Инструкция по аварийной остановке азс. Оторвал пистолет на заправке - что делать

Многие из вас, наверняка, смотрели видеоролики, на которых блондинки отъезжают от заправки, забыв предварительно вытащить заправочный пистолет из горловины бензобака. Машина трогается, заправочный шланг натягивается, как струна, и вот она, кульминация момента - пистолет с сумасшедшей скоростью вылетает из горловины бака и все присутствующие испуганно разбегаются в разные стороны.

Со стороны все это, конечно, выглядит забавно, однако, никто из нас не застрахован от попадания в аналогичную ситуацию, включая опытных водителей-мужчин. Причина элементарная - самая обыкновенная беспечность. Задумался о чем-то важном, забыл вытащить пистолет, сел-завел-поехал и…уже совсем скоро вы звезда Ютуба с тысячами просмотров!

В общем, что тут говорить - ситуация весьма и весьма неприятная. В нашей сегодняшней статье мы разберем ее с юридической точки зрения и постараемся ответить на вопрос - что делать, если оторвал пистолет на заправке?

Итак, предположим, что сей печальный факт уже свершился, пистолет вырван с корнем и вы растерянно наблюдаете в боковое зеркало, как он беспомощно болтается на заправочной колонке.

Разберем это печальное событие с точки зрения права.

Прежде всего, определимся, относится ли сей факт, с точки зрения Правил дорожного движения, к дорожно-транспортному происшествию?

Отвечаем - да, относится.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Ключевая фраза здесь, которая вызывает больше всего споров - «в процессе движения по дороге». Является ли АЗС дорогой? С точки зрения того же ПДД, не является - это прилегающая к дорогам территория.

Однако, в 2012 году Верховный Суд России поставил точку в этих спорах, разрешив вопрос на уровне Пленума, который, как известно, для российских судей равнозначен Закону. Так, в Постановлении Пленума № 18 от 24 октября 2006 года Верховный Суд указал следующее: «При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ, следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории».

Как говорится, комментарии излишни…

В завершение, дабы ни у кого не осталось сомнений относительно правовой природы происшествия, связанного с отрыванием заправочного пистолета, скажем, что в России существует обширная судебная практика по привлечению водителей, оторвавших пистолет и уехавших с АЗС, по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ - «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся».

Теперь выясним, есть ли вина водителя в этом происшествии?

Из ПДД однозначно следует, что водитель перед началом движения обязан убедиться в безопасности своего маневра, не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Совершенно очевидно, что начиная движение с открытым топливным баком, в котором находится заправочный пистолет, водитель создает опасную ситуацию. Следовательно, вина в указанном происшествии целиком и полностью лежит на водителе.

В общем, как вы уже поняли, вина водителя, по невнимательности оторвавшего заправочный пистолет, в подобного рода случаях, налицо.

А теперь мы расскажем вам, что же, собственно, нужно делать, если вы оторвали пистолет на АЗС.

Во-первых, если вы заметили, что пистолет оторвался - непременно остановитесь. Не стоит пытаться скрыться, делая вид, что ничего не произошло. Вас все равно вычислят и найдут, т.к. все современные АЗС оборудованы камерами видеонаблюдения. Если же вы заметили оторванный пистолет не сразу, то все равно мы настоятельно рекомендуем вам вернуться на заправку, обратиться к менеджеру АЗС и не отрицая случившегося, подчеркнуть, что вы вырвали пистолет неумышленно, т.е, по невнимательности. Также советуем вам обязательно акцентировать внимание на том, что вы не сразу заметили оторванный шланг и поэтому уехали с заправки, но вернулись, как только поняли, что случилось. Это весьма важный момент, который позволит вам избежать проблем с сотрудниками ГИБДД, в случае, если тем придет в голову обвинить вас в умышленном оставлении места ДТП .

Во-вторых, не нужно паниковать и посыпать голову пеплом. И уже тем более, не стоит бояться. Ведь вы не совершили никакого преступления. Вы просто неумышленно причинили ущерб автозаправочной станции и не более того.

Что делать, если работники АЗС требуют возместить ущерб за оторванный пистолет прямо на месте?

Опять же, не пугаться и сохранять трезвость и выдержку. Платить прямо «здесь и сейчас» вы не обязаны. Более того - если у вас есть действующий полис ОСАГО, то платить вы не обязаны вообще. Все дело в том, что оторванный на заправке пистолет - это дорожно-транспортное происшествие, о чем мы уже говорили выше. А следовательно, на этот случай в полной мере распространяются нормы законодательства об ОСАГО. Говоря проще, оторванный вами шланг - это страховой случай, который покрывается полисом ОСАГО. Поэтому, если сотрудники АЗС наседают на вас, пытаясь сорвать денег, вежливо и спокойно сообщите им о вашем намерении вызвать ГИБДД для оформления ДТП, а по вопросу возмещения ущерба порекомендуйте им обратиться к страховой компании. Затем вызывайте сотрудников ГИБДД и после того, как ими будет зафиксирован факт ДТП, можете быть свободны. Все дальнейшие вопросы по поводу возмещения ущерба владельцы АЗС будут решать со страховой компанией. Ведь ваша гражданская ответственность за причинение вреда третьим лицам застрахована и именно за это каждый год мы выкладываем энную сумму, приобретая полис ОСАГО.

И даже если у вас нет полиса ОСАГО, либо вы по каким-то иным причинам не хотите связываться с оформлением ДТП, все равно, не торопитесь платить на месте. Хотя бы по той причине, что всякая вещь имеет свою реальную цену и совсем не обязательно стоимость оторванного шланга именно такова, как это пытаются вам представить возмущенные работники заправки. Нам известны реальные случаи, когда напуганные водители отдавали прямо на месте работникам АЗС весьма приличные суммы - 5, 10 и более тысяч рублей.

Между тем, при обрыве заправочного шланга, как правило, повреждается только одна лишь поворотно-разрывная муфта, которая находится между пистолетом и рукавом. Ремонт или даже замена этой муфты обойдется владельцам АЗС в сумму, обычно, не превышающую 1 000 рублей. А в отдельных случаях разрывная муфта и вовсе оказывается неповрежденной.

Завершая статью, хотелось бы напомнить, что автозаправочная станция - это объект повышенной опасности. Приезжая на заправку, будьте предельно внимательны и осторожны. Возьмите себе за правило перед началом движения повернуть голову и посмотреть на топливную колонку. Если пистолет той марки бензина, которым вы только что заправлялись, висит на колонке, значит все в порядке - можно ехать. Если вы его там не наблюдаете, значит, с высокой долей вероятности он торчит в горловине вашего бензобака.

Вообще, шутки с вырванным заправочным шлангом плохи. При неудачном стечении обстоятельств, оторванный пистолет может с огромной скоростью выскочить из горловины вашего бака и прилететь, не дай бог, кому-нибудь в голову. К несчастью, в России такие случаи уже бывали. На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

На территории автозаправочных станций наиболее часто повторяемыми пожароопасными операциями являются: прием топлива от АЦ, хранение топлива (подземный резервуар), заправка транспортных средств. Параметры аварийных ситуаций определяли в соответствии с НПБ 107-97. Значения частот аварийных ситуаций получены из ГОСТ 12.1.004-91, на основании статистических и расчетно-аналитических данных.

Все пожароопасные аварийные ситуации разделены на три основных типа по стадиям технологического процесса.

Прием бензина в подземный резервуар от АЦ.

Сценарий 1. Разгерметизация резервуара АЦ. Причина – износ при эксплуатации. Самыми распространенными местами разгерметизации стенок емкостей являются сварные соединения АЦ. Для АЦ это чаще всего места соединения патрубка слива топлива и стенок резервуара АЦ. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара).

Сценарий 2. Перелив топлива при заполнении подземного резервуара. Причина – ошибка оператора. Частота события – 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 3. Разгерметизация паровоздушного пространства технологической системы. Частота разгерметизации равна частоте разгерметизации трубопровода 7×10 -5 год -1 (Анализ и управление риском: теория и практика, 2000г.).

Хранение бензина в резервуаре.

Сценарий 4. Разгерметизация подземного одностенного резервуара. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара). При подземном расположении резервуара при разгерметизации возможно попадание топлива в почву и грунтовые воды, а через них в подвальные помещения близко расположенных зданий. В дальнейшем не учитывается.

Выдача бензина при заправке транспортных средств.

Сценарий 5. Переполнение или разгерметизация топливного бака при заправке транспортного средства. Частота этого события – вероятность ошибки оператора 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 6. Разгерметизация гибкого шланга крана-пистолета. Основные причины: износ шланга при эксплуатации (6×10 -4 год -1 из ГОСТ 12.1.004-91 для гибкого шланга) и отрыв шланга при отъезде автомобиля при оставленном в баке автомобиля кране-пистолете – ошибка человека (6×10 -4 год -1 из Методических обоснований и анализа риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.). Суммарная частота – 1,2×10 -3 год -1 .

Возможные события при утечке топлива: пожар пролива, пожар-вспышка, сгорание облака с развитием избыточного давления, без горения.

Для подземного резервуара и АЦ возможность реализации аварии с образованием огненного шара не рассматривается из-за малой вероятности, хотя теоретически такое развитие аварии возможно. Случаи факельного горения также не рассматривались, так как скорости истечения горючего при разгерметизации невелики для существования стабилизированного факела.

Пожар-вспышка или сгорание облака с развитием избыточного давления возможны только при наличии паровоздушного облака. Облако может образовываться в результате испарения с площади разлития жидкой фазы горючего и в результате выброса паров топлива при разгерметизации оборудования во время приема топлива от АЦ. При испарении из пролива облако образуется только при определенных климатических условиях (скорость ветра менее 1м/с – «безветрие»). Частота «безветрия» определяется по метеорологическим наблюдениям, так для Ленинградской области она составляет 0,27 год -1 . Источник зажигания должен появиться после образования облака достаточно большого размера, принято, что время задержки зажигания должно быть больше 15 м и менее 1 часа (частота этого – 0,2 год -1 из Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность аварии без воспламенения горючего оценивалась по времени задержки зажигания для облаков СУГ как доля случаев, в которых зажигание произошло более чем через 1 час (Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность случайного появления источника зажигания – 1 год -1 (двигатели внутреннего сгорания, соударение движущихся механических предметов – двери автомобилей и т.д.). Вероятность того, что после воспламенения произойдет взрыв, составляет 0,6, а вспышка – 0,4 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Вероятность реализации аварий.

Сценарий аварии

Ветвь аварии

Вероятность реализации ветви

Утечка ЛВЖ

Горение пролива

Пожар-вспышка

0,021

0,029

Без горения

0,05

Выброс паров ЛВЖ

Пожар-вспышка

0,11

Сгорание облака с развитием избыточного давления

0,16

Без горения

0,73

Вероятности сценариев аварий.

Сценарий аварии

Вероятность сценария аварии

Вероятность реализации ветви

Вероятность аварийной ситуации

Описание

1,3×10 -3

1,17×10 -3

Горение пролива

1,3×10 -3

0,021

2,73×10 -5

Пожар-вспышка

1,3×10 -3

0,029

3,77×10 -5

ВУВ

1,3×10 -3

0,05

6,5×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

7×10 -5

0,11

7,7×10 -6

Пожар-вспышка

7×10 -5

0,16

1,12×10 -5

ВУВ

7×10 -5

0,73

5,11×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

1,2×10 -3

1,08×10 -3

Горение пролива

1,2×10 -3

0,021

2,52×10 -5

Пожар-вспышка

1,2×10 -3

0,029

3,48×10 -5

ВУВ

1,2×10 -3

0,05

6×10 -5

Без горения

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2001

1. Аварийная остановка АЗС производится сменным оператором в случае:

1.1. Повреждения технологического оборудования, резервуаров, трубопроводов, топливораздаточных колонок.

1.2. Выхода из строя автоматизированной системы управления процессом отпуска нефтепродуктов потребителю.

1.3. Нарушения норм технологического режима процессов приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов: переполнение резервуаров, бензобаков, неисправности дыхательных клапанов и др.

1.4. Пожара на территории (сооружениях) АЗС или заправляемых транспортных средствах.

2. Остановка АЗС осуществляется следующим образом:

2.1. При разгерметизации технологических трубопроводов с топливом и вытекании топлива оператор обязан:

остановить ТРК с пульта системы управления и отключить погружные насосы выключением автоматов в электрощитовой АЗС;

о случившемся сообщить начальнику АЗС;

при необходимости закрыть запорную арматуру и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации или пожара;

2.2. При разгерметизации резервуаров оператор обязан:

немедленно прекратить заправку автотранспорта;

отключить погружные насосы выключением автоматов в электрощитовой;

о случившемся сообщить начальнику АЗС и потребовать подачу на АЗС бензовоза;

по прибытии бензовоза насосом откачать нефтепродукт из аварийной емкости;

принять меры по ликвидации последствий разгерметизации;

ликвидировать пролив нефтепродуктов.

2.3. При возникновении пролива топлива в непосредственной близости от АЦ (расстояние от края пролива до габаритов АЦ менее 6 м в случае пролива бензина или 3 м в случае пролива дизельного топлива) включение двигателя АЦ и ее удаление с территории АЗС (если это не создает угрозу жизни людям) необходимо осуществлять только при возникновении загорания пролива или после удаления загрязненного песка, которым засыпается пролив топлива при локализации пожароопасной ситуации. При возникновении пролива на большем расстоянии АЦ должна быть немедленно удалена с территории АЗС, минуя место пролива на расстоянии не менее 6 м от границы пролива бензина или 3 м от границы пролива дизельного топлива.

При возгорании на оборудовании АЦ необходимо приступить к тушению посредством двух порошковых огнетушителей объемом не менее 100 л каждый, размещенных возле операторной АЗС и штатными огнетушителями АЦ.

2.4. При выходе из строя автоматизированной системы управления отпуска топлива потребителю немедленно:

Прекратить заправку автотранспорта;

вызвать по телефону ремонтную бригаду;

произвести остановку электродвигателей погружных насосов посредством установки на место раздаточных кранов ТРК.

2.5. При нарушении норм технологического режима процессов приёма, хранения и отпуска нефтепродуктов оператор обязан немедленно прекратить заправку автотранспорта до устранения нарушения норм технологического режима.

3. При сигнале, извещающем о срабатывании пожарной сигнализации, оператор обязан немедленно осуществить следующее:

подготовить первичные средства пожаротушения к применению;

выяснить причину срабатывания системы противопожарной сигнализации;

о случившемся сообщить главному инженеру;

принять меры по ликвидации аварии;

работа технологического оборудования прекращается или переводится в положение, обеспечивающее локализацию и ликвидацию аварии в соответствии с ПЛАС.

4. При возникновении пожароопасных ситуаций оператор обязан:

отключить электропитание технологических систем;

территорию АЗС освободить от посетителей и транспортных средств, если включение двигателей последних не может послужить источником зажигания (в случае перелива топливных баков транспортных средств, срыва шлангов ТРК или их разгерметизации и тому подобного);

приступить к локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций.

5. При возникновении пожара оператор обязан:

остановить и обесточить все электрооборудование в зоне пожара;

немедленно сообщить о пожаре в подразделение ГСЧС Украины;

до прибытия пожарных принимать меры к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств.

6. Отмена аварийного положения может быть осуществлена только после обследования всего оборудования и коммуникаций. Право отмены аварийного положения предоставляется только руководителю предприятия или начальнику АЗС.

11.06.2014, 16:37

Всем привет!

Ситуация. Человек забывает вынуть шланг из авто и вырывает пистолет на АЗС, поругавшись с заправщиками, уезжает. Те вызывает гайцев, те оформляют оставление места ДТП и мировой суд лишает прав.
Было ли ДТП или нет с юридической стороны? По ПДД - дтп должно быть на дороге (в смысле, который вкладывается правилами в это слово в п. 1.2). АЗС - это прилегающая территория. Простой и логичный вывод - дтп не было. Был ущерб (и то если АЗС докажет), который может быть взыскан в порядке гражданского судопроизводства.

Но практика у нас как всегда через одно место. Видел много московских решений, где федералы ломают такие лишения мировым судьям. Но те продолжают лишать за дтп на заправках, парковках и т.д., как будто что-то знают, чего не знаем мы))).

Отсюда просьба. Если у кого личный опыт (ну там друзья, знакомые может) по этой теме, как прошли суды. Практику короче хочу из первых уст и из разных регионов.

12.06.2014, 00:48

Вот прям из первых уст??? Думаю тут не много таких наберется..
Это такой хлипкий шланг или такой сильный клиент??? :str:
Парковки, заправки, просто выезд из собственного гаража, все это места где ездит транспорт, посему дорожно-транспортное. А вот вырвать шланг руками на заправке, а затем пытаться скрыться на автомобиле немного не то... А если б просто убежал, или на общественном транспорте... Тут скорее хулиганство с ущербом... А то так все деяния, где преступник на авто скрывается с места совершения, под ДТП пойдут в епархию гибдеде...:-sy
Может всеж таки вспылил, сел, поехал, а шланг вынуть забыл... Бывает! Но это чистое ДТП. И за то, что скрылся - правильно наказан. :-k

12.06.2014, 13:44

Ну писал торопился, ессесено забыл вынуть шланг и поехал. А по поводу чистого ДТП - глянь вот тут, наиболее толково для не юристов написано: http://ruspdd.ru/na-azs-otorvalsya-pistolet

17.06.2014, 09:00

Больше никто ничего не скажет?))

21.06.2014, 15:00

ViewSolo, а что еще ты хочешь узнать? Многие ли уезжали с вырваными шлангами??? :oops:
В твоей же ссылке все четко расписано. Это ДТП, а именно происшествие с нанесением ущерба собственнику бензоколонки произошедшее при движении управляемого транспортного средства и с которого водитель почти скрылся. :mrgreen:
Если у тебя есть сомнения по термину Дорога, то трактовка ПДД. Общие положения п. 1.2

Асфальтированая площадка была? И таки там стояли, заливались...
Выезд на дорогу был? А то как бы чел пытался скрыться...
Следовательно имеем все признаки!!!
И нечего было скрываться с места ДТП!!! Херой, итить! :mrgreen:

23.06.2014, 12:17

По ПДД - дтп должно быть на дороге (в смысле, который вкладывается правилами в это слово в п. 1.2). АЗС - это прилегающая территория. Простой и логичный вывод - дтп не было.То есть, исходя из этого, если захреначить чужую машину где- нибудь на парковке или во дворе- это не ДТП что-ли? И можно с чистым сердцем уезжать?

23.06.2014, 14:24

Если у тебя есть сомнения по термину Дорога, то трактовка ПДД. Общие положения п. 1.2
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения...
К колонке подъезд был? А как бы тудой зилетали???

Ерунду написал. АЗС к дороге не относится. Читай п. 1.2. до самого конца.

Формально всё выглядит так.

"Дорожно-транспортное происшествие" - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Про АЗС тут ничего нет. А где есть? А вот тут:

"Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

Формально, это не ДТП, тем не менее, суды иногда квалифицируют подобные случаи как ДТП. Вопрос спорный.

24.06.2014, 23:29

Да, по нынешним законам ДТП. За оставление места ДТП в суде 99% лишение прав. В Суде таких горемык полно.binge:
Удачи на дорогах.

06.07.2014, 09:32

У меня друган два раза отрывал пистолет на заправке#-oпри том на одной и той же, его уже там знают:mrgreen:.К стати работники заправки к этому нормально относятся уже, без всяких наездов, говорят постоянны такие случаи,привыкли. Вызывают гаи, оформляют дтп и все, все свободны, ущерб заправке возмещает страховая по осаго.

александр84

23.07.2014, 21:02

я на бипи вырывал шлангbinge:мне выдали чек сказали машина готова, ну я и не посмотрел, а шланг не вынули vosmilie: качать на бабки за шланг не стали,дпс не вывзывали.

11.08.2014, 22:56

Всем спасибо кто хоть что-то написал).
.Карел., вот именно так в одном из московском решений и было. На азс двое не разъехались. Суд сказал не дтп. Если совсем совсем на слово не поверишь - скину ссылку на это решение, я его в жалобе указывал.
127242
О нах, не было ДТП на АЗС, бейте друг друга на здоровье... Вот подобные решения никто не встречал больше?

Мельк, спасибо, вот и я о том же. Как минимум спорно и тонко все. Говорят, был пленум какой-то свежий, вс сказал, все что с машинами - все ДТП. Сам такого не видел. Суды на него не ссылаются.

По существу если кому интересно движение дела: мировой суд лишил за 10 мин, меня в процесс не пустил толком, не успели написать доверенность, а устно оказывается нельзя заявлять допустить в процесс защитника, "это же не ГПК". Позиция тыщелетняя вс на этот счет была не интересна. Районный суд рассматривал минут сорок, основной акцент на процесс делал. В итоге по вопросу ДТП или не ДТП одна фраза - мы неправильно трактуем. Мотивировки ноль. Закинем в облсуд для порядку еще, отпишусь тогда еще на всякий случай.

09.09.2014, 10:05

ViewSolo, новости есть? интересно продолжение.

И еще, мысли в слух, типо предположение - а если рассматривать ситуацию не в плоскости ПДД - ты же своими действиями всеравно нанес ущерб АЗС, я так понимаю видимо должен его возместить. Я не специалист в этих вопросах, но технически ведь они (АЗС) могут обратиться в суд по компенсации ущерба нанесенного действиями (даже если без умысла) гр-на ViewSolo:-k И даже если ты докажешь, что это было не ДТП, то это останется доказательством твоего деяния.

ПС По поводу прилегающих территорий - в выложеной тобой фотке в их числе указаны и предприятия. Сам работаю на крупном заводе с пропускным режимом, личного транспорта по территории ездит дофига, даже пробки бывают, ну и аварии тоже периодически... Так ДПСники всегда без вопросов приезжают, и со страховыми по ОСАГО вроде тоже проблем не возникало. Трое знакомых точно в ДТП бывали на территории. По зиме вообще товарищ столб снес, оформляли ДПТ, страховая столб оплатила...

Между пистолетом и шлангом устанавливается разрывная муфта, которая как раз и предотвращает нанесение вреда в случае, если водитель забыл вытащить пистолет из бака. Причем разрывная муфта может быть многоразовой. Тогда вообще становятся непонятными какие-либо претензии со стороны АЗС.

Если водитель забыл вытащить пистолет, а разрывная муфта осталась целой, за пистолетом потянулся шланг, а шланг выворотил заправочную колонку, то нанесение ущерба на совести владельца заправки - вины водителя, что предохранитель (разрывная муфта) не сработал, нет. Аналогично, если муфта все-таки сработала и порвалась, но заправочное оборудование было повреждено или отскочивший шланг кого-либо покалечил.

А если муфта одноразовая, то ущерб имеет место, это же очевидно? С одной стороны, вроде бы так, но муфта - расходный материал с минимальной стоимостью. И владельцу заправки о возмещении ее стоимости лучше помалкивать от греха подальше. Почему?

Потому что, с одной стороны, все знают, что автомобиль - источник повышенной опасности, и в случае нанесения ущерба в отношении водителя действует презумпция виновности: он должен доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать вину потерпевшего в ДТП, чтобы его освободили от каких-либо выплат. На это и делают ставку работники АЗС.

Но с другой стороны, АЗС сама по себе - тоже источник повышенной опасности: бензин - не вода, он и рвануть может. То есть возмещение ущерба между АЗС и водителем идет на общих основаниях: кто виноват, тот и платит, и каждый обязан доказывать свою невиновность. И водитель-то заехал на АЗС, чтобы купить бензин и, возможно, получить дополнительные услуги. То есть отношения водителя и АЗС регулируются вдобавок ко всему «Законом о защите прав потребителей».

Таким образом, заправка - это не просто магазин, а магазин, который в любую секунду может взлететь на воздух. Следовательно, к АЗС применяются особые требования, и в первую очередь интерес вызывают обязанности оператора АЗС. Оператор:

  • контролирует расположение транспортных средств;
  • обеспечивает постоянный контроль за выполнением правил заправки автотранспортных средств;
  • требует от водителя заправляемого транспорта выполнения правил заправки транспортных средств и правил поведения при нахождении на территории АЗС;
  • осуществляет постоянный контроль за работой топливораздаточной колонки;
  • визуально контролирует места заправки транспортных средств, предупреждая возможные разливы нефтепродуктов, и принимает меры к устранению;
  • обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.

Обратите внимание на последний пункт. Фактически заправщик должен по пятам ходить за водителем, чтобы тот, например, не щелкнул зажигалкой, подсвечивая горловину бака, чтобы увидеть, много там бензина или нет. То есть основополагающей для работников заправки должна быть Аксиома Коула: «Общая сумма разума на планете - величина постоянная, а население растет...» (А. Блох, «Законы Мерфи»).

И прежде чем предъявлять какие-либо требования по возмещению ущерба, продавец, то бишь владелец АЗС, обязан доказать, что со стороны оператора все вышеперечисленные требования были выполнены. И уж коли на него возложены обязанности требовать от водителя выполнения правил заправки, то эти правила как минимум нужно довести до клиента.

Более того, опасный объект - АЗС - находятся под прессом надзорных органов, которые сильно обрадуются тому, что из-за халатности работников, которые не позаботились известить водителя об особенностях покупки бензина, была порвана разрывная муфта.

Работники АЗС, конечно, могут встать в позу и заявить, что на колонке написана последовательность заправки. Водитель с чистой совестью может ответить, что на въезде на заправку он выполнил требования знаков и разметки, и успел прочитать только пару фраз на заборе, а на чтение различных этикеток, надписей мелким шрифтом и прочей ерунды у него времени нет - он за бензином приехал, а не экзамен по технике безопасности сдавать. Вот если бы поперек всей заправки был плакат «Не забудьте вытащить наш пистолет из вашей горловины», то у заправщиков были бы все основания требовать возмещения стоимости муфты.

Можно вспомнить про ПДД, которые говорят, что любой маневр, в том числе и начало движения, не должны создавать опасность для движения, то есть не должны создавать угрозу ДТП. Но, увы, на опасных объектах в иерархии правил техники безопасности ПДД занимают не самое первое место. Заправка - это не стоянка, и не двор. Приоритет в обеспечении безопасности закреплен за АЗС от момента въезда до момента выезда, при этом презюмируется, что водитель - законченный лох. Да, даже если и не законченный, и не лох, то все равно безопасность - за заправкой. Следовательно, и в возмещении ущерба АЗС - первая на очереди.

Короче, пусть владелец АЗС молится, чтобы водитель ему встречный иск по нанесению ущерба его автомобилю не выкатил и инцидент не получил огласки, а не заботится о возмещении стоимости «копеечной» муфты. Подозреваю, что на заправке или где-нибудь на складе компании имеется их запас. И стоимость запасных муфт давно самортизирована.

Я умышленно обозначил общий подход к проблеме, опуская какие-либо частности, которые зависят от конкретных условий каждого конкретного дела.

Напоминаю, что в случае нанесения ущерба движущимся автомобилем имеет место ДТП. Если муфта на заправке была одноразовой, или помимо муфты пострадало иное имущество, для водителя на первое место выходят обязанности при совершении ДТП. Согласно ПДД участники ДТП могут разбежаться, если они договорились о том, кто кому возмещает ущерб, или вообще отказались от возмещения ущерба. Обращение в ГАИ становится обязательным, если разногласия устранить не удалось.

Естественно, отсутствие претензий со стороны водителя и работников АЗС друг к другу должно быть каким-то образом зафиксировано - хоть на бумаге, хоть на диктофон, хоть на видео.

Покидать место ДТП, пока не улажены формальности, не рекомендуется - можно лишиться права управления на срок от года до полутора лет, либо вообще «загреметь» на 15 суток.

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») - книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения Правил дорожного движения.

Похожие публикации