1 верховный суд. Верховный суд российской федерации

Организация Верховного суда РФ, его положение в судебной системе Российской Федерации предусмотрено ст. 126 Конституции РФ, а также гл. 5 Закона о судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. Место Верховного суда РФ в судебной системе определяется тем, что он является судебным образом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судом общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебного надзора за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Положением Верховного суда Российской Федерации в системе судов России обусловлены те полномочия (функции), которые он осуществляет, а именно:

    в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, кассационном порядке, надзорном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам;

    изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения судам РФ по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел;

    осуществляет контроль за выполнением судами России руководящих разъяснений пленума Верховного суда Российской Федерации;

    разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров России;

    осуществляет право законодательной инстанции в Федеральном Собрании;

В качестве судебного органа Верховный Суд РФ выполняет все судебные функции: суда первой инстанции, суда второй инстанции, суда, рассматривающего дела в порядке судебного надзора.

Полномочия Верховного суда по рассмотрению дел по первой инстанции определяется гражданским процессуальным, уголовно-процессуальным кодексами республики.

Верховный Суд РФ может изъять любое дело из любого суда России и принять его (после отмены судебных актов нижестоящих судов), к своему производству по первой инстанции. В таком порядке рассматривается большинство гражданских дел. Дела по первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает по общим правилам судопроизводства с постановлением соответственно решения или приговора, которые вступают в законную силу немедленно после их вынесения и могут быть опротестованы в порядке надзора в Президиум Верховного суда РФ.

Верховный Суд России является кассационной (второй) инстанцией непосредственно для нижестоящих судов. Он рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам по не вступившим в законную силу решения, приговора определения Верховных Судов республик в составе России, краевых, областных, городских судов, судов автономной области и автономных округов. В порядке надзора Верховный Суд РФ рассматривает дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговора, определения и постановления всех судов России и на постановление судей о назначении судебного заседания. Протесты в порядке надзора в Верховный Суд РФ приносят его Председатель, Генеральный прокурор РФ и их заместители. Верховный Суд России является последней надзорной инстанцией.

Характеристика Верховного суда России как вышестоящего судебного органа рассматривается в его деятельности по руководству всеми судами РФ путем кассационного и надзорного пересмотра дел и дачи судам разъяснений о применении Российского законодательства при рассмотрении гражданских и уголовный дел.

Судьи Верховного суда Российской Федерации назначается Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Верховный Суд России имеет установленный законом состав подразделений, т.е. определенную структуру, и действует в составе Пленума Судебной коллегии о гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии, а также Кассационной палаты.

Пленум Верховного суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, заместителей председателя, членов Верховного Суда. Полномочия пленума широки и разнообразны:

    рассматривает материалы, изучает и обобщает судебную практику и статистику, а также представления Генерального Прокурора РФ и министерства юстиции РФ и дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства России;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда;

    утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ научно-консультативный совет при Верховном Суде;

    рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в Федеральное Собрание в порядке осуществления законодательной инициативы;

    заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей судебных коллегий;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Пленум является прежде всего руководящим судебным органом России. Руководство судебной деятельностью он осуществляет путем дачи разъяснений судом по вопросам применения законодательства РФ при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Эти разъяснения, даваемые по общим вопросам судебной деятельности или по отдельным категориям и видам судебных дел являются обязательными для всех судов России. Руководящие разъяснения имеют большое значение для обеспечения единообразного понимания законов РФ в судебной практике. Кроме руководящей деятельности, Пленум Верховного суда РФ осуществляет законодательную инициативу Верховного Суда, а также решает вопросы формирования и организации работы Верховного Суда России.

Пленум Верховного Суда РФ созывается не реже одного раза в четыре (или три) месяца. В заседаниях Пленума Обязательно участвует Генеральный прокурор России, а также министр юстиции. Вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ, Генеральным прокурором или министром юстиции, заслушиваются соответственно по их докладам или по докладам уполномоченных лиц. В обсуждении этих вопросов могут принимать участие все члены Пленума, а также лица, приглашенные на его заседание. Заседание Пленума правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов его членов, участвующих в голосовании. Постановления подписываются Председателем Верховного Суда и секретарем пленума.

Президиум Верховного Суда России состоит из председателя, заместителей председателя и членов суда. Президиум как судебный орган в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также по протестам на решения, приговора, определения (кассационные и надзорные) судебных коллегий и на постановление судей Верховного Суда о назначении судебного заседания. Президиум осуществляет надзор за судебной деятельностью, прежде всего за судебными коллегиями, а через них за правосудием во всех судах страны.

Протесты в порядке надзора в президиум могут приносить Председатель Верховного суда РФ, Генеральный прокурор РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместители.

Заседания Президиума Верховного Суда РФ правомочны при наличии большинства его членов, участвующих в заседании. В заседании обязательно участвует Генеральный прокурор России.

Судебные коллегии соответственно по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия, а также кассационная палата утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегией для рассмотрения дел в составе другой.

Возглавляют судебные коллегии председатели коллегии из числа заместителей Председателя Верховного Суда или членов этого суда. Председатели осуществляют организационное руководство работой коллегии и предоставляют Пленуму Верховного Суда отчеты о деятельности коллегий. Для рассмотрения судебных дел председателем коллегии или председателем Верховного Суда РФ в судебных коллегиях создаются судебные составы.

Судебные коллегии осуществляют все судебные функции, т.е. в пределах своих полномочий рассматривают дела в качестве первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывающимся обстоятельствам.

По первой инстанции судебной коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела, отнесенные к ведению Верховного Суда или изъятые из нижестоящих судов и принятые к своему производству. Решения и приговоры судебных коллегий вступают в законную силу немедленно и могут быть опротестованы соответствующими должностными лицами в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии рассматривают в кассационном порядке дела по жалобам и протестам, принесенные на не вступившие в законную силу решения, приговоры, определения соответствующих ниже стоящих судов. По второй инстанции в судебных коллегиях дела рассматриваются кассационным составом судей. Каждый такой состав состоит из трех членов Верховного Суда, один из которых является председательствующим. Кассационное определение коллегий может быть опротестовано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

В надзорном порядке судебными коллегиями рассматриваются дела по протестам соответствующих должностных лиц, принесенным на вступившие в законную силу решения, приговоры и определение всех судов РФ (если они не были предметом кассационного разбирательства в Верховном Суде), на постановление судей о назначении судебного заседания, а также на постановления президиумов краевых и соответствующих судов, президиумов Верховных Судов республик в составе России. В порядке надзора дела рассматриваются в соответствующей судебной коллегии Верховного Суда РФ в составе трех судей, один из которых председательствует. В результате рассмотрения дела коллегия выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и может быть опротестовано только в порядке надзора в президиум Верховного Суда РФ.

Военная коллегия осуществляет надзор за судебной деятельностью всех военных судов в составе Вооруженных Сил РФ.

В кассационную палату Верховного Суда РФ обжалуются и опротестовываются приговоры и постановления, вынесенные судом присяжных в круговом, областном, и приравненном суде.

Председатель Верховного Суда РФ обладает разнообразными полномочиями как в сфере правосудия, так и по организационному руководству в Верховном Суде. В соответствии со ст. 65 Закона о судоустройстве:

    приносит в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    в случаях и в порядке, установленных законом, в праве приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;

    организует работу по обобщению, изучению практики, анализу судебной статистики;

    вносит представление в государственные органы, общественные организации должностным лицам об устранении нарушения закона, причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

    организует работу по осуществлению контролем за выполнением разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях,

    созывает Пленум Верховного Суда РФ и вносит на его рассмотрение вопросы, требующие конкретного решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    может председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любого дела;

    распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного Суда РФ;

    ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений жалоб;

    осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители Председателя Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президиума РФ. Они осуществляют следующие полномочия:

    могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ;

    приносить в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

    осуществлять в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда;

    вести личный прием граждан;

    осуществлять другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель, а если и он отсутствует - заместитель председателя Верховного Суда.

Председатели судебных коллегий Верховного Суда РФ осуществляют законом полномочия:

    руководят работой соответствующих судебных коллегий;

    председательствуют в судебных заседаниях руководимых ими коллегий или назначают для этого членов суда;

    образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

    представляют отчеты Пленуму Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

    истребуют судебные для изучения и общения судебной практики;

    организуют работу по повышению квалификации членов суда соответствующих коллегий и т.п.

Организация работы в Верховном Суде осуществляется Председателем Суда, его заместителями и председателями судебных коллегий. Организационная деятельность Верховного Суда проводится по тем же направлениям, что и в других судебных органах: квартальное и текущее планирование работы, суда; прием посетителей и рассмотрение жалоб и заявлений, предложений и ходатайств; работа с кадрами суда; изучение и обобщение судебной практики и организация судебной статистики; систематизация нормативного материала; организация делопроизводства и т.д.

Судебная и организационная работа в Верховном Суде выполняется с помощью аппарата суда, в состав которого входят ведущие отделы управления и прочие отделы.

В штате управления и отделов состоят главные и старшие консультанты, инспектора, а также другие служащие и младший обслуживающий персонал. Штатное расписание Верховного Суда, положения об отделах и других структурных подразделениях утверждает Председатель Верховного Суда РФ.

При Верховном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, включающий в себя членов суда, научных работников и представителей других юридических ведомств.

Состав этого совета утверждает Пленум Верховного Суда РФ. Совет на общественных началах обсуждает проекты разъяснений Пленума Верховного Суда, наиболее важные вопросы применения законодательства в судебной практике и тем самым оказывает консультативную помощь Верховного Суда.

Верховный Суд имеет свой печатный орган - Бюллетень Верховного Суда, в котором публикуются все постановления Пленума Верховного Суда, наиболее важные и сложные дела, рассмотренные в Президиуме, судебных коллегиях Верховного Суда РФ и нижестоящих судах.

    Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам судебной… … Финансовый словарь

    Верховный суд Российской Федерации - Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ. ВС создается в соответствии с Конституцией РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию. ВС РФ в пределах своей … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Верховный Суд Российской Федерации - (ВС РФ) высший судебный орган РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает… … Бухгалтерская энциклопедия

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. B.C. РФ, являясь высшей судебной инстанцией, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

    Конституционный Суд Российской Федерации - Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: России Государственный строй … Википедия

    Конституционный суд Российской Федерации - Создание Конституционного Суда в России явилось важным шагом в развитии ее конституционного строя. В СССР были предприняты две попытки его создания. В 1923 году ограниченные функции конституционного надзора были возложены на Верховный Суд СССР,… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства согласно ст. 1 Федерального конституционного закона о Конституционном Суде (КС) РФ 1994 г. КС РФ… … Энциклопедический словарь конституционного права

    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации - Политика Портал:Политика Россия … Википедия

    Верховный суд Республики Карелия - Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации Инстанция суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции Юрисдикция Республика Карелия Орган обжалования Верховный Суд Российско … Википедия

Книги

  • , . Вашему вниманию предлагается Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального… Купить за 675 грн (только Украина)
  • Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год , . Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правом человека в Российской Федерации за 2016 год подготовлен в соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального конституционного закона "Об…

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), - что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, - что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений :

1) народный суд:

В составе постоянного народного судьи;

В составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, - Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора - дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе :

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии - по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили : Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось : истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции "содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей - «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия - государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

121260, г. Москва, ул.Поварская,15.

Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации; Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации; Уголовным процессуальным кодексом РФ ; Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" ; Федеральным законом "Об органах судейского сообщества"; Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" ; и Законом РСФСР "О судоустройстве РСФСР" в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, и другими нормативными актами.

История

В привычном нам виде Верховный суд в России существует с января 1923 года, когда Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, согласно которому Верховный трибунал ВЦИК был переименован по Положению о судоустройстве в Верховный Суд РСФСР. Тогда к компетенции высшего судебного органа относился судебный контроль над всеми без исключения судами Республики, рассмотрение в кассационном порядке дел, решенных губернскими судами, а в порядке надзора - дел, разрешенных любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности. Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка. Состав суда отличался от нынешнего отсутствием Кассационной коллегии и Научно-Консультационного совета и наличием Дисциплинарной (упразднена в 1929 году) и Военно-транспортной (вместе с Военной коллегией переведена в состав Верховного суда СССР в 1925 году) коллегий. Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 декабря 1991 года № 3045-1 Верховный Суд СССР был упразднен, его правопреемником был объявлен Верховный Суд РСФСР (впоследствии - Верховный суд РФ), который становился высшим судебным органом страны. Через полгода в его состав вернулась Военная коллегия.

Похожие публикации