Интеллектуальные информационные технологии (история и тенденции развития). Интеллектуальные технологии

Сфера применения технологий видеоконференций постепенно расширяется. Если раньше главными пользователями были юридические фирмы, предприятия здравоохранения, издательской деятельности, дизайна, то сегодня трудно назвать отрасль, где бы ни применялась технология видеоконференции. Американские исследования показали, что при телефонном разговоре в среднем можно передать 11 % необходимого объема информации; при использовании телефонной связи в совокупности с факсимильной – до 24 %; посредством видеоконференций – до 60 %.

Примеры использования телеконференций: установление тесных отношений разработчиков различных систем, сотрудничество с поставщиками, организация финансовых услуг посредством создания киосков, оборудованных средством поддержки телеконференций, дистанционное обучение, во всех сферах деятельности, где требуется «удаленное» общение.

Возможности общения, функции, поддерживающие работу с разделяемыми приложениями, интерактивный обмен информацией, предоставляемые видеоконференциями, позволили их рассматривать как инструменты автоматизации управления деятельностью предприятия.

На рынке видеоконференций существует три сектора. Первый – настольные видеоконференции. Они ориентированы на бизнес-применение, совместную работу с документами с поддержкой звука и видео. Второй сектор – групповые видеоконференции, ориентированные, в основном, на звук и видео. Обычно они устанавливаются в специально оборудованных комнатах – конференц-залах. Третий – студийные видеоконференции, их цены еще выше, качество лучше, причем документы совместно не обрабатываются.

На рынке настольных видеоконференций лидером является технология ProShare. Последние версии обеспечивают выход в Интернет. Фирма Microsoft разработала программу NetMeeting, обеспечивающую проведение видеоконференций для массовых пользователей.

Технология видеоконференций породила новый вид передачи информации – видеопочту. Это вид связи является расширением электронной почты (текстовой) и напоминает работу автоответчика. Человека, делающего вызов по видеотелефону, «приветствует» изображение вызываемого, после чего он просит оставить текст или голосовое письмо.

Получает распространение технология записи процесса видеоконференции, чтобы пользователи могли повторно просматривать отдельные ее фрагменты.

Визуальные системы связи используются не только на компьютерах, но и поддерживаются NoteBook (ноутбуками). Ими можно пользоваться в качестве Интернеттелефона для передачи факсов и т. д.

Интеллектуальные информационные технологии

Информационные технологии имеют дело с информацией в виде фактов, данных, документов. Интеллектуальные информационные технологии преобразуют информацию в знания. Знания – вид информации, хранимой в базах знаний и отражающей знание человека-специалиста (эксперта) в определенной предметной области; множество всех текущих ситуаций в предметной области и способы перехода от одного описания объекта к другому. Для знаний характерна внутренняя интерпретируемость (толкование), структурируемость, связность и активность. Говоря образно:

знания = факты + убеждения + правила.

Определение

Знания связаны с человеческим фактором, так как в его определение входит «убеждение», что присуще только человеческому интеллекту. Поэтому информационные технологии, связанные с обработкой знаний или использующие алгоритмы, аналогичные принципам деятельности человеческого мозга, стали называть

интеллектуальными.

Одновременно с появлением первой ЭВМ начали проводить работы по созданию искусственного интеллекта.

Искусственный интеллект из области фантастики стал превращаться в научные исследования после появления в сороковых годах прошлого века книги Норберта Винера «Кибернетика, или управление и связь в животном и в машине». Термин «Кибернетика» обозначает науку об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе. Сегодня этот термин используется редко. Его заменяют многочисленные практические направления исследований: искусственный интеллект, информационное моделирование, аналитические технологии, интеллектуальные информационные системы, теория управления, распознавание образов, экспертные системы и системы поддержки принятия решений, нейронные сети, робототехника и др.

Определение

Искусственный интеллект – свойство автоматических и автоматизированных систем выполнять отдельные функции интеллекта человека, например, выбирать и принимать оптимальные решения на основе ранее полученного опыта и рационального анализа внешних условий. Создание искусственного интеллекта связано с моделированием нервной высшей деятельности. Выделяют два основных подхода к его исследованию и моделированию – имитационный и прагматический.

Имитационный подход ставит своей целью имитировать и результаты работы мозга и принципы его действия, т. е. понять, как именно работает мозг.

Прагматический подход не интересуется тем, как работает мозг. Он ставит цель найти методы, позволяющие машине решать сложные интеллектуальные задачи, какие умеет решать только человек.

В действительности оба метода дополняют друг друга. Имитационный подход порождает основные идеи, а прагматический доводит их до стадии практически полезных разработок.

В имитационном подходе обучение строится следующим образом. Накапливается статистическая информация о комбинации входных сигналов (образов). В тот момент, когда система «понимает», что некая комбинация входных сигналов не случайна, она обучается (запоминает) распознавать эту комбинацию как образ. Распознавание комбинации образов обучает систему формировать образы более высокого порядка.

Такой подход позволил создавать системы управления, способные находить способ управления в соответствии с меняющимися окружающими условиями и даже корректировать этот способ, т. е. создавать само развивающиеся самообучающиеся системы. Цель такой системы – улучшение своего, а не нашего состояния. Поэтому, ставя цель построить модель природного мозга, мы лукавим, так как на самом деле хотим построить идеального исполнителя наших задач и воли, т. е. искусственного раба, а не искусственный интеллект.

На этих же принципах «чего изволите?» строятся экспертные системы, лингвистические процессоры, промышленные роботы.

Интеллектуальные информационные технологии строятся с использованием технологий гипертекста, мультимедиа, когнитивной графики совместно с методами имитационного и информационного моделирования, лингвистических процессоров, семантических и нейронных сетей и др. Они используются для:

создания экспертных систем;

нахождения решений в сфере управления всех уровней;

решения задач аналитического характера на основе структуризации текста для создания аналитических докладов, записок;

прогнозирования природных, экологических катастроф, техногенных

нахождениярешенийвсоциальнойиполитическойсферахсповышенной напряженностьюит. д.

Технологии обеспечения безопасности обработки информации

При использовании любой информационной технологии следует обращать внимание на наличие средств защиты данных, программ, компьютерных систем.

Безопасность данных включает обеспечение достоверности данных и защиту данных и программ от несанкционированного доступа, копирования, изменения

Определение

Достоверность данных контролируется на всех этапах технологического процесса эксплуатации ЭИС. Различают визуальные и программные методы контроля.Визуальный контроль выполняется на домашинном и заключительном этапах.Программный – на машинном этапе. При этом обязателен контроль при вводе данных, их корректировке, т. е. везде, где есть вмешательство пользователя в вычислительный процесс. Контролируются отдельные реквизиты, записи, группы записей, файлы.Программные средства

контроля достоверности данных закладываются на стадии рабочего проектирования.

Защита данных и программ от несанкционированного доступа, копирования, изменения реализуется программно-аппаратными методами и технологическими приемами. К программно-аппаратным средствам защиты относят пароли, электронные ключи, электронные идентификаторы, электронную подпись, средства кодирования, декодирования данных. Для кодирования, декодирования данных, программ и электронной подписи используются криптографические методы. Средства защиты аналогичны, по словам специалистов, дверному замку. Замки взламываются, но никто не убирает их с двери, оставив квартиру открытой.

Технологический контроль заключается в организации многоуровневой системы защиты программ и данных от вирусов, неправильных действий пользователей, несанкционированного доступа.

Наибольший вред и убытки приносят вирусы. Защиту от вирусов можно организовать так же, как и защиту от несанкционированного доступа. Технология защиты является многоуровневой и содержит следующие этапы:

1. Входной контроль нового приложения или дискеты, который осуществляется группой специально подобранных детекторов, ревизоров и фильтров. Например, в состав группы можно включить Aidstest. Можно провести карантинный режим. Для этого создается ускоренный компьютерный календарь. При каждом следующем эксперименте вводится новая дата и наблюдается отклонение в старом программном обеспечении. Если отклонения нет, то вирус не обнаружен;

2. Сегментация жесткого диска. При этом отдельным разделам диска присваивается атрибут Read Only;

3. Систематическое использование резидентных программ-ревизоров и фильтров для контроля целостности информации, например, Antivirus2 и т. д.;

4. Архивирование. Ему подлежат и системные, и прикладные программы.

Если один компьютер используется несколькими пользователями, то желательно ежедневное архивирование. Для архивирования можно использовать WINZIP и др.

Эффективность программных средств защиты зависит от правильности действий пользователя, которые могут быть выполнены ошибочно или со злым умыслом. Поэтому следует предпринятьследующиеорганизационныемерызащиты:

общее регулирование доступа, включающее систему паролей и сегментацию винчестера;

обучение персонала технологии защиты;

обеспечение физической безопасности компьютера и магнитных носителей;

выработка правил архивирования;

хранение отдельных файлов в шифрованном виде;

создание плана восстановления винчестера и испорченной информации.

В качестве организационных мер защиты при работе в Интернет можно рекомендовать:

обеспечить антивирусную защиту компьютера;

программы антивирусной защиты должны постоянно обновляться;

проверять адреса неизвестных отправителей писем, так как они могут быть подделанными;

не открывать подозрительные вложения в письма, так как они могут содержать вирусы;

никому не сообщать свой пароль;

шифровать или не хранить конфиденциальные сведения в компьютере, так как защита компьютера может быть взломана;

дублировать важные сведения, так как их может разрушить авария оборудования или ваша ошибка;

не отвечать на письма незнакомых адресатов, чтобы не быть перегруженным потоком не нужной информации;

не оставлять адрес почтового ящика на web-страницах;

не пересылать непрошеные письма, даже если они интересны, так как они могут содержать вирусы.

Для шифровки файлов и защиты от несанкционированного копирования разработано много программ, например, Catcher. Одним из методов защиты являетсяскрытая метка файла, метка (пароль) записывается в сектор на диске, который не считывается вместе с файлом, а сам файл размещается с другого сектора, тем самым файл не удается открыть без знания метки.

Восстановление информации на винчестере – трудная задача, доступная системным программистам с высокой квалификацией. Поэтому желательно иметь несколько комплектов дискет для архива винчестера и вести циклическую запись на эти комплекты. Например, для записи на трех комплектах дискет можно использовать принцип «неделя – месяц – год». Периодически следует оптимизировать расположение файлов на винчестере, что существенно облегчает их восстановление.

Определение

Безопасность обработки данных зависит от безопасности использования компьютерных систем. Компьютерной системой называется совокупность аппаратных и программных средств, различного рода физических носителей информации, собственно данных, а также персонала, обслуживающего перечисленные компоненты.

В органах власти лавины информации создают руководителям постоянную перегрузку, вызывают стрессы. В этих условиях от информационных технологий требуется нечто большее, чем быть оргтехникой и средством связи. Напрашивается желание найти новые способы эффективного решения возникающих проблем. Для этого есть пока одно направление-интеллектуализация информационных технологий.

Весь спектр типов задач, решаемых с помощью информационных технологий, лежит в пределах от структурированных задач до неструктурированных. Большую группу в этой совокупности составляют слабо структурированные задачи, решение которых связано с определением количественных и качественных переменных. Данное обстоятельство привело к необходимости создания программных средств, основанных как на традиционных методах алгоритмической обработки данных, так и на методах создания и использования баз знаний. Такими АС являются экспертные системы и системы поддержки принятия решений. ЭС и СППР в той или иной мере основаны на использовании знаний экспертов.

ЭС являются практической реализацией методов и идей искусственного интеллекта. Искусственный интеллект представляет собой набор техник программирования, заставляющий ПК действовать подобно человеку, например, общаться на естественном языке при постановке медицинского диагноза. Вместо последовательного программирования с заранее создаваемыми программами искусственный интеллект предполагает динамическое формирование программы из накопленных в памяти ПК фактов, навыков и правил, которые машина применяет в конкретной ситуации. ЭС предназначены для моделирования или имитации поведения опытных специалистов при решении задач по какому-либо узкому вопросу в определенной предметной области. ЭС призваны оказывать помощь специалистам, когда их собственных знаний, опыта и интуиции недостаточно для самостоятельного решения возникающих проблем. ЭС представляют машинные программы, решающие задачи примерно так же, как решает их эксперт в реальной обстановке. Как правило, ЭС представляет возможность использования не только эвристических знаний, но и традиционной алгоритмической обработки данных с помощью готовых пакетов прикладных программ.

СППР предназначены для оказания помощи пользователям в неструктурированных или слабо структурированных ситуациях выбора. Такие АС выступают в роли помощника, который позволяет расширить способности человека, но не заменяет его мнение или систему предпочтений.

СППР является человеко-машинной АС, используемой для поддержки действий в ситуациях выбора, когда невозможно или нежелательно иметь автоматическую систему представления и реализации всего процесса оценки и выбора альтернатив. В составе СППР, как правило, имеются база данных, средства общения с пользователем и широкий набор методов и моделей математического программирования, статистического анализа, теории игр, теории принятия решений, а также эвристических методов, обеспечивающих адаптивность системы и обучение. Большинство СППР работает с числовыми данными, аналитическими моделями и решает проблемы, которые предварительно описываются на языке таких моделей.



СППР призваны помочь человеку в решении стоящей перед ним проблемы, а ЭС–заменить человека при решении проблемы.

Основу ЭС составляет база знаний, хранящая множество фактов и набор правил, полученных от экспертов и из специальной литературы. База знаний отличается от базы данных тем, что если в базе данных единицы информации представляют собой не связанные друг с другом сведения, формулы, теоремы, аксиомы, то в базе знаний те же элементы уже связаны как между собой, так и с понятиями внешнего мира, определенными соотношениями и сами содержат в себе эти отношения.

Основные компоненты ЭС:

подсистема приобретения знаний;

база знаний;

машина вывода;

доска объявлений (рабочая память);

интерфейс пользователя;

подсистема объяснения;

подсистема совершенствования вывода и “очищения” знаний.

Подсистема приобретения знаний обеспечивает сбор, передачу и преобразование опыта решения проблем из некоторых источников знаний в компьютерные программы при их создании или расширении.

База знаний содержит два основных элемента: факты (данные) из предметной области и правила, которые управляют использованием фактов при решении проблем. Информация базы знаний преобразуется в компьютерную программу в процессе представления знаний.

Машина вывода–компьютерная программа, управляющая использованием системных знаний. Состоит из интерпретатора, который выполняет выбранную повестку, применяя соответствующие правила из базы знаний, и планировщика, который управляет процессом выполнения повестки, оценивая эффект применения различных правил с точки зрения приоритетов или других критериев.

Доска объявлений - область рабочей памяти, выделенной для описания текущей проблемы и для записи промежуточных результатов. В нее записываются текущая гипотеза и управляющая информация: план – какая стратегия выбрана для решения проблемы; повестка–потенциальные действия, ожидающие выполнения; решения–гипотезы и альтернативные способы действий, сгенерированные системой.

Интерфейс пользователя обеспечивает общение между пользователем и ПК (с помощью естественного языка, графики, многооконных меню и т.п.).

Подсистема объяснения обеспечивает проверку соответствия выводов их посылкам и объясняет поведение ЭС, интерактивно отвечая на вопросы типа: “Как было получено некоторое заключение?”, “Почему некоторая альтернатива была отвергнута?”, “Каков план получения решения?”.

Подсистема совершенствования вывода и “очищения” знаний обеспечивает анализ экспертами своей собственной работы, опыта, знания и улучшает их.

В процессе решения задачи ЭС проводит двухсторонний диалог с пользователем, запрашивая его о фактах, касающихся конкретного случая. После получения ответов ЭС пытается получить заключение. Эта попытка осуществляется машиной вывода, решающей, какая стратегия эвристического поиска должна быть использована для определения порядка применения к данной проблеме знаний из базы знаний. Пользователь может запросить объяснение поведения ЭС и ее заключений. Качество вывода определяется методом, выбранным для представления знаний, объемом базы знаний и мощностью машины вывода.

Интеллектуальные информационные технологии в органах власти только начинают осваиваться. Интеллектуальные информационные технологии применяются для биржевого прогнозирования, определения риска страхования и кредитования, поиска финансовых мошенников, экспертизы в медицине, поиска полезных ископаемых и пр. По некоторым оценкам, мировой коммерческий рынок программных продуктов измеряется 180 миллиардами долларов. Рынок интеллектуальных информационных технологий к 2005 году достигнет 40 миллиардов долларов.

Развитие сферы применения ИАС, интеллектуальных информационных технологий отечественного производства в органах власти сдерживается следующими факторами:

отсутствием завершенных программных продуктов для поддержки аналитической деятельности, соответствующих требованиям промышленного программного изделия;

навязчивым внедрением зарубежными фирмами своих программных интеллектуальных систем, которые плохо адаптируются к отечественному опыту государственного руководства и информационному обеспечению органов управления;

отсутствием отечественных профилей стандартов с требованиями к интеллектуальным информационным технологиям;

отсутствием нормативно-правовых документов, определяющих статус системных аналитиков, которые осуществляют в органах власти применение интеллектуальных информационных технологий для обеспечения их практической деятельности.

В целях повышения эффективности информационно-аналитической деятельности органов государственной власти, а также развития российской индустрии интеллектуальных информационных технологий было бы целесообразно направить действия разработчиков и заказчиков на объединение усилий по организации разработки и внедрения отечественных информационно-аналитических систем органов государственной власти на единых принципах. Например, при Государственном комитете по связи и информатизации ввести центр научно-методического обеспечения и экспертизы работ по информационно-аналитическим технологиям поддержки принятия решений в органах государственной власти.

Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеюткомплексный характер, связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности.


Глава 5. Основные принципы построения региональных и

В ближайшем будущем произойдет еще одно весьма важное изменение в целях и задачах процесса обучения, связанное с несколькими тенденциями современного общественного развития. Наиболее важные среди них – изменение соотношения личности и общества в пользу личности, от уровня развития которой зависит успешное функционирование и дальнейшее развитие общества, а также существенное развитие знаний о самом человеке, которые дает возможность выработать более эффективные способы непосредственного вмешательства в процесс формирования и развития его интеллекта.

Под интеллектом (от лат. "intellectus" – познание, понимание, рассудок) современная социологическая наука понимает способность человека рационально мыслить. Практически во всех традиционных системах образования интеллект человека "обтачивался" посредством информации, как морские камешки водой. Это, как известно, длительный процесс. В настоящее время возникает иная задача – специальное развитие интеллекта человека. Возникло отдельное научное направление – исследование технологических основ диверсификации человеческого интеллекта.

При этом важнейшей характеристикой интеллекта является способность не только накапливать и запоминать информацию, быстро находить и вспоминать ее, но и, прежде всего, решать сложные и нестандартные задачи, логически, инновационно и нестандартно мыслить, а также генерировать новые идеи. Поэтому интеллект современного человека должен быть быстрым, обширным, способным выполнять сложные мыслительные операции. Немаловажна в этом отношении и интуиция, которую нередко "выносили за скобки" интеллекта, помещая ее в сферу человеческой душевности или чувственности. Интуиция имеет одно замечательное технологическое свойство: она дает возможность форсировать длительную, сложную и монотонную мыслительно-логическую деятельность и гораздо быстрее получать конечный результат. Современная наука понимает ее именно так – как способность постижения истины прямым ее усмотрением. Наконец, сегодня трудно представить себе развитый интеллект без творчества, т. е. способности создавать принципиально новые идеи и новые пути разрешения наиболее сложных проблем.

Потребность в таком интеллекте носила в прежние эпохи весьма локальный характер, так как ее удовлетворяла в основном лишь узкая группа интеллектуальной элиты общества, и довольно часто мощный творческий интеллект был практически невостребованным. В современных информационных обществах эта потребность стремительно возрастает сразу на несколько порядков. Каждая фирма, государственная структура или политическая партия начинают все больше нуждаться в интеллектуалах, способных предлагать оригинальные идеи для решения сложных задач. Ситуация усугубляется и тем, что в современных условиях, несмотря на быстрый рост "критической массы" интеллектуалов среди самодеятельного населения, воспроизводство интеллекта в обществе нарастает гораздо медленнее, чем потребность в нем. Поэтому в развитых странах идет настоящая "охота" на специалистов-интеллектуалов высокого класса.


При обучении и воспитании интеллектуалов современное общество сталкивается со сложными проблемами, среди которых особенно беспокоит то, что самая высокая рождаемость в социальных слоях с низким интеллектом, что, естественно, приводит к накапливанию в обществе низкоинтеллектуального "балласта". В этой связи опытные преподаватели (которые не одно десятилетие принимают вступительные экзамены в вузах и работают с первокурсниками) говорят о проблеме "интеллектуально недоношенных" студентов. Им, как правило, не хватает необходимой для обучения степени зрелости интеллекта, его приспособленности к умственному труду. Как это ни парадоксально, но и широкое внедрение в процесс обучения новых компьютерных технологий отнюдь не спасает от незрелости интеллекта, так как компьютер не является абсолютно позитивным воспитательным средством: его применение может не только развивать интеллект обучаемого, но и сковывать его развитие.

По всей видимости, потребность современного общества в выработке специальных мер по "подтягиванию" интеллекта значительной части людей до необходимого, диктуемого той или иной профессией уровня будет постоянно нарастать. Эта потребность уже сейчас приводит к тому, что в современной науке начинает складываться отдельный класс социальных технологий, которые называют технологиями наращивания (приращения) человеческого интеллекта.

Технологии наращивания интеллекта пребывают ныне на первоначальном этапе своего в будущем бурного развития. Они только начинают формироваться. У них, как говорится, все еще впереди. Прогностический анализ дает возможность предположить, что эти интеллектуальные технологии будут весьма разнообразными – как социальными, так и не социальными. Возможны, например, биохимические, генетические, психологические и другие технологии, построенные не на процессе обучения человека умениям и навыкам интеллектуальной деятельности, а на вторжении в природную сущность человека посредством хирургического или биохимического воздействия, проникновения в его генотип, клонирования и т. п. Ведь принципиально исключить применение многих достижений наук о человеке для повышения его интеллектуальных способностей просто невозможно. Другое дело, что возникает очень серьезная проблема применения этих достижений на пользу, а не во вред человечеству. Принимая во внимание новизну интеллектуальных технологий, а также неразработанность их типологических признаков, можно предложить такую поисковую классификацию социальных технологий наращивания интеллекта (рис. 34).

Технологии повышения человеческого интеллекта коренным образом отличаются от образовательных, особенно тра­диционных. Если технологии обучения формируют знания, умения и навыки, то интеллектуальные технологии предназна­чены для наращивания интеллекта. Они направлены на то, чтобы сделать человеческий мозг эффективным инструментом переработки информации и творчества. Другая особенность интеллектуальных технологий – их ярко выраженный тренинговый характер, т.е. они представляют собой целостные системы определенных упражнений, которые расширяют интеллектуальные возможности человека. Наиболее важными среди них являются технологии скорочтения, развития памяти, повышения творческого потенциала.

Рис. 34. Классификация технологий наращивания человеческого интеллекта

Кроме того, интеллектуальные технологии являются самодеятельными, т. е. в их структуре главным элементом являются такие процессы, как самообразование, самовоспитание и самоорганизация. Наряду с этим, эти технологии предполагают также высокую индивидуальную активность личности и ее специальную мотивацию. Они довольно эффективны, поскольку в них широко используется опыт, накопленный гениями в области оптимальной переработки и сохранения информации, а также достижения многих наук: психологии, физиологии, биоэнергетики и др. Например, интеллектуальная технология скорочтения строится в основном на анализе условий эффективности процесса чтения , который системно представлен на рис. 35.

Опираясь на системное видение условий эффективности процесса чтения, можно разработать интеллектуальную технологию динамического чтения, которая включает в себя такие методические приемы: 1) блокирование обратных положительных связей, речемоторного и речеслухового осмысления текста, дублирующих его зрительное восприятие; 2) торможение артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого-либо предмета, широкое открывание рта во время чтения при возможно более пассивном положении языка и голосовых связок; 3) неречевые ритмические помехи, например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, с обязательным движением плеча; 4) звуковые помехи: чтение одновременно со звучанием музыки или других акустических раздражителей, а также использование магнитофона, проигрывателя, радиоприемника и других средств; 5) принудительный режим чтения с заданной скоростью; 6) расширение центрального поля зрения и выработка навыков использования периферийного зрения; 7) контроль и самоконтроль.

Таким образом, технология скорочтения представляет собой некоторую систему чередования приведенных методических приемов, каждый из которых тренирует определенные качества и свойства индивида, необходимые ему для овладения процессом быстрого чтения.

Рис. 35. Условия эффективности процесса чтения

Одно из наиболее сложных и в то же время актуальных направлений технологизации человеческого интеллекта – повышение творческого потенциала личности. В специальной литературе содержатся различные определения категории "творчество". Его трактуют, например, как успешный полет мысли за пределы неизвестного, который дополняет знания и способ­ствует созданию нового. Распространен и подход, при котором творчество сводят к формированию комбинаций на основании имеющегося жизненного опыта или взаимодействий, способствующих развитию. Поэтому понятие "творчество" довольно часто связывают с инновационными решениями, которые обусловливают гармоничное развитие природы и общества. Наиболее общим определением творчества можно считать формулировку, которая описывает его как деятельность, порождающую нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное и общественно-исторически уникальное. Под творчеством, таким образом, понимают инновационный характер деятельности по разрешению специальных задач, отличающихся новизной, устойчивостью, нетрадиционностью и трудностью. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и другие его разновидности, которые имеют общие и специфические черты и свойства.

В науке и искусстве долгое время господствовали взгляды, согласно которым творчество трактовали как непознаваемое явление, как бы данное человеку от Бога, который периодически посылает своим избранникам ту или иную музу. Поэтому такое посещение музы трудно предсказать, и она может появиться в самой неподходящей для творца ситуации. "Эврика!" – это восклицание древнего ученого и изобретателя Архимеда знакомо нам еще со школьной скамьи. Это слово – не просто констатация факта находки. В нашем сознании оно ассоциируется с выражением высшего чувства удовлетворения, радости и восторга от найденного метода решения задачи, которую до этого никому не удавалось решить, и путь решения которой был тернист и долог. "Эврика" – это финал поиска истины или знания, дорога к которому неизвестна, и не всегда человек, открывший истину, может точно сказать, как он это сделал.

Однако прошло более двух тысячелетий, и в наш лексикон вошел достаточно распространенный в настоящее время термин "эвристика". Например, в общественной практике широко используются категории "эвристическое мышление", "эвристические приемы и методы", "эвристическое свойство" и т. п. Произнося эти слова, мы не всегда задумываемся над тем, какой смысл вкладываем в понятие "эвристика", однако в нашем сознании оно всегда ассоциируется с творческой деятельностью. В научной литературе это понятие пока не имеет единого толкования. Нередко эвристику отождествляют с психологией научного творчества, которая изучает методы решения научных задач, для чего, кроме знаний и умений, нужна еще сообразительность и догадливость. Но чаще всего эвристику рассматривают как абстрактно-аналитическую область науки, изучающую структуру творческой деятельности, ее продукты, особенности, факторы влияния и т. п. На самом деле понятие "эвристика" значительно шире по своему объему и содержит в себе три смысловых контекста: 1) специальные методы, используемые в процессе открытий или создания чего-то нового (эвристические методы); 2) область научного знания, изучающего продуктивное творческое мышление (эвристическую деятельность); 3) восходящий еще ко временам Сократа метод обучения (майевтика).

Приведенные подходы к определению эвристики свидетельствуют о том, что она еще не сформировалась как самостоятельная наука. Несмотря на большое количество научных трудов, посвященных проблеме эвристики, все они, как правило, касаются лишь ее частных проблем и не дают пока четкого определения ее объекта, предмета и статуса среди других наук. Наиболее плодотворные попытки решения этой проблемы изложены в работах американских ученых Г. Буша и К. Буша, которые считают, что эвристика – это общенаучная теория решения проблемных задач, возникающих в человеческой деятельности и общении, а также механизмов и методологических средств антиципации (предвосхищения), конструирования нового знания и целеустремленных способов деятельности и общения, создаваемых на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего в целях более полного удовлетворения потребностей людей.

Неоднозначность толкований эвристики свидетельствует о разном содержании, которое вкладывают авторы различных концепций в данное понятие. При этом бесспорно, что в любом случае эвристику неразрывно связывают с творчеством и творческой деятельностью. Понятия "эвристика" и "творчество" в единую цепь связывают представления о нетривиальности, неординарности, новизне и уникальности. Однако эта новизна может быть как локальной (для некоторого небольшого сообщества), так и всеобщей (для всех времен и народов). Применительно к понятию "творчество" таким общим качеством является результат творческой деятельности, а применительно к эвристике – методы и средства получения этого результата.

Технологии творчества строятся на основе изучения и определения структуры творческого процесса. Причиной их появления является необходимость наращивания творческого интеллекта, так как логика развития информационного общества неизбежно выводит социум на принципиально новую стадию развития, когда основное назначение человека будет состоять не столько в переработке информации, сколько в ее создании. Одним словом, произойдет углубление и расширение интеллектуальной деятельности людей, а также ее переход от грубой переработки информации (которая будет в значительной мере автоматизирована благодаря развитию специальных технологий) к творческому процессу ее создания. Творческий процесс чаще всего содержит в себе такие этапы: 1) возникновение замысла; 2) логическую обработку идеи; 3) воплощение творческого замысла.

В современном науковедении существуют и другие подходы к определению структуры творческого процесса. Например, французский ученый Ж. Адамар в творческом процессе выделяет четыре этапа: 1) подготовку; 2) инкубацию; 3) озарение; 4) проверку или доработку. А современный американский психолог Дж. Россмэн оперирует семью стадиями творческого процесса: 1) осознание творческой потребности; 2) ее анализ; 3) изучение доступной информации; 4) формулирование предполагавшихся ранее решений; 5) критический анализ этих решений; 6) рождение новой идеи; 7) экспериментальная проверка этой идеи.

Несколько иной точки зрения в этом отношении придерживается другой американский ученый Дж. Дьюи, который выделил пять этапов в решении творческой проблемы: 1) осознание проблемы; 2) анализ проблемы; 3) выдвижение идей; 4) проверка идей; 5) выбор оптимальной идеи решения проблемы. Российский исследователь А. Лук также рассматривает пять этапов творческого процесса: 1) накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулировки задачи; 2) сосредоточение усилий и поиск дополнительной информации; 3) уход от проблемы, переключение на другие занятия, что обеспечивает инкубацию; 4) озарение (инсайт), предполагающее скачок в творческом мышлении; 5) верификация (проверка).

По мнению целого ряда исследователей, творческий процесс представляет собой взаимодействие нескольких его компонентов: объективации и субъективации; опредмечивания и распредмечивания; идеализации и реализации; интериоризации и экстериоризации. При этом объективация обеспечивает оформление объекта творчества, а субъективация содействует присвоению объекту сущности со стороны субъекта, а также перенесение субъективного замысла на реальный объект. Опредмечивание способствует формированию предметности и телесности объекта, а распредмечивание – снимает ее. Идеализация постоянно отрывает творца от реальности, уносит его в мир совершенного, а реализация требует реальности и практической применимости. Интериоризация предполагает как бы впитывание окружающего человека мира, привнесение всего, что воздействует и определяет творческий процесс внутри себя, а экстериоризация определяет "выдачу" созидателем творческого продукта, его отчуждение.

Рассматривая творческий процесс на примере научного творчества, российский исследователь А. Майданов выделяет в нем целый ряд специфических особенностей: поливариантность решений, генерирование идей, кумуляцию (накопление знания), элиминацию (исключение, устранение знания) и неогенез (обновление, развитие знания) .

Таким образом, социальный смысл интеллектуальных технологий состоит в том, чтобы активизировать творческую деятельность человека, которая, как показывает анализ, строится на основе определенных закономерностей. Содержательную сторону интеллектуальных технологий определяют такие факторы активизации творчества.

1. Возникновение и развитие творческой мотивации, которая характеризуется жаждой открытия и уверенностью в нем, в создании оригинального произведения. Мотивация придает творческой деятельности осознанность и целенаправленность. Она является побуждающей силой творчества. Согласно закону Еркеса – Додсона, чем сильнее желание, тем лучше результаты. Однако эта закономерность действует лишь до определенного предела. Если мотивация переходит свой пик, результаты ухудшаются (рис. 36).

Рис. 36. Зависимость результатов интеллектуальной деятельности от силы мотивации

2. Сочетание сознательной умственной деятельности с подсознательной работой. При этом немаловажно умение "нырять" в глубины подсознания и "выныривать" оттуда с готовым новым решением проблемы.

3. Фантазирование на серьезные темы, которое переводит человека в особое состояние, когда разрушаются сложившиеся стереотипы и возникает внутренняя свобода, в результате чего приходят оригинальные способы решения сложной задачи. Фантазирование выполняет в творческом процессе несколько важнейших функций. Оно разрывает прочные "канаты", которые "привязывают" человека к имеющимся идеям и объекту творчества. Фантазия обеспечивает полет мысли и, кроме того, оживляет воображение человека, придавая ему образность, эмоциональность и чувственность. Например, изучение процесса возникновения творческих идей у великих мыслителей или мастеров показывает, как важна в нем роль эмоционально-чувственного образа, который проходит ряд этапов в своем разви­тии, расширяя тем самым свое рациональное содержание. Фантазия приводит и к негативным последствиям для творчества, которые заключаются в том, что создаваемые продукты нередко оказываются совершенно оторванными от реальной жизни и плохо применимыми в ней. Они напоминают своего рода несуществующих драконов на китайских вазах.

4. Использование различных аналогий. Как отмечает в этой связи российский ученый В. Сухарев, нередко нужная аналогия приходит даже не из смежной, а из очень далекой области, казалось бы, не имеющей точек соприкосновения с решаемой проблемой. Поэтому для интеллектуальной деятельности необходим широкий кругозор, а также знакомство со многими областями знаний и культуры . При этом эффективность эвристических приемов (в том числе и ассоциаций) проявляется не столько в обеспечении быстрого отыскания решения, сколько в подготовке психики человека к моменту "озарения", в установлении связи между сознанием и подсознанием и подключением к этому процессу интуиции (ассоциаций). Этот прием может быть весьма полезен, особенно при поиске новых функций, свойств или качеств объекта исследования.

5. Наиболее интересным в технологическом отношении приемом является использование метода гирлянд. Гирлянду ассоциаций можно рассматривать как эвристический прием, используемый для отхода от традиционных (стереотипных) сравнений и аналогий и нахождения взаимосвязи (аналогий) между объектом и отдаленным понятием.

6. Ликвидация помех, которые мешают творческому процессу. Среди них наиболее значимы страх, излишняя самокритичность и лень, причем каждому творцу приходится "выпивать свой коктейль" из этих помех.

7. Развитие необходимых личностных качеств и свойств, которые способствуют творческому процессу. Наиболее важными среди них являются следующие:

1) формирование ориентировочного рефлекса как основы любознательности, любопытства. Эти качества содержат в себе некоторые противоречия. С одной стороны, любопытство соизмеряется с образованностью, как отмечал Ж.-Ж. Руссо, и показывает возвышенность ума, а с другой стороны – это свойство людей, которые ничего не знают, а также признак мелочности ума. По всей видимости, для творчества необходима любознательность особого рода, которая не скользит по поверхности предмета, а стремится углубиться в него. При углублении в предмет творчества это качество не позволяет останавливаться перед известным и знакомым, а заставляет идти дальше, пока не обнаружится то, что было недоступно ранее;

2) развитие самовыражения и подражания. Эти качества также в известной мере противоречивы. Для творчества необходимо такое самовыражение, которое возвышает личность, а не копирует подражание. В этой связи Ж. Оурри справедливо отмечал, что подражать – не означает копировать, это означает работать на манер великих мастеров. Одним словом, это качество дает возможность совершенствовать свою деятельность;

3) формирование высокой самооценки, которая должна возвышать и поддерживать творческий дух, сохраняя при этом необходимый уровень самокритичности. Самооценка не должна "зашкаливать", так как в этом случае неизбежно возникает торможение творческого процесса;

4) признание окружающих. Каждый творец нуждается в признании со стороны окружения. Ведь у таланта обязательно должны быть поклонники. Признательность, выражаемая поклонниками, довольно точно определена итальянским драматургом К. Гальдони: "Она как магнит добрых сердец, который сильно влияет на творческую активность талантов";

5) зависть. Творчеству способствует далеко не всякая зависть. Например, "черная" завистливость "обугливает" душу творца и разрушает творческий процесс. По всей вероятности, у творца должна быть светлая и немелочная зависть к подлинно возвышенным произведениям и творцам. Однако зависть окружающих способствует творчеству гораздо в большей степени. Она выполняет весьма полезную жизненную миссию, вызывая у творца чувство глубокого удовлетворения и гордости собой. Уже за одно это каждый исследователь должен быть благодарен своим завистникам ;

6) любовь как наиболее активная движущая сила творческого процесса, алтарь, на который творцы приносят свои наиболее значимые произведения в области науки, техники, искусства или культуры. Помимо того, что любовь является эффективным стимулом творчества, она обеспечивает также необходимую его интимность. Можно согласиться с французским моралистом XVIII в. К. Буастом, что "великие мысли все­гда исходят из сердца".

8. Формирование вокруг себя высокоинтеллектуального окружения. При этом особенно важна реализация некоторых принципов жизнедеятельности этого окружения: свободного обмена мыслями с возможностью высказывать любые идеи; демократичность общения независимо от званий, статусов и рангов; щедрость в общении, состоящая в том, что общающиеся должны щедро отдавать окружающим свои идеи, руководствуясь при этом одним принципом: идеи нужно отдавать, ибо тогда никогда не прервется их источник.

9. Создание привычной рабочей обстановки, при которой рождаются творческие произведения, а также использование в этом деле проверенных и эффективных инструментов.

К технологиям наращивания коллективного интеллекта (см. рис. 34) относят технологии совещаний, экспертиз, дискуссий, коллективного анализа ситуаций и т. п. Отличительные черты этих технологий – специальные процедуры по обеспечению благоприятного социально-психологического климата в творческих группах, информационных коммуникаций между ее участниками, а также следование определенным правилам поведения. Наиболее известной и широко используемой технологией наращивания коллективного интеллекта является "мозговая атака", которая была предложена еще в конце 30-х годов XX в. американским социологом А. Осборном как групповой метод решения проблем. К концу XX в. метод мозговой атаки приобрел особую популярность в практике управления и обучения не только как самостоятельный метод, но и как некоторая составная часть процесса человеческой деятельности в целях усиления ее продуктивности. Этот метод включает в себя три фазы, которые составляют его технологию .

Первая фаза представляет собой вхождение в психологическую раскованность и отказ от стереотипов, а также от страха показаться смешным и неудачником в глазах своего окружения. Эффективность этой фазы достигается за счет создания благоприятной психологической обстановки и взаимного доверия, когда идеи теряют авторство и становятся общими. Основная задача этой фазы – успокоиться и раскрепоститься.

Вторая фаза – мозговой штурм, или собственно сама атака на мозг. Основная задача этой фазы – породить поток или лавину идей. Этот процесс осуществляется на основе следующих принципов: 1) есть идея – говорю, нет идеи – молчу; 2) поощряются самые необузданные ассоциации: чем более дикой покажется идея, тем лучше; 3) количество предложенных идей должно быть как можно большим; 4) высказанные идеи можно заимствовать, как угодно комбинировать, а также видоизменять и улучшать; 5) исключена всякая критика, поэтому можно высказывать любые мысли без всякой боязни, что их признают плохими; критикующих лишают слова; 6) социальный статус участников не имеет никакого значения, должна царить абсолютная демократия и в то же время авторитаризм сумасшедших идей; 7) все идеи записывают в протокольный список; 8) участникам дают для высказывании не более 1-2 минут.

Третья фаза представляет собой творческий анализ идей в целях поиска конструктивного решения проблемы. При ана­лизе идей необходимо придерживаться следующих правил: 1) анализировать все идеи без дискриминации какой-либо из них; 2) найти идее место в системе и найти систему под идею; 3) "бритва У. Оккама": "Не умножай количества сущностей сверх необходимого" (в изложении самого автора "бритва" звучит так: "Не следует делать посредством большего то, чего можно достигнуть посредством меньшего"); 4) нельзя нарушать красоту и изящество полученного результата; 5) должно быть принципиально новое видение решения проблемы; 6) ищи жемчужину в навозе.

Метод мозговой атаки применяют, как правило, при возникновении у группы реальных затруднений в осмыслении той или иной ситуации. Он является важным средством повышения активности творческой деятельности. В этом смысле этот метод – не только инструмент поиска новых решений, хотя и такая его роль не исключена, но и своеобразный запал к бомбе познавательной активности.

Вопросы для подготовки и самоконтроля

1. Определите термины "информация" и "информати­зация".

2. Что представляет собой информационное общество и каковы его основные черты?

3. Что обусловливает необходимость технологизации информационных процессов?

4. Каковы основные разновидности информационных технологий?

5. Охарактеризуйте различные виды интеллектуальных технологий.

6. Определите сущность и основные изменения, происходящие в образовательных технологиях.

7. Объясните понятие "творчество" с точки зрения технологического процесса.

8. Какова структура и стимулы творческого процесса?

9. Охарактеризуйте сущность и виды аналитических технологий.

10. В чем состоит суть термина "паблик рилейшнз", для чего он предназначен и каковы основные виды его технологий?

11. Что представляют собой информационные войны и каковы их сущностные характеристики? Какие факторы порождают информационные войны?

Тематика рефератов и контрольных заданий

1. Особенности информационных процессов в совре­менном обществе.

2. Постиндустриальное информационное общество и его основные черты.

3. Информатизация и компьютеризация социальных процессов.

4. Сущность революционных изменений в современном образовании.

5. Непрерывное образование и способы его техноло-гизации.

6. Характеристика основных технологий развития способностей людей.

7. Пути развития и способы повышения творческого потенциала личности.

8. Информационная война как феномен информацион­ного общества.

Интеллектуальные информационные технологии (ИИТ) (англ. Intellectual information technology, IIT ) - это информационные технологии , помогающие человеку ускорить анализ политической, экономической, социальной и технической ситуации, а также - синтез управленческих решений. При этом используемые методы не обязательно должны быть логически непротиворечивы или копировать процессы человеческого мышления.

Использование ИИТ в реальной практике подразумевает учет специфики проблемной области, которая может характеризоваться следующим набором признаков:

  • качество и оперативность принятия решений;
  • нечеткость целей и институциальных границ;
  • множественность субъектов, участвующих в решении проблемы;
  • хаотичность, флюктуируемость и квантованность поведения среды;
  • множественность взаимовлияющих друг на друга факторов;
  • слабая формализуемость, уникальность, нестереотипность ситуаций;
  • латентность, скрытость, неявность информации;
  • девиантность реализации планов, значимость малых действий;
  • парадоксальность логики решений и др.

ИИТ формируются при создании информационных систем и информационных технологий для повышения эффективности принятия решений в условиях, связанных с возникновением проблемных ситуаций. В этом случае любая жизненная или деловая ситуация – от выбора партнера по жизни до социального конфликта - описывается в виде некоторой познавательной модели (когнитивной схемы , архетипа, фрейма и пр.), которая впоследствии используется в качестве основания для построения и проведения моделирования, в том числе - компьютерного.

История

Основная статья : Интеллектуальные информационные технологии

Гносеологический фундамент ИИТ наиболее явно видится в работах Канта, Гегеля, Гуссерля. Собственно же явную историю ИИТ удобно начать с середины XX века, когда появился термин «Искусственный интеллект» (Artificial Intelligence). История ИИТ начинается с середины 1970-х годов и связывается с совместным практическим применением интеллектуальных информационных систем , систем искусственного интеллекта , систем поддержки решений и информационных систем . Эта история связана также с развитием трех научных направлений: компьютерной философии, компьютерной психологии и продвинутой компьютерной науки (англ. Advanced computer science ) и дополняется прогрессом в создании: ситуационных центров, информационно-аналитических систем, инструментариев эволюционных вычислений и генетических алгоритмов , систем поддержки общения человека с компьютером на естественном языке, когнитивным моделированием, систем автоматического тематического рубрицирования документов, систем стратегического планирования, инструментариев технического и фундаментального анализа финансовых рынков , систем менеджмента качества, систем управления интеллектуальной собственностью и др.

С середины 1940-х вплоть до ранних 1970-х гг. создание ИИТ рассматривалось преимущественно в рамках логического решения задач. Этот период развития ИИТ характеризуется сравнительно большой определенностью и низкой динамичностью объекта управления. Вместе с тем уже в 1943 году появились «продукции Поста» и методы решения некорректных (обратных) задач на метризуемых пространствах, а в 1947 году для моделирования сложных экономических ситуаций активно начали использоваться методы причинного нелогического вывода, которые позже легли в основу методов системной динамики, немонотонных вычислений, когнитивного моделирования. Создание центров управления полетами, организация штабных работ с применением средств визуализации и автоматизации, зарубежные публикации на тему создания специальных ситуационных центров вдохновили в 1970-е годы инженеров на создание ситуационных комнат для совершенствования управления крупными социальными и институциональными системами. В создании таких комнат и интеллектуальных технологий больше внимания стало придаваться средствам визуализации, диалоговым системам, помогающим использовать базы знаний и модели для решения плохо структурированных проблем. В середине 1970-х годов на основе ИИТ в корпоративном мире начинают развиваться системы поддержки решений для эффективного управления ресурсами, осуществления контроллинга. Ряд замечательных практических идей и результатов, например, связанных с теорией нейронных сетей, многоагентных и активных систем, оптических и голографических процессоров, появилось именно в это время. Тот период можно отметить успехами в создании всеобъемлющих моделей ситуационного управления регионами в периоды кризисов. Его характеризует вера в практически неограниченные возможности искусственного интеллекта. В середине 1980-х годов был отмечен крах иллюзий относительно неограниченных возможностей успешной формализации процессов мышления с помощью систем логической обработки естественного языка. Вместе с тем появились интеллектуальные технологии для ограниченной поддержки исследовательской и профессиональной деятельности лиц, принимающих решения. Практическое применение получили подходы, основанные на использовании достоверного и правдоподобного вывода, немонотонных логик и нечетких систем, лингвистических процессоров. Тогда же появилась явная потребность в оптических и квантовых вычислениях – для решения многомерных и слабо распараллеливающихся задач. Видимые успехи появились в сфере обработки текстов естественного языка, высококачественного поиска документов, слежения за динамичными объектами управления, решения задач распознавания образов, имитационного моделирования, статистической обработки данных, решения транспортных задач, построения нечетких контроллеров. В конце 1980-х внимание разработчиков ИИТ все больше акцентируется на исследовании адаптивных свойств информационных систем, учитывающих умственную активность человека при осуществлении речевых актов, дискурса и принятии решений. С начала 1990 ИИТ все активней используются в стратегическом менеджменте, управлении ресурсами, реинжиниринге, создании ситуационных центров. Все более заметно внедряются интеллектуальные информационные технологии аналитической обработки больших массивов информации, технологии поддержки решений. В 1990-х годах в совокупности и взаимосвязи развиваются: экспертные системы реального времени, интеллектуальные агенты, активные системы, достоверный и правдоподобный вывод, эволюционные и квантовые вычисления, когнитивные модели, ситуационные центры и пр. Эксклюзивное место в развитии ИИТ с середины 1990-х заняла разработка необходимых условий конвергентности (сходимости) процессов управления, поиска информации и синтеза управленческих решений, направленных на обеспечение необходимых условий устойчивой сходимости этих процессов к намечаемым целям. С 2000 года начал приобретать новое звучание процесс электронизации деятельности органов власти, бизнеса и населения. Концепция электронной демократии, предполагающая: осуществление гражданского контроля, проведение выборов и референдумов, поддержку процессов самоорганизации населения, обеспечение возможности участия населения в принятии государственных решений, расширение технологической возможности обмена мнениями – также предусматривает расширение возможностей интеллектуальных информационных технологий. Концепции электронной коммерции, включающие: маркетинг, управление корпоративными ресурсами, повышение качества продукции и услуг, расширение доступа к капиталу, электронные торги, развитие инноваций, поддержку процессов самоорганизации бизнеса – не могла не активизировать работы по дальнейшему развитию систем поддержки решений с помощью ИИТ.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интеллектуальные информационные технологии" в других словарях:

    - (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными… … Википедия

    Интеллектуальная информационная система (ИИС) это один из видов автоматизированных информационных систем, иногда ИИС называют системой, основанных на знаниях. ИИС представляет собой комплекс программных, лингвистических и логико математических… … Википедия

    информационные технологии в маркетинговой деятельности - 1) Средство повышения эффективности разработки, создания и использования технологий маркетинга; 2) совокупность средств и методов, представляющая собой целостную технологическую систему, которая призвана обеспечить эффективность планирования,… … Терминологический словарь маркетинга

    - (англ. «study technology», или «study tech») практическое использование закономерностей дидактики в различных сферах деятельности в обучении знаниям, умениям, навыкам. Дидактика (от греч. «didaktikos» поучающий и «didasko» изучающий) дисциплина,… … Википедия

    интеллектуальные активы - Включают накопленную информацию и знания сотрудников. Тематики информационные технологии в целом EN intellectual assets …

    интеллектуальные средства сбора знаний - — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом EN smart knowledge acquisition toolSKAT … Справочник технического переводчика

    интеллектуальные средства сбора знаний (на основе анализа «тонкой» структуры объекта) - — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом EN smart knowledge acquisition toolSKAT … Справочник технического переводчика

    Учебное заведение Московский государственный институт электроники и математики Адресс 109028, Москва, Б. Трехсвятительский пер., д. 3 Факультет Автоматизированной Вычислительной Техники Кафедра Информационно коммуникативных технологий (до 2008… … Википедия

    Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. В последнее время под … Википедия

    Виды информационных технологий - высокие интеллектуальные информационные технологии генерация технических решений, реализующих ситуационное моделирование, позволяющих выявить связь элементов, их динамику и обозначить объективные закономерности среды; вспомогательные… … Большой юридический словарь

Книги

  • Информационные системы в экономике: электронный учебник (CDpc) , Исаев Георгий Николаевич. Глава 1. Информация и информационные процессы в экономике. Экономическая информация и информационные ресурсы. АИС в управлении экономикой Глава 2. Цели, задачи и функции АИС. Основные…
Похожие публикации