Договор подряда на работы для государственных нужд. Выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд форма договора "Подрядные работы для государственных нужд" в книгах

Существенными условиями договора подряда для государственных или муниципальных нужд являются следующие:
а) условие о предмете работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 09.03.2005 N Ф08-709/05, от 12.12.2006 N Ф08-6090/06, ФАС УО от 26.07.2005 N Ф09-2321/05-С4, ФАС ЦО от 20.04.2006 N А23-3806/05Г-4-176, ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839);
б) условие о стоимости работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС СКО от 12.12.2006 N Ф08-6090/06);
в) условие о сроке выполнения работ (см. постановления ФАС ПО от 5-10.12.2002 N А12-6788/02-С41, ФАС УО от 12.04.2004 N Ф09918/04ГК, ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЗСО от 13.10.2005 N Ф04-368/2005(14729-А70-8), ФАС ДО от 05.12.2006 N Ф03-А24/06-1/3839).
Особенностью данного вида договоров подряда является то, что существенным условием договора подряда для государственных (муниципальных) нужд является также условие об источниках и порядке финансирования публичным образованием (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) выполняемых подрядчиком работ (см. постановления ФАС ВСО от 16.12.2004 N А10-2229/04-Ф02-5215/04-С2, ФАС ЦО от 30.06.2005 N А48-8203/04-12).
315. Кто является сторонами договора подряда для государственных или муниципальных нужд? Кто является должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы?

В соответствии со ст. 764 ГК государственными заказчика ми могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Подрядчиком по договору подряда для государственных или муниципальных нужд может выступать юридическое или физическое лицо.
Особенность субъектного состава обязательств по договору подряда для государственных (муниципальных) нужд проявляется в следующем: должником по обязательству оплатить выполненные подрядчиком работы является не государственный (муниципальный) орган, заключивший соответствующий договор, а само публичное образование. Этот вывод был сделан Президиумом ВАС РФ при рассмотрении одного из дел в порядке надзора. Фабула этого дела такова.
Подрядчик обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с министерства природных ресурсов субъекта РФ и министерства финансов того же субъекта денежной суммы, составляющей долг за выполненные для государственных нужд подрядные работы.
Решением суда первой инстанции иск удовлетворен только в части взыскания долга с министерства природных ресурсов, в иске к министерству финансов отказано, так как суд счел недоказанным факт несостоятельности министерства природных ресурсов; суд посчитал, что оснований для обращения с требованием о взыскании к казне субъекта РФ у подрядчика нет. Суд апелляционной инстанции, поддержанный окружным судом, решением отменил, в иске отказал, сославшись на следующее обстоятельство: в результате действий органов государственной власти участниками правоотношений становятся субъекты РФ в целом, а не названные органы. Министерства финансов, не являясь стороной по государственному контракту, не может нести ответственность по обязательствам, возникшим из указанного государственного контракта. Президиум ВАС РФ состоявшиеся по делу судебные акты отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. При заключении государственных контрактов на выполнение работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и по поручению публично-правового образования. Поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само публично-правовое образование, в данном случае - субъект РФ в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства. При новом рассмотрении дела Президиум ВАС РФ обязал суд установить этот орган (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25.07.2006 N 4405/06).

Еще по теме § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд (ст. 763-768) 314. Каковы существенные условия договора подряда для государственных или муниципальных нужд?:

  1. 187. Предполагает ли заключение договора коммерческого представительства возможность для представителя изменять условия договора, заключенного во исполнение поручения, и исполнять обязанности перед третьим лицом от собственного имени?
  2. 196. Можно ли признать договор подряда заключенным, если начальный срок выполнения работ определен истечением времени с момента совершения определенного действия заказчиком?
  3. 10. Каковы последствия заключения договора купли-продажи автотранспортного средств без снятия его с учета в уполномоченном государственном органе?
  4. § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525-534) 96. Каковы последствия уклонения одной из сторон от заключения государственного (муниципального) контракта в соответствии со ст. 528 ГК?
  5. 272. Каков принцип распределения рисков гибели или случайного повреждения материалов и результатов работ между сторонами договора подряда?
  6. 278. В каком случае стоимость работ по договору подряда может быть изменена?
  7. 282. Каковы правовые последствия невозврата заказчику материалов, переданных им подрядчику для выполнения работ по договору подряда?
  8. § 4. Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758-762) 309. Какие условия договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ признаются судебной практикой существенными?

Страница 7 из 35

Договор подряда для государственных нужд.

Согласно ст. 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (статья 758ГК РФ), предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее – государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

ГК содержит общие положения регулирования подрядных отношений для государственных нужд, которые регулируются специальными нормативно-правовыми актами, в зависимости от вида отношений (например, “Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации”, утвержденные Постановлением Правительства от 14 августа 1993, Положение о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993 г. и др.). Как следует из статьи 768 ГК РФ к отношениям по государственным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных нужд в части, не урегулированной ГК РФ, применяется закон о подрядах для государственных нужд. Однако, до настоящего момента такой закон не принят. В связи с этим, в части, не противоречащей ГК РФ и смыслу договора, к рассматриваемым отношениям применяются такие законы, как Закон РФ “О поставках продукции для федеральных нужд” и др. К сожалению, нерешенными в настоящий момент остаются проблемы своевременности, регулярности финансирования, контроля за расходованием выделенных средств, коррупция, – они являются сдерживающими факторами для потенциальных поставщиков.

Договор подряда для государственных нужд представляет собой разновидность договора подряда, является консенсуальным, взаимным и возмездным.

Форма договора – простая письменная (ст.161 ГК РФ). Договор (контракт) заключается по результатам обязательных подрядных торгов (например, согласно п.1.3 Положения о подрядных торгах в РФ от 13 апреля 1993г. при размещении заказов на вновь начинаемое строительство для федеральных нужд проведение торгов обязательно).

Сторонами договора – заказчиком и подрядчиком – являются специальные субъекты. Заказчиком выступает государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная (соответствующим государственным органом) правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком – юридическое лицо или гражданин. Подрядчик, кроме того, должен при необходимости обладать специальной лицензией, полученной в порядке и на условиях, определенных Законом РФ “О лицензировании…”

Выполнение подрядных работ осуществляется на добровольной основе, но в исключительных случаях, предусмотренных законом (например, в отношении предприятий монополистов) и при условии возмещения возможных затрат, допускается принуждение. Наряду с этим действует система мер стимулирования участия подрядчиков в данного вида договорах – кредитование на льготных условиях, налоговые льготы, выделение целевых дотаций, субсидий и ссуд и проч. Кроме того, в законодательстве установлены специальные гарантии возмещения потерь подрядчика, связанных с прекращением финансирования соответствующих работ, изменением условий государственных контрактов.

Цена договора. Как следует из п.1 ст. 766 ГК РФ в договоре должны быть определены: стоимость предстоящих работ, а также размер и порядок финансирования и оплаты работ. Стоимость работ по контракту определяется на основе проведенного конкурса (подрядных торгов) в пределах исходных условий. Согласно п. 5 “Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации” размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95% их стоимости устанавливаются при заключении контракта. Окончательный расчет производится в шестимесячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди (отдельных зданий и сооружений), если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте. Цена в данном договоре (контракте) является существенным условием, без ее согласования договор считается незаключенным. Дополнительное финансирование работ может быть осуществлено только по объективным обстоятельствам (удорожание стоимости работ, материалов и др.), по согласованию с государственным органом, выделившим средства.

Сроки. С рок в договоре подряда для государственных нужд является одним из существенных условий. В контракте обязательно должны быть определены начальный и конечный сроки проведения работ, а также (по согласованию сторон) – промежуточные сроки. Подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ (п.1 ст. 767 ГК РФ). В случае нарушения сроков строительства подрядчик выплачивает штраф в размере одной тысячной части договорной стоимости за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п.9 “Основных положений…”). Кроме того, при несоблюдении сроков выполнения работ их финансирование или льготное государственное кредитование приостанавливается. Решение о возобновлении строительства принимается по предложению госзаказчика по согласованию с соответствующими органами государственной власти в установленном порядке.

Еще одним существенным условием данного вида подряда является способ, обеспечивающий исполнение сторонами своих обязательств (п.1 ст. 766 ГК РФ). В зависимости от источника средств финансирования работ обязательства заказчика гарантируются органом управления соответствующего субъекта РФ или Правительством РФ. Возможно также обеспечение банковской гарантией, поручительством, неустойкой, а также их сочетание.

Права и обязанности сторон. Характер выполняемых по договору работ, качество их выполнения, условия договора и соответствующего нормативно-правового акта определяют права и обязанности сторон. По общему правилу подрядчик выполняет работу согласно заданию и требованиям заказчика, а заказчик должен своевременно принять результат работы и оплатить его.

Ответственность сторон. За нарушение обязательств, принятых на себя сторонами по договору (контракту), стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Например, несоблюдение установленных контрактом сроков выполнения работ или их отдельных этапов льготное кредитование или бюджетное финансирование приостанавливается выделившим соответствующие средства органом. За нарушение сроков строительства в порядке п.9 “Основных положений…” на виновную сторону налагается штраф. Договором могут быть предусмотрены и другие меры имущественной ответственности, в том числе взыскание убытков в полном размере сверх неустойки.

(англ. Contract works for State needs) -в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников (ст. 763 ГК РФ*).

Юридическим основанием осуществления П.р. для г.н. является на выполнение П.р. для г.н. По такому контракту обязуется выполнить строительные, проектные и др. связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их гос-ному заказчику, а гос-ный обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Согласно ст. 764 ГК РФ по гос-ному контракту в качестве гос-ного заказчика выступают гос-ный , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или , наделенная соответствующим гос-ным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - или .

Основания и порядок заключения контракта определяются в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК РФ (см. Поставка товаров для государственных нужд). Гос-ный должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. В случае, когда гос-ный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на П.р. для г.н., условия контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "Подрядные работы для государственных нужд" в других словарях:

    Подрядные работы для государственных нужд - (англ. Contract works for State needs) в гражданском праве подрядные строительные работы, а также проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ и финансируемые за счет средств… … Энциклопедия права

    Подрядные работы для государственных нужд - Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    ПОДРЯДНЫЕ РАБОТЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - см. Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд …

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПОДРЯДНЫХ РАБОТ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД - в соответствии с п. 2 ст. 718 ГК по государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие работы и передать их… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор, по которому одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (ч. 1 ст. 702 ГК РФ). Д.п.… … Большой юридический словарь

    Договор на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым поставщик (исполнитель) обязуется передать производимые им товары государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а заказчик обязуется обеспечить оплату… … Большой юридический словарь

    ДОГОВОР ПОДРЯДА - в соответствии со ст. 656 ГК по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику в установленный срок, а заказчик обязуется принять результат… … Юридический словарь современного гражданского права

    Договор подряда - (англ. contract of work and labour) в РФ гражданско правовой договор, в соответствии с которым одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию др. стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик… … Энциклопедия права

    Заказчик - лицо (физическое или юридическое), заинтересованное в выполнении исполнителем работ, оказании им услуг или приобретении у продавца какого либо продукта (в широком смысле). Иногда при этом предполагается оформление заказа, но не обязательно.… … Википедия

    Государственный контракт - (англ. state contract) в РФ гражданско правовой договор, заключаемый с соблюдением требований ст. 525 534, 763 768 ГК РФ* в целях удовлетворения потребностей РФ или субъекта РФ в определенных видах товаров или результатах подрядных работ,… … Энциклопедия права

Книги

  • , Куличев Роман Борисович Категория: Гражданское право Издатель: Юстицинформ , Купить за 485 руб
  • Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. Монография , Куличев Роман Борисович , В представленной монографии автором исследуются подрядные работы для государственных нужд как способ реализации органами государственной власти функций государственного управления.… Категория: Менеджмент и управление Издатель:
  • § 2. Элементы договора аренды
  • § 3. Содержание договора аренды
  • § 4. Прекращение договора аренды
  • § 5. Договор проката
  • § 6. Договор аренды транспортного средства
  • § 7. Договор аренды здания и сооружения
  • § 8. Договор аренды предприятия
  • § 9. Договор финансовой аренды (лизинга)
  • Глава 36. Безвозмездное пользование имуществом (ссуда) § 1. Общая характеристика договора ссуды
  • § 2. Элементы договора ссуды
  • § 3. Содержание и прекращение договора ссуды
  • § 2. Жилищный фонд в Российской Федерации
  • § 3. Управление многоквартирными домами
  • § 4. Основания возникновения жилищных правоотношений
  • § 5. Пользование жилыми помещениями
  • § 6. Изменение жилищных правоотношений
  • § 7. Прекращение жилищных правоотношений
  • Глава 38. Подряд § 1. Общие положения о подряде
  • § 2. Бытовой подряд
  • § 3. Договор строительного подряда
  • § 4. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд
  • § 2. Содержание договоров на выполнениенаучно-исследовательских, опытно-конструкторскихи технологических работ
  • Глава 40. Возмездное оказание услуг § 1. Обязательства по оказанию услуг
  • § 2. Договор возмездного оказания услуг
  • Глава 41. Перевозка и иные транспортные обязательства § 1. Общие положения о транспортных обязательствах
  • § 2. Обязательство по перевозке грузов
  • § 3. Обязательство по перевозке пассажиров и багажа
  • § 4. Обязательство по буксировке
  • § 5. Транспортная экспедиция
  • Глава 42. Заемные и расчетные обязательства § 1. Общие положения о заемных обязательствах
  • § 2. Заем
  • § 3. Договор кредита
  • § 4. Договор финансирования под уступку денежного требования
  • § 5. Договор банковского вклада
  • § 6. Договор банковского счета
  • § 7. Расчетные обязательства
  • § 8. Вексель
  • Глава 43. Страхование § 1. Общая характеристика страхования
  • § 2. Страховое правоотношение
  • § 3. Особенности регулирования отдельных видов страхования
  • Глава 44. Поручение § 1. Понятие и предмет договора поручения
  • § 2. Элементы договора поручения
  • § 3. Содержание договора поручения
  • § 4. Прекращение поручения
  • Глава 45. Комиссия § 1. Общая характеристика договора комиссии
  • § 2. Элементы договора комиссии
  • § 3. Содержание договора комиссии
  • § 4. Прекращение комиссионного обязательства
  • Глава 46. Агентирование § 1. Общая характеристика агентского договора
  • § 2. Элементы агентского договора
  • § 3. Содержание агентского договора
  • § 4. Прекращение агентского обязательства
  • Глава 47. Доверительное управление имуществом § 1. Понятие и значение договора доверительного управления имуществом
  • § 2. Субъекты договора доверительного управления имуществом
  • § 3. Объекты доверительного управления
  • § 4. Условия, содержание и форма договора доверительного управления
  • § 5. Ответственность по договору доверительного управления и его прекращение
  • Глава 48. Хранение § 1. Понятие, виды и элементы договора хранения
  • § 2. Содержание договора хранения
  • § 3. Ответственность по договору хранения
  • § 4. Договор складского хранения
  • § 5. Иные специальные виды хранения
  • Глава 49. Коммерческая концессия § 1. Общая характеристика договора коммерческой концессии
  • § 2. Элементы договора коммерческой концессии
  • § 3. Содержание договора коммерческой концессии
  • § 4. Изменение и расторжение договора коммерческой концессии
  • § 5. Договор коммерческой субконцессии
  • Глава 50. Договор простого товарищества § 1. Понятие, признаки и виды договора простого товарищества
  • § 2. Элементы договора простого товарищества
  • § 3. Содержание договора простого товарищества
  • § 4. Ответственность по договору простого товарищества
  • § 5. Прекращение договора простого товарищества
  • Глава 51. Обязательства из односторонних действий § 1. Общие положения об обязательствах из односторонних действий
  • § 2. Действия в чужом интересе без поручения
  • § 3. Публичное обещание награды
  • § 4. Публичный конкурс
  • Глава 52. Проведение игр и пари § 1. Общие положения
  • § 2. Элементы обязательств из проведения игр и пари
  • § 3. Защита прав, возникающих из проведения игр и пари
  • Краткий перечень латинских выражений, используемых в международной практике
  • § 5. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

    Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

    В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных внебюджетных фондов на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами местного бюджета на обеспечение муниципальных нужд.

    Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

    Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

    создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;

    поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;

    обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации;

    реализации федеральных целевых программ;

    обеспечения иных федеральных государственных нужд.

    Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности установлены Федеральным законом от 25 декабря 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"*(450) .

    Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"*(451) устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности.

    Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"*(452) . Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами*(453) .

    Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта (договора подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (с изм. и доп.)*(454) .

    Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке*(455) .

    В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

    Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

    Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

    путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

    без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

    Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

    Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте*(456) .

    Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

    Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

    Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

    Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта.

    Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях.

    Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд (подробнее об этом см. § 3 гл. 32 учебника).

    об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;

    о сроках ее начала и окончания;

    о размере и порядке финансирования и оплаты работ;

    о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

    В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

    Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

    Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта.

    Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

    Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

    В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ России. Сторона освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

    Глава 39. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    § 1. Понятие и элементы договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ

    Понятие договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. С переходом к рыночным отношениям существенно повышаются роль и значение гражданско-правовых средств в сфере создания и использования научно-технической продукции, которая приобретает свойства товара и все шире вовлекается в гражданский оборот. Одним из важных средств регулирования возникающих при этом общественных отношений является гражданско-правовой договор, которым с учетом установленных законом правил и гарантий регламентируются взаимные права и обязанности разработчиков и заказчиков научно-технической продукции. Многообразие видов создаваемой научно-технической продукции, источников финансирования научных исследований, различия в правовом режиме законченных разработок и воздействие целого ряда иных факторов обусловливают, в свою очередь, разнообразие гражданско-правовых договорных форм, применяемых в рассматриваемой сфере. Одну из таких форм образуют два тесно взаимосвязанных, но не совпадающих друг с другом полностью договора - договор на выполнение научно-исследовательских работ и договор на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ (далее - договоры на выполнение НИР и ОКР).

    По договору на выполнение НИР исполнитель обязуется провести обусловленные техническим заданием заказчика научные исследования, а по договору на выполнение ОКР - разработать образец нового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, заказчик же обязуется принять работу и оплатить ее (п. 1 ст. 769 ГК). Как видим, указанные договоры весьма близки, что и позволило регламентировать их нормами единой главы ГК. Имеющиеся различия в их правовом регулировании, в частности при решении вопросов о допустимости привлечения к исполнению договоров третьих лиц (ст. 770 ГК) и о последствиях невозможности достижения оговоренных договорами результатов (ст. 775-776 ГК), обусловлены несовпадением их предметов. Если в договоре на выполнение НИР им является результат научного исследования, который должен быть достигнут в ходе творческого выполнения технического задания заказчика, то договор на выполнение ОКР направлен на решение более конкретных задач, а именно на разработку образца нового изделия, конструкторской документации, новой технологии и т.п. Оба договора являются консенсуальными, взаимными и возмездными договорами, заключаемыми сторонами, как правило, на основе их свободного волеизъявления.

    По своей юридической природе договоры на выполнение НИР и ОКР близки к договорам подрядного типа, так как также направлены на выполнение определенных работ. Однако характер выполняемых работ и достигаемые по этим договорам результаты настолько отличаются друг от друга, что их вряд ли можно отнести к единому договорному типу. Так, если предметом договора подряда является результат обычной производственной деятельности подрядчика, все основные характеристики которого могут быть достаточно конкретно определены сторонами при заключении договора, то на исполнителей по договорам на выполнение НИР и ОКР возлагается, в сущности, решение творческих задач, которые нельзя точно предопределить заранее. Конечно, стороны формулируют в договорах основные требования к научным разработкам, образцам и создаваемым технологиям, но исполнители не могут гарантировать достижение ожидаемых результатов. Более того, в ходе выполнения работ исполнителями могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а рассматривается сторонами как один из возможных вариантов их исполнения. В связи с этим и рядом других обстоятельств содержание прав и обязанностей сторон по договорам на выполнение НИР и ОКР, их ответственность друг перед другом и т.д. весьма существенно отличаются от того, что обычно встречается в договорах подрядного типа. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и то, что выполнение НИР и ОКР нередко приводит к созданию новых объектов интеллектуальной собственности - авторских произведений, изобретений, промышленных образцов, секретов производства и т.п., условия использования которых требуют специального соглашения сторон. Это также накладывает существенный отпечаток на рассматриваемые договоры, которые с учетом всех отмеченных выше обстоятельств следует отнести к самостоятельному договорному типу.

    Договоры на выполнение НИР и ОКР необходимо отличать от лицензионных договоров, с помощью которых также опосредуются отношения, связанные с использованием научно-технических новшеств. Однако между этими договорами имеется достаточно важное различие. Если договоры на выполнение НИР и ОКР имеют своим предметом научно-технический результат, который еще только должен быть достигнут исполнителем в ходе НИР и ОКР, то предметом лицензионного договора является конкретное техническое или иное новшество (изобретение, промышленный образец, коммерческая тайна и т.п.), которым лицензиар уже располагает и которое предоставляется для использования лицензиату на определенных условиях.

    Рассматриваемые договоры, особенно договор на выполнение НИР, весьма близки также к авторским договорам, связанным с созданием научных произведений. Разграничение между ними проводится по двум главным основаниям. Прежде всего не совпадают цели указанных договоров. Авторский договор направлен на приобретение пользователем прав на использование будущего научного произведения путем его воспроизведения, распространения, перевода и т.п. Заключая договоры на выполнение НИР и ОКР, заказчики преследуют иные цели, а именно желают решить силами исполнителей те научные проблемы, которые возникли в их практической деятельности. Как правило, не совпадает и субъектный состав сравниваемых договоров. Если в авторских договорах непременными участниками являются непосредственные создатели научных произведений, то договоры на выполнение НИР и ОКР обычно заключаются научными организациями и учреждениями, т.е. юридическими лицами, которые организуют выполнение НИР и ОКР.

    Правовая регламентация отношений, связанных с договорами на выполнение НИР и ОКР, которая в течение длительного времени осуществлялась лишь подзаконными нормативными актами, с принятием нового ГК обеспечена, наконец, на законодательном уровне. Содержащиеся в гл. 38 ГК правила в настоящее время являются основным источником правового регулирования рассматриваемых отношений и сами по себе не предполагают дальнейшего развития в специальном законодательстве. Но поскольку в процессе выполнения НИР и ОКР нередко создаются новые объекты интеллектуальной собственности, в этой области широко применяется законодательство об исключительных правах. К срокам выполнения и цене работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ в целях нормативной экономии и с учетом того, что на эти вопросы не влияет специфика рассматриваемых договоров, применяются соответствующие правила о договорах подряда. Аналогичным образом решен вопрос и в отношении распространения на государственные контракты на выполнение НИР и ОКР правил ст. 763-768 ГК, посвященных подрядным работам для государственных нужд.

    Элементы договоров на выполнение НИР и ОКР. В качестве сторон в договорах на выполнение НИР и ОКР выступают исполнители и заказчики. Исполнителями работ могут быть как российские, так и иностранные юридические и физические лица. Обычно исполнителями являются научно-исследовательские, конструкторские и технологические организации, научные центры, учебные заведения, академические научные учреждения, а также предприятия и организации, имеющие в своем составе научные, конструкторские и иные аналогичные подразделения. Заказчиками работ могут быть любые организации и граждане, органы государственной власти и управления, которые нуждаются в проведении соответствующих научных исследований и разработок.

    Предметом обоих договоров является результат, который должен быть получен исполнителем в ходе творческого решения поставленной заказчиком научной, технической, технологической или иной подобной задачи*(457) . Он может выражаться в законченных научно-исследовательских, конструкторских и технологических работах, образце нового изделия и конструкторской документации на него, создании новой технологии или в ином производственном новшестве. При этом проведение научных исследований предполагает, как правило, выяснение принципиальной возможности решения той или иной задачи и может завершаться выработкой соответствующих гипотез, теорий, заключений, рекомендаций и т.п. В ходе ОКР решаются более утилитарные практические задачи, связанные с созданием образцов новой техники, технологии, материалов и иных производственных новшеств. Нередко проведение НИР и ОКР рассматривается сторонами в качестве последовательных стадий решения стоящей перед ними научно-технической проблемы. Договор с исполнителем может охватывать как весь цикл проведения исследования, разработки и изготовления образцов, так и отдельные его этапы (элементы).

    Специфика предмета рассматриваемых договоров выражается не только в творческом характере результата, который должен быть достигнут исполнителем, но и в невозможности точно определить его конкретные параметры заранее. При заключении договора стороны, как правило, определяют лишь общие научно-технические, экономические, экологические и иные требования, которым должен отвечать ожидаемый результат. В этих целях заказчик разрабатывает и согласовывает с исполнителем техническое задание, а исполнитель готовит программу предстоящих работ.

    Цена устанавливается по соглашению сторон и включает компенсацию издержек исполнителя и причитающееся ему вознаграждение. Чаще всего цена работы определяется путем составления сметы. Как правило, смета готовится исполнителем и с момента подтверждения ее заказчиком становится составной частью договора. Как и в договоре подряда, цена выполнения НИР и ОКР может быть приблизительной или твердой. Аналогичными являются и последствия необходимости существенного превышения определенной приблизительно цены работы: исполнитель должен своевременно предупредить об этом заказчика, а последний может либо согласиться с новой ценой договора, либо отказаться от договора, оплатив исполнителю выполненную часть работы. В случае, когда в состав выполняемых исполнителем НИР или ОКР входят их различные виды, в договоре могут устанавливаться цены отдельно для каждого вида научно-технической продукции. Договор может предусматривать также надбавки (скидки) к договорной цене с учетом выполнения условий договора и достигнутых характеристик полученной научно-технической продукции. Порядок расчетов избирается самими сторонами и может предусматривать единовременную оплату работ в установленный срок со дня подписания акта сдачи-приемки, оплату отдельных этапов работ, выплату аванса и т.д.

    Срок действия договоров на выполнение НИР и ОКР устанавливается сторонами с учетом сложности решаемых задач, ориентировочного объема предстоящих работ, обеспеченности исполнителя материально-техническими и иными ресурсами и т.п. Наряду с указанием начального и конечного сроков выполнения работ обычно дополнительно согласовываются сроки завершения отдельных этапов работ, которые фиксируются в календарном плане или ином аналогичном документе. Как правило, исполнителю предоставляется право на досрочное выполнение работ, результаты которых должны быть приняты заказчиком.

    Особых требований к форме договоров на выполнение НИР и ОКР закон не содержит. Обычно договор заключается в простой письменной форме путем составления сторонами единого документа, имеющего ряд приложений в виде технического задания заказчика, согласованной сторонами сметы, календарного плана и т.п. На практике до сих пор широко используется форма Примерного договора на создание (передачу) научно-технической продукции, являющегося приложением к Положению о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, утвержденному Государственным комитетом СССР по науке и технике 19 ноября 1987 г.*(458)

    Договоры на выполнение НИР и ОКР заключаются, как правило, по свободному волеизъявлению сторон в общем порядке, который определен гл. 28 ГК. В тех случаях, когда НИР и ОКР выполняются для государственных нужд на основе государственного контракта, последний заключается по правилам, предусмотренным ст. 528 ГК.

    Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственных нужд) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику (далее - государственный заказчик), а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

    В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения государственных нужд - потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образований.

    Согласно ст. 72 БК финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных расходами соответствующего бюджета или соответствующих бюджетов государственных на обеспечение государственных нужд, либо за счет средств, предусмотренных расходами на обеспечение муниципальных нужд.

    Федеральные государственные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее - федеральные целевые программы), и объемы их финансирования из федерального бюджета предусматриваютсяв федеральном законе о федеральном бюджете на планируемый период.

    Подрядные работы для федеральных государственных нужд осуществляются в целях:

    Создания и поддержания государственных материальных резервов Российской Федерации;
    - поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности Российской Федерации;
    - обеспечения экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализации федеральных целевых программ;
    - обеспечения иных федеральных государственных нужд.

    Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Кроме Гражданского кодекса, законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Бюджетного кодекса. Правовые и экономические основы , осуществляемой в форме , на территории Российской Федерации, а также гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от установлены Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".

    Федеральный закон "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования и исполнения на контрактной основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд организациями независимо от форм собственности. Единый порядок размещения заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд установлен Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".Особенности размещения государственного оборонного заказа могут устанавливаться иными федеральными законами.

    Порядок осуществления и ответственность за качество подрядных работ по строительству объектов для федеральных нужд определяются в соответствии с Основными положениями порядка заключения и исполнения государственного контракта () на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ N 812 (с изм. и доп.).

    Сторонами государственного контракта являются государственный (муниципальный) заказчик и подрядчик. В качестве государственных заказчиков могут выступать соответственно государственные органы, государственные внебюджетные фонды, органы , бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, а также получатели средств бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов. Так, согласно ст. 71 БК бюджетные учреждения без заключения государственных или муниципальных контрактов вправе лишь закупать продукцию на сумму, не превышающую установленного ЦБ России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

    В качестве подрядчика государственный контракт могут заключать юридические лица и граждане, занимающиеся .

    Основания и способы заключения государственного контракта. В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется положениями ст. 527 и 528 ГК.

    Государственный контракт заключается на основе размещения заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК). При этом под размещением заказов на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков по определению подрядчиков. Заказчики выбирают подрядчиков самостоятельно либо через уполномоченный орган, созданный федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Федерации, органом местного самоуправления. Заказчик или уполномоченный орган вправе привлечь на основе договора юридическое лицо для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса или аукциона. Выбор подобной специализированной организации осуществляется заказчиком или уполномоченным органом путем проведения торгов. Получить государственный заказ может любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения или места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Заказы на подрядные работы для государственных нужд могут быть размещены одним из следующих способов:

    Путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
    - без проведения торгов (запрос котировок, у единственного подрядчика).

    Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.

    Конкурс на право заключить государственный или муниципальный контракт - это разновидность торгов, победителем которых признается лицо, предложившее наилучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта. Извещение о проведении открытого конкурса опубликовывается в официальном печатном издании и размещается одновременно с конкурсной документацией и проектом государственного контракта на официальном сайте.

    Для участия в конкурсе заинтересованное лицо подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. Оценка и сопоставление заявок осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муниципального контракта. При этом критериями оценок заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть: качество работ, сроки и объем предоставления гарантий качества работ, возможность учитывать такой критерий, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и его заявке присвоен первый номер.

    Аукцион на право заключить государственный или муниципальный контракт - это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым, может проводиться в электронной форме. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на "шаг аукциона". При этом "шаг аукциона" устанавливается в размере 5% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении аукциона. Заметим, что при проведении открытого аукциона в электронной форме "шаг аукциона" не устанавливается. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Электронный аукцион считается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайте в сети "Интернет" последнего предложения о цене контракта не поступило ни одного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта.

    Размещение заказов путем запроса котировок - способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в работах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

    Заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на выполнение одноименных работ на сумму более чем 500 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала.

    Котировочная комиссия рассматривает заявки, поданные в установленный срок, и устанавливает победителя, которым становится тот участник, который подал котировочную заявку, соответствующую всем формальным требованиям и в которой указана наиболее низкая цена работ. При предложении наиболее низкой цены несколькими участниками размещения заказа победителем признается участник, котировочная заявка которого поступила ранее заявок других участников размещения заказа. В отличие от аукциона при запросе котировок не происходит постепенного снижения цены контракта, каждый из участников размещения заказа, подавший котировочную заявку, изначально указал в ней приемлемую для него цену контракта. Размещение заказа у единственного подрядчика осуществляется заказчиком в случае, если подрядные работы относятся к сфере деятельности субъектов или выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации, или возникла потребность в работах, выполнение которых может осуществляться только органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями и в иных особых случаях. Порядок заключения государственного контракта аналогичен порядку заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд.

    Существенными условиями государственного контракта являются условия:

    Об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы;
    - о сроках ее начала и окончания;
    - о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
    - о способах обеспечения (п. 1 ст. 766 ГК).

    В государственный контракт также включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки выполняемых работ на соответствие их объема и качества требованиям, установленным в контракте.

    Согласно п. 2 ст. 72 БК государственный или муниципальный контракт на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд может быть заключен на срок более одного года, если предметом такого контракта являются выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказания которых составляет более одного года. Перечень таких работ, услуг устанавливается Правительством РФ.

    Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения. Если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10% предусмотренный контрактом объем работ. При необходимости проведения дополнительного объема работ заказчик по согласованию с подрядчиком вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на 10% такой цены контракта. Порядок оплаты выполненных работ, а также максимальные размеры авансирования подрядных работ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

    В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

    Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или по решению суда. При расторжении государственного контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением подрядчиком своих обязательств заказчик вправе заключить контракт с другим участником размещения заказа.

    В случае просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, виновная сторона обязана уплатить неустойку (штраф, пеню). Размер такой неустойки равен одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки

    Похожие публикации