Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против государства. Граждане, пребывающие в запасе, проходящие сборы

Юридическая ответственность военнослужащих

1. Виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уголовная ответственность - наиболее тяжкий вид юридической ответственности.

Все военнослужащие равны перед законом и несут ответственность, установленную для граждан Российской Федерации с учетом особенностей своего правового положения.
Они могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной.

Каждый военнослужащий обязан соблюдать требования воинской дисциплины, ибо дисциплина - один из важнейших факторов поддержания организованности и боеготовности войск. Характерной особенностью, требованием воинской дисциплины является беспрекословность повиновения подчиненных начальникам, четкое и быстрое выполнение их приказов, приказаний и распоряжений. Повиновение - ядро воинской дисциплины. Содержание, общие положения и характерные особенности воинской дисциплины закреплены в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В качестве важного юридического средства укрепления воинской дисциплины выступает дисциплинарная ответственность военнослужащих. Юридические нормы, определяющие конкретные требования воинской дисциплины и ответственность за их нарушения, содержатся в общевоинских уставах, и прежде всего в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации.

Основанием для возникновения дисциплинарной ответственности является совершение военнослужащим дисциплинарного проступка или нарушение им правил поведения в общественных местах, которые по степени общественной опасности не являются преступлением и подлежат наказанию в дисциплинарном порядке (дисциплинарное правонарушение).

Средством принуждения (санкцией) при привлечении к дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание - это меры воздействия, налагаемые командирами (начальниками) на военнослужащих, нарушивших воинскую дисциплину или общественный порядок. Перечень дисциплинарных взысканий и полномочия командиров (начальников) по их применению конкретно определены Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил РФ.

Административная ответственность военнослужащих наступает за совершение ими административного правонарушения (проступка). Административное правонарушение - это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Характер административных правонарушений и взыскания, которые могут применяться за их совершение, устанавливает прежде всего Кодекс об административных правонарушениях РФ или другие законодательные акты. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права; исправительные работы; административный арест.

Административные взыскания применяются уполномоченными на то государственными органами, должностными лицами. Такими органами являются: административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, районные (городские) суды (судьи), органы внутренних дел, органы государственных надзоров и др. Они выявляют правонарушения, оценивают характер совершенного проступка и принимают соответствующие решения. При необходимости налагают административные взыскания и обеспечивают их исполнений.

Административные нормы, правила, регулирующие общественный порядок, другие стороны отношений в обществе, в большинстве случаев распространяются и на Вооруженные Силы. Военнослужащие обязаны как на службе, так и вне ее строго и неуклонно исполнять требования законов, постановлений правительства и других правовых норм, регулирующие правила поведения в общественных местах, охрану природы, собственности, имущественные права и обязанности граждан и т.д. А в случае их нарушения они могут понести соответствующую ответственность, включая и административную.

Законодательством предусмотрен несколько иной порядок привлечения к ответственности военнослужащих за административные правонарушения по сравнению с другими гражданами. По общему правилу военнослужащие несут ответственность за административные правонарушения по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ. За нарушение режима государственной границы, пограничного режима (режима пропуска через границу), правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду военнослужащие привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Однако и в этих случаях, как и при совершении любого иного административного правонарушения, к военнослужащему не могут быть применены такие наказания, как штраф, лишение водительских прав, исправительные работы и административный арест.

Государственные органы и должностные лица, правомочные налагать административные взыскания, вправе, если сочтут целесообразным, передавать материалы об административных проступках военнослужащих на рассмотрение соответствующему командиру (начальнику).

При совершении военнослужащим административного правонарушения, ответственность за которое наступает по Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил РФ, материалы об этом правонарушении полномочным органом (должностным лицом) направляются командиру соответствующей воинской части для привлечения виновного за этот проступок, но по правилам, предусмотренным уставом.

Наряду с другими мерами юридического характера материальная ответственность военнослужащих служит целям обеспечения сохранности материальных (денежных) средств, всего военного имущества и тем самым поддержанию в должном состоянии материальной основы боеспособности Вооруженных Сил.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих» № 161-ФЗ, который вступил в силу с 19 июля 1999 года.

Материальная ответственность военнослужащих за ущерб, причиненный государству при исполнении обязанностей военной службы, предусмотрена и п. 4 ст. 28 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ.

Вопросы о материальной ответственности военнослужащих разрешаются в основном в служебном порядке, то есть властью командира (начальника). Привлечение военнослужащего к материальной ответственности не освобождает его от возможности привлечения к другим видам ответственности, если в действиях, которыми он причинил материальный ущерб, одновременно содержатся признаки составов других правонарушений (дисциплинарных, административных или уголовных).

Материальная ответственность применяется в трех видах (размерах денежных взысканий), а именно: ограниченная, полная и повышенная (кратная) по сравнению с денежной оценкой причиненного материального ущерба. Все эти разновидности материальной ответственности действуют только в конкретно указанных законодательством случаях. В частности, солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходящие военную службу по призыву, при причинении ими материального ущерба вследствие небрежного исполнения своих служебных обязанностей привлекаются к материальной ответственности в размере причиненного ущерба, но не свыше определенной денежной суммы. Если же ущерб причинен ими в результате умышленного уничтожения, повреждения, порчи, хищения военного имущества или денежных средств, то ответственность наступает в полном объеме денежной оценки ущерба. Без каких-либо ограничений предусматривается ответственность также за недостачу, уничтожение или порчу имущества, переданного военнослужащему под отчет, для хранения, перевозки, выдачи, пользования либо для других служебных целей. А за ущерб, причиненный хищением, промоканиям или недостачей летно-технического, специального морского и десантного обмундирования, других отдельных видов военного имущества, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в кратном размере стоимости этого имущества. Военнослужащий, причинивший материальный ущерб, может возместить его в добровольном порядке.

Гражданско-правовая ответственность военнослужащих наступает за противоправные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных отношений. Такого рода правонарушения выражаются, как правило, в невыполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, причинении имущественного вреда, в заключении противоправных сделок и т.п. Чаще всего гражданско-правовая ответственность реализуется путем рассмотрения исков (споров) общими судами по месту жительства граждан (военнослужащих).

В местностях, где не действуют эти суды, гражданские дела (споры) правомочны рассматривать военные суды.

Военнослужащие несут уголовную ответственность за совершение как общеуголовных преступлений, так и преступлений против военной службы.

К общеуголовным относятся следующие виды преступлений: преступления против свободы, чести и достоинства личности; преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности; преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина; преступления против семьи и несовершеннолетних; преступления в сфере экономики; преступления в сфере экономической деятельности; преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против здоровья населения и общественной нравственности; экономические преступления; преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта; преступления в сфере компьютерной информации; преступления против государственной власти; преступления против мира и безопасности человечества.

Все названные виды преступлений объединены в одноименные разделы Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Разделы содержат главы о группах преступлений. В каждой главе даны статьи о конкретных составах однородных преступлений. Например, в разделе VII - о преступлениях против личности - имеется глава 16 о преступлениях против жизни и здоровья, в которую включена двадцать одна статья о конкретных преступлениях против жизни и здоровья: от убийства до причинения различной тяжести вреда здоровью и оставления без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии (статьи 105- 125 УК РФ).

В каждой статье УК РФ предусматриваются и наказания за совершение соответствующего преступления. Так, убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет.

Убийство двух или более лиц, а также убийство, совершенное с особой жестокостью, общеопасным способом, из корыстных побуждений, по найму, неоднократно или при наличии других обстоятельств, указанных в части 2 статьи 105 УК РФ, наказывается лишением свободы на срок от восьми до двадцати лет либо смертной казнью или пожизненным лишением свободы.

Глава 17 содержит группу преступлений против свободы, чести и достоинства личности. Это похищение человека, незаконное лишение свободы, незаконное помещение в психиатрический стационар, клевета, оскорбление (статьи 126 - 130 УК РФ), за каждое из которых в этих статьях предусмотрены и уголовные наказания в виде лишения свободы, штрафа, исправительных работ, ареста, ограничения свободы.

Группа преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина перечислена в главе 19, в статьях 136 - 149 УК РФ.

Все конкретные составы преступлений последовательно изложены в статьях 105 - 360 УК РФ.

Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против военной службы предусмотрена в главе 33 разделе XI Особенной части УК РФ (статьи 331-352). Преступления против военной службы разделяются на следующие группы:
- преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 - 336 УК РФ);
- уклонение от исполнения обязанностей военной службы (статьи 337-339 УК РФ);
- нарушение правил несения специальных служб (статьи 340 - 344 УК РФ);
- преступления против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники (статьи 345 -352 УК РФ).

В группу преступлений против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими входят: неисполнение приказа; сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы; насильственные действия в отношении начальника; оскорбление военнослужащего; нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношении подчиненности.

Ответственность за неисполнение приказа наступает по статье № 332. Наказание за это (в зависимости от характера неисполнения приказа и наступивших последствий) предусмотрено в виде ограничения по службе на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.

Сопротивление как преступление состоит в воспрепятствовании начальнику или другому военнослужащему (патрульному, дежурному и т.п.) выполнять возложенные на них обязанности военной службы. Принуждением признаются действия, направленные на то, чтобы заставить, понудить начальника или иное лицо нарушить обязанности по военной службе. Сопротивление или принуждение, совершенное без отягчающих обстоятельств, наказывается ограничением по военной службе, либо содержанием в дисциплинарной воинской части, либо лишением свободы на срок до пяти лет. Если преступление совершено группой лиц или с применением оружия, либо повлекло тяжкие последствия, наказание повышается до восьми лет лишения свободы.

Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, связанное с унижением чести и достоинства или издевательством над потерпевшим либо сопряженное с насилием, наказывается лишением свободы на срок до трех лет, а при отягчающих обстоятельствах (группой лиц, с применением оружия, наступлением тяжких последствий) - до десяти лет.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, за уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем самовольного оставления части или места службы, а также за неявку в срок без уважительных причин на службу при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения продолжительностью от двух до десяти суток наказываются арестом на срок до шести месяцев или содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до одного года.

За уклонение от военной службы указанными путями на срок от десяти суток до одного месяца военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. В случае уклонения от военной службы продолжительностью свыше одного месяца эти военнослужащие наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

За дезертирство (статья 338 УК РФ), то есть самовольное оставление части или места службы с целью вовсе уклониться от военной службы или неявку с той же целью на службу, предусмотрено лишение свободы на срок до семи, а в некоторых случаях до десяти лет. За уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения себе какого-либо повреждения (членовредительства) или путем симуляции болезни, подлога документов или иного обмана предусмотрены различные уголовные наказания вплоть до лишения свободы на срок до семи лет.

К преступлениям, нарушающим правила несения специальных служб, относятся: нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы), нарушение уставных правил караульной службы, нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне.

За эти преступления предусмотрены такие наказания, как ограничение по службе на срок до двух лет, арест на срок до шести месяцев, содержание в дисциплинарной воинской части сроком до двух лет, лишение свободы на срок до пяти лет.

Оставление погибающего военного корабля; уничтожение или повреждение военного имущества; утрата военного имущества; нарушение правил обращения с оружием и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих; нарушение правил вождения или эксплуатации машин; нарушение правил полетов или подготовки к ним; нарушение правил кораблевождения образуют группу преступлений против порядка сбережения военного имущества, обращения с оружием, правил эксплуатации военной техники. Эти преступления наказываются на различные сроки ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы, лишением права занимать определенные должности либо штрафом.

Военнослужащие за совершение и общеуголовных преступлений, и преступлений против военной службы подвергаются уголовному наказанию только военными судами.

Методические рекомендации
Во вступительном слове необходимо отметить, что юридическая ответственность возникает вследствие правонарушения и характеризуется применением к виновному в совершении правонарушения (преступления) мер принуждения со стороны государства.
В первом учебном вопросе следует перечислить основные виды юридической ответственности, которой подвергаются военнослужащие. При этом можно подчеркнуть, что военнослужащие привлекаются к административной ответственности в ином порядке по сравнению с другими гражданами Российской Федерации.
При рассмотрении второго вопроса важно донести до слушателей понимание всей тяжести наказания при возникновении уголовной ответственности. В этой части лекции целесообразно более подробно изучить статьи главы 33 раздела XI УК РФ о преступлениях против военной службы.

Рекомендуемая литература:
Уголовный кодекс Российской Федерации.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дисциплинарный устав ВС РФ.
Федеральный закон Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (с изменениями и дополнениями).
Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих.

Андрей ГАВРИЛЮК, государственный советник юстиции,
помощник военного прокурора Западного военного округа

Уголовная ответственность за преступления против военной службы предусмотрена УК РФ. (разд. 11, гл. 33). Они представляют собой правонарушения в сфере воинских правоотношений, посягают на обороноспособность страны. Этим преступлениям свойственны все признаки состава преступления, предусмотренные ст. 14 УК РФ. Конституция закрепляет конституционный долг и обязанность гражданина РФ по защите Отечества. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с Федеральными законами: «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Нормы этих законов имеют самое непосредственное отношение к УК, к преступлениям против военной службы.

В то же время отличительной особенностью таких преступлений является то, что они совершаются военнослужащими, которые подлежат уголовной ответственности за совершение этих преступлений. Военнослужащими могут являться лица, проходящие военную службу по призыву либо по контракту.

Служба по контракту - это один из видов прохождения службы. Контракт о прохождении военной службы предполагает добровольность поступления гражданина на военную службу, срок, в течении которого гражданин обязуется проходить военную службу и соблюдать условия контракта. Этим лицом может быть гражданин РФ не старше 45 лет, как мужчина, так и женщина. Лицо, проходящее военную службу по контракту, обязано соблюдать установленный порядок несения военной службы. В случае его нарушения это лицо подвергается ответственности и отвечает в установленном законом порядке, в том числе, несет уголовную ответственность.

Необходимо отметить, что в ч. 3 ст. 59 Конституции РФ предусмотрено важное положение, согласно которому гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных, установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Согласно ст. 328 УК уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы не входит в число преступлений против военной службы.

В главе «Преступления против военной службы» имеются новеллы, то есть новые положения, которых не было в соответствующей главе УК РСФСР. В частности, институт освобождения от уголовной ответственности при совершении некоторых деяний, если совершение такого деяния явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств (например, военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности за самовольное оставление места службы, если в воинском подразделении другие военнослужащие постоянно избивали его, издевались над ним, и оставление им части было обусловлено насилием в отношении него, что может являться стечением тяжелых обстоятельств).

В этой же главе имеются и другие изменения. Так в качестве меры наказания исключено применение правил Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил. В УК нет норм, предусматривающих уголовную ответственность за совершение некоторых противоправных деяний в боевой обстановке. В этой главе по-прежнему подавляющее большинство норм предусматривает в качестве меры наказания - лишение свободы. В то же время смертная казнь в качестве меры наказания исключена из числа наказаний, применяемых за совершение преступлений против военной службы, зато введены новые меры: ограничение по военной службе, а также арест. Эти меры наказания являются менее тяжелыми, чем лишение свободы и предоставляют альтернативу лишению свободы. В качестве меры наказания, наряду с лишением свободы, остается и такая мера, как содержание в дисциплинарной воинской части.

Военнослужащие могут являться как исполнителями, так и пособниками, организаторами и др. соучастниками преступлений против военной службы. Все иные лица, которые не являются военнослужащими, не могут быть привлечены к ответственности в качестве исполнителей преступлений против военной службы. Они привлекаются к уголовной ответственности как исполнители по другим статьям УК. В то же время эти лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаются к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы в качестве других соучастников преступления.

Родовым объектом этих преступлений является установленный порядок несения воинской службы.

Непосредственный объект преступлений против военной службы - различные составные элементы несения воинской службы. В то же время ряд преступлений против военной службы может посягать на несколько объектов. Одним из них может являться порядок несения военной службы, другим - объект, предусмотренный др. главами УК. Законодатель в таких случаях относит то или иное преступление к числу преступлений против военной службы, исходя из важности объекта.

Объективная сторона преступлений против военной службы может выражаться как в действии, так и в бездействии.

Субъективная сторона преступлений против военной службы заключается в том, что они могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Субъектом воинских преступлений могут являться только военнослужащие или граждане, пребывающие в запасе во время прохождения ими военных сборов. В УК впервые установлено, что субъектами воинских преступлений могут быть и военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны, других министерств и ведомств РФ. В ст. 331 УК предусмотрено, что уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством РФ военного времени.

Преступления против военной службы можно условно разделить на следующие группы преступлений:

  1. Связанные с нарушением правил подчиненности и взаимоотношений между военнослужащими:
    • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (ст. 333 УК РФ)
    • Насильственные действия в отношении начальника (ст. 334 УК РФ)
    • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (ст. 335 УК РФ)
  2. Направленные на уклонение от исполнения обязанностей военной службы:
    • Самовольное оставление части или места службы (ст. 337УК РФ)
    • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 339 УК РФ)
  3. Связанные с нарушением правил несения военной службы:

Приговоры, выносимые за преступления, совершенные военнослужащими, отличаются жесткостью. Это обусловлено тем, что солдаты и офицеры призваны обеспечивать боеспособность армии, поддерживать безопасность общества и страны. Преступая закон, они ставят под угрозу не отдельную группу людей, а все государство. О том какая предусмотрена уголовная ответственность за преступления против военной службы, пойдет речь в статье.

Какое противоправное действие признается преступлением против воинской службы?

Военнообязанные лица, коими являются действующие военнослужащие, мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, люди с медицинским образованием и граждане, учившиеся в высших учебных заведениях, в которых имеется военная кафедра, обязаны защищать Отечество и по первому требованию являться в военкомат. Они не имеют права уклонятся от службы в армии и любым способом подрывать порядок в ней. За совершение воинских преступлений действующий военный, независимо от должности и звания, подлежит привлечению к уголовной ответственности.

Субъектом воинских преступлений могут являться солдаты срочной службы, военнослужащие нанятые по контракту, военнообязанные находящиеся в запасе или участвующие в сборах. Уголовная ответственность военнослужащих за преступления против службы может наступить лишь при условии того, что лицо преступило закон в момент исполнения своих обязанностей. В противном случае преступление не признается воинским.

При назначении наказания учитывается субъективная сторона преступного действия, то есть психическое и психологическое отношение правонарушителя к совершенному им действию. В учет берется при каких обстоятельствах было совершено правонарушение, умышленным оно было или нет, осознавал ли человек возможный результат своих действий либо нет.

Суд не признает преступление воинским, если возникла опасность для общества, но факт покушения на порядок воинской службы выявлен не был. Поджег военной техники военнослужащим – это военное преступление. Уничтожение военнослужащим гражданского транспортного средства воинским преступлением не является.

Важно различать военное преступление и проступок. Статья 331 УК РФ гласит, что преступлением является действие или бездействие, приведшее к гибели людей и причинению среднего или тяжелого вреда здоровью. Отягчающими обстоятельствами преступлений предстает использование оружия и предварительный сговор. Воинский проступок карается в соответствии с положениями устава.

Преступление будет рассматриваться в суде как военное при стечении ряда обстоятельств:

  • субъект преступного действия известен и найден;
  • совершенное субъектом действие расценивается как посягательство на безопасность и целостность государства;
  • имеете место неумышленного или намеренного нарушения закона;
  • субъект достиг совершеннолетия и полностью вменяем;
  • на момент совершения преступления лицо официально находилось в армии.

Если одно из условий не соблюдено, то уголовная ответственность за воинские преступления не может быть назначена. Если в процессе разбирательства у преступника были выявлены сообщники из числа гражданских лиц, то они наказываются за совершение военного преступления. За преступные действия против военной службы уголовная ответственность может быть назначена и после увольнения из вооруженных сил. Исключением являются случаи, срок давности привлечения ответственности по которым истек.

Ответственность за совершение воинских преступлений

В УК воинским преступлениям отведено несколько десятков статей. Они, как и правонарушения, разделены на несколько категорий. Меры наказания за все возможные преступные действия, совершенные во время нахождения на воинской службе, детально расписаны в Уголовном кодексе.


Уголовная ответственность предусмотрена за:

  • ряд неуставных отношений;
  • нарушение порядка пребывания в армии;
  • нарушение порядка прохождения воинской службы;
  • уничтожение или повреждение имущества армии;
  • нарушение правил использования военной техники.

Нарушения, связанные с несоблюдением уставных взаимоотношений

  1. Отказ исполнять приказ вышестоящего по званию и должности военнослужащего. Обязательным условием является подрыв порядка службы.
  2. Противодействие стоящему выше по званию лицу при выполнении им должностных обязанностей, в том числе путем применения физической силы, угроз, оружия и т.д.
  3. Применение насильственных действий к вышестоящему по званию и должности лицу, выполняющему свои обязанности.
  4. Унижение чести и достоинства, глумление и физическая расправа над сослуживцем вне зависимости от звания и должности последнего.

За перечисленные противоправные действия предусмотрены наказания следующих видов:

  • ограничения по службе на 2 года;
  • арест сроком до 6 месяцев;
  • перевод в дисциплинарный батальон сроком до полугода;
  • отбывание наказания в колонии сроком до 5 лет.

Если преступление имело групповой характер, было совершено с использованием оружия или стало причиной среднего или тяжелого вреда здоровью, то максимально возможное наказание – 8-10 лет лишения свободы.

Нарушение порядка пребывания на воинской службе

Каждый военнослужащий обязан следовать нормам, прописанным в Уставе. Любой вид самоуправства является причиной подрыва порядка прохождения службы.


  • Самовольный уход с места несения службы за пределы части, расположения и т.д. или невозврат обратно в установленное время. Если военнослужащий самовольно отсутствует на службе от двух до десяти суток, то возможны следующие виды наказания: арест сроком на полгода или перевод в дисциплинарный батальон сроком на 12 месяцев. Если указанные действия осуществлены при нахождении в дисциплинарном батальоне, то возможно лишение свободы сроком до двух лет. Когда срок отсутствия на службе равен 10-30 дням, то к преступнику применимы следующие виды наказания: служебные ограничения сроком на 2 года, перевод в дисциплинарный батальон на 2 года, лишение свободы сроком до трех лет. Если военнослужащий отсутствует на службе больше месяца, то возможный вид наказания один – отбывание наказания в колонии в течение пяти лет.
  • Дезертирство, караемое семью годами лишения свободы. Если побег был осуществлен группой лиц, или при этом из части было взято оружие, то срок может быть увеличен до 10 лет.
  • Симулирование или самостоятельное нанесение травм с целью уклонения от выполнения обязанностей. Карается служебным ограничением сроком на 12 месяцев, арестом на полгода, переводом в дисциплинарный батальон сроком на год. Если основной целью нанесения себе травм являлось списание в запас, то виновный может быть осужден на семь лет.

Солдат срочной службы может избежать наказания за перечисленные преступные действия. Обязательным условием является их первичность.

Нарушение правил несения службы

В список преступлений, совершенных военнослужащими, результатом которых стал или мог стать урон безопасности государства, отнесены следующие действия:

  • нарушение части Устава, в которой сказано о защите страны от нападения извне;
  • нарушение правил несения службы на государственной границе;
  • несоблюдение норм караульной службы;
  • нарушение правил порядка обеспечения безопасности;
  • нарушение верной последовательности действий при несении службы в составе патруля;
  • оставление терпящего бедствие судна командованием без осуществления предписанных Уставом мероприятий. Бегство с тонущего корабля рядовых служащих без разрешения командования.

Возможные меры наказания за перечисленные преступные действия таковы:

  • служебные ограничения на период до двух лет;
  • административный арест сроком на полгода;
  • перевод в дисциплинарный батальон сроком на два года;
  • лишение свободы сроком от 2 до 5 лет.


Срок службы в дисциплинарном батальоне для солдат срочной службы не суммируется с отслуженным периодом. Отбыв наказание в дисбате, придется дослужить оставшееся время.

Порча или уничтожение военного имущества

  1. Ненамеренное повреждение оружия, боеприпасов или технических средств. Карается штрафными санкциями в размере до 80 000 рублей, арестом сроком на три месяца, лишением свободы сроком до 2 лет, переводом в дисциплинарный батальон на 2 года.
  2. Умышленная порча оружия, боеприпасов или технических средств. Наказывается штрафом до двухсот тысяч рублей, служебными ограничениями сроком на два года, двумя годами лишения свободы или дисбатом сроком на 2 года.
  3. Несоблюдение норм и правил хранения вверенного оружия, боеприпасов и технических средств, приведшее к их повреждению, уничтожению или утрате. Виды наказания за данные преступления перечислены в первом пункте настоящего перечня.

Если перечисленные преступные деяния привели к особо тяжким последствиям, то мерой наказания выбирается лишение свободы сроком до 5 лет.

Нарушение правил использования военной техники

Нарушение уставных норм в сфере правил хранения и использования вверенного оружия, боеприпасов и технических средств приводит к серьезным и тяжким последствиям.

Возможные наказания таковы:

  • ограничение по службе сроком на 2 года;
  • дисбат до 2 лет;
  • лишение свободы до 2 лет.


Такие наказания назначаются за следующие преступления: неправильное использование боеприпасов, радиоактивных материалов и т. д., нарушение правил эксплуатации военного оборудования и машин и несоблюдение правил эксплуатации судов и самолетов.

Если результатом нарушений правил эксплуатации стала человеческая смерть, то максимально возможное наказание возрастает до 7 лет лишения свободы. Если погибло больше одного человека, то минимально возможный срок лишения свободы равен десяти годам.

Правила расследования воинских преступлений

Возбуждение уголовного дела по воинскому преступлению возможно при наличии оснований, обосновывающих целесообразность этого действия.

На первоначальном этапе следователь должен собрать и включить в дело следующий перечень документов:

  • итоги разбирательства в расположении;
  • выводы выполненных проверок;
  • рапорта военных;
  • акты медицинских комиссий.

Допросу подлежат все причастные к преступному действию лица, а также их непосредственные руководители.

Методика расследования воинских преступлений на первом этапе также включает в себя проведение следующих мероприятий:

  • опознание людей и предметов;
  • следственные эксперименты;
  • проверка информации на месте;
  • изъятие улик;
  • обыски;
  • аресты.

На момент проведения следственных мероприятий, подозреваемые могут быть помещены в СИЗО или на гауптвахту. После вынесения приговора время, проведенное в них, включается в назначенный срок.

Судебная практика

Чаще всего уголовные дела в отношении военнослужащих возбуждаются из-за следующих правонарушений:

  • дезертирство;
  • самовольное оставление расположения.

В противовес воинским преступлениям нужно привести в качестве примера защиту военнослужащих от возможных уголовных дел, возбужденных по гражданским причинам. Например, если солдат срочной службы совершил преступление, но успел прибыть в часть, командование решает, выдавать ли его полиции. Если преступление тяжкое или особо тяжкое, то наверняка выдадут. Если нет, то не станут.

Т ема : « Уголовная ответственность военнослужащих за воинские преступления».

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности.

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы.

Конституция Республики Беларусь определяет, что «защита Республики Беларусь – это обязанность и священный долг гражданина Республики Беларусь. Порядок прохождения воинской службы, основания и условия освобождения от военной службы или замена ее альтернативной определяются Законом». (Ст. 57 Конституции Республики Беларусь.)

«Республика Беларусь в своей внешней политике исходит из принципов равенства государств, неприменения силы или угрозы силой, нерушимости границ, мирного урегулирования конфликтов, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

Республика Беларусь ставит своей целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным». (Ст. 18 Конституции Республики Беларусь.)

Долг каждого военнослужащего – быть мужественным, верным и самоотверженным защитником своего народа, что закреплено в военной присяге.

Конституция Республики Беларусь определяет всеобщее равенство перед Законом. Наряду с этим государство предъявляет к военнослужащим особые, повышенные требования. Это обусловлено тем, что на Вооруженные Силы возложено выполнение ответственной и почетной задачи – защиты Отечества, что является важнейшей функцией государства.

1. Понятие уголовной ответственности и основания привлечения к уголовной ответственности

Уголовная ответственность – это обязанность лица, совершившего общественно-опасное деяние, претерпеть установленные уголовным законодательством меры воздействия.

«Уголовная ответственность выражается в осуждении от имени Республики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применении на его основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом» (ч.1 ст. 44 УК РБ).

В соответствии с ч.2 ст.3 УК РБ «Никто не может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовной ответственности иначе как по приговору суда и в соответствии с законом. Преступность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом. Нормы Кодекса подлежат строгому толкованию. Применение уголовного закона по аналогии не допускается».

Уголовная ответственность, в том числе и для военнослужащих, возникает в момент совершения преступления, и прекращается в момент погашения (снятия) судимости.

Формы реализации уголовной ответственности предусмотрены ст. 46 УК РБ :

· c применением назначенного наказания;

· c отсрочкой исполнения назначенного наказания;

· c условным неприменением назначенного наказания;

· без назначения наказания;

· с применением в отношении несовершеннолетних

принудительных мер воспитательного характера.

В соответствии со ст. 56 УК РБ к военнослужащим срочной службы может быть применено наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую часть на срок от 3 месяцев до 2 лет, либо в случаях, когда суд, учитывая обстоятельства дела и личность осужденного, найдет целесообразным вместо лишения свободы на срок до 2 лет применить направление в дисциплинарную воинскую часть на тот же срок.

Направление в дисциплинарную воинскую часть вместо лишения свободы не применяется:

· в отношении лиц, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы и имеющих судимость;

· в отношении лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления;.

К военнослужащим не применяются такие виды наказаний, как общественные и исправительные работы, а также ограничение свободы.

Исправительные работы заменяются офицерам и военнослужащим по контракту на другой вид наказания – ограничение по военной службе, которое назначается на срок от 3месяцев до 2 лет и состоит в удержании из денежного содержания осужденного в доход государства сумм в размере, установленном приговором суда в пределах от десяти до 25 процентов. Во время отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. (ст. 53 УК РБ,).

Военнослужащим, проходящим срочную службу, вместо исправительных работ назначается арест на срок до шести месяцев (ст. 52 УК РБ).

Военнослужащие, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, при осуждении могут быть лишены воинского или специального звания по приговору суда. (ст.60 УК РБ)

Основанием наступления уголовной ответственности необходимо считать: совокупность предусмотренных уголовным законодательством объективных и субъективных признаков. Только наличие совокупности всех признаков состава преступления позволяет утверждать, что имеется необходимое и достаточное основание для привлечения лица к уголовной ответственности.

К объективным признакам состава преступления относятся:

· объект преступления;

· объективная сторона.

К субъективным признакам состава преступления относятся:

· субъективная сторона;

· субъект преступления.

2. Особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности

Ч. 1. Примечания к гл. 37 УК РБ дает понятие воинского преступления:

«Воинскими признаются предусмотренные настоящим Кодексом преступления против установленного порядка несения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанными во время прохождения сборов».

Понятие воинского преступления основано на общем определении преступления, сформированного в ст. 11 УК РБ.

Порядок несения военной службы (воинский порядок) устанавливается Конституцией и законами Республики Беларусь, воинскими уставами, приказами и директивами Министерства обороны Республики Беларусь, соответствующих начальников и командиров.

Виды воинских преступлений:

1. Преступления против порядка подчиненности и уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (ст. ст. 438-444 УК РБ).

2. Преступления против порядка прохождения военной службы (ст. ст. 445-449 УК РБ).

3. Преступления против порядка несения специальных служб (ст. ст.450-454 УК РБ).

4. Преступления против порядка деятельности органов военного управления (ст. ст.455-456 УК РБ).

5. Преступления против порядка хранения военной тайны (ст. ст. 457-458 УК РБ).

6. Преступления против порядка пользования военным имуществом и эксплуатации военной техники (ст. ст. 4590465 УК РБ).

Особенности воинского преступления:

Специфический характер объекта преступного посягательства. Порядок несения воинской службы выступает родовым объектом всех воинских преступлений. Общественно опасное деяние, совершенное военнослужащим, но не посягающее на порядок несения воинской службы (кража, мошенничество) не признается воинским преступлением;

Наличие специального субъекта преступления. Субъектами воинских преступлений в соответствии с ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ являются военнослужащие, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, а также военнообязанные во время прохождения сборов.

В соответствии с ч.2 гл. 37 УК РБ лица, не упомянутые в части первой настоящих примечаний, несут ответственность за соучастие в совершении воинских преступлений в качестве организаторов, подстрекателей и пособников.

Поскольку субъектом преступлений против военной службы являются военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения военных сборов, при возбуждении уголовного дела должна иметься достоверная и достаточная информация о том, относится ли виновный к категории лиц, перечисленных в ч.1 примечаний к гл. 37 УК РБ.

Момент начала и окончания состояния военнослужащего на военной службе определяется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Время принятия военнослужащим присяги не является моментом начала военной службы, так как принимается лицом, уже находящимся на военной службе.

На практике встречаются ситуации, когда установленный Законом срок службы по призыву истек, а приказ по части об увольнении в запас, по вине должностных лиц, издан с опозданием. В подобных случаях военнослужащий считается субъектом преступления против военной службы до момента фактического издания приказа об увольнении.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь, не может проходить службу в Вооруженных Силах, поэтому такие лица не могут быть признаны субъектами преступлений против военной службы, так как приняты на военную службу без законных к тому оснований.

В равной степени это относится к лицам, негодным по состоянию здоровья к прохождению службы в Вооруженных Силах и незаконно призванным.

Лица, незаконно находящиеся на военной службе, не являются субъектами преступлений против военной службы и поэтому несут уголовную ответственность не по нормам гл. 37 УК РБ, а по нормам других разделов УК.

Преступления против порядка прохождения военной службы не имеют аналогов в других разделах УК и поэтому при совершении их лицами, незаконно находящимися на военной службе, виновные освобождаются от уголовной ответственности в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным кодексом.

3. Привлечение военнослужащих к уголовной

ответственности за преступления против порядка

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

В. БОРИСЕНКО
В. Борисенко, председатель военного суда Балтийского флота.
Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", входит и их ответственность.
Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно - правовой статус.
Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.
Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности (ст. ст. 23, 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ). Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений (по установленным для них нормам военно - уголовного законодательства).
Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК, формирующая их понятие: "Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов".
Исходя из приведенной дефиниции, можно сделать вывод, что законодательство о воинских преступлениях отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно - правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и боевой обстановки, а также особый статус лиц - субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений.
Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны.
Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно - правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах, иных нормативно - правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно - правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.
Специфика содержания вины применительно к рассматриваемой категории преступлений заключается в том, что оно отражает их воинскую природу. Виновный определенным образом относится не просто к общественно опасному деянию и наступившим последствиям, а к деянию, образующему нарушение порядка прохождения военной службы, и к последствиям, выражающимся в причинении вреда боевой готовности воинского подразделения, военной безопасности государства.
Военно - служебные отношения делятся на общие и специальные. Общие воинские отношения - те, субъектами которых являются все военнослужащие: специальные - устанавливаются в особых сферах военно - служебной деятельности, связанных с решением определенных задач, их субъектами являются не все, а отдельные категории военнослужащих.
Деление воинских отношений на общие и специальные учтено при построении системы составов преступлений против военной службы: одни деяния нарушают общие отношения, другие - специальные. К первым относятся преступления против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений (ст. ст. 332 - 336 УК), против порядка пребывания на военной службе (ст. ст. 337 - 339 УК), а также против порядка сбережения военного имущества (ст. ст. 345 - 348 УК). Остальные преступления носят специальный характер - против установленного порядка несения специальных видов военной службы (ст. ст. 340 - 344 УК), а также против установленного порядка безопасного использования отдельных военно-технических средств (ст. ст. 349 - 352 УК).
Специальный характер объекта преступления против военной службы, каковым является порядок ее прохождения, определяет и специфику посягательства на него. Оно выражается в нарушении тех или иных закрепленных воинскими уставами, иными нормативно - правовыми актами правил исполнения служебных обязанностей.
Последствия нарушения порядка прохождения военной службы - это всегда вред, связанный с ослаблением обороноспособности войск, их боевой способности, неисполнением тех задач, которые стоят перед воинским подразделением, созданием угроз для различных объектов, защиту которых воинское подразделение осуществляет.
Следует обратить внимание, что уголовное законодательство, правовое положение и особенности статуса военнослужащих предусматривают некоторые особенности обстоятельств, исключающих преступность деяния в условиях военной службы.
Глава 8 УК РФ к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относит необходимую оборону (ст. 37), причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), крайнюю необходимость (ст. 39), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41) и исполнение приказа или распоряжения (ст. 42). Нормы об обстоятельствах, исключающих преступность деяния, на общих основаниях применяются и к военнослужащим, действовавшим в той или иной ситуации в строгом соответствии с их требованиями.
При применении отдельных норм гл. 8 УК к военнослужащим необходимо учитывать особенности военной службы как особого вида государственной службы, которая связана с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В полном соответствии со ст. 55 Конституции РФ в ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих" закреплена возможность некоторых ограничений их общегражданских прав и свобод, обусловленных особенностями военной службы, и необходимость их компенсации льготами.
Особенности военной службы и статуса военнослужащих в определенных ситуациях обусловливают признание необходимой обороны не только правом военнослужащих, но и их правовой обязанностью. При несении боевого дежурства (боевой службы), караульной и других специальных служб, признаваемых выполнением боевой задачи, военнослужащие не вправе, ссылаясь на состояние крайней необходимости, уклониться от выполнения воинских обязанностей, даже если их жизни угрожает опасность.
Воинские уставы обязывают военнослужащего беречь оружие, боевую технику и другое военное имущество, выручать товарищей из опасности, быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну, в случае нарушения отдельными военнослужащими уставных правил взаимоотношений немедленно принять меры к наведению порядка. Таким образом, защита интересов Вооруженных Сил, воинского правопорядка, жизни и здоровья командиров и сослуживцев от общественно опасных посягательств является уставной обязанностью военнослужащих. Выполняя эти обязанности, военнослужащий может оказаться в состоянии необходимой обороны и защищать те или иные интересы путем причинения вреда посягающему (например, защита командира или сослуживца от нападения хулиганов, отражение нападения преступника, попытавшегося завладеть оружием, секретными документами и т.п.). Пределы правомерности таких действий должны определяться в соответствии с требованиями ст. 37 УК, а уклонение от их совершения может быть признано воинским правонарушением.
Состояние необходимой обороны может возникать при выполнении военнослужащими специальных обязанностей: несения караульной, пограничной службы, службы по охране общественного порядка, боевого дежурства, патрулирования в гарнизоне и др. Военнослужащий, входящий в состав караула, пограничного наряда, дежурного подразделения или патрульного наряда, обязан защищать соответствующие объекты от общественно опасных посягательств. Для этого он наделяется необходимыми правами вплоть до применения оружия. Отражая посягательства на охраняемые объекты, военнослужащий действует в состоянии необходимой обороны. В то же время оборонительные действия совершаются в порядке исполнения специальных обязанностей военной службы, регулируемых законами, воинскими уставами и другими военно - правовыми актами. Уклонение от выполнения их требований при определенных условиях образует состав того или иного воинского преступления.
В состоянии необходимой обороны действуют военнослужащие внутренних войск МВД, если, выполняя обязанности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, в строгом соответствии с Законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" применяют специальные средства, а в исключительных случаях и оружие для отражения нападения на граждан, личный состав внутренних войск, сотрудников органов внутренних дел, для освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, боевой техники и т.п.
Действия военнослужащих, как и работников милиции или других должностных лиц, превысивших пределы необходимой обороны при отражении общественно опасного посягательства, должны быть квалифицированы по общим правилам о превышении пределов необходимой обороны. Если названные лица, отражая общественно опасные посягательства на охраняемые законом интересы не только по праву, но и в силу обязанностей по службе находятся в состоянии необходимой обороны и правомерность их действий определяется на основании ст. 37 УК, то и за превышение пределов необходимой обороны они должны отвечать по соответствующим статьям УК о преступлениях против жизни и здоровья.
При крайней необходимости (ст. 39 УК) сталкиваются два различных интереса, причем сохранение одного достигается нарушением другого. Действия лица, оказавшегося в состоянии крайней необходимости, направлены на охрану одних, более важных, интересов путем нарушения других, менее важных, но также охраняемых законом.
В условиях военной службы предотвращение грозящей опасности одним интересам путем причинения вреда другим в определенных случаях становится для военнослужащего правовой обязанностью. Например, в военное время оставление воинским начальником противнику укреплений, боевой техники и других средств ведения войны может признаваться преступлением, если оно не вызывалось боевой обстановкой. Если же укреплениям или другим средствам ведения войны грозит непосредственная опасность захвата противником и использованы все возможные меры для их спасения, командир (начальник), действуя в состоянии крайней необходимости, обязан принять меры к их уничтожению.
Военнослужащий не может уклониться от выполнения своего воинского долга, даже если это связано с опасностью для его жизни. Поэтому нет состояния крайней необходимости, например, в условиях боевой обстановки, когда военнослужащий для сохранения своей жизни, которой угрожает опасность в связи с выполнением воинского долга, нарушает требования присяги и уставов.
Согласно Уставу гарнизонной и караульной службы часовой не может оставить свой пост, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность. Ответственность за самовольное оставление поста предусмотрена ст. 342 УК.
Вместе с тем актом крайней необходимости могут быть признаны случаи, когда военнослужащий для устранения опасности, грозящей личности или другим охраняемым законом интересам, допускает нарушение тех или иных требований воинской дисциплины. Если, например, военнослужащий, спасая тонущего в реке ребенка или участвуя в тушении пожара, опаздывает из увольнения, то он действует в состоянии крайней необходимости.
Особое значение в условиях военной службы имеет такое обстоятельство, как исполнение приказа начальника (ст. 42 УК).
Суть принципа единоначалия состоит в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа не допускается (ст. 30 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ).
В отличие от общеуголовного законодательства, которое не знает специальных норм об ответственности за невыполнение служебного приказа, военно - уголовное признает неисполнение приказа начальника воинским преступлением (ст. 332 УК). Поэтому точное выполнение приказа начальника освобождает подчиненного от ответственности за действия, совершенные по приказу, и за их последствия.
Устанавливая принцип беспрекословного выполнения приказов командиров, воинские уставы исходят из презумпции их законности и соответствия интересам службы. Приказ отдается только по службе и в интересах службы, в пределах компетенции данного начальника. Закон "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что командирам запрещается отдавать приказы (приказания) и распоряжения, не имеющие отношения к исполнению обязанностей военной службы или направленные на нарушение законодательства Российской Федерации. Командиры, отдавшие такие приказы и распоряжения, привлекаются к ответственности. За отдачу приказов и распоряжений, выполнение которых привело к общественно опасным последствиям, командиры могут быть привлечены к уголовной ответственности. Подчиненный, выполнивший приказ или распоряжение, не осознавая его незаконный характер, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В соответствии с уставным требованием о беспрекословном и точном выполнении приказов подчиненный не должен обсуждать приказ. Поэтому он не подлежит ответственности и в тех случаях, когда сомневался в законности выполняемого приказа или распоряжения и мог осознавать, что, выполняя его, совершает общественно опасное деяние.
Вместе с тем строгая воинская дисциплина основана не на слепом повиновении и страхе наказания, а на высокой сознательности личного состава, глубоком понимании каждым военнослужащим своего долга и ответственности за защиту Отечества. Принцип беспрекословного повиновения предполагает строгое соблюдение военнослужащими Конституции и других законов Российской Федерации, порядка и правил, установленных для обеспечения боевой готовности войск и сил флота. Это закреплено в тексте военной присяги. Военнослужащий клянется свято соблюдать Конституцию РФ, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Умышленное совершение военнослужащим общественно опасных действий по заведомо для него преступному приказу начальника, как противоречащее самим основам воинской дисциплины и правосознанию воинов, влечет за собой уголовную ответственность.
Особый характер военно - служебной деятельности в сочетании с ее исключительной опасностью и обязательностью обусловливает необходимость уголовно - правовой охраны интересов военной службы, использования уголовного права как средства принуждения к соблюдению установленного порядка прохождения военной службы и решения, по возможности, специальных воинских задач исправления военнослужащих, совершивших преступления, предупреждения с их стороны новых общественно опасных деяний, а также защиты от преступных посягательств граждан.
Изучение и анализ состояния судимости военнослужащих, а также наступивших последствий от совершаемых ими преступлений, позволяет сделать следующие выводы: во-первых, в процессе противоправных действий военнослужащих существенным образом нарушаются конституционные права граждан, в том числе и военнослужащих; во-вторых, грубым образом военнослужащими нарушаются общие, должностные и специальные обязанности; в-третьих, совершение военнослужащими воинских преступлений - одна из угроз военной безопасности государства и ее обороноспособности.
Из числа осужденных военнослужащих более 50% совершили преступления против военной службы. Наиболее распространены корыстные преступления и нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими.
Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, свидетельствует о том, что они стали возможными в силу неисполнения или ненадлежащего исполнения военнослужащими, их совершившими, своих общих и специальных обязанностей, а также в связи с грубыми нарушениями командирами (начальниками) должностных обязанностей по обеспечению уставного порядка и контроля за личным составом.
Среди командиров, в том числе офицеров, прапорщиков и мичманов, преобладает озабоченность соблюдением требований Закона "О статусе военнослужащих" в части их статуса, лишь касающейся прав и свобод. При этом о своих обязанностях и ответственности за их ненадлежащее исполнение многие забывают, что свидетельствует о кризисе нравственности и неготовности части военнослужащих, в том числе и офицеров, в основном молодых, к добросовестному исполнению обязанностей военной службы.
С целью обеспечения гармоничного сочетания всех составляющих статуса военнослужащих, представляется необходимым принять законодательные акты, предусматривающие четкие и действенные механизмы его соблюдения в части их прав и свобод, а также компенсаций, связанных с условиями несения военной службы. Необходимо значительно поднять уровень льгот, что позволит повысить престиж военной службы и на этой основе ответственность военнослужащих за исполнение обязанностей военной службы и значительно сократить число военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности, укрепить боевую готовность войск.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993)
"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 06.02.1997 N 27-ФЗ
"О ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 28.03.1998 N 53-ФЗ
"О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 27.05.1998 N 76-ФЗ
"О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ"
(принят ГД ФС РФ 06.03.1998)
Российская юстиция, N 2, 2000

Похожие публикации