Социальная опека и попечительство. Технологии социальной опеки и попечительства в практике социальной работы

Органы опеки и попечительства или ООП – органы государственного значения, которые уполномочены опекать несовершеннолетних и недееспособных граждан. Они представляют исполнительную власть Российской Федерации на всей ее территории.

Права и обязанности, функции таких органов регламентируются , а также Гражданским и Семейным Кодексами.

Не исключено, что органы опеки и попечительства присутствуют не во всех населенных пунктах, округах и поселениях, потому органы местного самоуправления могут брать на себя полномочия органов опеки и попечительства над малолетними детьми и лиц с ограниченными возможностями, что предусмотрено российским законодательством. Эта практика действует, как видно на примерах городов федеральной значимости Москвы и Санкт-Петербурга.

Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» содержит в себе полный перечень прав и обязанностей, задач и полномочий органов опеки на территории РФ.

ООП взаимодействуют с множеством государственных структур. Медицинские, социальные, образовательные, жилищные организации на постоянной основе сотрудничают с ними. Это могут быть ВУЗы, интернаты, санатории, дома престарелых, психиатрические лечебницы, жилищные инспекции. Они частично выполняют задачи ООП.

ООП регулируют процесс попечительства в рамках времени, качества, эффективности и безопасности граждан, которые временно или постоянно пользуются помощью из-за ограниченности способностей.

Могут функционировать, как отдел или быть частью какого-либо государственного департамента. Это никак не отражается на полномочиях и задачах , которые есть у ООП.

В состав штата входят специалисты, инспекторы, консультанты специальной подготовки, а также узких направлений.

Требования к качеству подготовки, квалификации и навыкам сотрудников, а также методическая литература для работы и управления прописываются и устанавливаются Правительством РФ.

Официальный сайт органов опеки и попечительства – это сайт регионального министерства или департамента образования. Там вы можете найти необходимую информацию, задать вопрос или же найти адрес , телефон и время работы.

Задачи органов опеки и попечительства

В статье 7 Федерального закона о попечительстве говорится о задачах, которые преследуют государственные органы опеки:

  1. Защищать права, интересы людей, которые нуждаются в помощи государства.
  2. Следить за исполнением обязанностей лиц или организаций, в руки которых вверена жизнь гражданина с ограниченными возможностями.
  3. Контролировать целостность и сохранность имущественных ценностей несовершеннолетних детей или лиц с ограниченными возможностями, которые находятся под опекой и надзором социальных, медицинских, образовательных заведений.

Также органы попечительства несут и другие задачи, которые предписаны законами РФ:

  • защищать права малолетних детей, проживающих с родителями или опекунами;
  • ведение профилактической деятельности против безнадзорности малолетних детей.

Полномочия органов

В статье 8 Федерального закона упомянуты все полномочия ООП:

  • поиск и регистрация недееспособных граждан;
  • ходатайство об определении недееспособности гражданина или же восстановлении его полноценных способностей;
  • установление государственной опеки, попечительства над гражданином;
  • контроль деятельности лиц, которые оказывают опеку и попечительство, и условиями жизни недееспособных, отстранение опекунов от обязанностей в связи с окончанием недееспособности или же некачественного выполнения опекунских задач;
  • возможность руководить сделками с имуществом граждан под опекой;
  • поиск и учет потенциальных опекунов и попечителей;
  • защита прав, интересов недееспособных лиц;
  • предоставлять информацию опекунам о возможности передачи гражданина в семью.

Также существуют дополнительные полномочия органов опеки и попечительства, которые предусмотрены законами РФ. К примеру:

  • разрешение на ;
  • запрос характеристики на родителя ;
  • разрешение на трату опекуном доходов несовершеннолетних детей;
  • решать текущие вопросы с недвижимостью;
  • соблюдение прав и обязанностей попечителей и опекунов;
  • ведение контроль своевременной отчетности опекунов;
  • активная профилактика ;
  • выявление факта нарушения прав граждан и защита пострадавших.

ООП имеют право издавать акты, на основе которых осуществляется опека, ее остановка, продление или прекращение. Документ такого значения разрешено оспаривать в суде. К примеру, если опекун не согласен с отменой опекунских прав на ребенка, то он может обжаловать решение ООП в суде.

Обязанности при переезде подопечного

Если недееспособный гражданин вместе с опекуном или попечителем переезжает на новое место жительства, то регистрация и наблюдение за ним осуществляется уже на новом месте проживания. Деятельность органов в таком случае заключается в оформлении факта перемены места жительства, отправке дела несовершеннолетнего или недееспособного гражданина на новое место проживания в течение 3 рабочих дней с момента информирования опекуном о переезде в другой населенный пункт.

Также все обязанности, полномочия и задачи полностью возьмет на новый орган опеки по другому месту жительства с того дня, как личное дело получено. Гражданин также будет находиться под защитой и наблюдением ООП, как и раньше, но уже в другом регионе. При этом законодательная база остается едина для всей территории Российской Федерации, как и качество присмотра, выполнение задач ООП.

Заключение

В качестве основной функции органов выступает защита лиц с ограниченными возможностями. Под эту категорию попадают как дети, не достигшие 18 лет, так и взрослые, которые по каким-либо причинам не в состоянии полностью содержать себя в финансовом и физическом плане временно или до конца жизни. ООП имеет право менять решение о необходимости предоставления или помощи лицам от государства на основе объективных причин.

Также ООП:

  1. Являются государственной структурой.
  2. Обладают полномочиями исполнительной власти.
  3. Всегда остаются гарантом безопасности и защитником прав недееспособного лица, в том числе перед лицом закона, после передачи опекунских и попечительских прав.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Органы соц опеки

Органы опеки подали иск на выселение меня из квартиры (2-х комн. В соц. найме) в связи с тем что я лишен род. прав и дочери исполняется 17 лет. Мы с ней прописаны вдвоем. Метраж, условия и отношения хорошие. Подскажите как быть?

Пишите на исковое возражения, если нужна помощь юриста заказывайте работу в личку.

Должны ли соц работники, органы опеки оповещать о выплатах, пособиях детям сиротам? И наказуемо ли это если не оповещают?

Здравствуйте, К сожалению социальные работники и органы опеки не обязаны вас оповещать о пособиях и выплатах, вы об этом должны знать самостоятельно Желаю Вам удачи и всех благ!

Доброго вам дня. Увы но по законам Российской Федерации, органы опеки попечительства, не обязаны вас извещать в данном случае. Удачи вам.

Добрый вечер. У вас никто не должен оповещать Вы самостоятельно должны обращаться в данной службы предоставлять пакеты документов для того чтобы получать данные пособия. Хорошего приятного вечера.

Здравствуйте, уважаемый посетитель нашего сайта! Если бы они это делали, то все бы знали свои социальные права. Увы, но это не так. P.S. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса и всего Вам наилучшего!

Вопрос такоймоя подруга приглосила в мою квартиру органы соц опеки, чтобы те обследовали жилищные условия! Это надо для суда, с мужем все делят ребенка! Приглосила ко мне так как я ей предоставила квартиру, написали с ней договор безвозмездного пользования, как мне и советавали юристы вашего сайта! Но они развернулись и ушли прочитав договор! Моя квартира была приватезированна на троих человек на бабушку маму и меня! Бабушка умерла в 2007 году мама в 2001 году! Я в наследство вступила но переоформить все доли на себя до сих пор не могу., было лень! Я соц опеки показала и договор приватизации и св о смерти и мамы и бабушки, но они просто сказали, пока квартира оформленнане по правилам значит и договор не действителен! Ну как то? а чья квартира тогда? Что делать в этой ситуации, как заставить их оценить жилищьно бытовые условия.

Обратитесь к нотариусу за справкой, что вы являетесь наследницей оставшихся долей, в суде разъясните ситуацию, фактически ваша подруга живет в предоставленном ей безвозмездно жилом помещении.

Все правомерно. Это для Вас кажется - такая мелочь, ерунда.. А с точки зрения закона, все должно быть оформлено по правилам. Органы опеки Вам верно сказали-договор, получается незаконный. Это бабушкам на базаре можно кучу документов показывать и доказывать, что Вы единственный собственник, А органы опеки, это государственные органы и им нужен документ один - на право собственности. Оформляйте срочно доли.

Могут ли органы соц опеки лишить родительских прав если ребенок нигде не прописан.

Здравствуйте! Родительских прав можно лишить только по решению суда. Отсутствие регистрации у ребенка таким основанием не является.

Это не основание для лишения родительских прав. Основания перечислены в ст.69 СК РФ : Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они: уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов; отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, воспитательного учреждения, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций; злоупотребляют своими родительскими правами; жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность; являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией; совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.

Получили квартиру по договору соц найма, как сирота, батареи отопления не пригодны, органы опеки отказываются принимать заявление о замене. Оперируя тем, что по закону мы сами должны их менять. Что делать и куда обратиться?

Добрый день! вам нужно отказаться от данной квартиры и попросить другую.

Обратитесь за защитой в госжилинспекцию

Обращаться в муниципалитет,он собственник данного жилья,обязан его содержать и ремонтировать.

Александра, почитайте договор соц. найма он поможет вам найти ответ на ваш вопрос

Могут ли родители и органы опеки запретить мне общаться с моим племянником, который находится в социальном приюте (на 3 месяца). Я хочу навестить его, а опека и родители не дают разрешение.

Здратсвуйте! Родители вправе ограничить круг общения своих детей.

Добрый день, В соответствии с Семейным кодексом дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению. Но важно помнить, что дяди и тёти не относятся к близким родственникам ребёнка. Очень сложно давать рекомендации, не зная полностью ситуации. Если запрещают органы опеки, то вероятно на то есть основания. Если не согласны пишите жалобу администрации органов опеки и просите объяснения.

Да, имеют право отказать, т.к. вы не являетесь близким родственником.

Родители вправе ограничить общение

Какие действия должны предпринять органы соц защиты и опеки населения, когда совершеннолетний человек был лишен через суд дееспособности?

Назначить опекуна должны.

Работаю соц. педагогом. По факту избиения матерь ребенка в школу были приглашены органы опеки и полиция. Девочка дала показания, описав какие побои мать ей нанесла. На лице явные следы (синяки). Побеседовав с матерью-девочку не изъяли. Семья состоит на учете ПДН, у матери были случае суицида, соседи постоянно жалуются на то, что ребенок часто кричит и плачет. Объяснили тем, что это первая официальная информация о происходящих побоях. Правомерны ли действия опеки?

Нет, не правомерны. Пишите жалобу в прокуратуру.

Моя мама признана недееспособной и нуждаюшейся в опеке.. органы соц. защиты выносят постановления лишь о временном опекунстве и не назначают основного... я не могу получить пенсию... подала в суд.. куда я могу еще обратиться с жалобой?

подайте жалобу в прокуратуру

Ну выше суда уже нет. Попробуйте в прокуратуру и в Управление ПФ по РО.

Есть ли способы как повлиять на органы соц. опеки. Или как договориться с ними без суда. Чтоб они дали согласие для продажи доли ребенка. С выделением доли ребенку у родителей в квартире.

Договориться с ними вряд ли получится, если они не дают разрешение.

Здравствуйте! никак договориться с ними нельзя только выполнять то что говорят - иначе не получите разрешение на продажу доли ребенка - даже через суд

Есть. Не ухудшайте имущественное положение ребенка и действуйте в его интересах, и демонстрируйте это опеке. Вы вправе улучшать его жилищные условия, даже путем продажи его имущества, как его законные представители.

Органы опеки, органы соц. защиты, так же органы по делам по несовершеннолетних ходят подать хадатайство в суд на лишение род прав обоих супругов. Мать пьет, но отец не употребляет спирт. Напитки и так же не был в чем либо замечан. Подскажите пожалуйста, как нам поступить чтобы дети малолетние остались с отцом, а мать лешили?

Отцу необходимо проявить себя,доказать,что он в состоянии заниматься воспитанием детей и содержать их.

Законным основанием для лишения родительских прав являются действия родителей, если мать/отец: уклоняются от выполнения обязанностей родителя. К этому основанию относится и злостное уклонение от уплаты в пользу ребенка алиментов; отказываются без уважительной причины взять ребенка из роддома или родильного отделения, другого лечебного учреждения, учреждений соцзащиты, воспитательного учреждения и прочих аналогичных учреждений; злоупотребляют родительскими правами; обращаются с ребенком жестоко, осуществляют физическое и психическое насилие над ребенком, покушаются на его половую неприкосновенность; страдают алкоголизмом или наркоманией (хроническими); совершили умышленное преступление против здоровья и жизни ребенка либо один родитель – против жизни и здоровья другого. Пусть отец собирает положительные характеристики с работы, от участкового, приводит в суд свидетелей.

Олеся Викторовна! Это гражданское судопроизводство, вам необходимо составить отзыв на исковое заявление о лишении род. прав. К отзыву приложить акты обследования жил. условий, характеристики с места работы, места жительства. если ребенок посещает дет. сад/школу - пригласить педагога/воспитателя, задать ему вопросы по поводу ухода за ребенком. Нужна помощь - обращайтесь лично! Нахожусь в г. Барыш. номера телефонов на сайте!

Соседи угрожают обратится в органы соц. опеки из-за шума который производят наши дети в дневное время.

в дневное время детям можно хоть на ушах стоять. пусть обращаются.

Продали квартиру админинстрации для сирот за 857 т.р но органы соц опеки требуют дать 57 т.с якобы на ремонт этой самой квартиры следует отдавать деньги? В договоре купли продажы указана сумма 857 т.р.

Вы платите столько, сколько указано в договоре, если не было каких-либо других обязательств. Чем опека мотивирует такую просьбу?

Вчера обратился в органы соц. опеки за соц. надбавкой и мне начислили всего 450 р. Сказали что это потолок в Москве т.е пенсия 11540+450 =12000
Поинтересовался у своей знакомой, сколько она получает?
Оказалось 11.600+4.130 т.н Лужковская+за ветерана труда 495+230 за телефон=16450 А почему мне так насчитали?

Здравствуйте. Вам начисляют по вашей таблице расчета

Должна ли я собирать документы в органы соц опеки на материальную помощь многодетной матери или достаточно написать заявление, а соц опека сама запросит все документы, или всёже я должна бросать грудного ребёнка и мчатся по кабинетам?

Добрый вечер. К сожалению, должны собирать документы Вы

Должна ли я собирать документы на помощь многодетной матери в органы соц опеки или достаточно просто написать заявление?

Здравствуйте! К заявлению Вы должны приложить документы.

Имеет ли право органы опеки разглашать информацию об отказе от ребенка в соц. сетях совершенно посторонним людям? Сообщая при этом что это информационная рассылка и страница матери заблокирована, поэтому они пишут всем друзьям.

Не имеют права. Если подобным образом распространяются персональные данные гражданина, то Вам следует написать жалобу в прокуратуру

Я переболела соц. опасным заболеванием. Когда я заболела органы опеки забрали мою малолетнюю дочь в дом малютки. Какие документы они вправе потребовать от меня кроме справки о здоровье при возврате ребёнка в семью?

Эта была причина, по которой была отобрана дочь. Это должно стать и доказательством возврата. Только справка.

Документы: О трудоустройстве О доходах О собственности(или месте проживания) О справки от нарколога и психиатра Характеристики с места жительства,работы Справку о наличии или отсутствии судимостей.

Сколько должно пройти времени когда я могу обратится в органы соц. опеки для лишения прав отцовства!? так как бывший муж не помогает финансово. Алименты не перечисляет, в воспитании не учавствует. К ребенку 5 месяц не приезжает. (ребенку 10 месяцев) спасибо.

Основания для лишения родительских прав предусмотрены ст.69 СК РФ . С учетом изложенного Вами Вы уже можете обратиться в суд с иском о лишении его родительских прав.

Вопрос по такой ситуации Я развёлся сженой и хочу узнать как обратиться в органы соц опеки тк есть основания пологать что отчисляемые мной алименты не доходят до ребёнка мы живём в разных регионах страны могу ли я это сделать и как.

В произвольной форме пишите письменное обращение

Ребенку соц сироте, проживающему в приемной семье, органы опеки выделяют на транспортные расходы 300 руб, при этом проезд из деревни (место проживания) до школы был бесплатным (школа выдавала проездной билет), сейчас этот ребенок после 9 классов перешел учиться в коледж. Мальчику 17 лет (студент в колледже). В льготах по презду отказывают, проездной не выдают ни органы опеки, ни учебное заведение. Приходиться самому ребенку оплачивать проездной 1800 руб. Что делать? Неужели нет льгот детям сиротам? Почему школа дает проездной ребенку, а пту (коледж) не дает?

Обратитесь в Управление по социальной политике Ленинградской области

Коллекторы угрожают обратится в органы соц опеки и лишить меня родительских прав. Они могут это сделать?

нет, не могут конечно, это не входит в их компетенцию... они вам еще не то пообещают...

Адрсе по которому можно найти органы соц опеки в Бежице?

Здравствуйте, Алла! Отдел управления образования Брянской городской администрации по Бежицкому району Адрес 241035 г Брянск ул. Комсомольская, 4, т.: 55-14-04 С уважением!

Могу ли я отказаться от договора дарения и оформить бабушку в органы соц. опеки, (т.к. она находится в лежачем состоянии, сама делать ничего не может) если: в квартире где проживает бабушка, живет еще мой дядя (бабушкин сын и он там еще и прописан), который за ней плохо ухаживает, пьет, квартиру оставляет открытой, и там очень грязно (горы грязной посуды, хлам на столе, на полу и.т.д.)

Юля, напишите, о каком договоре дарения идет речь

Органы опеки и соц помощи имеют право сдавать внаем жилье инвалида помещенного в интернат, находящееся в собственности инвалида? И как этому могут воспрепятствовать родственники.

Нет, конечно не имеют никакого права! Подавайте жалобу в прокуратуру.

Социальная опека и попечительство подразумевает более известные в народе понятия опеки и попечительства над детьми-сиротами и над недееспособными гражданами.

Опека или попечительство назначается над детьми в случае смерти родителей, без вести пропавших родителей, а также родителей недееспособных и лишённых родительских прав. Цель опеки (попечительства): защита прав и интересов ребёнка, его воспитание, образование. Ребёнок под опекой (попечительством) сохраняет свои фамилию, имя, отчество, данные ему от рождения. В любой момент ребёнка из-под опеки могут забрать Органы Опеки для передачи родителям, которые одумались, перестали пить, нашли работу и показали себя с положительной стороны.

Опекуном становится любой адекватный родственник с его согласия или другой достойный гражданин. Если ребенку 10 и более лет, спрашивают также его согласие стать подопечным данного опекуна. Если возраст ребёнка от 14 до 18 лет, то над ним устанавливается попечительство. Опекун (попечитель) получает удостоверение по установленной форме. На содержание опекаемого выделяется из областного бюджета ежемесячное пособие. Размер пособия свой в каждой области. По истечении года опекун (попечитель) составляет отчет об истраченных суммах, о содержании имущества подопечного с приложением оправдательных документов и сдаёт его в Органы Опеки. Если опека установлена над ребёнком, у которого есть родители, но проживают отдельно от ребёнка, или находятся в длительной командировке, тогда опекунское пособие выплачивают родители, а не государство. С 14 лет подопечный сам распоряжается опекунским пособием, кроме крупных сделок, – тогда необходимо письменное согласие попечителя.

Опекун совершает все сделки в интересах ребёнка, взаимодействует с любыми физическими и юридическими лицами. Он проживает совместно с подопечным на своей жилплощади или на жилплощади подопечного, но прав на жилплощадь подопечного он не имеет. По достижении подопечным 16 лет с разрешения Органов Опеки он может проживать отдельно от попечителя.

Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун автоматически приобретает статус попечителя без оформления дополнительных документов. Когда ребёнку исполняется 18 лет, попечительство автоматически заканчивается. Оно может закончится раньше, если подопечный, достигший 16-летнего возраста, занялся трудовой или предпринимательской деятельностью или вступил в брак.

Дети-сироты, не имеющие своего жилья, по достижении 18 лет обеспечиваются жилой площадью из фондов области, в которой проживают.

Приёмная семья – такой статус может быть придан семье, взявшей под опеку двоих или больше детей, а также в случае, если взят один ребёнок, но ребенок больной. Одному из родителей в этом случае выплачивается ставка воспитателя. За расходование этих денег приёмный родитель не отчитывается ни перед кем. Как правило, у совестливых опекунов большая часть этих денег расходуется на опекаемых, т.к. опекунского пособия, как правило, недостаточно. Дети из приёмной семьи имеют те же права, что и опекаемые.

Патронатная семья не сильно отличается от приёмной семьи. Отличие в том, что патронатная семья “приписана” к детскому дому, из которого взяты дети. Новые родители взаимодействуют с воспитателями, медработниками детского дома, получают одежду, канцтовары для детей в детском доме. Ребёнок живёт в семье и получает навыки семейной жизни и любовь родителей. Патронатный родитель получает пособие на содержание ребёнка, “заработную плату” и до 70% её может составлять премия.

Любые формы принятия сироты в семью положительно влияют на формирование характера будущего человека. Ребёнок нормально развивается, приобретает доверие к окружающим, уверенность в себе, лучше справляется со стрессами и переживаниями, учится проявлять любовь к другим.


Опека, попечительство и патронаж - это социальные технологии, применяемые для защиты личных, имущественных, правовых интересов граждан и оказания помощи разным категориям населения. Чаще всего вопросы опеки и попечительства возникают в связи с недееспособностью граждан. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными.
Гражданский кодекс РФ (часть J, подраздел 2, глава 3, статья 21) закрештяет следующее понятие дееспособности:
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия.

В ряде случаев допускается признание дееспособным гражданина, не достигшего восемнадцатилетнего возраста:

  1. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения 18 лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.
  2. Несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителей занимается предпринимательской деятельностью.
Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Согласно ст. 29 Гражданского кодекса РФ недееспособным может быть признан гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека.
Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, что ставит его семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство.
Статья 32 Гражданского кодекса РФ регулирует порядок установления опеки.
  1. Опека устанавливается над малолетними, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства.
  2. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.
Статья 33 ГК РФ регулирует процесс установления попечительства.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.
Попечители оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Статья 39 ч. 1 ГК РФ регулирует вопросы освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
Одной из форм социального попечительства над людьми, не способными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья, является патронаж. Патронаж возможен в рамках стационара (дома-интернаты, приюты) и вне стационара, патронаж на дому. Роль патронажного обслуживания на дому возрастает в связи с увеличением численности одиноких престарелых граждан и инвалидов, сокращением и недофинансированием системы государственных патронажных учреждений. Кроме того, патронаж на дому является более гибкой формой социальной поддержки граждан, не требующей изъятия человека из контекста его жизненного пространства, его естественной среды жизнедеятельности.

Еще по теме СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО И ПАТРОНАЖ:

  1. 3.2. Опека и попечительство над детьми, находящимися в воспитательных, лечебных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения.

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство, являясь общими технологиями социальной работы, применимы при оказании помощи разным категориям населения и, прежде всего, используются для защиты прав и интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При осуществлении опеки и попечительства целесообразно в зависимости от ситуации использовать и другие общие технологии социальной работы (социальную профилактику, адаптацию, коррекцию).

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных, имущественных прав и интересов граждан в случаях, предусмотренных законом. Опека устанавливается над малолетними детьми до 14 лет, над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также над имуществом безвестно отсутствующих граждан в интересах последних и их иждивенцев. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними подростками в возрасте от 14 до 18 лет, над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, а также над совершеннолетними дееспособными гражданами, нуждающимися по состоянию здоровья в патронаже.

Под дееспособностью понимается способность граждан своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, что в полном объеме возникает по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать Значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. После такого судебного решения устанавливается опека. Функции выявления душевнобольных и слабоумных, нуждающихся в опеке, возлагаются на отделы (управления) здравоохранения местных администраций. Они оказывают необходимую помощь лицам, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, до установления опеки. Они же возбуждают в судах дела о признании таких граждан недееспособными, решают вопросы назначения им опекунов и направления их в специальные психоневрологические учреждения. Поскольку душевнобольным и слабоумным необходимо постоянное медицинское обслуживание, то обязанности инспектора по опеке исполняет медицинский работник психоневрологического или психиатрического диспансера. Данные о душевнобольном как полностью недееспособном вписываются в паспорт опекуна, паспорт подопечного направляется в соответствующее отделение милиции для погашении. В случае выздоровления душевнобольного, решением суда опека над ним прекращается и ему выдается новый паспорт. Такое судебное решение может быть вынесено как по заявлению опекуна (органа опеки), так и по обращению членов семьи подопечного, психиатрического лечебного учреждения и общественных организаций.

По существующему законодательству, все сделки от имени недееспособного совершает его опекун. Сделка, совершенная самим больным, считается недействительной с момента ее совершения. Но если она совершена к выгоде недееспособного, то по требованию его опекуна может быть признана судом действительной.

Граждане, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение, могут быть ограничены судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ними устанавливается попечительство. Такие граждане вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки. Совершать же другие сделки, а также получать заработок, пенсию и другие расходы и распоряжаться ими они могут лишь с согласия попечителя. Наиболее распространенными формами социального попечительства над инвалидами и пожилыми людьми, неспособными в полной мере осуществлять свои права и выполнять обязанности по состоянию здоровья являются: патронаж и функционирование системы домов-интернатов. Патронаж как социальное обслуживание определенной категории граждан вне стационара может быть установлен по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять обязанности. В случае установления попечительства в форме патронажа, попечитель (помощник) на основании договора, поручения или доверительного управления, заключенного с подопечным, распоряжается имуществом последнего. Лишь с согласия подопечного попечителем осуществляются также бытовые и иные сделки, направленные на содержание и удовлетворение бытовых потребностей подопечного. По требованию совершеннолетнего дееспособного гражданина, находящегося под патронажем, патронаж над ним прекращается.

Отделы (управления) по труду и социальному развитию местных администраций выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права, выполнять обязанности и нуждаются в попечительстве. Эти социальные службы оказывают таким лицам необходимую помощь до установления попечительства, а также содействуют установлению патронажа или их устройству в дома-интернаты.

Опека и попечительство назначаются в целях содержания, образования и воспитания детей, а также для защиты их прав и интересов. Основаниями для опеки над малолетними являются: смерть, безвестное отсутствие, недееспособность родителей, лишение их родительских прав и другие случаи оставления детей без родительской заботы. Он вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав в органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет - в суд. Защита государства в отношении детей, оставшихся без помощи родителей, осуществляется в виде устройства детей на воспитание в семью попечителя или на полное государственное попечение в специальные детские учреждения. Для выявления детей, нуждающихся в защите, социальные работники служб опеки и попечительства собирают соответствующую информацию из правоохранительных органов, образовательных учреждений, получают ее от различных граждан, включая тех, кто намеревается стать опекуном или попечителем. Затем эта информация проверяется путем проведения обследования и выявления факта отсутствия родительского попечения с оформлением акта обследования. В нем указываются: дата и место обследования; информация о лице, проводящем обследование (его должность, фамилия, имя, отчество); информация об обследуемом родителе, не заботящемся о ребенке; информация о семье, где проживает в настоящее время ребенок; сведения о семье лица, претендующего на воспитание ребенка, и о нем самом. В акте обследования также содержится рекомендательная запись о возможных способах решения проблемы, включая такие, как передача ребенка под присмотр родственников, лишение родительских прав, временное устройство в детском приюте и др. Причем предпочтительным методом решения проблемы детей, оставшихся без попечительства родителей, является не лишение родительских прав, а временное отлучение от родителей, не заботящихся о своих детях. Местом временного убежища таких детей могут быть приюты. Временное отлучение детей от родителей сохраняет надежду на восстановление семьи. А для этого от социального работника требуются навыки работы с родителями, уклоняющимися от воспитания и содержания своих детей.

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Опекуна и попечителя назначают постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации по месту жительства лица, нуждающегося в опеке (попечительстве) или по месту жительства будущего опекуна (попечителя). Администрация возлагает на свои структурные подразделения, в частности, на отделы или управления образования осуществление необходимых действий по опеке и попечительству.

Опекуном (попечителем) может быть любой совершеннолетний дееспособный гражданин, за исключением лиц, отстраненных когда-либо от обязанностей опекуна (попечителя), лишенных или ограниченных в родительских правах, бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине. Также закон вводит ограничения для опекунов (попечителей) по состоянию здоровья. К заболеваниям, препятствующим исполнению опекунских (попечительских) обязанностей, относятся такие, как туберкулез, злокачественные онкологические заболевания, наркомания, алкоголизм и другие тяжелые заболевания.

При выборе опекунов (попечителей) преимущество отдается родственникам и другим, наиболее достойным лицам. В частности, опекуны над малолетними детьми должны обладать качествами воспитателя. Опекуну (попечителю) выдается удостоверение установленного образца.

Гражданин может быть назначен опекуном либо попечителем только с его согласия. Если ребенку, над которым устанавливается опека, исполнилось десять лет, требуется еще и согласие ребенка.

В отдельных случаях сами родители могут просить органы опеки и попечительства назначить своему ребенку опекуна, если они по каким-либо обстоятельствам (болезнь, необходимость длительного отъезда) не могут осуществлять его воспитание. Как правило, такая просьба удовлетворяется. По ходатайству родителей, опека или попечительство может быть назначена на определенный срок, например, до возвращения из длительной командировки.

Опекун представляет интересы ребенка во всех сферах социальной жизни и в отношениях с любыми физическими или юридическими лицами. В интересах ребенка и от его имени он вправе совершать все необходимые сделки, включая договора купли-продажи и др. Несовершеннолетние лица в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно совершать некоторые сделки, например, распоряжаться своим заработком или стипендией. Однако на совершение всех иных сделок, в том числе таких серьезных, как сделки по распоряжению недвижимым имуществом, требуется письменное согласие их попечителей. В то же время опекуны (попечители) не вправе совершать сделки с подопечными, за исключением передачи имущества подопечному в дар и в безвозмездное пользование. Такие же ограничения устанавливаются и для супругов опекунов (попечителей) и их близких родственников.

Опекун (попечитель) обязан проживать совместно со своим подопечным на своей жилплощади или на жилплощади ребенка. Органы опеки и попечительства могут дать разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, если подопечному исполнилось 16 лет. Однако при этом законодательством предусмотрено, что опекуны (попечители), вселившиеся в жилое помещение, принадлежащее ребенку, не приобретают на него самостоятельные права.

Опекунам и попечителям за их деятельность не полагается вознаграждения. Они осуществляют свои обязанности в отношении ребенка безвозмездно. Вместе с тем, опекуны и попечители имеют право на получение ежемесячных денежных средств на содержание ребенка. Но выплачиваются они государством не на всех детей, находящихся под опекой, а только на тех, чьи родители не могут лично осуществлять их воспитание в связи с лишением родительских прав, признанием их безвестно отсутствующими или недееспособными, ограниченно недееспособными, объявлением их умершими, а также в связи с длительной болезнью или отбыванием в местах лишения свободы, с розыском их органами внутренних дел в связи с уклонением от выплаты алиментов. Когда же родители ребенка могут его содержать и воспитывать, но проживают отдельно от него или добровольно передают под опеку, а также находятся в длительных служебных командировках, то денежные средства на таких подопечных государством не выплачиваются. Эти выплаты осуществляют их родители.

Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), выплачиваются их опекунам (попечителям) ежемесячно до тех пор, пока ребенок не достигнет 16 лет, а если он учится в образовательном учреждении, то до 18 лет. Эти средства не облагаются налогами.

Прекращение опеки и попечительства

Прекращение опеки происходит, когда ребенку исполняется 14 лет. Она автоматически трансформируется в попечительство без дополнительных решений об этом. Попечительство, в свою очередь, прекращается при достижении ребенком совершеннолетия, а также в тех случаях, когда несовершеннолетний приобретает полную дееспособность до достижения 18 лет. Это может быть вследствие эмансипации, когда лицо, достигшее 16 лет, работает по трудовому договору (контракту) или с согласия попечителей занимается предпринимательской деятельностью. Полную дееспособность несовершеннолетний приобретает и с момента вступления в брак.

Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна либо подопечного. Опека и попечительство могут быть прекращены при освобождении или отстранении опекуна (попечителя) от исполнения своих обязанностей.

Освобождение от обязанностей опекуна или попечителя возможно в случае возвращения ребенка родителям, усыновления или передачи ребенка на постоянное воспитание в детские учреждения. Хотя в некоторых случаях ребенку, помещенному в стационарное детское учреждение, может быть сохранен опекун или попечитель. Это бывает вызвано необходимостью защиты интересов несовершеннолетнего.

Опекун (попечитель) может и сам обратиться в орган опеки и попечительства с просьбой об освобождении его от своих обязанностей. Уважительными причинами такого отказа являются: отсутствие взаимопонимания с подопечным, изменение к худшему материального положения, серьезная болезнь и др. Если же опекун (попечитель) отказывается от исполнения своих обязанностей без уважительных обстоятельств, то он может быть не освобожден от них, а отстранен. Отстраненные от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) в дальнейшем не могут быть усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями.

17. Технологии социальной защиты населения в современных условиях.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в

следующих видах:

денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и

другие выплаты);

натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь,

медикаменты и другие виды натуральной помощи).

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание

государственной социальной помощи в пределах передаваемых им органами

государственной власти в этих целях полномочий вместе с материальными

и финансовыми ресурсами для их осуществления.

19. Технологии социального страхования в Украине.

Социальное страхование - это система социальной защиты, задача которой - обеспечивать реализацию конституционного права экономически активных граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Виды социальных услуг в Украине согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании»:

1) пенсионное страхование;

Пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

Пенсии в связи с потерей кормильца;

Медицинские профилактически - реабилитационные мероприятия;

Пособие на погребение пенсионеров;

2) медицинское страхование:

Диагностика и амбулаторное лечение;

Стационарное лечение;

Предоставление готовых лечебных средств и изделий медицинского назначения:

Профилактические и просветительские мероприятия;

Обеспечение медицинской реабилитации лиц, которые перенесли особенно тяжелые операции или имеют хронические заболевания.

Объем услуг, предоставляемых за счет средств обязательного медицинского страхования, определяется базовой и территориальными программами обязательного медицинского страхования, которые утверждаются в порядке, установленном законодательством;

3) страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением:

Пособие по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

Пособие по беременности и родам:

Пособие при рождении ребенка и по уходу за ним;

Пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

Обеспечение оздоровительных мероприятий;

4) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:

Профилактические мероприятия по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;

Пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Возмещение убытков, причиненных работнику увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;

Пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пенсия в связи с потерей кормильца, умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

Пособие на погребение лиц, умерших вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

В соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Повлекшего утрату трудоспособности», несчастный случай - это ограниченное во времени событие или внезапное воздействие на работника опасного производственного фактора или среды, происшедшее в процессе выполнения им трудовых обязанностей, вследствие которых причинен вред здоровью или наступила смерть. К профессиональному заболеванию относится заболевание, которое возникло вследствие профессиональной деятельности застрахованного и обусловливается исключительно или преимущественно воздействием вредных веществ и определенных видов работ и других факторов, связанных с работой.

5) страхование на случай безработицы:

Пособие по безработице;

Возмещение расходов, связанных с профессиональной подготовкой или переподготовкой и профориентацией;

Материальная помощь безработному и членам его семьи:

Дотация работодателю для создания рабочих мест;

Пособие на погребение безработного.

Страхование на случай безработицы осуществляется на принципах, определенных в Законе Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»

Предоставление государственных гарантий реализации застрахованными лицами своих прав;

Обязательность страхования на случай безработицы всех работающих на условиях трудового договора (контракта) и на иных основаниях, предусмотренных законодательством о труде;

Добровольность такого страхования лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), а также гражданами – субъектами предпринимательской деятельности;

Целевое использование средств страхования на случай безработицы;

Солидарность и субсидирование;

Обязательность финансирования Фондом общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы расходов, связанных с предоставлением материального обеспечения в случае безработицы и социальных услуг в объемах, предусмотренных настоящим законом;

Паритетность в управлении страхованием на случай безработицы государства, представителей застрахованных лиц и работодателей;

Дифференциация размеров выплаты пособия по безработице в зависимости от страхового стажа и продолжительности безработицы;

Предоставление на уровне не ниже прожиточного минимума, установленного законом, пособия по безработице и материальной помощи в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации;

Законодательное определение условий и порядка осуществления страхования на случай безработицы.

Дополнение перечня материального обеспечения и социальных услуг, которые предоставляются лицам по общеобязательному государственному социальному страхованию, может осуществляться законами Украины по отдельным видам общеобязательного государственного социального страхования.

Согласно Закону «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», пенсионное страхование состоит из трех уровней - двух общеобязательных (солидарного и накопительного) и одного добровольного негосударственного. Закон «О негосударственном пенсионном обеспечении» предусмотрел для граждан также возможность заключать договоры страхования пожизненной пенсии, страхования риска наступления инвалидности или смерти участника пенсионного фонда. Негосударственное пенсионное обеспечение является важным дополнением к действующей системе государственного солидарного страхования, на данный момент не способной в полной мере удовлетворить все потребности граждан пенсионного возраста.

Негосударственное пенсионное страхование дополняет систему социального страхования. Одним из «столпов» пенсионной реформы в Украине является система негосударственного пенсионного обеспечения, призванная перенести время заботы об обеспечении ныне работающих после их выхода па пенсию с государства на самих работающих и их работодателей. Пенсионное обеспечение могут осуществлять: компании страхования жизни, негосударственные пенсионные фонды и банки.

Задачи Закона Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении»:

Объявление о существовании в Украине системы пенсионного обеспечения, дополняющей государственную солидарную систему пенсионного обеспечения.

Объявление о финансовых институтах, принимающих участие в таком негосударственном пенсионном обеспечении на базе профильных (специальных) Законов: «О страховании», «О банках и банковской деятельности», «О пенсионных фондах».

Объявление о добровольности работодателя накапливать и обеспечивать гарантии предоставления накопленных сумм работнику, в зависимости от количества проработанных лет на предприятии работодателя.

Объявление о вариантах пенсионных схем (капитал, срочная рента, пенсия с гарантированным сроком выплат, пожизненный аннуитет).

Объявление о создании механизма сохранности средств путем создания Резервного фонда.

Объявление о налоговых льготах и сроках внесения изменений в Налоговый кодекс Украины (или в соответствующие налоговые законы). Пенсионные активы могут быть использованы исключительно для целей инвестиционной деятельности фонда, выполнения обязательств фонда перед его участниками и оплаты затрат, связанных с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, а именно:

1) инвестирования соответственно с целью получения дохода в пользу участников фонда;

2) выполнения договоров выплаты пенсии на определенный срок, заключенных с участниками фонда, и для осуществления одноразовых пенсионных выплат, предусмотренных этим законом;

3) оплаты договоров страхования пожизненной пенсии и договоров «страхование риска», наступление инвалидности или смерти;

4) оплаты услуг профессионального администратора, включая оплату рекламных и агентских услуг, связанных с функционированием пенсионного фонда, и затрат на оповещение информации о его деятельности;

5) уплаты вознаграждения за предоставление услуг по управлению активами пенсионного фонда;

6) оплаты услуг хранителя;

7) оплаты услуг по проведению плановых аудиторских проверок пенсионного фонда;

8) оплаты услуг торговцев ценными бумагами (посредников), затрат на ведение учета и перерегистрацию прав собственности на активы пенсионного фонда;

9) оплаты других услуг, осуществление которых предусмотрено нормативно-правовыми актами по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения и на оплату которых могут быть использованы пенсионные активы.

Пенсионные активы не могут использоваться для других целей, например, в качестве предмета залога. Они также не могут включаться в ликвидационную массу хранителя пенсионного фонда в случае признания его банкротом.

Таким образом, социальное страхование представляет собою часть денежных отношений по распределению и перераспределению национального дохода с целью формирования и использования фондов, предназначенных для содержания лиц, не участвующих в общественном производстве.

По форме страхование выступает как государственное, акционерное, взаимное. Государственное страхование представляет собой организационную форму, где в качестве страховщика выступает государство в лице специально уполномоченных на это организаций. В круг интересов государства входит его монополия на проведение любых или отдельных видов страхования.

Акционерное страхование - негосударственная организационная форма, где в качестве страховщика выступает частный капитал в виде акционерного общества, уставный фонд которого формируется из акций и других ценных бумаг, принадлежащих юридическим и физическим лицам.

Взаимное страхование - негосударственная организационная форма, которая выражает договоренность между группой физических и юридических лиц в возмещении друг другу будущих возможных убытков в определенных долях согласно принятым условиям. Реализуется через общество взаимного страхования, которое является страховой организацией некоммерческого типа, т. е. не преследует целей получения прибыли из созданного страхового предприятия. Общество взаимного страхования является юридическим лицом и отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Целью взаимного страхования является не получение прибыли, а использование полученного дохода для возмещения ущерба и облегчения условий страхования, прежде всего, для снижения размера взносов для его участников. Согласно «Основам законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании», общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты.


Похожая информация.


Похожие публикации