Нюансы получения страхового возмещения по европротоколу. Оформление дтп без участия гибдд по европротоколу

Европротокол – это упрощенный вариант оформления места ДТП, при котором не принимают участие сотрудники дорожной полиции.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Для получения компенсации от страховой компании по полису ОСАГО, потребуется грамотно составить документ, не допустив ошибок. Процедура имеет свои особенности и нюансы, которые следует знать перед оформлением места происшествия.

Что это такое

Европротокол – это специальная форма оформления места ДТП, при которой водители самостоятельно составляют необходимые для получения страховой премии документы. При этом способе не вызываются сотрудники правоохранительных служб.

Европротокол в России начал функционировать сравнительно недавно. Его введение помогло решить несколько задач:

Оформление ДТП по Европротоколу имеет преимущества и для водителей:

  • нет необходимости вызова и ожидания сотрудников ГАИ;
  • сокращается время на оформление происшествия;
  • быстрое разрешение ситуации избавляет от пробок на дороге.

Оформлять аварию по Европротоколу допускается российским и иностранным гражданам. Если автомобиль зарегистрирован в другой стране, то у водителя при себе должен быть .

При его отсутствии вызываются сотрудники ГАИ, поскольку данное обстоятельство является нарушением и оплачивать компенсацию иностранному гражданину (если он виновник в ДТП) придется из своего кармана.

Европротокол может оформляться при соблюдении нескольких условий:

  1. Отсутствие пострадавших лиц. В ДТП не пострадали люди: водители, пассажиры, пешеходы. Если были получены травмы, без вызова ГАИ не обойтись.
  2. В ДТП участвовали только два автомобиля. По Европротоколу нельзя оформлять аварию, если повреждения получили более двух автомобилей. Стоит учитывать, что грузовой транспорт с прицепом – это две машины.
  3. У водителей есть действующий полис ОСАГО. Застрахованы должны быть оба водителя, независимо от того, кто стал виновником происшествия.
  4. Отсутствуют разногласия. Один из водителей готов признать свою вину, о чем указывается в извещении. Если у участников аварии возникли разногласия, потребуется вызвать ГАИ.
  5. Предоставление автомобиля на осмотр. Виновник аварии готов предоставить свой транспорт на осмотр для экспертизы и передать свою часть извещения страховщику.
  6. Автомобиль получил незначительные повреждения. Водителю придется «на глаз» определить размер ущерба. Если он не превышает 50 тысяч рублей, то можно самостоятельно оформлять место происшествия.

Как выглядит

При составлении Европротокола действовать нужно следующим образом:

  1. Убедиться, что в аварии не пострадали люди, и произошло столкновение только двух автомобилей.
  2. Осмотреть автомобиль на наличие повреждений, визуально оценить размер ущерба.
  3. Проверить наличие полиса у обоих водителей, убедиться в том, что они действительны на текущую дату.
  4. Договориться с водителем о самостоятельном оформлении ДТП и определить виновника аварии.
  5. Сделать качественные фотографии места происшествия. Потребуется зафиксировать общее положение автомобилей (чтобы была видна местность, на другом фото – номер ТС), повреждения машин общим и крупным планом.
  6. Попросить свидетелей написать показания и оставить свои контактные данные.

Сам бланк для оформления аварии по Европротоколу представляет собой извещение о ДТП. Он состоит из лицевой, оборотной стороны и вкладыша, который копирует всю внесенную информацию.

Извещение включает в себя несколько вопросов, касающихся обстоятельств дорожного происшествия.

Состоит из разделов:

  • данные об автомобилях и водителях;
  • дата и место ДТП;
  • схема происшествия;
  • полученные повреждения;
  • обстоятельства аварии.

Где взять бланк

Бланк для составления Европротокола выдается страхователям при .

Дополнительно водитель должен получить памятку с правилами заполнения . Посмотреть пример составления документа можно на информационном стенде в офисе страховой компании.

Если по каким-либо причинам бланк был утерян, то следует обратиться в страховую компанию за дубликатом. На месте ДТП допускается заполнение извещения другого водителя.

Не принимается Европротокол, составленный на обычном листе бумаги. Рекомендуется иметь при себе два бланка, чтобы при ДТП не переживать из-за отсутствия документа. Стоит учитывать, что извещение не должно быть порванным, помятым или испачканным.

Изменения в заполнении

С начала функционирования Европротокола и по сегодняшний день не вносились изменения в порядок оформления документа. А вот за нарушение законодательных норм придется заплатить штраф в увеличенном размере.

Так, при оставлении места ДТП и отказе оформлять происшествия с вызовом ГАИ или самостоятельно, предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения на полтора года или арест на 15 суток.

Образец бланка и пример заполнения

При самостоятельно оформлении Европротокола следует учитывать несколько важных нюансов:

  1. После ДТП нельзя двигать автомобиль, даже если он мешает передвижению других транспортных средств.
  2. Первым делом, следует сделать фотографии. Для этого подойдет камера мобильного телефона. Важно, чтобы на снимках были видны номера автомобилей.

    Также необходимо сделать приближенные фотографии, отображающие полученные повреждения. Снимается машина не только пострадавшей стороны, но и виновника ДТП.

  3. После сделанных фотографий автомобиль можно отогнать на обочину, если они затрудняют движение других машин.
  4. Отогнав ТС, необходимо сделать фотографии тормозных путей, обломков, если они имеются.
  5. Сразу стоит взять данные свидетелей, по возможности, зафиксировать их показания на отдельных листках бумаги.
  6. После проделанных действиях составить Европротокол. Рекомендуется сначала сделать черновой вариант на пустом листке, затем перенести сведения на бланк извещения.
  7. Нельзя ремонтировать автомобиль до обращения в страховую компанию. Страховщиком будет назначена экспертиза для оценки ущерба.

При составлении Европротокола следует ориентироваться на пример, предоставляемый страховой компанией вместе с бланком при покупке полиса ОСАГО. Нельзя допускать ошибки и помарки.

Если в извещении будут исправления, страховая компания может не принять его к рассмотрению.

Учитываются и другие правила оформления документа:

  1. Заполнять бланк нужно синей шариковой ручкой. Писать следует крупными печатными буквами разборчивым подчерком.
  2. Мысли излагаются грамотно, используя общепринятые термины, без жаргона и лишних слов.
  3. В извещении подписан каждый пункт, информацию следует вносить в соответствующую колонку. Каждый водитель может указывать сведения о своем автомобиле, либо документ заполняется одним человеком под контролем второго участника ДТП.
  4. Не стоит слишком детально описывать происшествие. Но все важные данные указываются обязательно.
  5. Если в извещении допускаются исправления, то они заверяются подписями обоих водителей.

Схема ДТП для Европротокола составляется с максимально точным указанием нюансов расположения автомобилей.

Она должна отобрать информацию:

  • расположение автомобилей относительно друг друга после столкновения;
  • направление движения каждого транспортного средства;
  • особенности и конфигурация дороги, где произошло ДТП (например, поворот, гора, перекресток и т.д.);
  • наличие разметки на дороги;
  • адрес места происшествия (улица и номер дома, рядом с которым произошло столкновение);
  • дорожные знаки, цвет светофора;
  • наличие дефектов дорожного полотна, ставших причиной столкновения автомобилей.

Схема должна выглядеть так:

Чтобы правильно оформить Европротокол, необходимо следовать инструкции:

  1. Место ДТП: указывается точный адрес происшествия.
  2. Дата ДТП: указывается дата и время произошедшего ДТП в отведенные для этого окошки.
  3. Количество ТС: число автомобилей, ставших участниками ДТП. При оформлении Европротокола значение будет «2».
  4. Количество раненых: в первом окошке указывается число людей, получивших травмы, во втором – количество погибших. При оформлении Европротокола оба показателя равны 0.
  5. Освидетельствование на наличие алкогольного опьянения: проводилось ли медицинское освидетельствование водителей. Поскольку не вызываются сотрудники правоохранительных служб, ставится галочка в окошке «нет».
  6. Ущерб, нанесенный другим автомобилям и имуществу: указывается, пострадали ли в ДТП другие ТС и имущество третьих лиц. Указывается «нет».
  7. Свидетели: указываются ФИО и адрес регистрации свидетелей аварии.
  8. Было ли ДТП оформлено сотрудником ГИБДД: указывается «нет».
  • с 9 по 15 пункт каждый водитель самостоятельно вносит информацию об автомобиле, личных данных и страховке;
  • в 14 пункте описываются повреждения, полученные автомобилем в ДТП. Следует внимательно отнестись к данному разделу, чтобы каждый водитель не написал несуществующие повреждения;
  • в пункте 16 описываются обстоятельства ДТП. Указывается только правдивая информация существующими терминами: обгон, смена полосы и т.д.

Каждый водитель ставит подпись на лицевой стороне обеих частей извещений. Предварительно рекомендуется проверить корректность внесенных данных.

Максимальная выплата по Европротоколу при ДТП в 2019 году

Ранее оформлять Европротокол можно было при условии, что размер ущерба составляет не более 25 тысяч рублей.

Сейчас максимальная выплата увеличена до 50 тысяч рублей. Если ущерб превышает данную сумму, то страховая компания не выплачивает компенсацию.

В Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области максимальная сумма по Европротоколу составляет 400 тысяч рублей.

При этом у водителей в автомобилях должно быть установлено спутниковое оборудование для установки точного места происшествия.

Срок действия Европротокола при ДТП составляет 5 дней. В течение этого периода водитель должен обратиться в страховую компанию с документами для получения компенсации. Согласно , у страховщика есть 20 дней на возмещение ущерба.

В каких случаях не оформляется

Европротокол не оформляется в нескольких случаях:

  • пострадал только один автомобиль (например, произошло столкновение с оградой);
  • автомобиль задевает другие машины в пробке;
  • водители не могут прийти к обоюдному мнению и решить, кто стал виновником ДТП;
  • невозможно оценить размер ущерба или он превышает установленные законодательством нормы;
  • у одного из автомобилей имеется прицеп, который приравнивается к полноценному транспортному средству;
  • один из водителей находится в состоянии алкогольного опьянения;
  • в ДТП пострадали люди;
  • происшествие не является .

Самостоятельно оценить ущерб бывает достаточно трудно. Особенно, если столкновение произошло с дорогостоящим автомобилем.

При возникновении сомнений лучше вызывать сотрудников ГАИ, что в дальнейшем не остаться без компенсации. Если же на машине небольшая царапина или вмятина, то можно оформлять происшествие по Европротоколу.

Что делать с документом после ДТП

Составив Европротокол, необходимо внимательно проверить документ на отсутствие ошибок. Обязательно записываются контакты второго водителя.

С полисом ОСАГО и Европротоколом пострадавшему водителю следует обратиться в свою страховую компанию в течение 5 дней и написать заявление на получение компенсации.

После рассмотрения документов выдается направление на экспертизу. На ней должен присутствовать виновник ДТП, а также представить свою машину для осмотра.

После этого устанавливается сумма ущерба. Останется только получить от страховщика направление на ремонт автомобиля или денежную компенсацию.

Не рекомендуется до проведения экспертизы эксплуатировать автомобиль. На нем могут появиться другие повреждения, что будет расцениваться как ошибка в извещении о ДТП. Но данный вопрос следует обсудить в страховой компании.

Если будет получено разрешение на использование автомобиля, то можно продолжать эксплуатацию до экспертизы и ремонта. При этом страховщик должен выдать письменное разрешение, которое необходимо держать всегда при себе.

Узнайте, сколько будет стоить электронный полис ОСАГО для вас и в каких страховых компаниях его можно купить в вашем регионе:

Возросшее количество автомобилей на дорогах привело к увеличению ДТП. Часто участники аварий подолгу дожидаются приезда сотрудников автоинспекции. В практике зарубежных автолюбителей появилась удобная система оформления ДТП. Теперь не нужно вызывать дорожный патруль к месту происшествия - достаточно с обоюдного согласия обеих сторон составить Европротокол. Аналогичная система самостоятельного составления документа с места происшествия уже несколько лет действует в РФ. В статье рассматривается, как правильно составить Европротокол в соответствии с образцом 2017 г.

2 клика и вы узнаете

В каких случаях составляют Европротокол?

Европротоколом называют уведомление о транспортном происшествии, оформленное его фигурантами самостоятельно, без привлечения работников автоинспекции. Такой метод позволяет избежать пробок, т.к. после заполнения бланков можно освободить проезжую часть.

Быстро освидетельствовать ДТП без привлечения автоинспекции можно в таких случаях:

  • в ДТП задействовано не больше двух автомобилей;
  • наличие страховок ОСАГО на автомобили у обеих сторон;
  • участники происшествия пришли к взаимному согласию, и не имеют каких-либо разногласий;
  • ДТП обошлось без раненых и погибших, в том числе пешеходов;
  • В ходе инцидента не нанесен урон иному имуществу.

Оформление Евротокола исключено при некоторых обстоятельствах. Сотрудников автоинспекции необходимо привлечь в следующих случаях:

  • имеются пострадавшие или жертвы;
  • фигурантами столкновения стали несколько автомобилей;
  • нанесен урон дополнительному имуществу;
  • один или оба участника инцидента не имеют страховку ОСАГО;
  • участники столкновения разошлись во мнениях относительно инцидента;
  • один из фигурантов скрылся с места.

Наказание за оставление места ДТП

Самовольный уезд с места происшествия его фигурантами влечет за собой административное наказание. Мера наказания не изменялась с 2015 года, т.е. в ч. 2 ст. 12.27 административного закона не были внесены какие-либо поправки. Также не предвидятся изменения закона на 2017-2018 годы.

Согласно этому закону наказание по статье может быть двух видов:

  • конфискация прав водителя до года и шести месяцев;
  • взятие под стражу на 15 суток.

Эта статья не распространяется при оставлении места происшествия после того, как составлен Европротокол.

Ставка по ущербу при ДТП

Если страховой полис гражданской ответственности был составлен в период после 2 августа 2014 г., то все выплаты по порче транспорта не превышает 50 тыс. рублей.

Если при аварии в транспорте была установлена навигационная система, и она произвела фиксацию инцидента, то оплата увеличится до 400 тысяч. Законоположение действует по Москве и области, а также по Санкт-Петербургу и области.

Как действовать при аварии?

Регистрировать дорожно-транспортный инцидент по Европротоколу должно, соблюдая следующие правила:

  • выставить указатель аварийной стоянки;
  • записать контактную информацию очевидцев;
  • оставить следы происшествия;

Отличным дополнением к документу станет фото или видеосъемка:

  • общий вид, отражающий ДТП;
  • след торможения;
  • повреждения транспорта, полученные при столкновении;
  • повреждение отдельных фрагментов, деталей;
  • госномера;

Далее, если условия позволяют, производится оформление Европротокола. Бланк документа имеется у каждого водителя. Достаточно одного формуляра, он не должен быть поврежден, а все сведения хорошо прочитываться. Каждый из фигурантов инцидента заполняет одну из двух колонок формуляра.

Скачать образец заполнения и сам бланк Европротокола , актуальный в 2017-2018 гг вы можете по ссылкам ниже:

Правила по составлению протокола

Существует единое правило заполнения Европротокола на 2017-2018 годы.

  • Записи в бланке выполняются только ручкой шариковой (исключены перьевые, гелиевые, капилярные ручки, а также графитные карандаши).
  • Сначала заполняется основной оборот бланка с двумя колонками, по одной на каждого фигуранта.
  • Затем оформляется обратная сторона извещения, где указываются важные данные для сотрудников ОСАГО.
  • Заполненный экземпляр делится на две части.
  • Каждый фигурант инцидента ставит по две подписи на основном обороте. Первая будет подтверждать правильность информации, другая - согласие.
  • В дальнейшем при внесении изменений, второй фигурант происшествия должен подписаться в знак своего согласия с изменением.

Инструкция как заполнять Европротокол при ДТП

1-8 пункты

Под пунктами 1-8 вносятся общие данные о происшествии:

  1. Место ДТП. Необходимо вписать точный адрес: улица, номер дома, организация и т.д.
  2. Дата ДТП. Число, месяц, год, время вписываются в отведенные окошечки.
  3. Сколько транспортных средств повреждено: два или одно.
  4. Есть ли раненые, сколько их, а также погибших.
  5. Был ли кто-то из фигурантов инцидента в нетрезвом состоянии, был ли он проверен на этот предмет.
  6. Нанесен ли материальный ущерб другим автомобилем (да, нет) и другому автомобилю (да, нет).
  7. Данные об очивидце: ФИО, место жительства.
  8. Было ли ДТП оформлено автоинспекторами: отметить «нет».

9-15 пункты

Особое внимание при составлении Европротокола следует уделить пункту 14. Здесь описывается ущерб, нанесенный при ДТП. Рекомендуется проверить показания второго участника происшествия, т.к. они могут отличаться. Следует пресечь дачу неверных показаний.

16 пункт

Пункт 16 требует корректного подхода со стороны каждого водителя. Здесь в краткой форме описываются обстоятельства, при которых произошла авария. Запись должна содержать правдивые сведения без подтасовок данных. Обнаруженные внутренние повреждения подтверждает специалист.

Четкая терминология поможет избежать недоразумений. Так, понятия «совершать обгон» и «менять полосу» различаются правилами. Отсюда и виновник происшествия будет устанавливаться согласно записи.

17 пункт

Пункт 17 подразумевает составление схемы происшествия. Она должна быть четко начерченной с указанием улицы, номера здания, нахождение светофора и его цвет, наличие пешеходных переходов, схема передвижения автомобилей и другие обстоятельства, влияющие на ситуацию.

Замечания

В графу «Замечания» по желанию вносятся дополнения раннее изложенной информации данными, которые не предусмотрены другими пунктами. Так же в эту графу можно вписать сведения, не поместившиеся в другие графы.

Подпись протокола

Бланк Европротокола заполненный обоими фигурантами дорожного инцидента и устраивающий их закрепляется подписями. Подпись означает согласие с приведенной информацией. Перед тем, как подпись поставить, лучше проверить правильность заполнения документа обоих водителей. Это поможет вовремя обнаружить неточности и избежать последующих недоразумений. После того как подписи поставлены бланк делят на две части. Подписи проставляются обоими фигурантами ДТП на своей половине формуляра и на половине оппонента. Таким образом, подтверждается верность изложенной информации.

Обратная сторона документа заполняется индивидуально после разделения форуляра на две части. Здесь указываются личные замечания и дополнения. При нехватке места запись ведется на отдельном листе и приобщается к основному формуляру Европротокола.

При порче, утере одной половины документа заполняется новый бланк. Также поступают, если один из водителей желает изменить информацию.

Документы при подаче протокола

При оформлении Европротокола в 2017-2018 гг. водители должны знать, что по правилам заявка подается в страховую компанию в короткие сроки, крайний срок 5 дней. При обращении в ОСАГО необходимо иметь ряд документов.

Документы для подачи извещения:

  • бланк Европротокола, заполненный и заверенный участниками;
  • заявление, где должно быть написано, что водитель предоставил достоверную информацию, написанную им лично;
  • заявку на возмещение ущерба;
  • фотографии с места происшествия, отражающие основные моменты ситуации;
  • на записях фотоаппарата и регистратора должны быть указаны время и дата;
  • сторона, являющаяся потерпевшей, должна будет подать требование на возмещение ущерба;
  • сотрудники ОСАГО имеют право освидетельствовать автомобиль потерпевшего, что бы провести независимую экспертизу;
  • в течение 15 дней после аварии водитель по правилам не может ремонтировать автомобиль.

Следует понимать, что процедура возмещения ущерба требует определенного времени. Даже при составлении Европротокола необходимо время на проведение следствия, на основании которого и определяется размер ущерба.

Как получить бланк Европротокола?

Если нет на руках бланка Европротокола, то где его можно приобрести? Дело в том, что при формуляр протокола выдается компанией. Другой вариант: скачать бланк в Интернете. Такой документ будет действенен в 2017 году и в 2018. Кроме того, здесь же можно скачать и образец заполнения.

Введение Европротокола, как альтернативы вызова сотрудников ГИБДД, намного упростило и ускорило процесс оформления ДТП. От водителя при этом требуется знание правильного заполнения документа. Также нужно быстро сориентироваться в последовательности шагов, предпринимаемых при транспортном инциденте: какие действия предпринять, в каком порядке действовать, как учесть все важные моменты.

Страховка по ОСАГО чаще всего привлекает автолюбителей и профессионалов именно возможностью оформить Европротокол при ДТП. В этом случае следует заранее ознакомиться с правилами оформления документа, что значительно упростит процесс заполнения бланка при аварии.

Российский союз автостраховщиков (РСА) привел статистику оформления ДТП по европротоколу. В 2017 году 33% всех аварий фиксировались водителями самостоятельно, без привлечения инспекторов ГИБДД, против 30% годом ранее. В количественном выражении это 541 тысяча автовладельцев. Общая сумма выплат по европротоколу выросла на 22% и в прошлом году составила 11,5 млрд рублей вместо 9,44 млрд в 2016-м. А средняя сумма урегулирования убытков составила 27400 рублей.

Напомним, что лимит выплат по европротоколу составляет 50 тысяч рублей, но с 1 июня 2018-го его увеличат до 100 тысяч. Кроме того, будет отменено условие, по которому оба участника должны быть согласны с обстоятельствами ДТП и списком видимых повреждений.

В РСА эти изменения не приветствуют, опасаясь, что выявить реального виновника аварии станет невозможно. Например, если оба водителя будут заявлять о своей невиновности и соблюдении Правил дорожного движения, то страховая компания не сможет произвести выплату настоящему потерпевшему, ведь даже специальная техника не может со стопроцентной гарантией выявить все обстоятельства ДТП и настоящего виновника. К примеру, оба водителя смогут сказать, что двигались на разрешающий сигнал светофора или что к аварии привел маневр другого автомобиля. В таком случае выплату, вероятнее всего, разделят пополам между участниками инцидента. В РСА предостерегают, что таким образом потерпевшие будут недополучать деньги на покрытие ущерба, а виновники - обогащаться.

Более того, РСА не перестает приводить данные, что 68% случаев всех ДТП покрываются нынешним лимитом 50 тысяч рублей, а потому большая часть добросовестных автомобилистов в двукратном повышении «потолка» не нуждается. Хотя оставшиеся 32% участников ДТП с этим явно не согласятся.

Напомним, что для оформления ДТП по европротоколу должны быть выполнены несколько условий. В аварии участвуют не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба имуществу каких-либо третьих лиц, сумма ущерба менее 50 тысяч рублей, а оба участника имеют единое мнение относительно виновника аварии и ее причин. Если, к примеру, во время ДТП был причинен вред здоровью пешехода, пассажира или водителя, то оформить дорожный инцидент по европротоколу нельзя. Разумеется, ответственность каждого участника ДТП должна быть застрахована полисом ОСАГО или по договору страхования «Зеленая карта». При этом, если между водителями возникли споры или какое-то из условий не соблюдается, необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Сложнее всего оценить ущерб: уложится ли предстоящий ремонт в 50 тысяч? Разумеется, провести оценку в состоянии стресса могут не все. Поэтому в случаях, если ДТП оформлено по европротоколу, а сумма ущерба в итоге превысила 50 тысяч рублей, то разницу придется требовать с виновника ДТП.

Система самостоятельного оформления документации по транспортному происшествию для страховой компании без привлечения сотрудников дорожной полиции именуется европротоколом.

Так же называется и стандартная форма, необходимая для заполнения непосредственно на месте ДТП.

Упрощённая схема документирования инцидента возможна при соблюдении определённых условий только в том случае, если водители транспортных средств могут договориться без вмешательства автоинспектора.

Участники ДТП должны знать и учитывать, оформляя и подписывая европротокол, до какой суммы возможно возмещение и в каких случаях такая схема не будет считаться действительной. Даже незначительное несоответствие ситуации требованиям европротокола является основанием для вызова на место происшествия ГИБДД.

ФЗ №40 об ОСАГО 2002/25/04 редакция 2016/03/07 ст.11.1 от 2014/21/07 ФЗ №223

ПП №1002 2014/01/10 редакции 2016/25/04 и 2016/31/12

Главным преимуществом европротокола является быстрое разрешение сложившейся ситуации собственными силами и оперативное заполнение документов, что позволяет в сжатые сроки покинуть место столкновения, не провоцируя пробку.

Зафиксировать самостоятельно обстоятельства дорожного инцидента и передать документ страховщику для получения возмещения по факту транспортного происшествия возможно при наличии ряда условий:

  1. В происшествие вовлечены всего два автомобиля. Большее или меньшее количество участников аварии не позволяет технически оформить бланк европротокола (не соответствует требованиям).
  2. Отсутствуют человеческие жертвы и пострадавшие. В аварию не вовлечены пешеходы. Визуальные повреждения получили только ТС автомобилистов-участников дтп.
  3. Оба водителя застрахованы (или имя человека за рулём фигурирует в действующем полисе). Осаго обоих водителей датированы 2.08.2014 или позже (ФЗ №223 2014/21/07 редакция 2016/23/06 ст.5 п.8). Последнее обстоятельство – лишь требование закона, не актуальное в настоящее время, так как осаго заключается на год (максимум).
  4. Повреждения получили исключительно транспортные средства. Иному имуществу (городскому или частному), людям и сторонним объектам не нанесено вреда.
  5. Картина происшествия в глазах участников не разнится, нанесённый ущерб согласован, характер повреждений на машинах не вызывает споров и сомнений, в т.ч. относительно их происхождения.

Европротокол оформляется при наличии всех названных обстоятельств. Если хотя бы одно из условий не соблюдено, обойтись без вызова автоинспекции не получится.

Присутствие представителей дорожной полиции потребуется и в том случае, если поведение хотя бы одного из участников аварии агрессивно и провокационно, что является препятствием для объективной оценки происшествия и достижения консенсуса.

Алкогольное опьянение и демонстративное нежелание подписывать европротокол также потребуют вызова автоинспекторов.

Съёмка места происшествия (видео и фото), показания регистраторов и данные навигаторов приветствуются и учитываются при подписании европротокола и расследовании обстоятельств аварии страховыми компаниями.

Обязательность использования техсредств и представления подобной информации страховщикам для объективной оценки происшествия и определения виновника вводится с октября 2019 (Закон об осаго ст.11.1 пп.6 и 7; ФЗ №223 2014/21/07 ст.5 п.7).

Европротокол при ДТП 2017 – какая сумма выплат предусмотрена?

ФЗ №40 об ОСАГО 2014/21/07 ст.11.1 пп.2-5

При заполнении европротокола существуют ограничения по выплатам в зависимости от региона, где совершено ДТП.

По Осаго закон предусматривает два лимита возмещений при ДТП:

  1. Для всех российских регионов, кроме Москвы (+ область) и Санкт-Петербурга (+ область) , верхняя граница причинённого ущерба, которая может покрываться по европротоколу, очерчивается 50 тысячами. Если дтп, соответствующее требованиям европротокола, визуально оценивается в большую сумму, это не означает, что страховщик вправе отказаться от возмещения ущерба. Следует учитывать, что водителям «навскидку» точно оценить повреждения практически нереально и ошибки +/- вполне естественны. Согласно закону, СК покрывает не более 50 тысяч убытков по европротоколу, а превышающая сумма после оценки подлежит взысканию непосредственно с виновного в инциденте.
  2. Для ДТП, имевших место в Москве, Санкт-Петербурге и их областях , верхняя граница возмещения по европротоколу определена в 400 тысяч (Закон об осаго №40 стт.5, 7б). Если обстоятельства дорожного инцидента позволяют претендовать на страховку, превышающую среднероссийский лимит (50 тысяч), то представление страховщику фото- и видеосведений, а также технических данных системы ГЛОНАСС является обязательным условием. Иными словами, с 01.2017 авто, втянутые в дтп в границах Москвы, Санкт-Петербурга и их областей, для возмещения ущерба в полном объёме должны быть оборудованы видеорегистраторами и навигационными приборами с использованием данных системы Глонасс. Требования к техсредствам, которыми должны быть оборудованы авто, и к необходимой для выплаты по европротоколу страховки информации описаны в ПП №1002 2014/01/10 редакция 2016/25/04.

Оформленный бланк европротокола подлежит передаче в 5-дневный срок в СК, оформившую Осаго. При этом каждая из сторон дорожного инцидента передаёт свой экземпляр извещения в свою компанию (1й экземпляр основной, 2й экземпляр самокопир).

Закон обязует автовладельцев, оформивших и подписавших европротокол, представить ТС, причастные к аварии, для осмотра и независимой экспертной оценки ущерба по требованию СК. Ремонт или утилизация колёсного транспорта, причастного к аварии и отмеченного в европротоколе, допускается только по истечении 15 дней, отсчитываемых со дня инцидента.

Типовой бланк европротокола (Приказ МВД №155 2011/01/04 регистрация в МЮ №20670 2011/05/05) должен быть выдан страховщиком вместе с полисом Осаго (2 штуки). Ограничений в выдаче бланков европротокола не установлено.

Заполнение полей

Типовой бланк европротокола заполняется шариковой ручкой, гелевая ручка и карандаш не допускаются.

Лицевая сторона (совместное заполнение)

Основная сторона бланка заполняется обоими участниками происшествия (каждый заполняет свою колонку) и содержит детальную информацию о ДТП и участниках, свидетелях, страховщиках.

Перечисление и характер видимых повреждений (п.14) описывают доступными и понятными терминами.

Краткость и точность формулировок важны.

Необходимо избегать неточности при описании обстоятельств (п.16): стоянка и остановка отличны друг от друга, а обгон и смена полосы обычно идут вместе.

Схема (п.17) должна содержать границы проезжей части, расположение машин, знаки, названия улиц, светофоры, нумерацию домов, разметку и направление движения. Любые предметы, имеющие отношение к инциденту, указывают на рисунке.

Пустые графы прочёркивают. Лицевая сторона заверяется подписями двух сторон.

Инструкция по заполнению

Оборотная сторона

Заполняется индивидуально после разъединения бланка европротокола. Рекомендуется разборчивым почерком (лучше печатными или полупечатными буквами) внести в текст сообщения максимум подробностей происшествия, чтобы сократить сроки выплат.

При нехватке места допускается использование чистого листа, который прикрепляется к основному документу.

Оборотная сторона протокола

Любые исправления и дополнения вносят с согласия второй стороны. Они заверяются двумя подписями. Отказ одной из сторон подписать заполненный европротокол требует немедленного вызова на место аварии дорожной инспекции, так как в этом случае упрощенный вариант документирования дтп не применим.

Подписи обоих участников происшествия должны быть проставлены на двух экземплярах. Перед подписанием европротокола следует перечитать текст и убедиться, что в документ не внесены сведения, не имеющие отношения к конкретному ДТП.

Европротокол считают оформленным после заполнения титула, его подписания обеими сторонами и разъединения. Оборот может быть заполнен позже.

Похожие публикации