также внесения изменений в учредительные документы об учредителе и месте нахождения юрлица, поскольку данные обстоятельства не могут быть отнесены к нарушениям, носящим неустранимый характер. При рассмотрении материалов дела суд отклонил ссылку инспекции на протокол допроса учредителя (по данным ЕГРЮЛ), согласно которому последний им не являлся и не обращался с заявлением о его госрегистрации при создании ООО. При этом никакими другими доказательствами, кроме показаний этого лица, данное обстоятельство не подтверждалось (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 по делу N А56-33784/2012).

Важно знать. Если стоимость чистых активов ООО становится меньше минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации, если не устранит это снижение в установленном порядке (п. 4 ст. 90 ГК РФ).

Связь с фирмой по юрадресу невозможна

Местонахождение (место госрегистрации) юридического лица должно указываться в его учредительных документах и (или) в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 52; п. 2, 3, 5 ст. 54 ГК РФ).
Юрлицо, не находящееся по месту своей регистрации, несет риски, связанные с неполучением почтовой корреспонденции, направленной по этому адресу. При этом почтовые письма будут считаться доставленными ему надлежащим образом.
Налоговый орган наделен возможностью проверить, находится ли в действительности постоянно действующий исполнительный орган по адресу, указанному в представленном заявлении на госрегистрацию, после ее проведения. Критерий достоверного адреса выражается в действительном нахождении организации по заявленному местонахождению.
Если связь с юрлицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (его представители по адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.), регистрирующий орган направит этому юрлицу (в т.ч. в адрес его учредителей (у частников) и лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности) уведомление о необходимости представления достоверных сведений о его адресе. Регистрирующий орган в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
Судебная практика не поддерживает позицию налоговых органов в решении принудительной ликвидации в том случае, если не установит, что несоответствие адреса в уставе и в заявлении на регистрацию юрлица повлекло какие-либо негативные последствия для третьих лиц, нарушение их прав и законных интересов. Суды отклоняют доводы инспекций о том, что существенными нарушениями, достаточными в совокупности для процедуры принудительной ликвидации, являются:

  • указание недостоверных сведений в учредительных документах юрлица препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля;
  • нарушение требований к форме и содержанию документов, предъявляемых при регистрации, приравнивается к их отсутствию;
  • неосуществление с момента создания финансово-хозяйственной деятельности, непредоставление отчетности, отсутствие открытых счетов в банке (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу N А82-10460/2012).

Законодательством не предусмотрено принятие налоговым органом такого ненормативного акта как предписание, обязывающее фирму внести изменения в учредительные документы в части ее место нахождения, а также зарегистрировать их в установленном порядке. Такая позиция подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.07.2014 по делу N А60-16016/2013).
Правовые последствия устранения выявленных налоговым органом нарушений, предусмотренные, в частности, пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, могут повлечь к привлечению к административной или уголовной или ответственности.
Обратите внимание: в госрегистрации создаваемого юридического лица может быть отказано, только если в заявлении будет указан несуществующий адрес. О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:

  • адрес обозначен как местонахождение большого количества других юрлиц (адрес массовой регистрации), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна;
  • адрес в действительности не существует, или находившийся по нему объект недвижимости разрушен;
  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юрлицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти и т.п.);
  • имеется заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по этому адресу.

При наличии хотя бы одного из таких обстоятельств сведения об адресе юрлица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61).
При этом у налоговиков нет оснований для отказа в регистрации по заявленному адресу, если постоянно действующего исполнительного органа юрлица там нет, то есть – нет ни офиса, ни представителей организации.
Отметим также: с 1 июля 2014 года при выявлении в ходе оказания госуслуг факта отсутствия в информационной адресной системе госреестра сведений об адресе инспекция не вправе отказать юрлицу в госрегистрации и обязана совместно с уполномоченным органом провести работу по его уточнению либо его внесению в этот реестр (Закон от 28.12.2013 N 443-ФЗ, письмо ФНС России от 22.08.2014 N ЗН-4-1/16666).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по сути, достоверность сведений ЕГРЮЛ об адресе организации обеспечивается добросовестностью лица, представляющего заявление о ее регистрации.

На заметку. Стоит иметь в виду, что налоговый орган при установлении факта недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юрлица, должен доводить информацию об этом в 10-дневный срок до банков, в которых открыты счета организации для приостановления операций по ним (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).

Чистые активы организации ниже минимального размера уставного капитала

Одним из оснований принудительной ликвидации ООО является уменьшение стоимости чистых активов относительно размера уставного капитала по окончании второго или каждого последующего финансового года.
Чтобы избежать такой ситуации организации следует:

  • увеличить стоимость чистых активов до размера уставного капитала в порядке и в срок, которые предусмотрены законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 4 ст. 90 ГК РФ в ред., вступившей в силу с 01.09.2014);
  • или же зарегистрировать в установленном порядке уменьшение уставного капитала (п. 4 ст. 90 ГК РФ)

Судьи считают, что отрицательное значение стоимости чистых активов общества не всегда является признаком ухудшающегося финансового состояния общества и само по себе не свидетельствует о необходимости ликвидации общества, поскольку может быть исправлено принятием соответствующих мер (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2012 N 06АП-4292/2012).
Кроме того, есть судебная практика, согласно которой сделан вывод о том, что само по себе несоблюдение юрлицом установленного законом порядка действий при установлении факта снижения стоимости чистых активов ниже минимального размера уставного капитала не является безусловным основанием для удовлетворения иска о его ликвидации (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.07.2012 по делу N А33-5916/2012).
Стоит отметить, что в редакции, действующей с 1 сентября 2014 года, пункт 4 статьи 90 Гражданского кодекса изменился как раз в части порядка действий юрлица при снижении чистых активов относительно уставного капитала. Можно предположить, что эти изменения не повлияют на оценку судами споров по таким обстоятельствам, так как арбитрам предписано руководствоваться единым подходом к их разрешению.

Фирма предоставила в налоговую недостоверные сведения

Непредставление (несвоевременное представление) или представление недостоверных сведений о юрлице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий госрегистрацию, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если же в регистрирующий орган были представлены заведомо ложные сведения, но такое действие не содержало уголовно наказуемого деяния, то в этом случае предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа для должностных лиц в размере пяти тысяч рублей или дисквалификация на срок до трех лет (ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ).
Привлечение лица к административной ответственности по таким основаниям, например, возможно при факте несвоевременного представления предпринимателем в налоговый орган сведений об основном документе гражданина Российской Федерации (паспорте) при его замене или утере. Такой вывод подтверждается судебной практикой (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.01.2009 N Ф08-8210/2008 по делу N А53-17269/2008-С4-48, постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2009 по делу N А21-2001/2008, постановление ФАС Уральского округа от 22.01.2010 N Ф09-11176/09-С1 по делу N А50-22858/2009).
Если же налоговый орган получит информацию о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, к заявлению о госрегистрации или деятельности организации либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, то соответствующие материалы инспекция направит в правоохранительные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела (письмо ФНС России от 25.06.2014 N СА-4-14/12088).
Из смысла статьи 170.1 Уголовного кодекса фальсификацией ЕГРЮЛ является представление в орган, осуществляющий госрегистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в ЕГРЮЛ недостоверных сведений:

  • об учредителях (участниках) организации;
  • о размерах и номинальной стоимости долей участия учредителей в уставном капитале;
  • о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг;
  • о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли;
  • о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования;
  • о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юрлица, либо в иных целях, направленных на приобретение прав на чужое имущество.

Такие незаконные действия наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тысяч рублей либо принудительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового (постановление президиума Московского городского суда от 31.01.2014 по делу N 44у-17/14, постановление Московского городского суда от 30.05.2013 N 4у/2-3453).

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2014-11-24 13:07:02 2016-03-29 17:56:08 Принудительная ликвидация организации

В российском законодательстве предусмотрены все возможные случаи, когда производится ликвидация юридических лиц или некоммерческих организаций. Подобная акция может проводиться двумя путями: добровольно или по решению судебных органов. Возможна ликвидация предприятия и путем банкротства, которая также может быть добровольной или принудительной.

Добровольное прекращение деятельности ООО, ЗАО, ОАО осуществляется по решению учредителей. При этом их права и обязанности не переходят к другим фирмам. В этом случае издается документ: решение или протоколо ликвидации предприятия. Основания могут быть следующими:

  • потеря интереса собственников к данному виду деятельности;
  • нерентабельность (убыточность) бизнеса;
  • окончание срока работы компании;
  • полное достижение задач, поставленных перед предприятием.

Процесс добровольной или официальной ликвидации достаточно длителен и трудоемок, поэтому без участия грамотных юристов здесь не обойтись. Завершение ликвидации – регистрация ее окончания в ЕГРЮЛ. После этого данные об организации изымаются из всех официальных реестров и списков.

Основаниями для принудительной ликвидации предприятия могут быть грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, отсутствие лицензии на осуществляемую деятельность, ведение деятельности, запрещенной законом, или с грубыми нарушениями, финансовая несостоятельность (банкротство). Одним из оснований для принудительной ликвидации является срыв сроков сдачи годовой бухгалтерской отчетности, а также подача недостоверных сведений о предприятии.

Иск о принудительной ликвидации юридического лица могут подать регистрирующие органы, налоговые инспекции, прокуратура, антимонопольные органы, Банк России, Пенсионный фонд. Иск о ликвидации фондов могут подать любые заинтересованные лица, в том числе его учредители и участники.

Особый случай – ликвидация фирм-однодневок, созданных для краткосрочных хозяйственных операций и не ведущих деятельности. Иск об их ликвидации подают, как правило, налоговые органы.

Решение о принудительной ликвидации предприятий выносит арбитражный суд после внимательного изучения деятельности и выявления конкретных нарушений.

Ликвидация предприятий путем банкротства всегда производится по решению арбитражного суда, даже если ее инициаторами выступают учредители самого предприятия. Инициирование процесса банкротства является официальным признанием невозможности дальнейшей работы предприятия, расчета с кредиторами и налоговыми органами.

Для проведения принудительной ликвидации по решению суда назначается независимый арбитражный управляющий. Одна из главных целей его работы – выявить признаки умышленного банкротства, выгодного учредителям. После распродажи имущества предприятия оно частично рассчитывается по налогам и с кредиторами.

Принудительная ликвидация юридического лица - это процедура, которая совершается при завершении её деятельности в принудительном порядке, на основании решения суда. Органом, по инициативе которого она может быть проведена, является ФНС, ФАС, а также разные муниципальные образования. Подобный процесс происходит при нарушении законодательства РФ организацией. Процедура достаточно сложная и требует немало времени.

На что имеют право кредиторы?

Несмотря на то, что принудительная ликвидация уже состоялась, кредиторы все равно могут предъявлять требования к погашению задолженностей. Этот вид ликвидации актуален для организации тогда, если у ООО действительно не было возможности на продолжение перспективной деятельности. В связи с этим необходимо разобраться, каковы основания, этапы, порядок прохождения вышеуказанной процедуры. Какие причины возникают для её проведения? Ответив на эти вопросы, мы сможем понять суть существования принудительной ликвидации юридического лица.

Что такое принудительная ликвидация?

Процесс расформирования коммерческой деятельности юридического лица признается принудительной ликвидацией. Оно основывается на судебном разбирательстве, проводимом в арбитражном суде. Такая функция регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Прекращение деятельности юридического лица - это вид наказания в результате несоблюдения положений действующего законодательства РФ. Вопросы ввиду использования гражданского законодательства в сфере принудительной ликвидации юридического лица имеют значимость на сегодняшний день, поскольку принудительная ликвидация не влечет за собой прекращение экономической деятельности в общем.

Как проходит конкурсное производство?

Необходимо знать все аспекты при проведении рассматриваемой процедуры, поскольку это ведет к своевременному нахождению всех недочетов и их исправлению в области осуществления собственных прав лицами, осуществляющими определенный вид деятельность. При принудительной ликвидации юридического лица происходит предусмотренное вышеуказанным законом конкурсное производство, а также на основании решения арбитражного суда. В орган подают заявление заинтересованные лица, как указывалось ранее, ФНС, ФАС, администрация и т. д. В ходе проведения конкурсного производства прекращается деятельность юридического лица. Это особая форма ликвидации, применяемая в случае признания должника несостоятельным, цели которого состоят в соразмерном удовлетворении требований кредиторов, а также в охране интересов сторон от неправомерных деяний в отношении друг друга. Основания для принудительной ликвидации юридического лица рассмотрим ниже.

Какие органы могут способствовать ликвидации?

Способствовать ликвидации могут органы федеральной исполнительной власти, органы прокуратуры, субъекты исполнительной власти, муниципальные образования. Эти структуры обладают определенными полномочиями для осуществления этих функций. В случае, когда юридическое лицо не соблюдает законодательство при осуществлении собственной деятельности, тогда возможно привлечение его к ликвидации в принудительном порядке.

Порядок принудительной ликвидации юридического лица


При этом органами регистрации из-за неполной оплаты уставного капитала, отсутствия согласования учредительных документов возможно проявление инициативы в таком вопросе. Кроме того, органами прокуратуры может быть совершено такое обстоятельство. Например, ввиду жалоб граждан, взаимодействующих с ООО по вопросу нарушения действующего законодательства, ИФНС России способна инициировать такой процесс в результате грубого нарушения определенным лицом законодательства в области обязательного налогообложения.

ФАС способен выдвинуть вопрос о принудительной ликвидации юридического лица в случае, если осуществление экономической деятельности направлено на конкурентное устранение, обеспечивается монополия на рынке. ЦБ РФ обладает правом рассмотреть вопрос о подаче иска на основании отсутствия у юридического лица соответствующей лицензии. Любое заинтересованное лицо, в отношении которого юридическое лицо имеет задолженность, вправе обратиться в арбитражный суд. Но наиболее часто это происходит при обращении в суд ИФНС России того субъекта, на территории которого зарегистрирована организация.

Кредиторы предприятия также вправе инициировать ликвидацию, но в соответствии с законодательством о несостоятельности при образовавшихся задолженностях больше 100 тыс. рублей. Соответствующее судебное решение возможно опротестовать в вышестоящих судебных инстанциях.

Разберемся, как проводится принудительная ликвидация юридического лица налоговым органом.

Порядок проведения процедуры

Основными этапами и порядком проведения такой процедуры, являются:


Промежуточный баланс

Принудительная ликвидация юридического лица включает также в себя создание промежуточного баланса. При этом стоит учесть некоторые нюансы. Если ранее он не предоставлялся в виде окончательного ликвидационного баланса, осуществляется распределение долей уставного капитала, сдается документация в архив, уничтожаются штампы и печати.

Применение офшор

Распространен вид ликвидации ООО посредством применения офшор. Здесь встречается немало проблем. Поэтому важно участие юристов - профессионалов в своем деле. Вопросы, какие могут возникнуть, будут поступать в основном от ИФНС. Важно понимать разницу между добровольной и принудительной ликвидацией юридического лица.

Работа ликвидационной комиссии

В случае разрешения спора арбитражным судом все обязательства по проведению процедуры выполняет учредитель. Однако при воздержании от выполнения судебного решения учредителем, назначается ликвидационная комиссия.

Что касается их личного имущества, то оно находится в сохранности, несмотря на то, что у них может не хватить финансов для расчетов с кредиторами и выплат всех имеющихся задолженностей. При том, что законом и уставом юридического лица может устанавливаться для учредителей субсидиарная ответственность, они вынуждены осуществлять расчеты денежными средствами, которые были получены в результате продажи личного имущества. Подобное совершается, если имеется недостаток финансов у ООО для расчетов с кредиторами. Случаи принудительной ликвидации юридического лица сейчас встречаются часто.

Постановление арбитражного суда

При принятии искового заявления в суде должно быть рассмотрено присутствие нарушений, а после - оценивание всех выявленных несоответствий. Затем арбитражный суд выносит соответствующее постановление, касающееся ликвидации общества. Зачастую многим организациям не удается опротестовать такое решение. Вышеназванная процедура включает комплекс действий, который регламентирован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (ст.63). Здесь же предусмотрен и порядок его проведения.

Принудительная ликвидация юридического лица проводится по решению суда.

Пример

Отметим, что не всегда суд поддерживает позицию стороны заявителя о принудительной ликвидации юр. лица. Приведем пример из судебной практики.

Так, с иском в Верховный Суд обратился орган юстиции РФ с заявлением о принудительной ликвидации ООО по вопросу неоднократного несоблюдения в своей деятельности действующего законодательства. Законный представитель Министерства юстиции гражданка Ж. поддерживала заявленные требования. При этом рассказала об устранении обществом ошибок.

Соответственно, в Устав Общества были внесены изменения, которые были зарегистрированы согласно распоряжению от 26.01.2015 г. Сторона ответчика, ссылаясь на устранение ошибок в полном объеме, выдвинула отказ в удовлетворении заявления.

В ходе проверки деятельности Общества, которую провело Министерство юстиции РФ, все же были выявлены недочеты в работе ООО, и нарушения в части составления Устава Общества. При этом были допущены ошибки в части предписаний, которые предусмотрены для благотворительных фондов. Но все недочеты были устранены в указанный законодательством срок. В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявления Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации общественной организации.

То есть в этом случае ликвидация юридического лица является принудительной.

Таким образом, из представленного выше примера видно, что своевременное устранение ошибок в деятельности повлияло на положительное решение суда в пользу ответчика.

Совокупные функции со стороны уполномоченных органов

На самом деле ликвидационный процесс в принудительном порядке подразумевает совокупные функции со стороны уполномоченных органов. К примеру, как отмечалось, арбитражный суд устанавливает ликвидационную комиссию, которая обязуется провести все рассмотренные действия в качестве порядка завершающей процедуры. Но, если правильно и своевременно обратиться к такой ситуации, возможно устранить все недостатки, являющиеся основанием для обращения в судебный орган, до поступления иска в суд.

Подобное обращение предполагает взаимодействие с органами власти, которые инициируют судебный процесс в отношении возникшей проблемы. Помимо этого, не следует юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям совершать действия в части уклонения от исполнения возложенных на них действующим законодательством РФ обязанностей в области соблюдения его положений. Поскольку они оказывают существенное влияние на дальнейшую деятельность данных лиц и соответствующую перспективу в их функционировании. Мы рассмотрели основания и порядок принудительной ликвидации юридических лиц.

Подразумевает полное прекращение правового статуса такого лица без каких-либо вариантов перехода его прав и обязанностей к другим субъектам. Ликвидация юридических лиц - процедура достаточно продолжительная, она включает в себя определенные этапы и способы, которые мы и рассмотрим в данной статье.

Способы ликвидации предприятия

Согласно ГК РФ, ликвидация может происходить двумя способами: по обычной и по принудительной процедуре. Обычные и принудительные способы включают разные основания. Суть обычного порядка состоит в том, что вердикт о ликвидации юридического лица выносят его учредители или участники. Отличие же принудительного порядка в том, что решение о прекращении деятельности организации принимается в судебном порядке. Принудительная ликвидация юридических лиц проводится в случаях, когда предприятие совершало определенные незаконные действия.

Добровольный порядок ликвидации

Учредители могут добровольно закрыть свое предприятие в таких случаях:

Цель, которую они ставили при создании организации, полностью достигнута;

Юридическое лицо создавалось на определенный срок, соответственно, по окончании этого периода оно подлежит ликвидации;

Регистрация предприятия недействительна по решению суда;

Могут предусматриваться и другие основания, так как данный перечень на вышеуказанных случаях не исчерпывается.

Принудительное прекращение деятельности

Как было упомянуто, вынужденная ликвидация юридических лиц возможна только по решению судебной инстанции. Для этого могут быть следующие основания:

Осуществление деятельности, которая прямо запрещается законодательством.

При грубом или неоднократном нарушении определенных нормативных актов.

Уставные цели организации не соответствуют действительности (это касается, в частности, религиозных или благотворительных учреждений).

Несостоятельность организации (не относится к госпредприятиям). На последнем основании, как показывает судебная практика, довольно часто происходит ликвидация юридических лиц. Банкротство, которое не подтверждается документально, уголовно наказуемо.

В других случаях, которые указаны в законе.

Этапы процесса ликвидации

Для принудительной ликвидации предприятия иск в суд могут подавать только уполномоченные на это законом органы. Другие субъекты не могут обратиться с таким видом иска. Задача судебной инстанции - удовлетворить или не удовлетворить их заявление. Самим же процессом непосредственной ликвидации организации занимается учредитель компании. Ликвидация юридических лиц - процедура довольно сложная и трудоемкая. Как при добровольной, так и при вынужденной ликвидации назначенная комиссия обязана провести такие действия: опубликовать сведения о прекращении деятельности, оповестить кредиторов о последующем закрытии организации, составить промежуточный ликвидационный баланс, рассчитаться с кредиторами. После произведения всех необходимых выплат составляется окончательный баланс.

Когда юридическое лицо считается закрытым?

Только после проведения всех необходимых согласно закону действий учредитель должен провести завершающую стадию ликвидации - внесение записи о завершении деятельности субъекта в единый государственный реестр юридических лиц. Часто многие путают такие понятия, как реорганизация и ликвидация юридических лиц. Это совершенно разные процессы. Реорганизация предприятия - это переход прав и обязанностей к другому учреждению путем слияния, разделения, выделения, преобразования либо присоединения. А это уже совсем другая тема.

Похожие публикации