Увлекательная история пожарной службы для детей. Развитие советской пожарной охраны в послевоенный период Пожарная охрана в постсоветское время

Советская пожарная охрана была создана 100 лет назад - 17 апреля 1918 года. В этот день В.И. Ленин подписал Декрет Совета Народных Комиссаров «Об организации государственных мер по борьбе с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной охраны нашей страны.


В декрете отмечалась необходимость правильного и планомерного проведения противопожарных мероприятий, обращалось внимание на важность развития пожарной профилактики, необходимость издания правил и инструкций, разработку пожарной техники.

В годы Великой Отечественной Войны пожарная охрана стала своеобразным щитом, обороняющим от огня военные и критически важные объекты, населенные пункты.

История пожарного дела наполнена подвигами, энтузиазмом и работой не одного поколения огнеборцев и простых граждан. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев.



История пожарной охраны Москвы:

Пожарная охрана появилась ещё в древней Москве. Существовала так называемая «пожарная повинность». С XVI века за пожарную охрану отвечал Земский приказ. Профессиональная пожарная охрана появилась в Москве 31 мая 1804 года по указу императора Александра.

Древняя Москва была застроена преимущественно деревянными домами. Тогда существовала «пожарная повинность», которую несли сами жители города. Исполнявшие эту повинность горожане (один человек с 10 дворов) должны были по ночам проводить обход со своим пожарным инвентарём. В конце XV века в целях противопожарной безопасности были попытки снести все деревянные строения вблизи Кремля.

С XVI века за пожарную безопасность и тушение пожаров отвечал Земский приказ. В случае пожара к месту возгорания высылались команды из низших служителей (ярыжек) и стрельцов. Пожарные дружины располагали водовозными бочками, насосами, лестницами, баграми и другим инвентарём.

30 апреля 1649 года царём Алексеем Михайловичем был подписан документ под названием «Наказ о Градском благочинии». Этим наказом в Москве впервые вводилось постоянное, круглосуточное дежурство пожарных дозоров, коим предписывалось не только принимать активное участие в тушении пожаров, но и контролировать соблюдение существовавших на тот момент правил пожарной безопасности. В целях противопожарной безопасности Пётр I пытался ограничить строительство деревянных домов в Москве. На улицах города появились водозаборные колодцы, а позднее — пожарные колонки.

В 1792 году пожарные команды были переведены в ведение полиции. 31 мая 1804 года по указу императора Александра I в Москве появилась профессиональная пожарная охрана, а «пожарная повинность» была снята с горожан. Пожарные части размещались на специальных съезжих дворах, где размещались конные пожарные обозы и инвентарь. Каждой частью руководил брандмейстер. Для наблюдения за пожарами в частях стали строить каланчи. При обнаружении пожара часовой давал сигнал, на подготовку обоза давалось 2,5 минут, после чего он отправлялся на тушение.

В 1918 году в Москве было образовано Управление пожарной охраны Главного управления внутренних дел Мосгорисполкома. К 1926 году на смену конным обозам пришли пожарные автомобили со специальными лестницами, насосами, цистернами и другими средствами тушения. В 1930-х годах в городе велось активное строительство пожарных депо, расширялась водопроводная сеть, устраивались уличные гидранты. В годы Великой Отечественной войны пожары от немецких зажигательных бомб оперативно тушились силами пожарной охраны.

С 1965 года части и подразделения военизированной пожарной охраны Москвы стали комплектоваться из лиц, призванных на действительную военную службу. До этого пожарные части формировались из солдат сверхсрочной службы. Призыв солдат срочной службы в пожарные части Москвы продолжался в 1996 году, когда в пожарные части столицы было призвано 900 человек. Пожарные жили в казармах. Самовольное оставление части пожарными являлось преступлением. Срочников перестали присылать в пожарные части в начале 2000-х.

К концу XX века пожарные части города были оснащены автонасосами, автоцистернами, специальными машинами и устройствами для тушения пожаров. Для борьбы с огнём используются вертолёты.



Есть множество профессий, о которых можно сказать что это призвание. Пожарный - одна из таких. И каждодневный риск для пожарных называется просто работой. Они подчиняют стихию человеческой воле и силе. Заглядывая в историю, мы видим, что во все времена пожарный был человеком особого склада.

1 региональный отдел надзорной деятельности

и профилактической работы Управления по ТиНАО

Главного управления МЧС России по г. Москве

История отечественной пожарной службы уходит своими корнями в глубь веков. Однако для многих наших современников особо памятна дата 17 апреля 1918 г. Именно в этот день был подписан Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», который сыграл значительную роль в деле становления и развития пожарной службы нашей страны. Эта дата стала началом отсчета истории советской пожарной охраны.

Рывок в развитии пожарной охраны был настолько мощным, что уже в 30-е годы гужевой транспорт, на котором издревле передвигались огнеборцы, ушел в прошлое, и на смену подводам пришли автомобили.

В 1927 году НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах, которое устанавливает четкую структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. Для расследования пожаров, а главное, установления причин возгораний и методов противодействия им в 1930 году создается Научный пожарно-технический комитет, в декабре 1931 г. начинает действовать первая пожарно-испытательная лаборатория. Глубокое изучение процессов горения и совершенствование пожарной техники происходит в 1936 году, после создания Центральной научно-исследовательской пожарной лаборатории, которая приступает к проведению ценных исследовательских и конструкторских работ. Через год лабораторию преобразовывают в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны.

К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. В первые дни войны в Москве, Ленинграде, Киеве и других крупных городах, а также на особо важных объектах подразделения огнеборцев военизируются, части переходят на усиленный вариант несения службы и входят в состав местной противовоздушной обороны. После войны личный состав пожарной охраны вместе с населением городов и сел активно участвует в восстановлении промышленных объектов, жилых домов, зданий учреждений.

В послевоенные годы широкое развитие получает пожарное добровольчество: во всех союзных республиках организуются республиканские добровольные пожарные общества,организуются дружины на объектах народного хозяйства. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем – внештатные пожарные инспекторы, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных.

Вторая половина 60-х годов ознаменовала новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД РФ ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места. 23 августа 1993 г. Совет Министров РФ преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу МВД РФ, а с 2002 года противопожарная служба была передана в ведение МЧС России.

Сегодня пожарная служба продолжает динамично развиваться, совершенствуется ее структура. На вооружение огнеборцев поступает современная пожарно-спасательная техника и оборудование, специальная защитная экипировка и снаряжение, внедряются новейшие разработки. Все это позволяет сократить время реагирования на пожары, а значит спасти человеческую жизнь.

По сей день в центре внимания - подготовка высококвалифицированных специалистов. Надежной опорой здесь для нас являются ветераны пожарной охраны. Многие из них по-прежнему в строю, передают свой бесценный опыт и знания молодому поколению.

Показать больше новостей

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

20.11.2013 №360

О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №1422

В соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, №28, ст. 2895; №52, ст. 5038; 2004, №35, ст. 3607; №45, ст. 4377; 2005, №19, ст. 1752; 2006, №6, ст. 636; №10, ст. 1069; №31, ст. 3431, ст. 3452; 2007, №1, ст. 8; №7, ст. 835; 2008, №18, ст. 1941; 2009, №29, ст. 3625; 2010, №7, ст. 705; №15, ст. 1737; №27, ст. 3408; №31, ст. 4190; 2011, №7, ст. 901; №9, ст. 1205; №25, ст. 3535; №27, ст. 3873, ст. 3880; №29, ст. 4284, ст. 4291; № 30, ст. 4590; №45, ст. 6333; №49, ст. 7061; №50, ст. 7351, ст. 7366; 2012, №31, ст. 4322, ст. 4328; 2013, №19, ст. 2326; №27, ст. 3450), а также подпунктом 5.2.10 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. №418 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, №23, ст. 2708; №42, ст. 4825; №46, ст. 5337; 2009, №3, ст. 378; №6, ст. 738; №33, ст. 4088; 2010, №13, ст. 1502; №26, ст. 3350; №30, ст. 4099; №31, ст. 4251; 2011, №2, ст. 338; №3, ст. 542; №6, ст. 888; №14, ст. 1935; №21, ст. 2965; №44, ст. 6272; №49, ст. 7283; 2012, №20, ст. 2540; №37, ст. 5001; №39, ст. 5270; №46, ст. 6347; 2013, №13, ст.1568; №33, ст. 4386),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142 «Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 декабря 2006 г., регистрационный №8572) с изменениями, внесенными приказами Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.12.2008 №118 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2009 г., регистрационный №13237), от 15.07.2011 №187 «О внесении изменений в приказ Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный №21646) и от 15.06.2012 №158 «О внесении изменений в Российскую систему и план нумерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 17.11.2006 №142» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 июля 2012 г., регистрационный №24829), следующие изменения:

а) пункт 32 дополнить словами «, а также номера соответствующих экстренных оперативных служб: «101», «102», «103», «104».»;

б) пункт 32 1 изложить в следующей редакции:

«32. 1 Для доступа абонентов и пользователей услугами подвижной и фиксированной телефонной связи:

к телефонной линии «Ребенок в опасности» используются единые номера «121», «123»;

к единой службе поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде используется единый номер «115».»;

в) пункт 46 дополнить абзацем следующего содержания:

«Формат номера для доступа к соответствующим экстренным оперативным службам: «101», «102», «103», «104».»;

г) в пункте 1 таблицы №3 к Российскому плану нумерации в графе «Значение кода DEF» цифры «970-979» заменить цифрами «972-979»;

д) в пункте 12 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к телематическим услугам связи»;

е) в пункте 13 таблицы №4 к Российскому плану нумерации графу «Наименование услуги электросвязи» изложить в следующей редакции: «Доступ к услугам связи по передаче данных»;

ж) в таблице №7 к Российскому плану нумерации пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

1. 100-109 Диапазон для 3-х значных номеров служб федерального значения
100 Служба точного времени
101 Служба пожарной охраны и реагирования в резвычайных ситуациях
102 Полиция
103 Служба скорой медицинской помощи
104 Аварийная служба газовой сети
105-109 Резерв
2. 110-119 Номера служб, вводимых в Российской Федерации в целях гармонизации с европейским законодательством в области связи
110-111 Резерв
112 Единый номер вызова экстренных оперативных служб
113 Резерв
114 Резерв
115 Единая служба поддержки граждан для консультаций при получении государственных и муниципальных услуг в электронном виде
116ХХ Блокировка электронных платежных карт
117 Резерв
118ХХ Номер доступа к информационно-справочным системам оператора местной телефонной связи
119 Резерв

з) в пункте 3 таблицы №7 к Российскому плану нумерации в строке «122» графу «Назначение диапазона номеров для доступа и номеров служб» изложить в следующей редакции: «Резерв».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Взяв под свое единоначалие всю деятельность пожарной охраны, центральный пожарный отдел (ЦПО) приступил к организации ее структуры. В губерниях и городских отделах коммунального хозяйства были созданы подотделы, на предприятиях были введены должности пожарных уполномоченных. В октябре 1920 года Реввоенсоветом республики издается приказ о недопустимости вмешательства в действия по тушению пожаров посторонних лиц.

В 1920 году в крупных городах (в Москве, Петрограде и Киеве) началась замена конных линеек на автомобили. Поскольку в РСФСР, предприятий по выпуску еще не было, то автомобили закупались за рубежом. Для обеспечения оснащенности команд уездных городов и сельской местности конными линейками в соответствии с Постановлением Совета труда и обороны (СТО) от 18 мая 1921 года у населения была проведена мобилизация и разверстка 3 тыс. лошадей.

В целях усиления борьбы с пожарами и организации мер по их предупреждению Постановлением СТО от 23 августа 1921 года при НКВД создаются «пожарные тройки»: при НКВД – комиссия в составе представителей Наркомата труда, ВЧК и НКВД; при пожарных подотделах – в составе представителей отдела труда, ЧК и пожарных подотделов. К концу 1921 года пожарная охрана республики начала восстанавливаться на принципах единоначалия со строгой дисциплиной и подчиненностью центральному пожарному отделу (ЦПО).

В результате организационно-технических мероприятий, проведенных ЦПО, в городах снизилось количество пожаров, по сравнению с дореволюционным их количество уменьшилось в 2 раза и составило 4000 в год.

Успешная борьба с пожарами в этот период активным переходом городских пожарных команд на автотягу. Толчком к этому весьма своевременному техническому перевооружению «способствовал» голод, обрушившийся на города и селения республики и унесший значительную часть поголовья скота, в том числе и конных обозов.

Пожарные команды пополнялись в основном автомобилями, списанные военным ведомством. Из нескольких испорченных приходилось собирать один работающий.

Однако, несмотря на вышеприведенные трудности, в 20-е годы городские пожарные команды были укомплектованы автомобилями, которые не только ускорили приезд на пожары, но и, благодаря неиссякающим умам русских умельцев, были приспособлены для подачи воды даже через ручные трубы.

Значительно хуже обстояли дела в сельской местности, где пожары возникали в 15 раз чаще городских, но ни техники, ни боеспособных дружин явно не хватало для противоборства с огнем.

В 1924 году было зарегистрировано 68464 сельских пожара. Эта проблема требовала незамедлительного решения.

В этот период высокими темпами происходит прирост промышленной продукции (в 1922 году он составил 30,3%; в 1923 – 52,9%; 1924 – 14,6%; 1925 – 66,1%). Были введены в эксплуатацию десятки крупных заводов, фабрик, восстанавливались рудники, шахты, нефтяная промышленность. Налаживался выпуск новой продукции.

Взяв курс на индустриализацию, страна превратилась в большую стройку. Возводились сотни новых объектов с современной материально-технической базой. Появились новые производства, в том числе и пожароопасные.

Ситуация требовала совершенствования системы обеспечения пожарной безопасности, которая в короткий срок должна «догнать» темпы строительства новых объектов и решить прежнюю проблему борьбы с пожарами в сельской местности.

Необходимо было повысить активность работы центрального пожарного отдела (ЦПО), дополнить ряды работников пожарной охраны инженерно-техническими кадрами; привлечь общественность и восстановить добровольческое движение; создать научно-техническую основу для дальнейшего совершенствования пожарной безопасности; создать предприятия, специализирующиеся в области изготовления пожарной техники. Немаловажной задачей считалась и пропаганда пожарной безопасности.

В 1923 году состоялась первая Всероссийская Пожарная конференция, на которой были сформулированы основные направления развития пожарной охраны:

  1. Организация государственного пожарного надзора;
  2. Подготовка пожарно-технических кадров;
  3. Введение государственного учета всех пожаров и их убыточности для народного хозяйства;
  4. Восстановление профессиональных и добровольных пожарных организаций, усиление их кадров и материального положения;
  5. Восстановление производства пожарного инвентаря и оборудования;
  6. Учреждение ведомственных пожарных охран и объединения их деятельности;
  7. Ведение широкой пропаганды среди масс рабочего и крестьянского населения и др.

Новое руководство ЦПО взяло курс на возрождение, активизацию работы и расширение численности добровольных дружин. 11 июля 1924 года был утвержден первый Устав добровольного пожарного общества. Это дало мощный импульс к возрождению добровольчества. Уже к 1929 году в стране насчитывалось 35000 добровольных пожарных дружин численностью дружинников 1 млн. человек.

Важнейшим законодательным актом в области пожарного дела стало Положение «Об органах государственного пожарного надзора РСФСР», утвержденное ВЦИК и СНК РСФСР 18 июня 1927 года. В этом документе законодательно утверждаются централизация руководства пожарной охраной и функции государственного пожарного надзора. Положение твердо устанавливает руководство пожарным делом в РСФСР за НКВД РСФСР и за народными комиссариатами внутренних дел автономных республик.

Главнейшими функциями центрального пожарного отдела (ЦПО) являются:

  1. Разработка государственного плана противопожарных мероприятий и наблюдение за его осуществлением;
  2. Руководство, надзор и контроль за состоянием пожарной охраны и деятельностью коммунальных, ведомственных и общественных пожарных организаций, а также объединение их работы.

Положение сохраняет за ЦПО вопросы технической нормализации инвентаря, оборудования, снаряжения и общего контроля и надзора за их качеством; общее техническое руководство внедрения автоматического огнетушения, пожарной сигнализации и другого противопожарного оборудования; содействия развитию пожарно-технического оборудования и просвещения; общий учет пожарно-технических сил; рассмотрения уставов для добровольных пожарных организаций; утверждение норм пожарной безопасности.

Положением предусматривалось возложение управления пожарным делом на местах на руководство исполкомов, что вовлекало власть в управление и организацию пожарной охраны и возлагало на них ответственность за пожарную безопасность.

Этот документ стал руководящим для дальнейшего развития пожарной охраны страны, законодательно закрепив за ней сферу деятельности, в том числе – проведение предупредительных мероприятий, что впоследствии послужило созданию целой структуры государственного пожарного надзора (ГПН).

К 1930 году подготовку кадров вели 15 областных годичных курсов 52 краткосрочных курса для сельских пожарных работников.

Наладилось производство огнетушителей различных марок. Стали выпускаться два вида пенных огнетушителей. Одним из важных научно-технических достижений в области пожарной безопасности стал выпуск электрической (автоматической) пожарной сигнализации.

Так с 1925 по 1930 года производство автомобилей увеличилось с 21 до 650 (более чем в 30 раз); пожарных мотопомп – с 1 до 350, ручных пожарных насосов с 4000 до 30000, огнетушителей с 30000 до 60000, спринклеров с 20000 до 100000 (в 5 раз).

В этап интенсивного развития СССР задачи, поставленные перед пожарной охраной, были выполнены. В стране появилось 1500 крупных промышленных предприятий, было построено около 100 новых городов, возникли новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, химическая – количество пожаров в стране к 1930 году по сравнению с 1927 годом снизилось в 1,5 раза – с 150580 до 100403.

Конец 20-х годов ознаменовался началом волны массовых репрессий. Начало положила компания коллективизации, вызвавшая протест у зажиточного крестьянства. Только в 30 году в деревнях возникло более 2 тысяч антиколхозных выступлений. Были раскулачены и выселены в отдаленные районы 382 тыс. семей. Эпидемия классовой борьбы распространилась и на город. В порыве всеобщего трудового энтузиазма любое нарушение или невыполнение плана могли рассматриваться как намеренные действия по подрыву социалистических преобразований. Ситуация подогревалась жестокими требованиями к соблюдению дисциплины, обострением внутрипартийной борьбы, усилением роли партийного руководства. Ужесточились наказания за нарушение дисциплины, невыполнение плана, за аварии. В частности, пожар, возникший на предприятии, мог рассматриваться как диверсия, и в этом случае его руководитель приговаривался к расстрелу.

В результате таких мер к 1930 году количество осужденных в СССР по сравнению с 1923 годом возросло более чем в 2 раза с 79947 человек до 171251 (к 1941 году количество репрессированных достигло 2300000 человек).

С декабря 1931 года начала работать Центральная пожарная испытательная лаборатория на территории Московской пожарной команды. Лабораторией проводились исследования пожарных насосов и рукавов, химических огнетушителей, приборов сигнализации, огнестойких материалов. В 1934 году она преобразуется Центральную научно-исследовательскую лабораторию. 1 сентября 1933 года в Ленинградском институте инженеров коммунального строительства образовывается отделение по подготовке специалистов в области пожарной безопасности, а дату следует считать датой создания системы высшего пожарно-технического образования, которое ныне представляет головное образовательное учреждение – Академия государственной противопожарной службы (ГПС).

Одновременно с переводом пожарной охраны в ведение НККХ (Народного комиссариата коммунального хозяйства, 1931 год) при ОГПУ для защиты стратегических объектов организуется военизированная пожарная охрана.

Становление и развитие пожарной охраны

С образованием 10 июля 1934 года НКВД СССР в его состав вошло вновь созданное Главное управление пожарной охраны.

В наркомате машиностроения (1938 год) создается специальный Главк, в задачу которого входила замена устаревшей пожарной техники на современную. Были пересмотрены устаревшие строительные нормы и правила. Новый стандарт 90015-39, регламентирующий требования пожарной безопасности в строительстве, существенно укрепил пожарно-профилактическую работу.

В этот период по сравнению с 20-ми годами активная деятельность в области развития пожарной охраны, за исключением образовательной и научной сфер, по многим причинам приостановилась. В частности, сократился выпуск пожарных автомобилей, пожарной сигнализации, спринклеров, прекратился выпуск мотопомп.

Тем не менее, в этот период вступили в строй Московский и Горьковский автомобильные заводы, на шасси которых стали выпускаться пожарные автонасосы: и ЗиС-11 (автонасос ПМЗ-1). Вплоть до 50-х годов 20 столетия эти машины были на вооружении пожарной охраны.

Пожарная машина ГАЗ, модель 1 (ПМГ-1) на шасси ГАЗ-АА
Пожарная машина ЗиС, модель 1 (ПМЗ-1) на шасси ЗиС-11

Постановлением Правительства учебные пожарно-технические учреждения переводились на государственный бюджет, что дало возможность совершенствовать учебную базу.

В структуре НКВД было открыто 20 школ по подготовке начсостава, еще 46 школ для подготовки младших командиров.

В 1940 году вводятся в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы в пожарной охране» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны. В пожарные части поступают советские пожарные автомобили, механические лестницы, дымососы. В полную силу заработали Грабовский, Топкинский, Московский заводы противопожарного оборудования. Предприятия стали оснащаться первичными средствами пожаротушения, спринклерными и дренчерными установками.

Компоновка сверхмощного автонасоса НАТИ с двумя насосными установками на шасси ЯГ-10 (изготовлен Московским заводом пожарных машин в 30-е годы)

За период с 1917 по 1940 годы пожарная охрана прошла не только стадию становления, но и развилась стремительными темпами вслед за ростом советской экономики. В результате гигантского индустриального скачка в стране за период 1928 — 1941 годы в СССР было построено около 9 тыс. крупных и средних предприятий, а темпы роста экономики в 2 раза превысили этот показатель 1900-1913 годов, когда индустриальное развитие царской России шло наивысшими темпами. Советский Союз стал одной из 3-4 стран мира, способных производить любой вид промышленной продукции.

В защите от пожаров объектов советской экономики пожарная охрана страны достигла значительных успехов. Этому способствовали радикальные перемены во всех организационно-технических направлениях.

Впервые за всю историю Российского государства проблема пожарной безопасности приобрела общенациональное значение. Пожарная охрана стала государственной службой с финансированием из национального бюджета. От огня стала защищаться народная собственность, что существенно повысило и без того высокий, накопленный целыми поколениями, морально-волевой дух работников этой героической профессии. Возложение ответственности за пожарную безопасность предприятий на их руководителей существенно повысило ответственность и дисциплину среди рабочих и служащих. Активно заработал Госпожнадзор. Социальные корни причин возникновения пожаров – небрежность, безответственность, безразличие к результатам труда, вредительство – были сведены до минимума. Все это способствовало снижению количества возникающих пожаров со 150,6 тыс. (1927) до 71,8 тыс. (1940).

Грандиозность строительства первых пятилеток и требование государства в обеспечении пожарной безопасности объектов дали толчок к созданию новой пожарной техники, эффективной организации пожаротушения. На вооружении пожарных команд, помимо традиционных линеек и автонасосов, карет скорой помощи и других, появились автоцистерны, вспомогательные ходы, включающие освещение и связь, технику дымоудаления, пенотушения, подъемного оборудования, для перевозки замерзших рукавов. Были запущены предприятия, выпускающие всю номенклатуру пожарно-технической продукции. Началась планомерная подготовка инженерно-технических кадров, стала набирать силу пожарная наука.

К суровым испытаниям военного времени (ВОВ) пожарная охрана подошла подготовленной.

В первые месяцы Советской власти пожарная охрана держалась на вчерашних «трубниках» и «топорниках», которые, встав во главе пожарных частей, возмещали недостатки в технических знаниях революционным энтузиазмом. Однако уже в начале 1918 г. стало ясно, что защиту народного достояния от огня необходимо поднять на уровень государственных задач, создать пожарную охрану, коренным образом отличающуюся от пожарной охраны царской России. Поэтому 15 февраля 1918 г. в Народном комиссариате труда специальная комиссия обсудила вопрос о постановке пожарного дела в стране. Комиссия предложила ходатайствовать перед Советом народных комиссаров (СНК) о создании пожарного комиссариата или пожарного совета, который бы занялся вопросами организации пожарной охраны в стране. 17 апреля 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Дату подписания этого декрета работники пожарной охраны нашей страны отмечают как день организации советской пожарной охраны. Один из видных деятелей советской пожарной охраны К. М. Яичков, участвовавший в заседании Совнаркома, на котором обсуждался декрет, пишет: «Мне вспоминается такой факт. При рассмотрении проекта декрета нам не удалось дать ему четкое наименование, которое полностью бы отвечало содержанию этого исторического документа. Владимир Ильич, видя наши затруднения, пришел на помощь и дал декрету точное и строго научное определение: “Об организации государственных мер борьбы с огнем”. В декрете была заложена новая система организации мер борьбы с огнем, определены принципиальные задачи пожарной охраны, указаны основные направления в работе: проведение планомерных мероприятий в целях привлечения широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров, подготовка кадров; осуществление контроля над производством предметов противопожарного оборудования и снаряжения, разработка нового пожарного инструмента и техники; тушение возникающих пожаров» .

На первом заседании (21-27 мая 1918 г.), в соответстствии с декретом, Пожарным советом был поставлен вопрос о создании в городах и селах местных органов надзора за пожарной безопасностью и контроля за деятельностью пожарных организаций. 27 сентября 1918 г. за подписью
М. Т. Елизарова (в то время занимающего пост народного комиссара по делам страхования) вышло Положение о местных органах противопожарного надзора. Согласно этому Положению при губернских исполкомах, уездных и городских Советов с населением свыше 10 тыс. человек были образованы местные пожарные комитеты, на которые возлагались организация пожарной охраны и проведение других мер, направленных на предупреждение и тушение пожаров.


1 декабря 1918 г. руководство пожарным делом в стране было передано пожарно-страховому отделу Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Соответствующие подотделы были организованы на местах. Однако сложнейшая обстановка, создавшаяся в связи с гражданской войной и иностранной интервенцией, требовала эффективною проведения мер по борьбе с пожарами, которые часто возникали в результате диверсий контрреволюции в юродах и кулачества в сельской местности. Назревала необходимость создать самостоятельный орган, который занимался бы только вопросами пожарной охраны. Учитывая это, СНК СССР 12 июля 1920 г. принял постановление «О сосредоточении пожарного дела в НКВД». Это постановление отделяло пожарное дело от страхового. В составе Главного управления коммунального хозяйства Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) был образован Центральный пожарный отдел (ЦПО) с междуведомственным Пожарным советом при нем. На местах, в управлениях коммунального хозяйства НКВД, организуются пожарные подотделы. В городах и на объектах создаются все новые и новые профессиональные пожарные команды. К концу 1920 г. в стране насчитывалось около 900 городских профессиональных пожарных команд численностью 35 тыс. человек и более 1500 пожарных команд на фабриках, заводах и других объектах различных ведомств, насчитывающих свыше 30 тыс. человек. ЦПО НКВД координировал работу всех видов пожарной охраны страны и осуществлял функции Государственного пожарного надзора. В декрете, принятом 17 апреля 1918 г., отмечалась необходимость организации пожарно-технических училищ, школ и курсов.

В 1918 г. в Петрограде на базе бывших курсов пожарных техников было открыто пожарно-техническое училище. В ряде крупных городов страны организуются краткосрочные курсы для подготовки младшего начальствующего состава пожарной охраны. Декрет предусматривал осуществление контроля за производством предметов пожарного оборудования и снаряжения, а также разработку новых типов пожарных инструментов и машин. Работники пожарной охраны вложили много труда в развитие пожарной техники. Они строили пожарные автомобили своими силами, используя для этого старые, вышедшие из строя на фронте автомобили заграничных марок.

Уже в 1918-1920 гг. пожарные Москвы, Петрограда, Краснодара стали заменять конные обозы автотранспортом. В годы восстановления народного хозяйства большое внимание уделялось расширению функций Государственного пожарного надзора. Так, в начале 1921 г. междуведомственное совещание, собранное ЦПО, рассмотрело вопрос о состоянии пожарного дела в стране и наметило конкретные меры по его улучшению, которые были сформулированы в постановлении Совета Труда и Обороны (СТО) от 23 апреля 1921 г. «О мерах борьбы с пожарами».

При НКВД была создана специальная комиссия по борьбе с пожарами, которая через органы пожарной охраны произвела обследование противопожарного состояния промышленных предприятий и других объектов. На местах при пожарных отделах были созданы аналогичные комиссии, получившие название «пожарные тройки». Решения этих комиссий были обязательными для всех учреждений и предприятий. Комиссии рассматривали протоколы обследований, обязывая руководителей предприятий и ведомств устранять выявленные недочеты, выполнять предписания органов пожарного надзора и создавать пожарную охрану на предприятиях. Центральная пожарная комиссия НКВД издала Положение об обязанностях сельских пожарных инспекторов и пожарных уполномоченных на предприятиях и в учреждениях. Инспектора и уполномоченные имели право привлекать к административной ответственности должностных лиц, уклоняющихся от выполнения противопожарных правил, а в более серьезных случаях – ставить вопрос о предании виновных суду революционного трибунала.

4 мая 1921 г. СТО в целях сбережения пожарной техники, невмешательства в распоряжения руководителей тушения пожаров, а также своевременной и быстрой переброски пожарной помощи вынес специальное постановление за подписью В. И. Ленина о мерах по сохранению пожарных обозов и содержанию их в боевой готовности, об организации дежурных пожарных поездов в семи районах республики. 13 мая 1921 г. СТО принял постановление «По срочному проведению противопожарных мероприятий в 1921 г. в РСФСР».

В этом постановлении задания, возложенные на пожарную охрану, и работа пожарных организаций признавались ударными Наркомпроду предлагалось обеспечить личный состав пожарных команд продовольственным пайком наравне с рабочими местных ударных предприятий. Было решено возвратить из рядов Красной Армии пожарных работников для использования их по специальности. Несмотря на общие хозяйственные трудности в стране, правительство нашло возможным мобилизовать 3000 годных для службы в пожарных подразделениях лошадей и обеспечить их фуражом из государственных запасов. Соответствующее постановление, подписанное В. И. Лениным, было принято СТО 18 мая 1921 г. .

Постановления СТО от 8 декабря 1923 г. и 5 августа 1924 г., а также постановление СНК РСФСР от 21 ноября 1924 г. были также направлены на усиление борьбы с пожарами. Этими постановлениями на Главное управление государственного страхования было возложено ведение (при участии пожарных органов) статистического учета пожаров, происходящих на территории республики, учет убытков от пожаров и установление причин их возникновения. Статистические данные давали возможность вырабатывать и осуществлять обоснованные организационные и технические мероприятия по предупреждению пожаров и борьбе с ними. Наряду с созданием и развитием профессиональной пожарной охраны Советское правительство предусматривало также развитие добровольных пожарных организаций, привлечение широкой общественности к работе по предупреждению и тушению пожаров. Всероссийская пожарная конференция, состоявшаяся в Москве в марте 1923 г., наметила пути вовлечения широких слоев населения в борьбу с пожарами, создания плановой сети добровольных пожарных обществ и дружин в городах и сельской местности. Поддерживая эти решения, НКВД РСФСР 11 июля 1924 г. утвердил уставы добровольных пожарных организаций, а Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) и СНК РСФСР 1 декабря 1924 г вынесли постановление «О предоставлении льгот добровольным пожарным организациям и их членам». Согласно постановлению добровольные пожарные организации освобождались от уплаты местных налогов и сборов за пожарные автомобили, повозки и лошадей; получали право бесплатно пользоваться помещениями, где размещались; получали лес, пользовались покосами и пахотными землями. Начальники добровольных пожарных обществ (ДНО) и дружин, их помощники и начальники отрядов были освобождены от несения обязанностей сельских исполнителей. Отдельные добровольные пожарные организации и некоторые активные их члены были награждены орденами Трудового Красного Знамени, грамотами НКВД.

Период 1921-1925 гг. характеризуется большой работой по подготовке кадров пожарной охраны. Открывается несколько школ и курсов по подготовке пожарных специалистов младшей и средней квалификации. В 1924 г. в Ленинграде на базе пожарно-технического училища был организован пожарный техникум, который готовил кадры пожарной охраны для всей страны. К 1924 г. относится начало производства пожарных автонасосов в стране. В 1926 г. ленинградский и московский заводы изготовили пятьдесят пожарных автомашин. Это было большим достижением. Ускоренное развитие промышленности и строительства требовало от пожарной охраны обеспечить надлежащую пожарную безопасность. В связи с этим правительство приняло ряд мер, направленных на дальнейшее укрепление пожарной охраны.

Так, 19 июля 1926 г. циркуляром Президиума ВЦИК «Об усилении охраны имущества республики от пожаров» предлагалось образовать управления пожарной охраны в тех краевых, областных, губернских и окружных центрах, в которых они еще не были организованы, усилить отпуск денежных средств из местного бюджета на укрепление пожарной охраны. 15 апреля 1927 г. СНК СССР принял постановление «О мерах охраны государственных и имеющих государственное значение предприятий, складов, сооружений». Этим постановлением на руководителей промышленных предприятий, транспорта, заведующих складами и т.д. была возложена персональная ответственность за противопожарное состояние подведомственных им хозяйств. 18 июля 1927 г. ВЦИК и СНК РСФСР было утверждено Положение об органах Государственного пожарного надзора в РСФСР, которое определяло функции, права и обязанности работников Государственного пожарного надзора, а 23 января 1928 г. циркуляром НКВД и Народного комиссариата юстиции РСФСР органам Государственного пожарного надзора было предоставлено право самостоятельно производить дознание по делам о нарушении противопожарных правил. Это поднимало авторитет работников пожарной охраны и, следовательно, способствовало более глубокому изучению причин нарушений противопожарного режима, а также принятию наиболее эффективных мер по предупреждению пожаров. 19 октября 1927 г. НКВД РСФСР утверждает Положение о городских профессиональных пожарных командах РСФСР, которое определяло организацию и структуру пожарной охраны, права и обязанности личного состава, порядок несения службы. 29 мая 1928 г. выходит постановление СНК РСФСР «О развертывании сети специальных пожарно-технических учебных заведении» .

Согласно постановлению в Ленинграде, Саратове, Свердловске, Курске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Иванове, Симферополе, Новосибирске и в ряде других городов организуются центральные, краевые и областные пожарно-технические курсы с различными сроками обучения. 3 января 1930 г. было принято постановление ВЦИК и СНК СССР «О военизировании пожарной охраны на промышленных объектах». Согласно этому постановлению военизации подлежала пожарная охрана тех предприятий, на которых ранее уже имелась военная охрана. Постановление способствовало усилению пожарной безопасности и охраны крупных промышленных предприятий государственного значения, укреплению дисциплины и боеспособности пожарных подразделений на объектах. 20 сентября 1930 г. СНК РСФСР принимает постановление «Об организации производства пожарного оборудования». В постановлении подчеркивались важность и необходимость расширения производства пожарного оборудования и инвентаря. Бурный рост народного хозяйства в годы пятилеток, появление новых отраслей промышленности выдвинули перед пожарной охраной много новых проблем, которые могли быть разрешены только при научной разработке мер пожарной безопасности. Поэтому в 1930 г. создается Научный пожарно-технический комитет. В него входили три секции (техническая, нормативно-стандартная, эксплуатационная) и комиссии автоматического и химического тушения, пожарной связи и сигнализации, огнестойких составов и материалов, пожарно-технического просвещения. В секциях и комиссиях участвовали свыше ста пожарных специалистов, научных работников, инженеров-производственников. В декабре 1931 г. в Москве при Научном пожарно-техническом комитете начала действовать первая в СССР пожарно-испытательная лаборатория с тремя основными отделениями: химическим, физико-механическим и гидравлическим.

Все отделения лаборатории были обеспечены соответствующим оборудованием. Были также оборудованы камера высоких температур и огневая площадка для проведения опытов. К концу 1932 г. существовала уже стройная сеть пожарно-технических учебных заведений, функционировал пожарный техникум в Ленинграде, были организованы пожарные техникумы в Москве, Харькове, Свердловске, вели большую работу по подготовке и переподготовке личного состава пожарной охраны пожарно-технические курсы в различных городах страны с годичным, шести- и трехмесячным сроком обучения. В 1933 г. в Минске была создана школа по подготовке и переподготовке командного состава пожарной охраны. 1 сентября 1933 г. в составе Ленинградского института инженеров коммунального строительства открылся факультет инженеров противопожарной обороны. 10 июля 1934 г. постановлением ВЦИК СССР в составе НКВД СССР создается Главное управление пожарной охраны, а в НКВД союзных республик – управления и отделы пожарной охраны. Пожарные техникумы и факультет были переданы в 1935-1936 гг. в непосредственное подчинение НКВД СССР. Одновременно с совершенствованием структуры пожарной охраны продолжали развиваться функции Государственного пожарного надзора. Так, 7 апреля 1936 г. было принято Положение о Государственном пожарном надзоре и о городской пожарной охране. В нем получили дальнейшее развитие основные положения декрета от 17 апреля 1918 г. Положение о Государственном пожарном надзоре и городской пожарной охране действует и в настоящее время.

В 1936 г. создается Центральная научно-исследовательская пожарная лаборатория, которая выполняла ряд ценных исследовательских и конструкторских работ в области пожарной техники (изыскание новых пенообразующих веществ, разработка способов получения воздушно-механической пены, создание зарядов пенных огнетушителей и т. д.), но не могла охватить все стороны многообразной деятельности пожарной охраны, так как ее материально-технические возможности были невелики. Поэтому в 1937 г. лаборатория была реорганизована в Центральный научно-исследовательский институт противопожарной обороны, который уже в довоенные годы провел большую работу по конструированию новых видов пожарной техники, разработке средств и способов тушения пожаров.
К началу Великой Отечественной войны пожарная охрана СССР была полностью технически оснащена. Уже в первые дни войны в Москве, Ленинграде, Киеве, Батуми, Риге, Грозном и других крупных городах, а также на особо важных объектах пожарная охрана военизируется. Части ее переходят на усиленный вариант несения службы, развертывают большую работу по подготовке населения к борьбе с пожарами. Пожарная охрана являлась противопожарной службой местной противовоздушной обороны. Органы Государственного пожарного надзора усилили контроль за объектами и населенными пунктами прифронтовой полосы, за объектами, эвакуированными из западных районов страны. В крупных городах страны создаются районные управления пожарной охраны (РУПО), которые осуществляли функции Государственного пожарного надзора в районах, руководили пожарными командами и противопожарными формированиями на промышленных объектах и в жилых домах, готовили население, личный состав команд и групп самозащиты, а также здания и сооружения к противопожарной обороне.

Постановление СНК СССР от 13 августа 1942 г. «Об ответственности за нарушение правил пожарной безопасности» расширяло права органов Государственного пожарного надзора, которым предоставлялось право непосредственно налагать денежные штрафы на лиц, виновных в нарушении или невыполнении установленных правил и требований пожарной безопасности, а также виновных в безалаберном содержании и неправильном использовании противопожарного инвентаря и оборудования. В период Великой Отечественной войны не прекращалась подготовка кадров пожарной охраны. Изменились только названия средних пожарно-технических учебных заведений (они стали называться пожарно-техническими школами), и сократились сроки обучения. Таких школ в период войны было пять: в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове и Ташкенте. Продолжал функционировать факультет инженеров противопожарной обороны, который перебазировался из Ленинграда вначале в Ессентуки, а затем (в 1943 г.) в Баку – при Азербайджанском индустриальном институте. Несмотря на огромные потребности фронта в автотехнике и средствах связи, Советское правительство, заботясь о повышении боеспособности пожарной охраны, выделяет ей автомобили и радиоаппаратуру, отпускает большие денежные средства на осуществление противопожарных мероприятий и строительство служебных помещений. Отвечая на заботу партии и правительства, личный состав пожарной охраны активно участвует в разгроме фашистских захватчиков. В дыму и пламени Одессы, Севастополя и Сталинграда, в блокадном Ленинграде пожарные вместе со всем народом боролись против фашизма.

22 ноября 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено Положение о нагрудном знаке «Отличный пожарник». Пожарные собрали в фонд обороны страны более 19 млн. руб. После войны личный состав пожарной охраны вместе с населением городов и сел активно участвует в восстановлении промышленных объектов, жилых домов, зданий учреждений. Многие пожарные приобретают строительные специальности.

В декабре 1956 г. в целях улучшения работы по обеспечению охраны общественного порядка управления Министерства внутренних дел (МВД) при краевых и областных Советах депутатов трудящихся были преобразованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся, а управления, отделы (отделения) милиции в городах и районах – в управления, отделы (отделения) милиции исполнительных комитетов городских и районных Советов депутатов трудящихся. Следовательно, и пожарная охрана стала подчиняться непосредственно местным Советам депутатов трудящихся. В 1956 г. были введены новые типовые штаты частей военизированной пожарной охраны (ВПО) городов и объектов, предусмотрено создание новой службы – пожарно-испытательных станций. В послевоенные годы растут и крепнут связи пожарной охраны с общественностью. Дальнейшее развитие получает пожарное добровольчество. Во всех союзных республиках организуются республиканские добровольные пожарные общества (ДПО) с широкой сетью краевых, областных, городских и районных отделений. Насчитывают они сотни тысяч членов. В Литовской, Латвийской и Эстонской республиках охрана от огня сельских населенных пунктов, городов районного подчинения и рабочих поселков полностью возлагается на ДПО. Инициатива прибалтийцев была поддержана другими республиками. Широкое распространение получили добровольные пожарные дружины на объектах народного хозяйства, в совхозах, колхозах. Появились новые формы участия общественности в борьбе с огнем – внештатные пожарные инспектора, пожарно-технические комиссии на объектах, общественные уполномоченные по пожарной охране жилых домов, добровольные дружины юных пожарных и т. п. В послевоенный период продолжает совершенствоваться система подготовки кадров пожарной охраны .

Так, в 1946 г. пожарно-технические школы вновь были реорганизованы в пожарно-технические училища. В 1947 г. на базе Московского пожарно-технического училища организуются Высшие пожарно-технические курсы (ВПТК). В СССР имелась стройная сеть пожарно-технических учебных заведений. Шесть пожарно-технических училищ (в Ленинграде, Свердловске, Харькове, Львове, Иванове и Иркутске) готовят пожарных специалистов средней квалификации. При училищах есть заочные отделения. В ряде городов созданы пожарные техникумы. На базе ВПТК в 1957 г. создан факультет инженеров противопожарной техники и безопасности, который вошел в состав Высшей школы МВД СССР. С 1960 г. адъюнктура Высшей школы МВД готовит научно-педагогические кадры и для факультета инженеров противопожарной техники и безопасности. В послевоенные годы в связи со значительными сдвигами в отечественном автомобилестроении были разработаны новые типы пожарных автомобилей, пожарные автомобили оборудовались новыми мощными насосами ПН-20, ПН-30, ПН-40, ПН-45. Машины имели кузов закрытого типа, что делало их удобными для личного состава, особенно в зимних условиях. Большую работу проводил Всесоюзный научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД СССР. Работа его шла по нескольким направлениям: пожарная техника, профилактика, гидравлика, противопожарное водоснабжение, пенное и газовое тушение, пожарная связь и сигнализация, огнезащита сгораемых материалов, огнестойкость строительных конструкций, пожаро- и взрывоопасность электротехнических изделий, пожароопасность жидких и твердых горючих веществ и др. Институт сотрудничал со многими научно-исследовательскими организациями. Его сотрудники выполнили много важных научно-исследовательских работ, результаты которых нашли практическое применение. ВНИИПО и предприятия, выпускающие пожарное оборудование, продолжают работать над созданием новых марок пожарных автомобилей, автомеханических лестниц, повышением тактических возможностей и качества пожарной техники, внедрением различных пластических масс в пожарную технику, оборудованием автоматического пожаротушения на предприятиях и т. д. Все это создает необходимые условия для дальнейшего укрепления пожарной безопасности народного хозяйства. Большой вклад в изучение процессов предупреждения и тушения пожаров внесли профессора и преподаватели факультета инженеров противопожарной техники и безопасности, пожарно-технических училищ. Было создано много учебных пособий по пожарной профилактике, тактике и технике. По представлению Совета Всероссийского пожарного общества Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ) образовал комиссию, которая направила в Совет Народных Комиссаров (СНК) «Проект реорганизации пожарного дела в России». Этот документ стал основой принятого СНК 17 апреля 1918 г. декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положившего начало созданию системы обеспечения пожарной безопасности в России.

Для охраны достояния республики от пожаров, руководства, объединения и развития мероприятий по борьбе с огнем был учрежден Пожарный совет. В состав совета вошли 23 человека из различных комиссариатов, что дало возможность Совету оперативно решать организационные вопросы.

12 июля 1920 г. Совет Народных Комиссаров своим постановлением передал пожарную охрану в ведение Народного Комиссариата внутренних дел (НКВД). Несмотря на острую нехватку техники, пожарные героически боролись с огнем, спасая людей и народное имущество. За мужество и самоотверженность пожарные команды Борисоглебска, Краснодара и Москвы в 1923-1925 гг. были награждены орденами Труда Российской Федерации (орденом Трудового Красного Знамени – высшей правительственной наградой того времени).

Утверждение в июле 1924 г. Устава добровольных пожарных организаций позволило на правовой основе развернуть строительство добровольных пожарных команд. 10 июля 1934 г. декретом ЦИК СССР был образован НКВД СССР. В его состав вошло и вновь созданное Главное управление пожарной охраны (ГУПО).

Важным шагом в развитии пожарной профилактики стало принятие 7 апреля 1936 г. «Положения о Государственном пожарном надзоре».
В профилактической работе упор был сделан на привлечение населения.
В цехах, на предприятиях, жилом секторе создаются специальные ячейки по предупреждению пожаров и борьбе с ними. В 1940 г. был введен в действие «Боевой устав пожарной охраны», «Устав внутренней службы» и ряд других документов, регулирующих деятельность пожарной охраны.
В конце 1940 г. ГУПО организует проведение обучения населения правилам пожарной безопасности, приемам и тактике борьбы с зажигательными бомбами.

В канун Великой Отечественной войны пожарная охрана страны представляла собой организованную силу. Она в централизованном порядке обеспечивалась кадрами, необходимой техникой. Вся боевая и профилактическая работа строилась по единым уставам и наставлениям.

В годы Великой Отечественной войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД вошли в систему местной противопожарной обороны (МПВО), но оперативно были подчинены ГУПО. При ликвидации возникающих от ударов с воздуха пожаров они действовали самостоятельно. Именно военизированные и профессиональные пожарные команды НКВД гг. Москвы, Ленинграда, Сталинграда, Смоленска, Новороссийска, Мурманска, Тулы, Воронежа, Астрахани, Туапсе, Ростова-на-Дону, Ярославля и других городов, находящихся в зоне действия вражеской авиации, приняли на себя всю тяжесть тушения пожаров, возникавших в результате варварских бомбардировок.

В послевоенные годы усилия ГУПО были направлены на совершенствование боевой подготовки органов управления и подразделений пожарной охраны, восстановление и развитие их материально-технической базы.

В 1956 г. в крупных городах страны была осуществлена реорганизация пожарной охраны. Функции предупреждения и тушения пожаров были объединены в одном подразделении.

В 1956 г. заметно оживилось и международное сотрудничество в области пожарной охраны. В СССР побывали делегации пожарной охраны Болгарии, Венгрии. Делегация советских пожарных посетила Чехословакию. В сентябре 1957 г. в Варшаве проходил международный конгресс под эгидой Технического комитета по предотвращению и тушению пожаров (КТИФ), в котором советские пожарные приняли участие в качестве наблюдателей. А год спустя на очередном конгрессе советская пожарная охрана была представлена как полноценный член КТИФ.

Работа передовых добровольных пожарных команд в эти годы показала, что эти подразделения успешно охраняют не только населенные пункты сельской местности, но и города. Развитие добровольчества сдерживала раздробленность, отсутствие единого руководства.

14 июля 1960 г. постановлением Совета Министров РСФСР № 1074 было организовано Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). С созданием ВДПО эти проблемы были решены.

1966 г. ознаменовал новый этап развития и укрепления пожарной охраны. С воссозданием союзно-республиканского Министерства охраны общественного порядка было восстановлено централизованное управление пожарной охраной. В систему министерства были переданы профессиональная пожарная охрана городов, других населенных пунктов и объектовые пожарные части.

Большая и ответственная задача стояла перед пожарной охраной в период подготовки и проведения XXII Олимпийских Игр в Москве. В результате предпринятых органами пожарной охраны профилактических мер в местах, связанных с проведением «Олимпиады – 80» и культурной программы, пожаров удалось избежать.

В ночь 26 апреля 1986 г. на четвертом блоке Чернобыльской АЭС прогремел взрыв. Прибывшие по тревоге пожарные свой долг выполнили до конца. Их было 28 – первых, принявших на себя жар пламени и смертоносное дыхание реактора.

В начале 1990-х гг. в результате распада СССР и образования МВД Российской Федерации ряд вопросов по осуществлению организации, совершенствования структуры подразделений пожарной охраны переданы на места.

23 августа 1993 г. Совет Министров Российской Федерации преобразовал Службу противопожарных и аварийно-спасательных работ МВД РФ в Государственную противопожарную службу (ГПС) МВД РФ.

21 декабря 1994 г. был подписан Федеральный закон «О пожарной безопасности». Проблема пожарной безопасности перестала быть проблемой только противопожарной службы. Согласно закону обеспечение пожарной безопасности – это одна из важнейших функций государства. В Законе комплексно рассмотрены вопросы по обеспечению пожарной безопасности; определен статус ГПС МВД России (с 2002 г. ГПС МЧС России) как основного вида пожарной охраны; определены полномочия органов государственной власти, предприятий, должностных лиц, граждан .

История пожарного дела в России имеет не только государственные вехи. Она наполнена подвигами, славными делами, энтузиазмом и незаметной внешне работой не одного поколения огнеборцев. Во многих городах, населенных пунктах помнят своих героев.

О развитии пожарной охраны в нашей республике можно узнать при посещении местных пожарных частей, из бесед с ветеранами пожарной охраны, а также в Центре противопожарной пропаганды и общественных связей Чувашии.

Похожие публикации