Всероссийская олимпиада по обществознанию. Обществознание

Олимпиада по обществознанию

I . Выполните тестовые задания. (10 баллов)

1. Общество и природу характеризует понятие

1) материальный мир в целом

3) этап исторического развития

2) цивилизация

4) развивающаяся система

2. Выявление и развитие человеком личностных способностей, возможностей, дарований

составляет основу

1) самосохранения

3) самореализации

2) самосознания

4) самопознания

3. Критериями свободы личности, по мнению ученых, являются:

1) нравы, обычаи, традиции

2) долг, нравственный выбор, ответственность

3) благополучие, карьера, успех

4. Верны ли следующие суждения о познании?

А. Познание вытекает из базовых потребностей человека.

Б. Природу познания изучает гносеология.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

5. К основным критериям социальной стратификации не относится:

1) уровень образования

3) система ценностей в обществе

2) размер доходов

4) доступ к власти

6. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?

А) Рыночные отношения создают возможность расширения демократических свобод в обществе.

Б) Рынок не заинтересован в поддержании различных форм собственности.

1) верно только А

3) верны оба суждения

2) верно только Б

4) оба суждения неверны

7. В рамках проведения Всероссийской ученической конференции «Великий Новгород – Родина России», посвященной 1150-летию его основания, администрация города вручила отличившимся своими выступлениями московским школьникам памятные сувениры.

Данный пример иллюстрирует право собственника

1) владеть

3) распоряжаться

2) пользоваться

4) действовать по своему усмотрению

8. Способы и формы взаимодействия центральных и местных органов государственной власти отражены в

1) форме правления

3) признаках государства

2) политическом режиме

4) территориально-государственном устройстве

9. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Государственной Думы относится:

1) принятие федеральных законов

3) управление федеральной собственностью

2) разработка федерального бюджета

4) назначение выборов Президента РФ

10. Глобальной проблемой современности является (-ются):

1) освоение космического пространства

3) последствия современной урбанизации

2) угроза изменения человеческого генотипа

4) поиск альтернативных источников энергии

II . Задания повышенного уровня сложности. (30 баллов)

1. После выборов Вы хотели бы дать несколько советов лидеру демократического государства. С какими из перечисленных высказываний Вы должны его ознакомить? (8 б.)

1) «Государство – это я» (Людовик XIV );

3) «Цезарю многое непозволительно именно потому, что ему позволено все» (Сенека);

4) «Можно дурачить часть народа все время; можно дурачить весь народ некоторое время, но нельзя дурачить все время весь народ» (А. Линкольн);

5) «Кажется, что люди называют только тех правителей великими, которые во время правления истребили из них несколько миллионов» (И. А. Крылов);

6) «Правительство – это рефери. И оно не должно пытаться стать игроком» (Р. Рейган).

7) «Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем» (Ш. Монтескье).

2. Кто или что является лишним в ряду? Обоснуйте свое мнение . (6 баллов)

А) Д. Белл, О. Тоффлер, Г. Ясперс, У. Ростоу

Б) Государство, производство, религия, цивилизация

Ответ_________________________________________________________________________________

В) Администрация президента, ассоциация врачей-хирургов, союз экологов, молодежное движение «Наши»

Ответ_________________________________________________________________________________

3. Вставьте пропущенные обществоведческие понятия и термины в данных высказываниях и ситуациях. (6 баллов)

А. «К четырем «основным стихиям» воды, земли, воздуха и огня итальянские гуманисты добавили новую, пятую… Слова quima essentia (пятая сущность) стали на время синонимом понятия ________». (Б. Пастернак)

Б. Потерявший ________ уже не знает, где ее искать, а главное – зачем. (В. Батиевский)

В. Никто не верит в _______, за исключением того, кто ее выдвинул, но все верят в эксперимент, за исключением того, кто его проводил. (И. Лакатос)

Г. ________: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. (Б.Шоу)

Д. «Петр I , заседая однажды в Сенате и выслушав множество дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел П.И. Ягужинскому немедленно составить указ, что если на украденные _______ можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Генерал-прокурор Сената сказал Петру: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без _______? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой».

4.Проанализируйте правовую ситуацию и ответьте на вопросы. (3 балла)

Гражданин В. арендовал квартиру у гражданина С. Согласно договору аренды квартиры, наниматель обязан был в случае нанесения вреда имуществу арендодателя возместить причиненный ущерб. Соседи с верхнего этажа затопили квартиру гражданина С., в результате чего была испорчена мебель. Гражданин С. потребовал от гражданина В. возмещения ущерба.

Должен ли гражданин В. нести ответственность за порчу имущества? Приведите аргумент, обосновывающий ваш ответ. Назовите нормативно-правовой акт, нормы которого станут основой для рассмотрения дела в суде.

Ответ: ______________________________

5. Социологической службой страны N . был проведен опрос группы граждан и задан вопрос: «Кому из участников политической жизни страны вы доверяете больше всего?» Результаты опроса представлены в виде диаграммы. (7 баллов)

Выберите из перечня все верные утверждения. Можно ли утверждать на основе анализа диаграммы, что в данной стране осуществляется принцип политического плюрализма? Обоснуйте свой ответ. Дайте определение понятия «политический плюрализм».

1) депутатам парламента доверяют больше, чем главе правительства;

2) лидерам политических партий доверяют примерно столько же, сколько депутатам парламента;

3) главе государства опрошенные граждане доверяют больше всех;

4) правоохранительным органам доверяет около четверти опрошенных граждан;

5) главе правительства доверяют больше, чем представителям законодательного органа власти.

Обоснование ответа: ________________________________________________________________

Политический плюрализм – это_______________________________________________________

Критерии оценивания олимпиады по обществознанию

Максимальный балл – 40

п / п

Типы заданий

Критерии

Макс. балл

I .

1 – 10

Тестовые задания

Базовый уровень

(один верный ответ из четырех предложенных)

За каждое правильно выполненное задание -1балл

II . Задания повышенного уровня сложности 30

Анализ высказываний мыслителей и определение правильных ответов из предложенных

2 балла за каждый верный ответ

Определение лишнего в ряду (3 ряда)

2 балла - за верное определение «лишнего» с обоснованием ответа;

1 балл – за верное определение без пояснения

Определение обществоведческих понятий и терминов на основе анализа высказываний и ситуаций

1 балл за каждый верный ответ

Задание – задача

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

0 баллов, если дан только ответ, или приведен только аргумент, или только назван кодекс, или ответ неправильный

Понимание и интерпретация информации, представленной в виде диаграммы

1 балл за каждый правильный выбор

2 балла за ответ на вопрос

2 балла за определение понятия

Итого баллов:

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию проводится с 2001 года. Традиционно состоит из четырех этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный...

Школьный этап олимпиады проводится в один тур. В нем может принять участие любой ученик 6-11 классов. На следующие этапы проходят участники, набравшие необходимое количество баллов, а также победители и призеры соответствующего этапа прошлого года.

Муниципальный этап проходит в один тур для 7-8 классов и в два тура для 9-11. Региональный состоит из двух туров: первый - теоретические задания, второй тур - критический разбор текста и сочинение-эссе. Заключительный этап олимпиады по обществознанию проводится в три тура: первый и второй - письменные, третий тур - устный (нужно подготовить семиминутное выступление на заданную организаторами тему).

Обществознание - комплексная наука, поэтому задания включают в себя вопросы по социологии и политологии, философии и культурологии, психологии и экономике. Это соревнование для школьников с широким кругозором.

Что нового

Как участвовать

  1. Спросите у учителя, когда в вашей школе будет проводиться олимпиада. Примите в ней участие.
  2. Если вы наберете необходимое количество баллов, педагог пригласит вас на муниципальный этап.
  3. Запомните дату и место проведения.
  4. Приходите на соревнование и выполняйте задания. О результатах вам сообщат в школе.
  5. На региональный этап попадают те участники, которые набрали необходимое для этого количество баллов.
  6. Если вы один из них, попросите учителя помочь вам с подготовкой.
  7. Сроки и место проведения этого этапа вы можете узнать на региональном сайте олимпиады.
  8. Приезжайте, вас ждут интересные задания. Результаты вашего участия в региональном этапе вы сможете узнать перед церемонией награждения или на региональном сайте олимпиады.Если вы не согласны с оценкой, можно обратиться к жюри с просьбой разобрать вашу работу или подать апелляцию.
  9. Если вы прошли на заключительный этап, с вами свяжется региональный представитель. Он объяснит все организационные моменты. Контакты ответственных за олимпиаду в регионах →
  10. Приезжайте на заключительный этап олимпиады, покажите все, на что вы способны. Результаты организаторы объявят на церемонии награждения.

Подготовка к олимпиаде по обществознанию

Социальные науки очень молодые, хотя, об устройстве общества, о месте человека в этом мире люди задумывались еще в древности. Да, в этой области человеческого знания не так важны строгие математические соотношения, у этих наук есть своя специфика, свой язык, свои методы. На пути изучения общества ученые совершили не одно открытие и никто не знает, что еще ждет людей в процессе социального познания. Выдающийся ученый историк ХХ в. Марк Блок писал:

"Итак, мы ныне лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может, тем не менее, пре­тендовать на звание научной. Мы теперь гораздо легче допускаем, что определенность и универсальность - это вопрос степени. Мы уже не чувствуем своим долгом навязывать всем объектам познания единообразную интеллектуальную модель, заимствованную из наук о природе, ибо даже там этот шаблон уже не может быть применен вполне. Мы еще не слишком хорошо знаем, чем станут в будущем науки о человеке. Но мы знаем: для того, чтобы су­ществовать - продолжая, конечно, подчиняться основным законам разума, - им не придется отказываться от своей оригинальности или ее стыдиться".

Только начинаете свой олимпиадный путь, или уже хорошо знакомы с его форматом? Мы будем рады помочь в подготовке каждому. Для новичков всегда открыт «Кружок от чемпионов» Ассоциации победителей олимпиад, а опытные участники могут попасть в состав сборной Москвы по обществознанию.

Проявил себя – двигайся дальше!

Подготовка к олимпиадам идет круглый год, но отсчет нового сезона приходится на сентябрь. Опытные участники олимпиадного движения легко попадают в поле зрения тренеров команды Москвы. Показывая высокие результаты на региональном или заключительном этапах ВсОШ или Московской олимпиаде они получают приглашения на занятия. У тех, кто ещё не участвовал в интеллектуальных соревнованиях, но хочет проявить себя, тоже есть шанс подготовиться к будущим состязаниям. В начале каждого учебного года проходит отборочный тест, на который могут прийти все желающие. Кроме того, на занятия приглашают ребят, успешно написавших итоговую работу в летней школе Центра педагогического мастерства. Подробная информация представлена на сайте, активно ведется группа в ВКонтакте.

Составь себе расписание сам

Занятия кандидатов в команду Москвы проходят, в основном, по вечерам будних дней. Четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции и проводят семинары. Не стоит пугаться и грустить по свободному времени. Каждый школьник сам выбирает в какие дни и на какие пары ходить. Он может посоветоваться со своим куратором, который есть у каждого кандидата в команду. Куратором назначается преподаватель или победитель/призер ВсОШ прошлых лет. Ребят также ждет серия интенсивных занятий: выездные сборы в сентябре-декабре и подготовка в Центре педагогического мастерства в январе.

Подготовка потенциальных членов команды

По результатам регионального этапа определяется список потенциальных членов команды Москвы на финале ВсОШ. Проходные баллы становятся известны только в начале марта, но интенсивные занятия начинаются уже в феврале. На них приглашают больше ребят, чем в итоге войдет в команду Москвы.

Было бы желание – возможность найдется

Для тех, у кого в этот раз не получилось пройти отбор, но желание заниматься не угасло, в центре образования «Коалиция» проходят занятия по той же схеме: четыре-пять дней в неделю, по две пары, в два потока, преподаватели читают лекции, и проводят семинары. Также на платной основе можно поехать на выезды вместе с кандидатами в команду.

Ежегодно к муниципальному этапу запускаются онлайн-курсы для школьников. По всем 24 предметам олимпиады публикуются материалы для подготовки, организационная информация и советы специалистов. Участники могут задавать вопросы жюри и подавать апелляции. Зарегистрироваться на курсы можно с помощью приглашения, которое выдается в школе вместе с листком участника.

Широкое распространение получила программа ассоциации победителей олимпиад «Кружок от чемпионов» и проект при поддержке тренеров команды Москвы «Олимпийский резерв». Для ребят интересующихся предметом, желающих добиться результатов на олимпиадах школа может организовать занятия с одним из тренеров команды Москвы.

Такой предмет, как обществознание включает в свою программу изучения несколько гуманитарных дисциплин. В рамках данного предмета, рассматриваются такие дисциплины, как: социология, история, экономика и право. Каждый учащийся на предмете обществознания знакомится с такими понятиями как психология и философия. Иными словами общий объем знаний, который охватывает предмет обществознание - невероятно огромен.

Чтобы учащиеся смогли закрепить полученные знания на уроках по обществознанию, следует применять полученные знания на практике. Наш портал предлагает вашему вниманию практические задания по обществознанию. В данном разделе представляем тесты в различном классовом порядке. Здесь на ваше усмотрение представлены тесты за 5-ый по 11-е -классы, а также тесты на различные разделы данного предмета.

Обществознание в олимпиадных заданиях 2017 года

Олимпиады по обществознанию 2016-2017 дают возможность каждому ученику обобщить весь изученный материал, усвоенный на уроках, кроме того, такие задания позволяют углубляться в разделе обществознания тем самым позволяют расширять свои познания в данной области. Олимпиадные задания явным образом отличаются от контрольных, а потому следует к олимпиаде подготовиться как можно лучше, вычитывая дополнительную литературу и проверяя себя различными тестами. Хорошая и усердная подготовка, вот что действительно поможет вам сдать олимпиаду на «УРА!». Материалы представленные в данном разделе международного педагогического портала смогут помочь учащимся узнать насколько они хорошо подготовлены к олимпиаде по обществознанию. На нашем сайте собраны задания для 5-11 классов. Учащимся предлагается пройти все задания и проверить правильность их сверяясь с более развернутыми предоставленными ответами. К каждому заданию представлены правильные ответы, которые в свою очередь могут помочь и сразу же себя проверить и изучить правильность ответа, чтобы в следующий раз быть еще более подготовленными.

Тесты по обществознанию на портале «Солнечный свет»

На данной странице вы сможете найти примеры заданий по олимпиадам на предмет обществознания. Здесь вашему вниманию представлены тестовые задания с открытыми ответами, которые при проверки вы сможете использовать. Каждый тест имеет 10 заданий, задания в свою очередь имеют по 3-4 а то и больше вариантов ответа, вам нужно нажать на правильный ответ и свериться с тем, что находится под вопросом.

Такие задания проявляют особый интерес к познаниям, они позволяют анализировать изученное, принимать грамотное решение, и неординарно мыслить. Используя наш портал в качестве тренажера, вы сможете самостоятельно подготовиться к олимпиадам и сможете добиться высоких результатов. Представленные онлайн олимпиады можно использовать на уроках в школе или во время самостоятельной подготовки. Каждый ученик способен оценить свои знания сверяясь с правильными ответами под каждый вопросом.

Получить диплом по пройденной олимпиаде

Каждого участника мы награждаем дипломом, все что от вас требуется оплатить оргвзнос, который совершенно не является дорогим, после пройти тест, зайти в личный кабинет и создавать свой диплом. Ничего проще нет, после того, как вы создали диплом, вы можете его скачать. При создании двух дипломов, вы можете получить третий в подарок. Такая коллекция дипломов не только сможет порадовать любого родителя, но и сможет повысить ваш статус перед учителями.

Похожие публикации