Федеральный закон "о нормативных правовых актах в российской федерации". Иерархия нормативно-правовых актов РФ

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Нормативно-правовой акт это властное предписание государства , устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права . Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права ; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства .

Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.

Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:

1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.

2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.

3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция , закон , постановление и т. д.).

Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:

а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;

б) различиями в юридической природе или юридической силе;

в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.

Закон это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации :Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.

Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.

Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.

Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества . Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.

К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Феде­рации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.

Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.

Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характе­ром и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.

Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.

Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан .

Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).

Основы законодательства законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Регламент законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.

Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.

Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.

К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
  2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
  3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:

  1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
  2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
  3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.

Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000

Нормативно-правовой акт: понятие и виды

Нормативно-правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Нормативный правовой акт - это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

Нормативный правовой акт в Российской Федерации - России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы и подзаконные акты

Закон - обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Особый порядок - законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. Подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Российская Федерация - Россия является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (Российской Федерации) и субъектов Российской Федерации, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

Международные договоры и соглашения России, а также общепризнанные принципы и нормы международного права, составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России. Международные договоры и соглашения России имеют бо́льшую юридическую силу, чем нормативные правовые акты Российской Федерации.

Конституция России.

1. Законы:

Российской Федерации

Федеральные конституционные законы.

Федеральные законы (в том числе Кодексы).

Субъекта федерации

Закон субъекта федерации

2. Указы Президента России,

3. Подзаконные правовые акты:

Постановления Правительства России.

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и агентств).

4. Локальные нормативно-правовые акты.

На уровне муниципального образования - решения муниципального образования.

  • Общие положения
  • II. Виды медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно
  • IV. Нормативы объемов медицинской помощи
  • V. Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи
  • VI. Подушевые нормативы финансирования Программы
  • Разделii. Федеральные законы Основы законодательства об охране здоровья граждан
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Полномочия Федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов рф и органов местного самоуправления в области охраны здоровья
  • Раздел III. Организация охраны здоровья граждан в рф
  • Раздел IV. Права граждан в области охраны здоровья
  • Раздел V. Права отдельных групп населения в области охраны здоровья
  • Раздел VI. Права граждан при оказании медико-социальной помощи
  • Раздел VII. Медицинская деятельность по планированию семьи и регулированию репродуктивной функции человека
  • Раздел VIII. Гарантии осуществления медико-социальной помощи гражданам
  • Раздел IX. Медицинская экспертиза
  • Раздел X. Права и социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников
  • Раздел XI. Международное сотрудничество
  • Раздел XII. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан
  • Закон рф «о медицинском страховании граждан в рф»
  • Раздел 2. Система медицинского страхования
  • Часть 3 статьи 12 утратила силу в части создания Федерального фонда обязательного медицинского страхования Верховным Советом Российской Федерации. - Указ Президента рф от 24.12.1993 n 2288.
  • Раздел 3. Деятельность страховых медицинских организаций
  • Раздел 4. Деятельность медицинских учреждений в системе медицинского страхования
  • Раздел 5. Регулирование отношений сторон в системе медицинского страхования
  • Закон рф «о предупреждении распространения в рф заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (вич-инфекции»
  • Глава I. Общие положения
  • Глава II. Медицинская помощь вич-инфицированным
  • Глава III. Социальная поддержка вич-инфицированных и членов их семей
  • Глава IV. Социальная поддержка лиц, подвергающихся риску заражения вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей
  • Глава V. Заключительные положения
  • Закон рф «о донорстве крови и ее компонентов»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Права, обязанности донора и меры социальной поддержки, предоставляемые ему
  • Раздел III. Организация донорства крови ее компонентов
  • Раздел IV. Заключительные положения
  • Закон рф «о трансплантации органов и(или) тканей человека
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Изъятие органов и(или) тканей у трупа для трансплантации
  • Раздел III. Изъятие органов и(или) тканей у живого донора для трансплантации
  • Раздел IV. Ответственность учреждения здравоохранения и его персонала
  • Закон рф «о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»
  • Раздел I. Общие положения
  • Раздел II. Обеспечение психиатрической помощью и социальная поддержка лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Раздел III. Учреждения и лица, оказывающие психиатрическую помощь. Права и обязанности медицинских работников и иных специалистов
  • Раздел IV. Виды психиатрической помощи и порядок ее оказания
  • Раздел V. Контроль и прокурорский надзор за деятельностью по оказанию психиатрической помощи
  • Раздел VI. Обжалование действий по оказанию психиатрической помощи
  • Разделiii. Кодексы рф (извлечения) Уголовный кодекс рф (извлечения) Раздел I. Уголовный закон (Общая часть)
  • Раздел II. Преступление
  • Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
  • Раздел III. Наказание
  • Раздел VI. Иные меры уголовно-правового характера
  • Раздел VII. Преступления против личности (Особенная часть)
  • Глава 16. Преступления против жизни и здоровья
  • Глава 17. Преступления против свободы, чести и достоинства личности
  • Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина
  • Глава 20. Преступления против семьи и несовершеннолетних
  • Раздел IX. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка
  • Глава 30. Преступления против государственной власти
  • Трудовой кодекс рф
  • Раздел III. Трудовой договор
  • Раздел IV. Рабочее время
  • Раздел V. Время отдыха
  • Раздел VI. Оплата и нормирование труда
  • Раздел VIII. Трудовой распорядок. Дисциплина труда
  • Гражданский кодекс рф Раздел I. Общие положения (граждане (физические лица))
  • Глава 28. Заключение договора
  • Глава 29. Изменение и расторжение договора
  • Семейный кодекс Российской Федерации Раздел I. Общие положения
  • Глава 1. Семейное законодательство
  • Глава 2. Осуществление и защита семейных прав
  • Раздел II. Заключение и прекращение брака
  • Глава 3. Условия и порядок заключения брака
  • Глава 4. Прекращение брака
  • Раздел III. Права и обязанности супругов
  • Глава 6. Личные права и обязанности супругов
  • Глава 7. Законный режим имущества супругов
  • Глава 8. Договорный режим имущества супругов
  • Раздел VI. Платные услуги Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями
  • Положение о предоставлении населению медицинских услуг сверх Программы государственных гарантий на территории Красноярского края
  • Раздел I изложить в новой редакции:
  • Раздел VII признать утратившим силу;
  • Разделvii. Положение о клинической ординатуре Приказ Министерства здравоохранения рф об утверждении «Положения о клинической ординатуре»
  • Для заметок
  • 660049, Г. Красноярск, ул. Вейнбаума, 26. Кмиац оИиПд
  • Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

    Законодательство государства складывается в результате из­дания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Структурным элементом системы за­конодательства является нормативно-правовой акт.

    Нормативность подразумевает, что юридические документы содержат нормы права (общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством).

    Нормативно-правовой акт - это официальный документ, при­нятый (изданный) компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы.

    Нормативный правовой акт является официальным докумен­том постоянного или временного характера, направленным на ус­тановление, изменение содержания или отмену правовых норм. Нормативно-правовые акты общеобязательны и рассчитаны на многократное применение.

    Нормативный правовой акт принимается (издается) в опреде­ленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядке и форме органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенным правом принятия (издания) нормативных правовых актов (далее - правотворческий орган), по предметам своего ведения, либо на референдуме.

    Нормативный правовой акт может быть принят (издан) сов­местно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.

    Такой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст, в целях удобства пользования, может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, части, абзацы и т. д. Такое строение нормативно-правового акта - результат длитель­ного развития теории и практики нормотворчества.

    В современном государстве вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанав­ливает определенную правовую систему государства.

    В Российской Федерации нормативными правовыми ак­ тами являются:

      Конституция Российской Федерации - основной закон госу­дарства;

      законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные зако­ны, федеральные законы;

      нормативные постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации;

      нормативные указы Президента Российской Федерации;

      нормативные постановления Правительства Российской Феде­рации;

      нормативные правовые акты федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

      нормативные указания, положения, инструкции Центрального банка Российской Федерации (Банка России);

      нормативные постановления Конституционного Суда Россий­ской Федерации;

      нормативные приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции Генерального прокурора Российской Федерации;

      конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

      нормативные правовые акты органов местного самоуправ­ления.

    Конституция Российской Федерации, законы и иные норматив­ные правовые акты федеральных органов государственной власти составляют федеральное законодательство.

    К сфере исключительного регулирования Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными за­конами относятся:

      основы конституционного строя Российской Федерации;

      права, свободы и обязанности человека и гражданина, способы их обеспечения, а также юридическая ответственность и иные меры принуждения по отношению к личности;

      правовое положение общественных объединений;

      федеративное устройство Российской Федерации;

      общие принципы организации местного самоуправления;

      установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государ­ственной власти;

      основы федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

      порядок формирования и расходования средств федерального бюджета, федеральные налоги и сборы;

      федеральные транспорт, пути сообщения;

      порядок введения военного или чрезвычайного положения;

      безопасность, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

      порядок ратификации и денонсации международных догово­ров Российской Федерации, ратификация и денонсация таких договоров;

      судоустройство, прокуратура, гражданское, гражданское про­цессуальное, арбитражное процессуальное, уголовное, уголов­но-процессуальное, уголовно-исполнительное законодатель­ство, правовое регулирование интеллектуальной собственно­сти.

    Таким образом, по данным вопросам принимаются законы только на федеральном уровне.

    Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов Российской Федерации и основ законодательства Российской Фе­дерации.

    Кодекс Российской Федерации - это федеральный закон, при­нимаемый по предметам ведения Российской Федерации, а также по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, содержащий в систематизированном виде всю или ос­новную часть правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

    Основы законодательства Российской Федерации - это феде­ральный закон, принимаемый по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, обес­печивающий единообразное правовое регулирование определен­ных общественных отношений.

    На сегодняшний день ключевым законом, регулирующим от­ношения в сфере охраны здоровья граждан, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

    В целях обеспечения правопреемства законы, действовавшие на территории Российской Федерации до принятия Конституции РФ (1993 г.), с вступлением ее в силу приобрели статус федеральных законов и применяются на территории Российской Федерации до официальной отмены в части, не противоречащей Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и международным договорам Российской Федерации. Одной из тенденций развития системы законодательства Российской Федерации в последнее десятилетие является интег­рация в российское законодательство общепризнанных принци­пов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации занимают отдельное положение в системе норматив­но-правовых актов Российской Федерации и являются составной частью ее правовой системы.

    Международный договор Российской Федерации - это меж­дународное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международ­ным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой доку­ментах, а также независимо от его конкретного наименования.

    Порядок заключения, выполнения и прекращения международ­ных договоров Российской Федерации определяется Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".

    Если международным договором Российской Федерации ус­тановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то при­меняются правила международного договора (ст. 15 Конститу­ции РФ).

    Конституционный Суд РФ в пределах своих полномочий при­нимает постановления, заключения и определения, а также реше­ния по организационным вопросам.

    Нормативными являются постановления Конституционного Суда РФ о признании не соответствующими Конституции РФ нор­мативных правовых актов или их частей. Нормативные правовые акты Конституционного Суда РФ принимаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1 - ФКЗ "О Конституционном Суде Россий­ской Федерации".

    Субъекты Российской Федерации имеют свои конституции (ус­тавы). Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации принимаются на основе Конституции РФ и не могут ей противо­речить. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах сво­их полномочий принимают (издают) законы и иные нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном законодательством субъектов РФ. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации принимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава) соответ­ствующего субъекта РФ и не могут им противоречить. Действие этих нормативных актов распространяется лишь на территории соответствующего региона.

    Органы местного самоуправления в пределах своих полно­мочий принимают (издают) нормативные правовые акты. Нор­мативные правовые акты органов местного самоуправления при­нимаются (издаются) на основе и во исполнение федерального законодательства, конституции (устава), законов и иных норма­тивных правовых актов соответствующего субъекта РФ и не могут им противоречить.

    Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, зако­ны и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты органов местного самоуправления составляют законодатель­ство субъектов Российской Федерации.

    Федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации составляют законодательство Российской Федерации.

    Отметим, что законодательные акты, несмотря на свое широкое нормативное содержание, не могут в полной мере осуществлять правовое регулирование всех вопросов охраны здоровья. Законы далеко не всегда указывают конкретные механизмы реализации заложенных в них норм. Именно поэтому возрастает роль право­вых актов органов исполнительной власти, которые обеспечивают выполнение законодательных норм, исходя из реальной правовой ситуации.

    К подзаконным правовым актам федеральных органов исполни­тельной власти относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, постановления, распоряжения и приказы различных федеральных министерств и ведомств.

    Нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ яв­ляются важнейшими источниками права. Они служат правовой основой для возникновения, изменения и прекращения админист­ративно-правовых отношений, определяющих правила поведения в сфере государственного управления.

    Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия (из­дания), вступления в силу и официального опубликования зако­нов, составляющих законодательство РФ и иных нормативных правовых актов, определяется соответственно Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 10.10.1995 № 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", другими федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Федеральным законом от 14.06.1994 № 5-ФЗ "О порядке опублико­вания и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", указа­ми Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, а также законодательством субъектов Российской Федерации.

    Все нормативно-правовые акты имеют определенные времен­ные, территориальные ограничения (пределы) своего существова­ния и действия, а также распространяются на определенный круг лиц. По общему правилу нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

    Пределом действия нормативного акта во времени считается период с момента вступления его в законную силу до момента прекращения его действия.

    В Российской Федерации нормативно-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

      в результате указания в тексте нормативно-правового акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;

      в результате указания на иные обстоятельства, с которыми свя­зывается вступление в законную силу документа (например, "с момента подписания", "со дня опубликования" и т. д.);

      в результате применения общих правил, указанных в законода­тельстве.

    По этим общим правилам законы, другие нормативно-правовые акты высших представительных органов вступают всилу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликова­ния.

    Нормативно-правовые акты Президента РФ вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по ис­течении семи дней со дня их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

    Акты федеральных органов исполнительной власти (например, приказы Министерства здравоохранения и социального развития) вступают в силу с момента опубликования и, как и иные акты, под­лежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (Федеральной регистрационной службе).

    Порядок вступления в силу нормативно-правовых актов субъ­ектов РФ, нормативных актов муниципальных органов определя­ется ими самостоятельно.

    Нормативный правовой акт (его части) прекращает действовать в результате:

      истечения срока действия нормативного правового акта (его части);

      признания нормативного правового акта (его части) утратив­шим силу (прямое указание на отмену, которое может содер­жаться в акте более высокой юридической силы или в актах того же уровня);

      принятия (издания) нового нормативного правового акта равной или большей юридической силы, заменяющего ранее принятый (изданный) нормативный правовой акт (его часть). В связи с принятием (изданием) нового нормативного правового акта признаются утратившими силу все нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям нового нор­мативного правового акта;

      вступления в силу в установленном порядке международного договора Российской Федерации, положениям которого проти­воречат положения ранее принятого (изданного) нормативного правового акта (его части);

    признания нормативного правового акта (его части) не соот­ветствующим (не соответствующей) Конституции РФ в уста­новленном законом порядке. Действие нормативных правовых актов, составляющих зако­нодательство Российской Федерации, распространяется на граж­дан РФ, а также на находящихся, на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено фе­деральными законами и международными договорами Российской Федерации.

    Нормативные правовые акты, составляющие федеральное за­конодательство, действуют на всей территории Российской Феде­рации, если в указанных актах (актах о введении их в действие) не предусмотрено иное. Действие нормативных правовых актов, составляющих законодательство субъектов РФ, распространяется на территорию соответствующего субъекта. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления действуют на территории соответствующего муниципального образования.

    Важнейшим из подзаконных нормативно-правовых актов яв­ляется Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, впервые принятая в 1998 г. и ежегодно корректируемая Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 № 1096 "Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицин­ской помощи", указанная Программа определяет виды медицин­ской помощи, предоставляемой населению бесплатно.

    Нормативно-правовой акт, или сокращенно НПА - что это? Каковы его признаки и какие они бывают в России, мы рассмотрим в данной статье. Понятие, требования к ним предъявляемые и классификацию(виды) нормативных актов читайте в соответствующих статьях

    Основные положения

    Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы.

    Признаки нормативно-правового акта:

    • властно-волевой характер;
    • неоднократность применения;
    • адресованность неопределенному кругу лиц.

    В России нормативный правовой акт представляет собой принятый в установленном порядке органами государства, органами местного самоуправления либо населением письменный официальный документ - решение об установлении, изменении либо отмене правовых норм с той или иной сферой действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. В постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» он определен как письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    Нормативные правовые акты по юридической силе делятся на:

    • законы;
    • подзаконные акты.

    Законы

    Закон называют писаным правом, которое истолковывается юристами. В целях устранения путаницы в толковании система нормативных правовых актов обладает строгой иерархичностью. На первом месте стоят нормы конституции и приравненных к ней конституционных актов. Например, во Франции Конституция 1958 г. - это всею лишь часть, хотя и наиболее значительная, действующею Основною закона. В соответствии с преамбулой акта 195S г. его частью являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и преамбула Конституции 1946 г., главным образом провозглашающие права и свободы. В Конституцию входят не только два упомянутых акта, но и «основные принципы, признанные законы Республики», к которым отсылает преамбула Основного закона 1946 г. Конституционные нормы обладают особым авторитетом, гак как устанавливают фундаментальные основы жизни общества. В связи с этим во многих государствах конституционные положения принимаются и изменяются в особом порядке, например путем всенародного голосования. Особый авторитет данных норм выражается в особом контроле за их соблюдением, соответствием других законов, стоящих ниже на иерархической лестнице, нормам конституции. Во многих странах, в том числе в Российской Федерации, с этой целью создан особый орган - конституционный суд.

    В классическом понимании закон - это нормативный правовой акт, содержащий первичные юридические нормы, которых раньше в правовой системе не было, либо объединяющий разрозненные нормы, закладывающий основы регулирования в полном объеме.

    При этом закон регламентирует ключевые аспекты жизни страны, принципиальные экономические, политические и социальные вопросы.

    Отсюда следуют основные признаки закона как нормативного правового акта :

    • он принимается представительными органами, избираемыми народом, иди непосредственно самим народом на референдуме;
    • обладает высшей юридической силой;
    • принимается в особом процессуальном порядке;
    • по своему характеру является стабильным;
    • принимается для регулирования наиболее важных социально значимых общественных отношений.

    Итак, закон - это нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке народом или парламентом, регулирующий наиболее важные общественные отношения.Законы по своему значению и прежде всего по юридической силе делятся на:

    • основные;
    • обыкновенные.

    Основные законы

    Основные законы - это конституции.Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.Непосредственно к конституции примыкают конституционные (органические) законы, также закрепляющие правовые основы государства и общества (например. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»). Необходимость принятия конституционных законов прямо предусматривается Конституцией РФ. Для них установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура принятия Федеральным Собранием. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ). К разновидности конституционных законов можно отнести нормативные акты о принятии поправок к гл. 3-8 Конституции РФ.

    Обыкновенные законы

    Обыкновенные законы представляют собой акты действующего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической, социальной жизни общества. Они издаются в строгом соответствии с предписаниями Конституции РФ, конкретизируя ее положения и по своей внутренней структуре делятся на:

    • текущие;
    • кодифицированные.

    Типичным примером текущего законодательного акта является закон о бюджете, который действует только в течение определенного года. Текущие законы могут регулировать какой-либо отдельный вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» регламентирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.

    Важное значение имеет классификация законов по отраслям права: законы о труде, уголовные, финансово-кредитные законы и т. д.

    Различного рода кодексы, уставы, положения, основы представляют собой так называемые кодифицированные законы .Кодекс (лат. codex - книга, пень) - это единый нормативный правовой акт, систематизирующий законодательство какой-либо отрасли права (гражданской, уголовной, земельной и т. п.). Кодекс является результатом сложной правотворческой деятельности, в ходе которой создается единый логически цельный, внутренне согласованный нормативный правовой акт.Структурно кодекс, как правило, содержит общую и особенную части. В общей части закрепляются основополагающие принципы и нормы, которые определяют характер и содержание непосредственно действующих норм особенной части кодекса.Например, положения Общей части Уголовного кодекса РФ (УК РФ) содержат принципы и задачи уголовного права, общие понятия уголовного права, которые конкретизируются в Особенной части.Особую роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, которые аккумулируют основные положения той или иной законодательной отрасли, иные нормативные акты данной отрасли «подстраиваются» к отраслевому кодексу.Кроме того, по характеру юридических норм, содержащихся в кодексах, выделяют материальные и процессуальные кодексы.Кроме отраслевых, в системе законодательства существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, природоохранительные законы включают нормы административного, гражданского и иных отраслей права).В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов РФ.

    Подзаконные акты

    Нормативные правовые акты, которые издаются во исполнение и на основе законов, называются подзаконными актами (постановления, распоряжения, инструкции и т. д.).В нашей стране в развитие Конституции РФ и федеральных законов Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты также издают нормативные правовые акты.

    Издаваемые Президентом РФ нормативные правовые акты - указы и распоряжения - принимаются но широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют указы по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. В частности, благодаря Указу Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1487 «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования» (утратил силу) сохранялось бесплатным полное среднее общее образование. Согласно же действующей Конституции РФ государство гарантирует бесплатное обучение лишь до 10 класса, т. е. основное общее образование. Данный Указ Президента РФ не противоречит Конституции РФ, поскольку устанавливает более широкие гарантии прав граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ.

    Согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные правовые акты Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, указы и распоряжения являются подзаконными актами и не могут приниматься по вопросам, подлежащим нормативно-правовому регулированию в форме федеральных законов. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика принятия нормативных указов Президента РФ по вопросам, которые еще не урегулированы федеральным законом. Так, Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью. Наличие указов Президента не ограничивает право Государственной Думы принимать по этому же вопросу федеральный закон и устанавливать иные нормы права.

    Указы Президента, имеющие нормативный характер, вступают в действие на всей территории РФ одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования в «Российской газете». В отдельных случаях может устанавливаться и иной порядок вступления указов Президента РФ в силу.

    Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ. Как орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ наделено широкими полномочиями в сфере финансовой и кредитной политики, образования, науки, культуры управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан. Выполняя возложенные на него задачи. Правительство РФ не может не принимать нормативные правовые акты в развитие федеральных законов. Ежегодно Правительство РФ принимает более 1 тыс. нормативных правовых постановлений. Все постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению на всей территории РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ, противоречащие Конституции РФ. федеральным законам и указам Президента РФ, подлежат отмене Президентом РФ.

    Важную роль в системе подзаконных федеральных актов играют нормативные правовые акты федеральных министерств. Такие акты, как правило, регулируют отношения внутри системы министерства и принимаются в соответствии и на основе Конституции РФ, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также нормативных правовых актов Правительства РФ. Однако отдельные министерства обладают правом издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения с гражданами, а также с органами, учреждениями, предприятиями, не входящими в систему министерства. Например, Министерство образования и науки РФ издает нормативные правовые акты по вопросам аттестации школьников, организации учебного процесса. Такие акты являются обязательными как для работников образовательных учреждений, так и для других граждан.

    Чтобы исключить нарушения прав граждан, иных лиц, нормативные акты министерств и ведомств, имеющие общеобязательный характер, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.В целях обеспечения развития единого правового пространства Российской Федерации Министерство юстиции РФ ведет Федеральный регистр нормативных правовых актов всех субъектов РФ, в который сегодня внесено уже более 200 тыс. правовых актов. Доступ к его информационным ресурсам можно осуществлять через Интернет.

    Похожие публикации