Отношение к праву в разные времена. Методика «Отношение к праву

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Мое представление о сущности права

Проблема понимания определения сущности права является основополагающей для каждого будущего юриста. Без нахождения нужного ответа на данный вопрос, что такое сущность права, нельзя определиться со всей спецификой изучаемого предмета. Право как и любая наука предполагает нахождение того идеального определения, концепции, которая отличалась бы универсальностью и соотносилась бы с происхождением, признаками права. Именно поэтому в современном мире, где все чаще обновляются существующие определения сущности права, где происходит постоянная интеграция одного определения в другое, трудно прийти к собственному понимаю, представлению о сущности права.

Исследуя материал по данной теме, мной было определено, что понятия правопонимания и сущности права являются взаимодополняющими друг друга, так как правопонимание является определенным представлением о сущности права. История изучения сущности права строится на определенных школах, теориях права: теория естественного права, историческая школа, социологическая, психологическая, позитивная, материалистическая, интегративная (либерально-юридическая теории В.С. Нерсесянца) теории и др. Учитывая широкое применение каждой теории и сложность природы права, можно с уверенностью обратиться к высказыванию И. Канта «юристы до сих пор все еще ищут свое определение права», и в действительности, только при глубоком исследовании определенных вопросов, можно придти к собственной истине. За то время, пока я исследую право, мое понимание сущности права роднится с концепцией социологической школы права и семиотической концепцией изучении данного вопроса.

Вначале обратимся к социологической школе права. В основу данной теории положен факт реализации правовой практики, юридических действий, реализации законов и отождествления данных понятий с правом. В данном случае именно субъект, физическое или юридическое лицо, является катализатором построения правовых отношений. Однако при всей значимости и признаваемой формулировки вся компетентность судьи или коллегии присяжных зависит от характера данного индивида или индивидов, его эмоций и вообще человеческого фактора в целом. В данном случае правотворческий процесс может существовать с произволом со стороны должностных лиц. Однако фактор, учитывающий практику, и являющийся основой теории, кажется мне первостепенным, ибо учет не только теоретических знаний, а и практических, может стать залогом построения идеальной модели понятия сущности государства.

Теперь следует упомянуть семиотическую концепцию изучения сущности права. Данная теория относится к неклассическим концепциям и обладает определенной интегрированностью между социологическим, естественно - правовым, нормативистским, позитивным типами. Ведущим представителем данной концепции является Д.И. Невважай и в основу теории положен семиотических подход к пониманию различных теорий правопонимания в совокупности с взаимодействием с той или иной правовой культурой. Здесь знак определяет «культуру правил и культуру выражения», которые, являясь частью целого, все-таки не могут существовать едино и именно поэтому возникают в разные исторические эпохи.

И в заключении, уйдя от известных авторов и теорий, мне хотелось бы и самой составить собственное определение сущности права. Право - это уникальный код, возникающий под воздействием определенных факторов (психологических, социально-экономических, культурных, политических и др.), где под кодом понимают квинтессенцию и интегрированность теоретических и практических знаний норм, правил поведения индивида в сферах окружающей его реальности.

право юридический семиотический

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, признаки, сущность права. Основные теории права: теория естественного права, теория юридического позитивизма и теория нормативизма. Основные подходы в понимании права. Актуально- правовой аспект правопонимания. Субъектом правопонимания.

    курсовая работа , добавлен 05.03.2009

    Политико-юридический характер государства и права. Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук. Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками. Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Проблема понимания нормы права и классификация правоотношений. Непозитивистский, этический и либертарный типы правопонимания. Основные права и свободы граждан, закрепленные в Конституции. События в качестве юридического факта и их разновидности.

    контрольная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие и основные виды источников права. Раскрытие социальной обусловленности и анализ юридического смысла правовых актов. Общая характеристика нормативно-правовой базы Российской Федерации. Определение сущности различий между источником и формой права.

    реферат , добавлен 24.06.2015

    Изучение сущности, признаков, содержания и форм правоотношений - общественных отношений, урегулированных нормами права, участники которых имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности. Понятие и классификация юридических фактов.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Система представлений о природе и сущности права. Рассмотрение понятия, типологии, субъекта и объекта правопонимания. История возникновения и основные идеи школы естественного права. Ознакомление с позитивистским и интегральным подходами к правопониманию.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2014

Эссе на тему:

«Что такое право?»


Подготовил:

Студент BA16-2

ВШБ МГУ им. М.В. Ломоносова

Скомаровский Денис

право юридический свобода слово


Итак, что же такое «право». В первую очередь, я считаю, что понятие «право» можно рассматривать с различных позиций. Со стороны ученого - «право» будет являться объектом познания. Научный подход к содержанию права будет совмещать в себе и историческую составляющую, и политическую, и социальную. Человек, заинтересованный в праве как в науке будет наблюдать его историческое развитие, а именно как люди относились к понятию «право», что же они видели в этом незамысловатом сочетании букв. В плане политической составляющей - право будет являться неотъемлемым инструментом любого политика. Ведь именно на праве зиждется управление любым государством, будь то право лично властвовать или выбирать того, кто будет это делать. Что же касается социальной составляющей, то, бесспорно, можно сказать, что любое общество, будь то огромная корпорация или студенческий совет в маленьком ВУЗе, строится на правовых нормах. Этими нормами могут выступать как традиции, так и закрепленные положения в документах, имеющих юридическую силу.

Говоря о праве, также на ум приходит юридическое значение этого понятия. «Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости» (ист. ru.wikipedia.org). На праве, как на единственно равной для всех норме, строится законодательство любого государства гражданского общества. Общества, для которого вопросы права и свободы являются приоритетными в его жизни. В таком случае, право является регулятором общественных отношений. Именно согласовывая с правовыми нормами человеку может быть вынесен приговор за то или иное деяние.

Право может выступать мерилом свободы для любого индивида. Обладая правом на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова, мы даем возможность себе и другим чувствовать себя комфортно в современном мире.

Более того, исходя из того, что сказано выше, право является и ограничением для любого человека. Ведь наши права в любом случае будут заканчиваться там, где начинаются права другого. Если у нас есть право на жизнь, значит и другого человека оно тоже есть, и мы не можем посягать на его жизнь, руководствуясь принципом свободы действий, допустим.

Современное общество сегодня существует в гармонии только благодаря праву. Ведь право, это то, что смогло помочь обществу достичь общественного договора. И каждый раз, когда общество или отдельные индивиды забывают про правовые нормы и их важность происходят общественные конфликты.


Теги: Что такое право? Эссе Основы права

Эссе на тему:

«Что такое право?»

Подготовил:

Студент BA16-2

ВШБ МГУ им. М.В. Ломоносова

Скомаровский Денис

право юридический свобода слово

Итак, что же такое «право». В первую очередь, я считаю, что понятие «право» можно рассматривать с различных позиций. Со стороны ученого - «право» будет являться объектом познания. Научный подход к содержанию права будет совмещать в себе и историческую составляющую, и политическую, и социальную. Человек, заинтересованный в праве как в науке будет наблюдать его историческое развитие, а именно как люди относились к понятию «право», что же они видели в этом незамысловатом сочетании букв. В плане политической составляющей - право будет являться неотъемлемым инструментом любого политика. Ведь именно на праве зиждется управление любым государством, будь то право лично властвовать или выбирать того, кто будет это делать. Что же касается социальной составляющей, то, бесспорно, можно сказать, что любое общество, будь то огромная корпорация или студенческий совет в маленьком ВУЗе, строится на правовых нормах. Этими нормами могут выступать как традиции, так и закрепленные положения в документах, имеющих юридическую силу.

Говоря о праве, также на ум приходит юридическое значение этого понятия. «Право - единство равной для всех нормы и меры свободы и справедливости» (ист. ru.wikipedia.org). На праве, как на единственно равной для всех норме, строится законодательство любого государства гражданского общества. Общества, для которого вопросы права и свободы являются приоритетными в его жизни. В таком случае, право является регулятором общественных отношений. Именно согласовывая с правовыми нормами человеку может быть вынесен приговор за то или иное деяние.

Право может выступать мерилом свободы для любого индивида. Обладая правом на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова, мы даем возможность себе и другим чувствовать себя комфортно в современном мире.

Более того, исходя из того, что сказано выше, право является и ограничением для любого человека. Ведь наши права в любом случае будут заканчиваться там, где начинаются права другого. Если у нас есть право на жизнь, значит и другого человека оно тоже есть, и мы не можем посягать на его жизнь, руководствуясь принципом свободы действий, допустим.

Современное общество сегодня существует в гармонии только благодаря праву. Ведь право, это то, что смогло помочь обществу достичь общественного договора. И каждый раз, когда общество или отдельные индивиды забывают про правовые нормы и их важность происходят общественные конфликты.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Сочинение на тему:

Роль права в моей жизни

На сегодняшний день право играет важную роль в нашей жизни. Зная свои права, мы можем быть уверенны в завтрашнем дне.

Для чего нам нужно право? Прежде всего, оно выступает регулятором общественных отношений, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных и для государственных служащих, целых органов правил поведения, закрепляет сложившиеся в обществе экономические, общественные и иные отношения, а также существующий государственный и общественный строй. Другими словами, оно устанавливает определенный порядок в обществе и в стране. Мы живем в правовом государстве, у нас есть права и обязанности, которым мы должны следовать. Например, право на благоприятную окружающую среду. В последнее время стало очевидным, что экологический кризис приобрел масштабы, создающие реальную угрозу существования природного мира и нормальной среды обитания человека, особенно усугубляют положение постоянно строящиеся заводы, переизбыток автомобилей, строительство автомобильных автострад.

В Конституции РФ зафиксированы экологические права человека, следовательно, мы имеем право на благоприятную окружающую среду, а также право на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушениями здоровью и имуществу человека. Право выступает своеобразной мерой свободы человека в обществе, устанавливая границы поведения субъектов по отношению друг к другу. Каждый участник общественных отношений может достигать своих целей, используя различные варианты поведения. В этом проявляется его относительная независимость, свобода выбора и решения. Право же, отражая согласованные интересы всего общества, ограничивает этот выбор известными пределами, ставит преграды для нежелательного поведения, но вовсе не навязывает субъекту какой-либо определенный вариант действий. Государство является гарантом права. Эта взаимосвязь проявляется в том, что и государство, и право появились в истории человечества в силу одних и тех же причин, они прошли в своем развитии одни и те же этапы и не могут ни существовать, ни функционировать друг без друга. Действительно, позитивное право как система общеобязательных норм создается государством. Государство же обеспечивает соблюдение права, охраняя его от нарушений. Следовательно, позитивное право без государства не существует и не действует. Но с другой стороны, само государство также нуждается в праве, без которого не может нормально осуществлять свои функции. В нормах позитивного права закрепляются структура и компетенция органов государственной власти, порядок их взаимодействия. Свою политику, как внутреннюю, так и внешнюю, государство проводит в жизнь, издавая официальные государственные акты, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права). Следовательно, право является формой и средством осуществления государственной власти и определяется как основа правовой жизни общества.

Право, сугубо мое мнение, должно присутствовать в каждом государстве. Оно всегда будет регулятором общественных отношений, будет защищать интересы людей, поможет населению жить в благоприятных для жизни условиях.

роль право государство

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теория государства и права как наука и ее роль в правоведении. Методология теории государства и права. Право как нормативный регулятор общественных отношений. Государство и личность: теоретико-правовой аспект взаимодействия. Право и права человека.

    шпаргалка , добавлен 26.11.2010

    Сущность права, его признаки, назначение, функции. Понятие права в объективном и субъективном смысле. Право как регулятор общественных отношений. Существование и развитие социального регулирования, его место и функции в общественной жизни, закономерности.

    курсовая работа , добавлен 17.09.2014

    Роль государства и права в жизни общества. Происхождение государства и его функции. Взаимосвязь государства и права, основные формы права. Виды нормативных актов, законы и подзаконные акты. Основные правовые системы современности, их структурные элементы.

    курс лекций , добавлен 24.11.2010

    Вопрос о праве в государстве в античные времена. Неотделимость государства от права. Право как регулятор общественных отношений. Социальные нормы права и их классификация по содержанию и форме. Признаки нормы права и модель общественного отношения.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2009

    Право как неотъемлемый инструмент любого политика. Юридическое значение понятия "право". Регулятор общественных отношений. Права на жизнь, на саморазвитие, на свободу слова. Правовые нормы и их важность. Принцип свободы действий. Вопросы права и свободы.

    эссе , добавлен 09.02.2015

    Особенности права и его взаимосвязь с политикой. Сущность права, его взаимосвязь с экономикой. Юридический позитивизм как одно из важных течений в правовой науке. Соотношение государства, права и экономики. Воздействие права и государства на экономику.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2012

    Предпосылки происхождения права. Понятие и сущность права: право и свобода, признаки права, сущность права, функции права. Правовой статус личности: понятие, виды, принцип и содержание правового статуса личности, права и свободы человека и гражданина.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2002

    Понятия, причины возникновения, признаки, соотношение государства и права. Их роль в жизни общества. Сущность, форма, функции государства. Виды источников права, его система и структура. Виды нормативно-правовых актов в РФ. Правовые системы современности.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Регулирование общественных отношений как основная социальная функция государства и права. Защита материнства и детства. Право на социальное обеспечение. Жилищные права граждан. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на образование.

    реферат , добавлен 10.01.2010

    Анализ различных подходов к понятию термина "право". Исследование естественно-правовой, исторической, социологической и классовой концепций сущности права. Способы организации и осуществления государственной власти. Основные элементы формы государства.

Введение

ГЛАВА 1. Современные проблемы исследования сознания 15

1.1. Проблема сознания в философии 15

1.2. Понятие сознания в современной психологии 27

1.3. Теории отношений в психологии 51

1.3.1. Исследование социальных установок в американской психологии 51

1.3.2. Исследование социальных установок в отечественной психологии...62

1.3.3. Социальные установки и регуляция поведения 73

1 А. Социальные нормы и ценности как регуляторы поведения 82

1.5. Выводы 97

ГЛАВА 2. Проблема правового сознания в юридической психологии 100

2.1. Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке 100

2.2. Структура и содержание правового сознания 107

2.3. Правовое сознание и правовая культура 115

2.4. Типология видов отношения к праву 127

2.5. Процедура разработки методики «Отношение к праву» 131

2.6. Выводы 135

ГЛАВА 3. Анализ результатов эмпирического исследования видов отношения к праву как проявлений правового сознания 137

3.1. Сравнительный анализ средних показателей отношения к праву курсантов университета МВД РФ

3.2. Корреляционный анализ показателей отношения к праву 152

3.3. Личностные предпосылки формирования отношения кправу 156

3.4. Ценностные основания отношения к праву 167

3.4.1. Корреляционные взаимосвязи видов отношения к праву и системы ценностей 169

3.5. Отношение к праву как базовое убеждение человека 182

3.6. Выводы 186

Заключение 190

Список литературы 197

Приложение 207

Введение к работе

Актуальность исследования. Президент России В.В.Путин, выступая на конгрессе по правовой реформе, назвал правовое воспитание одной из основных задач строительства правового государства. Он отметил, что эта задача должна решаться на качественно ином, чем 10-20 лет назад, уровне, на принципиально иных подходах, в тесной взаимосвязи с другими задачами государственной важности. Комплексную программу правового воспитания граждан, утвержденную федеральным законом, можно создать только на основе четкой диагностики особенностей правосознания в России.

В современной России постепенно приходит понимание того, что только при здоровом, развитом правовом сознании, высокой гражданственности и правовой активности людей возможно обновление социального строя государства, достижение экономического процветания. Важной сферой общественной жизни является область правовых отношений людей. Формирование устойчивого позитивного отношения граждан к праву становится первоочередной задачей государственного строительства.

Однако построение правового государства в России сталкивается с определенными трудностями. Эти трудности вызваны тем, что в советской и постсоветской России до недавнего времени господствовало сложившееся еще в средневековье этатическое понимание права, то есть приравнивание права к государственному указу. Формирование современного понимания отношения к праву, создание гражданского общества требует много времени и огромных усилий со стороны всех социальных групп и разных наук, прежде всего, юристов, политиков, социологов, психологов.

В связи с этим актуальной становится проблема изучения правосознания разных групп населения. Важно изучать представления граждан России о правах человека, о справедливости и ответственности. Большую актуальность приобретают кросс-культурные исследования правосознания, резуль-

5
таты которых позволяют лучше понять социальную и культурную

специфику отношения к праву в нашей стране.

В настоящее время наиболее актуальными проблемами юридической психологии являются: изучение способов формирования устойчивого позитивного правосознания граждан, определение путей правовой социализации молодежи, устранение причин возникновения правового нигилизма в общественном сознании, внедрение правовой культуры в повседневную жизнедеятельность.

Проблема и степень ее научной разработанности. Проблематика изучения правового сознания является традиционной для юридической психологии - прикладной психологической науки, сложившейся в конце XIX века на стыке психологии и права. Но если перед дореволюционной юридической психологией стояла задача изучения реального правосознания людей, то в советское время произошел сдвиг в сторону изучения нормативного, предписанного законом правосознания. Таким образом, в последнее время заострилась проблема изучения соотношения нормативного и реального правосознания.

В центре нашего внимания находится проблема отношения к праву как проявление правового сознания личности. Отечественные исследователи отмечают незрелость правового сознания, наличие правового нигилизма в российском обществе.

Психологические аспекты правового сознания, отношение субъектов правоприменительной практики к современному российскому законодательству с психологической точки зрения мало изучены. Правоведы обращают внимание на опасность правового нигилизма (А.А. Потякин, 2000), непсихо-логичность законов (Ю.А. Тихомиров, 2001). Ряд авторов (С. Абросимов, 1999, А. Ананьин, 1999, В. Яковлев, 1999; Л. Виницкий, 1999; В.Н. Любимов, 1999; Ю.И Сидоренко, 1999, А.А. Потякин, 2000) отмечают, что у субъектов права в процессе реализации законодательства складывается определенное,

преимущественно отрицательное отношение к нему, что во многих

случаях приводит к нарушению законов.

Юридические психологи и педагоги анализируют проблемы формирования правового сознания в условиях меняющегося общества (В.Л. Васильев, 2000; Н.Ф. Гейжан, 1994; И.А. Горьковая, 1997; А.Т. Иваницкий, 1987; Л.И. Коновалова, 1985; А.К. Колеченко, 1998; B.C. Олейников, 1998; В.Ю. Рыбников, 1997; В.Я. Слепов, 1995; В.И. Хальзов, 1993; Ю.А. Шаранов, 1997; А.Г. Шестаков, 2000; Я.Я. Юрченко, 1996).

Ученые рассматривают проблемы отношения к праву, изучая морально-нравственные составляющие общества (С.Л. Рубинштейн, 1973; В.Л. Васильев, 2000; А.Л. Свенцицкий, 1998, О.С. Дейнека, 1999, 2000; A.M. Зими-чев, 1992; BE. Семенов, 1994; В.В. Крамник, 2000; 2001; А.И. Юрьев, 1997, 2000), преемственность поколений, нравственные корни сознания молодежи (Н. Олесич, 1999).

Цель исследования состояла в изучении различных видов отношения к праву как проявлений правового сознания курсантов СПб. университета МВД РФ в сравнении с другими категориями субъектов права.

Задачи исследования.

Теоретические :

1. Анализ психологической и юридической литературы по проблемам
правового сознания и отношения к праву.

2. Определение и описание основных видов отношения к праву.
Методические:

3. Разработка и апробация методики диагностики видов отношения к пра
ву у различных категорий субъектов права.

Эмпирические:

4. Сравнение выраженности видов отношения к праву у курсантов СПб.
университета МВД РФ, получающих юридическое образование, и слушате
лей ФЗО СПб. университета МВД РФ, работающих в правоохранительных

7
органах, а также студентов гуманитарных факультетов Санкт-

Петербургских вузов, не обучающихся юридическим наукам.

    Определение связи между личностными особенностями и отношением к праву.

    Определение связи между социальными ценностями и отношением к праву.

    Определение связи между отношением к праву и базовыми убеждениями личности.

Предмет исследования - отношение к праву как проявление содержания правового сознания курсантов вузов МВД РФ, сформированное в процессе социокультурного развития.

Объектом исследования являлись курсанты СПб университета МВД РФ, с одной стороны, и сотрудники правоприменительных органов и студенты Санкт-Петербургских вузов, с другой. Были сформированы экспериментальная и контрольная выборки, состоящие из курсантов и студентов Санкт-Петербургских вузов. Всего было изучено отношение к праву у четырех групп испытуемых:

    Курсанты III курса Санкт-Петербургского университета МВД РФ, изучающие юридические науки (99 человек).

    Слушатели факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета МВД РФ. В эту группу входили сотрудники ОВД, имеющие различных юридических специальностей (99 человек).

    Студенты гуманитарных факультетов, не обучающие по специальности юриспруденция. В эту группу входили студенты факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета и студенты факультета философии человека Российского государственного педагогического университета (99 человек).

    Студенты юридического факультета Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов (37 человек).

Основная гипотеза. Правовое сознание проявляется в отношении личности к праву. В зависимости от сочетания когнитивных, эмоциональных, поведенческих и оценочных компонентов отношения возникают восемь видов правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм и правовой нигилизм.

Дополнительные гипотезы:

    Правовой реализм является нормальным видом зрелого правового сознания и складывается под влиянием, по крайней мере, четырех факторов: знание юридических законов, личностные особенности, система социальных ценностей и базовых убеждений.

    Люди, получившие специальное юридическое образование, в большей степени проявляют позитивное отношение к праву (правовой реализм), чем люди, не имеющие специальных юридических знаний.

    К личностным особенностям, способствующим формированию позитивного отношения к праву (правовой реализм) относятся:

высокий уровень субъективного контроля (интернальность), как чувство ответственности личности за свое поведение;

низкий уровень агрессивности, как умение сдерживать свои эмоции и импульсивное поведение;

высокий уровень мотивации достижений, основанный на умении анализировать ситуацию, свои потребности и возможности;

выбор сотрудничества и уступчивости как стратегий поведения в конфликте, ориентированных на согласование или приспособление своих интересов с интересами общества, которые выражены в нормах права.

4. Личностные особенности, способствующие, формированию негативного отношения к праву (правовой нигилизм):

низкий уровень субъективного контроля (экстернальность), как не-
сформированность чувства ответственности за свое поведение;

высокий уровень агрессивности, как неумение сознательно контролировать свои эмоции и импульсивное поведение;

низкий уровень мотивации достижений;

выбор соперничества как стратегии поведения в конфликте, ориентированной на достижение своих эгоистических интересов в сочетании с пренебрежением интересами общества.

    На формирование позитивного отношения к праву существенное влияние оказывает система ценностей. Ценностные основания отношения к праву проявляются в специфическом наборе ценностей, присущих конкретному виду правового сознания. Основу каждого вида правового сознания составляют конкретные ценностные ориентации.

    Отношение к праву опирается на естественные базовые убеждением человека такие, как вера в справедливость окружающего мира и ценность собственного «Я».

Методологической основой исследования явились научные положения философии и психологии о сознании, его сущности, структуре, о ведущей роли практической деятельности в его развитии. В работе использованы следующие научно-методические положения психологии:

осмысление сознания как отражения бытия;

принцип социальной детерминации сознания;

принцип единства сознания и деятельности;

При анализе психологических проблем сознания мы опирались на работы Б.Г. Ананьева, В.М. Аллахвердова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, У.Джеймса, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, B.C. Олейникова, С.Л. Рубинштейна, В.И. Шостака. Общественное сознание рассмотрено на основе работ Г.М. Андреевой, Б.А. Грушина, А.Г. Спиркина, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Шубкина.

Изучение теории отношений строилось на основании исследований зарубежных ученых - А. Айзена, Д. Бем, Д. Даттона, И. Джаниса, Ф. Знанецко-го, Ф. Зимбардо, X. Кантрилла, Дж. Качоппо, Д. Каца, Г. Келли, Р. Ла Пьера,

10
М. Ляйппе, Т. Ньюмена, Г. Оллпорта, Ч. Осгуда, У. Парка, Т.

Парсонса, Р. Петти, М. Рокича, М. Смита, Э. Стотленда, П. Танненбаума, Л. Терстоуна, У. Томаса, Л. Фестингера, М. Фишбайна, Ф. Хайдера, К. Ховлан-да, Ш. Чейкена; отечественных ученых - А.Г. Асмолова, А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева, Ш.А. Надирашвили, Д.Н. Узнадзе, П.Н. Шихирева, В.А. Ядова.

Исследование социальных норм и ценностей осуществлено при анализе работ М.И. Бобневой, А.О. Бороноева, Р. Джекобса, Д. Кэмбелла, Н.М. Лебедевой, Д.А. Леонтьева, М. Рокича, В.Ф. Сержантова, П.И. Смирнова, В.П. Тугаринова, С. Шварца, М. Шерифа.

Возникновение психологических представлений о природе права в российской науке было проанализировано на основе работ В.М. Гессена, А.Д. Градовского, М.М. Ковалевского, Н.М. Коршунова, И.В. Михайловского, С.А. Муромцева, П.И. Новгородцева, Л.И. Петражицкого, П.А. Сорокина, Б.Н. Чичерина.

Психологический анализ содержания и структуры правового сознания проведен на основе работ П.П. Баранова, Я.В. Воловича, В.И. Гойдмана, Ю.И. Гревцова, О.А. Гулевича, М.И. Клеандрова, И.А. Краснопольского, Б.С. Круглова, В.Д. Лонкова, Е.Б. Матвеевой, О.С. Михалюк, М.А. Романовой, Ю.В. Романовой, В.П. Сальникова, В.В. Смирнова, О.В. Соловьевой, Л.И. Спиридонова, В.А. Туманова, В.Н. Трушкова.

Методический аппарат. Для подтверждения выдвинутых гипотез нами была разработана методика «Отношение к праву». Методика создана на основе процедур измерения установок личности, предложенных американскими социологами Л. Терстоуном и Р. Лайкертом в 20 годах XX века. Эти процедуры предназначены для измерения системы отношений к различным социальным институтам или социально-психологическим явлениям. В качестве дополнительных методик были использованы:

    Методика измерения уровня измерения субъективного контроля;

    Методика измерения мотивации достижений;

    Методика измерения уровня агрессии;

    Методика измерения стратегий поведения в конфликте;

    Методика изучения системы ценностей;

    Методика исследования базовых убеждений;

Положения, выносимые на защиту:

    Правовое сознание как высший вид общественного сознания формируется в процессе совместной практической деятельности людей. Наиболее важным элементом, ядром правового сознания является отношение индивида и общества к праву. В содержание правового сознания входят также правовые представления, идеи, чувства, ценности, оценки значимости права в обществе.

    Отношение к праву как основное содержание правового сознания может проявляться как в позитивной, так и в негативной форме, может быть нормальным либо деформированным. Нормальным видом правосознания является правовой реализм. Деформированные виды правового сознания: правовой идеализм, правовой фетишизм, правовой конформизм демонстрируют позитивное отношение к праву; правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм - негативное отношение к праву; правовой инфантилизм -незрелое отношение к праву.

    Разработанная нами методика «Отношение к праву» позволяет диагностировать основные виды правового сознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм.

    Основными факторами, формирующими правовой реализм как позитивное осознанное отношение к праву, являются получение специального юридического образования и практическая деятельность человека как субъекта правоохранительной деятельности.

    Такие особенности личности как интернальность, низкий уровень агрессивности, высокая мотивация достижений, оказывают существенное влияние на позитивное отношение к праву.

    На формирование позитивного отношения к праву (позитивных видов правосознания) влияет система ценностей, как социокультурных детерминантов позитивного реалистического правосознания. Негативное отношение к праву связано с отрицанием значимых человеческих ценностей. Отношение к праву можно также рассматривать как ценность, имеющую значение в современном социальном мире.

    Базовые убеждения людей составляют основу естественной природы права. Корреляционные связи базовых убеждений и видов отношения к праву доказывают идею, высказанную учеными-юристами в начале XX в., о том, что позитивное отношение к праву заложено в естественной природе человека.

Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:

показано, что одним из основных элементов сознания является система отношений;

определена совокупность критериев, позволяющих классифицировать виды отношения к праву как проявлений правового сознания;

выявлены и четко описаны основные виды правосознания: правовой реализм, правовой идеализм, правовой конформизм, правовой фетишизм, правовой инфантилизм, правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм;

проведена методическая работа и разработан опросник «Отношение к праву», позволяющий диагностировать основные виды правового сознания;

выявлены и эмпирически обоснованы факторы формирования позитивного отношения к праву;

доказано, что юридическое образование и практика правоприменительной деятельности является важнейшим фактором формирования зрелого правового сознания;

обнаружены различия отношения к праву у представителей различных субъектов правовой практики.

выявлены и описаны психологические компоненты отношения к праву, показана связь между психологическими особенностями личности и особенностями правосознания.

доказана естественная и социальная природа права. Естественная природа права опирается на базовые убеждения человека (вера в справедливость и контролируемость мира, ценность собственного «Я» и др.) Социальная природа права основана на системе ценностей (социальная нормативность, юридическая компетентность, стремление к достижению целей и др.)

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что впервые в отечественной юридической психологии предприняты попытки разработки четкой классификации видов правового сознания и создания методики, направленной на определение отношения к праву разных категорий субъектов права.

Изучение и диагностика отношения к праву позволяет:

выявить закономерности и роль отношения к праву в формирования правового сознания;

постоянно осуществлять своевременную коррекцию негативного от
ношения к праву, формируя нормальное зрелое правовое сознание, преодо
левая правовой нигилизм, улучшая таким образом морально-
психологический климат в подразделениях ОВД.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в ходе эмпирического исследования, обеспечена теоретико-методологической базой, применением надежных и апробированных методов эмпирического

14
исследования, достаточно большим объемом и

разнообразием выборки респондентов (всего изучено 344 человека), соблюдением необходимых конкретно-методологических требований, использованием современного инструментария математической обработки данных.

Апробация работы проведена на заседании кафедры юридической психологии СПб университета МВД РФ. Материалы диссертационного исследования докладывались и обсуждались на Научно-практической конференции «Новые методы и технологии обучения, пути их внедрения в учебно-воспитательный процесс Вузов МВД России» (Санкт-Петербург, 1997); Международной научно-практической конференции «Человек и общество: тенденции социальных изменений» (Санкт-Петербург, Минск, 1997); Научно-практической конференции «Ананьевские чтения - 97» (Санкт-Петербург, 1997); Научно-практической конференции «Социально-правовые и психологические основы деятельности органов внутренних дел: проблемы теории и практики» (Санкт-Петербург, 2002); VII Ежегодной Всероссийской научно-практической межвузовской конференции «Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе» (Санкт-Петербург, 2002); Межвузовской научно-практической конференции «Порядок и условия исполнения наказаний не связанных с изоляцией от общества» (Санкт-Петербург, 2003);

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 146 наименований, и приложения. Объем основного текста состоит из 197 страниц. В тексте диссертации имеются 32 таблицы, 21 корреляционная плеяда, 6 диаграмм и 4 рисунка. В приложении приведена авторская методика, а также методики, использованные в исследовании.

Понятие сознания в современной психологии

Сознание - это явление психическое. Понятие психики значительно шире понятия сознания. Под психическими явлениями имеются ввиду все осознанные и неосознанные процессы - познавательные процессы, психические состояния, свойства личности. Сознание есть знание о внешнем и внутреннем мире, о самом себе. Вне знания нет сознания. Современная психология рассматривает следующие наиболее актуальные проблемы изучения сознания:

развитие и формирование сознания в филогенезе и онтогенезе, этапы и закономерности; соотношение понятий "психика", "сознание", "бессознательное", "общественное сознание"; взаимосвязь процессов психического отражения и отношения; социальная детерминация сознания; содержание сознания: знания, представления, чувства, отношения, значения, личностные смыслы.

Проблему сознания в XIX в. впервые подробно рассматривал один из основателей современной психологии У.Джеймс. Он называл сознание основным фактором психологии человека и выделял четыре его свойства: 1) каждое состояние сознания стремится быть частью личного сознания; 2) в сознании происходят постоянные перемены; 3) в каждом личном сознании процесс мышления заметным образом непрерывен; 4) существуют устойчивые и изменчивые состояния сознания, при этом одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает, все время, делая между ними выбор (39, с. 8-11).

Первое свойство он описывает следующим образом: личное сознание -это связанные последовательности мыслей, сознаваемые как таковые. Второе свойство: ни один раз минувшее состояние сознания не может снова возникнуть и буквально повториться, отмечает У.Джеймс. Третье свойство: положение о том, что «сознание непрерывно», заключает в себе, по его мнению, две мысли: а) мы осознаем душевные состояния, предшествующие временному пробелу, и следующие за ним как части одной и той же личности; б) перемены в качественном содержании сознания никогда не совершаются резко. Таким образом, сознание всегда является для себя чем-то цельным, не раздробленным на части. Четвертое свойство: устойчивые элементы сознания - это обычно чувственные впечатления, особенность которых заключается в том, что они могут, не изменяясь, созерцаться умом неопределенное время. Изменчивые части потока сознания заняты мыслями о статических и динамических отношениях, которые человек устанавливает между объектами, воспринятыми в состоянии относительного покоя. Предназначение изменчивых частей состоит в том, чтобы направлять поток сознания от одного прочного устойчивого вывода к другому, указывал У.Джеймс (39, с. 8-11). Сознание, по его мнению, всегда более заинтересовано в одной стороне объекта мысли, чем в другой, производя во все время процесса мышления известный выбор между его элементами, отвергая одни из них и предпочитая другие. Ярким примером этой избирательной деятельности могут служить явления направленного внимания и обдумывания.

В.М.Бехтерев под сознанием понимал «субъективную окраску или то субъективное, то есть внутреннее, непосредственно нами воспринимаемое состояние, которым сопровождаются многие из наших психических процессов» (21, с. 19). Благодаря этой субъективной окраске человек может различать свои психические процессы по их сложности или по другим присущим им особенностям. Таким образом, люди различают ощущение, представление, стремление, желание, хотение и пр., то есть те явления, сумма которых и составляет содержание сознания.

В.М.Бехтерев различал сознательные и бессознательные процессы. Во-первых, различие между ними состоит в том, что сознательные процессы становятся явлениями субъективными, а бессознательные - нет. Во-вторых, различие состоит в яркости их субъективной окраски, что и позволяет говорить о различной степени осознанности. В-третьих, степень осознанности психических процессов различна у каждого конкретного человека в зависимости от тех или иных условий, например, физического утомления, состояния голода и пр. В-четвертых, существуют специальные виды сознания в зависимости от сложности его содержания.

В.М.Бехтерев рассматривал филогенез сознания, отмечая, что оно наполнялось все новым и новым содержанием. Простейшим видом сознания следует признать то состояние, когда еще не выработано ни одного более или менее ясного представления, когда существует лишь неясное безотносительное чувствование собственного существования. Вторым по сложности является сознание, в котором присутствуют те или иные представления, прежде всего, представления о собственном «Я». В таком сознании имеется одна группа представлений о «Я» как субъекте в отличие от «не-Я» как объекте. Так формируется самосознание, начиная с представлений о положении собственного тела, о движении его членов и пр. Третьем по сложности видом сознания является осознание пространства, то есть то состояние сознательной сферы, когда человек может уже создавать пространственные представления об окружающем его мире. Еще более сложным является сознание, способное устанавливать последовательность внешних явлений, благодаря чему вырабатывается осознание времени. Наиболее сложным является сознание, включающее осознание своей личности, или то состояние сознания, когда в его сферу включаются представления, которые составляют интимное ядро личности. Сюда, по мнению Б.М.Бехтерева, относятся нравственные, религиозные и правовые представления (21, с. 21-22). Таким образом, правовые представления относятся к высшей сфере сознания и составляют ядро личности.

Л.С.Выготский обратил внимание на соотношение трех понятий: "психика", "сознание" и "бессознательное". Он отмечал, что психику следует рассматривать как особую качественную характеристику высших функций мозга. Психические явления шире и глубже явлений сознания. Психика не ограничивается только сознанием. Феномен сознания имеет различные степени проявления: одно событие человек переживает более сознательное и ярко, другое - менее. «Есть вещи, - отмечал Л.С.Выготский, - находящиеся почти на самой границе сознания и то входящие, то выходящие из его поля, есть смутно сознаваемые вещи, есть переживания более или менее тесно связанные с реальной системой переживаний, например, сновидения» (30, с. 39). Таким образом, существуют бессознательные психические явления. С другой стороны, внутри самой психической жизни обнаруживается конкуренция отдельных элементов, борьба за их вступление в сферу сознания, вытеснение одних элементов другими, тенденция к их возобновлению, иногда навязчивое воспроизведение. Наконец, психическая жизнь представляет собой слишком отрывочные ряды явлений, которые естественно требуют допущения, что они продолжают существовать и тогда, когда человек их больше не осознает. Таким образом, Л.С.Выготский выявил соотношение феноменов психики, сознания и бессознательного.

Исследование социальных установок в отечественной психологии

Наиболее систематические подходы к исследованию социальных установок наблюдались в русле двух психологических школ. Первая школа грузинских психологов, развивающаяся общепсихологическую теорию установки Д.Н.Узнадзе. Вторая - Санкт-Петербургская школа, опирающаяся на теорию отношений Лазурского-Мясищева.

Ядро грузинской школы составляет единственная в своем роде общепсихологическая теория установки, созданная начиная с 1910 годов классиком психологии Д.Н.Узнадзе. Исследователи социальных установок, освещая состояние проблемы изучения установок, почти всегда аппелируют к учению Д.Н.Узнадзе как к одному из наиболее влиятельных ученых. При этом некоторые исследователи допускают смешение ключевого понятия этой теории -первичной установки с понятием социальной установки. Иногда они не утруждают себя разведением этих понятий. Неправомерность такого смещения неоднократно подчеркивалась представителями школы Д.Н.Узнадзе. Поэтому мы попытаемся представить взгляды грузинских исследователей социальных установок по первоисточникам.

Идеи Д.Н.Узнадзе в целом сводятся к следующему. «У каждого человека, - писал он, - выработаны свои особые фиксированные установки, которые так или иначе, с большей или меньшей очевидностью проявляются и становятся основой готовности к деятельности в соответствующих условиях и в определенном направлении» (116, с. 80-81). Д.Н.Узнадзе особо подчеркивал взаимосвязь установки и мотивации. Смысл мотивации, по его мнению, состоит в том, чтобы отыскивать и находить именно такое действие, которое соответствует основной, закрепленной в жизни установке личности. Роль мотива состоит в том, что то или иное физическое поведение он превращает в определенное психологическое поведение. Д.Н.Узнадзе различает импульсивное и волевое поведение. В основе двух типов поведения лежит установка. В случае импульсивного поведения установку создает актуальная ситуация. Актуальная ситуация - это та конкретная ситуация, в которой субъект находится в данный момент. На основе соотношения актуально переживаемой потребности и актуально данной ситуации у субъекта появляется определенная установка, которая и ложится в основу его поведения. В случае волевого поведения актуальная ситуация не играет решающей роли. Субъект заботится не об удовлетворении переживаемой в данной момент потребности. Он стремится к удовлетворению отвлеченной потребности - потребности «Я». Ситуация удовлетворения этой потребности не является актуальной, она может быть только представлена и обдумана в будущем. В волевом поведении установку создает сам субъект, установка является результатом его активности. В процессе воображения, мышления установка отражается не пассивно, а активно. Итак, при волевом поведении субъект сам создает установку. Его активность заключается в создании мыслимой, воображаемой, идейной ситуации, что и дает возможность вызвать соответствующую установку (116, с. 80-84).

Итак, под актуальной установкой он подразумевал специфическое психическое состояние готовности человека к определенному поведению, при котором селективно отобраны и отображены воздействия окружающей среды и внутренние потребности человека. Особенности структуры и содержания установки существенно определяют характер человеческого поведения. Актуальная установка может рассматриваться как промежуточная переменная, находящаяся между внутренними и внешними стимулами и поведением человека. Она сравнительно трудно поддается изучению, выяснение ее особенностей осуществляется на основе высшей, социальной активности и мотива-ционных процессов человека.

Д.Н. Узнадзе на основании такого критерия, как отношение к «нужному» предмету выделял два типа установок: непосредственные и опосредованные. К непосредственным он относил установки, регулирующие практическое поведение. В классе опосредованных установок, формирующихся в процессе сознательной психической деятельности, выделялись два вида: 1) индивидуальные установки, возникающие в процессе собственной деятельности человека в плане объективации; 2) установки, опосредованные чужой объективацией, возникшие в прошлом у людей и перешедшие затем в достояние других людей в виде готовых формул (11, с. 59-60). Под объективацией Д.Н.Узнадзе понимал процесс, при котором на сознательном уровне сама ситуация становится предметом познания субъекта (1, с. 73).

Ученик Д.Н.Узнадзе Ш.А.Надирашвили выделяет три уровня установочной регуляции поведения человека. На первом уровне рассматривается установочная регуляция практической деятельности (практические установки), на втором - установки интеллектуально-познавательной активности (теоретические установки), на третьем - установки социальной активности (социальные установки). Рассмотрим третий уровень установок подробнее.

В формировании социальных установок участвуют, по мнению Ш.А.Надирашвили, следующие факторы. Первый фактор - различные социальные воздействия: от пассивного присутствия других людей до социального взаимодействия с выражением согласия или несогласия с активностью партнеров. Второй фактор - возраст: с 11-12 лет вырабатывается способность действовать в соответствии с теми социальными ожиданиями, которые имеются у людей по отношению друг к другу. Третий фактор - социальные требования, предъявляемые к личности обществом (обязанности, социальные нормы, традиции, этикет).

Социальные установки, по мнению ученых тбилисской школы, формируются в результате совокупности факторов. Первый фактор - это воздействие витальных потребностей. Второй фактор - физическая среда и социальные требования. Третий фактор - личность, принимающая активное участие в формировании установок. Ни в одну из установок нижележащего уровня сознание человека не вносит столь значительный вклад, как в установки социальные. Одной из специфических особенностей установки является то, что наряду с объектами, на которые она направлена, в ней всегда отражается также позиция, отношение личности к данным объектам, сформированное ранее. Опираясь на результаты эмпирических исследований, Ш.А.Надирашвили выявил также ряд закономерностей, которым подчинено функционирование и генезис социальных установок в процессе жизнедеятельности человека: законы контраста и ассимиляции, аккомодации и репудиации.

Итак, диспозиционные, фиксированные установки - это приобретенные, заученные феномены, имеющиеся в арсенале психических возможностей человека как инструментальные возможности. Не всякая установка может войти и зафиксироваться в структуре человеческой личности, поскольку у человека имеется множество иерархических фильтров. Система диспозици-онных установок позволяет охарактеризовать профиль человеческой личности. Таким образом, установки этого типа (диспозиционные установки) могут рассматриваться не только как промежуточные переменные, но и как независимые переменные, обусловливающие в значительной степени человеческое поведение.

Правовое сознание и правовая культура

В философской и юридической литературе имеются различные подходы к определению понятия правовой культуры. Одни авторы рассматривают правовую культуру в качестве особой (социально-правовой) формы деятельности, направленной на достижение конечных социально значимых результатов (законность, правопорядок). Другие непосредственно включают в правовую культуру - право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правомерное поведение. Иногда правовая культура понимается как деятельность по производству, распределению и реализации юридических ценностей, социальной справедливости, прав и обязанностей.

Общим для большинства авторов, занимающихся проблемой правовой культуры, следует считать рассмотрение ее как качественного состояния правовой жизни общества на данном этапе его развития. Однако, по мнению В.В.Смирнова, такой подход требует уточнения связи понятия правовой культуры с понятиями права, правосознание, власть, закон, правопорядок, правовое регулирование.

Правовая культура личности общества является составной частью правового регулирования, считает В.В.Смирнов. Правовое регулирование - это не только однозначно жесткое нормирование, но в то же время такая система опосредования общественных отношений, которая должна рассматривать необходимую меру социальной активности и свободы всех участников правовых отношений.

Статус ценностей в праве получают те принципы, цели, идеалы, которые связаны с личностью человека. «Положение о том, что ценности в праве принимают форму юридических прав и свобод личности означает, что и сами права человека приобретают статус важных ценностей. Они определяют человека как высшую ценность. Человек - это центр всех ценностей и сам он есть ценность в последней инстанции в сфере права», - пишет В.В.Смирнов.

По мнению В.П. Сальникова, правовая культура включает в себя: системную характеристику правовых культурных явлений; увязку основных звеньев правовой культуры в определенную целостность; раскрытие этой целостности как реально функционирующей и развивающейся системы.

В.П.Сальников отмечает, что анализ правовой культуры невозможен без вычленения различных состояний культуры: интериорного, выражающего непосредственно мир психических процессов человеческих индивидов; поведенческого, когда культура объективизируется в соответствующих действиях; и состояния, при котором явления культуры находят свою независимую от человеческого организма объективизацию. Правовую культуру важно рассматривать как разновидность общественной культуры (99, с. 13-21).

В.П.Сальников рассматривает понятие «правовая культура», прежде всего, с юридической точки зрения. В частности, он отмечает, что «правовая культура общества представляет собой особое социальное явление, охватывающее систему элементов юридической надстройки в их реальном функционировании в направлении прогрессивного развития общества и личности. Она охватывает все ценности, которые созданы людьми в области права, в процессе их практической и духовной деятельности, самого человека и его деятельность» (99, с. 26). В.П.Сальников также отмечает тесную связь между правовой культурой общества и правовой культурой личности. «Правовая культура личности, будучи обусловленной правовой культурой общества, отражает степень и характер правового развития личности, обеспечивающей правомерную деятельность индивида. Эта деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в сфере права. Благодаря ей должно происходить постоянное правовое обогащение самой личности, общества и его правовой системы. Эффективность такого воздействия зависит от многих факторов, в том числе и от реального соотношения правовой культуры общества и личности» (99, с. 28).

В целом же, по мнению В.П.Сальникова, «правовая культура - явление более широкое и "качественно насыщенное", чем правосознание. Она охватывает правосознание в единстве с формами его проявления. Ее всегда следует связывать с оценкой уровня знаний и понимания, с развитостью взглядов, представлений, убеждений, настроений, чувств людей относительно права, законности и с практическим поведением субъектов. Другими словами, правовая культура - это единство правовых знаний, оценок и поведения» (99, с. 38).

По мнению Е.Б.Матвеевой, правовое сознание и правовая культура занимают самостоятельное место в механизме правового воздействия, без них невозможно ни правотворчество, ни правовое регулирование. В самом общем значении правосознание - это отношение людей к праву. Само существование права неразрывно связано с человеком, следовательно, требования общественной жизни не могут быть выражены в качестве юридических норм до тех пор, пока они не будут осознаны людьми, участвующими в осуществлении правотворческой деятельности органов государства. Правосознание представляет собой систему оценочных суждений, регулирующих поведение членов общества наряду с нормами морали, считает Е.Б.Матвеева. Одной из важнейших составляющих правосознания является осознание людьми ценностей естественного права, прав и свобод человека и одновременно представление о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует потребностям общества, правовым и общечеловеческим идеалам и ценностям (69, с. 249).

Как отмечает Е.Б.Матвеева, понятие «правовая культура» более широкое, чем просто надлежащий уровень правосознания. Особенность правовой культуры состоит в том, что она представляет не право или его реализацию, а комплекс представлений общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц. Правовая культура включает те элементы общественного сознания, которые связаны с правовыми институтами и практикой их функционирования, формированием определенных вариантов правового поведения людей в обществе. Правовая культура выступает связующим звеном между интересами и потребностями отдельных личностей, различных социальных групп и их правовым поведением (69, с. 249). Е.Б.Матвеева отмечает, что для формирования реалистического правосознания и высокой правовой культуры необходимо установить прочную взаимосвязь между индивидуумом и представителями государственных органов. Сложившаяся на данный момент ситуация в нашем обществе, по ее мнению, характеризуется очень низким уровнем правосознания граждан, почти полным отсутствием стремления участвовать в политической и правовой жизни страны, поскольку остаются нереализованными избирательные права, нарушаются естественные права и свободы граждан (69, с. 249).

Личностные предпосылки формирования отношения кправу

Анализ корреляционной плеяды показывает, что позитивное отношение к праву (правовой реализм и правовой идеализм) отрицательно связаны с различными видами агрессии. Негативное отношение к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм) напротив, положительно связаны с разными видами агрессии: вербальной, физической, эмоциональной агрессией, а также с суммарными показателями агрессивности. Эти данные говорят о том, что предрасположенность личности к агрессивности является предпосылкой формирования негативного отношения к праву.

Различий в выборе стратегий поведения в конфликтной ситуации между курсантами и студентами СПбГУ и РГПУ не обнаружено. Таблица показывает, что чаще они идут на компромисс или сотрудничество.

Различий в подходах к разрешению конфликтных ситуаций между курсантами и студентами-юристами также не обнаружено. Анализ корреляционной плеяды показывает, что стратегия уступчивости в конфликтной ситуации положительно связана с позитивным отношением к праву (правовой реализм и правовой идеализм) и отрицательно связа на с негативным отношением к праву (правовой скептицизм, правовой цинизм, правовой нигилизм). В то же время стратегия соперничества в конфликте способствует правовому цинизму и правовому нигилизму. Выбор стратегии компромисса не способствует правовому реализму, а приводит к правовому конформизму. Эти результаты вполне объяснимы, поскольку проявление конформизма направлены на достижение компромисса с партнерами по общению и взаимодействию. Стратегии сотрудничества и избегания оказались не связанными с отношением к праву.

Проведенный анализ личностных предпосылок отношения к праву позволяет сделать следующие выводы:

1. Особенности личности оказывают существенное влияние на отношение к праву;

2. Личностными предпосылками позитивного отношения к праву являются - высокий уровень субъективного контроля (интернальность), то есть чувство ответственности за свое поведение; высокая мотивация достижений успеха; низкий уровень агрессивности, выбор стратегий уступчивости при решении конфликтных ситуаций.

3. Личностные предпосылки негативного отношения к праву проявляются более четко. Они заключаются, во-первых, в высокой степени агрессивности, особенно, это сказывается на таком отношении к праву как нигилизм. На цинизме и скептицизме агрессивность также сказывается, но в меньшей мере. Во-вторых, негативное отношение к праву основано на низком уровне субъективного контроля (экстернальности), низкой мотивации достижений - отсутствие мотивации достижений способствует формированию негативных видов отношения к праву, ориентации на использование стратегии соперничества при решении конфликтных ситуаций.

Смирнов, Владимир Николаевич

Похожие публикации