Е. Аудиовизуальные произведения

Произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения их звуком) восприятия с помощью технических устройств. Среди аудиовизуальных произведений выделяют кинематографические произведения и все произведения, выраженные аналогичными средствами, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации: теле-, видеофильмы, диафильмы, слайдфильмы и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АУДИОВИЗУАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Впервые это понятие появилось в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991, а затем в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» 1993. Под А.п. понимаются кино-, теле- и видеопроизведения. Они различаются по жанрам и назначению (художественные, документальные, учебные, научно-популярные, видовые, мультипликационные и т.д.). В зависимости от объема А.п. могут быть полнометражными, короткометражными, многосерийными. К А.п. относятся также слайдфильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. А.п. создается множеством творческих работников, каждый из которых вносит свой вклад. В результате творческих усилий ряда лиц появляется сложное А.п., будь то кино- или телевизионный фильм, состоящий из различных частей. Некоторые части фильма: сценарий, включая режиссерский, музыка, эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмы и т.д. могут использоваться отдельно от фильма. Каждая часть признается самостоятельным правоохраняемым объектом. Творческий вклад режиссера, оператора, артиста и некоторых других лиц не может быть отделен от фильма и существовать самостоятельно. Авторами А.п. согласно закону признаются: режиссер- постановщик, сценарист, композитор, специально создавший музыку для этого А.п. Иные лица, участвующие в создании А.п. и внесшие в него свой вклад, не имеют авторских прав на А.п. в целом. Они пользуются авторским правом на свое произведение. Использование в фильме ранее опубликованной музыки композитора не дает оснований относить его к числу авторов А.п. Создание А.п. осуществляется на основе договора. При его заключении авторы будущего А.п. передают его изготовителю исключительные права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю, передачу в эфир, на субтитрование и дублирование текста и т.д. Изготовителю А.п. предоставлено право при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания. Лит.: Сергеев А.П. Авторское право России. СПб., 1994.; Чернышева СЛ. Правовое регулирование авторских отношений в кинематографии и телевидении. М., 1984. СЛ. Чернышева

Приложение 6

к Порядку регулирования

отношений в связи с созданием,

правовой охраной и

ДОГОВОР N__

на создание аудиовизуального произведения

(примерная форма)

г. Москва Дата (прописью)

3.5. В случае просрочки выплаты вознаграждения каждый из Авторов вправе потребовать от Изготовителя пеню в размере _______________ от невыплаченной соответствующему Автору суммы вознаграждения, которая определена для данного Автора в пункте 3.2. настоящего Договора, за каждый день просрочки.

4. ПРИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ, МАТЕРИАЛОВ АВТОРАМИ

4.2. Изготовитель в течение _____________(__________________________)

(цифрами) (прописью с маленькой буквы)

4.3. В случае мотивированного отказа Изготовителя от приемки работ он вправе потребовать устранения недостатков за счет Авторов с указанием сроков их устранения, изложив требование и сроки его выполнения в мотивированном отказе.

4.4. Авторы обязаны возвратить полученные ими от Изготовителя материалы, оборудование, объекты авторского права и смежных прав вместе с их материальными носителями в надлежащем состоянии с учетом естественного износа в следующие сроки _________________. Возврат оформляется актом, который должен быть подписан Сторонами.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. В случае неисполнения Изготовителем положений пунктов 2.10. и 2.14. настоящего Договора Авторы вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения документально подтвержденного ущерба.

5.2. Если Авторы не приступают своевременно к созданию аудиовизуального произведения согласно предусмотренному пунктом 2.9. настоящего Договора графику либо иным образом нарушают график создания аудиовизуального произведения, Изготовитель вправе расторгнуть Договор и потребовать возмещения убытков.

5.3. В случае непредставления в срок аудиовизуального произведения Изготовитель вправе взыскать с любого из Авторов либо со всех Авторов штраф в размере _______________.

5.4. В случае невыполнения Авторами требования Изготовителя, предъявленного в соответствии с пунктом 4.3. настоящего договора, в установленный срок, Изготовитель вправе расторгнуть настоящий Договор с Авторами и потребовать реального возмещения причиненного ему ущерба.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, эмбарго, пожарами, землетрясениями, наводнениями и другими природными стихийными бедствиями, изданием актов органов государственной власти.

6.2.Свидетельство, выданное торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.

6.3. Сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее, чем в трехдневный срок, известить другую Сторону в письменном виде о таких обстоятельствах и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему Договору.

В случае неисполнения Стороной обязанности, предусмотренной в настоящем пункте, она лишается права ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы как на обстоятельство, освобождающее ее от ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по настоящему Договору.

6.4. Действие обстоятельств непреодолимой силы продлевает срок выполнения обязательств по настоящему Договору на срок действия обстоятельств непреодолимой силы.

7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

7.1. Все разногласия и споры по договору, возникшие между сторонами, разрешаются в претензионном порядке.

В частности, по всем вопросам, связанным с нарушением условий договора, Сторона, считающая свои права нарушенными, направляет противной Стороне претензию в письменной форме с указанием характера нарушений и обоснованием денежных сумм, подлежащих взысканию , а также при необходимости с указанием оснований для изменения либо расторжения договора.

7.2. При оставлении вышеупомянутой претензии без ответа в течение ________(__________) календарных дней с даты ее получения либо в случае недостижения согласия по вопросам, изложенным в претензии, спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до __________. Договор может быть продлен во взаимному согласию Сторон посредством заключения соответствующего дополнительного соглашения, подписанного уполномоченными представителями Сторон.

8.2. В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Сторонами дополнительными соглашениями к настоящему Договору.

8.3. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

8.4. Истечение срока настоящего Договора не освобождает Стороны от исполнения взятых на себя по настоящему Договору обязательств, от выплаты штрафов и возмещения убытков.

8.5. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, оговоренных настоящим Договором.

Расторжение настоящего договора в одностороннем порядке (отказ от исполнения настоящего Договора) осуществляется путем направления одной Стороной письменного уведомления об этом другой Стороне не позднее, чем за ________(_________) календарных дней до даты прекращения действия настоящего Договора. Настоящий Договор считается прекращенным с даты, указанной в уведомлении о расторжении настоящего Договора.

8.6. Все условия настоящего Договора являются конфиденциальными.

8.7. Вопросы, не урегулированные или не полностью урегулированные настоящим Договором, регулируются законодательством Российской Федерации.

8.8. Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга о любых изменениях в своих наименованиях, об изменении адресов, банковских реквизитов, номеров телефонов и факсов, электронной почты.

8.9. Настоящий договор составлен на русском языке в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника Договора.

Приложение N 1

N___ от "__"__________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ______________, именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и __________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили настоящее Техническое задание к договору на создание аудиовизуального произведения N___ от "__"_________ 201_г. о нижеследующем:

1. Изготовитель поручает, а Автор обязуется выполнить работы по созданию _____________________________________________________________________(указать вид, тематику, название аудиовизуального произведения и цель его предполагаемого последующего использования, а также эффект, которого желает достичь Изготовитель в результате его использования; может быть указана целевая аудитория аудиовизуального произведения, а также иные дополнительные требования).

2. Созданное аудиовизуальное Произведение передается Изготовителю в электронном виде на DVD диске в количестве ___ шт. в срок до ______________.

3. Передача аудиовизуального произведения оформляется путем составления и подписания Сторонами акта сдачи-приемки аудиовизуального произведения.

Приложение N 2

к договору на создание аудиовизуального произведения

N___ от "__"___________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

по созданию аудиовизуального произведения

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ______________, именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и ________________________________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили и утвердили график съемок к договору на создание аудиовизуального произведения N___ от "__"__________ 201__г.

В соответствии с настоящим Графиком проведение работ по созданию аудиовизуального произведения ____________ (указать название) предусматривает следующие этапы и сроки их проведения:

1. написание сценария с ___________ по ___________;

2. кастинг, подготовительные мероприятия с ___________ по ___________;

3. съемки с ___________ по ___________;

4. монтаж с ___________ по ___________;

5. озвучивание и постпродакшн с ___________ по __________.

Все работы по созданию аудиовизуального произведения __________ (указать название) должны быть завершены в срок до ____________.

Передача аудиовизуального произведения оформляется путем составления и подписания Сторонами акта сдачи-приемки аудиовизуального произведения.

Акт сдачи-приемки работ

по договору на создание аудиовизуального произведения_________________

N___ от "___"__________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ____________,именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и ____________________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. Авторы в соответствии условиями договора на создание аудиовизуального произведения N____ от "___"_____________ 201__г. и Техническим заданием к вышеуказанному договору создали _________________________________(указать вид, название, тематику аудиовизуального произведения).

2. Созданное Произведение передано Заказчику на DVD диске в количестве ____ экз.

5. Настоящий Акт является основанием для принятия Изготовителем у Авторов созданного аудиовизуального произведения на DVD диске.

6. По качеству созданного аудиовизуального произведения и срокам выполнения работ по его созданию Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Настоящий Акт является основанием для принятия Изготовителем у Авторов исключительных прав на созданное аудиовизуальное произведение, включая права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения.

8. Моментом передачи исключительных прав на созданное аудиовизуально произведение является подписание Сторонами настоящего Акта.

7. Настоящий Акт составлен в 2 (двух) экземплярах, по одному экземпляру для каждой Стороны, при этом оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения относятся к наиболее сложным объектам авторского права. Существует несколько определений аудиовизуальных произведений. Рассмотрим одно из них.

Аудиовизуальные произведения - это воплощенные на материальном носителе звуки и подвижные (динамические) изображения объектов окружающего мира, в частности исполнения произведений литературы, предназначенные для зрительного и слухового восприятия с помощью или посредством различных технических средств.

К аудиовизуальным произведениям относят кинематографические и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы, видеофильмы, видеоклипы), независимо от способа их первоначальной или последующей записи. Важность аудиовизуальных произведений состоит в том, что они являются одним из сильнейших средств воздействия на мысли и поступки человека.

Первым видом аудиовизуальных произведений были кинематографические произведения (кинофильмы), которые появились ещё в конце XIX в. Впоследствии к кинофильмам добавились мультипликационные и анимационные фильмы, а в послевоенные годы, в связи с широким распространением телевидения, - телефильмы, видеофильмы и т.д.

В настоящее время при создании кинофильмов, видеофильмов и телефильмов все шире используется компьютерная анимация. Технологии виртуальной реальности оказывают радикальное влияние на производство аудиовизуальных произведений. Вполне возможно, что аудиовизуальные произведения в перспективе сольются с мультимедийными произведениями.

Охрана аудиовизуальных произведений на международном уровне обеспечивается Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений с 1948 г. Однако их охрана отличается от охраны других произведений. Статья 7(2) Бернской конвенции устанавливает, что срок их охраны составляет 50 лет с момента создания произведения. Однако именно такой принцип охраны используется для объектов смежных прав. Это дает основание полагать, что в действительности аудиовизуальные произведения являются объектами смежных прав.

На международном уровне вместо термина "аудиовизуальное произведение" используют "аудиовизуальное исполнение", т.е. негласно признается, что аудиовизуальные произведения - это объекты смежных прав. Более того, в декабре 2000 г. проведена Дипломатическая конференция ВОИС, посвященная охране аудиовизуальных исполнений. В результате противоречий между США, Европейским союзом и рядом развивающихся стран не удалось принять Договор ВОИС по аудиовизуальным исполнениям, хотя ᴇᴦο текст был подготовлен. В этом проекте договора вообще нет термина "аудиовизуальное произведение" (см. § 11.5), а используется только термин "аудиовизуальное исполнение".

Таким образом, в настоящее время на международном уровне аудиовизуальные произведения понимаются как аудиовизуальные исполнения, т.е. как объекты смежных прав. В ряде стран аудиовизуальные произведения уже отнесены к объектам смежных прав. В странах с переходной экономикой аудиовизуальные произведения по-прежнему относят к объектам авторского права, несмотря на тенденции, которые существуют как на национальном, так и на международном уровне.

Аудиовизуальные произведения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Аудиовизуальные произведения" 2015, 2017-2018.

Закон.Ру - официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Является ли телепередача или телепрограмма аудиовизуальным произведением / сложным объектом интеллектуальной собственности? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 6 января. URL:

Судебная практика свидетельствует о том, что суды нередко рассматривают телепрограммы и телепередачи как разновидность аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ).

Так, признавая телевизионную передачу объектом авторского права, суд указал следующее: «…по мнению суда, творческий труд, безусловно, присутствует в программах телеканала: в первую очередь имеется в виду труд операторов, снимающих программу, авторов сценария, создающих сценарий программы, режиссеров, выстраивающих съемочный процесс и определяющих очередность снимаемых сцен, режиссеров монтажа, осуществляющих последующий монтаж отснятого материала и наложение музыки» . Оценив доводы участника процесса, указавшего, что телепередачи относятся к объектам смежных прав и законодатель выделил их в отдельную категорию именно потому, что телепередачи не являются аудиовизуальными произведениями, суд подчеркнул: «…согласно ст. 1304 и ст. 1330 ГК РФ, объектом смежных прав является не сама телепередача, а право организации эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю телепередачи... При этом сама телепередача является аудиовизуальным произведением и объектом авторского права. В данном случае исключительное право телеканала на сообщение в эфир телепередачи, является дополнительным/смежным правом организации вещания по отношению к авторским правам на телепередачу, т.е. правам создавших ее лиц» .

Изложенная позиция вовсе не бесспорна.

Обратившись к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), можно увидеть, что в ней не упоминаются аудиовизуальные произведения, но прямо названы «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии » (ст. 2(1)). По смыслу ст. 14 Бернской конвенции кинематографические произведения (Cinematographic Works ) представляют собой созданные на основе литературных и художественных произведений кинематографические постановки. При этом в соответствии со ст. 14bis Бернской конвенции кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения.

Далее нельзя не вспомнить Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений, или иначе - Договор о реестре фильмов (Treaty on the International Registration of Audiovisual Works (Film Register Treaty) ) . Его ст. 2 ("Audiovisual Work" ) устанавливала: «Для целей настоящего Договора «аудиовизуальное произведение» означает любое произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия». Следует специально подчеркнуть, что целью данного договора было создание международного реестра фильмов и выражение «аудиовизуальное произведение» использовалось как синоним слова «фильм».

Россия в Договоре о реестре фильмов не участвовала. Вместе с тем понятие аудиовизуального произведения, содержащееся в ст. 2 этого международного договора, а также положение ст. 2(1) Бернской конвенции, были воспроизведены в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Затем определение, содержащееся в ст. 2 Договора о реестре фильмов, дополненное положением ст. 2(1) Бернской конвенции, было воспроизведено в п. 1 ст. 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Изложенное позволяет заключить, что под аудиовизуальными произведениями следует понимать именно фильмы (кинофильм, телефильм, видеофильм), но не телепередачи и телепрограммы.

Развивая сказанное, необходимо указать следующее.

Отечественный законодатель относит аудиовизуальные произведения к сложным объектам интеллектуальной собственности, под которыми в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ понимается объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что список сложных объектов интеллектуальной собственности носит закрытый характер и в него включено лишь 4 разновидности: (1) кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения; (2) театрально-зрелищные представления; (3) мультимедийные продукты; (4) базы данных.

Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности. Подтверждает этот вывод и то, что все чаще звучат предложения о введении в ГК РФ нового объекта интеллектуальной собственности - формата телепередач притом, что во всем мире он к таковым не относится .

Исходя из сказанного можно заключить, что на сегодняшний день действующее отечественное законодательство не позволяет относить телевизионные программы и телевизионные передачи к аудиовизуальным произведениям, являющимся сложными объектами интеллектуальной собственности.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Похожие публикации