Банкротство отсутствующего должника по заявлению кредитора (не ФНС). Как происходит процедура банкротства, если должник признан отсутствующим Расторжение мирового соглашения

Понятие отсутствующего должника. Термин «отсутствующий должник» (далее - ОД) распространяется на следующих должников:

1) гражданин-должник, который отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

2) юридическое лицо, которое фактически прекратило свою деятельность, а его руководитель отсутствует или установить его место нахождения невозможно;

3) юридическое лицо, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве;

4) юридическое лицо, по банковским счетам которого в течение последних 12 месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции этого лица, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской

или иной деятельности. В доказательство отсутствия должника могут быть представлены: исполнительный лист с отметкой о невозможности взыскания, справка налоговой инспекции о непредставлении должником отчетной документации налоговым органам, документ органа связи о невозможности вручить должнику почтовую корреспонденцию. Согласно арбитражной практике, если истцом - уполномоченным органом не представлено доказательств осуществления ответчиком финансово-хозяйственной деятельности, ликвидация такого юридического лица должна осуществляться в соответствии с положениями о банкротстве отсутствующего должника.3

Типичными ОД являются «фирмы-однодневки», которые создаются недобросовестными лицами, в том числе по документам

2 По данным ФНС России, из примерно 280 тысяч ежегодно регистрируемых в России юридических лиц около 30-40 тысяч организаций (11-14%) не начинают осуществлять предпринимательской деятельности (М.: Интернет-портал «Федеральная налоговая служба», 2006. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/ document.php?id=20255&topic=root_nalog, свободный). На 1 октября 2006 года отчетность в ФНС не сдали (задержка на год и более) 1,175 миллиона организаций (примерно треть существующих).

подставных лиц, исключительно с целью уклонения от уплаты налогов и совершения противозаконных сделок, после чего прекращают свою деятельность, оставив налоговую задолженность.

Значение института банкротства ОД. Продолжение участия ОД в гражданском обороте невозможно по причинам отсутствия одного иди нескольких признаков юридического лица: организационного единства (органов управления), обособленного имущества. Поэтому упрощенная процедура банкротства таких лиц ускоряет их ликвидацию, уменьшает стоимость и трудоемкость процедур банкротства, но в то же время усиливает защиту интересов кредиторов по сравнению с общим порядком ликвидации (ст. 64 ГК).

Согласно данным статистики, в 2002 г. на рассмотрение арбитражных судов РФ поступило 81 251 заявление о признании банкротом ОД (более 98% всех заявлений о признании банкротом). В связи с отсутствием финансирования на протяжении нескольких лет банкротство таких лиц практически не осуществлялось, но с 2005 г. снова получило широкое распространение. В 2006 г. в 70 241 заявлении (76,8% от числа поступивших) заявлены требования о признании банкротами отсутствующих или ликвидируемых должников1.

Учитывая количество отсутствующих должников, их ликвидация в судебном порядке могла бы занять несколько лет и требовала бы выделения значительных бюджетных средств. Поэтому 4 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 2 июля 2005 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 ГК РФ», предусматривающий процедуру внесудебного исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Это позволяет за короткий период и с минимальными затратами ликвидировать недействующие организации на основании решения регистрирующих (налоговых) органов, предоставив необходимые гарантии защиты прав и интересов таких организаций, их учредителей (участников), кредиторов и иных заинтересованных лиц. Следует отметить, что аналогичный внесудебный порядок прекращения юридических лиц существует в Швеции и Великобритании. Признаки недействующих юридических лиц: непредставление в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сбо

2 На эти цели государству потребуется только единоразово затратить порядка 100 млрд руб.: Доклад Председателя ВАС РФ В.Ф. Яковлева на совещании председателей арбитражных судов 11 февраля 2004 г. // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 4. - С. 13.

рах, и отсутствие в течение последних 12 месяцев операций хотя бы по одному банковскому счету. При наличии у юридического лица указанных признаков регистрирующий (налоговый) орган вправе принять решение о его предстоящем исключении из ЕГ-РЮЛ. Решение подлежит обязательному опубликованию в «Вестнике государственной регистрации». Если в течение трех месяцев со дня опубликования, заинтересованными лицами будет представлено соответствующее заявление, внесудебная ликвидация прекращается. В противном случае регистрирующий орган не позднее четырех месяцев с даты публикации вносит в ЕГРЮЛ

запись об исключении недействующего лица.

В 2006 г. во внесудебном порядке было ликвидировано 255 000 организаций.

Внесудебный порядок исключения недействующего юридического лица из ЕГЗЮЛ по решению налогового органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней, в т. ч. признаки банкротства1. Если заявление о признании банкротом такого лица будет подано в арбитражный суд, оно возвращается заявителю, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из реестра не принято ввиду поступления возражений или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о банкротстве, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ2.

Особенности судебного этапа банкротства ОД. Нормы о банкротстве ОД содержатся в § 2 гл. XI Закона о банкротстве, ст. 52 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и ряде подзаконных актов, приведенных ниже.

Изменены условия подведомственности дела о банкротстве.

Арбитражный суд принимает заявление о признании ОД банкротом независимо от размера задолженности должника, т. е. даже в том случае, если задолженность составляет менее 100 тыс. руб.

Такое заявление может подать только кредитор или уполномоченный орган (но не сам должник). Если указанное заявление подает уполномоченный орган, то оно будет принято только при наличии средств для финансирования процедур банкротства, выделенных ему из бюджета1.

На практике возникают ситуации, когда заявление о банкротстве подается должником, имущество которого не позволяет покрыть расходы по делу о банкротстве, т.е. отвечает признакам отсутствующего должника. В связи с этим Президиум ВАС РФ рекомендует арбитражным судам руководствоваться следующим2. Во-первых, в этом случае арбитражный суд применяет положения о банкротстве отсутствующего должника. Если с заявлением в арбитражный суд обращается должник, имущество которого заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве, а также расходы на выплату вознаграждения арбитражному управляющему и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражным управляющим для обеспечения исполнения своей деятельности, суд возвращает указанное заявление по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 44 Закона о банкротстве (отсутствие необходимых сведений об имеющемся у должника имуществе в объеме, достаточном для покрытия расходов по делу о банкротстве). Если арбитражным судом введена процедура наблюдения и указанное обстоятельство выявилось впоследствии, арбитражный суд прекращает производство по делу (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ) .

Сокращен срок рассмотрения дела. Он составляет 1 месяц вместо 7 месяцев, установленных по общему правилу.

Дело о банкротстве рассматривается судьей единолично.

Сокращено количество процедур банкротства. Ими могут быть только конкурсное производство и мировое соглашение.

Особенности конкурсного производства:

3 Судебная практика складывается таким образом, что при обращении с таким заявлением самого должника к нему не могут быть применены нормы Закона о банкротстве отсутствующего должника, в том числе при прекращении им финансово-хозяйственной деятельности, отсутствии у него средств для проведения процедур банкротства. См.: Филиппова Л.В. Применение Закона о банкротстве 2002 г. // Арбитражная практика. - 2004. - № 1. - С. 4.

а) персональное уведомление кредиторов о признании должника банкротом;

б) сокращенный срок для предъявления кредиторами требований - 1 месяц с даты получения уведомления (по общему правилу он составляет 2 месяца);

в) требования кредиторов направляются только конкурсному управляющему, без направления копии в арбитражный суд;

г) возможен переход от упрощенной процедуры к обычным процедурам банкротства при обнаружении конкурсным управляющим имущества должника;

д) во внеочередном порядке осуществляются только расходы на покрытие судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения конкурсному управляющему1.

При обращении конкурсного кредитора с заявлением о банкротстве ОД отсутствует источник финансирования процедуры банкротства. Расходы на опубликование сведений, предусмотренных ст. 28, 54 Закона о банкротстве, возмещаются за счет средств кредитора-заявителя. В связи с этим ни кредиторы не заинтересованы в инициировании упрощенной процедуры банкротства, ни арбитражные управляющие - в ее проведении. Стимулом для управляющих в таких случаях становятся приобретение практического опыта, профессиональной репутации, создание лояльного отношения к себе со стороны соответствующих государственных органов2.

Особенности процедуры банкротства, проводимой по заявлению уполномоченного органа^. Заявление о признании должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, с указанием источника финансирования.

Вознаграждение конкурсного управляющего выплачивается единовременно и составляет 10 тысяч рублей. Кроме того, в целях поощрения активной деятельности управляющего, в случае обнаружения и реализации имущества должника, ему выплачивается 10 % денежных средств, полученных от продажи этого иму

3 Подробнее см.: Постановление Правительства РФ от 21.10.04 № 573 «О порядке и условиях финансирования отсутствующих должников» // РГ. - 2004. - 29 октября.

щества. Уполномоченный орган осуществляет также компенсацию определенных фактических расходов управляющего на проведение процедуры банкротства1. Однако на протяжении всего конкурсного производства управляющий не только трудится без вознаграждения, но и осуществляет все предусмотренные Законом о банкротстве действия за свой счет. Дело в том, что вознаграждение и компенсация осуществленных расходов выплачивается конкурсному управляющему только после завершения процедуры банкротства.

Поэтому на практике банкротство отсутствующих должников проводится за счет конкурсной массы иных должников, находящихся в тот же период времени под управлением конкурсного управляющего отсутствующего должника.

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под терминами «ликвидируемый должник» и «отсутствующий должник» в конкурсном праве?

2. Каково значение института упрощенных процедур банкротства ликвидируемого и отсутствующего должников?

3. Каковы последствия ликвидации организации, отвечающей признакам ликвидируемого должника, без возбуждения конкурсного процесса?

4. Какие положения конкурсного права направлены на повышение защиты прав кредиторов ликвидируемого должника, и какие - на сокращение сроков его банкротства?

5. В чем заключаются особенности банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника?

6. В чем заключается процедура внесудебного исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц? Какие лица могут быть ей подвергнуты?

Еще по теме 16.2. Особенности банкротства отсутствующего должника:

  1. 8.1. Рассмотрение обоснованности требований заявителя к должнику как первая стадия судебного этапа банкротства
  2. 15.2. Особенности банкротства индивидуальных предпринимателей
  3. 14.1. Особенности банкротства градообразующих организаций
  4. 14.2. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций
  5. 14.6. Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций
  6. § 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
  7. 14.7. Особенности банкротства субъектов естественных монополий
  8. 15.3. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства
  9. 14.5. Особенности банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг
  10. 7.1. Особенности обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом
  11. Особенности продажи предприятия как имущественного комплекса при несостоятельности (банкротстве) коммерческой организации

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Введение

Неплатежеспособность, кризис экономики и легального бизнеса, существование предприятий-невидимок, числящихся в реестре, но давно уже не имеющих, ни руководства, ни работников, задолженность по зарплате, пробелы в законодательстве - породили теневое решение проблемы "освобождения от непомерных долгов" и ситуацию банкротства практически всех предприятий-производителей.

Закон "О несостоятельности (банкротстве)", вобравший в себя лучшее из западных аналогов и подведенный к современной российской действительности, принят с расчетом на десятилетия и призван способствовать стимулированию платежеспособности и оздоровлению нашей экономики.

В действующем законодательстве о несостоятельности имеется такая упрощенная процедура, как банкротство отсутствующего должника. Наличие данной процедуры в законодательстве объясняется большим количеством должников, которые соответствуют всем признакам отсутствующего должника, установленным действующим законом. Важно, что в этом случае интересы кредиторов учитываются.

Целью работы является анализ теоретических и нормативных положений, регламентирующих банкротство отсутствующего должника, выявление имеющихся трудностей их правоприменения, определение эффективности действующего законодательства. Для достижения этой цели требуется разрешение следующих задач: провести правовой анализ норм действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве); раскрыть понятие отсутствующего должника; рассмотреть признаки и критерии несостоятельности (банкротства) отсутствующего должника как должника особой категории; выявить особенности подачи заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Понятие и признаки отсутствующего должника

Как известно, для юридического лица банкротство наступает, когда оно не способно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Основанием для признания гражданина банкротом служит его неспособность исполнить денежные обязательства и (или) обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Эти положения не применяются при подаче заявления о признании отсутствующего должника банкротом.

Заявление о признании отсутствующего должника банкротом принимается арбитражным судом независимо от размера кредиторской задолженности, а также при ее отсутствии.

Под отсутствующим должником-гражданином понимается физическое лицо, фактически прекратившее свою предпринимательскую деятельность, отсутствующее по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным.

Отсутствующий должник - юридическое лицо - организация, которая фактически прекратила свою деятельность (не осуществляются текущие платежи в течение длительного времени), и руководитель которой отсутствует по месту жительства или месту пребывания, и установить местонахождение которого не представляется возможным. Указанные два признака отсутствующего должника - юридического лица непосредственно взаимосвязаны.

Положения, предусмотренные §2 главы Х Закона, применяются и в том случае, если имущество должника юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве. Арбитражный суд может установить отсутствие или недостаточность имущества для покрытия указанных расходов из баланса должника, представленного по запросу суда государственной налоговой службой.

Кроме того, указанные положения применяются и в случае отсутствия операций по счетам должника в течение 12 месяцев. По существу, отсутствующие должники - это уже недействующие лица, которые еще находятся в списке Единого государственного реестра юридических лиц. В этом случае все чаще завершается ликвидацией юридического лица. Это позволяет сделать правильные изменения в списке Единого государственного реестра юридических лиц. То есть избавиться от уже итак не существующих по каким-то причинам хозяйствующих субъектов.

К признакам отсутствующего должника относится следующее:

Фактически прекращена предпринимательская или иная деятельность.

У предприятия отсутствует руководитель, или его местонахождение установить не предоставляется возможным.

Все имущество предприятия заранее является недостаточным для покрытия тех расходов, которые связаны с ведением дела.

Начиная со дня подачи заявления о банкротстве и в течение последующих 12 месяцев по банковским счетам должника не проводились никакие банковские операции.

Наличие других признаков, которые могут свидетельствовать об отсутствии предпринимательской или другой деятельности должника.

банкротство должник суд

Одним из методов судебного разбирательства является банкротство отсутствующего должника.
Необходимость наличия процедуры несостоятельности пропавшего заемщика объясняется тем, что коммерческая или производственная деятельность организации, гражданина не всегда бывает успешной и прибыльной. Причинами такой ситуации могут стать разные факторы, внешние или внутренние. Нередко руководство фирмы или гражданин оказываются не готовы к такому положению дел и видят выход прекращении деятельности, не приносящей успеха. Мало того, некоторые фирмы изначально создаются для одноразовых операций, после чего о них забывают. Проблемой могут оказаться долги и кредиты, не погашенные из-за нежелания платить или отсутствия средств. Часто задолженность не выплачивается, а обращения кредиторов к должнику не находят адресата. Возникшая ситуация постоянно усложняется из-за накопления текущих задолженностей, и, если не принимать никаких мер, то суммы могут превысить все мыслимые пределы. Такие заемщики определяются как отсутствующие и в их отношении используются специальные методы судебного разбирательства банкротства отсутствующего должника.

Отсутствующий заемщик это

Четкого юридического определения понятие «отсутствующий должник» не имеет, квалификация производится по присутствию определенных признаков. Отсутствующим должником может быть гражданин, т.е. физическое лицо, или организация - юридическое лицо.

Основными признаками, определяющими ситуацию и принятыми в юридической практике, являются:

  • Отсутствие должника по месту регистрации, невозможность отыскать или связаться с ним.
  • Деятельности, заявленной при регистрации, не осуществляется.
  • Не предоставляется отчетность, не производятся положенные платежи в налоговую инспекцию.
  • Нет движения средств по банковским счетам.

То есть, присутствуют кредитные, налоговые или иные задолженности, по которым не ведутся платежи, и никакой возможности связаться с должником не имеется. Фактически, человек просто намеренно не поставил никого из заинтересованных лиц в известность о своем местонахождении и прекратил все выплаты. Время отсутствия должника действующим законодательством не регламентируется, достаточно наличия самого факта, хотя для вынесения решения требуется отсутствие человека в течение года. При этом, официальное признание гражданина безвестно отсутствующим не требуется.


Чаще всего, отсутствующими должниками выступают различные фирмы-однодневки, основанные для проведения двух-трех сделок и после этого заброшенные, по которым не производятся ни налоговые, ни иные платежи. Возникает задолженность, которая постоянно растет и перетекает в банкротство. Такая ситуация опасна тем, что сама по себе она завершиться не может, нужны какие-то действия со стороны кредиторов или налоговиков.

Основания для банкротства

Основанием для процедуры несостоятельности отсутствующего должника являются и действующее законодательство, в частности ст.228 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)». Отсутствие платежей и невозможность выйти на контакт вынуждают кредиторов подавать заявление в арбитражный суд, определяющий статус и квалифицирующий должника как отсутствующего. Далее инициируются стандартные мероприятия, определенные для подобных случаев, то есть делается обращение в арбитражный суд с заявлением о взыскании долга и инициируются все необходимые мероприятия.

Заявление о несостоятельности отсутствующего должника

Чаще всего такое заявление подается наиболее заинтересованными лицами - , представителями налоговых органов, реже - прокурором. При этом, сумма задолженности не важна, но должны иметься средства, позволяющие финансировать все предстоящие мероприятия в установленном законодательно порядке (Постановление Правительства РФ от 21.10.2004 N 573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников»). Должник квалифицируется как отсутствующий, признаки этого должны быть бесспорными, на основании чего процедура переводится на . Она исключает все невозможные в данном случае мероприятия, такие как , или .

Порядок банкротства пропавшего заемщика

Принятая к исполнению проходит поэтапно:

  • подает заявление в арбитражный суд.
  • В течение месяца арбитражный суд производит рассмотрение заявления и признает банкротом. Наблюдение, финансовое оздоровление или внешнее управление при упрощенной процедуре банкротства не применяются, что значительно сокращает время всех действий. Начинается процедура , основной целью которой становится поиск средств или имущества для возмещения долга.
  • Все кредиторы оповещаются о несостоятельности должника и в месячный срок подают свои требования. Целью этих действий является, в данном случае, страховка от затруднений в случае обнаружения каких-либо средств, так как не выдвинутые вовремя требования могут удовлетворяться в последнюю очередь или не рассматриваться вовсе.
  • Если у должника находят имущество, представляющее достаточно серьезную ценность, то упрощенная процедура переводится на обычную. Конкурсный управляющий обязан в таких случаях ходатайствовать в арбитражный суд о переходе к обычной процедуре ввиду изменения ситуации. При этом, в первую очередь покрываются судебные издержки и расходы на ведение всех мероприятий. Обнаружение имущества или средств происходит редко, чаще всего не имеется никаких возможностей для погашения долга или иных платежей.
  • Рассмотрение дела о банкротстве отсутствующего должника производится судьей в единоличном порядке.

Особенности несостоятельности отсутствующего должника

Основная особенность состоит в том, что должник не принимает очного участия во всей процедуре. При наличии соответствующих признаков, т.е. невозможности отыскать или выйти на связь с должником, заинтересованные лица - конкурсный кредитор или уполномоченный орган могут подать в арбитражный суд заявление о банкротстве отсутствующего должника. Кроме того, должен подать заявление о применении упрощенной процедуры банкротства, которая действует для отсутствующих должников. При этом, такое заявление принимается только при наличии средств, необходимых для финансирования всех необходимых мероприятий. Если таких средств не имеется, а имущества должника недостаточно для возмещения расходов, заявление возвращается.

Практика показывает, что вся , в сущности, направлена на то, чтобы у кредиторов имелось обоснование для списания безнадежного долга, поскольку нет возможности найти ни людей, ни имущество. Обычно кредиторы и не рассчитывают на возмещение задолженностей, имея целью лишь привести отчетность в порядок и произвести все действия, предусмотренные законодательством. Кроме того, необходимы все законные основания для , без чего списание «плохих активов» невозможно. Тем не менее, существует практика исключения организации из ЕГРЮЛ внесудебными методами, когда эту процедуру имеет право проводить регистрирующий орган.Смысл этого в том, что отсутствие средств не позволяет покрыть все судебные издержки, а внесудебный метод расходов не требует.

Последствия процедуры банкротства отсутствующего должника

Основной целью и последствиями всей процедуры является возможность , имеющего безнадежные задолженности и лишенного руководства. Кроме этого, для кредиторов важно иметь основания для списания безнадежных задолженностей, особенно в случаях, когда отсутствующим должником выступает . Поскольку реализация имущества в таких случаях невозможна, то возмещения требуемых сумм не происходит, но все положенные законом ограничения действуют, хоть и в заочной форме, поскольку известить самого банкрота невозможно.

При этом, должник-гражданин признается освобожденным от финансовых обязательств, но все обычные ограничения действуют в полной мере - пятилетний запрет на кредитование, на повторное объявление себя банкротом и трехлетний запрет на занятие управляющих постов в компаниях или фирмах. Должник-юридическое лицо просто ликвидируется с полным прекращением всех прав.

Банкротство отсутствующего должника - мероприятие, направленное на прекращение или завершение всей истории с безнадежной задолженностью. Для кредиторов такая процедура практически никогда не означает полного или хотя бы частичного возмещения долга, поскольку никаких возможностей для этого, чаще всего, не выявляется. Мало того, сами кредиторы обычно вполне осознают безнадежность своих требований и поступают таким образом лишь из необходимости юридически правильного оформления списания задолженности и очистки своей отчетности от «плохих активов». То есть, используется единственный способ выхода из ситуации, хоть и не удовлетворяющий никаких претензий, но позволяющий покончить с проблемой.

Коллеги, подскажите, кто-нибудь сталкивался с введением СРАЗУ конкурсного в отношении отсутствующего должника НЕ ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ФНС (без наблюдения)?

Какие суд принимает доказательства прекращения деятельности и отсутствия директора?

61. В случаях установления в судебном заседании по проверке обоснованности требований конкурсного кредитора к должнику признаков отсутствующего должника арбитражным судом по письменному ходатайству конкурсного кредитора или с его письменного согласия применяется процедура банкротства отсутствующего должника в порядке, предусмотренном главы XI Закона о банкротстве. При наличии такого ходатайства или согласия конкурсного кредитора судья назначает заседание по рассмотрению вопроса о признании отсутствующего должника банкротом и об открытии конкурсного производства Закона). В отсутствие ходатайства конкурсного кредитора или его согласия судья выносит определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу применительно к пункту 3 Закона. Если признаки отсутствующего должника выявляются в деле о банкротстве, возбужденном по заявлению уполномоченного органа, то при отсутствии доказательств наличия финансирования (пункт 2 Закона) производство по делу подлежит прекращению.

Недавно мне скинули небольшую аналитику по этой проблеме, вопрос звучал аналогично приведенному.
Здесь примерно такая логика, как мне объяснили: банкротят отсутствующего должника часто по причине корпоративного конфликта и невозможности достичь контролируемого банкротства иными путями.
Все происходит примерно в таком ракурсе: у должника генеральный и один из учредителей дружественные (которые намерены компанию слить по ряду причин). Но из-за корпоративного конфликта запустить упрощенку ликвидируемого должника не удастся: остальные учредители не поддержат начало ликвидации. Более того, почти наверняка есть проблема с реестром, который сложно будет "раздуть" - учредителя в курсе хозжизни должника и будут включать своих кредиторов, контролировать включение остальных. Соответственно, ПСК с большой вероятностью останется за врагами, которые уйдут в конкурс со своим КУ.
В этом случае, единственной возможностью преодолеть эти дебри остается введение упрощенки через отсутствующего: КУ сразу свой, контроль над реестром становится вторичен, корпоративный конфликт уже не помешает ввести процедуру по договоренности с нужными заказчиками.. Примерно так - для чего вводить в остальных случаях, разве что "дебиторку списать".
Но при любом раскладе ввести такую процедуру, как показывает практика, довольно сложная затея.
Главное в доказывании здесь:
1. фактическое прекращение деятельности;
2. невозможность установить местонахождения руководителя должника.

И в большинстве случаев суды отказывают вводить процедуру отсутствующего по причине недоказанности перечисленного (во многих случаях неясно, что вообще могло бы служить убедитенльным доказательством).
Постановление ФАС Московского округа от 27.12.2012 по делу N А40-63456/12-95-180
"Довод заявителя кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о запросе из налогового органа сведений об имеющихся счетах и баланс на последнюю отчетную дату в отношении должника, поскольку самостоятельно указанные документы заявитель получить не смог, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку как правильно указали суды данные документы не позволят достоверно установить признаки отсутствующего должника. Сами по себе сведения о счетах и бухгалтерский баланс, без подтверждения иными доказательствами, не могут свидетельствовать о прекращении деятельности юридического лица , факт чего имеет правовое значение для признания должника отсутствующим в соответствии с Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Постановление ФАС Центрального округа от 25.09.2008 по делу N А68-419/08-10/Б-08 (Определение ВАС РФ от 06.03.2009 N 17281/08 по делу N А68-419/08-10/Б-08)

"Таким образом, для признания должника банкротом по признакам отсутствующего должника необходимы такие условия, как фактическое прекращение деятельности и реальное отсутствие должника либо невозможность установления его места нахождения.
Как установлено судом области на основании актов судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления ФССП по Тульской области от 25.08.2007 и от 09.01.2008, должник - ИП Новиков Ю.А. по месту регистрации: г. Тула, ул. Смирнова, д. 3 кв. 107, не проживает более года.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности установления места нахождения должника - ИП Новикова Ю.А., в материалах дела не имеется.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на письмо судебного пристава-исполнителя от 01.07.08, в котором сообщается об объявлении розыска должника, не может быть принята во внимание.
Факт объявления розыска не подтверждает невозможности установления места нахождения должника".

Постановление ФАС Московского округа от 06.08.2012 по делу N А40-106835/11-78-454 (Определение ВАС РФ от 06.11.2012 N ВАС-13712/12 по делу N А40-106835/11-78-454"Б")
"Судами обеих инстанций установлено, что имеющиеся в материалах дела документы, в том числе договоры, сведения из банка и налогового органа о представлении отчетной документации свидетельствуют о том, что деятельность ООО "ИнтерТорг" не прекращена" .

Причем суды не интересуют и положения ст.230ФЗоБ:
"Положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются также в случае, если имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве или если в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника банкротом не проводились операции по банковским счетам должника, а также при наличии иных признаков, свидетельствующих об отсутствии предпринимательской или иной деятельности должника".
Положения этой нормы все равно применяются при доказанности отсутствия руководителя и хоздеятельности.

Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2014 по делу N 301-ЭС14-2965, А82-4230/2013:
"Отказывая в удовлетворении заявления, суды, руководствуясь статьями 227 - 230 Закона о банкротстве, установили, что заявителем не представлены доказательства, подтверждающие отсутствие руководителя должника либо невозможность установления его места нахождения.
Должник осуществляет хозяйственную деятельность и представляет в налоговые органы отчетность. Согласно справкам банков в течение последних двенадцати месяцев до даты подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) последним проводились операции по банковским счетам".

Есть и противоположная практика, но ее намного меньше.
Сейчас уже отсутствующие должники постепенно уходят в прошлое: если они и вправду отсутствуют смысл банкротить, если можно дождаться исключения из ЕГРЮЛ как недействующего (логика ФНС).
А если должник живой, то перед тем как выбрать способ банкротства, обычному кредитору разумнее грамотную подготовительную работу провести: через пристава собрать выписки по счетам должника за три года (практика это позволяет через ст.69 ФЗ-229), из анализа выписок уже многое можно выяснить по сделкам, хозжизни и финансированию в целом. А потом и банкротить если уж так смертельно нужно (логика кредитора).

Похожие публикации