Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуации. Понятие об экстремальной и чрезвычайной ситуациях

Готовность любого государства мира к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера во многом основывается не только на подготовке соответствующих служб и структур, но и на общей готовности населения. Основа такой готовности – широкое информирование населения о чрезвычайных ситуациях и обучение его навыкам оказания первой помощи и психологическим основам выживания. Статистика показывает, что человек, обладающий даже самыми минимальными знаниями о первой помощи, в критической ситуации тратит меньше времени на оценку происходящего, реже впадает в панику и способен более объективно оценивать исходящие угрозы. Немаловажен факт, что такой человек намного эффективнее взаимодействует с госструктурами, занимающимися ликвидацией последствий чрезвычайной ситуации. Даже один подготовленный человек из десятков работников одного офиса или предприятия способен существенно снизить количество пострадавших и погибших, грамотно организовав эвакуацию, оперативно вызвав экстренные службы и предоставив им наиболее полную информацию о происходящем.

Опасной называется ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни и здоровью человека. Опасность – способность причинить какой-либо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда *2 . В природе или техносфере – ситуация, при которой возможно возникновение явлений и процессов, способных поражать людей, разрушительно действовать на животный и растительный мир, наносить материальный ущерб. В общественной жизни существуют также опасности социального характера (прежде всего проявления преступности), возникающие по вине людей.

*2: {Словарь современного русского литературного языка/ АН СССР. М, 1959. Т. 8. С. 882.}

Экстремальная ситуация (от лат. extremus – крайний) – совокупность условий и обстоятельств, выходящих за рамки обычных, которые затрудняют или делают невозможной жизнедеятельность индивидов или социальных групп. Обычно это понятие используется как синоним чрезвычайной ситуации. Экстремальные ситуации – это наиболее сложные опасные ситуации, когда совпадают несколько неблагоприятных для человека условий и факторов риска. Экстремальные ситуации обычно требуют для защиты жизни и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил.

В литературе часто используется понятие “экстремальная ситуация”, которое отражает воздействие на человека опасных и вредных факторов, приведших к несчастному случаю или чрезмерному отрицательному эмоционально-психологическому воздействию. К экстремальным ситуациям (ЭС) относятся травмы на производстве, пожары, взрывы, дорожно-транспортные происшествия, а также обстоятельства, которые могут привести к травмам различной тяжести.

Население должно быть готово к действиям в экстремальных ситуациях, которые могут произойти с ними в процессе жизнедеятельности, так как некоторая вероятность несчастного случая всегда существует. Следовательно, заблаговременно необходимо предусмотреть меры оказания помощи попавшим в экстремальную ситуацию. Чтобы уменьшить отрицательное воздействие неблагоприятных факторов, сохранить самообладание, выдержку, способность к самопомощи, необходимо проводить психологическую, физическую и другие виды подготовки лиц, которые могут оказаться в экстремальных ситуациях. Экстремальные ситуации обычно связаны с небольшим количеством людей и имеют локальный характер.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей *3 . Чрезвычайные ситуации (ЧС) – это крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями.

*3: {Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.}

В Словаре русского языка С. И. Ожегова слово “чрезвычайный” трактуется как “исключительный, очень большой, превосходящий все”. Словосочетание “чрезвычайная ситуация” определяет опасные события или явления, приводящие к нарушению безопасности жизнедеятельности.

Чрезвычайными ситуациями называют обстоятельства, возникающие в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающие резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Чрезвычайные ситуации – события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей. Подразделение опасных ситуаций на экстремальные и чрезвычайные носит условный характер, разграничений по масштабу не производится.

Понятие чрезвычайной ситуации основано на том, что источником ее является опасное происшествие, в результате которого создаются поражающие факторы прямого или косвенного воздействия на человека. По характеру источника различают техногенные, природные, биолого-социальные (биосоциальные) и военные чрезвычайные ситуации.

Источником техногенной чрезвычайной ситуации является опасное техногенное происшествие. К опасным техногенным происшествиям относятся аварийные взрывы в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; аварии на инженерных и транспортных коммуникациях; пожары в промышленной зоне индустриально-селитебного комплекса; химические аварии, связанные с поступлением в окружающую среду опасных химических веществ; радиационные аварии и т. п.

Источником природной чрезвычайной ситуации является опасное природное явление, в результате которого на определенной территории или акватории может возникнуть чрезвычайная ситуация. Опасное природное явление есть событие природного происхождения или результат деятельности природных процессов, которые по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности могут оказать поражающее воздействие на людей, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. К опасным природным явлениям относятся опасные геологические, гидрологические и метеорологические явления, а также природные пожары.

Источником биосоциальной чрезвычайной ситуации может быть особо опасная или широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений.

Источником военной чрезвычайной ситуации является применение современных средств поражения. К современным средствам поражения относятся боевые средства, находящиеся на вооружении войск, применение которых в военных действиях вызывает гибель людей, животных и растений, разрушения и повреждения объектов народного хозяйства, элементов окружающей природной среды.

Количество чрезвычайных ситуаций в мире и нашей стране согласно статистике МЧС России увеличивается. В последние десятилетия от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера каждый год человечество теряет до 5-10% совокупного валового продукта. В России рост техногенных чрезвычайных ситуаций в основном обусловлен износом промышленного оборудования, который доходит, по оценке экспертов, на некоторых производствах до 70% , а также человеческим фактором (ошибки операторов, нарушение технологического процесса, утомляемость и т. д.).

Значительную часть чрезвычайных ситуаций техногенного характера составляют пожары. В мире ежегодно регистрируется 6-7 млн пожаров. В результате воздействия опасных факторов пожара погибают 65-75 тыс. человек, получают ожоги и травмы свыше 6 млн человек. В нашей стране ежегодно происходит около 250 тыс. пожаров, в огне погибают свыше 15 тыс. человек, примерно столько же получают травмы и ожоги различной степени тяжести.

Увеличение количества ЧС техногенного характера возможно в настоящее время также от действий террористов, из-за разрушения потенциально опасных объектов в ходе международных конфликтов и локальных воин.

Таким образом, среднегодовой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций составляет по числу погибших 43%, по числу пострадавших – 9% и материальному ущербу – свыше 10%.

Это количество могло быть меньше, если бы все население было качественно подготовлено по действиям в условиях различных чрезвычайных ситуаций. Понимая важность образования населения в этом направлении Правительство Российской Федерации постановлением от 4 сентября 2003 г. № 547 “О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определило, что обучение населения Российской Федерации должно осуществляться в рамках Единой системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства, и утвердило ее порядок.

Правительство Российской Федерации своим постановлением утвердило Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с которым чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества пострадавших людей; количества людей, у которых нарушены условия жизнедеятельности; размера материального ущерба; размеров зон распространения поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.

В соответствии с этим постановлением чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

В целом чрезвычайные ситуации можно рассматривать как совокупность чрезвычайных и экстремальных ситуаций, которую называют опасной ситуацией. В основе экстремальных и чрезвычайных ситуаций лежит остаточный риск, вытекающий из истины о потенциальной опасности любой деятельности человека. Часто в печати, по радио и телевидению одни и те же события называют по-разному – аварией или катастрофой. На первый взгляд может показаться, что различий между ними нет, но достаточно оценить потери и человеческие жертвы, и различия в понятиях проявляются.

Авария– это повреждение машины, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения. На промышленных предприятиях аварии, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ). Эти происшествия незначительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей. Комитет по проблемам современного общества ВОЗ считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно. Различают следующие виды катастроф:

  • экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), приводящие к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы;
  • производственная или транспортная катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб;
  • техногенная катастрофа – внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.

Стихийные бедствия– это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, при которых возникают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности людей, разрушением и уничтожением материальных ценностей.

Стихийные бедствия, как правило, приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах жизнедеятельности человека.

Экстремальная ситуация - это обстановка, возни­кающая в природе или в процессе деятельности челове­ка, при которой психофизиологические параметры мо­гут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельнос­ти человека. Например, высокие и низкие температуры, физическая нагрузка, поражающие токсичные дозы силь­нодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), высокие дозы облучения и др.

Когда каждый человек в быту, на работе или в условиях окружающей его природной среды, может попасть в такие ситуа­ции, для которых характерны новизна и неожиданность возникновения, дли­тельное и интенсивное воздействие внешних неблагоприятных факторов, а иногда и наличие непосредственной угрозы жизни. Такие ситуации, выходя­щие за рамки обычных, принято называть экстремальными ситуациями.

В экстремальной ситуации у человека неизбежно возникает особое со­стояние эмоционального напряжения, именуемое стрессом. Оно вызывает возбуждение всех систем организма и оказывает большое влияние на поведе­ние и работоспособность человека. Влияние стресса на поведение и возмож­ности конкретного индивидуума, на изменение его работоспособности чрез­вычайно индивидуально. Одни действуют наиболее эффективно именно в состоянии высокого эмоционального напряжения - на экзаменах, ответст­венных соревнованиях и в любых опасных для жизни обстоятельствах. А других подобные ситуации психологически деморализуют. Наступает "пси­хологический шок" - появляется сильная заторможенность или, наоборот, суетливость, поспешность, неспособность к разумным действиям.

Человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, пра­вилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия. К при­меру, человек не знает, как поступить в той или иной жизненно опасной ситуа­ции, или знает, но не умеет себе помочь. В ином случае он знает и может, но не хочет сделать то, чего требуют условия безопасности (или просто не хочет знать, что именно нужно делать). Столкнувшись с непредвиденными обстоя­тельствами, очутившись в сложной, непривычной обстановке, когда нужны быстрые, точные действия, люди становятся совершенно беспомощными, не­способными решить простейшие, но жизненно необходимые вопросы.

Чтобы уменьшить вероятность оказаться в экстремальной ситуации и увеличить свои шансы на сохранение здоровья и самой жизни, нужно:

Знать и учитывать факторы риска (опасности), сопровождающие

нашу жизнь;

Выработать умение предвидеть возможность возникновения опас­ных ситуаций;

Стремиться избегать попадания в эти ситуации.

37. Чрезвычайная ситуация. Классификация по признакам и их краткая характеристика

Чрезвычайная ситуация - это неожиданная, вне­запно возникшая обстановка на определенной террито­рии или объекте экономики в результате аварии, катас­трофы, опасного природного явления или стихийного бедствия, которые могут привести к человеческим жер­твам, ущербу здоровью людей или окружающей среде, материальным потерям и нарушению условий жизнеде­ятельности людей. ЧС классифицируются:

    по причине возникновения: преднамеренные и не­преднамеренные;

    по природе возникновения: техногенные, природные, экологические, биологические, антропогенные, соци­альные и комбинированные;

    по скорости развития: взрывные, внезапные, скоро­течные, плавные;

    по масштабам распространения последствий: локаль­ные, местные, территориальные, региональные, фе­деральные, трансграничные;

    по возможности предотвращения ЧС: неизбежные (на­пример, природные) и предотвращаемые (например, техногенные, социальные).

К техногенным относятся ЧС, происхождение кото­рых связано с техническими объектами: взрывы, пожа­ры, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ на радиационно опасных объек­тах, аварии с выбросом экологически опасных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспече­ния и др.

К природным относятся ЧС, связанные с проявлени­ем стихийных сил природы: землетрясения, цунами, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ура­ганы, смерчи, бури, природные пожары и др.

К экологическим бедствиям (ЧС) относятся аномаль­ные изменения состояния природной среды: загрязнения биосферы, разрушение озонового слоя, опустынивание, кислотные дожди и т. д.

К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.

К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе: межнациональные конфликты с применени­ем силы, терроризм, грабежи, насилия, противоречия между государствами (войны).

Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.

Чрезвычайные ситуации характеризуются качествен­ными и количественными критериями. К качественным критериям относятся: временной (внезапность и быстро­та развития событий); социально-экологический (челове­ческие жертвы, выведение из хозяйственного оборота боль­ших площадей); социально-психологический (массовые стрессы); экономический. Например, локальная ЧС - это когда пострадало 10 человек; либо для 100 человек нарушены условия БЖД; либо ущерб не превышает 1000 МРОТ, а зона ЧС не выходит за пределы объекта.

Основные причины возникновения ЧС:

    внутренние: сложность технологий, недостаточная ква­лификация персонала, проектно-конструкторские не­доработки, физический и моральный износ оборудова­ния, низкая трудовая и технологическая дисциплина;

    внешние: стихийные бедствия, неожиданное прекра­щение подачи электроэнергии, газа, воды и т.д.

ОБЖ

Экстремальная ситуация- ситуация, выходящая за рамки обычных.

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческий жизни, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Отличие чрезвычайной ситуации от экстремальной - чрезвычайные ситуации отличаются от экстремальных прежде всего своими масштабами и тяжестью последствий.

Причины, по которым человек оказывается в экстремальных ситуациях - человек оказывается в экстремальных ситуациях по разным причинам, но, пожалуй, чаще всего это случается по его собственной вине - в результате отсутствия опыта безопасного поведения либо пренебрежения к нормам, правилам безопасности, непредусмотрительности, а порой и легкомыслия.

Ядовитые вещества , содержащиеся в дыме при пожаре- дым содержит оксид углерода, раздражающие и токсичные продукты сгорания и пиролиза, цианистый и хлористый водород, и даже фосген.

Препараты бытовой химии, представляющие опасность - косметические средства (лосьоны, одеколоны), инсектициды (хлорофос, карбофос, дихлофос), репеленты(препараты против летучих насекомых), кислоту и щелочи (80-процентный раствор уксусной кислоты, соляная, карболовая кислоты).

Помощь при отравлении кислотами и щелочами - Нужно вызвать скорую помощь. Категорически запрещается самостоятельно промывать пострадавшему желудок. Это процедура только усилит рвоту, отек гортани, попадание кислот и щелочей в дыхательные пути. Желудок таким больным промывают с помощью специального зонда. Во избежании повторного прижигающего действия кислот и щелочей на слизистые оболочки рта и пищевода дайте пострадавшему выпить 2-3 стакана воды, не больше!

Сбалансированное питание и его роль для безопасности жизнедеятельности - Сбалансированным питанием называют-рацион, благодаря которому обеспечивается достаточное количество разнообразной пищи для удовлетворения потребности организма в питательных веществах. Известно, что человек умрет, если не будет принимать пищу в течении нескольких недель; а при скудном питании он похудеет и ослабнет.

Основные виды токсинов, вызывающих пищевые отравления - 1) Ботулизм, 2) Стафилококковые энтеротоксины, 3) Пищевые микотоксины, вырабатываемые грибками, 4) Патогенные бактерии.

Нарушение правил безопасности в метро - опаснее всего нарушать их на эскалаторе. Если вы не держитесь за поручень, при экстренной остановке машины инерция движения бросит вас вперед. Чемодан, который вы не придерживали или поставили на поручень, понесется вниз, сбивая др. пассожиров и светильники.

Действия при крушении или резком торможении пассажирского поезда - самое важное при этом это хорошо закрепится, препятствовать своему перемещению вперед или броскам в стороны. Для этого можно схватиться за поручни и упереться во что-нибудь ногами (в стену или сиденье).

Правила безопасности на железнодорожном транспорте - 1) не открывайте при движении поезда наружные двери, не стойте на подножках; 2)не высовывайтесь из окон; 3)тщательно укладывайте багаж на верхних багажных полках; 4) не срывайте без крайней необходимости стоп-кран; 5)курите только в установленных местах; 6)не возите с собой горючие и взрывоопасные вещества; 7)не включайте в вагонах электросеть бытовые приборы; 8)при запахе горелой резины или появлении дыма немедленно обращайтесь к проводнику; 9)не прячьте глаза при опасном поведении ваших попутчиков или проводников-вы имеете полное право защищать свой временный дом.

Действия пассажиров самолета при декомпресии - не дожидаясь команды, а тем более помощи экипажа, немедленно надевайте кислородныю маску. О том где она находится и как ею пользоватся, вам раскажит стюасдесса в начале полета. Маску надо именно надеть, а не проско прижать к носу и рту: даже при поступившем кислороде вы можете потерять сознание и выронить ее.

Действия пассажиров при пожаре в салоне автобуса - Во-первых немедленно сообщите об этом водителю: не забывайте, что его внимание обращено главным образом на дорогу. Во-вторых, откройте двери кнопкой аварийного открывания. Если это не удается, а салон наполняется дымом, разбейте боковые окна (держась за поручень, ударьте обееми ногами в угол окна) или откройте их как аварийные выходы по инструкции (например, с помощью специального встроенного шнура). В-третьих, по возможности сами тушите огонь с помощью огнетушителя, если он есть в салоне, или накрыв верхней одеждой очаг возгорания.

Определение грани правомерности самообороны - во-первых, посягательство не должно быть малозначительным. Насилие, ограбление - это значительно. А вот хулиганство - не всегда. Например, ответить на словесное оскорбление ударом-противопоказано. Во-вторых, посягательство должно быть реальным, т.е. вред уже причинен или есть реальная угроза его нанесения. Последнее определяется вами по субъективным оценкам, исходя из сложившейся обстановки.

Основные группы разнообразных сект - 1)зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны американские); 2)экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские; 3)"новые религии", выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" православие) или удачное соединение всех конфессий; 4)небольшие оккультные группы, связанные, как правило, с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.; 5)сатанисты.

Пути уменьшения стрессовой ситуации в случае потери работы - прежде всего защитите свою психику от "синдрома увольняемых" - растерянности, усталости, интриг, ожидания и сплетен. Выходите из кабинета, где начинается разговор о сокращении штатов, или переводите его на другую тему. В субботу и воскресенье не позволяйте себе думать о работе и говорить о ней: информационное голодание очищает психику от шлаков.

Экологическая безопасность - это защита человека от воздействия на него видоизмененной и зараженной среды.

Вещества, наиболее опасные в экологическом отношении - тяжелые металлы, летучие органические соединения, формальдегид, пестициды, продукты сгорания, пыль, асбест.

Наиболее опасные тяжелые металлы - это ртуть, свинец, кадмий и мышьяк.

Опасные летучие органические соединения, их источники - это токсичные химические вещества, которые могут находится в воздухе в газообразном состоянии. Самые распространенные источники этих соединений - растворители, чистящие и дезинфицирующие средства, краски, клей,пестициды.

Диоксин, условия получения, причины отравления человека - диоксин это побочный продукт синтеза хлоропроизводных ароматических углеводородов, практически не выводящийся из почвы и водной системы, чрезвычайно токсичен для животных и человека даже при очень низких содержаниях. Основные причины отравления человека: 1)расширение использования гербицидов (препаратов, применяемых для уничтожения растительности), что приводит к накоплению диоксина в продуктах питания; 2)вдыхание частиц пепла и газов из печей для сжигания мусора и промышленных тепловых установок, а также при сжигании углесодержащих материалов в присутствии хлора, поскольку в этих условиях может образовываться диоксин. Хлоропроизводные ароматические углеводороды (пентахлоробензол, гексахлорбензол, 1,2,4-трихлорбензол) представляют опасность из-за возможного образования в процессе их синтеза побочного продукта - диоксина.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/

Человек попадает в экстремальную ситуацию. Ситуацию, угрожающую физическому существованию человека. Экстремальный (от лат. Extremus) -- крайний. Чрезвычайная (экстремальная) ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Однако экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для самого себя или значимых близких, но и наше отношение к происходящему. Восприятие одной и той же ситуации каждым конкретным человеком индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, скорее, во внутреннем, психологическом плане личности.

Экстремальные ситуации принято подразделять на:

1) экстремальные ситуации техногенного характера: пожары, взрывы, транспортные аварии, различные аварии с выбросами радиоактивных веществ, химических отравляющих веществ, ядовитых веществ; аварии на промышленных сооружениях, коммунальных системах жизнеобеспечения, внезапное обрушение сооружений;

2)экстремальные ситуации природного происхождения: природные пожары,опасные гидрологические, геологические, метеорологические, геофизические явления;

3)экстремальные ситуации биологосоциального характера: алкого-лизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия, общественные беспорядки, голод, терроризм;

4)экстремальные ситуации,связанные с изменением состояния вод-ной среды, воздушной среды, почвы, недр,ландшафта; инфекционные заболевания животных, растений и людей.

В качестве факторов, определяющих экстремальность, могут рассматриваться следующие:

1. Различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной, ответственностью ситуации.

2. Дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации.

3. Чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение.

4. Воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.

5. Наличие голода, жажды.

Экстремальные воздействия становятся катастрофическими, когда приводят к большим разрушениям, вызывают смерть, ранения и страдания большого количества людей. Психогенное воздействие экстремальных ситуаций складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и опосредованной, связанной с ожиданием ее реализации.

Вполне привычное для нашей страны, для нас, явление. Ведь попасть в нее можно в любое время и в любом месте. Даже у себя дома. Вопрос лишь в том, с какими потерями человек из нее выйдет. Иногда неизвестно, что страшнее, сами экстремальные или как их еще называют, чрезвычайные, ситуации (ЧС) или их последствия. К сожалению, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) тоже становятся для нас привычными. В экстремальных условиях нужно элементарно уметь выжить. Иначе остальные проблемы для субъекта, попавшего в ЧС, могут отпасть сами по себе. Вместе с этим самым субъектом. Мертвым ПТСР не грозит. При этом выжить желательно с минимальными физическими и психическими потерями.

На уроке шестиклассники познакомятся с определениями «опасная ситуация», «чрезвычайная ситуация» и «экстремальная ситуация». Узнают условия и причины возникновения опасных ситуаций.

На протяжении тысячелетий люди сталкиваются с разнообразными опасностями. И ныне человек получает травмы и гибнет в результате пожаров и отравлений в быту, криминальных ситуаций, транспортных аварий, и при встрече один на один с природой. В современном мире наибольшую опасность для людей представляет человеческая социальная и техногенная деятельность.

Вам хорошо известно, что большая часть травм в быту и на отдыхе является результатом нашей неосторожности, легкомыслия, или незнания (рис. 2). Жизнь и здоровье человека, зачастую, зависят от его грамотных и своевременных действий в опасных ситуациях. Осознание этой простой истины может стать первым шагом в овладении искусством выживания в природе и социуме.

Рис. 2. Не рискуйте без надобности ()

Современные маугли

Вы, скорее всего, слышали сказку Редьярда Киплинга о Маугли или смотрели мультфильм по этой замечательной сказке. История мальчика, выросшего в волчьей стае, поражает. А знаете ли вы, что в современности тоже встречаются дети, выращенные животными.

Например, в Камбодже в 2007 году нашли женщину, выросшую в джунглях (рис. 3). Женщина пришла в селение и попыталась украсть у крестьянина еду, но попалась на горячем. Хозяин дома отвел странную грязную женщину в местный участок полиции. Полицейский признал в дикой женщине свою дочь, которая потерялась в джунглях в 1988 году в возрасте восьми лет.

Рочом, так звали лесную девушку, три года прожила с людьми, но привыкнуть к ним не смогла. Продолжала мяукать, из кхмерского языка выучила только три слова: «мама», «папа» и «живот болит». Больше любила ползать, чем ходить.

Рис. 3. Найденная в джунглях Камбоджи женщина ()

Весной 2010 года Рочом сбежала в джунгли, родную и понятную среду обитания. В июне ее снова нашли. Лесную женщину отмыли от нечистот и передали команде испанских психологов, которые учат ее нормам человеческого поведения.

Восьмилетняя девочка смогла выжить в природной среде, но, будучи лишенной человеческого общения, вряд ли сможет стать полноценным членом общества.

Ранее мы упоминали об опасных и чрезвычайных ситуациях в природной среде. Что же они собой представляют? Это ситуации, возникающие при взаимодействии человека с окружающей средой.

Опасная ситуация - это неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные и опасные факторы, угрожающие здоровью, жизни человека.

Экстремальная ситуация - это прямое взаимодействие человека со сверхсложной обстановкой.

Такие ситуации могут случиться с человеком или группой людей на природе: в лесу, в степи, в горах, в пустыне, т. е. в тех местах, где много опасностей и помощи ждать неоткуда.

Условиями возникновения некоторых из подобных ситуаций могут быть:

Болезнь или повреждение организма человека, находящегося в природной среде (простуда, мигрень, переломы, ушибы, отравления, укусы животных и т. д.);

Другим условием может быть:

Резкое ухудшение погодных условий (сильные морозы, вьюга, метель, сильная жара, засуха и т. п.);

Вынужденное автономное, т. е. самостоятельное, пребывание в природных условиях. Например, когда человек заблудился в лесу или потерпел аварию.

Например, есть люди, увлекающиеся охотой. Но ведь в лесу и степи много опасностей: охотник может подвергнуться нападению дикого зверя; может попасть в капкан, поставленный другими охотниками (рис. 4); его может застать непогода; охотник может заблудиться в чаще; потенциальную опасность представляют также старые деревья, которые могут упасть. Любая из перечисленных ситуаций может стать для человека экстремальной.

Рис. 4. Охотники должны быть аккуратными, чтобы не попасть в капкан, поставленный другими охотниками ()

Можно сделать вывод, что большинство опасностей являются результатом нашего легкомыслия или неправильных действий, отсутствия необходимых знаний.

Например:

Спровоцировал на агрессию зверя;

Отравился ягодами в лесу;

Отстал от туристической группы на маршруте

Потерял ориентацию в лесу;

Заблудился в пещере.

Успех автономного выживания человека в природных условиях зависит от его знания особенностей климата, в котором он находится, особенностей флоры и фауны. Об особенностях флоры и фауны своего края вы могли узнать на уроках природоведения. Если человек знает об этих особенностях, то он может обеспечить себя питанием, добыть огонь, воду, соорудить себе убежище, защитить себя от основных опасностей в любое время года.

На уроках географии вам расскажут о климатических поясах - обширных территориях, для которых присущ определенный климат, растительность, животный мир.

Волчьи ягоды

Так уж получилось, что под термином «волчьи ягоды» скрываются разные понятия.

Вы знаете, что волчьи ягоды есть нельзя, поскольку многие из них ядовиты.

Волчьи ягоды - это собирательное, народное название ряда растений, плоды большинства которых имеют токсические или раздражающие свойства:

Белладонна, волчеягодник, вороний глаз, крушина ломкая. Все эти растения встречаются в наших широтах, поэтому не стоит есть незнакомые ягоды, даже если они внешне привлекательны (рис. 5).

Рис. 5. Волчье лыко ()

Во-первых, волчьи ягоды - это одно из народных названия кустарника, который называется волчье лыко (другие названия - волчеягодник, волчник, дафна).

Яркие красные ягоды волчьего лыка величиной с горошину сидят прямо на ветках по 2-3 штуки, как у облепихи.

Несмотря на то что они выглядит очень аппетитно, есть их ни в коем случае нельзя, так как они сильно ядовиты! Впрочем, у волчеягодника ядовиты все части растения. Даже маленькая капелька сока растения, попав на кожу или слизистую оболочку губ или глаз, вызывает раздражение. Если съесть ягоду волчника, начнется жжение, тошнота, рвота, слабость, могут начаться судороги, поднимется температура... Поэтому постарайтесь не подходить к этому красивому кустику!

Только, пожалуйста, не обращайтесь с этим растением как с врагом, если вам посчастливится встретить его в лесу! Оно достаточно редкое и занесено в Красную книгу.

Что же способствует выживанию человека в природе? Есть несколько факторов:

Психологическая подготовленность. Если вы морально готовы к тому, что может случиться экстремальная ситуация, то, попав в таковую, вас не охватит паника. Думаю, вам известно, что паника - худший враг в экстремальных ситуациях, поскольку парализует волю человека, и он окончательно теряет способность принимать правильные решения и контролировать свои действия.

Физическое здоровье (сильные мышцы, закалка, выносливость).

Знания о том, как вести себя в подобной ситуации, о том, как обеспечить себе пищу, воду и кров на время вынужденного автономного пребывания.

Необходимое снаряжение: спички, нож, бинт, бактерицидный пластырь, специальная одежда, запас пищи.

Обучение выживанию

Если вы заинтересовались способами выживания, вы можете попросить родителей о том, чтобы во время летних каникул они записали вас в лагерь по обучению выживанию.

В подобных лагерях (срок пребывания в них варьируется от 14 дней до месяца) вы научитесь разводить огонь без спичек, обустраивать ночлег. Узнаете, как найти пропитание и воду в экстремальной ситуации, как оказывать первую помощь (рис. 6).

Эти знания, несомненно, вам пригодятся, как пригодились они Денису из Костромы. Он с 8 лет ходил в походы и владел основными навыками выживания. В одном из походов случилось так, что он остался отрезан от своей группы. При переходе через горный массив начался камнепад. Группе пришлось разделиться на две части. Денис вместе с раненым товарищем остался один в горах. Остальная группа поспешила за помощью. Пока спасатели старались освободить горную тропу от камней, Денис оказал первую помощь пострадавшему товарищу и нашел убежище, чтобы обезопасить себя от повторного камнепада. Таким образом, парень помог себе и товарищу.

Рис. 6. Тренировка в лагере по обучению выживанию ()

Знания основ выживания в лесу могут вам также пригодиться. А еще в лагере по обучению выживанию вы получите возможность узнать много нового о природных явлениях, полезных растениях, животном мире. Ну и, конечно, это незабываемые впечатления, общение со сверстниками, интересные события.

Специалисты дают такие советы:

Экстремальных ситуаций нужно по возможности избегать;

Экстремальных ситуаций нужно не допускать;

Не поддаваться страху и панике при любых обстоятельствах;

Чтобы не допустить ЭС, нужно знать их причины;

Чтобы выйти из ЭС, нужно знать, как правильно действовать.

Знания - одно из важнейших богатств человека. Обладая знаниями о том, как ориентироваться на местности без специальных приборов, как развести огонь на природе, как добыть себе пищу и воду, как оказать первую помощь и как соорудить укрытие, ты сможешь обеспечить не только собственное выживание, но и помочь другим в экстремальных ситуациях.

Например, в замечательном мультфильме «Утиные истории» трое братьев, попадая в затруднительное положение, всегда обращались к справочнику, в котором находили ответы на все свои вопросы. Таким справочником могут стать твои знания, если ты будешь все внимательно усваивать.

Список литературы

  1. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. ОБЖ, 6 класс Учебник для общеобр. учр./Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т., Фролов М.П., Вихорева Т.С. - 1-е изд. - М: Изд-во АТС, 1996. - 160 с.
  3. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. - 2012, 209 с.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. YouTube ().

Домашнее задание

  1. Выполните задание № 4 на стр. 13. Основы безопасности жизнедеятельности: 6 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П. Фролов [и др.] под ред. Ю.Л. Воробьева. - Москва: Астрель, 2013. - 190 с.: ил.
  2. Представьте, что вы собираетесь выехать на пикник в лес. Запишите все опасности, которые могут ожидать вас в вашем путешествии.
  3. * Узнайте, какие съедобные растения распространены в вашем регионе. Изобразите несколько из них.
Похожие публикации