Заказчик возвращает обеспечение заявки 223 фз. Обеспечение заявки на участие в тендере

Ранее процесс проведения закупок в основном регулировался . Сроки могли существенно отличаться у разных заказчиков. С июля начали действовать единые сроки.

Итак, по 223-ФЗ срок подачи заявок от даты размещения документов в ЕИС:

По ФЗ 223 продление срока подачи заявок происходит в случае внесения изменений в документацию. Даты переносится таким образом, чтобы со дня изменений осталось не меньше половины установленного законом времени для этого вида закупок. Например срок подачи заявок по 223-ФЗ — 15 дней, значит при внесении изменений должно остаться не меньше 8 дней.

Основные правила для участников:

  • требования едины для всех;
  • каждый участник может подать только одну заявку;
  • сведения должны быть достоверны;
  • можно отозвать или изменить до срока окончания подачи.

Как подготовить

Рассмотрим пошагово, как правильно сформировать пакет документов:

  1. Внимательно изучаем документацию.
  2. При наличии вопросов можно направить запрос на не позже чем за 3 р. д. до окончания приема заявок. Вопрос отправляем на адрес электронной почты, который указан в документации, или с помощью функционала ЭТП. Ответ будет размещен в ЕИС в течение 3 р. д. с даты направления (ч. 3 ст. 3.2).
  3. Перечень документов и информации и порядок их предоставления указываются заказчиком в документации.
  4. Составляем информацию о поставляемых ТРУ. Оформляем согласие на поставку или приводим конкретные характеристики.
  5. Определяем ценовое предложение. Процедура снижения НМЦ при ЭА происходит в сроки и в порядке, прописанные в документации.
  6. Перечисляем обеспечение или оформляем БГ. Обеспечение устанавливается только при НМЦ более 5 млн руб. (ч. 27 ст. 3.2). Размер — до 5 % от НМЦ.

Как подать

На тендер в бумажной форме:

  1. Собранный комплект документов прошиваем, нумеруем, копии заверяем подписью уполномоченного лица и скрепляем печатью.
  2. На конверте указываем наименование и номер закупки. Конверт запечатываем.
  3. Отправляем конверт по адресу заказчика или передаем лично в руки нарочным.

На электронную закупку:

  1. Нужно предварительно получить (ч. 5 ст. 3.3) и авторизоваться на электронной площадке.
  2. Документы сканируем, загружаем при помощи функционала электронной площадки и подписываем электронной подписью руководителя или сотрудника, имеющего доверенность на такие действия.
  3. Процесс подачи документов на площадке может занять определенное время, поэтому начинать процедуру следует заблаговременно, чтобы успеть до установленного времени.

Подготовка документов для закупки среди СМСП

По новым правилам с 1 июля все закупки среди СМСП будут проводиться в электронной форме. Поэтому для участия в таких тендерах нужно иметь квалифицированную электронную подпись и авторизоваться на площадке.

Минимальный срок подачи заявок 223-ФЗ среди СМСП с даты размещения извещения:

  • конкурс — 7 дней, если НМЦ не более 30 млн руб., 15 д. — при НМЦ более 30 млн руб.;
  • ЭА — аналогично конкурсу;
  • ЗП — 5 р. д.;
  • ЗК — 4 р. д.

Заявка должна содержать (ч. 8, 19 ст. 3.4):

  • информацию и документы, которые указаны в документации, в том числе документы, подтверждающие принадлежность организации к заявленной категории (выписка из реестра СМСП или декларация о соответствии);
  • для конкурса, ЭА, ЗП — две части + ценовое предложение. В первой — описание ТРУ; во второй.— информация об участнике и о соответствии требованиям + окончательное предложение;
  • для ЗК — одна часть + предложение о цене. В комплекте должно быть (ч. 8 ст. 3.4): согласие поставить ТРУ, а если предлагается эквивалентный товар — согласие и конкретные показатели, которые соответствуют значениям эквивалентности.

Не допускается указывать: в первой части сведения об участнике или ценовое предложение, во второй — цену предложения.

Заявки рассматриваются в установленные документацией сроки. Тендер будет признан несостоявшимся по 223-ФЗ, если подана одна заявка или не поступило ни одной. Правила определения победителя устанавливаются в документации.

Федеральный Закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” содержит общие правила организации государственных закупок для госкорпораций, естественных монополий, государственно важных унитарных предприятий и компаний регулирующей сферы. Чтобы поставщику подать заявку на участие в тендере по 223-ФЗ зачастую нужно предоставить ее обеспечение. Для чего это нужно, о какой сумме речь и где взять деньги – читайте в этой статье.


Представьте себя на месте гос.заказчика. Вы организуете закупку: оплачиваете рабочее время тендерного специалиста, он готовит документацию, размещает на сайте госзакупок. Если это, к примеру, запрос котировок, нужно еще организовать процедуру подведения итогов: принять участников, подготовить зал, аудиозапись. Заявки участников нужно рассмотреть, проверить соответствие законодательству. Все это выливается в какие-никакие расходы. Наконец, вы определяете победителя, а он… сливается, не подписывает контракт. А деньги вы уже потратили.


Обеспечение заявки – это залог, страховка для заказчика, если победитель конкурса уклонится от подписания контракта. За счет нее заказчик может восполнить затраты на организацию закупки. Гарантию предоставляют все участники, а после подведения итогов получают ее обратно. И победитель тоже, если подписал контракт – тогда он предоставляет уже обеспечение контракта. Это опять же страховка – если победитель не выполнит условия.


Обеспечение заявки требуется при участии в , . Однако, если в 44-ом четко прописаны размеры и формы, то 223-ий не дает конкретных указаний на этот счет. А позволяет заказчику самостоятельно решать, требовать ли от участников обеспечение заявки, и в каком размере. И большинство заказчиков требует. Информацию об этом условии надо искать в Положении о закупках конкретного заказчика, которое должно быть опубликовано в ЕИС. Размер обеспечения заявки по 223-ФЗ тоже строго не регламентирован и зависит от выбранной формы: при залоге это процент от начальной максимальной цены контракта, при банковской гарантии ограничений по сумме нет.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: формы

Процедура государственных закупок предусматривает 2 формы обеспечения заявки:

  • в виде денежного залога;
  • и банковской гарантии.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ денежными средствами

Поставщику при подаче документов на участие в тендере необходимо перечислить сумму, указанную в Положении заказчика, на его расчетный счет или счет ЭТП. Обычно она составляет от 0,5% до 5% цены контракта. 223-ФЗ устанавливает ограничения только для торгов, в которых участвуют мелкие предприниматели – до 2%. В других случаях процент может быть и выше. После того как заказчик принял заявку, он присылает реквизиты для перевода обеспечения. Поставщик перечисляет сумму, и она блокируется до окончания торгов. Когда победитель определен, деньги возвращают участникам.


Мало кто из поставщиков может себе позволить просто так взять и изъять из оборота деньги на обеспечение заявки на время проведения торгов. Тем более, обычно компании принимают участие сразу в нескольких тендерах, и деньги нужны на каждый. Поэтому нужную сумму одалживают у финансовых организаций. Это возможно в форме:

  • Тендерного кредита. Выдается на срок не более 1 года. Процентная ставка обычно 15-20% годовых.
  • Тендерного займа. Он оформляется микрофинансовыми организациями, быстрей и проще: буквально в течение нескольких часов, с минимальным пакетом документов. Займы выдаются на сумму не более 1 миллиона рублей, максимум на 2 месяца. Процентная ставка обычно составляет 10-13% годовых (либо фиксированное вознаграждение).

Займ подойдет для срочного обеспечения заявки под конкретную закупку, его выдают быстрее и переплаты по нему меньше. Если же компания ведет тендерную деятельность постоянно, есть смысл заключать кредитные обязательства сразу под все торги с одним и тем же банком, улучшая свою кредитную историю.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ банковской гарантией

Банковская гарантия – это более удобная форма при участии в закупках по 223-ФЗ, так как закон не устанавливает в этом случае строгих требований. Даже в единый реестр в ЕИС банковскую гарантию по 223-ФЗ, в отличии от 44-ФЗ, вносить нет необходимости. Нужно только чтобы она была:

  • безотзывной;
  • имела срок действия (с учетом времени рассмотрения заявок заказчиком);
  • имела четко прописанную сумму (при этом ограничений на ее размер нет).

Банк рассматривает заявки на предоставление гарантии в течение 2-4 дней. Многочисленные брокеры предлагают оформить ее быстрее, однако надо обращать внимание на наличие у них лицензии и соглашений с приличными банками. К тому же, у молодых компаний при обращении напрямую могут возникнуть сложности: банк может посчитать их ненадежными принципалами и отказать. Если же ненадежным окажется банк, гарантию может отклонить заказчик. Поэтому лучше обращаться в финансовые организации из топа Центрального Банка, хотя требование о том, чтобы банк обязательно был из перечня Минфина, как по 44-ФЗ, отсутствует.


Информацию по банковским гарантиям, за которыми обращалась та или иная организация, вы сможете найти в разделе Проверка контрагентов . К каждой записи прилагается ссылка на гарантию, связанную с ней закупку и документацию, данные о заказчике и банке-гаранте, сумма, статус, причина отказа (для соответствующих случаев) и другая важная информация.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ: возврат

Возврат происходит по письменному обращению банка, выдавшего гарантию, в течение 5 рабочих дней (для электронных аукционов – одного дня). Обратно деньги получают все участники конкурса, в том числе те, чьи заявки отклонили. Победителю обеспечение заявки возвращают в те же сроки после подписания контракта, при условии, что он вовремя предоставил его обеспечение.


Ответы на любые вопросы о тендерной деятельности знают наши специалисты! Спросите.

Обеспечение договора по 223-ФЗ - это гарантия для заказчика, что победитель процедуры исполнит все взятые на себя обязательства. Чаще всего деньги требуют в случаях, когда предусмотрен аванс. Порядок предоставления обеспечения, его точная сумма и правила возврата должны быть прописаны в закупочной документации. Что об обеспечении исполнения договора говорится в 223-ФЗ, расскажем далее.

Обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Выберите один из двух способов внесения обеспечения исполнения контракта 223-ФЗ: перечислите необходимую сумму на счет заказчика или предоставьте гарантию из банка. Если вы выбрали в качестве предоставление банковской гарантии, обратите внимание на требования к этому документу:

  • гарантия должна быть безотзывной;
  • гарантия должна быть выдана финансово устойчивым банком;
  • срок действия гарантии должен быть больше периода действия заявки.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Обратите внимание, что зачастую заказчики принимают гарантии не от всех банков. Проверьте, есть ли учреждение, в которое вы хотите обратиться за гарантией, в утвержденном перечне .

Ряд заказчиков при заключении договора просят подписать согласие на невозврат обеспечения контракта по 223-ФЗ.

Вам не вернут деньги, если вы :

  • неоднократно поставляли некачественный товар;
  • просрочили поставку более чем на 20 дней;
  • не предоставили необходимые документы;
  • нарушили сроки устранения недостатков товара;
  • предоставили гарантию из банка, выдачу которой в кредитном учреждении не подтвердили;
  • поставили товар с неподтвержденным сертификатом;
  • поставили товар с неустранимыми дефектами.

Внести обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ важно вовремя, поскольку в обратном случае победителя признают уклонившимся от заключения контракта, а это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков.

Добавим, что на федеральном уровне готовятся прописать требования к банковским гарантиям по 223-ФЗ. Поправки предложил Минфин. Если нововведения одобрят, заказчики будут принимать от участников только те гарантии, которые выдали банки из списка ЦБ. Документы должны быть:

  • безотзывными;
  • со сроком действия на два месяца больше периода подачи заявок или на месяц больше срока действия договора (в зависимости от вида обеспечения).

Обеспечение исполнения договора по 223-ФЗ: сколько процентов

Допустимые пределы обеспечения обязательств по договору , конкретные показатели для отдельной процедуры прописывают в закупочной документации. Если в условиях предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения договора по 223-ФЗ чаще всего равен предоплате.

Когда обязательно обеспечение исполнения контракта по 223-ФЗ

Обеспечение контракта по 223-ФЗ можно установить в денежном выражении при любой закупке. Закон оставляет это на усмотрение заказчика. Условия юрлицо может прописать в своем положении о закупке. Также допустим вариант, при котором размер обеспечения договора по 223-ФЗ при электронном аукционе и других способах закупок указывается только в документации, а в положении не содержится.

Что делать если поставщик обещал, но не обеспечил договор

Акционерное общество заключило договор по Закону № 223-ФЗ. Поставщик обязался предоставить обеспечение исполнения договора в виде безотзывной банковской гарантии или поручительства, но не сделал этого. Заказчик направил претензию, но не получил ответа на нее и обратился в арбитражный суд. Дело дошло до Верховного Суда. Интересно, что судьи разных инстанций разошлись во мнениях, должен ли поставщик исполнить обещанное и оформить гарантию или обязан только выплатить неустойку за нарушение.

Обеспечение заявки – это способ подтверждения претендентом в торгах серьезности своих намерений принять участие в тендере и один из инструментов показывающих его благонадежность.

Размер обеспечения устанавливается Заказчиком или организатором торгов, в пределах установленных законодательством. В государственных закупках такой предел составляет от половины процента до пяти процентов начальной стоимости контракта. Суть обеспечения заявки сводится к тому, что если участник торгов предпримет действия, которые содержат в себе признаки его недобросовестности и (или) нарушения положений документации закупки или законодательства, то Заказчик удержит сумму обеспечения заявки для восстановления своих нарушенных прав, а участник лишится собственных средств. Но это только общее описание принципа действия рассматриваемого механизма, который содержит в себе множество условий, нюансов и условностей, которые мы подробно рассмотрим в настоящей статье.

Основа нормативно-правового регулирования обеспечения заявки по 44-ФЗ установлена статьей 44 Закона о контрактной системе. Данная статья устанавливает, что обеспечение (подтверждение) заявки является обязательным условием, которое Заказчики должны включить в документацию торгов.

При этом участнику закупки предлагаются две формы оформления обеспечения заявки при осуществлении конкурса или аукциона закрытого типа. Это либо внесение денег на счет Заказчика, либо банковская гарантия на участие в торгах. Из указанных вариантов участник самостоятельно выбирает наиболее для него предпочтительный способ и предоставляет его Заказчику.

С аукционами в электронной форме ситуация несколько иная, поскольку форма обеспечения в аукционе может быть только в виде внесения денег на счет, но не на счет Заказчика, как в конкурсе и закрытом аукционе, а на счет оператора торговой площадки. Эти деньги и позволяют оператору торговой площадки осуществлять свои функции без взимания платы с Заказчиков или участников, поскольку, по сути, участники предоставляют оператору беспроцентное кредитование. При аккредитации участника оператор площадки открывает ему индивидуальный лицевой счет, на котором участник должен обеспечивать нахождение достаточного количества средств на момент подачи заявки на участие в аукционе.

Таким образом, рекомендуется в случае участия в большом количестве аукционов заранее перевести на данный счет достаточное количество средств, поскольку зачисление на лицевой счет лица осуществляется не одномоментно, потому что платежи обрабатываются оператором вручную по наименованию платежа.

Очень важно помнить, что при участии в аукционе подтверждение заявки не предоставляется Заказчику! Только оператору, Заказчик никоим образом не участвует в данном процессе. При всех остальных способах закупок это правило не действует.

Отдельно стоит отметить ситуацию с подтверждением документа на участие в торгах при проведении запроса предложений. Дело в том, что по общему правилу подтверждение заявки при проведении закупки в такой форме не требуется, за исключением такой ситуации, когда запрос предложений проводится в случае признания повторного конкурса, аукциона в электронной форме несостоявшимся. Тогда документ, подтверждающий предоставленное обеспечение на участие в торгах оформляется по правилам открытого конкурса.

Отдельного упоминания требует довольно распространенная ситуация среди участников закупок, когда участник предоставляет в составе заявки документ, подтверждающий перечисление денежных средств, но сами денежные средства на момент рассмотрения документа на участие в торгах по каким-либо причинам не поступили на счет Заказчика. Несмотря на то, что в такой ситуации абсолютно нет вины участника, при условии, что документы подлинные, Заказчиками такая ситуация вполне обоснованно трактуется как не предоставление обеспечения с последующим отклонением заявки участника.

Виды обеспечения заявки

От способа осуществления закупки зависит вид обеспечения документа на участие в торгах. Для запроса котировок подтверждение заявки не требуется никогда. Для запроса предложений также, но с единственным исключением из этого правила, которое указано выше. Основной интерес в этом вопросе представляют все разновидности конкурсов, а также электронный и закрытый аукцион.

В случае с конкурсами и электронными аукционами существует два основных вида обеспечения заявок – денежные средства , внесенные на счет, или банковская гарантия . Денежные средства могут быть собственными или заемными. В свою очередь заемные средства можно получить в виде тендерного займа на подтверждение документа на участие в торгах или в виде кредита на подтверждение тендерной заявки. Между этими вариантами существует несколько различий.

Основное отличие заключается в том, что тендерный займ может быть выдан любой микрофинансовой организацией, которая обладает необходимой лицензией, а кредит можно получить только в кредитной организации, то есть в банке.

Микрофинансовая организация предоставляет займ на условиях договора займа, без учета кредитной истории заемщика, в то время как банк полностью изучает заемщика, и при наличии вывода о неблагонадежности заемщика банк может отказать в заключении договора на получение кредита. Естественно, что действия предпринимаемые банком занимают некоторое время, которого в условиях сжатых сроков подготовки документов может не хватить для подачи заявки в срок. Таким образом, возможность получения быстрого и самое главное гарантированного займа выгодно отличают его от кредита. Так же, при получении кредита может потребоваться внесение залога, в то время как займ не требует таких действий заемщика.

В свою очередь тендерный кредит бывает двух видов: разовый или с возобновляемой кредитной линией . Разовый тендерный кредит позволяет предоставить подтверждение документа на участие в торгах только на одну конкретную закупку, условия которой сообщены банку. При получении кредита в форме возобновляемой кредитной линии у участника закупки появляется возможность подавать заявки на участие в нескольких закупках в течение определённого периода времени. После закрытия обязательств по выданным кредитам в рамках кредитной линии, участник может претендовать на новое кредитование.

Как правило, банк принимает решение в течение 3 дней, но здесь все индивидуально, решение может быть принято и в течение суток, и в течение 15 минут. Ставки также во многом индивидуальны, искать на рынке лучшее предложение стоит из своих собственных предпочтений и условий. Для получения кредита, как правило, требуется подготовить финансовую отчётность, справку об отсутствии задолженностей и анкету (заявление).

Таким образом, если участник закупки участвует в тендерах и закупках на постоянной основе или торги идут со значительной начальной ценой, более удобным будет использовать механизмы привлечения заемных средств для внесения денежных средств в качестве обеспечения документа на участие в торгах. В случае если у участника закупки имеется возможность использовать собственные средства, то такой вариант конечно для него будет более предпочтительным.

Не стоит также забывать и про возможность предоставления банковской гарантии, которая позволяет участнику заплатить гораздо меньшую сумму, чем требуется для обеспечения заявки. Но в таком случае, он эту сумму перечислит безвозвратно, тогда как сумма денежных средств, перечисленная на счет, подлежит возврату в сроки установленные законодательством.

Контрактным законом установлены особые требования к сроку действия именно банковской гарантии предоставляемой для обеспечения заявок, что отличает ее от обеспечения исполнения контракта. Такой срок должен составлять минимум 2 месяца с даты окончания подачи заявок.

Конкретные требования к содержанию банковской гарантии установлены частью 2 статьи 45 Закона о контрактной системе. Основным новшеством, привнесенным контрактным законом в систему обеспечения в отношении банковских гарантий, является внедрение механизма реестра банковских гарантий, который был призван обеспечить прозрачность и достоверность этого рынка.

Ни для кого не секрет, что в период действия 94-ФЗ было большой проблемой наличие на рынке огромного количества так называемых «серых» гарантий. Поэтому была установлена обязанность Заказчика сверяться с данным реестром при принятии банковской гарантии, а банки стали обязаны размещать соответствующие сведения в реестре в течение одного рабочего дня со дня выдачи такой банковской гарантии.

Получение банковской гарантии связано с наличием некоторых особенностей и нюансов. В первую очередь это связано с тем, что не все банки имеют право выдавать такие банковские гарантии, а только включенные в так называемый «налоговый» перечень, установленный частью 1 статьи 45 НК РФ. Поэтому прежде, чем обратиться в банк его стоит проверить по этому перечню. Существенно сэкономить время и силы могут банки, которые предлагают сервисы для оформления банковской гарантии в электронном виде, что является вполне логичным шагом в системе государственных закупок, где полностью электронные аукционы давно уже заняли лидирующие позиции среди остальных способов закупок.

Размеры обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки является величиной не постоянной, устанавливается по желанию и на усмотрение Заказчика, но с учетом условий и пределов законодательства. К таким условиям относится способ определения поставщика, величина начальной цены контракта, а также преференции и ограничения, установленные Заказчиком.

По общему правилу размер обеспечения документа на участие в торгах должен быть установлен в пределах от половины процента до пяти процентов от НМЦК .

Но для аукционов это правило действует только при условии, если начальная стоимость контракта составляет больше трех миллионов. Если же начальная стоимость контракта меньше или равна трем миллионам, то в таком случае размер обеспечения фиксирован Законом о контрактной системе в размере одного процента от НМЦК .

В случае установления преференций для организаций инвалидов или учреждениям или предприятиям уголовно-исполнительной системы, а также ограничений для малого бизнеса и некоммерческих организаций, меняется только верхний предел из общего правила, вместо пяти процентов, размер обеспечения документа на участие в торгах не может быть более двух процентов .

Если тщательно проанализировать вышеуказанные условия, можно проследить одну закономерность, которая заключается в том, что наиболее оптимальным размером обеспечения заявки, отвечающим одновременно всем условиям, является один процент от начальной цены контракта. И, как показывает практика, Заказчики пользуются этой возможностью, поскольку это позволяет для них избежать лишних ошибок, при проведении большего количества закупок, условия которых отличаются. Поэтому если Заказчик установил иной размер, хотя до этого использовал один процент, это может свидетельствовать о желании Заказчика законными способами ограничить количество участников и отсеять недобросовестных контрагентов.

Сроки возврата обеспечения заявки

Возврат обеспечения документа на участие в торгах по 44-ФЗ является необходимым условием данного механизма, поскольку при исчезновении условий, способствующих предоставлению обеспечения, Заказчик теряет основания для удержания денег перечисленных ему участником. Но при определенных условиях Заказчик имеет право удержать их и не возвращать участнику. В свою очередь участник торгов во избежание подобной ситуации стремится не допускать наступления таких условий.

Опять же в зависимости от формы торгов, зависит порядок и сроки возврата обеспечения. Причем стоит отметить, что возврату подлежат только деньги, внесенные на счет. По гарантии никаких действий после наступления окончания срока действия контракта не предпринимается.

Для конкурсов и аукционов закрытого типа установлен срок по 44-ФЗ в пять рабочих дней с даты наступления определенного случая. Всего таких случаев несколько, в частности:

— для участников, кроме победителя, это подписание итогового протокола;
— для победителя это подписание государственного или муниципального контракта;
— отмена торгов;


— направление заявки после окончания срока подачи заявок;

Стоит отметить, что возврат обеспечения при проведении торгов в форме конкурса и закрытого аукциона производится организатором торгов, поскольку именно на его счет участник перечисляет обеспечение.

В случае проведения электронного аукциона обязанность по возврату обеспечения заявки возложена на оператора торговой площадки. За неисполнение данной обязанности он несет административную ответственность, так же как и организатор торгов при проведении конкурса и закрытого аукциона.

Однако со стороны участника будет благоразумно не ждать от Заказчика или оператора автоматического возврата обеспечения, а обеспокоиться этим вопросом самостоятельно. Для этого стоит направить Заказчику или оператору письмо на возврат обеспечения заявки. Тем самым вы напомните им о необходимости исполнения обязанности, установленной Законом о контрактной системе, и сможете вовремя получить свои деньги обратно.

Срок возврата обеспечения заявки по 44-ФЗ по электронным аукционам установлен в пределах 1 рабочего дня со дня возникновения определенного случая. Эти случаи следующие:

— опубликование итогового протокола;
— отмена торгов;
— подача одним участником двух и более заявок на один аукцион, если они отозваны до этого не были;
— получение заявки после истечения срока для подачи;
— истечение срока аккредитации;
— отзыв документа на участие в торгах участником;
— отзыв документа на участие в торгах участником закупки после подведения итогов аукциона;
— отстранение участника от торгов;
— участник не явился на процедуру торгов по аукциону;
— заявка не соответствует требования документации и Закона;
— отказ от подписания контракта;
— не согласование контракта с единственным поставщиком (если в соответствии с законом требуется согласие контрольного органа).

Но и без наступления вышеуказанного, участник имеет право вернуть деньги, находящиеся на счете оператора торговой площадки, при условии, что эти средства не заблокированы оператором и не подлежат перечислению Заказчику. Для возврата участник должен направить оператору соответствующее требование о возврате, которое оператор торговой площадки обязан исполнить в течение трех рабочих дней.

В каких случаях обеспечение заявки не возвращается участнику?

Выше мы рассмотрели случаи, при наступлении которых обеспечение заявки, предоставленное участником в виде перечисления денежных средств на счет Заказчика или оператора, возвращается участнику. Но также существуют случаи, которые позволяют Заказчику или оператору не возвращать данные денежные средства. Тем самым компенсируются возможные потери Заказчика от недобросовестных действий участника. К таким условиям относятся:

— уклонение участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— отказ участника от заключения государственного или муниципального контракта;
— непредоставления обеспечения исполнения контракта;
— подтверждение контракта не соответствует требованиям законодательства и документации.

Стоит отметить, что некоторые эти случаи порой не зависят от воли участника. Поэтому участнику закупки стоит обратить пристальное внимание на соблюдение всех требований законодательства, особенно в части требований к форме и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.

Обеспечение заявки по 223-ФЗ

В отличие от единых требований для государственных и муниципальных Заказчиков установленных Законом о контрактной системе, подтверждение заявки по 223-ФЗ носит строго индивидуальный характер для каждого Заказчика, поскольку сам закон не устанавливает никаких положений относительно обеспечения заявки. Соответственно каждый Заказчик в своем положении самостоятельно устанавливает размер обеспечения документа на участие в торгах, условия и порядок его предоставления, его виды, а также определяет возврат обеспечения заявки по 223-ФЗ.

Поэтому если в государственных закупках участники привыкают к одним и тем же «правилам игры», то в случае корпоративных закупок следует проявить особенную внимательность и осторожность. Прежде чем принять решение об участии в закупке стоит досконально ознакомиться с Положением о закупке конкретного Заказчика, изучить все условия и тщательно их придерживаться, чтобы избежать наступления неблагоприятных последствий.

На практике некоторые Заказчики не изобретают велосипед, и используют положения Закона о контрактной системе по аналогии, иногда изменяя только незначительные детали. Но так же встречаются и такие Заказчики, которые внедряют абсолютно неизвестные контрактному закону механизмы и институты. Наиболее распространённым видом обеспечения документа на участие в торгах по 223-ФЗ является денежный залог, который подлежит перечислению на банковский счет Заказчика, осуществляющего закупку. Возврат этих средств также осуществляется по правилам, установленным положением конкретного Заказчика.

Здравствуйте Алексей!

Вы в праве обратиться как в ФАС так и в Арбитражный суд.

в первом случае:

при обращении в ФАС с жалобой заказчик рискует быть подвергнутым ответственности по КоАП РФ,

Статья 7.31.1. Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), порядка и (или) сроков блокирования операций по счету участника закупки, порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, правил документооборота при проведении электронного аукциона, разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике закупки до подведения результатов электронного аукциона

1. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пяти тысяч рублей; на юридических лиц - тридцати тысяч рублей.
2. Нарушение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - девяноста тысяч рублей.
3. Нарушение оператором электронной площадки установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
4. Нарушение оператором электронной площадки установленного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке, - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
5. Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, - влечет наложение административного штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
6. Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот пятидесяти тысяч рублей.

а так же его обяжут вернуть сумму обеспечения заявки.

2. Если обратитесь в Арбитражный суд:

Исковое заявление о возврате заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, а так же взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. Либо исковое заявление о взыскании неосновательного обогащения.

Так же добавлю, что перед обращением в Арбитражный суд обязательно обратитесь к заказчику с письменным обращением (претензией) о возврате заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.

С Уважением Яков Андреевич!

Похожие публикации