Процедуру финансового оздоровления проводит. Срок финансового оздоровления

Понятие финансового оздоровления определено в . является частью признания юридического лица банкротом, дает возможность должнику восстановить свою неплатежеспособность и погасить задолженность.

Федеральная служба рассматривает финансовое оздоровление, как комплекс мер, которые способны противостоять кризису, уже сложившемуся в результате хозяйственной деятельности. Вывод из кризиса с помощью финансового оздоровления с применением добанкротных мер помогает предприятию продолжить работу и не быть .

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Процедура имеет две важные особенности:

Характер мероприятия

Процедура включает составление плана, на основании которого должнику предстоит действовать в течение этого периода, чтобы восстановить свою платежеспособность.

Мероприятия, которые предусматриваются планом, должны быть:

Экономического характера Они могут включать ликвидацию убыточного производства или его перепрофилирование. Также может быть выдвинуто предложение о продаже некоторой части имущества.
Организационно-управленческого или административного характера Ходатай может предложить новую модель управления хозяйственной деятельностью. С этой целью необходимо будет привлечь профессионалов в области менеджмента и управления производством.
Финансового характера В этом направлении есть необходимость определить источники финансирования и формы инвестиций, которые использует предприятие. А также выработать новую концепцию по использованию поступающих средств.
Информационного характера На протяжении 2 лет предприятию необходимо усиленно рекламировать свои услуги или продукцию. Провести анализ спроса на продукцию или услуги, определить уровень их качества и преимущества, которые получает потребитель.

План мероприятий, в зависимости от их характера должен соответствовать графику погашения, который обязан удовлетворить все финансовые претензии.

Правила

Процедура, согласно , должна быть проведена по всем правилам, которые касаются порядка введения данного этапа признания несостоятельности и комплекса мероприятий, способных вывести организацию из кризиса.

Порядок проведения

Максимально оздоровление может продлиться в течение 2 лет .

Есть общее правило: процедура может начаться только после решения собрания кредиторов, но в некоторых случаях она инициируется без их согласия:

Отсутствие решения собрания кредиторов Поэтому на основании закона о банкротстве арбитражный суд может отложить дело о несостоятельности. Закон предусматривает отсрочку на 7 месяцев , она начинается с момента подачи заявления в арбитраж об объявлении банкротства, но суд все равно обяжет кредиторов вынести решение.

Если отложить дело невозможно, то суд сам выносит решение о введении этапа оздоровления, но необходимо, чтобы:

  • о начале процедуры перед судом ходатайствовал учредитель, собственник, уполномоченный орган или третье лицо;
  • суду были представлены обеспечения, которые помогут исполнить финансовые обязательства по графику, их размер на 20% должен быть больше, чем задолженность перед кредиторами.
Суд имеет право выносить требование о начале процедуры без участия кредиторов Причинами для такого постановления может стать ходатайство кредиторов:
  • о банкротстве;

Судом решение о введении оздоровления принимается:

  • по ходатайству учредителей, собственников, государственного органа или третьего лица;
  • при обеспечении, которое дает банковская гарантия в размере не менее 120% от размера долгов предприятия.

В письменном виде ходатайство вместе с планом и графиком платежей по долгам, сведениями об обеспечении выполнения и другими документами подается на рассмотрение первого собрания кредиторов. Если ходатайство подает сам должник в лице руководителя, то ему не надо информировать кредиторов об обеспечении. Решение учредителей о том, что финансовое оздоровление, как процедура банкротства необходимо предприятию, будет основанием должнику для обращения к кредиторам.

Для большинства юрлиц уполномоченным органом выступает собрание участников, у других существование такого органа невозможно, потому что отсутствуют члены и участники. Такие юридические лица не могут принимать решение на основании решения учредителей. В этом случае решение о введении финансового оздоровления принимается компетентным органом, который предусмотрен документами.

Лицом, которое имеет право действовать от имени предприятия-должника, также является его руководитель, в других случаях должник обязан назначить это лицо. Учредители могут обращаться к кредиторам только совместно. Решение о ходатайстве принимается большинством голосов участников общего собрания.

Если ходатайство отправляет третье лицо, ему необходимо информировать об обеспечении долговых обязательств предприятием-должником.

Комплекс мер

Этап оздоровления можно назвать комплексом мероприятий, которые помогают спасти бизнес и выйти из кризисной ситуации. Эти мероприятия, помогающие погашать долги, оговариваются в плане и имеют сроки выполнения. Их цель – восстановление былого материального положения, продолжение хозяйственной деятельности и обеспечение выплат кредиторам.

Например, к основным мерам можно отнести:

  • смену администрации предприятия (при необходимости);
  • полную инвентаризацию;
  • погашение дебиторской задолженности;
  • уменьшение издержек производства;
  • продажу филиалов и частей в капитале сторонних организаций;
  • реализацию незавершенных строительных объектов;
  • сокращение штата с обеспечением социальных льгот при увольнении;
  • максимальную реализацию готовой продукции, которая находится на складах;
  • продажу лишнего оборудования;
  • конверсию долговых обязательств через преобразование краткосрочных долгов в долгосрочные займы;
  • внедрение в производство современных технологий;
  • улучшение условий труда;
  • проведение капремонта, смену устаревшего оборудования на новое;
  • покупку дополнительных ОФ.

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства

Наблюдение, как первоначальный этап процедуры банкротства, должно предшествовать финансовому оздоровлению. Оно, как и оздоровление, относится к пассивным процедурам признания предприятия банкротом, но основная роль отводится контролю за графиком погашения. Основные нагрузки по выполнению порядка оздоровления возлагаются на руководителя и участников предприятия.

Сложнее всего предоставить гарантии выплаты долгов по графику, без чего кредиторов трудно убедить принять решение о финансовом оздоровлении. Чаще всего оно рассматривается ими, как отсрочка погашения задолженностей. Высокие требования предъявляются также к плану мероприятий, он должен быть обоснованным и показывать реальную возможность выхода из сложившейся ситуации, хотя ограничения по его разработке отсутствуют.

Ограничения

Этап финансового оздоровления накладывает определенные ограничения на хозяйственную деятельность предприятия-должника, его органы управления. Например, руководитель вправе выполнять свои обязанности, но если план мероприятий по оздоровлению ситуации не будет выполняться надлежащим образом, интересы кредиторов тем самым будут нарушаться, то собрание кредиторов или управляющий, который будет назначен, могут ходатайствовать перед арбитражем о его устранении с занимаемой должности.

Во время хозяйственной деятельности предприятие может совершать сделки, которые одобряются кредиторами, т. е. заключаются с их согласия, и административным управляющим или по согласованию с ним.

К ним можно отнести сделки, которые:

  • могут повлиять на имущество предприятия, их результатом может стать его приобретение или отчуждение, но только на стоимость менее 5% активов;
  • предполагают новые займы под поручительство;
  • влекут за собой введение доверия на управление имуществом предприятия.

Антикризисная программа

Восстановительные процедуры, которые регламентирует закон в отношении предприятий-должников, являются простыми в исполнении, но они позволяют сохранить предприятие, а не ликвидировать его, признав банкротом. Во время работы любого предприятия могут периодически возникать те или иные трудности, что будет свидетельствовать о неверно выбранной стратегии хозяйственной деятельности.

Но для опытного антикризисного специалиста они будут решаемы, он всегда скажет, что необходимо лишь время на отсрочку долговых обязательств. Это дает восстановительной программе огромное преимущество, поэтому несмотря на сложности ее введения, цели достичь реально.

На комплекс мер по оздоровлению можно смотреть с двух позиций:

  • они могут быть вынужденной мерой спасения бизнеса, проблемы раньше не решались, поэтому кредиторы обратились в арбитражный суд;
  • в другом случае его можно рассматривать, как плановый элемент антикризисной программы, который вводится преднамеренно.

Эффективность процедуры оздоровления, как инструмента борьбы с кризисной ситуацией, очевидна, особенно когда необходимо отсрочить выполнение финансовых обязательств или ввести временный мораторий на погашение задолженностей.

Управление и долги

Арбитражный суд утверждает административного , он получает полномочия на весь период финансового оздоровления, пока процедура не закончится или суд не вынесет решение о его освобождении. Прекращение полномочий происходит по окончании дела о банкротстве, потому что требования кредиторов выполнены.

Если суд принимает решение о введение новой процедуры банкротства, административный управляющий выполняет свои обязанности до того момента, пока не будет судом назначен внешний или конкурсный управляющий.

Должен предусматривать весь перечень долгов перед кредиторами. Их требования должны быть выполнены за месяц до окончания срока финансового оздоровления. Требования кредиторов 1 и 2 очередей должны быть удовлетворены в течение 6 месяцев после утверждения процедуры оздоровления.

Обязательные платежи должны быть погашены в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах. Требования кредиторов могут выполняться пропорционально, что должно быть оговорено в графике, но в соответствии с очередностью, которая предусмотрена.

Если финансовые обязательства погашаются досрочно, о чем будет свидетельствовать отчет должника, то суд может принять решение о закрытии дела о банкротстве.

Когда должник не вносит платежи согласно срокам и размерам, установленным в графике, учредитель, собственник, третье лицо могут обратиться к кредиторам с просьбой о внесении изменений в график погашения или потребовать погасить задолженность немедленно.

Кредиторы вправе изменить график платежей на новый, но только после утверждения его арбитражным судом. Если кредиторы решат отказать, то они вправе подать прошение в суд, чтобы он вынес решение досрочно прекратить процедуру оздоровления. Тогда будут введены другие процедуры.

Отчет о выполнении своих обязательств должник предоставляет административному управляющему за месяц до окончания срока оздоровления.

Если предприятие не исполняет свои обязательства по графику, административный управляющий обращается к лицам, которые предоставили обеспечение с требованием исполнить обязательства должника. Обеспечитель перечисляет финансы на расчетный счет должника, который направляет их на счета кредиторов.

Когда должник рассчитается со своими кредиторами, по окончании дела о банкротстве или во время процедуры конкурсного производства он рассчитывается с обеспечителями, потому что они считаются кредиторами 3 очереди. Все споры между , решаются в арбитражном суде.

Условия введения

Финансовое оздоровление, как процедура банкротства (несостоятельности) может быть проведено на определенных условиях. Так, должник обязан предоставить кредиторам гарантию на обеспечение, оно должно составлять сумму на 20% большую, чем претензии кредиторов.

Гарантией должны выступать:

  • залоговое имущество;
  • банковское поручительство или третьих лиц, которые берут на себя долговое обязательство;
  • удостоверение государственного или муниципального органа.

К отчету о проделанной работе в ходе процедуры оздоровления, предоставляются бухгалтерские документы. После проведения анализа деятельности предприятия административный управляющий составляет заключение, которое направляется кредиторам, они принимают решение о реабилитации бизнеса.

Последствия

Введение процедуры оздоровления вызывает в деятельности предприятия определенный резонанс:

  • все требования по долговым обязательствам, кроме текущих, должны быть предъявлены к предприятию на основании закона о несостоятельности;
  • меры, которые были предприняты ранее для выполнения требований кредиторов, должны быть отменены;
  • арест на имущество и другие ограничения на должника могут быть возложены только арбитражем;
  • все исполнительные документы в отношении должника, утвержденные ранее, приостанавливаются;
  • доля участия должника в этот время выделяться не может;
  • должник не может выкупать собственные акции, выплачивать дивиденды и совершать иные платежи по ценным бумагам;
  • обязательства должника не могут быть прекращены встречными требованиями;
  • штрафы, пени, неустойки и другие финансовые санкции по ранее заключенным договорам в это время не начисляются;
  • обязательные платежи и кредиты на период выздоровления облагаются процентом по ставке, предусмотренной Центробанком;
  • все штрафные санкции погашаются только после удовлетворения кредиторов;
  • передача имущества в безвозмездную аренду должнику разрешается;
  • реорганизовать предприятие можно по одной из 5 установленных форм, на что требуется согласие кредиторов;
  • основные полномочия возлагаются на административного управляющего.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Кризис на предприятии означает возникновение риска банкротства, которое является специфическим проявлением на фоне рыночного пространства и отражает перестройку экономической структуры. В условиях современной финансовой нестабильности все чаще возникают проблемы, решить которые помогает экономическое оздоровление. Финансовое состояние фирмы, банка или предприятия устанавливается анализом и диагностикой конкурентной позиции на рынке и экономической неустойчивостью в ситуации перераспределения капитала. Такие исследования выявляют первоначальные периоды наступления банкротства и определяют применение кризисной программы.

Убыточность или прибыльность предприятия на практике отличаются характерным признаком в структуре баланса. Отражаются символические средства на кассовом и расчетном счетах, при этом существенные суммы помещаются в статьи дебиторской и кредиторской просроченной задолженности. Если показатели кредиторской задолженности превышают дебиторские суммы, то предприятие работает в убыток, и наоборот.

Арбитражным судом выносится постановление о начале процедуры наблюдения. После окончания проводится первое собрание кредиторов, по решению которого определяется результативная процедура улучшения экономической обстановки на предприятии:

  • организация управления извне;
  • производство в условиях конкурса.

Во время перечисленных этапов между участниками судебного рассмотрения могут устанавливаться полные или частичные мировые соглашения.

Суть финансового оздоровления

Оздоровление финансовой сферы предприятия заключается в предоставлении возможности наладить пошатнувшуюся экономическую стабильность. Но до полной процедуры дело доходит не всегда. Иногда производственная или иная компания инициирует процесс без создания системы наблюдателей. Для этого представители обращаются в суд.

Если сумма задолженности предприятия по выплатам меньше стоимости активов компании, то гарантия банка не нужна. Организация, имеющая обязательства на сумму, превышающую рыночную стоимость собственного имущества, требует банковских гарантий только на разницу средств. А суд не принимает заявления в таких условиях, поэтому предусматривается пятилетняя рассрочка погашения долгов, согласовывающаяся только с четвертой частью кредиторов.

Рассрочка в погашении обязательств позволяет недобросовестным должникам постепенно вывести активы. Они все равно осуществляют производственную или хозяйственную деятельность, что создает новые долги. Правовые ограничения бессильны против компании, желающей не отдавать имущество по требованию кредиторов. Меры финансового оздоровления призваны восстановить платежеспособность должника и погасить обязательства в соответствии с утвержденным графиком.

Решением арбитражного суда на основании выводов собрания кредиторов вводится процедура оздоровления. К решению прилагаются документы:

  • план процедуры оздоровления;
  • график с конкретными сроками погашения задолженности;
  • протокол проведения собрания;
  • список учредителей должника, обратившихся к собранию с предложением о введении оздоровительных мер;
  • данные о предполагаемом погашении долгов в соответствии с предложенным графиком.

Ходатайство по исполнению обязательств подается иногда третьими лицами. Выплата долгов по графику осуществляется при обеспечении ипотекой, банковской или государственной гарантией, поручительством юридического лица. Срок финансового оздоровления назначается на срок не более двух лет, а процедуру проводит административный наблюдатель.

Административный наблюдатель - управляющий

Должностное лицо исполняет комплекс мер по прозрачному ведению оздоровительной процедуры. Обязательно ведется список кредиторов и предъявленных требований. В обязанности наблюдателя входит организация собрания кредиторов. На промежуточном этапе административный управляющий рассматривает отчеты должника о выплате долгов в соответствии с графиком и передает данные заинтересованным кредиторам.

Наблюдатель контролирует оздоровление, финансовое изменение состояния платежеспособности и своевременность выплат. Административный управляющий требует от руководителя своевременного погашения долгов и предоставления информации об этих проводках. Если должник делает то наблюдатель присутствует в обязательном порядке.

Контролирует проведение сделок должником, предоставляет по данному вопросу информацию остальным кредиторам. Если руководитель должника не выполняет своих обязательств, административный управляющий обращается в арбитражный суд с ходатайством о смене руководителя компании. Наблюдатель смещается с занимаемой позиции арбитражным судом после ходатайства организации арбитражных управляющих, в которой он состоит.

Оздоровление и санация банка

Финансовое оздоровление банка заключается в комплексных мероприятиях позволяющих решить проблему банкротства. Целенаправленные меры возвращают учреждение к обычной жизни. В процедуре принимают участие государственные исполнительные комитеты, учреждения других банков, различные коммерческие и юридические фирмы.

Процедура рефинансирования является выдачей кредита для стабилизации учреждения-должника под залог Кредит предоставляется на льготной основе. Условием использования полученных целевых средств является их применение для проведения положенных выплат и поддержания экономической стабильности. Не допускается использование сумм на кредитование других лиц.

Для восстановления функциональности банка проводят полную реструктуризацию просроченных задолженностей. Банк проводит работу с клиентами, и нехватка средств на выплаты физическим и юридическим лицам окупается тем, что выплаты по кредитным обязательствам приостановлены и проводятся с отсрочкой по разработанному графику. Это препятствует оттоку вкладчиков из банка и созданию нездорового ажиотажа.

Используется схема сокращения кадров и ликвидация отделов в структуре организации. Производится уменьшение размера оплаты за труд работников банка. Иногда происходит объединение подразделений. Недовольство персонала, конечно, принимается во внимание, но вынужденные меры финансового оздоровления значительно уменьшают статью расходов.

Мероприятия по устранению неплатежеспособности компании

Приведение предприятия к платежеспособности осуществляется оперативными мерами, являющимися нестандартными с точки зрения обычной ситуации. Основным отличием управления кризисным предприятием является правомерный допуск любых потерь и упущений выгоды в настоящее и будущее время, если это восстанавливает платежеспособность компании сегодня.

Дефицит денег становится очевидным, когда расходы превышают поступление средств. В этот момент возникают проблемы с действующими кредиторами компании. Финансовое оздоровление организации заключается в распределении финансовых потоков для уменьшения разницы между суммой расходов и поступлений.

Маневрирование заключается в использовании уже имеющихся денег, активов и тех средств, которые возникнут в будущем, если компания справится с кризисом. Осуществляется политика максимизации поступлений и минимизации статьи расходов:

  • создание нового календаря платежей или усовершенствование старого графика;
  • использование низколиквидных активов предприятия для реализации с целью получения средств или погашение с их отчуждением краткосрочных долгов фирмы;
  • реструктуризация в долгосрочные выплаты.

Оздоровление предприятия

Процедура финансового оздоровления осуществляется по типовой схеме, утвержденной приказом Министерства развития торговли и экономики РФ. Составляется титульный лист, прилагается исполнительное резюме. Начинается документ с оглавления. Далее следуют его типовые пункты.

Общая характеристика и описание компании

В разделе освещается вид основной деятельности, наименование формы правления. Указывается долевое распределение пакетов между крупными держателями акций, определяется государственная собственность в процентах. Ставится количество и наименование структурных отделов предприятия, число работников, фонд зарплаты.

Указывается состав производства, виды продукции и объемы выпуска. Определяется размер выручки за год от реализации товара в денежном и другом эквивалентном выражении. Высчитывается масса экспорта в общей доле выпускаемой продукции в денежном выражении.

Финансовое оздоровление в процедуре описания подразумевает перепись объектов основных средств, процент выполненных объемов. Вписываются социальные объекты на балансе фирмы, ежегодные траты на содержание и обслуживание, принимаются во внимание затраты на обслуживание государственных мощностей и мобилизационных резервов.

Данные о состоянии бизнеса и реализации товарной продукции

Прописываются виды продукции, приводятся данные о годовом объеме производства за прошлый и прогнозируемый периоды. Указывается доля каждого вида товара в общем объеме реализации, высчитывается выручка по видам продукции. Финансовое оздоровление предприятия предполагает подачу плановых показателей по каждому товару, расчет производственной загрузки мощностей, сравнительный анализ загрузки при кризисе и в год эффективной работы.

Описываются поставщики с данными о поставляемых базисных материалах, указывается порядок расчетов с ними, сравниваются цены закупки. Отдельно составляются списки потребителей, цены реализации с разбивкой на внутренний и внешний рынки, приводятся данные о способах оплаты за товар.

Анализ состояния финансов компании

Этот раздел является важным для установления причин, по которым наступает банкротство. Финансовое оздоровление невозможно без анализа экономических показателей. В документе представляется расчет ликвидности, деловой активности, экономической устойчивости компании, указываются общие затраты по каждому товару и полученные

Предоставляются данные о доле собственного капитала в оборотном фонде, приводятся данные общей массы оборотных средств и заемных денег. Определяется структура средств и разделение на те, что находятся в производстве, и расчетные показатели. Указывается возможность покрыть текущие расходы за счет оборотных средств и усредненные сроки расчетов с организациями за отгруженный товар.

Финансовое оздоровление потребует данных предприятия о возможности платежей по всем текущим обязательствам, структурное состояние занятых средств, причем в разделении на долги банкам и прямым кредиторам перед фискальными службами и по внутренним обязательствам. Делается расчет, и приводится его структура по составлению себестоимости продукции, сравниваются данные в стабильный год и за тот же период кризиса.

Рассчитываются ключевые параметры прибыли, для этого приводятся данные о прибылях и убытках от продаж, налогообложения, обычной деятельности, чрезвычайной ситуации, высчитывается показатель чистой прибыли за прошедший период.

Маркетинговые изыскания

Маркетинговая составляющая документа обязательно включается в финансовое оздоровление, так как содержит основные меры по сбыту и скорейшей реализации товара. Раздел состоит из краткого описания отраслевых организаций и места компании в общей массе. Приводятся преимущества и недостатки предприятия по сравнению с конкурентами. Дается объективная характеристика рыночных взаимоотношений в данной области, целевые массы потребителей и доля товара в процессе реализации. Описывается динамика повышения и понижения спроса на продукцию в зависимости от разных факторов, даются рекомендации по улучшению сбыта.

Разрабатывается эффективная маркетинговая стратегия, составляется план действий по насыщению рынка продуктами компании, описываются каналы по распределению потоков товара, рекламные ходы и воздействие на покупателя в целях повышения спроса. На основе полученных данных предлагается к разработке новый или усовершенствованный вид продукции и мероприятия по продвижению товара на внешнем рынке.

Направления деятельности по экономическому оздоровлению

В разделе представлены конкретные мероприятия, по которым проводится финансовое оздоровление должника. Приводятся конкретные действия по преобразованию деятельности предприятия. В результате эффективных мероприятий получаются такие итоги:

  • появляется денежный прирост выручки организации;
  • издержки и расходы всех видов на предприятии уменьшаются;
  • оптимизируется и рационализируется управление денежно-товарными потоками компании;
  • создаются предпосылки для проведения своевременных расчетов по обязательствам.

Производственный план

Этот раздел определяет роль производственных изменений в процессе финансовых операций компании. Освещается по пунктам производственная программа, совмещенная с планом продаж, затратами на изготовление товаров и отпускными ценами. Рассчитывается потребность в основных фондах, персонале и ресурсах, уточняется фонд зарплаты. Здесь же указывается положительное или негативное влияние внешних причин на производство, оговариваются возможные риски.

План финансирования

Раздел характеризуется приведенными объективными доказательствами эффективности выбранного пути финансового оздоровления. Производится расчетное распределение финансовых потоков и предстоящих платежей по обязательствам с учетом материально-технических потребностей предприятия. Обязательно берутся во внимание бартерные сделки, взаимозачеты по товарам и денежным средствам.

Делается фактический прогноз работы предприятия после процедуры экономических реформ, в результате чего получается прогнозируемый бухгалтерский баланс компании, в котором четко прослеживается улучшение финансового состояния и экономических показателей.

В заключение следует отметить, что путей оздоровления экономической ситуации на кризисном предприятии много, но для успешного их решения проводят незамедлительный анализ хозяйственной деятельности с учетом всех вышеперечисленных показателей. Если этого не сделать вовремя, то падение производства и усугубившаяся неплатежеспособность очень губительно скажутся на финансовом состоянии компании и приведут ее к неминуемому краху.

Процедура финансового оздоровления - одна из процедур, применяемых в ходе банкротства юридических лиц. Она предполагает восстановление платежеспособности должника и удовлетворение требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 , ).

Как вводится процедура финансового оздоровления

Рассмотрев указанное ходатайство, первое собрание кредиторов вправе принять решение о введении процедуры финансового оздоровления предприятия и обратиться в суд с соответствующим ходатайством (п. 1 ст. 73 Закона № 127-ФЗ). По общему правилу на основании этого решения суд выносит определение о введении финансового оздоровления и в нем же утверждает административного управляющего (п. 1 ст. 52 , п. 1 ст. 75 , п. 1,2 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). При этом в решении собрания, а также в определении суда должен быть указан предполагаемый и график погашения задолженности (п. 1 ст. 74 , п. 3 ст. 80 Закона № 127-ФЗ). Кроме того, в решении собрания также должен содержаться утвержденный план финансового оздоровления, если обеспечение должнику для исполнения им своих обязательств предоставлено не было (п. 1 ст. 74 , п. 1 ст. 84 Закона № 127-ФЗ).

Что происходит после введения финансового оздоровления

Введение финансового оздоровления ведет к определенным последствиям для лиц, участвующих в деле о банкротстве. Так, с даты вынесения судом соответствующего определения (п. 1 ст. 81 Закона № 127-ФЗ):

  • меры по обеспечению требований кредиторов, принятые до финансового оздоровления, отменяются;
  • аресты и иные ограничения в отношении имущества должника могут быть наложены только в рамках арбитражного процесса;
  • выплата дивидендов и иных платежей по ценным бумагам должника не допускаются;
  • и другие.

Вместе с тем, главное, что должен делать должник в ходе финансового оздоровления - это расплачиваться с кредиторами в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2 ст. 84 Закона № 127-ФЗ). При этом органы управления компании продолжают действовать и исполнять руководящие функции, но вместе с тем должны соблюдать некоторые ограничения (п. 1 ст. 82 Закона № 127-ФЗ). К примеру, они не могут без согласия кредиторов (их собрания или комитета) совершать сделки по выдаче займов, кредитов, а также предоставлять поручительства или гарантии (п. 3 ст. 82 Закона № 127-ФЗ).

Основные функции административного управляющего в этот период следующие (п. 3 ст. 83 Закона № 127-ФЗ):

  • вести реестр требований кредиторов;
  • контролировать исполнение должником текущих требований;
  • следить за ходом выполнения плана финансового оздоровления (при его наличии) и графика погашения задолженности;
  • контролировать своевременность и полноту перечисления средств в погашение долгов кредиторам;
  • изучить отчет должника о выполнении графика погашения задолженности, составить по этому поводу заключение и представить его собранию кредиторов, и т.д.

Отчет об итогах проведения финансового оздоровления должник обязан направить административному управляющему не позднее чем за месяц до истечения срока процедуры. А если обязательства перед кредиторами погашены ранее, то должник сразу после этого может подать отчет о досрочном окончании финансового оздоровления (

Санация должника может быть введена судом на основании ходатайства. Подобная мера предпринимается ради восстановления нормальной платежеспособности организации и в целях погашения всех долгов. На какой срок вводится процедура финансового оздоровления? Допускается ли досрочное прекращение санации? Обо всех нормативных нюансах - далее.

Общий срок финансового оздоровления

Финоздоровление может быть введено арбитражем самостоятельно (п. 2, 3 стат. 75 Закона) или же согласно принятому кредиторским собранием решению (п. 1 стат. 80). Одновременно выбирается кандидатура управляющего (административного). При этом финансовое оздоровление вводится на срок, указанный в соответствующем определении суда, где дополнительно приведен график погашения долгов, а также содержится информация об обеспечении.

В соответствии с п. 6 стат. 80 максимальный срок финансового оздоровления составляет 2 года, то есть может быть меньше, но не больше. Первоначально предполагаемый период санации должника обозначается в ходатайстве участников (учредителей), подаваемому к первому кредиторскому собранию. Затем при согласии собрания данные о сроке санации фиксируются в решении первого кредиторского собрания (п. 1 стат. 74), после чего точные даты утверждаются судебными органами в определении о применении процедуры (п. 3 стат. 80).

Обратите внимание! Наступающие с момента введения финоздоровления последствия для должника и кредиторов поименованы в стат. 81 Закона . Это, к примеру, отмена принятых ранее обеспечительных мер; запрет на изъятие имущества собственниками УП; на выплату дивидендов, выдел долей и паев, распределение прибыли и т.д.

Когда финоздлровление завершается досрочно

Мы выяснили, что срок финансового оздоровления не может превышать 2 лет. Согласно п. 1 стат. 88 Закона не позже, чем за 1 мес. до завершения санации фирма-должник обязана подать управляющему отчет о результатах проведенных мероприятий. К форме прилагаются финансовые балансы и платежные документы в части исполнения обязательств. После рассмотрения всех данных управляющий составляет заключение, где приводятся сведения о погашении долгов. В том случае, если все обязательства исполнены, дело о банкротстве прекращается. Если же возможности рассчитаться у должника нет, вводится внешнее управление или конкурсное производство.

Досрочно закончить санацию можно при полном погашении юрлицом своих обязательств перед кредиторами, включенными в реестр (п. 1 стат. 86). В этой ситуации компания-должник также обязана предоставить отчет с подробными данными об исполнении обязательств и приложением подтверждающей расчеты документации. После рассмотрения данных и с учетом поданных кредиторами жалоб суд вправе вынести определение о прекращении дела о неплатежеспособности или отказе в его прекращении. Для второго варианта развития событий должно быть обоснование - наличие неисполненных требований или жалоб кредиторов.

Вывод - мы разобрались, на какой срок вводится финансовое оздоровление. По законодательным нормам этот период максимально составляет 2 года. Однако в отдельных ситуациях срок оздоровления может быть сокращен. Отчет о результатах санации подается за месяц до официального завершения этой стадии, а досрочное завершение возможно только при полных расчетах с кредиторами и отсутствии обоснованных жалоб со стороны последних.

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: "О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)", добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению . Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с ).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность "реанимации" должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило "ой, всё" и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве "избавиться" от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Продолжение следует.

Похожие публикации