Федеральный закон российской федерации. Федеральный закон российской федерации Федеральный закон о полиции

Федеральный закон о полиции позволяет регламентировать работу всех сотрудников МВД, включая представителей ГИБДД или ДПС. Однако обязанность знать принципы данного положения ложится не только на плечи сотрудников правоохранительных органов, но и на простых граждан.

В случае, если будет замечено, что определенное лицо явно превышает свои полномочия, гражданин, который знаком с Федеральным законом о полиции, может действовать по правилам и подать жалобу на данного нарушителя. Любое внесение изменений или утвержденных дополнений к действующей редакции часто вызывает резонанс, так как население не всегда способно принимать новшества, вступившие в силу.

В Федеральном законе Российской Федерации «О полиции» прописаны главные направления деятельности сотрудников правоохранительных органов, полный перечень их полномочий, а также правила регулирования отношений между обществом и полицией.

Социальные особенности современного мира вынуждают государство использовать все имеющиеся ресурсы для защиты граждан, предотвращения и раскрытия преступлений, поиска виновных и пресечения правонарушений, которые имеют место быть при исполнении определенными должностными лицами своих административных обязанностей.

Впервые Федеральный закон «О полиции» вступил в силу 1 марта 2011 года. Особенности структуры и содержания данного нормативного акта во многом схожи с теми же аспектами старой редакции закона «О милиции».

Наиболее очевидным отличием новой редакции была декларация открытости и публичности деятельности представителей полиции. Также в тексте предложен перечень определенных мер для получения общественного доверия и поддержки российских граждан, на которых государственная правоохранительная система должна опираться.

В соответствии с текстом закона редакции от 01.07.2011, на полицию возлагаются обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах, безопасности дорожного движения, по осуществлению экспертно-криминалистической деятельности, контролю за использованием и хранением оружия, а также охранной и частной детективной деятельностью.

Основные положения Федерального закона «О полиции»:

  • Регулирование отношений между гражданским обществом и правоохранительными органами;
  • Установление основных направлений деятельности полиции;
  • Перечень полномочий представителей правоохранительных органов, а также их прав и обязанностей;
  • Основные положения о службе в правоохранительных органах.

В Федеральном законе «О полиции» 11 глав и 56 статей, в которых сосредоточены общие положения. Подробные регламенты нужно искать в подзаконных актах, что утверждаются приказами МВД Российской Федерации. Полный перечень всех регламентов можно найти на сайте МВД .

Цели полиции Российской Федерации, которые указаны в последней редакции Федерального закона:

  • Защита прав и свобод граждан;
  • Осуществление административных наказаний;
  • Защита правопорядка и безопасности;
  • Соблюдение безопасности дорожного движения;
  • Предотвращение и раскрытие преступлений;
  • Розыск пропавших лиц;
  • Осуществление экспертно-криминалистической деятельности;
  • Контроль за оборотом оружия, охранной деятельностью и частным сыском.

Последние изменения

Федеральный закон о полиции содержит ряд принципиально новых для российского законодательства положений. Так, статья №5 обязывает сотрудников полиции при обращении к гражданам представиться по всей форме. Полицейский должен назвать причину и цель обращения, свою фамилию, имя, отчество, а также должность. Кроме того, по просьбе гражданина сотрудник обязан предъявить свое удостоверение.

До 2020 года никаких значительных изменений в текст закона «О полиции» вноситься не планируется. За всю историю существования закона изменения вносились четыре раза. Наиболее серьезные поправки вносились в октябре 2018 года.

Отдельные главы Федерального закона «О полиции» посвящены специальным мерам воздействия, применению физической силы и спецсредств. Закон устанавливает пределы и основания применения определенных экстраординарных методов, перечень оснований для проникновения в жилища и частные помещения.

В главе №10 закона «О полиции» устанавливаются основы государственного контроля за полицией. Также в статье №50 указано, что общественный контроль может осуществляться и гражданскими лицами. Здесь устанавливаются основные права и обязанности сотрудников, пределы и условия их ответственности, гарантии личной безопасности и правовой защиты, страховые гарантии.

Если вы интересовались вопросом, касательно нового закона о полиции, то наверняка знаете, что официально он был принят в 2011 году. Но уже тогда все прекрасно осознавали, что со временем в закон будут внесены определенные, значительные изменения ввиду определенных факторов. Проблема заключается в «недоработке» определенных статей, а также на это повлияла и экономическая ситуация в России.

Права полицейских были существенно расширены

Летом 2015 года депутаты, представители «Единой России», настояли на внесении некоторых изменений в закон о полиции. Что характерно, в принятии данного этого решения принимали участие органы власти из разных регионов России, отечественные ветераны Министерства Внутренних Дел, а еще брались во внимание мнения и пожелания общественных организаций и граждан страны в целом.

Хотелось бы обратить внимание пользователей на то, что в некоторых статьях закона, измененных по вышеуказанному решению и касающихся непосредственно действия полицейских по факту ограничения прав и свобод отечественных граждан, пришли к выводу заменить понятие «обязан» на «должен». То есть, как мы можем видеть, права сотрудников полиции действительно были расширены. Но, где появляется больше прав, естественно, появляется и больше обязанностей! Теперь родственники пострадавшего имеют полное право знать, куда доставили его, а также, если гражданин был задержан, он может позвонить не только близким родственникам. Круг доверенных лиц расширился.

Многих волнует вопрос, касательно применения оружия сотрудниками внутренних органов. И здесь в закон были внесены изменения. Теперь сотрудник полиции имеет право без предупреждения открыть огонь на поражение без каких-либо предупреждений. Но только в том случае, если тем самым полицейский пытается предотвратить террористический акт, отразить вооруженное нападение на граждан или на важный объект, при освобождении заложников и так далее. Плюс ко всему прочему теперь полицейскому позволено стрелять в представителей женского пола, а ведь раньше это законом не допускалось.

В соответствии с Федеральным законом


В соответствии с Федеральным законом "О полиции" предоставление единовременного пособия в размере 3 млн.

рублей членам семьи и лицам, находившимся на его иждивении, в равных долях в случае: гибели (смерти) сотрудника органов внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, смерти гражданина Российской Федерации, наступившей в течение одного года после увольнения со службы в органах внутренних дел вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, единовременного пособия в размере 2 млн.



При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

10. В территориальном органе в целях обеспечения осуществления возложенных на него полномочий в пределах установленной штатной численности вводятся должности, подлежащие замещению сотрудниками, государственными служащими и работниками.


(вступ. в силу 24.02.2015 г.), 12.02.2015 г. №16-ФЗ , 08.03.2015 г. №23-ФЗ (вступ. в силу 15.09.2015 г.), 13.07.2015 г. №248-ФЗ , 23.06.2016 г. № , 03.07.2016 г. №227-ФЗ (см. ), 03.07.2016 г. №305-ФЗ , 28.05.2017 г. №102-ФЗ , 18.06.2017 г. № , 29.07.2017 г. №272-ФЗ , 05.12.2017 г. №391-ФЗ , 29.12.2017 г. №442-ФЗ (вступ. в силу 30.12.2018 г.), 07.03.2018 г. №56-ФЗ , 29.07.2018 г. №268-ФЗ , 03.08.2018 г. №)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Назначение полиции

1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Статья 2. Основные направления деятельности полиции

1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

9) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 05.12.2017 г. №391-ФЗ

10) утратил силу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.07.2016 г. №227-ФЗ

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

2. По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел).

2. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.

3. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции.

Статья 4. Организация полиции

1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

2. В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей (далее - подразделения полиции).

3. Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальные органы) и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.

4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом Российской Федерации.

5. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Глава 2. Принципы деятельности полиции

Статья 5. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. Деятельность полиции, ограничивающая права и свободы граждан, немедленно прекращается, если достигнута законная цель или выяснилось, что эта цель не может или не должна достигаться путем ограничения прав и свобод граждан.

3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ
"О полиции"

О документе

Опубликование документа

Принятый в 2011 году закон о полиции не мог существовать без поправок и изменений, которые по истечении некоторого времени и были приняты. Пусковыми механизмами, инициировавшими процесс его трансформации, можно считать «недоработки» отдельных положений принятого нормативного документа, изменения в экономике и др. Закон о полиции с изменениями 2019 года доступен для ознакомления по ссылке ниже.

Существенное расширение прав полицейских в новой редакции закона

Инициатором внесения изменений является фракция депутатов от партии «Единая Россия» под председательством А. Хинштейна, заместителя руководства ведомственного комитета в нижней палате Парламента РФ. По словам разработчиков, они постарались учесть все рекомендации и пожелания, поступившие в разное время от представителей органов власти различных уровней, ветеранов МВД, рядовых граждан и общественных организаций.

Одним из существенных нововведений является замена слова «обязан» на слово «должен», что свидетельствует о расширении прав представителей органов правопорядка. Однако не стоит думать, что положение полицейских в одночасье облегчилось, поскольку новая редакция федерального нормативного акта предусматривает и новые обязанности для них. Так, при транспортировке пострадавшего они обязаны сообщить его родственникам место направления. Пересмотрен в сторону расширения круг лиц, с которыми может связаться подозреваемый в правонарушении или преступлении гражданин.

Не обошли стороной парламентарии и аспекты применения сотрудниками полиции оружия. Принятые поправки разрешают стражу порядка открывать огонь на поражение без предупреждения, если существует необходимость предотвращения террористического акта, отражения атаки на стратегически важные объекты или освобождения заложников. Кроме этого, сотрудникам органов внутренних дел разрешено стрелять в женщин, что является абсолютным новшеством.

Больше стало прав у господ полицейских и в отношении вмешательства в частную жизнь гражданина. Если раньше подвергнуть человека досмотру можно было на основании проверенных сведении о наличии у него наркотиков или оружия, то сейчас эта процедура допустима на основании одних только подозрений. Это неоднозначное решение законодателей у противников расширения полномочий вызывает больше всего негатива, поскольку факты злоупотребления в органах МВД регулярно получают широкую огласку.

Похожие публикации