Маркировка аккумуляторных батарей и стандарты производителей. Маркировка автомобильных аккумуляторов

Автомобильный аккумулятор, как и любая батарея, со временем при хранении теряет свои свойства из-за химических процессов, протекающих в ней. Не рекомендуется устанавливать на автомобиль «старые» батареи, если они не были заранее проверены. Однако не все водители понимают, как узнать дату изготовления аккумулятора, соответственно, они могут «нарвать» на покупку старого АКБ, который просто не будет эффективно работать, либо быстро выйдет из строя. В рамках статьи рассмотрим, как самостоятельно определить дату изготовления аккумулятора автомобиля прямо в магазине или в сервисе при покупке.

Оглавление:

Где находится маркировка на аккумуляторе

Чтобы узнать дату изготовления автомобильного аккумулятора, потребуется ознакомиться с его маркировкой. Но найти ее не всегда просто.

Большая часть производителей автомобильных батарей маркируют аккумуляторы по длинной стороне сверху. Некоторые отдают предпочтение размещению маркировки неподалеку от положительной клеммы.

Реже аккумуляторы маркируются на короткой боковине, и практически не встретить современные батареи, у которых метка стояла бы на днище или торце.

Обратите внимание: Чтобы найти маркировку на аккумуляторе, необходимо его внимательно осмотреть. Чаще всего метка хорошо видна, ее не стараются «спрятать от глаз». Если вы не можете найти маркировку на аккумуляторе, попробуйте воспользоваться поисковыми системами в интернете, чтобы узнать, где обычно производитель интересующей вас батареи маркирует свои продукты.

Как узнать дату изготовления аккумулятора

Помимо того что производители аккумуляторов выбирают разные позиции для размещения маркировки, также отличаются способы «прочтения» оставленной ими информации.

Распространенная маркировка батареи

Чаще всего производители батарей используют для их маркировки шифр из 9-10 цифр. Пример: 0000 523445. Рассмотрим, как читать такую маркировку:

  • Первые 4 цифры – это номер партии, из которой «вышел» данный аккумулятор и кодировка линии;
  • Следующая цифра – последняя цифра года, когда выпущен аккумулятор. В рассматриваемом варианте стоит цифра 5 – это значит, что батарея выпущена в 2015 году;
  • Далее – полугодие, когда выпущена батарея. В рассматриваемом примере цифра 2 – это говорит о том, что выпущен аккумулятор в период с июля по декабрь 2015 года;
  • Следующая цифра – месяц в полугодии, когда произведена батарея. У нас в примере 3 – это говорит о том, что батарея выпущена с конвейера в сентябре;
  • Далее – день месяца. Может быть как однозначное число, так и двузначное. В данном случае цифра 4 означает, что батарея выпущена 4 числа месяца;
  • Последняя цифра (может быть двузначной) – это номер бригады, которая ответственна за производство батареи. В примере бригада №45 работала над аккумулятором.

Делаем вывод после прочтения маркировки 0000 523445, что аккумулятор был выпущен 4 сентября 2015 года.

Чаще всего подобную систему маркировки можно встретиться на аккумуляторах таких производителей, как: FireBall, Uno, Dominator, FB, Forse и Курский Аккумулятор.

Маркировка около этикетки

Еще один распространенный способ маркировки, который позволяет очень просто узнать, когда была произведена батарея. Около этикетки производитель ставит код из 6 цифр. Пример: 122011. В данном случае:

  • Первые две цифры – это месяц, когда была произведена батарея;
  • Последние 4 цифры – это год выпуска аккумулятора.

Соответственно, после прочтения маркировки примера 122011 можно сделать вывод, что аккумулятор выпущен в декабре 2011 года.

Такую систему маркировки можно встретиться на батареях моделей: Ямал, Тюменский медведь (Tyumen Batbear или Arctic Batbear).

Явным минусом такого способа маркировки является невозможность определить, в какой конкретно день и какой сменной была создана данная батарея. Соответственно, производителям таких батарей сложнее разбираться, кто именно ответственен за проблему с батареей, если она имеется.

Маркировка аккумуляторов Tubor

Популярные аккумуляторы российского производителя Tubor имеют свою собственную маркировку, состоящую из букв и цифр. Пример: 401 S1. Расшифруем данную маркировку:

  • Первая цифра – это день недели, когда выпущен аккумулятор. В нашем случае 4 – это четверг;
  • Вторые две цифры – это порядковый номер недели, когда сделана батарея. Максимально данная цифра может достигать порядкового номера 53. В нашем случае 01 – это первая неделя года;
  • Буква – это год. Производитель на сайте указывает, какой год обозначается какой буквой: Z – 2014; P – 2015; A – 2016; S – 2017; T – 2018; X – 2019; L – 2020. В нашем случае S – это 2017 год;
  • Последняя цифра – номер смены. В нашем варианте смена №1.

Соответственно, из маркировки 401S1 можно сделать вывод, что батарея создана в четверг на первой неделе 2017 года.

Маркировка аккумуляторов Актех

Данный производитель имеет довольно простую маркировку, тем не менее, правило ее прочтения нужно знать. Его маркировка состоит из 4 цифр. Пример: 0117. Расшифровывается это следующим образом:

  • Первые две цифры – месяц;
  • Вторые две цифры – год.

В нашем случае батарея сделана в январе 2017 года.

Обратите внимание: подобная маркировка может встречаться также на некоторых моделях батарей от Ориона и Зверя.

Маркировка немецких аккумуляторов (Bosch, Varta)

На батареях некоторых немецких брендов, например, Bosch и Varta, можно встретить маркировку, состоящую из 24 символов. Среди них имеются буквы, цифры, а некоторые моменты выделены цветом. Здесь важно знать, что дата производства аккумулятора – это цифры с 4 по 6.

Четвертая цифра при такой маркировке – это год. А пятая и шестая – это месяц. При этом месяц определяется следующим образом:

  • 17-январь;
  • 18 - февраль;
  • 19 - март;
  • 20 - апрель;
  • 53 - май;
  • 54 - июнь;
  • 55 - июль;
  • 56 -август;
  • 57 -сентябрь;
  • 58 - октябрь;
  • 59 - ноябрь;
  • 60-декабрь.

Цветовые кодировки обозначают квартал, когда выпущена батарея.

Маркировка других аккумуляторов

Многие другие производители используют свои собственные маркировки, и выше мы рассмотрели лишь самые распространенные варианты. Лучше информацию о «чтении» маркировок узнавать непосредственно на сайте производителя аккумулятора.

Обратите внимание: Многие производители обозначают дату производства аккумулятора стандартным для потребителя образом – дд.мм.гг.

  • Основные конструкционные материалы, применяемые в автомобилестроении. Классификация
  • Вопрос9: Расчет численности производственных рабочих стоа Расчет численности производственных рабочих стоа.
  • Вопрос 10: Классификация подъёмно-осмотрового оборудования Классификация подъёмно-осмотрового оборудования
  • Вопрос11: Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации Отказы в технике. Понятие о надежности, характер ее изменения в процессе эксплуатации
  • Вопрос12: Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа. Расчет годового объема работ городских и дорожных стоа.
  • Вопрос13: Смазочно-заправочное оборудование, классификация.
  • Вопрос14: Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания Факторы, влияющие на надежность и долговечность двигателей внутреннего сгорания
  • Вопрос16: Стенды для проверки углов установки колес.
  • Вопрос17: Методы обеспечения надежности технических систем. Перспективы развития
  • Вопрос19: Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003 Контроль технического состояния дизельных двигателей по гост р 52160-2003
  • 5.1 Условия проведения испытаний
  • 5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
  • 5.3 Подготовка к измерениям
  • 5.4 Измерение дымности
  • Пересчет значений к в n (для дымомера с l, равной 0,43 м)
  • Вопрос 20: Понятие и определение технической системы. Ее составляющие Понятие и определение технической системы. Ее составляющие
  • Вопрос21: Разработка генерального плана стоа.
  • Вопрос22: Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы Организация государственного учета транспортных средств в рф. Нормативные документы.
  • Вопрос23: Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса Расчет электрических нагрузок предприятий автосервиса.
  • Вопрос24: Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса. Основные этапы технологического проектирования предприятий автосервиса.
  • Вопрос25: Роль контрольно-диагностической информации при оценке технического состояния транспортных средств.
  • Вопрос26: Функциональная схема организации производственного процесса стоа.
  • Вопрос27: Топливная экономичность
  • Вопрос28: Основные элементы транспортного процесса
  • Вопрос29: Типы и функции предприятий автомобильного транспорта Типы и функции предприятий автомобильного транспорта.
  • Вопрос30: Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • . Подвеска. Виды. Назначение, принцип действия.
  • Вопрос31: Классификация предприятий автосервиса
  • Вопрос32: Трансмиссия автомобиля. Назначение, устройство, принцип действия
  • Вопрос33: Транспортная подвижность населения
  • Вопрос34: Структура службы гибдд и её функции Структура службы гибдд и её функции
  • 2. Дорожно-патрульная служба, как структурное подразделение гибдд
  • 2.1.Организация дорожно-патрульной службы
  • Вопрос36: Система смазки. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос37: Общее устройство и принцип работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
  • Вопрос38: Система охлаждения. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • Вопрос39: Особенности конструкции и принцип работы двухтактного двигателя внутреннего сгорания
  • Вопрос40: Основные характеристики поршневых двигателей внутреннего сгорания. Принципы классификации и маркировка двигателей.
  • 2.1. Регулировочные характеристики
  • 2.2. Скоростные характеристики
  • 2.2.1. Внешняя скоростная характеристика
  • 2.2.2. Частичные скоростные характеристики
  • 2.2.3. Построение скоростных характеристик аналитическим методом
  • 2.4. Нагрузочная характеристика
  • Вопрос41: Система зажигания. Виды. Назначение, устройство, принцип действия.
  • 1.Контактная система зажигания
  • Вопрос42:Понятие электрооборудования траспортных машин. Его определение и толкование.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.
  • Вопрос44: Типаж автомобилей. Компоновочные схемы автомобилей. Классификация.
  • Вопрос45: Генераторные установки. Назначение. Структурный состав. Характеристики генераторных установок.
  • Вопрос46: Система пуска. Назначение. Структурный состав системы пуска. Электрические схемы управления стартером.
  • Вопрос48: Система освещения. Принцип формирования светораспределения. Классификация систем освещения
  • Вопрос49: Техническая диагностика автомобиля. Цели, методы, применяемое оборудование.
  • 2 Цели:
  • 3 Методы:
  • 4 Оборудование:
  • Вопрос50: . Понятия технологического обслуживания и ремонта автомобиля. Виды, периодичность. Система планово-предупредительного ремонта.
  • 3.1. Виды технического обслуживания и ремонта
  • Переодичность технического обслуживания подвижного состава
  • 3.2. Организация технического обслуживания и ремонта в автотранспортных предприятиях
  • 3.3. Корректирование нормативов технического обслуживания и ремонта подвижного состава
  • Характеристика категорий условий эксплуатации
  • Коэффициент корректирования переодичности технического обслуживания, трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Коэффициент учета природно-климатических условий при определении трудоемкости текущего ремонта и норм межремонтных пробегов
  • Вопрос51: Технология организации то и р на станция технического обслуживания и сервисных центрах. Перспективы развития.
  • 2.Организация технологического процесса в сто
  • 2.1. Организация технологических процессов то и
  • 2.2. Организация работ то и тр автоиобилей
  • Вопрос52: Нормативно-правовое обеспечение охраны окружающей среды от выбросов автомобильного транспорта
  • Вопрос53: трансмиссионные масла
  • Вопрос54: Детонационная стойкость бензинов
  • Вопрос55: Состав отработавших газов и его влияние на здоровье человека.
  • Вопрос56: моторные масла
  • Вопрос57: Общие требования, предъявляемые при испытаниях автомобильных двигателей.
  • Вопрос58: . Виды испытаний транспортных средств
  • Вопрос59: физические и химические свойства и показатели качества дизельного топлива. Цетановое число, методы определения.
  • Вопрос60:Расчет площади производственного участка на сто.
  • Вопрос43: Аккумуляторные батареи (АкБ). Назначение, условия работы. Основные требования к АкБ. Виды(типы) АкБ. Маркировка. Размещение АкБ на транспортных машинах.

    Аккумулятор - химический источник тока, в котором энергия химической реакции многократно преобразуется в электрическую и наоборот. Таким образом, аккумулятор, имея возможность преобразовывать химическую энергию в электрическую, способен запасать ее и хранить в течение длительного времени. Заряжаясь, аккумулятор накапливает электрическую энергию, разряжаясь, отдает ее потребителю. Стандартная современная 12-вольтовая автомобильная аккумуляторная батарея выполнена из шести последовательно соединенных между собой блоков разноименно заряженных пластин, каждый из которых и представляет собой простейший аккумулятор с выходным напряжением около 2 вольт. Положительно заряженная пластина (электрод) представляет собой свинцовую решетку с активной массой из двуокиси свинца (PbO 2), а электрод со знаком минус - решетку с активной массой из губчатого свинца (Pb). Полублоки разноименно заряженных пластин вставляются друг в друга. Во избежание возникновения короткого замыкания между пластинами, их разделяют пористыми сепараторами из изоляционного материала. Собранные блоки помещаются в корпус и заливаются электролитом (раствором серной кислоты плотностью 1.27-1.29 г/см 3). Полюса (баретки) крайних элементов соединяются с расположенными снаружи корпуса контактными выводами - борнами. Если к аккумулятору подключить нагрузку, то свинцовые пластины с активной массой, электролит и нагрузка образуют замкнутую цепь. Внутри аккумулятора начинается химическая реакция, в результате которой активная масса обоих электродов начнет менять первоначальный состав, преобразуясь из губчатого свинца и его двуокиси в сернокислый свинец (сульфат свинца PbSO 4), а плотность электролита начинает падать. В итоге, в цепи образуется направленное движение ионов, и течет электрический ток. Такой процесс представляет собой разряд аккумулятора. При подключении к аккумулятору внешнего источника тока начинается обратный процесс - заряд. При заряде активная масса пластин восстанавливает свой первоначальный состав, плотность электролита растет. Эти химические процессы можно описать следующими уравнениями: - на положительной пластине: PbO 2 + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 O + 2e; - на отрицательной пластине: Pb + H 2 SO 4 = PbSO 4 + H 2 - 2e. Из всего вышесказанного следует, что количество запасаемой аккумулятором энергии (емкость) определяется объемом активной массы и электролита. Поскольку автомобильная 12-вольтовая аккумуляторная батарея состоит из шести аккумуляторных элементов, соединенных в батарею последовательно, то по сути устройство, в повседневном обиходе просто называемое «аккумулятор», на самом деле является батареей из нескольких аккумуляторов. Впервые серийно аккумуляторные батареи стали устанавливать на автомобили Cadillac в 1912 г. На первых автомобилях аккумуляторные батареи были снимаемые, т.к. из-за отсутствия бортового генератора после разряда их приходилась подзаряжать от внешнего источника тока. В автомобиле аккумуляторная батарея выполняет три функции: во-первых, запускает двигатель, во-вторых, питает бортовые электрические устройства в то время, когда двигатель не работает, и, наконец, при работающем двигателе помогает генератору, когда тот не справляется с нагрузкой в бортовой электрической сети.

    Конструкция аккумуляторной батареи

    Современная аккумуляторная батарея состоит из следующих основных частей:

      моноблок (корпус), служащий резервуаром для электролита;

    • пластины;

      сепараторы;

      соединительные выводы.

    Основные типы конструкций аккумуляторных батарей

    В зависимости от конструктивных особенностей аккумуляторные батареи можно разделить на три типа:

      обслуживаемые;

      малообслуживаемые;

      полностью необслуживаемые.

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи

    Обслуживаемые аккумуляторные батареи требуют постоянного контроля уровня электролита и его плотности. Это происходит из-за того, что при изготовлении пластин для повышения прочности их материала и улучшения его литьевых свойств в свинец добавляется сурьма (свыше 4,5%). Это приводит к тому, что разложение электролита (с одновременной потерей воды) происходит при невысоких (14,3-14,4 В) напряжениях. Для компенсации расхода воды ее приходится периодически доливать через отверстия, закрытые пробками. Если же момент резкого снижения уровня электролита упущен, то начнется необратимая сульфатация свинца, и, как следствие, разрушение активной массы пластин. Малообслуживаемые аккумуляторные батареи

    Малообслуживаемые аккумуляторные батареи обладают как ярко выраженными достоинствами, так и недостатками. К достоинствам можно отнести малое потребление воды, высокую коррозионную стойкость пластин и малый саморазряд. Недостатком является необратимое образование сульфата кальция при перезарядах (сопряженных с выкипанием электролита) и глубоких разрядах. Для уменьшения последнего явления некоторые производители изготавливают батареи комбинированной конструкции: отрицательные пластины выполняются из кальциевого сплава свинца, положительные - из малосурьмянистого (как у старых обслуживаемых батарей). Подавляющее большинство аккумуляторов, изготавливаемых отечественными заводами, являются малообслуживаемыми. В Европе, как и во всем мире, малообслуживаемые аккумуляторы вытесняются необслуживаемыми.

    Необслуживаемые аккумуляторные батареи

    По стандартам DIN «необслуживаемость» аккумуляторной батареи подразумевает расход воды меньше 6 г/А*час. На практике к необслуживаемым батареям относят такие, в конструкции которых применен комплекс решений, направленных на достижение крайне низкого темпа расхода воды. В результате чего предполагается, что срок выкипания критичного для работоспособности батареи объема электролита превышает срок службы батареи до ее естественного выхода из строя вследствие естественного коррозионного разрушения решеток. Доля сурьмы в свинце пластин необслуживаемых батарей составляет менее 2,5%.

    Параметры аккумуляторных батарей

    Аккумулятор обладает 100% эффективностью при 27 o С. При минус 18 o С эффективность батареи падает на 40%. Поэтому в условиях холодного климата значениям рабочих параметров придается особенное значение.

    Маркировка аккумуляторных батарей

    На аккумуляторные батареи наносятся обозначения, позволяющие однозначно определить их основные параметры: емкость, ток холодного запуска, тип корпуса. Обозначения даты и/или места производства являются не обязательными, поэтому не стандартизированы. Маркировку можно разделить (применительно к нашим условиям) на две большие группы:

      маркировка согласно ГОСТ;

      маркировка согласно DIN.

    Например, по стандарту ГОСТ маркировка батареи 6СТ-55ПМА несет следующую информацию: 6 - количество элементов (напряжением 2В) в батарее; СТ - назначение батареи (стартерная); 55 - номинальная емкость в ампер*часах; П - материал моноблока (сополимер полиэтилена с полипропиленом); М - материал сепаратора (мипласт); А - общая крышка; З - выпускается в залитом и заряженном виде. По стандарту DIN маркировка 5 74 012 068 несет следующую информацию: 5 - цифра, показывающая «порядок» значения емкости; (5 - до 100 А*час, 6 - от 100 до 200 А*час, 7 - свыше 200 А*час); 74 - емкость 74 А*час; 012 - заводское обозначение типа корпуса, из которого следуют габариты корпуса, тип крепления, расположение выводов; 068 - ток пуска 680 А по стандарту EN. Ряд зарубежных производителей батарей маркируют свои батареи специфическим образом, указывая в маркировке не емкость, а значение тока холодного запуска, которому по каталогу можно сопоставить величину номинальной емкости. Своеобразно маркируются также батареи, производимые в США или изготовленные для продажи на рынке США. Дополнительный код, собственный для каждого производителя, позволяет узнать место и дату производства батареи.

    Эксплуатация аккумуляторной батареи

    Эксплуатация аккумуляторной батареи на транспортных средствах допускается только при исправном реле-регуляторе (при напряжении от 13.8В до 14.2В), токе утечки не более 25мА, плотности электролита согласно табл.1 и уровне электролита не ниже верхней кромки пластин.

    При пуске двигателя длительность работы стартера не должна превышать 10 секунд для карбюраторных автомобилей, 15 секунд для дизельных. Если попытка запуска не удалась, необходимо сделать перерыв на 1 минуту.

    При эксплуатации аккумуляторной батареи не реже одного раза в месяц необходимо:

    проверять и, при необходимости, очищать аккумуляторную батарею от пыли и грязи. Электролит, попавший на поверхность аккумуляторной батареи, удалять ветошью, смоченной в 10-процентном растворе аммиака или соды;

    проверять и, при необходимости, очищать вентиляционные отверстия на корпусе аккумуляторной батареи;

    проверять уровень электролита и, при необходимости доливать дистиллированную воду до нормального уровня (для аккумуляторных батарей, имеющих пробки); доливать электролит в аккумуляторную батарею можно только в тех случаях, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло за счет его выплескивания (в обслуживаемых батареях);

    проверять надежность крепления аккумуляторной батареи в установочном гнезде и плотность крепления соединительных клемм на полюсных выводах аккумуляторной батареи; соединительные клеммы смазывать техническим вазелином.

    в зимний период проверку состояния аккумуляторной батареи выполнять чаще.

    Не реже одного раза в квартал проверять степень заряженности аккумуляторной батареи. При необходимости заряжать батареею согласно разделу «Зарядка аккумуляторной батареи».

    Глубокий разряд аккумуляторной батареи при отрицательных температурах недопустим! Это приводит к замерзанию электролита и разрушению корпуса батареи.

    При покупке автомобильного аккумулятора вам необходимо знать, как выбрать модель, удовлетворяющую вашим требованиям. Мало просто знать основные параметры аккумулятора. Нужно уметь извлекать информацию о них из маркировки автомобильных аккумуляторов. Существует ряд международных стандартов, определяющих, какие данные должны быть отражены в маркировке аккумуляторной батареи. Большинство производителей придерживаются этого стандарта. Но проблема в том, что при нанесении одних и тех же данных разные компании используют свои разновидности маркировок.

    Давайте, попробуем разобраться в дебрях маркировок автомобильных аккумуляторов. Для начала посмотрим, что наносят на свои батареи отечественные производители.

    При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 959-2002. Схема маркировки следующая:


    Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.

    Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.

    В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.

    Маркировка американских АКБ

    Маркировка американских аккумуляторов определяется в соответствии со стандартом SAE J537 (Society of Automotive Engineers).

    Что обязательно должно быть указано на АКБ?

    В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:

    • Номинальное значение ёмкости;
    • Знак компании-производителя;
    • Номинальное значение напряжения;
    • Ток холодной прокрутки, измеряемый при — 18 градусах Цельсия;
    • Дата производства АКБ;
    • Вес аккумуляторной батареи;
    • Обозначение полярности;
    • Необходимые предупреждающие обозначения («опасное едкое вещество» и т. п.);
    • Минимальная и максимальная метки уровня электролита.

    Основной проблемой при чтении маркировки для автолюбителей является определение пускового тока. По стандартам ETN и SAE данные значения выше, чем в случае DIN. В первом случае (ETN и SAE) обозначается способность автомобильной батареи к разряду большими токами за короткий временной интервал. В течение этого интервала батарея должна выдавать ток 25 ампер. В случае DIN обозначается возможность АКБ к разряду небольшими токами длительное время.

    Поэтому важно помнить, что если на аккумуляторе SAE указан высокий пусковой ток, это не говорит о его превосходстве над АКБ маркированной по стандарту DIN.

    На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.

    Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:

    Ток SAE = 1,7 * ток DIN

    Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:

    Ток SAE = 1,6 * ток DIN

    Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.

    АККУМУЛЯТОРНЫЕ БАТАРЕИ

    В процессе эксплуатации аккумуляторы постепенно утрачивают свою работоспособность даже при соответствующем техническом обслуживании. Рано или поздно батарея оказывается не в состоянии обеспечить пуск двигателя, особенно в холодное время года, и ее приходится заменять .

    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Аккумуляторная батарея (АКБ) представляет собой химический источник тока, запасающий энергию, необходимую для питания электрического стартера, вращающего двигатель при пуске. Кроме того, она обеспечивает работу электрических приборов автомобиля при недостатке или отсутствии развиваемой генератором мощности. На транспортных средствах в основном применяются свинцовые стартерные батареи, состоящие из последовательно соединенных аккумуляторов, установленных в общем корпусе.


    Устройство обслуживаемой АКБ:
    1 – корпус;
    2 – отрицательный электрод (пластина);
    3 – сепаратор;
    4 – положительный электрод (пластина);
    5 – баретка;
    6 – опорные призмы;
    7 – крышка;
    8 – пробка заливного отверстия;
    9 – положительный вывод;
    10 – межэлементная перемычка (соединительный мостик);
    11 – отрицательный вывод

    Так называемые «необслуживаемые» батареи отличаются от обычных замедленным «выкипанием» воды из электролита и большим его резервным объемом.

    ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    На территории Российской Федерации АКБ должны соответствовать межгосударственному ГОСТу 959-2002 «Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники». Для обеспечения нормальной эксплуатации электрооборудования и самой батареи требуется ее соответствие по основным размерам и характеристикам данному автомобилю.
    «Полярность» – определяет расположение отрицательного и положительного выводов батареи. Если смотреть на АКБ со стороны, к которой выводы смещены ближе, то полярность:
    - прямая – если положительный вывод с обозначением «+» находится слева, а отрицательный вывод, обозначенный «–», – справа;
    - обратная – если положительный вывод «+» находится справа, а отрицательный вывод «–» – слева.
    Ширина батареи должна точно соответствовать штатной, поскольку большинство из них крепится за нижние боковые выступы корпуса.
    Высота и длина могут быть несколько больше, если это допускают размеры ниши (установочной площадки) под АКБ.
    Номинальная емкость (С 20) – количество электричества (в А.ч), которое способна отдать АКБ при 20-часовом режиме разряда током, численно равным 0,05 номинальной емкости до напряжения на выводах 10,5 В при температуре электролита 25°С.
    Резервная емкость (Cр) – время разряда в минутах полностью заряженной батареи током 25 А до напряжения 10,5 В при температуре электролита 25°С.
    Примечание . По ГОСТу 959-2002 номинальную и резервную емкость определяют поместив батарею в ванну с водой, имеющей температуру 25±2°С.
    Резервная емкость численно в 1,63 раза больше номинальной (например, для батареи емкостью 55 А.ч она составляет 90 минут). Это расчетное время, в течение которого полностью заряженная АКБ обеспечивает электроэнергией минимум потребителей, необходимых для безопасного движения автомобиля в случае отказа генератора.
    Ток холодной прокрутки (I х.п.) – по ГОСТу 959-2002 – это ток разряда, который способна отдать батарея при температуре электролита минус 18°С в течение 10 с напряжением не менее 7,5 В. Чем этот параметр выше, тем лучше двигатель будет пускаться зимой, но из-за увеличения нагрузки на стартер может снизиться его ресурс.
    Величина тока холодной прокрутки зависит от методики ее измерения. Примерное соответствие значений тока холодной прокрутки, определенного по разным стандартам, приведено в таблице.


    МАРКИРОВКА

    По ГОСТу 959-2002 на каждой АКБ должно быть нанесено:
    - товарный знак или наименование предприятия-изготовителя;
    - условное обозначение батареи (рис.); - знаки полярности: плюс «+» и минус «–»;
    - дата изготовления – месяц, год;
    - номер НД (нормативного документа) на данную батарею;
    - номинальная емкость в ампер-часах (А.ч);
    - номинальное напряжение в вольтах (В);
    - ток холодной прокрутки в амперах (А);
    - масса батареи (если она 10 кг и более);
    - знаки безопасности;
    - символ переработки.


    Примечание. На АКБ, предназначенных на экспорт, дополнительно должно быть нанесено: «ГОСТ 959-2002», надпись «сделано в (наименование страны-изготовителя)» и буква «Т» для экспорта в страны с тропическим климатом.


    Условное обозначение батарей по европейскому стандарту EN 60095-1.


    Условное обозначение батарей по американскому стандарту SAE J537.

    Примеры маркировки АКБ


    Маркировка российской батареи:
    1 – условное обозначение;
    2 и 3 – ток холодной прокрутки по DIN и EN;
    4 – вес;
    5 – резервная емкость;
    6 – номинальная емкость;
    7 – номинальное напряжение


    Маркировка европейской батареи:
    1 – тип;
    2 – номинальная емкость;
    3 – ток холодной прокрутки по EN;
    4 – знаки мер безопасности


    Маркировка американской батареи :
    1 – условное обозначение;
    2 и 3 – ток холодной прокрутки по SAE и DIN;
    4 – номинальное напряжение

    Примечание . На корпусе батареи может быть указано несколько значений тока холодной прокрутки и далее в скобках обозначения стандартов, по которым они определены.

    ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

    В соответствии с ГОСТ 959-2002:
    - гарантийный срок хранения не залитых электролитом (сухозаряженных) батарей – 36 месяцев, при этом срок сохранения сухозаряженности – 12 месяцев;
    - гарантийный срок эксплуатации батарей – 18 месяцев со дня продажи;
    - гарантийная наработка батарей – 60 тыс. км пробега автомобиля в пределах гарантийного срока эксплуатации;
    - гарантийный срок эксплуатации необслуживаемых батарей – 24 месяца при пробеге автомобиля не более 75 тыс. км;
    Для необслуживаемых батарей гарантийный срок исчисляется:
    - не залитых электролитом (сухозаряженных) – со дня продажи;
    - залитых электролитом – со дня изготовления.

    Примечание . При отсутствии возможности контроля за пробегом автомобиля и режимами обслуживания батареи гарантия практически распространяется только на заводской брак, выявленный за установленный продавцом гарантийный срок.

    Фактический срок службы стартерных аккумуляторных батарей может быть значительно больше и зависит от условий эксплуатации. При исправном электрооборудовании, соответствующем техническом обслуживании и годовом пробеге автомобиля до 10–12 тыс. км он может достигать 5–8 лет.
    Долговечность необслуживаемых АКБ , не имеющих отверстий для долива, существенно зависит от состояния электрооборудования и условий (интенсивности) эксплуатации. Напряжение в бортовой сети автомобиля должно находиться в пределах 13,9–14,3 В, иначе ресурс батареи резко снизится из-за «выкипания» воды из электролита или в связи с постоянным недозарядом и оплыванием активной массы.

    ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

    Чтобы АКБ выработала заложенный в нее ресурс при техническом обслуживании автомобиля, необходимо:
    - проверять крепление батареи на автомобиле – незакрепленная батарея сильнее подвержена вибрациям, которые могут вызвать нарушение герметичности корпуса;
    - проверять соединение клемм и выводов – окисленные контакты приводят к падению напряжения, отказам в работе электрооборудования, неполному заряду батареи и оплавлению выводов;
    - протирать крышку от грязи для устранения возможности саморазряда;
    - прочищать вентиляционные отверстия пробок или в крышке для предотвращения скопления газов в «банках»;
    - проверять уровень электролита у батарей обычной конструкции – каждые 1,5–2,0 месяца, у «необслуживаемых» периодически, в зависимости от пробега автомобиля, но не реже 1–2 раза в год;
    - по необходимости (и наличии заливных отверстий) восстанавливать уровень электролита в АКБ, доливая только дистиллированную воду (добавление электролита или кислоты недопустимо);
    - при возможности оценивать степень заряженности отдельных «банок» по плотности электролита в них с помощью ареометра.

    ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    При работе с АКБ необходимо применять защитные очки и резиновые перчатки. В случае попадания электролита на открытые части тела необходимо срочно промыть пораженный участок обильным количеством воды и затем 5%-ным раствором кальцинированной соды. Во избежание взрыва запрещается пользоваться открытым огнем. Нельзя допускать замыкания положительного вывода батареи на массу. Для исключения возможности искрения запрещено отсоединять провода при включенных потребителях. Повышение напряжения, развиваемого генератором свыше величины, установленной в инструкции по эксплуатации автомобиля, недопустимо, так как приводит к интенсивному образованию взрывоопасной смеси водорода и кислорода внутри батареи. При снятии батареи сначала отсоединяют отрицательный вывод («массу»), затем положительный, а при установке на автомобиль наоборот – сначала соединяют положительный, затем отрицательный.

    При приобретении АКБ необходимо обратить внимание на дату ее изготовления. Срок хранения на складе сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых и заряженных – не более шести месяцев.
    Желательно проверить, особенно если с даты изготовления прошло более одного года:
    - целостность корпуса, освободив его от упаковки и наклонив на 45° – электролит не должен выливаться;
    - уровень электролита – он должен находиться между отметками «мин» и «мах» у батарей с корпусом из полупрозрачного пластика или примерно на 15–20 мм выше верхнего уровня пластин;
    - плотность электролита (для залитой и заряженной АКБ) должна составлять 1,25–1,26 г/см3 при 25±5°С;
    - цвет индикатора заряженности (при наличии) должен быть зеленым;
    - напряжение на выводах батареи без электрической нагрузки (ЭДС) должно быть не менее 12,6 В;
    - напряжение на клеммах батареи с помощью нагрузочной вилки (например, для АКБ емкостью 55 А.ч при разряде током 100 А напряжение на 5–7 секунде должно быть не менее 10,5 В).
    В любом случае необходимо наличие инструкции по эксплуатации на русском языке и гарантийного талона, в котором должны быть указаны условия гарантии .
    Измеренные показатели должны быть записаны продавцом в гарантийный талон. Это пригодится в случае предъявления претензий к качеству АКБ в пункте по гарантийной проверке на наличие в ней дефектов.
    Залитые электролитом и заряженные батареи полностью готовы к использованию и не требуют подготовки к эксплуатации.
    Сухозаряженные батареи требуют подготовки к эксплуатации – заливку электролитом плотностью 1,27–1,28 г/см3 при температуре 25±5°С и выдержку в течение 30 мин для пропитки активной массы электродов. Если после этого плотность не изменилась – батарея готова к эксплуатации. При снижении плотности электролита необходим подзаряд до ее восстановления.
    Кроме того, на пробках сухозаряженных батарей необходимо срезать (при наличии) приливы, закрывающие вентиляционные отверстия.

    В любой аккумуляторной батарее, в том числе и автомобильной, протекают химические процессы результатом которых является износ пластин. Вследствие этого АКБ утрачивает свои характеристики и становится бесполезной. Необходимо понимать, что данный процесс зависит от времени использования или же хранения батареи, а также неизбежен. Именно поэтому при покупке аккумулятора в первую очередь нужно обращать внимание на дату его изготовления, иначе можно приобрести «старый» элемент и вскоре столкнуться с процедурой его зарядки или полной замены. В этой статье мы ответим на вопрос как узнать дату изготовления аккумулятора, а также ознакомим вас с маркировкой популярный брендов на отечественном рынке. Опираясь на наши данные, вы сможете выбрать новую АКБ с наименьшим сроком хранения до покупки.

    Важно отметить то, что каждый отдельный производитель может по-разному маркировать свою продукцию, а также большинство водителей сталкиваются с проблемой расположения даты производства. Это связано с отсутствием единых стандартов, которые могли бы регулировать данный процесс. Основная масса брендов наносит маркировку сверху вдоль большей грани. Также очень часто можно встретить дату около «плюсовой» клеммы.

    Очень редко время изготовления указывается вдоль короткой грани аккумулятора и вообще не встретить на нижней стороне последнего.

    В любом случае, если перед вами находится АКБ и вы не знаете, где смотреть маркировку, нужно внимательно провести его внешний осмотр. Как правило, этого достаточно для нахождения нужной информации. Заводы-изготовители не стремятся спрятать данную информацию от покупателя. Если же у вас возникли затруднения, то воспользуйтесь рекомендациями этой статьи.

    Как узнать дату изготовления аккумулятора

    Выше говорилось, что производители указывают дату на разных частях АКБ. Однако это не последнее преткновение, с которым может столкнуться покупатель. Дело в том, что в большинстве случаев нужно уметь правильно прочитать эту информацию , ведь каждый завод по-своему трактует маркировку.

    Самым распространенным вариантом является комбинация из девяти или десяти цифр. Например, рассмотрим следующий вариант:
    0000 8 1 3 5 36

    «0000 » — это номер заводской партии к которой относится выпущенный АКБ;
    «8 » — берется последняя цифра года выпуска. В нашем варианте это 2018 год;
    «1 » — означает полугодие выпуска аккумулятора. В нашем примере «1» – батарея выпущена в период с января по июнь 2018 года, «2» — с июля по декабрь;
    «3 » — порядковый номер месяца по календарю в указанном выше полугодии. Таким образом рассматриваемая батарея произведена в марте;
    «5 » — указывает день месяца. Стоит обратить внимание на то, что эта цифра может иметь однозначный вид и двузначный;
    «36 » — также носит двух или однозначный характер и означает номер бригады, которая несет ответственность за производство батареи.

    На основе вышесказанных данных мы может выяснить для себя, что аккумулятор с маркировкой 0000 813536 был произведен 5 марта 2018 года .

    Данный подход к обозначению даты производства характерен для таких брендов: Курский аккумулятор, Forse, Dominator, FireBall и Уно .

    Вторым популярным методом маркировки является нанесения шифра из шести цифр . Например: 032018 . Здесь:

    «03 » — месяц производства (март);
    «2018 » — год производства.

    Таким образом, аккумулятор с обозначением 031028 выпущен в марте 2018 года . Этот вариант используют производители: Тюменский медведь, Ямал .

    Примечательно то, что при такой маркировке неизвестно в какой именно день произвели конкретный образец АКБ.

    Маркировка тюменского аккумулятора

    Большинство аккумуляторных батарей, которые производятся на территории российской федерации дата изготовления сводится к простому обозначению месяца и года. Это справедливо и для тюменских аккумуляторов. Шифр состоит из шести цифр, где две первые означают месяц производства, а четыре последние год. К примеру, АКБ с шифром 012018 означает, что изделие вышло с конвейера в январе 2018 года . Найти эту информацию можно на верхней части АКБ.

    Тюменский аккумулятор

    Маркировка аккумуляторов Мутлу (Mutlu)

    Турецкий бренд, дата производства батарей которого указывается на верхней части корпуса. Состоит он из шести цифр: первое число указывает на номер партии, второе год, а третье и четвертое месяц производства. Последние же цифры сообщают о дате выпуска элемента. Рассмотрим на примере 280224 :

    «2 » — второй номер партии (производственной линии);
    «8 » — год производства 2018;
    «02 » — месяц февраль;
    «24 » — день месяца.

    Таким образом, прочитав данную маркировку мы наверняка знаем, что аккумулятор произведен 24 февраля 2018 года .

    Расположение даты изготовления АКБ Мутлу

    Маркировка аккумуляторов BOSCH

    Производственные коды данного производителя с 2014 года изменились. Место расположения кода дублируется на крышке сверху, а также на лицевой стороне этикетки. Последняя состоит из трёх цифр по которым покупатель может узнать год и месяц заправки электролитом. На крышке определяется дата изготовления аккумулятора. Рассмотрим маркировку на следующем примере:

    С7С8171523052

    «С » — производственные особенности;
    «7 » — номер производственной линии;
    «С » — страна производитель (H – Германия, С – Чехия, S – Швеция, A — Австрия);
    «817 » — дата производства, которая проверяется согласно таблице указанной ниже.

    Таблица маркировки аккумуляторов Bosch

    Маркировка аккумуляторов Титан

    Специальный маркер, который свидетельствует о дате производства аккумуляторов Титан находится на верхней крышке слева вверху. Рассмотрим порядок чтения кода на примере:

    «2 » — день недели (1-7, Пн-Вс);
    «08 » — текущая неделя производства;
    «Т » — год изготовления (проверяется по таблице);

    «1 » — номер бригады.

    Таким образом получаем аккумулятор, который произведен во вторник 20 февраля 2018 года .

    Маркировка аккумуляторов Exide

    Также на корпусе аккумулятора находится наклейка и на ней имеется код из двух символов: цифры и буквы . Цифра свидетельствует о годе производства аккумулятора, а буква – месяц. Кроме этого дата изготовления указывается штамповкой возле минусовой клеммы.

    Маркировка аккумуляторов Autojet

    Шифр времени производства таких аккумуляторов составляет пять цифр. Три первые свидетельствуют о номере дня в конкретном году. При этом следующие четвертая и пятая цифра – год выпуска. К примеру, имеем аккумулятор с маркировкой 047/13 . Данная батарея была произведена 16 февраля 2013 года . После 2014 года завод принял решение внести некоторые изменения в шифр. Теперь появилось две даты: одна дата выпуска АКБ, а вторая дата заливки электролита.

    Маркировка аккумуляторов Варта

    Аккумуляторы Varta имеют штамповку на корпусе. Она находится сверху на крышке в виде специального кода. Как правило он состоит из 13-ти цифр. Расшифровка этого кода производится также, как и у аккумуляторов BOSCH, которые мы рассмотрели выше в статье.

    Таким образом мы рассмотрели особенности маркировки даты изготовления наиболее популярных производителей аккумуляторов на российском рынке и рынке СНГ. Если у вас остались вопросы, то задавайте их в комментариях.

    Интересное видео

    Похожие публикации