Всероссийская олимпиада школьников по праву. Общепринятые аббревиатуры юридических терминов Правительство Российской Федерации

АСЕАН – Ассоциация стран Юго-Восточной Азии

АТЦ – Антитеррористический центр государств – участников СНГ

БВС – Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации

БМД – Бюллетень международных договоров Российской Федерации

БНА – Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти

БРПЛ – Баллистические ракеты подводных лодок Вед. ВС СССР – Ведомости Верховного Совета СССР

Вед. РФ – Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации

ВМО – Всемирная метеорологическая организация

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения

ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВПС – Всемирный почтовый союз

ВШК – Военно-штабной комитет

ГА ООН – Генеральная Ассамблея ООН

ГУУАМ – Межгосударственное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии

ДКБ – Договор о коллективной безопасности

Док. ООН – Документы Организации Объединенных Наций

ДЭСВ – Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам

ЕвроАзЭС – Евроазиатское экономическое сообщество

Европол – Европейская полицейская организация

ЕС – Европейский союз

ИКАО – Международная организация гражданской авиации

ИМО – Международная морская организация

Интерпол – Международная организация уголовной полиции

ИФАД – Международный фонд сельскохозяйственного развития

КНС – Комиссия по наркотическим средствам

КСПМ – Коллективные силы по поддержанию мира

КССБ – Комитет секретарей советов безопасности

ЛАГ – Лига арабских государств

МАГАТЭ – Международное агентство по атомной энергии

МАР – Международная ассоциация развития

МБР – Межконтинентальные баллистические ракеты

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

МВФ – Международный валютный фонд

МККН – Международный комитет по контролю за наркотиками

МНПО – Международные неправительственные организации

МОТ – Международная организация труда

МПА – Межпарламентская ассамблея стран

МСЭ – Международный союз электросвязи

МФК – Международная финансовая корпорация

НАТО – Организация Североатлантического договора

НЦБ – Национальное центральное бюро Интерпола

ОАГ – Организация американских государств

ОАЕ – Организация африканского единства

ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе

ОВС – Объединенные вооруженные силы

ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности

ООН – Организация Объединенных Наций

ПА ОБСЕ – Парламентская ассамблея Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе

ПАСЕ – Парламентская ассамблея Совета Европы

ПА ЧЭС – Парламентская ассамблея Черноморского экономического сотрудничества

ППТС – Постоянная палата третейского суда

ПРО – Противоракетная оборона

РМД – Ракеты меньшей дальности

РСД – Ракеты средней дальности

Сборник – Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, задействующих ключенных СССР с иностранными государствами; с 1982 г. – договоров Сборник международных договоров СССР.

СЗ – Собрание законодательства Российской Федерации

СКБ – Совет коллективной безопасности

СКПВ – Совет командующих пограничными войсками государств – участников СНГ

СМИД – Совет министров иностранных дел государств – участников СНГ

СМО – Совет министров обороны государств – участников СНГ

СНВ – Стратегические наступательные вооружения

СНГ – Содружество Независимых Государств

Содружество – Информационный вестник Совета глав государств и Совета

глав правительств СНГ «Содружество»

СОРБ – Совет руководителей органов безопасности и специальных

служб государств – участников СНГ

УВКБ – Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев

УВКПЧ – Управление Верховного комиссара ООН по правам человека

ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН

ЦАП – Центрально-Американский парламент

ЭКОСОС – Экономический и социальный совет ООН

ЮНЕП – Программа ООН по окружающей среде

ЮНЕСКО – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры

ЮНИДО – Организация Объединенных Наций по промышленному развитию

ЯИЭ – Ядерные источники энергии

1.АМП – Ассоциация международного права

2.АО – Апелляционный орган

3.АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион

4.АФБР – Африканский Банк Развития

5.АЭС – Атомная электростанция

6.БКД – Бассейновая комиссия реки Делавэр

7.БП – Банковские процедуры (Всемирного Банка)

8.ВБ – Всемирный Банк

9.ВВС – Всемирный Водный Совет

10.ВВФ – Всемирный Водный Форум

11.ВИК – Военно-инженерный Корпус (США)

12.ВК – Водный комиссар (в Израиле)

13.ВНП – Внутренний национальный продукт

14.ВСОП (IUCN) – Всемирный союз охраны природы (The International Union for Conservation of Nature)

15.ВМО (WMO) – Всемирная метеорологическая организация (The World Meteorological Organization)

16.ВНР – Венгерская Народная Республика

17.ВКП / ВКБП / МКБП (ICOLD) – Всемирная комиссия по плотинам / Всемирная комиссия по большим плотинам / Международная комиссия по большим плотинам (The International Commission on Large Dams)

18.ВФДП (WWF) – Всемирный фонд дикой природы (The World Wild Found)

19.ГВА – Государственная водная администрация (Турции)

20.ГТС – Гидротехническое сооружение

21.ГЭ – Группа экспертов

22.ГЭС – Гидроэлектростанция

23.ГЭФ (GEF) – Глобальный Экологический Фонд (The Global Environmental Facility)

24.ДДТ – Дихлорфенилтрихлорэтан

25.ДК – Двусторонняя комиссия (в соответствующем разделе)

26.ДП – Добросовестная практика (ВБ)

27.ДПИ – Документ с проектной информацией (ВБ)

28.ДРК – Демократическая Республика Конго

29.ДЭУР – Департамент по экологически устойчивому развитию (ВБ)

30.ЕВД – Европейская водная Директива

31.ЕДК / ДК – Европейская Дунайская Комиссия / Дунайская Комиссия

32.ЕС, Евросоюз – Европейский Союз

33.ЕЭК ООН (UNECE) – Европейская экономическая комиссия ООН (The United Nations Economic Commission for Europe)

34.ЗИС – Заинтересованные стороны

35.ИБН (NBI) – Инициатива Бассейна Нила (The Nile Basin Initiative)

36.ИВП – Институт водных проблем

37.ИГА – Исламское Государство Афганистан

38.ИДЛ – Исполнительное должностное лицо (в Комиссии по реке Меконг)

39.ИПРЭР – Индикативный План Развития Энергетики Региона (бассейн Нила).

40.ИРИ – Исламская Республика Иран

41.ИРП – Исламская Республика Пакистан

42.КМК – Координирующий межправительственный комитет

43.КМП – Комиссия международного права

44.КНР – Китайская Народная Республика

45.КРПС (CDAA) – Комиссия по развитию и применению Соглашения (The Commission for the Development and Application of the Agreement), Испания-Португалия

46.ЛАГ – Лига арабских государств

47.МБРР – Международный Банк Реконструкции и Развития

48.МВП – Международное водное право

49.МВХ – Министерство водного хозяйства

50.МЕРКОСУР – Общий рынок Южного конуса (Южная Америка)

51.МИД – Министерство иностранных дел

52.МКБРП – Межгосударственная комиссия бассейна реки Потомак

53.МКИД – Международная комиссия по ирригации и дренажу

54.МОК (IJC) – Международная объединенная комиссия (International Joint Commission) – (американо-канадская)

55.МП – Международное право

56.МПА – Международно-правовой акт

57.МПОС – Международное право окружающей среды (МПОС)

59.МС (ICJ) – Международный суд ООН (The International Court of Justice)

60.МСК – Международная совместная комиссия

61.МСХ – Министерство сельского хозяйства

62.НАН – Национальная академия наук (Украины)

63.НАФТА – Североамериканская зона свободной торговли

64.НВП – Национальный водный план (Португалии)

65.НГП – Национальный гидрологический план (Испании)

66.НВП – Национальный водный путь (Израиля)

67.НДП – Национальный план действий (Израиля)

68.НИОКР – Научно-исследовательские и конструкторские работы

69.НПВС – Новая политика водного сектора (Израиля)

70.ОАЭ – Объединенные Арабские Эмираты

71.ОВОС – Оценка воздействия на окружающую среду

72.ОЗП – Оценочное заключение персонала (ВБ)

73.ОМП – Объединенная Многоцелевая Программа

74.ООН (UN) – Организация Объединенных Наций (The United Nations)

75.ОП – Оперативная политика (ВБ)

76.ОСБ – Организация стран бассейна (Ла-Платы)

77.ОТК – Объединенная Техническая Комиссия (по Нилу)

78.ОФ – Объединенный Фонд

79.ПБК – Проект бассейна Колумбия

80.ПГП – Переходный генеральный план (Израиля)

81.ПНА – Палестинская национальная администрация

82.ПНВ – Программа Разделенного Видения (бассейна Нил)

83.ПХБ – полихлорбифенил

84.РАН – Российская Академия Наук

85.РВП - региона, оформляющий проект (ВБ)

86.РГ – Рабочая группа

87.РРГ – Руководящая рабочая группа

88.РСК (CFA) – Рамочное Соглашение по кооперации в бассейне реки Нил (Nile River Basin Cooperative Framework Agreement)

89.РТЭ – Развитие торговли энергией

90.СБ ООН – Совет Безопасности ООН

91.СБСЕ – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

92.СВК – Совместный Водный Комитет

93.СВИ – Совместный Водный Институт

94.СГЭ – Специальная группа экспертов

95.СД – Страновой Департамент (ВБ)

96.СК – Совместная Комиссия

97.СК – Совместный Комитет

98.СМ – Совет Министров

99.СМИ – Средства массовой информации

100.СНГ – Содружество независимых государств

101.СНВБ – Сводный национальный водохозяйственный баланс (Израиля)

102.СНС – Словацкий национальный Совет

103.СО – Совместный орган

104.СПДВН – Субсидиарная Программа Действий Восточного Нила

105.СПДЭО – Субсидиарная Программа Действий Экваториальных Озер

106.СРК – Совместный речной комитет

107.СТК – Совместный технический комитет

108.СУАР – Синьцзян-Уйгурский автономный район

109.СЭВ – Совет экономической взаимопомощи

110.ТВР – Трансграничные водные ресурсы

111.ТКК - Технический Консультативный Комитет (NILE-COM)

112.ТФБН (NBTF) -Трастовый Фонд бассейна Нила (The Nile Basin Trust Fund)

113.ТЭО – Технико-экономическое обоснование

114.ТЭС – Тепловая электростанция

115.УВР – Управление водными ресурсами

116.УИП (ISP) - Проект Укрепление институционального потенциала (The Institutional Strengthening Project)

117.УПРЕРА - Управление природными ресурсами и развитие

118.ЦАР – Центрально-Азиатский регион

119.ЧССР – Чехословацкая Советская Социалистическая Республика

120.ЭК – Экспертная комиссия

121.ЭКА ООН (UN ECA) - Экономическая Комиссия ООН для Африки (UN Economic Commission for Africa

122.ЮАСН – Южноамериканское сообщество наций

123.ЮВА – Юго-Восточная Анатолия

124.ABB – Asea Brown Boveri Ltd (шведско-швейцарская электротехническая компания)

125.EURO – Евро (денежная единица)

126.FAO (ФАО) – The Food and Agriculture Organization

127.ICOLD – The International Commission on Large Dams

128.IUCN – The International Union for Conservation of Nature

129.GTZ – Deutsche Gesellschaft fur Technische Zusammenarbeit (Германское Агентство технического содействия)

130.NILE-COM – The Nile Council of Ministers in charge of Water Affairs (Совет Министров стран бассейна реки Нил, отвечающих за водное хозяйство в своих странах)

131.NILE-SEC – The Nile Basin Secretariat

132.Nile-TAC - The Technical Advisory Committee

133.TVA – The Tennessi Vallеy Authority, Администрация долины Теннеси

134.UBS – The Union Bank of Switzerland

135.UN – The United Nations

136.UNECE – The United Nations Economic Commission for Europe

137.UNDP – The United Nations Development Program

138.UNEP – The United Nations Environment Program

139.UNESCO – The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization

140.USD – The United States Dollar (денежная единица)

141.VA Tech – VA Technologie AG (австрийская инжиниринговая компания)

142.WMO – The World Meteorological Organization

143.WWF – The World Wild Found

То же, что «Европейское Сообщество» – название Европейского союза (ЕС) до 1994 г. Сообщество основано Договором (Рим, 25.03. 1957 г.) как общий рынок 6 государств (ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия). Согласно Договору, Стороны решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Таможенные пошлины между ними отменены 01.07.1968 г. На 01.01.2007 г. ЕС объединял 27 стран Договора о ЕС (Маастрихт, 07.02.1992 г.), вступившего в силу 01.11.1993 г. ЕС сочетает признаки международной организации и государства, ими не является. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях.

ЛАГ (Джамиат ад-дууал аль-арабия) - межправительственная региональная организация арабских государств, создана 22 марта 1945 года в Каире на конференции Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании (позже – Иордании), Ирака, Саудовской Аравии и Йемена. ЛАГ объединяет более 20 арабских и дружественных им неарабских стран и одну организацию (Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива)

Это сокращения словосочетаний, образованные из первых букв слов, в них входящих. Они активно употребляются в праве и это не случайно: аббревиатуры способствуют экономии текста и удоб- ству произношения.

Существует несколько видов аббревиатур.

По внешней форме различают аббревиатуры:

- состоящие из строчных букв (вуз, загс); они читаются по слогам и склоняются; - образованные из заглавных букв и представляющие собой сокращение имен собственных (УК РФ, АО);

- смешанные, т. е. образованные из словосочетания , в состав которого входит однобуквенный союз или предлог, воспроизводи- мый строчной буквой (КоАП РФ).

По сфере применения аббревиатуры делятся:

- на общепринятые, которые не требуют пояснений, посколь- ку широко распространены и не вызывают затруднений при их ис- пользовании в тексте и правоприменении (ГИБДД, МВД, СМИ); - специальные, т. е. имеющие узкое применение и понимае- мые, как правило, специалистами без дополнительных пояснений (например, УПУ - устройство преграждающее управляемое,

ЖК - Жилищный кодекс, СК - Семейный кодекс);

- индивидуальные , т. е. имеющие еще более узкое распростра- нение и предполагающие разъяснение даже для специалистов (ОМСУ - органы местного самоуправления, МРОТ - минималь- ный размер оплаты труда).

Перечислим правила использования аббревиатур. Они должны:

1) точно воспроизводить начальные буквы словосочетаний;

2) не иметь двусмысленного характера;

3) не быть труднопроизносимыми;

4) быть благозвучными;

5) расшифровываться в тексте.

Все сокращения слов и наименований в документах должны быть общепринятыми и понятными. Следует помнить, что насыщенность текста сокращенными написаниями в целом снижает официальный тон документа. Чтобы не ошибиться в выборе сокращений, нужно пользоваться словарем сокращений.

В текстах документов не должно быть разнобоя в написании названий лиц, должностей, учреждений, географических названий, терминов и т. п. Не желательны и спонтанные (авторские) сокращения.

В настоящее время стандартизированы следующие виды сокращений:

  • почтовые сведения (г., обл., р-н, п.я., ст., отд. и т. п.);
  • наименование должностей и званий (проф., член-корр., канд. техн. наук, зав., зам., и.о., пом. и т. п.);
  • названия документов (ГОСТ, техплан, ТЗ, спецзаказ и т. п.);
  • слово год (г., гг., 1996/97 отчетном году);
  • денежные единицы (2000 руб.; 80 коп., но 2000 р. 80 к.; 4 тыс., 6 млн.);
  • текстовые обозначения (т. д., т. п., см., пр., напр., др., с., гл., с. г.).

Примеры стандартизированных сокращений:

т.е.-то есть (после перечисления)
и т.д.-и так далее (после перечисления)
и т.п.-и тому подобное (после перечисления)
и др.-и другие (после перечисления)
и пр.-и прочие (после перечисления)
см. - смотри (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
ср. - сравни (при ссылке, например, на другую часть сочинения)
напр. - например
в. -век (при обозначении цифрами веков, годов)
вв. -века (при обозначении цифрами веков, годов)
г. -год (при обозначении цифрами веков, годов)
гг. -годы (при обозначении цифрами веков, годов)
т. - том
тт. - томы
н.cm. - новый стиль
cm.cm. - старый стиль
н.э. - нашей эры
г. - город
обл.-область
р. - река
оз. - озеро
о. - остров
стр. - страница
акад. - академик
доц. - доцент
проф. - профессор
ж. д. - железная дорога
ж.-д.- железнодорожный
им. - имени

Примеры традиционных текстовых сокращений:

адм.-терр. - административно-территориальный
а. л. - авторский лист
б-ка - библиотека
г. и г-н - господин, гг. и г-да - господа, г. и г-жа - госпожа (индекс вежливости при пофамильном обращении)
гос. - государственный
гос-во - государство
гр. и гр-ка - гражданка
гр. и гр-н - гражданин, гр-не - граждане
ж. и жен. - женский
заруб. - зарубежный
изд-во - издательство
ин. и иностр. - иностранный
ин-т и инст. - институт
и. о. - исполняющий обязанности
м. и муж. - мужской
мин. - минута
мин. и миним. - минимальный
млн. - миллион
млрд. - миллиард
мм - миллиметр
просп. и пр. - проспект
р. и руб. - рубль
с. и стр. - страница
см - сантиметр
ул. - улица
Ф. И. О. и ф. и. о. - фамилия, имя, отчество

Точку после сокращенного представления слова обычно ставят, если слово с отсеченной конечной частью при чтении вслух произносится в полной, а не сокращенной форме, например: г. - год, но КПД.

Точка не ставится при обозначении стандартных физических величин: м, мм, кг и т. п.

Номенклатурные сокращения, обозначающие юридический статус предприятий

АООТ - акционерное общество открытого типа
АОЗТ - акционерное общество закрытого типа
ОАО - открытое акционерное общество
ЗАО - закрытое акционерное общество
ООО - общество с ограниченной ответственностью
ТОО - товарищество с ограниченной ответственностью
ГП - государственное предприятие
МП - муниципальное предприятие
ЧП - частное предприятие
ИЧП - индивидуальное частное предприятие
СП - совместное предприятие
НПО - научно-производственное объединение
ОО - общественное объединение

Некоторые частные правила использования сокращений и сложносокращенных слов:

  • Названия географических понятий, промежутков времени, количественных определений и т. п. сокращают:
    а) перед словом, к которому они относятся, например: оз. (озеро)Глубокое, г. (город) Орел;
    б) после числительных, например, 8 тыс. (тысяч) станков, 10 млн.(миллионов) рублей.
  • Названия ученых степеней, званий или профессий могут сокращаться в тексте непосредственно перед фамилиями. Например: акад. (академик) Семенов, инж. (инженер) Кравцов.
  • Сложносокращенные названия, образованные из начальных букв, пишут прописными буквами (МГУ). В названиях, образованных по смешанному принципу, буквенные сокращения пишутся прописными буквами, слоговые сокращения - строчными (НИИСтройдормаш - Научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения).
    С прописной буквы пишутся сложносокращенные слова, обозначающие названия учреждений и организаций, например:Госплан, Моссовет.
    Одними прописными буквами пишутся все аббревиатуры, читаемые no названиям букв, например: СССР (Союз Советских Социалистических Республик), МВД (Министерство внутренних дел), ЦК (Центральный Комитет), МТС (машинно-тракторная станция), все читаемые по звукам аббревиатуры, обозначающие такие названия учреждений или организаций, в которых хотя бы первое слово пишется с прописной буквы, например: МИД(Министерство иностранных дел), ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза), ООН (Организация Объединенных Наций), а также аббревиатуры, читаемые в одной своей части по названиям букв, а в другой по звукам, например: ЦДСА (читается "цэдэса").
    Если аббревиатуры этого типа склоняются, то окончания их пишутся строчными буквами вплотную, например: ТАССа, МИДом.
    От буквенных аббревиатур следует отличать условные графические сокращения, которые всегда читаются полностью и сокращаются только на письме. Графические сокращения (кроме стандартных сокращенных обозначений метрических мер) пишутся с точками на месте сокращения и в отношении прописных и строчных букв и дефисов следуют полному наименованию, например: ю.-в. (юго-восточный), М-К. ж. д.(Московско-Курская железная дорога).
  • При сокращении слов нельзя сокращать на гласную, если она не начальная в слове, и на ь; так, слово карельский может быть сокращено: к., кар., карельск., а не в виде "ка.", "каре.", "карель.", но:о. Сахалин.
  • При стечении двух одинаковых согласных сокращение следует делать после первой согласной, например: стен. календарь, грам. ошибка (а не "стенн.", "грамм."). При стечении двух различных или нескольких согласных сокращение следует делать после последней согласной, например: народн. творчество (а не "народ."),русск. язык (а не "рус."), искусств. шелк (а не "искус.", или "искусс.", или "искусст.").
  • Сокращенное слово должно иметь запас прочности, чтобы при расшифровке оно понималось однозначно. Например, вместо слова обязательство нельзя написать обяз. или об-о, так как это может быть понято по-разному (обязанности, обстоятельство и т. п.). Правильное сокращение этого слова: обяз-во
  • Сокращение должно быть понятно всем, читающим документ. Поэтому при первом употреблении сокращения в тексте оно должно быть расшифровано в скобках, а затем быть представлено в сокращенном виде. Например: Российская академия государственной службы (РАГС), затем только РАГС.
  • Нельзя сокращать ключевые слова. Например, если в документе идет речь о командировке - это слово не сокращается.
  • Написание сокращений должно быть унифицировано в пределах одного текста. Например, нельзя обозначать одно слово район то буквой р., то слогом рай., то комбинацией р-н.

Требования, предъявляемые к юридическим документам: виды и общая характеристика.

Под требованиями к юридическому документу понимают закрепленные в законодательстве и выработанные в ходе юридической практики правила, обеспечивающие законность и максимальную эффективность использования юридических документов. Они являются средствами создания логически построенного, соответствующего правилам языка и требованиям юридической технике, документа. Так, составленный с учетом всех правовых требований, например, протокол допроса или протокол обыска не даст возможности заявлять о его недостоверности.

В правовой литературе требования к юридическим документам, как правило, рассматриваются относительно их разновидностей. И здесь ученые называют различное число требований по отношению к тем или иным юридическим документам. Так, к нотариальному акту предъявляются такие требования, как аутентичность, доказательственная и обязательная сила (Романовская О.В.), к административным актам - целесообразность, научная обоснованность, своевременность принятия, законность, а также лаконичность и соблюдение правил грамматики (Бахрах Д.Н. и др.). К нормативному правовому тексту предъявляют такие требования, как отсутствие экспрессивности (модальности), связанность, последовательность, точность и ясность, лаконичность, компактность и простота изложения (Власенко Н.А.).

Ообщие требования, предъявляемые к качеству юридических документов(см схему) законность, достоверность, своевременность и оперативность их создания, доступность, полнота, связанность и последовательность изложения, точность, ясность, лаконичность, грамотность, обоснованность, четкая структура юридического документа (так, приговор, судебное решение состоят из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей), наименование, реквизиты и т.п. юридического документа, этичность изложения материала, правильное указание адресата и некоторые другие.

Наиболее важным требованием к юридическому документу выступает законность , в соответствии с которым документ должен соответствовать положениям законов и других нормативных правовых актов.

Правовой документ должен быть юридически обоснованным, т.е. иметь четкие основания для его издания. Участник правовоотношений без правовых оснований не может создать юридический документ. Так, например, паспорт выдается либо при достижении определенного возраста, либо при его утрате, либо при обмене. В процессе создания и принятия юридических документов необходимо просчитывать последствия их принятия, в том числе негативные.

Юридический документ должен быть достоверным . Это требование предполагает, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Действительность сведений может проверяться практикой. Именно она показывает, что в юридические документы по каким-либо причинам могут попадать сведения, искажающие содержание и, следовательно, нарушающие их последующее восприятие субъектами правоотношений, или лицами, сообразующими свои права и обязанности с правовыми предписаниями.

Сведения, искажающие действительность, влекут, как правило, неблагоприятные правовые последствия, например, протокол осмотра места происшествия, если он содержит недостоверные данные о месте или времени совершения преступления, не является законным юридическим документом. Такой документ не может, соответственно, использоваться для обвинения лица в совершении преступления. В результате все доказательства, которые были получены при осмотре места происшествия, судом не будут приняты во внимание.

Требование достоверности юридического документа дополняется правилами точности и ясности , которые рассматривались выше как основа подготовки нормотворческих и правоприменительных документов. Создателю документа следует постоянно помнить: от качества текста, точности и ясности его стиля зависят юридическая отточенность и последовательность регламентирования фактических отношений. Точность – это и адекватность данных в юридическом документе. Неточные документальные данные ведут к искажению юридически значимой информации.

Требованием, которое нередко не исполняется самими участниками юридической практики, разрабатывающими юридические документы, является доступность . Под ней понимается правило, в соответствии которым юридический документ, его терминология должны быть понятны с позиции содержания.

Недоступность юридической терминологии и ее единообразное понимание требуют раскрытия содержания ряда понятий в самом юридическом документе. В некоторых нормативных правовых актах даются понятия используемых юридических терминов. Как правило, в законах разъясняется, какой смысл вкладывает законодатель в конкретную категорию, например, действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ в статье 5 раскрывает основные понятия, такие как алиби, вердикт, близкие родственники, дознаватель, момент фактического задержания и др.

Каждый юридический документ должен составляться с учетом требований орфографических и пунктуационных правил русского языка . Не следует допускать грамматических ошибок, потому что они могут исказить содержательную сторону юридического документа. На практике встречается неправильное написание и согласование слов, двусмысленные фразы, неточное употребление юридических терминов, речевая избыточность и речевая недостаточность.

Важным требованием, предъявляем к юридическому документу, выступает его полнота . Документ должен отражать все необходимые факты и обстоятельства. Отсутствие в форме и в содержании юридического документа каких-либо сведений делают юридический документ неполноценным. Это также общее требование юридической техники, о котором речь шла выше.

К юридическим документам нередко предъявляются и такие требования как авторитетность и аутентичность. Соблюдение их свидетельствует об юридической силе документа.

Под авторитетностью юридического документа понимается требование к составлению юридического документа только лицом, которое имеет на это полномочия, например, лишь ректор имеет право на издание приказа о зачислении студента в высшее учебное заведение. Президент Российской Федерации имеет право на принятие указов по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией России (гл. 4 разд. І). Неофициальные юридические документы также должны исходить от авторитетного уполномоченного лица.

-аутентичности , которое означает, что юридический документ исходит непосредственно от лица, полномочного на эти действия.

Необходимым началом издания юридических документов является их

- своевременность . Социальная практика, правовые отношения постоянно изменяются и развиваются, что требует принятия новых, а также внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.

Особенно отчетливо необходимость изменения содержания юридических документов, в том числе нормативных правовых актов, наблюдается в последнее десятилетие. Постоянно принимаются новые законы, указы, постановления и др. Претерпевают изменения и требования к технической стороне юридических документов, например, принятие Гражданского процессуального кодекса РФ привело к изменению оформления искового заявления. Новый Трудовой кодекс России ввел понятие существенных условий трудового договора (ст. 57 ТК РФ).

С требованием своевременности принятия юридических документов согласуется принцип оперативностиих принятия.

-Оперативность – это требование быстрого издания юридического документа.

Выполнение требований к юридическому документу в полном объеме позволяет создать гармоничный юридический документ. На уровне отдельных отраслей права число требований к письменным документам может возрастать или уменьшаться. Юридический документ, который составлен в соответствии со всеми необходимыми требованиями, способен сыграть действительно важную роль в механизме правового регулирования.

12. Последствия несоблюдения требований, предъявляемых к юридическим документам.

Юридический документ представляет собой единство формы и содержания.

юридический документ = форма + содержание

Как уже говорилось ранее, действующее законодательство предъявляет различные требования к разным видам документов. Поэтому весь массив требований можно разбить на две большие группы: формальные и неформальные требования. Безусловно, эти требования определяются видом юридического документа, его спецификой. Причем одни и те же требования в зависимости от типа юридического документа могут выступать как формальные (закрепленные в каких-либо юридических документах) или как неформальные.

Например, в Гражданском процессуальном кодексе обозначены сведения, которые должны содержаться в исковом заявлении; гражданское законодательство вводит понятие "существенные условия договора" и т.п.

Форма юридического документа, т.е. наименование, реквизиты и т.п. Каждый орган или должностное лицо вправе издавать строго определенные виды юридических документов. Действующим законодательством предъявляются минимальные требования к форме документов, которые условно отнесены к последней, четвертой, группе (жалобы, заявления и т.п.). В частности, многие виды обращений не имеют собственного наименования.

Очень важно правильно указать адресат - правильно определить орган, в который направляется документ, наименование должностного лица.

Например, подумайте, куда и к кому попадет жалоба, направленная по адресу: "Ростовская область, главному судебному приставу г. Шахты" - старшему судебному приставу районного города Шахты или главному судебному приставу Ростовской области?

Несоблюдение формальных и неформальных требований может повлечь различные последствия. Наиболее тяжким является признание документа незаконным, недействительным. Существует два вида незаконных актов - ничтожные и оспоримые. Абсолютно незаконные (ничтожные) акты признаются таковыми в силу прямого указания закона. Оспоримые акты - такие акты, которые в момент принятия были действительными, но существуют основания, позволяющие признать акты незаконными. Оспаривание осуществляется в официальном порядке и заключается в поиске доказательств, позволяющих признать акт незаконным.

Оспаривание может привести к отмене акта, а может оставить акт в силе. Наиболее часто используют такие способы оспаривания, как:

Опротестование - принесение протеста на акты органов управления прокурорами;

Обжалование - реализация права граждан обжаловать в суд акт, нарушающий их права и свободы.

На практике несоблюдение формальных или неформальных требований, предъявляемых к форме или содержанию юридического документа, может означать наличие различных последствий как правовых, так и неправовых.

Например, мировые судьи вправе рассматривать определенные категории гражданских и уголовных дел. Решения мирового судьи могут быть обжалованы, например, в порядке апелляционного производства. В ст. 363 УПК РФ и 322 ГПК РФ закрепляются требования, предъявляемые к форме и содержанию апелляционной жалобы. Согласно ст. 363 УПК РФ судья возвращает жалобу, не соответствующую этим требованиям, и назначает срок для ее пересоставления. В соответствии со ст. 323 ГПК РФ, если апелляционная жалоба подана с нарушением указанных требований, то судья оставляет жалобу без движения и назначает срок для их устранения. Если нарушения устранены в срок, апелляционная жалоба считается поданной в день ее первоначального представления в суд. При подаче надзорной жалобы несоблюдение требований к ее содержанию, установленных ст. 378 ГПК РФ, является основанием для возвращения жалобы. Если к этому моменту истечет срок подачи надзорной жалобы, право обращения в надзорную инстанцию будет утрачено.

В качестве других примеров последствий несоблюдения формальных или неформальных требований, предъявляемых к юридическим документам, можно назвать:

1. Нарушение субъективного права человека (организации). Наверное, многим приходилось сталкиваться с ситуациями, когда имя одного человека в разных документах написано по-разному. Например, в паспорте - "Наталия", а в завещании на квартиру - "Наталья". Для устранения противоречия приходится обращаться в суд с заявлением об установлении юридического факта. Однако могут быть и более серьезные последствия.

В одном из судов случился казус: весьма состоятельный бизнесмен оспаривал решение предыдущей инстанции по делу о разделе имущества и проиграл лишь потому, что плохо знал русский язык. В брачном контракте, который подписали Евгений и Елена Жук (Жук - такая фамилия), было дословно сказано, что "в случае расторжения брака 85 процентов денежных доходов и имущества семьи передается в пользу Е. Жук". Адвокату Елены даже не понадобилась лингвистическая экспертиза, чтобы доказать суду, что речь идет о Елене, поскольку в противном случае было бы написано "Е. Жука". Бизнесмен не знал школьного правила склонения фамилий и стал нищим в буквальном смысле из-за одной буквы.

2. Неоднозначное толкование юридического документа затрудняет процесс реализации норм права. Право как регулятор общественных отношений не достигает своей цели. (Не зря в обиходе появились фразы: "два юриста - три мнения", "закон что дышло - куда повернешь, туда и вышло".) Все это влияет на уровень правосознания общества, на развитие правовой культуры.

3. Приостановление действия юридического документа полностью или частично. В отдельных случаях после приостановления действия документа по результатам оспаривания возможно признание акта незаконным или неконституционным. Иными словами, документ утрачивает юридическую силу.

4. Отмена акта нижестоящего органа вышестоящим.

5. Аннулирование правоустанавливающих документов (действия лицензии, разрешения и т.п.).

6. Опротестование юридического документа прокурором.

7. Отказ в регистрации нормативного акта, учредительного документа, а также иного юридического документа.

8. Признание сделки незаконной.

9. Необходимость использования согласительных, третейских процедур по поводу споров о решениях и действиях юридического характера.

Например, в Определении Исакогорского районного суда г. Архангельска от 10 октября 2001 г. указывается: "Суд считает расходы по составлению искового заявления в сумме 300 руб. завышенными по следующим основаниям. Само исковое заявление не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к исковым заявлениям, которые указаны в ст. 126 ГПК РСФСР. Частнопрактикующий юрист при составлении искового заявления в качестве соистца указала малолетнее лицо, а в качестве ответчика указала неюридическое лицо. Мэрия г. Архангельска привлечена к участию в деле в качестве ответчика по инициативе суда (л.д. 1). Так, в исковом заявлении недостаточно полно указаны обстоятельства, на которых истцы основывают свое требование, и доказательства, подтверждающие изложенные истцами обстоятельства. Письменные доказательства были истребованы судом (л.д. 7 - 9, 21, 22), а согласно ст. 50 ГПК РСФСР сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований. В исковом заявлении на такие доказательства вообще не указано. Ходатайство истцов в исковом заявлении об оказании судом содействия в собирании доказательств не содержится. При составлении искового заявления частнопрактикующим юристом были допущены неточности, неправильно указаны год рождения ребенка Лебедевых, год сноса дома и год, с которого не продвигалась очередь на жилье. Форма и содержание искового заявления свидетельствуют о недостаточном профессионализме при его изготовлении и о том, что на его составление затрачено небольшое время. Стиль изложения искового заявления не соответствует требованиям, предъявляемым при случаях изготовления искового заявления юристом" .

Наиболее типичные "ловушки":

Принятие (подписание) документа органом (должностным лицом) за рамками своей компетенции;

Несоблюдение требований, предъявляемых к содержанию и (или) форме документа;

Ненадлежащее оформление документа;

Логические ловушки;

Пробелы в правовом регулировании;

Коллизии, фактографические ошибки (например, отсылки к несуществующим актам);

Взаимоисключающие или противоречивые положения;

Расширительное (ограничительное) толкование там, где это недопустимо;

Подмена понятий (неточная терминология, незнание терминов);

Опечатки, описки, ошибки.

Выше приведены формальные и неформальные требования, предъявляемые к юридическим документам, последствия их несоблюдения не носят абсолютного характера. К одним типам юридических документов они могут быть применены, к другим - не всегда. Поэтому следует опираться на собственный жизненный опыт, учитывать особенности конкретной ситуации и конкретного документа.

Подготовка юридического документа: основные этапы и их характеристика.

Особое место в рамках технологии работы с юридическим документом занимает процесс по его созданию. Диссертант выделяет три этапа по его разработке: подготовительный этап; этап оформления и этап введения юридического документа в действие. Каждому из этих этапов сопутствует ряд операций. Подготовительный этап создания юридического документа может включать в себя следующие операции: замысел по созданию юридического документа; определение целей, которые преследует создание юридического документа; сбор необходимой информации; ее анализ и мысленное построение модели юридического документа в сознании его разработчика.

Второй этап по созданию юридического документа - этап оформления юридического документа будет включать следующие операции: составление проекта юридического документа, проверка правильности оформления юридического документа, согласование юридического документа, доработка юридического документа в случае наличия несогласия по каким-либо вопросам и отправка юридического документа на удостоверение.

Третий этап работы по созданию юридического документа - этап введения юридического документа в действие. Именно на данном этапе юридический документ становится таковым и приобретает юридическую силу. Разные юридические документы получают статус юридического документа по завершении одной из операций по введению документа в действие. К таким операциям можно отнести удостоверение юридического документа, опубликование юридического документа, регистрацию и нотариальное удостоверение, консульскую легализацию юридических документов.

Американские юристы по общему признанию, обладающие достаточно большой степенью практицизма, предлагают выделять несколько этапов подготовки текста юридического документа.

1. Определение адресата документа.

2. Определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам.

3. Написание текста документа.

4. Прогнозирование и анализ возможных последствий.

5. Редактирование материала.

Ниже рассмотрены основные этапы процесса подготовки практически любого юридического документа.

Определение адресата документа. Адресат документа - широкое понятие. Для того чтобы представить себе адресата, нужно установить, кто будет его читать и в каких целях. К адресатам документа относятся все лица, которые когда-либо будут с ним знакомиться. Это может быть широкий круг читателей. Значит, необходимо выявить специфические особенности различных категорий адресатов с тем, чтобы подготовленный документ был доступен всем читателям. Особенности адресата предопределяют стиль документа, используемую лексику. Кроме того, важно определить отношение адресата - дружественное или враждебное, образовательный уровень и жизненный опыт, как будет использован документ.

Определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам. Сбор всех относящихся к делу фактов также является решающим предварительным шагом для успешной подготовки документа. Иногда для выяснения требуемого факта достаточно позвонить клиенту. В других случаях может потребоваться дополнительное расследование или изучение вопроса. В любом случае нельзя подготовить точный документ, если не известны все относящиеся к делу факты. Какие именно факты относятся к делу, легко определить шестью простыми вопросами: кто? что? где? когда? почему? как? Более подробно об этом будет говориться в следующем параграфе на примере составления ходатайств и заявлений в уголовном процессе.

Ответ на вопрос "кто?" дает представление об адресате и иных лицах, которых может затронуть документ (истец или ответчик, свидетели и т.д.).

Ответом на вопрос "что?" будут "предметы", которые должны быть освещены в документе (например, имущество в завещании и т.д.).

Ответ на вопрос "где?" зависит от типа документа (например, при составлении завещания большое значение могут иметь сведения о местонахождении имущества).

Ответ на вопрос "когда?" предполагает определение времени вступления документа в силу (например, с конкретной даты, с наступления определенного юридического факта и т.д.).

Ответ на вопрос "почему?" включает как цель (или цели) документа, так и намерения стороны, отвечающей за создание этого документа.

Ответы на вопрос "как?" должны прояснить механизмы достижения искомых результатов.

Теперь необходимо систематизировать материал и подготовить общую структуру документа на основании полученной информации, прежде чем облекать документ в текстовую форму. Тем самым удается избежать непреднамеренных пропусков и обеспечить логическую последовательность изложения. При этом должна прослеживаться не только логическая связь между разделами документа, но и логическое развитие мысли в каждом разделе.

Написание текста документа. Следует соблюдать ясность изложения; использовать соответствующую тональность; соблюдать краткость повествования.

Прогнозирование и анализ возможных последствий. Следует еще раз рассмотреть адресатов документа и собранные факты, варьируя их один за другим, чтобы предсказать возможные последствия. Мысленно пройтись через все операции или события, чтобы убедиться, сохранит ли документ юридическое действие. Подумать, безупречен ли он с точки зрения материального и процессуального права, этических норм? Соблюдена ли внутренняя последовательность с точки зрения существа документа? Рассмотреть организацию документа, чтобы убедиться в его логическом построении. Проверить язык документа с точки зрения точности, тональности и краткости. Оценить визуальную привлекательность документа.

Редактирование материала. Необходимо внимательно прочитать написанный текст. Просмотреть расположение материала и формулировки, исправить ошибки. Рассмотреть документ в целом, несколько раз перечитав его для выявления и исправления ошибок, допущенных на различных этапах процесса подготовки.

Следуя этим правилам, можно подготовить хорошо организованный, всеохватывающий, краткий и точный документ.

В самом начале этого параграфа говорилось о том, что знание основ юридической техники поможет в решении двух задач: написания документа и анализа документа, составленного кем-то другим. Выше были предложены некоторые, наиболее существенные правила написания документа. Эти же правила можно приложить и к работе с готовым документом. Следовательно, получим некоторые рекомендации по работе с готовыми юридическими документами:

1. Внимательно прочитайте юридический документ с начала и до конца.

2. Определите вид юридического документа.

3. Найдите, какими нормативно-правовыми актами регулируются требования, предъявляемые к данному виду юридических документов (если таковые имеются).

4. Проверьте форму и реквизиты юридического документа.

5. Проверьте, все ли элементы структуры документа присутствуют.

6. Проверьте содержание юридического документа.

7. Проверьте термины, используемые в юридическом документе, юридические конструкции.

8. Еще раз внимательно прочитайте юридический документ.

Особенности юридической техники подготовки ходатайств и заявлений по уголовным делам

Среди адвокатов бытует мнение о том, что при работе по уголовным делам от них требуется меньше навыков юридического письма и знаний правил, приемов и средств юридической техники, чем при работе по гражданским делам. Однако анализ уголовно-процессуального законодательства и содержания требования к добросовестности осуществления защиты и представительства свидетельствует об ошибочности этого мнения. Условия и специфика работы адвоката по уголовному делу требуют от него способности к детальному анализу множества фактических обстоятельств дела, умения изложить их доступным для понимания адресатом способом, четкой и убедительной аргументации в правоте своей позиции, безупречной логики в выводах.

Среди предусмотренных УПК РФ документов, которые могут быть использованы защитником или представителем в целях реализации своих функций по уголовному делу, можно выделить следующие: заявления, ходатайства, жалобы, замечания, возражения, предложения по формулировке вопросов, разрешаемых судом при постановлении приговора.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ

Задания для муниципального этапа

всероссийской олимпиады школьников в 2010/2011 учебном году

Подготовлены доцентом кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Ульяновского государственного университета Пычевой О.В.

9 класс (задания)
Часть I .


1. На ранних стадиях существования человечества семья была полигамна
б) нет
2) Политическая власть опирается на возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя правоохранительные и так называемые карательные органы
б) нет
3) Форма правления представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти
б) нет
Часть II .


1) К какому понятию относится данное определение: «Совокупность всех действующих в данном государстве юридических норм»?

а) субъективное право

б) система права

в) объективное право


2) Какие элементы выделяют в структуре правосознания?

а) правовая идеология и правовая психология

б) правовая идеология и правовая активность

в) правомерное поведение и правонарушение


3) Какой элемент правовой нормы предусматривает условие применения юридической нормы?

а) гипотеза

б) диспозиция

в) санкция


Часть III .

Работа с таблицами и схемами
Начертите схему, которая, отражает принципы построения состава правонарушения
Часть IV .

1) Правотворчество – это

2) Юридическая ответственность – это

3) Право – это


Часть V .

Работа с правовыми текстами

Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

«Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с ___________________ формой правления».


Часть VI .

Правовые задачи

2. Гражданка Иванова систематически вскрывала личные письма соседки по квартире и рассказывала об их содержании своим знакомым? К какому виду юридической ответственности будет привлечена гражданка Иванова?
Часть VII .

Расшифруйте аббревиатуры

ВАС РФ, УК РФ, ФКЗ, Минфин РФ, КоАП РФ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по праву

10 класс (задания)
Часть I .

Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).
1) Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода
б) нет
2) Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более низкому.
б) нет
3) Республика характеризуется выборностью и сменяемостью представительной власти
б) нет
Часть II .

Соответствие элементов из двух или нескольких перечней
1) К какому понятию относится следующее определение: «Основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права и выражающие его сущность»?

а) ценность права

б) принципы права

в) функции права


2) Какое из указанных действий является стадией правотворческого процесса?

а) законотворческая инициатива

б) выбор правовой нормы

в) установление фактических обстоятельств дела


3) Какой элемент правовой нормы фиксирует меры неблагоприятного воздействия на нарушителя правовой нормы?

а) гипотеза

б) диспозиция

в) санкция


Часть III .

Работа с таблицами и схемами

А - безбилетный проезд в пригородном поезде

Б - суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению

В - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до трехсот рублей


2) начертите схему, которая, отражает принципы построения состава правового отношения
Часть IV .

Задания по работе с правовыми понятиями

1) Правонарушение – это

2) Соблюдение – это

3) Толкование права – это


Часть V .

Работа с правовыми текстами

- «Человек, его права и свободы являются _______________ ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - _______________ государства».


«Президент Российской Федерации избирается сроком на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании»


Часть VI .

Правовые задачи

1. Самойлов и Трушин в нетрезвом состоянии угнали с улицы машину, покатали на ней девушек и поставили на прежнее место, когда в ней кончился бензин. Есть ли в их действиях признаки правонарушения? Если есть, то какого (уголовного, административного, дисциплинарного, гражданско-правового) и почему?

2. Воспользовавшись тем, что за погрузкой товара со склада фирмы в автофургон заведующий складом следил невнимательно, Храпов похитил одну из коробок. Какой ответственности подлежат действия Храпова?
Часть VII .

Расшифруйте аббревиатуры

ГПК РФ, АПК РФ, СССР, БАМ, МВД РФ

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по праву

11 класс (задания)
Часть I .

Определение правильности или ошибочности утверждений («да» – «нет»).
1)Выделяется четыре основные формы возникновения государства: афинская, древнеримская, древнегерманская, древнеславянская
б) нет
2) В основе деления граждан на классы положен имущественный ценз (размер и доходность землевладения
б) нет
3)Федерация является государством, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-территориальные единицы
б) нет
Часть II .

Соответствие элементов из двух или нескольких перечней
1) К какому понятию относится следующее определение: «Обусловленные социальным назначением направления правового воздействия на общественные отношения»?

а) принципы права

б) функции права

в) ценность права


2) Как соотносится система права и система законодательства?

а) как часть и целое

в) как причина и следствие


3) Какой элемент правовой нормы закрепляет правило поведения путем предоставления субъективного права и возложения юридической обязанности?

а) гипотеза

б) диспозиция

в) санкция


4) К какому понятию относится следующее определение: «Государственно-официальные способы внешнего выражения норм права, придания общим правилам общеобязательного юридического значения»?

а) политические декларации

б) моральные принципы

в) формы (источники) права


5) Какой метод правового регулирования лежит в основе отрасли уголовного права?

б) императивный

в) диспозитивный


6) Назовите две разновидности юридических норм, которые выделены на основе двух основных функций права?

а) императивные и диспозитивные

б) запрещающие и управомочивающие

в) регулятивные и охранительные


Часть III .

Работа с таблицами и схемами
1) составьте таблицу, используя все предложенные элементы правовой нормы, отразив их соотношение (А - гипотеза, Б - диспозиция, В - санкция)

А - брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

Б - Кража, то есть тайное хищение чужого имущества

В - влечет наложение административного штрафа в размере ста рублей


2) начертите схему, которая, отражает принципы построения системы права и системы законодательства
Часть IV .

Задания по работе с правовыми понятиями

1) Законность – это

2) Государство – это

3) Общество – это

4) Социальные нормы – это

5) Норма права – это

6) Личность – это
Часть V .

Работа с правовыми текстами
1) Заполнение пропущенных слов и словосочетаний

А) «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих __________ жизнь и свободное развитие _______________».

Б) «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве ____________________ или обязательной».
2) Поиск и исправление ошибок в тексте.

А) «Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет и имеющий право участвовать в выборах».

Б) «Президент Российской Федерации издает указы и постановления».
Часть VI .

Правовые задачи

1. Сидоров, угрожая пистолетом, снял с головы прохожего норковую шапку. Какой ответственности подлежат действия Сидорова?

2. Страдающий хроническим алкоголизмом Котов во время внезапно возникшего приступа белой горячки, испытал зрительные галлюцинации. Защищаясь в таком состоянии от мнимой опасности, Котов причинил тяжкий вред здоровью своей жены, поломал мебель, нанес побои соседке, пытался сжечь квартиру. Решите вопрос об ответственности Котова.
Часть VII .

Расшифруйте аббревиатуры

РСФСР, ЦИК, ГК РФ, ФЗ, ФСБ, МИД РФ, СНГ, ООН, ВВП, РФ


Часть VIII .

Соотнесите латинские выражения

1. facta probantur, jura deducuntur

2. dura lex, sed lex

3. de facto...de jure

4. judex est lex loquens

5. ex facto jus oritur


А. закон суров, но это – закон

Б. фактически...юридически

В. из факта возникает право

Г. деяния доказываются, право выводится

Д. судья есть говорящий закон

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по праву

11 класс

Ответы


9 класс

10 класс

11 класс

Часть I

1) а
3) б

1) а
3) а

1) б
3) б

Часть II

1) в
3) а

1) б
3) в

1) б
3) б
5) б

Часть III

– объект: предмет

Объективная сторона: деяние, последствие, причинно-следственная связь

Субъективная сторона: вина, мотив, цель

Субъект: физическое лицо, организация



1) А – диспозиция

Б – гипотеза

В - санкция

2) – субъект: индивидуальный, коллективный

Объект: предмет, действие, личные неимущественные блага

Субъективные права

Юридические обязанности


1) А –гипотеза

Б- диспозиция

В- санкция

2) Система права:

– норма права

Институт права: субинститут права

Отрасль права: подотрасль права

Система законодательства:

– законы: Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, Законы субъектов;

Подзаконные акты: указы и распоряжения Президента, постановления правительства и пр.



Часть IV

1) особая форма государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм

2) обязанность субъекта претерпевать определенные лишения за нарушение правовых норм

3) система общеобязательных, формально-определенных норм, исходящих от государства, направленных на регулирование общественных отношений


1) виновное, противоправное деяние лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельной личности, влекущее за собой юридическую ответственность

2) пассивная форма поведения субъектов по реализации права, выражающаяся в не нарушении правовых норм

3) деятельность субъектов, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания правовых норм


1) политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства

2) организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, призванная обеспечивать нормальную жизнь общества, взимающая налоги с населения для осуществления своих функций

3) группа людей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценности. 4) правила поведения, регулирующие отношения людей в обществе

5) общеобязательное, формально-определенное правило поведения исходящее от государства, являющееся регулятором общественных отношений

6) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности


Часть V

«республиканской»

1) «высшей», «обязанность»

2) «четыре года» заменить на «шесть лет»



1) А) «достойную», «человека»

Б) «государственной»

2) А) «постановления» заменить на «распоряжения»

Б) «18 лет» заменить на «21 года»



Часть VI

Нет, не является. Официальным источником опубликования Федеральных законов являются:

Собрание законодательства РФ

Российская газета

Парламентская газета

2. К уголовной ответственности. В соответствии со ст. 138 УК РФ ею нарушена тайна переписки.


1. В их действиях есть признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ (Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения).

2. Действия Храпова подлежат уголовной ответственности в соответствии со ст. 161 УК РФ.



1. В их действиях есть признаки уголовного преступления, предусмотренного ст. 162 УК РФ (Разбой)

2. Котова привлечь к юридической ответственности нельзя, поскольку действия были совершены в состоянии невменяемости. В отношении него необходимо применить принудительные меры медицинского характера



Часть VII

1) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

2) Уголовный кодекс Российской Федерации

3) Федеральный конституционный закон

4) Министерство финансов Российской Федерации


1) Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации

2)Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации

3) Союз Советских Социалистических Республик

4) Байкало-Амурская магистраль

5) Министерство внутренних дел Российской Федерации


1) Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика

2) Центральная избирательная комиссия

3) Гражданский кодекс Российской Федерации

4) Федеральный закон

5) Федеральная служба безопасности

6) Министерство иностранных дел Российской Федерации

7) Содружество Независимых государств

8) Организация Объединенных Наций

9) Валовой внутренний продукт

10) Российская Федерация



Часть VIII

1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации – АПК РФ

2. Верховный Суд Российской Федерации – ВС РФ

3. Внешнеэкономическая деятельность - ВЭД

4. Всемирная торговая организация – ВТО

5. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации – ВАС РФ

6. Гражданский кодекс Российской Федерации – ГК РФ

7. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации – ГПК РФ

9. Конституционный Суд Российской Федерации – КС РФ

10. Министерство внутренних дел Российской Федерации – МВД РФ

11. Министерство иностранных дел Российской Федерации – МИД РФ

12. Налоговый кодекс Российской Федерации – НК РФ

13. Организация объединенных наций – ООН

14. Органы местного самоуправления – органы МСУ

15. Российская Федерация - РФ

16. Семейный кодекс Российской Федерации – СК РФ

17. Собрание законодательства Российской Федерации – СЗ РФ

18. Таможенный кодекс Российской Федерации – ТК РФ

19. Трудовой кодекс Российской Федерации – ТК РФ

20. Уголовный кодекс Российской Федерации – УК РФ

21. Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации – УПК РФ

22. Федеральная налоговая служба Российской Федерации – ФНС РФ

23. Центральный Банк Российской Федерации – ЦБ РФ

Приложение 2.

Примерная тематика дипломных работ

Утверждена на заседании кафедры публичного права

протокол № 1 от 31.08.2009 г.

1. Конституционный процесс в России.

2. Источники конституционного права Российской Федерации.

3. Конституция Российской Федерации 1993 г.: основной источник российского права.

4. Основы конституционного строя Российской Федерации.

5. Конституционные основы гражданского общества.

6. Правовые основы гражданства Российской Федерации.

7. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина Российской Федерации.

8. Конституционная природа государственного устройства России.

9. Конституционная система государственных органов Российской Федерации.

10. Национальный суверенитет и его реализация в Российской Федерации.

11. Российское избирательное право и его развитие на современном этапе.

12. Теоретические и практические вопросы разделения властей в Российской Федерации.

13. Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации.

14. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания Российской Федерации.

15. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.

16. Судебная система Российской Федерации: проблемы функционирования.

17. Роль Конституционного Суда Российской Федерации в обеспечении интересов частных и публичных субъектов.

18. Конституционные основы местного самоуправления России.

19. Органы государственной власти в субъектах Российской Федерации.

20. Правовые основы государственного управления на уровне федерального округа.

21. Проблемы развития науки теории государства и права в России.

22. Проблемы идеального государства.

23. Особенности Российской правовой системы и ее связь с правовыми системами мира.

24. Теория и практика формирования правового государства в России.

25. Право как мера свободы личности.

26. Причины правонарушений и меры борьбы с ними.

27. Влияние общества и государства на возникновение нормы права.

28. Право и мораль: современные проблемы соотношения.

29. Соотношение публичного и частного права в рамках законодательства Российской Федерации.

30. Проблемы систематизации нормативных актов.

31. Качество закона и законодательная техника.

32. Метод правового регулирования: понятие, сферы и пределы.

33. Юридические средства в механизме правового регулирования.

34. Проблемы эффективности правового регулирования.

35. Проблемы законности в современной России.

36. Правовой статус личности Российской Федерации.

37. Регулирование права собственности на средства массовой информации.

38. Проблемы возмещения вреда, причиненного при исполнении обязанностей государственной службы.

39. Проблемы возмещения вреда, причиненного вследствие врачебной ошибки.

40. Ипотечное кредитование в Российской Федерации в условиях рыночных отношений: плюсы и минусы.

41. Муниципальная собственность: проблемы распоряжения и порядок управления.

42. Профилактика детской безнадзорности и беспризорности.

43. Правовые формы пользования землею в свете современного законодательства.

44. История таможенного дела и таможенной политики России.

45. Проблемы эффективности юридической деятельности таможенных органов (на примере Саратовской таможни).

46. Соотношение таможенного и налогового законодательства в части установления и взимания таможенных платежей.

47. Таможенно-тарифное регулирование как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности: правовые основы.

48. Назначение и особенности определения страны происхождения товаров в таможенном законодательстве.

49. Правовое регулирование таможенного оформления, проблемы его унификации.

50. Проблемы правового регулирования таможенного контроля.

51. Выпуск товаров в свободное обращение: правовая регламентация режима.

52. Особенности таможенного оформления подакцизных товаров.

53. «Околотаможенный бизнес» (правовое регулирование рынка таможенных услуг).

54. Государственное управление как один из видов социального управления: понятие, признаки, правовые основы.

55. Функционирование исполнительной власти в субъектах Российской Федерации.

56. Система и структура органов исполнительной власти: понятие, признаки, виды.

57. Система организации государственной власти в современных условиях.

58. Взаимодействие следователя при расследовании преступлений с таможенными органами.

59. «Психологические ловушки» и критерии их допустимости.

60. Особенности расследования преступлений, совершаемых на отдельных видах транспорта (водном, воздушном, железнодорожном).

61. Проблемные вопросы использования гипноза в раскрытии и расследовании преступлений.

62. Проблемы расследования и раскрытия убийств прошлых лет.

63. Расследование преступлений, связанных с торговлей людьми.

64. Торговля людьми: уголовно-правовой аспект.

65. Уголовное законодательство и перспективы его совершенствования.

66. Расследование преступлений, связанных с нарушением налогового законодательства в Российской Федерации.

67. Налоговое право в России: основные направления совершенствования.

68. Правовые основы регулирования налогового контроля в Российской Федерации.

69. Правовое регулирование региональных налогов.

70. Понятие и виды финансовых рисков, связанных с ценными бумагами.

71. Актуальные вопросы ответственности в финансовом праве.

72. Судебная защита прав и законных интересов налогоплательщика.

73. Защита интересов налогоплательщиков при осуществлении мероприятий налогового контроля.

74. Способы обеспечения налогового обязательства в налоговом праве.

75. Правовые основы регулирования Центральным банком Российской Федерации деятельности кредитных организаций.

76. Надзор и контроль Банка России за деятельностью кредитных организаций на валютном рынке.

77. Правовые основы банковского аудита.

78. Правовой режим договора банковского счета.

79. Правовые основы банковского надзора в Российской Федерации,

80. Проблемы становления современной банковской системы в России.

81. Правовое регулирование безналичных расчетов в Российской Федерации.

Приложение 3.

Похожие публикации