Федеральный закон номер 44 фз. Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Федеральный закон №44 был издан для регулирования контрактных отношений в области госзакупок товаров, работ, услуг, которые необходимы для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

ФЗ 44 для чайников регламентирует все правовые договорные отношения проводимые на государственном уровне. Законопроект был принят в Государственной Думе 22 марта 2013 года, через 5 дней он был одобрен Советом Федерации. Датой вступления закона в силу считается 5 апреля 2013 года.

  1. (Ст. 1-15) Описаны общие положения настоящего закона, т.е. в какой сфере применяется, основные понятия, принципы заключения контрактов и далее;
  2. (Ст. 16-23) Здесь описаны правила по планированию госзакупок;
  3. (Ст. 24-96) Описывается по каким правилам осуществляются госзакупки и какими характеристиками должен обладать поставщик (участник, исполнитель или подрядчик). Детально статью 34 можно изучить здесь;
  4. (Ст. 97-98) 4-ая глава содержит в себе аспекты мониторинга закупок и аудит в сфере госзакупок;
  5. (Ст. 99-104) В эту главу часто вносились изменения, т.к. она является одной из важных составляющих ФЗ 44 для чайников, статьи в этой главе регламентируют контроль в сфере госзакупок;
  6. (Ст. 105-107) Данная часть законодательного акта содержит информацию по разрешению споров;
  7. (Ст. 108-111) Каждая статья этой главы посвящена особенностям заключения и исполнения контракта при отдельных видах госзакупок;
  8. (Ст.-112-114) Последняя глава содержит заключительную информацию ФЗ 44 для чайников.

В вышеуказанные главы государственные власти вносили изменения 7 июня 2017 года. Законная сила ФЗ 44 для чайников наступила 18 июня 2017.

Основные моменты

Чтобы участвовать в госзакупках, необходимо знать положения ФЗ 44 для чайников. Требования и инструкция, как работать с ФЗ 44 для начинающих (чайников):

  • соответствовать критериям, указанным в законодательстве России, чтобы лица вправе были осуществлять поставку товара (услуг);
  • компания поставщика не находится на стадии банкротства или ликвидации;
  • деятельность компании поставщика не приостановлена на законодательном уровне, например, по КоАП России;
  • у организации поставщика нет долговых обязательств по налогам и сборам;
  • у лица, выступающего в роли потенциального поставщика, не должно быть судимости в сфере экономических преступлений;
  • по 44 Федеральному Закону для чайников, при заключении контракта нет конфликта интересов;
  • компания поставщика не принадлежит к офшорным организациям.

Условия проведения госзакупок:

  • Все сделки по покупке товаров (услуг) заключаются через специально разработанный сайт;
  • Заказчики указывают свои данные в системе (указываются данные, согласно ФЗ 44 для чайников). Поставщики обязаны пройти аккредитацию на электронных торговых площадках;
  • Все потенциальные поставщики, вправе в поисковой системе на сайте госзакупок найти подходящие для них заказы, затем принять участие в торгах;
  • По 44 ФЗ для чайников, когда заказчик выбирает наиболее выгодный для себя вариант, то заключает контракт с поставщиком. На основании контракта стороны выполняют свои обязательства.

Разница между ФЗ 44 и ФЗ 223

Система закупок в обоих законах одинаковая, но по ФЗ 44 для чайников есть ограничение — госзакупка осуществляется только у одного поставщика.

Требования к заказчикам в обоих законах разные.

По ФЗ 44 для чайников в качестве заказчиков могут выступать:

По ФЗ 223 для чайников в качестве заказчиков вправе выступать:

  • предприятия, где есть доля государства больше 50%;
  • организации, занимающиеся определенными видами деятельности — водоснабжение, энергетика и т.д.;
  • организации монополисты — газовые, РЖД и т.д.;
  • бюджетные организации, осуществляющие госзакупки за счет внебюджетных средств (например, за счет грантов).

Закупки по 44 ФЗ: с чего начать?

Начать процедуру участия в государственных госзакупках затруднительно. Все самое важное, что нужно знать из 44 ФЗ о госзакупках:

  • изучить Федеральный Закон 44 для чайников;
  • подготовить пакет документов, подтверждающий права организации на принятие участия в торгах;
  • подготовить пакет документов на товар (услугу), соответствующий требованиям заказчика;
  • разработать систему мероприятий, которые проводятся до заключения контракта;
  • назначить ответственных лиц за проведение мероприятий.

Для заключения контракта необходимо учитывать сроки, установленные Федеральным Законом 44.

Скачать текст закона

По 44 ФЗ для чайников, госзакупки делятся на:

Чтобы стать поставщиком, необходимо изучить ФЗ 44 для чайников. Скачать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере госзакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», можно по .

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств - не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 - открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 - обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ). Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ. Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 - профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ). Проведение закупок по 44-ФЗ - это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист - контрактный управляющий.

Принцип № 4 - поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 - единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 - ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту. Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта. И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС . Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену - он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок.
    Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц - представителей руководящего звена организации.

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки - конкурентные процедуры . Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев - когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс - это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена - не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

Конкурсы бывают:

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион - это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Аукционы бывают:

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок - форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений - закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Общероссийская система электронной торговли);
  • АО «Электронные торговые системы» (Национальная электронная площадка);
  • ОАО «Российский аукционный дом»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка».

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок . Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

  1. Пройти регистрацию (перерегистрацию) в ЕИС и на ЭТП, получить электронную цифровую подпись (ЭЦП) в Казначействе. Тем, кто зарегистрировался в ЕИС (ООС) до 15.07.2016 г. надо снова пройти регистрацию. Крайний срок - 01.04.2017 г , если этого не сделать, доступ в личный кабинет будет закрыт. Требование обозначено в Приказе Федерального казначейства от 30.12.2015 г. № 27н.
  2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу. В соответствии с требованиями ст.38 Закона №44-ФЗ создавать контрактную службу надо тем заказчикам, у которых годовой объем закупок выше 100 млн. рублей. Остальным можно назначить контрактного управляющего. С января 2017 года контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы должны иметь высшее или дополнительное образование в сфере закупок.
  3. Разместить в ЕИС планы и планы - графики закупок.
  4. Подготовить и разместить закупочную документацию (правильно выбрать метод определения НМЦК). Делать это надо с учетом национального режима и всех действующих запретов на поставку импортной продукции.
  5. Провести закупку. В зависимости от способа определения поставщика заказчик должен публиковать промежуточные и итоговые протоколы. В аукционе - протокол рассмотрения первый частей заявок, протокол подведения итогов аукциона, в запросе котировок - протокол рассмотрения и оценки заявок на участие. Нужно строго соблюдать сроки размещения документов. За нарушения сроков предусмотрена административная ответственность.
  6. Подписать контракт. В библиотеке ЕИС уже есть несколько типовых контрактов на определенные виды объектов закупки. Разработкой контракта занимается контрактная служба заказчика или контрактный управляющий.
  7. Принять товар/работу/услугу.
  8. Оплатить контракт и разместить отчетность.

Если победитель уклонился от заключения контракта - заказчик обязан подать сведения в ФАС. ФАС в свою очередь принимает решение о включении такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков .

Отчетность заказчика по 44-ФЗ

Заказчик обязан публиковать в ЕИС отчет:

  • По объему закупок у СМП и СОНКО. Порядок и форма отчета регламентирована Постановлением Правительства РФ № 238 от 17.03.2015.
  • По исполненным контрактам. Форма и порядок подачи отчета описан в Постановлении Правительства №1093 от 28.11.2013г. К отчету надо прикладывать результаты экспертизы и документ о приемке результатов в соответствии с ч. 10 ст. 94 Закона №44-ФЗ. Предусмотрена отдельная отчетность по реестру контрактов (ст. 103 Закона №44-ФЗ) и отдельная по этапам исполнения контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона №44-ФЗ).
  • По закупкам у единственного поставщика, подрядчика исполнителя. Заказчик должен обосновать необходимость закупки именно таким способом в соответствии с ч.3 ст.93 Закона №44-ФЗ.

Своевременное размещение отчета - персональная ответственность контрактного управляющего. За нарушение сроков предусмотрена административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Кто может участвовать в закупках по 44-ФЗ

Согласно требованиям Закона №44-ФЗ, участниками закупок могут быть любые юридические и физические лица вне зависимости от их местонахождения и организационно-правовой формы, если они соответствуют требованиям ст.31 44-ФЗ.

В закупках не могут участвовать лица, которые:

  • имеют судимости по статьям 289, 290, 291, 291.1 УК РФ. Если у кого-то из руководящего состава участника есть непогашенная или неснятая судимость по этим статьям - участвовать в госзакупках нельзя. Также не допускается применение к участнику закупок «наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью» в соответствии с ч. 1 от 28.12.2016 г.;
  • привлекались к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за 2 года до участия в закупке (ч. 2 Закона №489-ФЗ от 28.12.2016);
  • находятся в состоянии ликвидации, банкротства или приостановления деятельности;
  • имеют задолженности перед бюджетом по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов;
  • находятся под юрисдикцией Турции или под руководством граждан Турции, если речь идет о закупке работ и услуг;
  • являются оффшорными компаниями;
  • имеют конфликт интересов с заказчиком, его руководителями, контрактным управляющим, членами комиссии. Под конфликтом интересов понимается наличие прямых родственных связей.

Что делает поставщик, чтобы участвовать в госзакупках

Для того чтобы стать участником госзакупок надо:

  1. Получить ЭЦП в специальном удостоверяющем центре;
  2. Зарегистрироваться на торговой площадке. Направить оператору площадки учредительные документы организации;
  3. Установить и настроить ЭЦП;
  4. Пройти аккредитацию на торговых площадках по 44-ФЗ;
  5. Найти интересующую закупку самостоятельно или при помощи специальных организаций, ознакомиться с ее требованиями, подготовить и своевременно подать заявку на участие;
  6. Определиться с формой обеспечения заявки (контракта) . Если позволяет форма закупки - использовать банковскую гарантию - это удобнее и дешевле. Подтвердить добросовестность в случае необходимости в порядке, предусмотренном способом закупки.
  7. В случае победы - своевременно подписать контракт (представить протокол разногласий).

Участвовать можно только после подробного ознакомления с условиями закупки. Если какой-то пункт в закупочной документации вызывает вопросы - можно обратиться за разъяснениями к заказчику.

Контроль в сфере закупок

Ведомственный контроль . Правила проведения ведомственного контроля в госзакупках регламентированы Постановлением Правительства РФ от 10.02.2014 № 89. В соответствии со ст. 100 Закона №44-ФЗ ведомственный контроль осуществляют:

ФАС контролирует сами процедуры проведения закупок. Полномочия по контролю за госзакупками распределяются между Казначейством и Минэкономразвития в соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 г. № 996. В настоящий момент казначейский контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ приостановлен в соответствии с Постановлением Правительства РФ №315 от 20.03.2017 г.:

  • для федеральных заказчиков до 01.01.2018 г.;
  • для муниципальных и субъектов РФ до 01.01.2019 г.

С 01 июля 2017 года Минэкономразвития передаст Минфину все полномочия по контролю ЕИС и регулированию всей контрактной системы.

Внутренний контроль . Выражается в том, что заказчик должен контролировать исполнение контракта поставщиком (ст. 101 Закона 44-ФЗ). Контроль привлечения субподрядчиков и соисполнителей также лежит на заказчике. Методы контроля заказчик определяет сам, законодательно они не прописаны.

Общественный контроль . Реализован в возможности граждан, общественных объединении и объединений юридических лиц публично обсуждать госзакупки и запрашивать все интересующие документы у заказчиков. Заказчики обязаны работать с такими обращениями в общем порядке. В рамках общественного контроля может быть проведен:

  • независимый мониторинг;
  • оценка эффективности госзакупок.

В рамках общественного контроля стороннее лицо, не являясь участником закупок, может подать жалобу в контролирующий орган.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое госзакупки и для чего они нужны, а также рассмотрим, какие виды торгов существуют. Термины “госзакупки” и “тендеры” в настоящее время настолько популярны, что о них не слышал только ленивый. Эти понятия очень плотно вошли в наш обиход, и все чаще и чаще встречается в прессе, телевидении и в повседневной деловой жизни.

Но, несмотря на свою популярность, отношение к госзакупкам среди поставщиков крайне неоднозначное. Кто-то старается не ввязываться в это дело и избегает взаимодействия с бюджетом; кто-то считает участие в закупках хорошим «инструментом» для увеличения объёмов продаж и расширения рынка сбыта своих товаров, работ или услуг, а кто-то слышал об их существовании, но так и не решился принять в них участие. Поэтому в этой статье мы с вами подробно постараемся во всем разобраться.

1. Что такое государственные закупки и для чего они нужны?

Формулировок определения данного термина существует достаточно много, но лично мне больше всего нравится вот эта:

Государственные закупки (госзакупки) - конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд по заранее указанным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Государственный или муниципальный контракт заключается с победителем - участником закупки (поставщиком), подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Если говорить простым языком, то госзакупки нужны для удовлетворения потребностей нашего с вами государства в различных товарах, работах и услугах. Номенклатура этих потребностей поистине огромна, начиная от канцелярских скрепок и заканчивая крупными промышленными объектами.

Проведение таких закупок положительно сказывается, как на развитии самого государства, так и на развитии бизнеса в целом. Государство в лице государственных и муниципальных заказчиков получает необходимый ему товар (работу или услугу) на самых выгодных условиях, а поставщик получает деньги.

Причем поставщиком (участником закупок) может стать любой желающий.

Согласно ФЗ о госзакупках, о котором мы поговорим в следующей части статьи, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

2. Чем регламентируются госзакупки?

Основным нормативно-правовым актом (НПА), регламентирующим процедуры госзакупок в Российской Федерации, является Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (сокращенно 44-ФЗ).

Поэтому если вы решите самостоятельно освоить участие в государственных торгах, то настоятельно рекомендую начать свое обучение именно с изучения данного закона. Это своего рода азбука, без знания которой, дальнейшее погружение в эту тему, а тем более участие в торгах будет абсолютно бессмысленным.

Актуальную версию 44 закона вы всегда сможете найти на нашем сайте по этой .

3. Где размещается информация о проводимых закупках?

Согласно требованиям статьи 4 44-ФЗ все государственные закупки размещаются заказчиками на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (сокращенно ). Адрес этого ресурса — www.zakupki.gov.ru .

В “быту” этот ресурс очень часто называют сайт госзакупок. Поэтому если вдруг услышите такую формулировку, то не пугайтесь, речь идет об одном и том же сайте.

Если вы планируете участвовать в госзакупках, то искать информацию о них следует именно на этом сайте. Информацию с ЕИС берут различные поисковые системы и агрегаторы, но первоисточником информации является именно ЕИС.

4. Виды торгов по 44-ФЗ

Существующие виды (способы) госзакупок схематично представлены на рисунке, приведенном ниже.

Как видно из рисунка размещение заказа может осуществляться двумя способами: путем проведения торгов (конкурентные) и без проведения торгов (неконкурентные закупки).

Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Анализ статистических данных за первый квартал 2017 года с официального сайта ЕИС (www.zakupki.gov.ru ) показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: (ЭА), (ОК) и (ЕП). Именно на них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.

5. Госзакупки для “чайников” — книга для начинающих участников закупок

Я достаточно давно занимаюсь обучением поставщиков, поэтому мне регулярно приходится отвечать на одни и те же вопросы новичков — “Как быть?”, “С чего мне начать?” и т.д. Поэтому некоторое время назад я принял решение написать книгу для начинающих участников, в которой тема госзакупок была бы описана простым и понятным языком.

Для большинства посетителей сайта и моих клиентов эта книга стала отправной точкой. После чего у них появилось общее представление о данной теме и понимание того, в каком направлении двигаться дальше.

Эта книга абсолютно бесплатна и скачать её вы сможете . По последним данным книгу «Госзакупки для «чайников» скачали и прочитали уже более 5000 человек.

Если после изучения книги вы решите продолжить свое обучение в этом направлении, то можете пройти его в нашей школе госзакупок — “Азбука тендеров” .

И в завершении сегодняшней статьи предлагаю вам посмотреть небольшое видео:

На этом сегодня все! Оставляйте свои комментарии ниже, ставьте лайки и звезды, а также делитесь этой статьей со своими друзьями и коллегами в социальных сетях.


Закон о госзакупках (как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ) регулирует условия и порядок заключения сделок по приобретению товарных продуктов, выполнению работ или оказанию услуг, где одной из сторон выступает орган публичной власти или организация с государственным участием в капитале. Однако изучение всех деталей может занять довольно много времени и далеко не всегда целесообразно, т. к. иногда достаточно краткого описания содержания, которое мы и предлагаем в нашей статье.

Законодательство о госзакупках 2017-2018 годов (основные документы)

Госзакупки — аукционно-конкурсная форма размещения заказов на предоставление товарных продуктов, выполнения работ или оказания услуг для государственных/муниципальных нужд. При этом условия заключения сделки оговариваются заранее в торговой документации. Такая система призвана регулировать контрактные отношения между госзаказчиками и поставщиками.

Ядро нормативной базы, регулирующей вопросы госзакупок, составляют следующие законодательные акты:

  1. Закон «О контрактной системе…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  2. Закон «О закупках товаров…» от 18.07.2011 № 223-ФЗ.

Основные различия между указанными нормативными актами состоят в том, что:

  1. В качестве заказчика закон 44 о госзакупках рассматривает только государственные организации, тогда как закон о закупках 223-ФЗ относит к заказчикам также предприятия с государственной долей в уставном капитале и некоторые бюджетные организации.
  2. Процедуру закупки закон о госзакупках 44-ФЗ регулирует полностью,закон же 223-ФЗсодержит отсылочные нормы к положению о закупках на каждый конкретный случай (пп. 2, 3 ст. 3 закона № 223-ФЗ).
  3. Способы госзакупок законом № 44-ФЗ определены исчерпывающе, закон же № 223-ФЗ оставляет этот выбор за заказчиком.

Рассмотрим подробнее каждый законодательный акт отдельно.

Сфера применения закона о закупках 44-ФЗ

Федеральный закон 44 о закупках достаточно подробен и объемен. Связано это с тем, что он регламентирует отношения в сфере закупок для госнужд на всех этапах проведения процедуры закупки — от планирования до осуществления контроля. Детально область применения закона № 44-ФЗ отражена в статье 1.

По правилам закона о госзакупках № 44-ФЗ сделки должны производиться, если в качестве заказчика выступает (п. 3 ч. 1 ст. 1):

  • государственный орган или орган муниципальной власти;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • бюджетное или казенное учреждение;
  • корпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  • государственное или муниципальное унитарное предприятие (за некоторым исключением).

При этом положения закона № 44-ФЗ не применяются в случаях (ч. 2 ст. 1):

Не знаете свои права?

  1. Оформления сделки по получению услуг международных финансовых учреждений, созданных согласно международным договорам, участником которых является Россия.
  2. Проведения закупок в процессе обеспечения безопасности свидетелей, потерпевших, судей и т. д. (в рамках законов «О госзащите потерпевших…» от 20.08.2004 № 119-ФЗ и «О госзащите судей…» от 20.04.1995 № 45-ФЗ).
  3. Приобретения драгметаллов и драгоценных камней для наполнения Госфонда России, включая госфонды субъектов РФ.
  4. Предоставления или назначения бесплатного адвоката гражданам.
  5. Осуществления закупок избирательными комиссиями в период выборов, референдумов (за небольшим исключением, в соответствии с пп. 6, 7 и 9 ч. 2 ст. 1).
  6. В рамках подготовки к чемпионату мира ФИФА-2018 и Кубка конфедераций 2017 года, согласно требованиям п. 8 ч. 2 ст. 1.

Краткое содержание федерального закона 44 о госзакупках

Закон № 44-ФЗ состоит из 8 глав, включающих в себя 114 статей (120, считая с дополнениями). Кратко содержание рассматриваемого нормативного акта можно условно разделить на 2 части:

Часть 1

  1. Глава 1 посвящена общим положениям, представляет собой вводную часть закона, которая в числе прочего определяет сферу применения документа, основные понятия, принципы контрактной системы, цели осуществления закупок. Так, к принципам контрактной системы закупок закон относит (ст. 6-12):
  • открытость и прозрачность в сфере информации;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализм заказчиков;
  • единство контрактной системы;
  • другие.

Кроме того, в 1-й главе регулируются нюансы осуществления закупок некоторыми юридическими лицами (ст. 15), что, по сути, является проведением разграничения между применением ими данного закона и закона № 223-ФЗ.

  1. Глава 2 посвящена планированию в сфере закупок. Для этих целей закон определяет порядок формирования планов и планов-графиков, внесения в них изменений и процедуру ознакомления с этими документами заинтересованных лиц.
  2. Глава 3 посвящена осуществлению закупок. Это основная часть закона, состоит из 7 параграфов, положения которых регулируют:
    • общие основы проведения закупок;
    • порядок определения стороны сделки через конкурсы, аукционы, запрос котировок и запрос предложений;
    • закрытые способы определения поставщика;
    • порядок закупок у единственного поставщика;
    • процедуры исполнения, обеспечения исполнения, изменения и расторжения контракта.

Часть 2

Вторая часть закона представлена главами, посвященными контролирующим и надзорным процедурам, порядку обжалования действий некоторых участников, а также особенностям проведения определенных видов закупок.

  1. Глава 4 определяет порядок проведения мониторинга и аудита в сфере закупок.
  2. В главе 5 регулируется процедура контроля в сфере закупок, включая:
    • установление перечня контролирующих органов;
    • определение форм проведения контроля;
    • порядок осуществления контроля;
    • правила ведения реестров контрактов заказчика и неблагонадежных поставщиков.
  3. Глава 6 устанавливает процедуру обжалования некорректных действий участников закупок, в том числе порядок подачи/рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение законодательства в сфере закупок.
  4. В главе 7 рассматриваются особенности осуществления отдельных видов закупок.
  5. Глава 8 определяет заключительные положения, включая:
    • порядок разработки, формирования и внедрения единой информационной системы по закупкам;
    • переходные положения на период с 2014 по 2017 год;
    • положения о вступлении закона в силу.

Когда применяется закон о закупках 223-ФЗ?

223-й закон о госзакупках с 2016 года имел более широкую сферу применения по сравнению с действующим в настоящее время вариантом. В соответствии с коррективами, внесенными законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…» от 03.07.2016 № 321-ФЗ, которые вступили в силу 01.01.2017, из области регулирования рассматриваемого нормативного документа выведено безусловное проведение закупок государственными и муниципальными унитарными предприятиями.

Таким образом, положения закона о госзакупках № 223-ФЗ применяются, если в качестве заказчиков выступают следующие субъекты с государственной долей участия в их уставных капиталах, превышающей 50%:

Кроме того, по правилам закона № 223-ФЗ могут совершать закупки бюджетные учреждения, ГУПы и МУПы, если:

  1. Ими принято положение о закупках в соответствии с требованиями ст. 2 закона № 223-ФЗ.
  2. Закупки производятся:
  • за счет грантов;
  • за счет субсидий из бюджетов;
  • со стороны бюджетных организаций, ГУПов и МУПов, как исполнителей по контракту с привлечением иных лиц на основании договора для исполнения заключенного контракта;
  • ГУПы, МУПы являются аптечными организациями;
  • из средств от иной приносящей доход деятельности (для бюджетных организаций).
  • ГУП относится к предприятиям, имеющим существенное значение для обеспечения прав и интересов граждан, обороноспособности и безопасности государства и поименовано в перечне, утв. распоряжением Правительства РФ от 31.12.2016 № 2931-р.
  • Краткое содержание закона о закупках 223-ФЗ

    В сравнении с законом № 44-ФЗ закон № 223-ФЗ более компактен. Он состоит всего из 11 статей, каждая из которых, правда, достаточно объемна.

    Нормы закона 223-ФЗ определяют:

    • цели регулирования и отношения, регулируемые документом;
    • правовые основы закупки;
    • принципы и основные моменты при проведении закупки;
    • информационное обеспечение закупки, включая положения о реестрах договоров и неблагонадежных поставщиков;
    • контролирующие мероприятия при проведении закупок;
    • ответственность за нарушение законодательства о закупках.

    Почему законы о госзакупках стоит изучать с комментариями?

    Как видно из краткого содержания рассматриваемых документов, закон 223-ФЗ по своей структуре во многом схож с законом № 44-ФЗ. Именно поэтому очень важно правильно разграничить эти нормативные акты при проведении закупок в конкретных обстоятельствах. Существенной помощью в данном вопросе может стать изучение законов о госзакупках 44-ФЗ и 223-ФЗ с комментариями к ним, которые щедро предлагаются как на бумажных носителях, так и в электронном виде в интернете.

    Таким образом, краткое содержание указанных законов может носить лишь вспомогательный характер, помогая составить лишь общее представление о них. При фактическом применении потребуется не только скрупулезно изучить акты, но и обратиться к помощи правовых комментариев и практике.

    Как известно, 44 Федеральный закон о закупках предусматривает ответственность за несоблюдение его положений, как поставщиками, так и государственными заказчиками при проведении закупок в любой из обозначенных в Законе форме. В приведенной ниже таблице штрафов по 44-ФЗ вы сможете точно определить, какая ответственность предусматривается за нарушение конкретного положения Федерального закона.

    Действующим законодательством в области осуществления госзакупок предусматривается целый ряд процедур конкурентного определения поставщиков. Однако в определенных случаях допускается применение и неконкурентных способов.

    Заключение договора (или контракта) между заказчиком и исполнителем несёт в себе цель досконально проработать условия, на которых вдальнейшем будут взаимодействовать обе стороны. Он, в идеале, должен предусмотреть все мыслимые варианты развития событий, вплоть до возможности разрыва этого самого договора. Федеральный Закон № 44 РФ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает три способа расторжения договора.

    Согласно предусмотренной законом процедурой проведения электронного аукциона, для участия в нем поставщик направляет заказчику заявку, состоящую из двух частей. Первая часть заявки содержит согласие поставщика исполнить условия госконтракта в соответствии с извещением и аукционной документацией, а также описание товаров, работ, услуг. В процессе рассмотрения первых частей заявок формируется перечень участников, допущенных для участия в аукционе. После завершения торгов заказчик рассматривает вторые части заявок.

    В соответствии с Законом № 44-ФЗ поставщик подтверждает своё участие в электронных торгах на заключение госконтракта путём направления заказчику заявки. Заявка на участие в аукционе подается в электронном виде и содержит две части, которые одновременно направляются оператору электронной электронной торговой площадки.

    Законом № 44-ФЗ устанавливается несколько различных способов конкурентного определения поставщиков. Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках данного закона является запрос котировок.

    Одним из способов поиска исполнителей по государственным контрактам в рамках закона № 44-ФЗявляется запрос предложений. Данную процедуру заказчик вправе проводить только в установленных случаях, предусмотренных частью 2 статьи 83 Закона № 44-ФЗ.

    Электронный аукцион, несомненно, наиболее популярная конкурентная процедура, из осуществляемых в рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года No 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Ее отличительной особенностью является универсальность, позволяющая применять этот способ практически в любой ситуации.

    Что такое обеспечение исполнения контракта? Обеспечение исполнения контракта – является одним из важнейших элементов сотрудничества заказчика и поставщика в рамках контрактной системы, регулируемой положениями Федерального Закона No 44-ФЗ. Это своего рода залог или некая гарантия того, что поставщик исполнит свою часть условий добросовестно, в срок и в полном объеме.

    Одним из механизмов, препятствующих недобросовестному участию поставщиков в конкурсах и аукционах на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в соответствии с требованиями закона о контрактной системе No 44-ФЗ, является предоставление обеспечения заявки. Обеспечением заявки на участие в конкурсе может служить как гарантия, выданная банком, так и денежные средства участника, в электронном аукционе – только деньги участника.

    Похожие публикации