Лицензирование деятельности. Лицензионные требования и условия, необходимые для осуществления деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции

С 1 мая 2015 года управляющая компания может осуществлять свою деятельность в сфере ЖКХ только при наличии лицензии. Мы расскажем об условиях ее получения, о том, какие требования предъявляются к компании и должностным лицам и может ли компания быть лишена лицензии.

Лицензированная деятельность в области ЖКХ

Лицензирование УК предусмотрено Законом от 21.07.14 №255-ФЗ, ЖК и иными нормативными актами. Получение лицензии не требуется, если деятельность осуществляется жилищными, потребительскими кооперативами или ТСЖ.

Получить лицензию могут как юрлица, так и лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Данный документ выдается в течение месяца с момента подачи документов в органы ГЖК. Это время отводится на проведение проверки компании, на определения соответствия поданных документов требованиям законодательства. ГЖК также осуществляет проверку и контроль за соблюдением лицензионных требований.

Лицензирование УК является единоразовым действием.

Разрешительный документ платный, его стоимость устанавливается Правительством. Лицензия на право осуществления деятельности в сфере ЖКХ является бессрочной. Она не может быть передана иным лицам и действует только на территории России.

Неотъемлемый атрибут лицензии - приложение, в котором указываются адреса МКД, где осуществляется деятельность компании. В случае изменения реестра многоквартирных домов, управляющая компания обязана не позже 3 рабочих дней известить органы ГЖК. Изменения вносятся на сайт ГЖК, поскольку данная информация является открытой и общедоступной.

Понятие лицензионных требований

Согласно п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению МКД, Постановления №1110 от 28.10.14 г., лицензионные требования подразумевают выполнение требований, предусмотренных ч.2 ст.162 ЖК. Согласно данным требованиям управляющая компания, в процессе деятельности принимает обязательства:

  • за надлежащее содержание имущества коллективного пользования, находящегося на балансе МКД;
  • за надлежащее качество услуг и работ, за соблюдение требований техрегламента и порядка содержания МКД;
  • за соразмерность качества предоставляемых услуг установленным предписаниям.

Требования, предъявляемые к лицензиату или соискателю

Согласно ст. 193 ЖК к управляющей компании, которая претендует на получение лицензии (лицензиат), предъявляются следующие требования:

  • лицензиат или соискатель обязан зарегистрироваться в качестве юридического лица либо являться ИП в соответствии с законами РФ. Лица, зарегистрированные на территории иностранных государств, допуск к деятельности, связанной с управлением МКД не получают.
  • Должностные лица компании должны иметь квалификационный аттестат.
  • У руководителя компании не должно быть судимости за совершение экономических и иных преступлений.
  • В реестре должны отсутствовать лица, ранее осуществлявшие функцию лицензиата, и лицензия которых аннулирована, лица, к которым применялось админнаказание (дисквалификация), а также ИП, чья лицензия аннулирована или применялось админнаказание (дисквалификация).
  • Сводный федеральный реестр лицензий не должен содержать данные про аннулирование лицензии на управление МКЖ.
  • Выполнение требований по предоставлению данных (согласно ч.10 ст.161 ЖК).
  • Другие, установленные законом требования.

Кроме вышеуказанных лицензионных требований, компания должна пройти проверку на наличие помещения и оборудования, необходимого для осуществления деятельности в сфере ЖКХ. УК должна осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание дома как лично, так и силами субподрядчиков.

Кроме того, получение лицензии будет невозможным в случае банкротства либо открытого процесса ликвидации юрлица, претендующего на управление МКД.

Лицензионные требования и условия, предъявляемые к должностному лицу лицензиата или соискателя

Для того чтобы УК была допущена к лицензированию, ее руководителю необходимо сдать бесплатный экзамен, прием которого осуществляет постоянно действующая региональная комиссия. Перечень экзаменационных вопросов утверждается на законодательном уровне.

После сдачи экзамена на соответствие занимаемой должности, руководитель получает аттестат (срок действия последнего - 3 года). Только при наличии у должностного лица квалификационного аттестата, компания сможет претендовать на получение лицензии.

  • Для руководителей УК существуют следующие лицензионные требования и условия:
  • лицо не должно иметь судимости за экономические преступления (непогашенные и не снятые);
  • раскрыть информацию о работе в порядке, установленном законом;
  • иметь квалификационный аттестат на соответствие занимаемой должности

Обязанности управляющей компании

Обязанности УК предусмотрены договором, на основании которого компания, по требованию жильцов, управленческих органов ТСЖ, жилкооператива либо другого кооператива, на протяжении определенного срока и за вознаграждение принимает на себя обязательства:

  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, необходимые в процессе управления домом;
  • осуществлять работы либо предоставлять услуги, связанные с надлежащим содержанием и ремонтом имущества коллективного пользования;
  • предоставлять услуги ЖКХ лицам, проживающим в доме;
  • проводить по согласованию с владельцами квартир дома деятельность, связанную с улучшением управления МКД.

Нарушения лицензионных требований

С целью повышения ответственности управляющих компаний, законом предусмотрены основания для аннулирования лицензии.
Потерей права на управление домом является неисполнение предписаний органов госжилнадзора 2 и более раза в течение года. Грубые нарушения лицензионных требований также являются основанием для лишения управляющей компании разрешения на осуществления деятельности.

Кроме того, лицензия аннулируется, если общее число многоквартирных домов в реестре, приложенном к лицензии, сокращается на 15% и более за год.

Лицензия может быть аннулирована только в судебном порядке и по решению органов ГЖН. В случае аннулирования либо отмены лицензии, компания продолжает выполнять свои функции по управлению МКД до момента возникновения обязательств у новой управляющей компании. Новая управляющая компания выбирается на общем собрании владельцев квартир МКД либо на основании публичного конкурса, проводимого местными органами самоуправления.

Согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование осуществляется в целях соблюдения прав, жизни или здоровья граждан, обороноспособности и безопасности страны, а также требований по охране окружающей среды и памятников архитектуры. Если деятельность вашей компании в той или иной степени может нарушить обозначенные требования, то получение лицензии является обязательным условием ведения бизнеса.

Как получить документ, что он собой представляет и каким требованиям должен соответствовать потенциальный лицензиар? Ищите ответы в нашей статье.

Что такое лицензирование: буква закона

Лицензией называют особый разрешительный документ, позволяющий осуществлять определенную деятельность. Соответственно, лицензирование - это процесс оформления, продления и аннулирования такого разрешения. Порядок лицензирования регулируется указанным выше законом (далее - № 99-ФЗ).

Наличие лицензии гарантирует потребителю безопасность и качество услуг или работ, их соответствие всем установленным законодательством иными правовыми актами нормативам.

Соискателем лицензии может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель. Выдачей лицензий занимается множество государственных органов. В какой из них обратиться? Это зависит от типа деятельности. Например, лицензия на оказание многих типов грузоперевозочных услуг выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, аудиторские компании получают лицензии в Минфине России, лицензии на производство медицинской техники и оказание медицинских услуг выдает Росздравнадзор, а за лицензией на предоставление охранных услуг нужно обращаться в МВД России. Всего же в нашей стране насчитывается почти 30 государственных органов, занимающихся лицензированием деятельности.

В их ведении находится не только выдача лицензий, но и их аннулирование и приостановление, ведение реестров организаций, получивших лицензию, а также контроль за соблюдением соответствующих условий.

Существуют также частные коммерческие организации, оказывающие консалтинговую помощь в лицензировании - они помогают собрать пакет документов и пройти все бюрократические препоны.

Важно помнить о том, что лицензирование деятельности - это не акт доброй воли со стороны предпринимателя, а требование законодательства, за нарушение которого предусмотрены санкции.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

На сегодняшний день закон выделяет около 50 направлений деятельности, для которых обязательно получение лицензии. В частности, лицензированию подлежат:

Это лишь основная часть обширного списка видов деятельности, для занятия которыми требуется лицензия.

Важно!
Весь перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, содержится в статье 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Хотеть - не значит получить лицензию: требования к организациям

Процедура лицензирования достаточно непростая задача и предполагает соответствие соискателя определенным требованиям. Необходимо иметь соответствующую деятельности техническую базу (причем необходимое оборудование должно быть в собственности и иметь соответствующую документацию), помещения, штат квалифицированных специалистов, систему производственного контроля, уставной капитал определенного размера, отсутствие задолженностей и многое другое.

На заметку
Согласно статье 333.33 НК РФ для большинства типов деятельности размер госпошлины за получение лицензии составляет 7,5 тысяч рублей. Но из этого правила есть исключения. Например, для получения лицензии на совершение банковских операций придется заплатить 0,1% уставного капитала, но не более 500 тысяч рублей. Лицензия на производство спиртосодержащих продуктов стоит от 800 тысяч рублей, а на розничную продажу алкоголя - 65 тысяч рублей за год.

Короткого и простого ответа на вопрос о том, как получить лицензию, не существует как минимум потому, что правила и условия лицензирования зависят от вида деятельности, на который получается лицензия.

Однако, вне зависимости от рода деятельности, для оформления лицензии требуются:

  • заявление на получение лицензии, составленное по форме;
  • копии документов, свидетельствующих о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям (их перечень определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности);
  • пакет учредительных документов компании;
  • квитанцию об уплате госпошлины за предоставление лицензии.

Порядок получения лицензии

Порядок лицензирования предполагает прохождение нескольких этапов.

Сначала вам необходимо оплатить госпошлину, поскольку квитанция об ее оплате входит в пакет необходимых документов. Затем нужно собрать все бумаги, которые нужны для получения лицензии, и здесь нужно быть крайне внимательным, поскольку отсутствие даже одного документа станет препятствием в получении лицензии.

  • наименование, организационно-правовая форма компании, юридический и фактический адрес, электронный адрес и телефон, государственный регистрационный номер юрлица и наименование органа регистрации с указанием его адреса;
  • ИНН и данные документа о постановке на учет в налоговой службе;
  • лицензируемый вид деятельности;
  • реквизиты квитанции об уплате госпошлины;
  • данные документов, подтверждающих соответствие лицензиара требованиям к лицензируемому виду деятельности.

Заявление вместе с подкрепляющим пакетом документов подается в соответствующий лицензирующий орган. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.07.2012 г. № 722 «Об утверждении Правил предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов» допускается подача электронных документов.

По закону в течение пяти рабочих дней вам сообщат, приняты ли документы к рассмотрению. Положительный ответ еще не означает, что лицензия уже практически у вас в кармане - он говорит лишь о том, что документы предоставлены в полном объеме. Бывает и так, что лицензирующий орган отказывается принимать бумаги, как правило, это связано с тем, что какого-то документа не хватает. Тогда чиновники выдают уведомление о необходимости устранения недочета. На это дается 30 дней.

Если документы приняты на рассмотрение, придется запастись терпением. Процедура лицензирования занимает 45 дней, считая со дня подачи заявления. За это время лицензирующий орган проверит все бумаги и достоверность указанных в них сведений, а также соответствие претендента требованиям. После этого оформляется приказ о выдаче лицензии. Через 3 дня после подписания приказа его выдают на руки представителю компании.

Лицензия на деятельность - это не только права, но и обязательства. Помните о том, что государственный орган, выдавший вам лицензию, будет периодически проверять вас. Проверки могут быть как плановыми, так и внеплановыми.

График и частота плановых проверок зависит от вида деятельности, обычно они проводятся каждые 1–3 года. Если в процессе такой проверки контролер обнаружит нарушения, у вас будет 30 дней на то, чтобы их исправить. В противном случае лицензия будет приостановлена, а данные об этом факте внесут в специальный реестр. В случае если бизнесмен продолжает игнорировать требования и по истечению этого срока, лицензия аннулируется.

Внеочередные проверки проводятся в случаях выявления нарушений во время предыдущих проверок, если в орган поступило сообщение о таких нарушениях и пр.

Иногда обстоятельства складываются так, что лицензию приходится переоформлять. Переоформление лицензии на деятельность требуется при реорганизации юридического лица, изменении юридического адреса и названия компании или смене фактического либо юридического адреса осуществления деятельности. Порядок переоформления во многом схож с процессом получения лицензии, однако госпошлина в этом случае меньше - от 600 рублей.

Хотя процесс оформления лицензии может показаться непростым, получить эту бумагу необходимо. Работа без лицензии считается административным правонарушением и карается штрафами, конфискацией продукции, орудий производства и сырья, а в ряде случаев - приостановлением деятельности.


Подготовка к получению лицензии - дело непростое и кропотливое, требующее особого внимания. Однако ничего невозможного в этом нет. Если вы все же не уверены, что все сделали правильно, лучше начать процедуру с консультации в надежной юридической компании, которая оказывает поддержку на всех этапах получения лицензии на деятельность.

Лицензия - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю Жилинский С.Э. Предпринимательское право. Учебник /Под ред. С.Э. Жилинского. - М.: Инфра-М, 2000. - С. 123.. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Законодатель говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и условия Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 180..

Лицензионные условия - это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности.

К обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензируемых видов деятельности законодатель относит:

соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

Кроме обязательных требований законодателем предусмотрены и специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем, а также требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 181..

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Действие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом, получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных требований О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 17 августа. - С. 3..

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

Деятельность, на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территории данного субъекта РФ. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации.

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени. Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник. В 2-х томах. Т.1. / Под.ред. О.М. Олейник. - М.: Юристъ, 2000. - С. 183..

В лицензии указывается:

  • 1) наименование органа, выдавшего лицензию;
  • 2) для юридических лиц - наименование и юридический адрес;
  • 3) для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные (серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
  • 4) вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
  • 5) срок действия лицензии;
  • 6) условия осуществления лицензируемой деятельности;
  • 7) регистрационный номер лицензии и дата выдачи.

Содержанием последней является перечень полномочий, составляющих компетенцию хозяйствующего субъекта (см. Приложение В). Его определение вызывает некоторые вопросы. В частности, нуждаются в уточнении пределы усмотрения органов управления в установлении этого перечня. Известно, что должностные лица по собственному усмотрению вычеркивают или вписывают в выдаваемую лицензию отдельные направления деятельности. Это представляется недопустимым. Необходимо, чтобы в лицензию включались по просьбе хозяйствующего субъекта все виды не запрещенных законом операций в пределах данного направления деятельности, для ведения которых этот субъект представил необходимые обоснования Ершова И. В., Иванова Т.М. Предпринимательское право /Под ред. И.В.Ершовой. - М.: Юриспруденция, 2000. - С. 188..

Лицензия подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.

Следует также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган лицензирования.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий на виды деятельности, лицензирование которых они осуществляют. В реестре лицензий должны быть указаны О ведении государственного сводного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции: Постановление Правительства РФ от 08.07.1997 №825 // Российская газета. - 1997. - 22 июля. - С. 4.:

  • 1) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
  • 2) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
  • 3) основание и дата аннулирования лицензии;
  • 4) иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц. Информация, содержащаяся в реестре лицензий, в виде выписок о конкретных лицензиатах предоставляется физическим и юридическим лицам за плату. Плата за предоставление информации, содержащейся в реестре лицензий, зачисляется в соответствующий бюджет.

Информация из реестра лицензий органам государственной власти и органам местного самоуправления предоставляется бесплатно.

Срок предоставления информации из реестра лицензий не может превышать три дня со дня поступления соответствующего заявления.

"Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии", 2008, N 10

В настоящее время у государственных органов, организаций различных форм собственности, а также у граждан возникает постоянная потребность в использовании защищенной полиграфической продукции. Спектр ее использования настолько широк, что включает, например, и приобретение гражданином лотерейного или железнодорожного билета, и выдачу свидетельства о постановке на учет юридического лица, и получение им лицензии на осуществление определенного вида деятельности.

Определение защищенной полиграфической продукции содержится в Постановлении Правительства РФ от 16.01.2007 N 15 "О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией" (далее - Постановление Правительства РФ N 15). Такой продукцией является полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, содержащая не менее двух защитных элементов, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции (например, бланк медицинской книжки, бланк паспорта гражданина РФ, бланк трудовой книжки, лотерейный билет, свидетельства о государственной регистрации прав, возникающих при сделках с недвижимостью, бланки ценных бумаг на предъявителя, бланки именных и ордерных ценных бумаг, проездные билеты, бланки рецептов на сильнодействующие наркотические средства, льготные рецепты, марки для маркировки алкогольной продукции и т.д. (Письмо Минфина России в ФОИВ от 21.02.2005 N 03-04/58). В отношении производства денежных знаков ситуация везде одинакова: государство, как правило, имеет собственные предприятия, занимающиеся выпуском денег, ему всегда принадлежит исключительное право на эту деятельность.

Для того чтобы полиграфическая продукция относилась к категории защищенной от подделок, она должна содержать не менее двух элементов защиты из числа перечисленных в Приказе Минфина России от 07.02.2003 (в ред. от 11.07.2005) N 14н "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года N 817" (далее - Приказ Минфина России 14н). К таким защитным элементам, в частности, относятся индивидуальный номер для каждого бланка, водяной знак, ныряющая полимерная нить, защитные волокна, ультрафиолетовое свечение красок (защитных волокон), специальные виды типографской печати.

Соответственно, организации, у которых возникла необходимость в использовании такой продукции, могут приобрести ее только у того производителя (продавца), который имеет лицензию на изготовление и продажу такой продукции.

Естественно, бланков лицензии или свидетельства о государственной регистрации права в свободной продаже нет, изготавливается такая продукция только по специальному заказу соответствующего органа или учреждения, но бланк трудовой книжки, например, может приобрести любая организация.

Следует отметить, что стремительное развитие мировых полиграфических технологий и техники поставило деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции в разряд наиболее уязвимых объектов для достижения криминальных интересов. В обзорах новостей очень часто появляются репортажи о подделках тех или иных документов (начиная от паспорта гражданина, заканчивая бланками лицензий, дипломов и т.д.). В связи с этим государство и ввело строгий механизм контроля за изготовлением и реализацией такой продукции, выразившийся в лицензировании этой деятельности, предъявлении строгих требований к организациям, осуществляющим эту деятельность.

Достаточно сказать, что сегодня не так много компаний обладают правом изготавливать защищенную полиграфическую продукцию. Так, согласно реестру лицензий на осуществление этого вида деятельности (по состоянию на 02.07.2008), расположенному на официальном сайте ФНС России, а в данный момент именно ФНС России является лицензирующим органом в соответствии с пп. 5.2.6 п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", в настоящее время в России только 22 организации обладают такой лицензией, из них 7 организаций имеют право на изготовление защищенной полиграфической продукции всех уровней ответственности ("А", "Б", "В"), 14 организаций имеют право на изготовление продукции "Б" и "В" уровней ответственности и 1 организация имеет право на изготовление продукции только "В" уровня ответственности. Из них 11 организаций находятся в Москве, 1 - в Московской области, 3 - в Санкт-Петербурге, по 1 - в Костроме, Владивостоке, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Смоленске, Ижевске. Таким образом, если в Москве и Санкт-Петербурге имеется хоть какая-то конкуренция в этой сфере, то в других субъектах РФ она отсутствует.

Лицензионные требования и условия для осуществлении деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговле указанной продукцией к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим (желающим осуществлять) такую деятельность (далее - лицензиаты), касаются всех аспектов их деятельности и установлены Постановлением N 15. Рассмотрим каждое из этих требований подробно.

Первое. Субъектом, который может получить лицензию на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией может быть как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, так как Постановлением Правительства РФ N 15 не установлено соответствующих ограничений.

Второе. В целях обеспечения комплексной системы безопасности, обеспечивающей сохранность и оперативный учет защищенной полиграфической продукции, ее полуфабрикатов и печатных форм, а также защитных материалов и технологий, используемых в процессе производства, при изготовлении защищенной полиграфической продукции на всех этапах производственного цикла - от приемки заказа до выдачи готовых изделий заказчику, лицензиатом должен быть организован и строго поддерживаться специальный режим охраны помещений (территории), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции (пп. "а" п. 4 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 15 (далее - Положение о лицензировании)).

Положения по режиму охраны помещений (территории) включают требования по обеспечению:

  • охраны помещений, оборудованию их средствами охранно-пожарной сигнализации. Окна помещений должны быть оснащены решетками полиграфических предприятий;
  • пропускного режима в помещения и режима нахождения в них. Например , в производственных помещениях формных, разработки оригинал-макета и печатных цехов (участков) не разрешается нахождение работающих в отсутствие ответственного лица, назначенного начальником цеха (участка) или руководством лицензиата. Подробнее с данными требованием можно ознакомиться в Приказе Минфина России N 14н.

Третье. Для лицензиатов установлен специальный порядок изготовления, приема, хранения, обработки, сдачи, отпуска, транспортировки и учета бумаги, полуфабрикатов печатных и формных изделий полиграфической деятельности, порядок действий при обнаружении их недостачи и хищения. Например , информация обо всех случаях утери, хищения бланков защищенной полиграфической продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, должна направляться в трехдневный срок в Министерство внутренних дел РФ.

Также установлены требования к степеням защиты изготавливаемой продукции, порядок и условия уничтожения бракованной продукции, сроки хранения соответствующей документации.

Подтверждением наличия указанных требований согласно пп. "в" п. 6 Постановления N 15 будут являться следующие документы:

  • инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
  • инструкция по учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции.

Составляются данные инструкции в свободной форме и утверждаются руководителем соискателя лицензии. Данные инструкции должны соответствовать Требованиям по режиму охраны помещений (территорий), используемых для осуществления деятельности по изготовлению и учету защищенной полиграфической продукции, утвержденным Приказом Минфина России N 14н (далее - Требования по охране). Неточное содержание инструкций может привести к отказу лицензирующего органа в выдаче лицензии на основании несоответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям (ч. 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный Закон N 128-ФЗ)).

По данному вопросу имеется судебная практика. Так, Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 N 09АП-8827/2006-АК по делу N 09АП-8827/2006-АК было оставлено без изменений Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.06.2006, отказавшего ОАО "Перспектива" (далее - Общество) в удовлетворении заявления о признании незаконным решения ФНС России об отказе в предоставлении лицензии, обязании ФНС России предоставить лицензию. Отказ ФНС России в выдаче лицензии был основан на несоблюдении Обществом требований законодательства в части соответствия Инструкции по режиму охраны помещений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и Инструкции по учету защищенной полиграфической продукции в полном объеме Требованиям по охране.

Следующими документами, подтверждающими соответствие лицензиата требованиям по охране помещений, являются:

  • акт обследования МВД России, в котором должно найти отражение соблюдение соискателем лицензии требований Приказа Минфина России N 14н и руководящих документов МВД России по режиму охраны помещений. Составляется такой акт на основании заявления соискателя лицензии в соответствии с Руководящим документом МВД России "Инженерно-техническая укрепленность. Технические средства охраны. Требования и нормы проектирования по защите объектов от преступных посягательств РД 78.36.003-2002", утвержденным МВД России 06.11.2002;
  • договор с организацией, осуществляющей вневедомственную охрану помещений, схемы охранной и пожарной сигнализации, схемы расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии.

Четвертое. Установление единого порядка изготовления, применяемого ко всем видам защищенной полиграфической продукции, включая выбор формата документов и детализацию печати (Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденные Приказом Минфина России N 14н).

Технические требования и условия изготовления защищенной полиграфической продукции установлены с учетом назначения, срока обращения, условий применения, уровня ущерба в случае фальсификации и привлекательности подделки защищенной полиграфической продукции данного вида.

Например , для надежного обеспечения защиты от подделки защищенной полиграфической продукции бумага и печатное изображение, а также краски должны нести в себе элементы защиты. Каждый вид защищенной полиграфической продукции должен быть отпечатан не менее чем двумя видами печати. Номер и серия выполняются высоким способом печати. Установлены также критерии отнесения продукции к уровням "А", "Б" и "В", технические требования к их изготовлению.

Пятое. Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области полиграфического производства (дизайн, графический дизайн, технология полиграфического производства, полиграфическое производство) и стаж работы по специальности не менее 5 лет, что должно подтверждаться следующими документами: трудовыми договорами; должностными инструкциями сотрудников, отражающими обязанности сотрудников в области выполнения защищенного полиграфического производства, составленными в соответствии с действующим законодательством; трудовыми книжками в подтверждение стажа работы; документами, подтверждающими соответствующее образование, выданными организациями, имеющими право осуществлять образовательную деятельность.

Следует заметить, что имеется судебная практика, свидетельствующая об отказе в предоставлении лицензии в связи с неправильным составлением либо отсутствием в пакете документов на получение лицензии документов, подтверждающих соответствие лицензиата данным требованиям (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2006, 18.09.2006 N 09АП-8827/2006-АК).

Для получения лицензии лицензиат представляет заверенные им копии перечисленных документов. Также Письмом Минфина России от 17.03.2003 N 05-05-09/04 (далее - Письмо Минфина России N 05-05-09/04) установлена рекомендуемая форма, в соответствии с которой предоставляются сведения о наличии в штате организации соответствующих требованиям сотрудников.

Шестое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений, технологического оборудования, а также технической и технологической документации, позволяющих производить защищенную полиграфическую продукцию (пп. "г" п. 4 Постановления Правительства РФ N 15).

На территории лицензиата не разрешается размещение жилых помещений и различных служб, не имеющих отношения к изготовлению защищенной от подделки полиграфической продукции. Уборка производственных помещений, где установлено полиграфическое оборудование, используемое для изготовления защищенной полиграфической продукции, производится в рабочее время в присутствии работающего там персонала. Также лицензиатом должны соблюдаться общие требования к производственным помещениям, установленные действующими ГОСТами и СНИПами (например, лимит нахождения на определенной площади одной единицы оборудования (одного рабочего места)). Подтверждающими документами будут являться: договор аренды; договор, подтверждающий право собственности на здания, помещения; поэтажный план с экспликацией; свидетельство о государственной регистрации права. В лицензирующий орган можно представить заверенную соискателем копию соответствующего договора, а также сведения в свободной форме, содержащие номер и дату заключения договоров (Письмо Минфина России N 05-05-09/04).

Сведения о наличии технологического оборудования могут быть представлены по форме, утвержденной Письмом Минфина России N 05-05-09/04. Косвенным подтверждением технических возможностей оборудования будет являться обязательное представление лицензиатом образцов бланков защищенной полиграфической продукции (по каждому виду изготавливаемой продукции), которые должны изготовить сотрудники соискателя лицензии на принадлежащем соискателю оборудовании.

Расположение такого оборудования должно обеспечивать законченный цикл изготовления соискателем лицензии (лицензиатом) защищенной полиграфической продукции. Оборудование должно находиться в помещении, территориально обособленном от помещений, в которых изготавливается иная полиграфическая продукция. Сведения о расположении оборудования представляются посредством представления планировки помещений каждого территориально обособленного подразделения с указанием его места нахождения.

Технологический документ, согласно ГОСТ 3.1109, - это графический или текстовый документ, который отдельно или в совокупности с другими документами определяет технологический процесс или операцию изготовления изделия. Такими документами могут быть: инструкции по эксплуатации оборудования, паспорта на оборудование, технические условия и т.д.

Седьмое. Использование соискателем лицензии (лицензиатом) автоматизированных систем, обрабатывающих конфиденциальную информацию, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия (аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации) в соответствии с законодательством РФ. Средствами защиты являются, например, криптозащита, программа ЭВМ, защищенный режим использования электронной почты и т.д. К подтверждающим документам относятся договоры на приобретения соответствующих программ, документы, подтверждающие исполнение договоров, документы, подтверждающие прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, и системами защиты такой информации, процедуры оценки соответствия (сертификаты, аттестаты) в соответствии с действующим законодательством РФ (ГОСТ Р ИСО/МЭК15408-2-2002 "Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Критерий оценки безопасности информационных технологий. Часть 2. Функциональные требования безопасности"; ГОСТ Р 52069.0-2003 "Защита информации. Система стандартов. Основные положения"; ГОСТ Р 50922-2006 "Защита информации. Основные термины и определения"; ГОСТ Р 51275-2006 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения").

Восьмое. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) авторских прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, используемых для изготовления защищенной полиграфической продукции, либо договоров о передаче (полной или частичной) исключительных (имущественных) прав на такие программы. Подтверждающими документами в данном случае будут: договор, подтверждающий право использования таких программ, с условием перехода на определенный период авторских прав на программы соискателю лицензии, документы, подтверждающие исполнение договора.

Девятое. Наличие у лицензиата документов, подтверждающих полномочие заказчика на приобретение защищенной полиграфической продукции определенного вида и количества, если таковые имеются (Письмо Минфина России N 05-05-09/04).

Следует отметить, что установлен перечень документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган:

  1. документы, указанные в п. 1 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ;
  2. документы, указанные в п. 6 Постановления Правительства РФ N 15:

а) копии документов (дипломы, аттестаты, удостоверения), подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;

б) копии документов или заверенные в установленном порядке выписки из документов, которые подтверждают стаж работы по специальности не менее 5 лет;

в) инструкция по режиму охраны помещений (территории), используемых для осуществления лицензируемой деятельности, и учету защищенной полиграфической продукции с приложением форм по учету указанной продукции, схем охранной и пожарной сигнализаций, схем расположения постов охраны с их описанием, утвержденных руководителем соискателя лицензии;

г) образцы защищенной полиграфической продукции с описанием элементов защиты и указанием уровня защищенности, изготовленные соискателем лицензии и предполагаемые к использованию при изготовлении указанной продукции (шесть экземпляров каждого образца);

д) копии документов, подтверждающих прохождение автоматизированными системами, обрабатывающими конфиденциальную информацию, процедуры оценки соответствия в соответствии с законодательством РФ;

е) копии документов, подтверждающих право на используемые для осуществления лицензируемой деятельности программы для электронно-вычислительных машин и базы данных;

ж) копии документов, подтверждающих право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемой деятельности, либо копии договоров аренды указанных помещений или безвозмездного пользования ими, а также перечень имеющегося оборудования, обеспечивающего законченный цикл изготовления защищенной полиграфической продукции, и схема его расположения.

Данного перечня документов будет достаточно для приема лицензирующим органом заявления на получение лицензии. Но следует иметь в виду, что Приказом Минфина России N 14н утвержден Регламент работы экспертной комиссии по рассмотрению материалов, представленных для получения лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, в соответствии с которым лицензирующий орган после проведения проверки полноты сведений, содержащихся в представленных документах, передает их в Экспертную комиссию, которая в свою очередь может провести фактическую проверку соискателя лицензии по месту его нахождения на предмет достоверности представленных им сведений и соответствия лицензионным требованиям. Соответственно, в ходе проверки соискатель лицензии должен будет обеспечить допуск экспертам комиссии в соответствующие производственные помещения, показать оборудование, предоставить по их запросу для ознакомления документы, подтверждающие его соответствие лицензионным требованиям (подробный порядок проведения такой проверки на законодательном уровне не урегулирован). По результатам проверки составляется акт о соответствии либо несоответствии соискателя лицензионным требованиям, который впоследствии послужит, наряду с другими материалами, представленными соискателем, основанием для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче лицензии.

Таким образом, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, желающим заниматься деятельностью по изготовлению и продаже защищенной полиграфической продукции, необходимо соблюсти все перечисленные требования при подготовке соответствующей материальной базы (помещений, оборудования, обеспечения их охраны), создать штат из квалифицированных сотрудников, подготовить все необходимые документы в соответствии с соблюдением гражданского, трудового и другого законодательства. А также нужно будет соответствовать всем этим условиям и после получения лицензии на протяжении всего периода осуществления такого рода деятельности. В противном случае орган, выдавший лицензию, вправе приостановить ее действие или аннулировать ее в соответствии со ст. 13 Федерального закона N 128-ФЗ, п. 5 Положения о лицензировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 15.

Действующим законодательством установлена административная и уголовная ответственность за осуществление такого рода деятельности без лицензии (ст. 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП), ст. 171 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ)) и административная и уголовная ответственность за подделку документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передачу либо сбыт (ст. 19.23 КоАП, ст. ст. 233, 327 УК РФ (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ; подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков)).

Требования для соискателей лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной полиграфической лицензии достаточно строги, сложен порядок получения такой лицензии, но, на взгляд автора, эти меры являются обоснованными, так как они направлены на защиту большого спектра прав государства, всех организаций и граждан.

Согласно п. 16 Положения о лицензировании за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, а также за ее предоставление или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается государственная пошлина в порядке и размерах, установленных законодательством РФ о налогах и сборах.

Подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием (выдача лицензии на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукции соответствует требованиям данного пункта), предусмотрена государственная пошлина в следующих размерах:

  • рассмотрение заявления о предоставлении лицензии - 300 руб.;
  • предоставление лицензии - 1000 руб.;
  • переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, - 100 руб.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами, учитываемыми при налогообложении прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом каких-либо исключений или ограничений для лицензионных платежей действующим налоговым законодательством не предусмотрено. В данном случае экономическая обоснованность расходов на лицензирование не должна вызывать у налоговых органов сомнений, ведь получение лицензии необходимо для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. для получения дохода. Аналогичный вывод содержится в Письме ФНС России от 20.07.2007 N СК-9-02/110.

В отношении порядка признания затрат на получение лицензии в составе расходов при методе начислений в настоящее время нет однозначного мнения, так как НК РФ не регламентирует порядка учета лицензионных сборов.

Официальная позиция заключается в том, что расходы по уплате госпошлины за выдачу лицензии, равно как и по уплате госпошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления, распределяются на срок действия лицензии (Письмо Минфина России от 16.08.2007 N 03-03-06/1/569). Данную позицию поддерживают и некоторые судебные решения: Постановление ФАС Поволжского округа от 14.02.2008 по делу N А65-9200/2007.

Однако такую позицию Минфина России можно попытаться оспорить. Как отмечалось ранее, за выдачу лицензии уплачивается государственная пошлина, которая согласно п. 10 ст. 13 НК РФ является федеральным сбором. Подпунктом 1 п. 7 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что датой осуществления прочих расходов, в частности расходов по налогам (сборам), является дата начисления налогов (сборов). Аналогичную позицию высказывают и некоторые судебные инстанции: Постановления ФАС Поволжского округа от 03.05.2007 N А49-7142/2006, ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2006 N А28-3289/2006-109/21. Ранее и финансовое ведомство придерживалось такой же позиции: Письмо Минфина России от 30.11.2005 N 03-03-04/1/399.

При кассовом методе признания доходов и расходов затраты на получение лицензии в налоговом учете будут признаны единовременно в момент оплаты (ст. 273 НК РФ).

Порядок учета расходов на получение лицензии в бухгалтерском учете также не регламентирован. К решению этого вопроса можно подойти двояко.

С одной стороны, Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на изготовление и продажу защищенной полиграфической продукции может выдаваться на срок до 5 лет, следовательно, произведенные расходы относятся ко всему сроку действия лицензии. Расходы, признанные в бухгалтерском учете в соответствии с установленным порядком, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются как расходы будущих периодов и подлежат списанию равномерно в течение периода, к которому они относятся. Для отражения информации о подобного рода расходах Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов". По дебету счета 97 будут учтены государственные пошлины, уплаченные за получение лицензии, а по кредиту в течение срока действия лицензии расходы будут равномерно списываться на затратные счета. При этом в бухгалтерском учете будут произведены следующие операции:

Д-т сч. 97 К-т сч. 68 - учтена госпошлина на оформление лицензии;

Д-т сч. 20, 26 К-т сч. 97 - расходы, связанные с получением лицензии, учтены в стоимости выпускаемой продукции.

С другой стороны, при оформлении лицензии взимается госпошлина (сбор), которая может быть учтена единовременно в составе прочих расходов на основании Положения по бухгалтерском учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.

В сложившейся ситуации целесообразно организовать бухгалтерский учет расходов на оформление лицензии таким образом, чтобы выбранный метод совпадал с методом, применяемым в налоговом учете (либо единовременно, либо равномерно в течение срока действия лицензии). Это поможет избежать образования в бухгалтерском учете налогооблагаемых временных разниц.

Литература

  1. О лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией: Постановление Правительства РФ от 16.01.2007 N 15.
  2. О реализации Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 N 817: Приказ Минфина России от 07.02.2003 N 14н.
  3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

А.И.Илишева

Юрисконсульт

"Интерком-Аудит" (BKR)

Ю.В.Богданова

Консультант

Аудиторско-консалтинговой группы

"Интерком-Аудит" (BKR)

Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности яв­ляется соблюдение законодательства Российской Федерации, поло­жений о лицензировании конкретных видов деятельности.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалифи­кационные требования к работникам юридического лица или гражда­нину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соот­ветствии указанным специальным условиям объекта, с помощью ко­торого осуществляется такой вид деятельности.Принятие решения о выдаче лицензии. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирую­щий орган:· заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и ор­ганизационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;· характеристику лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на­мерены осуществлять с указанием срока, в течение которого он его намерен осуществлять;· копии учредительных документов и копию свидетельства о го­сударственной регистрации лицензиата в качестве юридическо­го лица - для юридических лиц;· копию свидетельства о государственной регистрации граждани­на в качестве индивидуального предпринимателя - для инди­видуальных предпринимателей;· справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;· документ, подтверждающий внесение платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии, мак­симальный размер которой не может превышать трехкратный минимальный размер оплаты труда, установленный федераль­ным законом.По итогам рассмотрения представленных документов на получе­ние лицензии лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 30 дней со дня получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимы­ми документами. После этого лицензирующий орган обязан уведо­мить соискателя лицензии о принятии решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия указанным органом соответствующего решения. В течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора, ему вручается лицензия.Основания для отказа в выдаче лицензии. Основанием для отказа в выдаче лицензии является:· наличие в документах, представленных соискателем лицензии недостоверной или искаженной информации;· несоответствие соискателя лицензии лицензионным требова­ниям и условиям.Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, установ­ленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензиру­ющего органа в выдаче лицензии или бездействие лицензирующего органа.В том случае, если юридические лица образовались в результате законодательно установленного порядка преобразования, изменения его наименования или места его нахождения, то переоформление до­кумента, подтверждающего наличие лицензии, начинается с подачи заявления. При переоформлении документа, подтверждающего нали­чие лицензии, лицензирующий орган вносит соответствующие изме­нения в реестр лицензий. Переоформление документа, подтверждаю­щего наличие лицензии, осуществляется в течение пяти дней со дня подачи лицензиатом соответствующего заявления.Надзор за соблюдением лицензионных требований и условий. Над­зор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и усло­вий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.В пределах своих полномочий они имеют право:· проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соот­ветствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензи­онным требованиям и условиям;· запрашивать и получать от лицензиата необходимые объясне­ния и справки по вопросам, возникающим при проведении про­верок;· составлять на основании результатов проверок акты (протоко­лы) с указанием конкретных нарушений;· выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выяв­ленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких на­рушений;· выносить предупреждение лицензиату;· осуществлять иные предусмотренные законодательством Рос­сийской Федерации полномочия.Лицензиат обязан обеспечивать условия для проведения лицензи­рующими органами проверок, в том числе представлять необходимую информацию и документы.Лицензирующие органы могут приостанавливать действие лицензии, если будут выявлены нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий, которые могут повлечь за собой причинение ущерба правам, законным интересам граждан, а также государству. Лицензия может быть даже аннулирована решением суда на основа­нии заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа го­сударственной власти.Основанием для аннулирования лицензии является:· обнаружение недостоверных или искаженных данных в доку­ментах, представленных для получения лицензии;· неоднократное или грубое нарушение лицензиатом лицензион­ных требований и условий;· незаконность решения о выдаче лицензии.Решение о приостановлении действия лицензии может быть обжа­ловано в порядке, установленном законодательством Российской Фе­дерации. Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Этот срок не может превышать шесть месяцев.Формирование и ведение реестров лицензий. Лицензирующие орга­ны формируют и ведут реестры лицензий на конкретные виды дея­тельности, лицензирование которых они осуществляют.В реестрах лицензий должны быть указаны:· сведения о лицензиатах;· сведения о лицензирующем органе, выдавшем лицензии;· виды деятельности, на осуществление которых выданы лицен­зии;· даты выдачи и номера лицензий;· сроки действия лицензий;· сведения о регистрации лицензий в реестрах, основания и даты приостановления и возобновления действия лицензий;· основания и даты аннулирования лицензий;· иные сведения, определенные положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.Информация, содержащаяся в реестрах лицензий, является от­крытой для ознакомления с ней физических и юридических лиц.Величина лицензионного сбора. За выдачу лицензии взимается ли­цензионный сбор. Размер лицензионного сбора за выдачу лицензии устанавливается Правительством РФ в положениях о лицензирова­нии конкретных видов деятельности.Максимальный размер лицензионного сбора за выдачу лицензии не должен превышать десятикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.Суммы лицензионных сборов за выдачу лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты, и из этих источников осуществляется фи­нансирование лицензирования.

Еще по теме Требования и условия лицензирования:

  1. Расходы на подтверждение соответствия продукции, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров
Похожие публикации