Классный час Российский флаг. Классный час «Устный журнал, посвященный Дню Государственного флага Российской Федерации

Классный час

« День Государственного герба и

Государственного флага Республики Крым»

Цель: обобщить знания учащихся о современной символики Республики Крым; раскрыть значение государственных символов; проследить сходства символики Республики Крым с российской символикой; воспитывать у воспитанников уважительное и бережное отношение к государственным символам Крыма, к историческому прошлому и традициям народов нашей страны; воспитывать чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Ход мероприятия.

Оргмомент.

Вступительное слово учителя.

Всё проходит. Остаётся Родина –

То, что не изменит никогда.

С ней живут, любя, страдая, радуясь.

Падая и поднимаясь ввысь…

И ещё немало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску (на откидной доске – рисунки). С какой страной они у вас ассоциируются?

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,

Повеял на меня - и этот сонный Крым,

И этот кипарис, и этот дом, прижатый

К поверхности горы, слились навеки с ним.

Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,

Концерт высоких волн здесь ясен наперед.

Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,

И эхо средь камней танцует и поет.

Н. Заболоцкий.

А какие символы ассоциируют нашу родину Крым, когда мы говорим о бескрайних просторах степей, шуме наших лесов, горных хребтах, синеве моря?

Мозговой штурм. Ассоциации с Крымом. Крым – это …

Скажите, пожалуйста, что относится к государственной символике страны? Я уверенна, что все вы безошибочно их назовёте. (Воспитанники называют).

Герб, Гимн, Флаг государства – это лицо государства. Во всем мире граждане обращают свои взоры к государственным символам как к знакам единения народа. Сегодня на нашем классном часу мы поговорим с вами о символах и символике Республики Крым.

Где прописано, что Республика Крым имеет свою символику: Герб, Флаг, Гимн. (Конституция РК).

Ребята, каждый из нас имеет день рождения – самый лучший день в нашей жизни. Точно так же и государственные символы имеют свой день рождения.

Начиная с 2016 года, 24 сентября отмечается в Крыму как День Государственного герба и Государственного флага Республики . Надо сказать, что ещё в 2015 году 19 января на полуострове отмечался праздник День Государственного флага Республики Крым . Но решением республиканских властей, принятым в марте 2015 года, праздник был переименован в «День Государственного герба и Государственного флага Республики Крым», сама дата внесена в перечень официальных праздников Республики, а его празднование перенесено с 19 января на 24 сентября. Новый праздник встал в один ряд с такими официальными датами, как День Республики Крым, День воссоединения Крыма с Россией и День Конституции Республики.

Положения Конституции Российской Федерации, а также Конституции Республики Крым определяют герб, флаг и гимн как государственные символы. Глава Республики своими указами определил порядок использования этих государственных символов для данного субъекта РФ. Флаг и герб являются государственными символами Крыма, начиная с 24 сентября 1992 года.

(Ученик 1) В День государственного флага

К нему ты в мыслях обратись:

В нём благородство, честность и отвага,

Как и в твоей душе, переплелись.

Вперёд идём мы твёрдо шаг за шагом,

Пока все вместе, под единым флагом.

Споём же под торжественные звуки

хвалу Отечеству - и флаг нам в руки!

Флаг – это святыня. (Ученик 2). По флагу мы узнаём, какой стране принадлежит гражданин, транспорт, посольство и т.д. Флаг имеет свою особенную историю. Флагом называют полотнище прямоугольной формы, которое имеет определенную раскраску. Как правило, это полосы разного цвета и направления (реже – узоры или рисунки). Существует даже целая наука, которая занимается их изучением – вексиллология.

Государственный флаг Крыма представляет собой прямоугольное полотнище из трёх горизонтальных разновеликих полос: верхней – синего, средней – белого и нижней – красного цветов. Отношение средней полосы к общей площади составляет 2:3. Верхней и нижней, соответственно – по площади. Символика цветов трактуется следующим образом: красный цвет – трагические страницы истории полуострова, синий – надежда на светлое будущее, а основной белый фон – чистая страница, на которой пишется современная история. Отношение ширины флага к его длине составляет 1: 2. Самая широкая полоса в центре – это настоящее Крыма. Авторы не случайно сделали эту полосу самой широкой, намекая на то, что все события, которые происходят в жизни полуострова, весьма значимы для его дальнейшей судьбы. А сам Крым ждет великое будущее.

Ребята, на флаг какого государства похож флаг Крыма? Что у них общего и в чём различие? (Ответы учеников)

(Ученик 3)

ГЕРБ КРЫМА

Земля моя!

Ты красотой неповторима!

Твой образ вижу я

В Гербе родного Крыма.

Здесь на щите крылатый лев-грифон,

У Зевса стражем золота был он.

Грифон великолепен и могуч,

Ему подвластны пики горных круч!

Он раковину к солнцу поднимает,

Жемчужина в ней дивная сверкает.

А вот из мрамора изящные колонны,

Тысячелетия к ним были благосклонны,

Чтоб рассказали нам об эллинской Тавриде,

О Херсонесе и Керкинитиде.

На ленте, что с колонн спадает вниз,

Крымчане начертали свой девиз:

Чтоб процветанье Крыму подарить,

Единство, дружбу нужно нам крепить.

Инна Козеева.

Герб – это самый древний символ государственной власти. (Ученик 4) Слово "герб" (herb) имеет немецкое происхождение и дословно означает "наследство". Дело в том, что первоначально герб служил отличием для конкретного рода, и этот символ передавался из поколения в поколение, по наследству. Позже его стали использовать и в качестве символов городов или стран. Наука, комплексно изучающая гербы, носит название геральдика.

Государственный герб Республики Крым представляет собой червлёный варяжский щит, на котором изображён серебряный грифон, обращённый влево. В правой лапе грифона лежит серебряная раковина с голубой жемчужиной. Щит увенчан лучами восходящего солнца. По сторонам щита изображены две белые античные колонны, соединённые лентой красно-бело-синего цвета (аналогично цвету флага), с надписью на белом фоне «Процветание в единстве». Трактовка символов герба Республики Крым такова: красное поле щита – драматическая, нелёгкая судьба полуострова, форма щита – напоминание о древнем торговом пути «Из варяг в греки», грифон – символ Крыма с давних времён (а также располагавшихся здесь греческих городов-колоний), издревле считавшийся мифическим существом, несущим охранные функции. О связи с античной историей говорят и колонны по сторонам щита. Жемчужина указывает на уникальность Крыма, а восходящее солнце символизирует возрождение, расцвет и надежду на процветание.

Исторические гербы Крыма.

Как правило, символы стран и городов часто изменяются с течением времени. И герб Крыма здесь – не исключение. Интересно проследить за тем, как он изменялся на протяжении истории полуострова. Ведь в разное время на его территории существовали различные государственные образования. И герб, соответственно, тоже менялся.

Герб во времена Крымского ханства.

Это мощное государственное образование существовало более трех веков: с 1441 до 1783 года. При этом оно занимало не только полуостров Крым, но и Кубань, а также почти весь юго-восток современной Украины. Столицами этого государства в разное время были Старый Крым и Бахчисарай. Лишь в 1783 году территория Крымского ханства вошла в состав Российской Империи. Гербом Крымского ханства можно считать родовую эмблему династии Гиреев – т знак тарак-тамга. К слову, он и сегодня является национальным символом всех крымских татар и изображен на их флагах. Известно, что именно этот знак во времена Крымского ханства чеканился на монетах, а также наносился на некоторые общественные строения. Любопытно, что на сегодняшний день нет единой интерпретации данного знака. Согласно одной из них, тарак-тамга символизирует уравновешенные весы.

Герб Таврической губернии. (Ученик 5)

После присоединения Крыма с Россией в 1783 году на его территории была образована административная единица Российской Империи – Таврическая губерния, которая официально существовала в период с 1802 по 1921 год. Её центром (столицей) стал город Симферополь, который сразу же начал стремительно развиваться. Кстати, топоним "таврида, таврика" принесли на полуостров древние эллины, еще во времена колонизации крымского побережья.

Как же выглядел герб Крыма в те времена, в XIX – в начале XX столетия? На золотом щите в центре был изображен двуглавый орел черного цвета. На груди у орла находился еще один, маленького размера щит с изображением креста (именно того, который греческие императоры прислали в Древнюю Русь). Сверху щит герба венчает императорская корона - символ царской власти. Окаймляют же его желтые дубовые ветви, в которые вплетена синяя лента. Как известно, этот герб был официально утвержден еще 8 марта 1784 года, когда самой губернии, по сути, еще не существовало.

Герб Крымской АССР.

Следующий этап в истории полуострова связан с приходом советской власти. В 1921 году на его территории была создана Крымская АССР, которая просуществовала до 1992 года. Столицей республики остался город Симферополь. До 1954 года Крым находился в составе РСФСР, а после был передан Украинской ССР. Как же выглядел герб Крыма в то время? Стоит отметить, что он имел две редакции: первая – от 1921 года, а вторая – от 1938 года. Единственное отличие между ними – в надписях. Так, первоначально на крымском гербе присутствовали надписи на крымско-татарском языке, а в 1938 году их дополнили русскими. Выглядел герб Крымской АССР следующим образом: в центре - красный щит, на котором был изображен серп и молот – центральный символ советской системы. При этом он озарялся лучами восходящего снизу солнца. Внизу, под щитом герба, был начертан главный девиз страны: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" С обеих сторон щит этого герба окаймляли золотые колосья пшеницы: по семь справа и слева. Просто и лаконично выглядел и флаг Крымской АССР. В верхнем левом углу сплошного красного полотнища размещались всего две надписи: "РСФСР" и "КрАССР" (под первой надписью).

(Ученик 6)

Мотив и гордый, и знакомый

Звучит по радио с утра.

Так просыпается страна

Под звуки Гимна - знак особый.

И нам не стоит забывать -

При звуке Гимна

Надо встать. (А. Александров)

Что такое гимн? (Ученик 7). Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. Гимн – это песня, посвящённая своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать каждый гражданин РК, его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Звучит гимн.

Нивы и горы твои волшебны, Родина.

Солнце и море твои целебны, Родина.

Эту землю мы сохраним

И внукам оставим цветущий, как сад, Крым,

Цветущий, как сад, Крым!

Зори свободы твои сияют, Родина.

Братья-народы твои шагают, Родина.

Эту дружбу мы сохраним

И вместе, крымчане, прославим в веках Крым,

Прославим в веках Крым! Славься, Крым!

Впервые на официальном уровне гимн прозвучал 20.10.2000 г. по случаю второй годовщины Конституции АРК в исполнении народного артиста СССР Юрия Богатикова. Автором музыки Гимна является крымский композитор А. Караманов, а автором слов - О. Голубева.

Викторина.

А теперь мы проверим ваши знания по символам РК.

    Что представляет собой государственный флаг РК?

    Цвет флага является своего рода носителем информации. Какой?

    Почему на государственном флаге РК белая полоса самая широкая?

    Что представляет собой государственный герб РК?

    Что означает образ серебряный грифон

    Что означает серебряная раковина с голубой жемчужиной на государственном гербе РК?

    Что символизирует восходящее солнце на государственном гербе РК?

    О чём напоминает красное поле щит, форма щита на государственном гербе РК?

    Какая надпись-девиз на Гербе РК?

    Когда впервые была написана музыка Гимна Крыма?

    Когда впервые был исполнен новый гимн РК?

    Почему при исполнении гимна принято вставать?

Заключение.

Рефлексия.

Сегодня я узнал …

Мне было интересно, потому что...

Мне было неинтересно, потому что …

Я бы хотел …

Таким образом, флаг и герб Крыма – это важнейшие символы республики. В них отражена вся суть непростой, но весьма яркой истории крымского народа . Знать и уважать их обязан каждый гражданин, если он считает себя патриотом своей страны. Символы Крыма воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего отечества. Государственные символы нашей Родины достались нам от предков. Какими они станут в будущем, зависит только от нас.

(Ученик 5 ) Крым

Назло неистовым тревогам

ты, дикий и душистый край,

как роза, данная мне Богом,

во храме памяти сверкай. <...>

О тиховейные долины,

полдневный трепет над травой

и холм - залёт перепелиный…

О странный отблеск меловой

расщелин древних, где у края

цветут пионы, обагряя

чертополоха чешую,

  1. Познакомить учащихся с флагом – символом Российского государства, с его историей;
  2. Развивать познавательный интерес, расширять кругозор в области государственной символики;
  3. Воспитывать любовь к Родине

Оборудование: физическая карта России, кроссворды и ребусы, аудиозапись гимна России, цветная белая бумага, клей, ножницы, карандаши, линейки, деревянные палочки, компьютерный диск “Гора самоцветов”, портрет президента, флаг, герб, Кремль, жетоны.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

.

Сегодня вы будете знакомиться с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся – гимн, герб, флаг, а также столица государства. Мы познакомимся с историей Российского флага. Но в начале назовите слова, которые являются для вас самыми родными и самыми дорогими на свете (ответы учеников).

II. Основная часть.

Учитель: Да, правильно, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, школьные друзья – это действительно очень близкие и родные нам люди. Но есть еще одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд.

1. Разгадывание кроссворда

Вопросы: 1. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит (река). 2 . Про какое дерево говорят: “мерзнет, дрожит на ветру?” (Осина). 3 . Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел). 4 . Вежливое слово. (Спасибо). 5 . Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал). 6 . Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза).

Учитель: Ребята, какое слово у нас получилось? Правильно, молодцы! А что, ребята, мы называем Родиной? (ответы детей).

Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и пения птиц, и все полянки в лесу. Это место, где мы родились и выросли. Сейчас, ребята внимательно прослушайте стихотворение, которое называется “Родина”.

2. Чтение стихотворения “Родина” З.Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница.
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног.
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная.
Но у всех она одна!

Учитель: Ребята, а как называется наша Родина? (Россия) (учитель показывает Россию на физической карте ). Страна, в которой мы родились, живем и учимся – это Россия.

3. Разгадывание ребусов

А какой самый главный город нашей страны вы узнаете, если правильно разгадаете ребус (приложение №1 ). (Москва)

А что зашифровано в следующем ребусе? (приложение №2 ) (Столица)

Москва – столица России. Столица – главный город государства (учитель показывает на физической карте местонахождение столицы нашей Родины ). А что является символом столицы нашего государства? (приложение №3 ) (Кремль). (учитель показывает изображение Кремля ). Над Кремлем развивается государственный флаг.

4. Просмотр обучающего фильма о государственных символах Российской Федерации.

5. Выступления исторической группы:

1-й ученик: слово “Флаг” греческого происхождения (от слова “флего”, что означает “сжигать, озарять, гореть”). Наиболее древнее название флага – “стяг”, оно сохраняется и в наше время. Стяг у русских дружин был с языческих времен.

2-й ученик: Днем рождения бело-сине-красного флага можно считать 20 января 1705 г., когда вышел специальный указ царя Петра I. Порядок полос Петр I никогда не менял, верхняя всегда оставалась белой, нижняя – красной.

3-й ученик: По русским обиходным понятиям XVII-XIX веков, красный цвет символизировал отвагу, защиту веры, героизм, великодушие, самопожертвование, огонь, смертный бой; синий – небо, целомудрие, верность, духовность; белый – мир, чистоту, благородство, совершенство, невинность.

4-й ученик: Но в послепетровское время в государственной символике появились черно-желтые цвета. Эти нововведения стимулировались немецким окружением царствующих особ.

5-й ученик: Только в 1896 году Особое совещание окончательно ответило на вопрос, какой флаг следует признать народным. Им опять стал бело-сине-красный.

6-й ученик: 21 августа 1991 года Чрезвычайная сессия Верховного совета РСФСР постановила: “Считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих белой, лазоревой и алой полос – официальным национальным флагом Российской Федерации”.

6. Выступление знаменной группы.

1-й ученик: Государственные флаги поднимаются над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят его как святыню.

2-й ученик: Флаг постоянно находится на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях – резиденциях Президента Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти.

3-й ученик: Знаменем Вооруженных сил России снова стало Красное знамя. Красными были знамена русских воинов в древности, красными были русские щиты. С Красным знаменем Советская Армия прошла до Берлина. Знамя победы, водруженное над Рейхстагом было красного цвета.

7. Выступление оформительской группы:

Ученик: Мы сейчас вместе сделаем модель нашего государственного флага. Все необходимое у Вас на столе. (ученики выполняют модель флага ).

Учитель: Поднимите модели флага. Хорошо! Положите с правой стороны стола. И сейчас выясним, кто же был самым внимательным сегодня.

8. Викторина (за каждый правильный ответ - жетон)

1) От какого слова произошло слово “флаг”?
2) Назовите день рождения бело-сине-красного флага
3) Что означает красный цвет флага?
4) Что обозначает белый цвет флага?
5) Что обозначает синий цвет флага?
6) Где можно увидеть Государственный флаг?
7) Какой флаг у Вооруженных сил России?
8) На каких зданиях нашего города развивается флаг?
9) Где еще можно увидеть Государственный флаг? (самому активному участнику вручается приз ).

III. Заключительная часть:

Учитель: Молодцы! Вы все активно участвовали, внимательно слушали, и наверно, очень многое узнали, а сейчас прошу стоя прослушать гимн российской Федерации. (звучит гимн Российской Федерации ).

Общий классный час "Государственные символы России"

Одной из актуальных тем воспитательной работы с подростками являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Мы предлагаем вашему вниманию один из вариантов проведения мероприятий на эту тему.
Государственные символы являются неотъемлемой частью развития любого государства и отражают ту основополагающую концепцию, фундамент и каркас любого государства, который принято называть национальной идеей.
Школа является одним из главных учреждений, которое влияет на формирование мировоззрения граждан. Т.к символы нужно популяризировать, делать известными, узнаваемыми, прививать к ним уважение, наша школа использует в начале торжественных школьных мероприятий вынос школьного знамени и пост около него, торжественное пение Гимна России, а также классные часы, посвященные государственной символике.
Цель подобных мероприятий – осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Методическая разработка предназначена для использования классными руководителями образовательных учреждений в воспитательной работе с учащимися школы.
Формы и методы работы с воспитанники по этой тематике могут быть различными: беседы, классные часы, игры, диспуты, викторины, конкурсы, использование ИКТ
Возрастные группы: 5-7, 8-11 классы

Ожидаемый результат:
популяризация государственных символов Российской Федерации – Флага Российской Федерации, Герба Российской Федерации, Гимна Российской Федерации;
осознание роли и значения государственных символов Российской Федерации;
расширение исторических знаний и представлений;
развитие творческих способностей и познавательного интереса.
Совершенствование навыков работы в программе
Содержание работы представлено двумя мероприятиями (классным часом для 5-7 кл. и торжественным мероприятием для 9-11 кл.) и играми и викторинами, проводимыми в классах как дополнение к этим мероприятиям. Соответственно переработанные материалы данных разработок можно использовать при проведении различных мероприятий, посвященных государственной символике в разных классах.
Дополнительные материалы: папка приложений
Предварительная работа:
работа с научной литературой, истор. справочниками и энциклопедиями, со словарями;
подготовка презентаций в Рower Point для конкурса;
в фойе и гостиной школы, библиотеке оформляются «уголки» cимволики, организуются книжные выставки и тематические полки;
в библиотеке школы и методических материалах групп имеются тематические папки: «Герб», «Флаг», «Гимн», «День независимости», «День согласия и примирения» и т.п., в которых собран методический материал по этим датам и сценарии мероприятий;
подготовка выставки рисунков и конкурса презентаций и мини-сочинений на тему: «Овеянные славой флаг наш и герб», поэтической страницы;
подготовка сообщений об истории символики РФ, совместно с учителями истории и библиотекарем школы;
повторение с учащимися гимна РФ;
изготавливаются и вывешиваются бумажные «щиты», повторяющие форму различных гербов, на которых пишутся следующие незаконченные предложения для окончания детям: «Я полагаю, что символы России – …», «Мне кажется, что гимн …», «По моему мнению, герб …», «Я думаю, что флаг…».
Цель: осознание учащимися значимости государственной символики как воплощения социокультурного контекста России
Задачи:
Воспитание у детей уважительного отношения к государственным символам России, к Конституции – основному закону страны.
Расширение представлений учащихся о современной государственной символике, о преемственности в ней.
Расширение исторических знаний о Государственном гербе, флаге и гимне России;
Воспитание патриотизма и гражданственности.
Развитие познавательных способностей.
Оформление: выставка рисунков и репродукций
Наглядные пособия: политическая карта Российской Федерации, Конституция РФ, слайд-шоу об истории символики (Приложение 4)
Оборудование: аудио оборудование, компьютер, проектор, экран, DVD проигрыватель.
Материалы: монеты, ордена, медали СССР и современные, печатный раздаточный материал.
Особенностью оформления данного мероприятия является наличие/присутствие государственной символики: герба и флага Российской Федерации, которая может быть размещена на классной доске или на стенах классной комнаты.
Для сопровождения рассказа целесообразно использование мультимедийной презентации, отражающей содержание темы. Возможен вариант замены мультимедийной презентации иллюстрациями.
На экране или классной доске – заставка темы. (Приложение 1)

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный момент
Подведение итогов конкурсов и знакомство учащихся с количеством баллов, полученных ими за участие в предварительных мероприятиях. Рекомендации классного руководителя ученикам по улучшению результатов.
2. Торжественная часть
Вступление. Фанфары
Ведущий: Внимание! Мы начинаем!
Прошу всех встать! Равнение на знамя! (знаменная группа вносит знамя и торжественным маршем проходит к краю сцены.
Звучит гимн – все поют.
– Вольно! Прошу всех сесть.
Ребята, вы уже догадались, что наше мероприятие посвящено символике Российской государственности. Я – педагог и гражданин РФ, а вы ученики __ класса(ов) лицея №12 и тоже являетесь гражданами РФ. Все мы должны знать и почитать символы своего государства.
Вы уже знакомы с государственной символикой нашей страны. Вы знаете, как выглядят герб и флаг, слышали гимн Российской Федерации. Сегодня мы с вами более подробно познакомимся с символами нашей Родины – России.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение. Символы вызывают у нас образы. Эйфелева башня – символом Парижа; небоскребы и статуя Свободы – символы США. А какие символы России вы можете назвать?
Ответы учащихся. (Учащиеся предлагают свои варианты)
Педагог обобщает: Действительно, символов России много – это и Кремль, и Знамя Победы, и березы. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции. Скажите, какие символы мы называем государственными? (Учащиеся высказывают свои мнения)
Ведущий: Верно, государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн. Конечно, эти символы нам всем тоже хорошо знакомы. Флаг России – бело-сине-красный триколор; герб – двуглавый орел, трансляцией гимна по радио начинается наше утро.
Но почему выбрана именно такая государственная символика? Что означают наши герб, флаг, гимн? Все ли мы знаем это? Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. А начнем мы с герба. Прежде чем говорить о гербе нашей страны, вам нужно вспомнить, что обозначает слово «герб», когда и для чего возникли гербы.
Сообщения учеников
Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Приложение 2, текст 2)
Ведущий: Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и некоторых официальных документах.
Об истории зарождения и становления герба России расскажет ученик…
Инд. сообщение из истории гос. символики (Приложение 2)
Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце ХI века, то есть более 900 лет назад. Геральдика зародилась в Европе в ХII в. причинами ее возникновения были развитие европейского рыцарства, появление нового вооружения, начало крестовых походов, а затем и рыцарских турниров. Рыцарское вооружение, скрывавшее воина за доспехами, требовало опознавательных знаков, помещавшихся на шлеме и щите. Эмблемы указывали на принадлежность к сословию. Первые гербовые изображения были очень простыми.
Ведущий: Слово – группе «Знатоки» (Презентация 2).
Группа «Знатоки»:
Пресветлый Орле Российския страны,
Честнокаменным венцем увенчаны,
Орле преславный, высоко парящий,
Славою Орлы вся превосходящий…
Этими словами начал свою поэму о державном российском гербе известный общественный и церковный деятель XVII века Симеон Полоцкий.
Что в переводе с польского означает слово «герб»? (Наследство) Многочисленные короли, герцоги, бароны передавали наследникам фамильный щит вместе с землями и имуществом. Так он стал гербом, то есть знаком наследства.
Дети мои, понимаете – герб!
Личности знак и символика вер.
Белое поле, алеющий щит:
Герб ваше имя и честь защитит.
Двуглавый орел – главная фигура Государственного герба России. На нашем гербе двуглавый орел появился в XV веке. И нам сейчас предстоит вспомнить ту эпоху, откуда берет свое начало история герба России:
В XV веке в годы правления Великого князя Ивана Даниловича расширилось и укрепилось Московское княжество. С этого времени московские князья стали главными среди других князей. Первый правитель Московского государства Иван III стал именовать себя Великим государем всея Руси. Во все концы страны расходились приказы Великого государя, скрепленные печатью. На одной стороне был изображен герб России – двуглавый орел, а на другой – всадник, поражающий копьем змея. Двуглавый орел потребовался государю не случайно. К этому времени двуглавая птица украшала печати сильнейших монархов Европы. (На экране появляется изображение герба Московского государства и современного герба России.)
Задание: рассмотрите герб современной России. Какие его элементы напоминают герб Московского государства? (Учащиеся должны выделить орла.)
Двуглавый орел – это символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы орла символизируют единство страны.
Группа «Знатоки» задает вопросы уч-ся.
– Что находится в лапах у орла?
– Чем защищена грудь орла?
– Ребята, как вы думаете, кто на гербе символизирует добро, а кто зло?
Ведущий: Из периода истории Российской империи мы перемещаемся в эпоху Советской России. В 1918 г. правительство решило порвать с исторической символикой России, двуглавый орел был заменен.
Группа «Знатоки» предлагает учащимся в качестве наглядности монеты советского периода и современные российские монеты. Задача учащихся: рассмотреть и сравнить гербы, размещенные на монетах разных эпох истории Российского государства.
Ведется обсуждение, подводятся итоги.
Ведущий: С течением времени происходят перемены, страна развивается, изменяется и государственный герб.
Группа «Знатоки». В1993 г. указом президента Б. Н. Ельцина двуглавый орел был утвержден в качестве государственного герба. В декабре 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным был подписан Федеральный конституционный закон о Государственном гербе РФ, принятый Государственной Думой. (На экране появляется изображение герба Р.Ф.)
Учитель: Теперь подскажите мне, пожалуйста, в каких местах могут находиться изображения гербов?
Дети:
– на правительственных зданиях;
– гербы есть в кабинетах директоров и руководящих лиц;
– на знаменах, печатях и монетах;
– а еще он есть в паспорте.
Ведущий: Верно. Государственный герб Российской Федерации – отличительный знак, официальная эмблема государства, изображаемая на знаменах, печатях, денежных знаках и государственных документах (паспорте, свидетельство о рождении, аттестате, вузовском дипломе, правительственных наградах). А теперь проведем маленькую викторину:
1. Где изображается Государственный герб РФ?
2. В каком веке появился первый герб нашего государства?
3. Двуглавый орел на гербе появился во время правления какого царя?
4. Что такое герб?
5. Откуда пришел к нам двуглавый орел?
Поэтическая страница
Ведущий: К нам в гости пришли юные поэты нашей школы, они сочинили стихи к нашему мероприятию, посвященному символике РФ. Давайте их внимательно послушаем.
Выступления юных поэтов. (Приложение 3)
Ведущий: Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. В начале нашей встречи прозвучал гимн РФ. Что такое гимн, и знаете ли вы, в каких случаях он звучит? (Ответы детей)
Ведущий: Наши предки пели песни, но песни имели очень глубокий смысл, они воспевали князей и их воинов которые защищали русскую землю от врагов, с появлением христианства в Древней Руси стали исполнять хвалебные гимны, прославляя Бога и святых. Гимны отражали историю страны, характер ее жителей. Одни гимны звали к борьбе за свободу. Слова других рассказывали о любви к своей тихой и уютной стране. Скажите, кто из вас может назвать авторов музыки и слов нашего современного российского гимна? (Ответы детей обобщить)
Ведущий: Вы помните, что в ходе предварительной подготовки к данному классному часу были сформированы группы – одна из которых «Эрудиты». Предоставляем им слово.
«Эрудиты» рассказывают о том, что гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях.
Ученик 1: Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, его должен знать и почитать, каждый гражданин России. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям.
Ученик 2: Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально- поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных законом. Он может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте. При этом могут исполняться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Эту музыку знают и уважают во всем мире. Она рождает гордость за свою страну. В них звучит идея возрождения, величия и славы России. Современный гимн объединяет всех людей нашей страны. Всех тех, кто хочет ее процветания, тех, кто любит свою родину и гордится ею. Гимн России должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
На протяжении эпох истории России текст гимна менялся. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С. В. Михалкову, а музыка – композитору и дирижеру А. В. Александрову.
Современный Гимн был принят Государственной Думой в декабре 2000 г. и утвержден указом Президента РФ В. В.Путиным от 30.12.2000 г., т.е. новый гимн появился у России накануне Нового 2001 года и Нового века.
Просмотр презентации, отражающей славные страницы российской истории, на фоне звучания гимнов разных лет. (Презентация 1)
Ведущий: Ребята, а какие чувства Вы испытываете, когда слушаете слова и музыку Государственного Гимна нашей страны? (Ответы детей)
Выслушав ответы детей, подводится итог:
Торжественные звуки гимна сплачивают нацию, вселяют в нее чувство гордости за свою Родину, вдохновляют народ на новые свершения.
Флаг
Ведущий зачитывает стихотворение С. Куприна:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Бело-сине-красный…
Учащиеся отвечают хором: флаг! На экране появляется изображение флага РФ.
Ученик:
Три цвета: белый, синий, красный
На нашем флаге не напрасно.
Цвет чистоты – чудесный белый,
Цвет синий – неба символ смелый,
Цвет красный – это символ чести,
Под этим флагом все мы вместе.
В России каждый понимает:
Флаг россиян объединяет.

Ведущий: У каждой страны есть государственный флаг. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где н6аходятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.
Рассмотри изображение государственного флага Российской Федерации – он представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого цвета, средняя – синего, нижняя – красного. Что же означают цвета российского флага?
Для того, чтобы это вам предлагается выполнить небольшое задание. Вам предлагаются стихотворные отрывки, характеризующие цвета нашего флага. Прослушайте эти отрывки, определите о каком цвете в них говорится и постарайтесь понять, что он означает.
(Учащимся предлагаются стихотворные отрывки, требующие дополнения рифмы)
Снежинки так прекрасны и легки,
Как совершенны у ромашки лепестки,
Как на доске строка написанная мелом,
Мы говорим сейчас о цвете … (белом)
Спокойны и чисты рек русских воды
Прозрачны и светлы как вечер зимний
И благородны и просторны неба своды
Художник их раскрасил в … (синий)
Россия много войн пережила
И наши деды умирали не напрасно
И верность Родине их к славе привела
Под Знаменем Победы ярко-... (красным)

Педагог: Мы смогли расшифровать цвета нашего флага. Они никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь, так и в нашем флаге красный цвет – отвага, мужество и героизм; синий – небо, благородство, белый – совершенство, чистота.
Государственные флаги развеваются над теми зданиями, где работают главы государств, их поднимают в случае победы спортсменов на международных соревнованиях, в праздничные дни флагами украшают улицы городов и сел. Государственный флаг – это знак (символ) свободы, независимости, самостоятельности государства.
О появлении триколора в России вам расскажет….
Ученик– (индивидуальное сообщение) – (Приложение 2)
Ведущий: Остановлюсь на флажном этикете.
В законе размеры Государственного флага не устанавливаются. Флаг может быть изготовлен любых размеров. Строго необходимо соблюдать соотношение ширины и длины флага, оно должно быть 2:3.
Флаг города не может быть больше, чем флаг государства.
Наиболее почетными местами в ряду вывешенных флагов считается центр и левая от зрителя сторона. Если в страну приезжает важный иностранный гость, то флаг вывешивают рядом с флагом принимающего государства, левее от зрителя. Если гостей несколько, то флаги располагаются вряд по латинскому алфавиту. Каждый гражданин России, устраивая какое – либо торжество, имеет право вывесить Государственный флаг. Описание флага, как правило, фиксируется в конституции, т. к. флаг – официальный символ государственной власти, олицетворяет суверенитет государства.
Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще два особых знамени. Первое из них знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны. Второе знамя – это знамя военно-морского флота. Российскому военно-морскому флоту, подчеркивая преемственность славных традиций флота Петра Великого, по наследству перешел бело-голубой Андреевский флаг.
Ведущий: Государственному флагу, как святыне, отдаются высшие государственные почести. Его использование с нарушением Федерального конституционного закона о флаге от декабря 2000 г., а также надругательство над ним влечет за собой ответственность в рамках действующего закона.
Ведущий: Дорогие друзья! Пришло время подвести итог нашего мероприятия Сегодня мы с вами познакомились со значением государственной символики нашей Родины – России. Мне бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющей богатую и славную историю, чтили ее символы, гордились своей страной.
Просмотр подборки «Виды России и исторических мест».
Ведущий (говорит на фоне слайдов): Сегодня наша страна вступила в третье тысячелетие новой эры. Символы современной России: Государственный герб - двуглавый орел, Государ¬ственный флаг - бело-сине-красное полотнище и Государственный гимн - «Россия - свя¬щенная наша держава», были приняты накануне двадцать первого века. В них отражается вся многовековая история нашего Отечества.
Двуглавый орел гордо парит над Россией уже более пяти столетий. Он стал эмблемой нашей страны в период ее освобождения от монголо-татарского ига. Герб показывает долгий путь страны от первых русских княжеств к многонациональному независимому Московскому государству и к могучей современной России.
Бело-сине-красный национальный флаг России был поднят на первых кораблях Российского флота. Было это три столетия назад в эпоху рождения морской силы России на Балтике, Северном и Азовском морях.
Мелодия нынешнего Государственного гимна России впервые прозвучала, когда Советская Армия и Военно-Морской Флот сражались с фашистами. Гимн стал величествен¬ной песней - предвестником Великой Победы советского народа, внесшего решающий вклад в разгром фашизма в годы Второй мировой войны.
Государственные символы России, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции нашего народа и нашего Отечества. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей страны. Эти государственные символы величия и могущества России достались тебе в наследство от предков. Какими они станут в будущем, зависит уже только от тебя.
Ведущий: Командиры классов получают конверт от «Знатоков» с вопросами викторины и творческими заданиями (Приложение 5) которые вы проведете в своих классах, а жюри из числа Знатоков подведет итоги.
Заключение
– Лицей встать! Смирно! Звучит гимн – Вольно!
К выносу знамени – равняйсь, смирно – вынос знамени,
Вольно! Прошу всех сесть!
И в завершение нашего мероприятия – работа, победившая в школьном конкурсе литературного творчества. На этом наше мероприятие закончено – всем спасибо!
Литература:
1. Государственная символика России. История и современность. И.В. Можейко (наглядное пособие, М. 2003г.)
2. Государственные символы России «Моя Родина – Россия» (пособие для 3-4-х классов начальной школы. М. 2002г.)
3. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн. Е.В.Пчелов (учебное пособие для 5-9 классов, М. 2002г.
4. Дегтярев А.Я. История российского флага. – М.: Военный парад, 2000.
5. Заболотских Б. Во славу российского флага. – М., 1999.
6. Лебедев В. Державный орел России. – М.: “Родина”,1995.
7. Михайлов Г. Святыня российской державы. – Патриот Отечества, №1, 2002.
8. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. – М.: “Советская энциклопедия”, 1989.
9. Степанищев А.Т., Бородина О.И. Атлас по истории России. – М.: Владос, 2002.
10. Голованова М.П. Герб, флаг, гимн России- М: РОСМЭН, 2004г.
11. Артамонов В.А. Герб и флаг России 10-20 века – М: Юридическая литература, 1997г.
12. Шергин В.С. Государственные символы России – М: РОСМЭН, 2004г.
13. Разгон Лев. Наши славные символы – М: Детская литература, 1987г.
14. Михайлов В.Д. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994г.
15. Журнал «Читаем, учимся, играем», №5, 2003 г, стр.21.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды,

Под флагом мы счастье и мир обретем.

Н. Лялин

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственного флага.

2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Форма проведения : виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного флага России.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Совсем недавно, в дни ваших летних каникул, вся страна праздновала один из главных праздников в любом государстве - День Государственного флага России. Государственный флаг - это не только предмет, являющийся символом государства. Это святыня, которую берегут, которой дорожат. Пока есть флаг страны - существует страна. Государственному флагу нашей страны посвящен сегодняшний информационно- познавательный час. Я предоставляю слово ребятам, предлагающим нам отправиться в виртуальное путешествие - в историю российского флага.

Ученик держит в руках флаг России. Рассказ учащихся сопровождается презентацией.

Ученик . Прежде чем мы совершим путешествие в историю российского флага, я хочу вам напомнить о том, что такое флаг. Флаг - это полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски. Он является официальным отличительным знаком государства.

Ученица . Издавна на Руси существовали хоругви - княжеские и военные знамена, царские штандарты, морские, торговые и другие флаги. Однако единого государственного флага в России долгое время не было.

Ученик. В середине XVII века появились гербовые знамена - непосредственные предшественники государственного флага. Знамя царя Алексея Михайловича представляло собой белое полотнище с красной каймой, с золотым двуглавым орлом и гербами российских земель.

Ученица. Впервые бело-сине-красный флаг был поднят на первом русском военном корабле «Орел», в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что военный корабль «Орел» недолго плавал под новым знаменем: когда спустился по Волге до Астрахани, его сожгли восставшие крестьяне Степана Разина.

Ученик . Законным же отцом бело-сине-красного флага, или триколора, признан Петр I. 20 января 1705 года он издал указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине-красный флаг. Он сам начертил образец и определил порядок горизонтальных полос. 1705 год можно считать днем рождения российского флага.

Ученица . Трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, а на военном флоте утвердился Андреевский флаг. Военно-морские корабли получили Андреевский флаг с лазурным крестом на белом фоне.

Ученик . В середине XIX века был утвержден Государственный флаг России, имеющий три горизонтальные полосы черного, желтого и белого цветов.

Ученица . На рубеже XIX и XX веков императором Николаем II в качестве государственного флага был утвержден бело- сине-красный флаг, а прежний остался лишь символом его власти. Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование.

Ученик . Красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, белый - цвет свободы и независимости. Эти цвета означали также содружество Белой, Малой и Великой России.

Ученица. С приходом советской власти цвет флага снова поменялся. Флаг стал красного цвета, поскольку красный считался цветом «огня и крови, пролитой в борьбе с угнетателями».

Ученик. История после событий 1991 года вернула России бело-сине-красный и Андреевский флаги. Считается, что цвета флага имеют следующую символику:

Белый - мир, чистоту, совершенство, непорочность;

Синий - веру и верность, постоянство;

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Ученица. В августе 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорилось: «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник - День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа».

Ученик . В соответствии с законом, Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из грех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине - 2:3.

Ученица . В грозные годы ты в битве с врагами Меч свой ковала в суровом бою. Символ победный, святое знамя Ты в сердце хранишь как святыню свою!

Еще есть знамя в нашей стране, которое хранится гак, как государственный флаг нашей страны. Это - знамя Великой Победы в Великой Отечественной войне.

Ученик. Об этом знамени и событиях, с ним связанных, я предлагаю прочитать в рассказе Сергея Трофимовича Алексеева «Победа!»:

Сержант Егоров!

Я сержант Егоров!

Младший сержант Кантария!

Я - младший сержант Кантария!

Бойцов вызвал к себе командир. Советским солдатам доверялось почетное задание. Им вручили боевое знамя. Это знамя нужно было установить на здании рейхстага.

Бойцы взяли под козырек и ушли. Многие с завистью смотрели им вслед. Каждый сейчас хотел быть на их месте. А у рейхстага в это время шел бой.

Пригнувшись, бегут Егоров и Кантария через площадь. Советские воины внимательно следят за каждым их шагом. Вдруг фашисты открыли бешеный огонь, и знаменосцам приходится лечь в укрытие. Тогда бойцы вновь начинают атаку, и Егоров и Кантария бегут дальше.

Вот они уже на лестнице. Подбежали к колоннам, подпирающим вход в здание. Кантария подсаживает Егорова, и тот пытается прикрепить знамя у входа в рейхстаг - главное здание ставки фашистов.

Ох, выше бы! - вырывается вздох у наблюдавших бойцов.

И, как бы услышав просьбу товарищей, Егоров и Кантария снимают знамя и бегут дальше. Они врываются в рейхстаг и исчезают за его дверьми.

Бой идет уже на втором этаже. Проходит несколько минут, и в одном из окон, недалеко от центрального входа, вновь появляется красное знамя. Появилось. Качнулось. И вновь исчезло.

Забеспокоились солдаты. Что с товарищами? Не убиты ли они?

Проходит минута, две, десять... Тревога все больше и больше охватывает солдат. Проходит еще 30 минут, но ни Егорова, ни Кантария, ни знамени больше не видно.

И вдруг крик радости вырывается у сотен бойцов. Знамя цело. Друзья живы. Пригнувшись, они бегут на самом верху здания - по крыше. Вот они выпрямились во весь рост, держат знамя в руках, приветственно машут своим товарищам.

Потом вдруг бросаются к застекленному куполу, который поднимается над крышей рейхстага, и осторожно карабкаются еще выше.

Правильно. Туда его - к самому небу! - кричат солдаты.

Выше, братишки, выше! - кричат солдаты.

На площади и в здании еще шли бои, а на крыше рейхстага, на самом верху, в весеннем небе над Берлином уже уверенно развевалось Знамя Победы. Два советских воина, русский рабочий Михаил Егоров и грузинский юноша Милитон Кантария, а вместе с ними и тысячи Других бойцов разных национальностей сквозь метель и непогоду войны принесли его сюда, в самое фашистское логово, и установили на страх врагам как символ непобедимости и мужества тех, кто защищает свою Родину.

Вскоре в Москве на Красной площади состоялся грандиозный Па- Рад Победы. Сводные полки, приехавшие сюда с фронтов, проходили мимо развевающегося Знамени Победы.

Идут солдаты. Но вот вышла особая рота. Зашевелилась, задвигалась площадь:

Что там несут солдаты?

Солдаты несли знамена поверженной фашистской Германии. Замерло все на площади. Полетели на землю знамена.

А вечером был салют. Ликовали земля и люди. И гордо реяло Знамя Победы, знамя, овеянное славой предков. Анализ текста. Вопросы учащимся.

Классный руководитель. Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот текст?

С какими событиями в истории России он связан?

Имеет ли этот рассказ отношение к празднику Государственного флага России? Почему?

Какие традиции есть в ваших домах, связанные с праздником Государственного флага России?

Есть ли в ваших домах и квартирах Государственный флаг России? (Ответы детей.)

Ученица. А теперь я предлагаю всем ребятам принять участие в викторине по нашей теме.

Слайд 1 - Государственный флаг России

Что такое флаг?

1) это полотнище на древке или шнуре;

2) древка или шнур, определенной раскраски;

3) полотнище на древке или шнуре, определенной раскраски.

Слайд 2 - гербовые знамена России

В каком веке появились гербовые знамена - предшественники государственного флага?

1) конец XVI века;

2) начало XVII века;

3) середина XVII века.

Слайд 3 - бело-сине-красный флаг

В каком году был принят Петром I бело-сине-красный флаг?

3) 1705 год;

Слайд 4 - Андреевский флаг

Какое название носит этот флаг? Кто имеет право водружать этот флаг и сегодня?

1) военно-морские корабли;

2) сухопутные войска;

3) дворцовая стража.

Слайд 5 - флаг России

Что означают цвета Российского флага?

Белый-мир, чистоту, совершенство, непорочность.

Синий - веру и верность, постоянство.

Красный - энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Слайд 6 - Знамя Победы

Кто водрузил Знамя Победы в Великой Отечественной войне над рейхстагом?

1) солдаты;

2) пехотинцы;

3) Егоров и Кантария.

Слайд 7 - празднование Дня Государственного флага России

Когда празднуется День Государственного флага России?

2) весной;

Ученик . А в конце нашего рассказа мне хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на такие строки, посвященные флагу России.

Ученица.

Россия святая! Для славных походов

Веками растишь ты своих сыновей;

Во благо России, для счастья народа

Под флагом державным встречаешь гостей.

Ученик.

Отчизна родная! Твой символ державный

На труд и на подвиг зовет свой народ!

Дозор твой стоит в боевом авангарде -

Могучая сила, надежный оплот!

Ученица.

В мирные будни во славу России

Реет победный твой стяг над страной

Вместе со мною ты грозная сила,

Сердцем всегда я навеки с тобой.

Ученик.

Под знаменем святым за мир и свободу,

За счастье народное в бой мы пойдем.

В священной борьбе не страшны нам невзгоды

Под флагом мы счастье и мир обретем.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Как важно детям знать историю возникновения таких символов государства, как флаг и герб России

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 112» г. Перми

ОВЕЯННЫЕ СЛАВОЮ ФЛАГ НАШ И ГЕРБ

Учитель начальных классов Уткина В.В.

Номинация: "Методические разработки"

Вид работы: Классный час (4 класс)

2016 год

Цели: формирование интереса к истории и культуре своей страны; популяризация государственных символов российской Федерации: флага РФ, герба РФ; расширение исторических знаний; воспитание чувства гордости за свою страну.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с вопросами викторины.

Вступительное слово учителя

Ребята! Мы с вами провели не одну беседу о гражданственности, о культуре народа нашей страны, мы ознакомились с государственными символами России, знаем имена людей, которые сделали нашу Родину великой и неповторимой.

Слайд 1. "Тема занятия"

Учитель : Сегодня у нас пройдет заключительный классный час на тему "Герб и флаг, овеянные славой".

Слайд 2. "Эпиграф"

А эпиграфом к нашему классному часу будут слова М. Монтеня: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан".

Учитель : Каждый человек, живущий на нашей планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. А олицетворяют родную землю ее символы. Государственная символика - это общая для всех жителей страны государственная ценность. Каждое государство имеет свои символы и эмблемы. Кто из вас может перечислить ключевые (главные) символы государства?

Только в XX веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн. Они нужны как воплощение ее истории, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. Оно должно быть уважительным и не только к своему Отечеству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению государства, его народа, его истории и культуры. А что вы знаете о Государственном флаге Российской Федерации?

Слайд 3. "Государственный флаг России"

Выступление учащихся старших классов: В 1994 г. был установлен День Государственного флага РФ (22 августа). Флаг представляет собой прямоугольное полотнище из 3 одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синего, а нижняя - красного. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество и героизм. Синий цвет - это небо, верность, белый - благородство, совершенство.

Предшественниками флага были военные знамена (стяги). Стяг считался душой, славой и честью князя и его дружины. Падение стяга во время сражения приравнивалось к поражению войска. Перед такими стягами служили молебны, на них молились перед битвой. С таким стягом выступал Д. Донской на Куликовом поле против полчищ Мамая.

В эпоху Петра I бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше так и на море. Для военных судов в Петровскую эпоху был утвержден Андреевский флаг, белый цвет которого олицетворял свободу.

После Великой октябрьской социалистической революции (1917 г.) был утвержден государственный флаг России красного цвета.

В период перестройки в 1991 г. России был возвращен ее исторический трехцветный флаг.

В апреле 1996 г. был принят президентский указ "О знамени Победы", устанавливающий, что наряду с государственным флагом России в дни государственных праздников, при проведении воинских ритуалов и массовых мероприятий, связанных с боевыми победами российского народа, используется также Знамя Победы, водруженной над рейхстагом Берлина в 1945 г. в знак победоносного окончания ВОВ.

Слайд 4. "Флаг, овеянный славой"

На экран выводятся следующие картины и фотографии:

Греков М.Б. "Трубачи Первой конной армии", Дмитриевский В.К. "Наша армия родная", Коржев Г.К. "Поднимающий знамя", Аристов И.Н. "Спасение знамени", фотография "Знамя над рейхстагом", фотография "Флаг России на Олимпийских играх".

Слайд 5. "Викторина"

  1. Когда был принят новый государственный флаг Российской Федерации?
  2. Что означает государственный флаг?
  3. Как назывались знамёна в Древней Руси?
  4. Какое значение имели знамёна в войсках?
  5. Каково происхождение Российского триколора?
  6. Что символизируют изображённые на флаге цвета?
  7. Где впервые был поднят трёхцветный флаг?
  8. Каким был государственный флаг СССР?
  9. Какой флаг так же является символом Российского государства?
  10. Символом чего является Знамя Победы?

Выступление учащихся

1 чтец

Первой полосою ткани флага -

Белый цвет, как жизни светлый гимн.

Он не просто так поставлен выше

Остальных цветов. Здесь смысл есть:

Вера в Родину ниспослана нам свыше,

С нею - незапятнанная честь.

2 чтец

Вторая полоса - рекой синеет,

Природный цвет России соблюдя.

Без голубых озёр, ручьёв, метелей

Не можем уж представить мы себя:

Мы - нация морей, небесной сини,

Рек бесконечных; край лесных озёр;

И вместе это всё зовём Россией,

Единственною Родиной зовём.

3 чтец

В наших душах горит алый свет,

Наполняя отвагою сердце;

Неприятелю будет ответ

За напрасные русские смерти!

Кровь погибших в великой войне

Флаг российский внизу запятнала;

Потому и пылает вдвойне -

Вспоминает тогдашнее пламя.

4 чтец

Всё в нашем флаге:

В нём и отвага, и сила, и храбрость,

В нём - вся история нашей страны.

Не одолеет Россию опасность,

Пока за свой флаг честно боремся мы.

И нужно помнить всю жизнь, каждый час:

Флага должны быть достойны всегда мы.

Частичка его - это каждый из нас,

И значит, мы все за него отвечаем.

Учитель : Понятие "герб" происходит от немецкого слова "наследство" и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области. Гербы появились давным-давно в зарубежных странах. Это был отличительный знак рыцарей. Специальные люди - герольды давали описание гербов, следили за их правильным составлением. существовала целая система строгих правил, по которым составляли гербы.

Ученик:

Различным образом державы

Свои украсили гербы,

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный -

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая,

Подобье потеряв свое.

Сжимает в лапах, угрожая,

Разящий меч или копье…!

Учитель : Считается, что гербы возникли в нашей стране давно, в конце XI в., то есть более 900 лет назад. на них встречались изображения святых, изображения львов, а также вооруженные конные всадники, воин Георгий Победоносец (репродукция) - символ защиты родной земли от врагов.

Слайд 6. "Из истории гербов нашей страны"

Двуглавый орел как символ русского государства появился более 500 лет тому назад, во времена правления Ивана III на его грамоте в 1497 г. он олицетворял мощь и независимость нашего государства.

Начиная с Ивана IV Грозного (с 1547 г.) герб постоянно менялся. Продолжалось это и при династии Романовых (1613 - 1917 гг.). Герб видоизменялся и при Петре I (1722 г.) и при царе Александре, и при государе Николае (1826 г.). Но в 1917 г. было создано новое государство, которое стало называться РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика). Потребовался новый герб взамен старого царского.

Слайд 7. "Герб советской эпохи"

На гербе советской республики был изображен серп и молот, венок хлебных колосьев и пятиконечная звезда.

В начале 90-х годов XX в. Советский союз прекратил свое существование. В 1991 г. наша страна вернула себе старое, но не забытое имя - Россия. Правительством РФ было принято решение о создании Государственного герба и Государственного флага. В 1993 году по указу Президента РФ двуглавый державный орел вновь был возвращен на российский герб. На пороге XXI в. державный орел России сменил государственный герб РСФСР.

Рассмотрим изображение Государственного герба нашей страны.

Слайд 8. Государственный герб РФ

Ученик: герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом — три короны (две малые и одна — большая), в лапах орла — скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите — всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб Российской Федерации является символом единства народов России. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. А также короны на Российском гербе можно рассматривать как символы трёх ветвей власти - исполнительной, законодательной и судебной. Скипетр и держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла — не только древний символ столицы России — Москвы, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

Учитель : Государственный герб Российской Федерации помещается на бланках федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, на зданиях палат, правительства, Конституционного Суда, Верховного Суда и прочих судов Российской Федерации, прокуратуры, Центрального банка, официальных представительств за границей, а также на гербовых печатях, на официальных резиденциях органов государственной власти, на пограничных знаках, на знаменах и флагах Вооруженных Сил России, на денежных знаках, орденах и медалях, на паспортах граждан Российской Федерации.

Слайд 9. "Викторина"

  1. Что означает слово герб?
  2. Где помещают герб страны?
  3. Почему герб страны имеет форму щита?
  4. Назовите основные элементы государственного герба России? Что они символизируют?
  5. Почему все государства имеют свой герб?
  6. Назовите главную эмблему герба СССР? Что она символизировала?
  7. Откуда пришёл герб с двуглавым орлом?
  8. В правление какого царя в русском гербе появился орёл?

Ученик:

Объял Россию крыльями

Орёл двуглавый, гордый;

Страну свою любимую

Хранит он. Вечно бодрый,

Неуязвим для стали он

Всех вражеских клинков:

Летят пусть беды стаями -

Их встретить он готов.

Два клюва острых золотых,

Две пары зорких глаз:

Хранит он старых, молодых

Из года в год.

Тысячелетия страны

Непобедимый знак...

Мы вместе сказочно сильны -

Всегда пусть будет так!

Домашнее задание. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. Отличительный знак государства.
  2. Автор гимнов СССР и России?
  3. Как называется трехцветное полотнище флага?
  4. В правление какого царя трехцветный флаг стал указывать на государственную принадлежность?
  5. Герб, флаг, гимн одним словом.
  6. Что обозначает белый цвет в геральдике?
  7. Какой флаг являлся государственным на морских просторах?
  8. Кто изображено на государственном гербе России?
  9. В каком документе утверждены государственные символы России?
  10. Художник, автор герба России.
  11. Кто изображен на щите всадника?
  12. Откуда к нам "прилетел" двуглавый орел?
  13. Что является геральдической основой нашего герба?
  14. Матерчатый знак государства.

Литература

  1. Вилинбахов Г.В. Герб России //Родина, 1998, №2
  2. Государственная символика России. История и современность: Наглядное пособие / И.В. Можейко, Н.А. Сивова, Н.А. Соболева. - М.: ЦНСО, 2003.
  3. Из родословной государственной символики: Герб. Флаг. Гимн //Домашний лицей. - 2001. - № 1. - С. 39 - 44; № 2. - С. 43 - 46.
  4. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: учебное пособие. - М., 2002.
  5. Энциклопедия детских праздников. - М.: Пилигрим, 1999.
Похожие публикации