Основные права осужденных, отбывающих наказание. Информационные учебно-познавательные материалы

1. Осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний.

2. Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона (часть дополнена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ.

3. Осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований (часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2009 года Федеральным законом от 19 июля 2009 года N 191-ФЗ.

4. Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. (Часть в редакции, введенной в действие с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ; дополнена с 7 августа 2010 года Федеральным законом от 1 июля 2010 года N 132-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 11 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 304-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 3 ноября 2013 года Федеральным законом от 2 ноября 2013 года N 294-ФЗ.
5. Осужденные - граждане Российской Федерации дают объяснения, ведут переписку, а также обращаются с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо по их желанию на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с указанными в части четвертой настоящей статьи предложениями, заявлениями и жалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на язык обращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания.

6. Осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
6.1. Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия (часть дополнительно включена с 11 декабря 2003 года Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 161-ФЗ).
7. Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 14 марта 2001 года Федеральным законом от 9 марта 2001 года N 25-ФЗ.
8. Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9. Осужденные к принудительным работам, аресту или лишению свободы - иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 377-ФЗ; в редакции введенной в действие с 8 декабря 2011 года Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 420-ФЗ.

10. Порядок осуществления прав осужденных устанавливается настоящим Кодексом, а также иными нормативными правовыми актами.

11. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Комментарий к статье 12 УИК РФ

1. Комментируемая статья отражает общую направленность УИК РФ на реализацию предписаний и рекомендаций международных правовых актов и стандартов в сфере исполнения наказания и обращения с осужденными. Она относится к статьям Кодекса, конкретизирующим закрепленную в ст. 15 Конституции РФ норму о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации над национальным законодательством.

В статье выделяются как особенности правового положения осужденных, отличающие его от общего (конституционного) статуса, так и его единство. Хотя Конституция РФ не ранжирует права и свободы человека по их значимости, комментируемый Кодекс выделяет роль отдельных из них, выделив для этого самостоятельную статью. Перечисленные в ней права названы основными прежде всего потому, что нормативно закрепляют наиболее важные для лица, подвергнутого уголовной репрессии, субъективные права и выступают в качестве одного из гарантов соблюдения законности в процессе исполнения наказания.

2. Знание осужденными своих прав, обязанностей и законных интересов - залог их успешной адаптации к условиям отбывания наказания. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана знакомить осужденных с особенностями их правового положения, предоставлять информацию об условиях и порядке исполнения и отбывания наказания, а также их изменениях. Обладание осужденными подобной информацией, с одной стороны, ограничивает законодательными рамками предъявляемые к ним требования со стороны администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, а с другой стороны, позволяет лицам, отбывающим наказание, с уверенностью реализовывать или отстаивать свои права или законные интересы и выполнять обязанности в соответствии с требованиями закона. Предоставляемая осужденным информация должна охватывать не только предписания и установления законодательных и иных нормативных правовых актов, но и локальные нормы и правила, регулирующие процесс исполнения наказания, а также сложившиеся в учреждениях и органах, исполняющих наказания, традиции. Например, лица, содержащиеся в колониях-поселениях, должны быть ознакомлены как с установленными в данном учреждении границами, так и с правилами поведения осужденных в их пределах.

3. Государство, карая преступника, должно ограничивать его права настолько, насколько это необходимо для достижения целей наказания. Осужденные и после вступления обвинительного приговора суда в законную силу остаются гражданами Российской Федерации, в связи с чем на них в полной мере распространяется право на достоинство личности. Данное право является неотъемлемым для каждого и согласно ст. 21 Конституции РФ ничто не может быть основанием для его умаления. Как подчеркивается в ст. 1 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Основные принципы обращения с заключенными" (1990 г.), все заключенные пользуются уважительным отношением ввиду присущего им достоинства и их значимости как людей.

Обращение с осужденными - одна из наиболее тщательно и всесторонне урегулированных нормами права сфер общественных отношений. Практически все основные международно-правовые акты, посвященные охране и обеспечению прав человека, уделяют ей особое внимание. Так, ст. 2 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) провозглашает, что каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, предусмотренными Декларацией, независимо ни от чего. В ст. 5 Декларации, ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст. 2 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.) и других важнейших международно-правовых документах о правах человека запрещены не только пытки и жестокость, но и иные формы бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения. В "Общем комментарии" от 6 апреля 1992 г. Комитет ООН по правам человека заявил, что от государств требуется обращаться с осужденными с уважением к их достоинству. Это правило является основным и всеобщим и не может зависеть от наличия материальных средств у государства. Кроме того, международным сообществом разработан и принят ряд специальных актов и стандартов по обращению с осужденными, среди которых наиболее значимыми можно назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.) и новые Европейские пенитенциарные правила (2006 г.).

Не все осужденные соблюдают установленные для них правила поведения. Для поддержания порядка при исполнении наказания администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, наделяется соответствующими полномочиями, предусматривающими в том числе возможность применения к нарушителям мер принуждения. Обязательным условием при этом является закрепление подобных мер и процедуры их исполнения в законе. Согласно ст. 2 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.) эти лица должны гуманно обращаться с осужденными и задержанными, защищать достоинство каждого и применять силу лишь в случаях крайней необходимости, когда другие методы не могут помочь в предотвращении правонарушения. Эти требования воспроизводятся и конкретизируются в документе Московского совещания Конференции по человеческому измерению (1991 г.).

4. В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам. Проведение подобных опытов принудительно или тайно расценивается как проявление насилия либо жестокости по отношению к человеку. При этом не имеет значения, угрожали такие опыты жизни и здоровью людей или представлялись инициаторам эксперимента безопасными.

Статья 21 Конституции РФ воспроизводит требование Пакта, подчеркивая условие добровольности эксперимента. В то же время ст. 11 Закона РФ 1992 г. "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказание", конкретизируя конституционную норму, устанавливает, что в отношении лиц, к которым применяются принудительные меры медицинского характера по основаниям, предусмотренным УК РФ, использование для лечения психических расстройств хирургических и других методов, вызывающих необратимые последствия, а также проведение испытаний медицинских средств и методов не допускаются. Учитывая известную зависимость осужденных от администрации, ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" (1993 г.) устанавливает запрет на проведение любых испытаний или экспериментов над данной категорией граждан независимо от их согласия. В части же 3 ст. 12 УИК РФ запрет, независимо от согласия осужденного, распространяется лишь на эксперименты, ставящие под угрозу жизнь и здоровье испытуемых. Представляется, что нормы Основ и Закона о психиатрической помощи в большей степени обеспечивают охрану правового положения лиц, отбывающих наказание.

5. Право осужденных на обращения можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, как конкретизацию ст. 33 Конституции РФ и ст. 2 Федерального закона 2006 г. "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", наделяющих граждан правом обращаться в государственные органы или органы местного самоуправления. Причем (и это важно) и Конституция, и названный Закон позволяют всем гражданам обращаться лично и направлять коллективные обращения. В нарушение принципа субординации правовых актов ст. 60 ПВР ИУ ограничивает это право, устанавливая правило, согласно которому осужденные вправе подавать предложения, заявления, ходатайства и жалобы только от своего имени. Во-вторых, право на обращения представляет собой важную гарантию обеспечения правового положения осужденных.

Обращения осужденных подразделяются на три вида: предложения, заявления и жалобы. И хотя разделение достаточно условно, оно еще раз подчеркивает, что осужденные, в том числе и отбывающие лишение свободы, не изолируются от общества. Как граждане своего государства они могут обращаться с предложениями по совершенствованию различных сфер общественной жизни - политической, экономической, духовной. Предложения отражают социальную активность осужденных, их гражданскую позицию. В заявлениях, как правило, излагаются какие-либо просьбы, ходатайства осужденных в содействии реализации их прав и законных интересов, связанных с отбыванием наказания. Однако чаще всего осужденные обращаются в различные инстанции с жалобами, защищая свои субъективные права и законные интересы.

6. Обращения, заявления и жалобы, подаваемые в администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, или в вышестоящие органы, должны быть рассмотрены в соответствующие сроки, а результаты проверки объявлены осужденному (см. комментарий к ст. 15 УИК РФ).

Конституция гарантирует право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). Сегодня одним из все более часто используемых способов граждане, в том числе осужденные, избирают судебную защиту. В соответствии со ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст. 46 Конституции РФ и ст. 1 Закона РФ 1993 г. "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" осужденные вправе обращаться в суд, если считают, что нарушены их права и свободы; созданы препятствия для осуществления прав и свобод; на них незаконно возложены какие-либо обязанности или они незаконно привлечены к какой-либо ответственности. По усмотрению осужденного жалоба подается либо в суд по месту его жительства или отбывания наказания, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, действия которых обжалуются. В ст. 4 Закона "Об обжаловании в суд..." закреплено право военнослужащих, включая отбывающих наказания, обращаться в военный суд с жалобой на органы военного управления и воинских должностных лиц, нарушивших их права и свободы.

7. Традиционно наибольшее количество обращений осужденных адресуется в прокуратуру. Одной из целей деятельности прокуратуры согласно ч. 2 ст. 1 Закона РФ 1992 г. "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 17 ноября 1995 г.) является защита прав и свобод человека и гражданина. Наделенная соответствующими полномочиями прокуратура, осуществляя надзор за законностью деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, восстанавливает нарушенные права и законные интересы осужденных, получая информацию как в ходе прокурорских проверок, так и из обращений этих лиц (см. комментарий к ст. 22 УИК РФ).

8. Осужденные вправе направлять предложения, заявления и жалобы в органы государственной власти и местного самоуправления. Статья 11 Конституции РФ устанавливает, что органами государственной власти в Российской Федерации являются Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды Российской Федерации. Местное самоуправление, согласно ст. 131 Конституции РФ, осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Осужденные могут обращаться к Президенту РФ или главам субъектов Федерации, в органы государственной власти и местного самоуправления или к депутатам представительных органов всех уровней.

Ежегодные доклады Уполномоченного по правам человека в РФ свидетельствуют, что значительную долю обращений, направленных в его адрес, составляют жалобы осужденных. В соответствии со ст. ст. 1 и 15 Федерального конституционного закона 1997 г. "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав каждого обратившегося к нему с жалобой. Осужденные могут направлять обращения одновременно и уполномоченному по правам человека в субъекте РФ.

9. Предложения, заявления и жалобы осужденные могут направлять также в общественные объединения. Согласно ст. 27 Федерального закона 1995 г. "Об общественных объединениях" общественные объединения обладают правом представлять и защищать права и законные интересы своих членов в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Однако следует иметь в виду, что не все осужденные могут быть членами или участниками общественных объединений. Статья 19 упомянутого Закона устанавливает, что лицо, содержащееся в местах лишения свободы, не вправе быть таковым (см. комментарий к ст. 23 УИК РФ).

10. Важной гарантией статуса осужденных выступает их право на обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека. Такими органами являются: Комиссия по правам человека ООН, действующая в качестве вспомогательного органа Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС), которая вправе рассматривать индивидуальные и коллективные жалобы о массовых и серьезных нарушениях прав человека в любой стране, являющейся членом ООН; Комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, рассматривающий сообщения о нарушении прав человека, закрепленных в Пакте; Европейский суд по правам человека. Согласно ст. 1 Федерального закона 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" Российская Федерация признает компетенцию Европейской комиссии по правам человека получать жалобы от любого лица, утверждающего, что он является жертвой нарушения Российской Федерацией его прав.

Несмотря на то что из УИК РФ норма, ограничивающая право осужденных на обращения в межгосударственные органы условием исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты, изъята (ч. 1 ст. 2 Федерального закона 2003 г. "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"), ст. 46 Конституции это требование содержит. Сохраняется оно и в актах, регулирующих деятельность межгосударственных органов. Так, Комитет по правам человека ООН принимает к рассмотрению жалобы при условии исчерпания местных средств правовой защиты, кроме случаев, когда принятые на национальном уровне решения неэффективны или неоправданно затягиваются (п. "с" ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.)). В соответствии со ст. 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) жалоба в Европейский суд по правам человека должна быть подана в срок, не превышающий шести месяцев после принятия окончательного решения по делу на национальном уровне. Перед обращением в Европейский суд жалоба осужденного должна быть рассмотрена судом первой инстанции (районным судом) и кассационным (вышестоящим) судом.

11. Закрепленное в ч. 5 комментируемой статьи правило о даче осужденными объяснений, ведении переписки или направлении обращений на государственном языке является скорее их обязанностью, нежели правом. Согласно ч. 1 ст. 68 Конституции РФ и ч. 1 ст. 1 Федерального закона 2005 г. "О государственном языке Российской Федерации" государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык, причем обязательность использования государственного языка не должна толковаться как отрицание или умаление права на пользование государственными языками республик, находящихся в составе Федерации, или языками народов России. Установленное в УИК РФ ограничение обусловлено прежде всего тем, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 названного Закона государственный язык Российской Федерации является обязательным в деятельности всех государственных органов, а также организаций всех форм собственности, в том числе в деятельности по ведению делопроизводства. В то же время осужденный вправе пользоваться в подобных случаях государственным языком субъекта Федерации по месту отбывания наказания. Указанное ограничение адресовано главным образом осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества. Однако оно не распространяется на их общение с родственниками во время длительных свиданий, с другими осужденными, на отправление ими религиозных обрядов.

В отличие от осужденных граждан России, осужденные иностранные граждане и лица без гражданства могут обращаться и давать объяснения на любом языке, которым они владеют. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана представить ответ на языке, понятном осужденному, используя при необходимости переводчика.

12. Право на охрану здоровья относится к основополагающим правам, которые не могут быть ограничены. В соответствии со ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) каждый человек имеет право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Конкретизируя конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (1993 г.) устанавливает, что данное право является неотъемлемым и обеспечивается каждому гражданину всеми доступными средствами независимо ни от каких обстоятельств.

Медико-санитарная и специализированная помощь осужденным может быть оказана как в разветвленной сети медицинских учреждений ФСИН РФ, так и, согласно ст. 29 Основ, в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.

13. Наделение осужденных правом на психологическую помощь, предусмотренное в ч. 6.1 ст. 12 УИК РФ, усиливает гарантированность обеспечения их здоровья, но уже не только физического, но и психического. Поскольку это право адресовано осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, данная норма была введена в УИК РФ в 2003 г., когда были созданы реальные возможности оказания такой помощи. На сегодняшний день в штат сотрудников всех исправительных учреждений ФСИН РФ входят высококвалифицированные специалисты-психологи, а в ряде территориальных органов созданы и психологические лаборатории. Особую ценность психологическая помощь представляет для несовершеннолетних осужденных, а также для адаптации осужденных к условиям отбывания наказания. Важным гарантом обеспечения правового статуса осужденных является добровольность их участия в мероприятиях по оказанию психологической помощи.

14. Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение, включая выплату пенсий и социальных пособий. В соответствии с Федеральными законами 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждане вправе получать трудовые или социальные пенсии, в соответствии с ТК РФ обладают правом на обязательное социальное страхование. УИК РФ и иные федеральные нормативные правовые акты (см. напр., ст. 4 Федерального закона 2006 г. "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию", Постановление Правительства РФ 2001 г. "О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду") конкретизируют основания и порядок выплат осужденным пенсий и иных видов социального обеспечения в зависимости от вида отбываемого ими наказания (см. комментарий к ст. ст. 98, 99 УИК РФ).

15. Осужденные обладают субъективным правом на получение юридической помощи, гарантируемым ст. 48 Конституции РФ. Норма, закрепленная в ч. 8 ст. 12, адресована прежде всего осужденным, отбывающим наказания, связанные с изоляцией от общества, на которых распространяются ограничения в свиданиях. Встречи с адвокатами не входят в число свиданий, определяемых УИК, поэтому они не ограничиваются ни их количеством, ни продолжительностью. Кроме того, по желанию осужденного должна быть обеспечена конфиденциальность беседы. Данное право законодательно закрепляет рекомендации, изложенные в принципе 18 Свода принципов всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.) и в ст. 93 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными.

16. УИК РФ в ч. 9 ст. 12 материализует предложения, изложенные в Рекомендациях в отношении обращения с осужденными, утвержденных 7 Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1985 г.), и ст. 38 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными. В этих документах установлено, что иностранным осужденным следует безотлагательно предоставлять информацию об их праве требовать контакта с их консульскими представителями, а также любую другую соответствующую информацию, касающуюся их статуса. Если осужденный желает получить помощь от дипломатического или консульского представителя, последний должен быть без промедления извещен об этом. Предписывается также с их согласия содействовать контактам иностранных осужденных с семьями и общественными организациями, обеспечивая все необходимые условия для свиданий и переписки.

17. Конкретизация и порядок реализации перечисленных и иных прав осужденных устанавливаются как в нормах УИК, регулирующих исполнение конкретных видов наказаний, так и иных нормативных правовых актах, составляющих уголовно-исполнительное законодательство или относящихся к другим отраслям. Конкретизация осуществляется главным образом на подзаконном уровне, и прежде всего ведомственными нормативными правовыми актами.

18. Права и свободы человека не могут быть абсолютными. Для того чтобы обеспечить возможность каждому реализовать свои права и законные интересы, государство вынуждено в определенной степени их ограничить. Назначение подобных ограничений выражают ст. ст. 17 и 55 Конституции РФ, согласно которым осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; кроме того, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В ч. 11 ст. 12 УИК РФ закреплено правило, согласно которому администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, должна четко отграничивать правомерность реализации осужденными своих прав от злоупотреблений ими. В последнем случае подобные попытки должны пресекаться в соответствии с действующим законодательством.

Консультации и комментарии юристов по ст 12 УИК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 12 УИК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

К основным обязанностям отнесены те из них, которые обеспечивают правопорядок во время отбывания наказания или создают условия для деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания. Они законодательно закреплены в ст. 11 УИК РФ.

В частности, на осужденных возлагается обязанность соблюдать требования ФЗ и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний.

Осужденные обязаны соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения. Так, для осужденных к лишению свободы установлен запрет на использование жаргона, нанесение татуировок, присвоение кличек (п. 15 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений).

Осужденные обязаны также соблюдать правила гигиены и требования санитарии, иметь опрятный внешний вид.

На осужденных возлагается специальная обязанность выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Речь идет о выполнении осужденными законных требований, а не любых указаний и приказов администрации. Невыполнение осужденным предъявленного сотрудником требования со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным (требование носит сугубо личный характер, не предусмотрено правовой нормой, противоречит закону и пр.).

В целях обеспечения нормальных взаимоотношений между осужденными и персоналом установлена обязанность осужденных вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения и органы, исполняющие наказания, а также к другим осужденным 1 .

На осужденных возлагается обязанность являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения требований приговора. Данная обязанность в большей мере присуща для осужденных, в отношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка к соответствующему должностному лицу выступает еще и формой контроля, а также проведения воспитательной работы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения как в устной, так и в письменной форме. Отказ от дачи объяснений влечет за собой применение предусмотренных законодательством мер воздействия.

Неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации влекут установленную законом ответственность. Это может быть уголовная ответственность (за уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы), дисциплинарная (за нарушение установленного порядка отбывания наказания), материальная (для осужденных к лишению свободы).

Основные права осужденных

Реальность и гарантированность прав позволяют повысить эффективность деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, обеспечить законность при исполнении уголовного наказания. Основные права осужденных закреплены в ст. 12-15 УИК РФ.

Осужденные имеют право на личную безопасность, право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними 2 , право получать информацию о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного судом вида наказания, а также информацию о мерах поощрения и взыскания, возможности применения мер безопасности. Например, верующие осужденные получают информацию о порядке реализации свободы совести и свободы вероисповедания. Осужденные иностранные граждане, отбывающие арест или лишение свободы, получают информацию о порядке поддержания связей с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств.

Осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждений и органов, исполняющих наказания. Данное положение основывается на международных актах о правах человека и обращении с заключенными. РФ является участницей Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. В соответствии с ней в ч. 2 ст. 21 Конституции РФ установлено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

На основе указанных положений в ч. 2 ст. 12 УИК РФ осужденным гарантируется неприменение жестоких или унижающих человеческое достоинство видов обращения.

Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. Порядок применения к осужденным, например, физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия детально регламентирован в Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

Следствием влияния международных стандартов обращения с осужденными выступает правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями, жалобами к администрации учреждений, исполняющих наказания, в вышестоящие органы, суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.

Закреплено право осужденных давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ по месту отбывания наказания.

Государственным языком РФ является русский язык, он также выступает языком межгосударственного общения. В случае, если документы составляются на языке субъекта РФ и направляются в органы, расположенные вне пределов его территории, либо в межгосударственные органы, расположенные за границей РФ, они должны быть переведены на русский язык по месту отправления документов. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на государственном языке РФ (русском языке). Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с заявлениями, предложениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения.

Осужденные имеют право на охрану здоровья и получение квалифицированной медицинской помощи.

Осужденные к наказанию без изоляции от общества, получают медицинскую помощь в обычных органах здравоохранения в России. Такая помощь осужденным должна предоставляться на равных условиях с другими гражданами, без каких-либо изъятий и дискриминационных ограничений.

Применительно к наказаниям, связанным с изоляцией от общества (лишение свободы, арест), право на охрану здоровья осужденных реализуется путем создания общих и специализированных амбулаторно-поликлинических и стационарных медицинских учреждений.

Осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую психологической службой ИУ и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия.

Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий. Такое право имеют осужденные независимо от вида отбываемого наказания. Оно осуществляется на общих основаниях в соответствии с законодательством РФ.

Ранее осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы, ни пенсии, ни пособия не выплачивались: на время отбывания наказания их выплаты приостанавливались. Теперь этот порядок изменен: пенсии и социальные пособия данным лицам как выплачивались на свободе, так и выплачиваются во время отбывания наказания, а при наступлении необходимых условий будут назначаться через органы социальной защиты по месту отбывания наказания.

За осужденными также закреплено право на получение квалифицированной юридической помощи,

Осужденные – иностранные граждане, отбывающие наказание в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ. Если на территории РФ нет дипломатических представительств и консульских учреждений в силу отсутствия дипломатических отношений с государством, гражданином которого является осужденный, то такая связь устанавливается с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных лиц.

Формы поддержания связей с дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, а также с межгосударственными органами различны. Они могут включать в себя направление предложений, заявлений и жалоб, переписку, телефонные переговоры и свидания с дипломатическими и консульскими работниками и предоставляться с учетом отбываемого вида наказания.

Осуществление осужденными своих прав имеет и определенные ограничения. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Права осужденных в главе 2 УИК регламентированы достаточно подробно. Им посвящены статьи ст. 12 – 15 УИК. Обобщение этих статей позволяет сформировать следующий перечень прав осужденных:

а) осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания назначенного наказания. Этому праву корреспондирует обязанность администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказания (ч. 1 ст. 12 УИК);

б) осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания (ч. 2 ст. 12 УИК). Применительно к лишению свободы это право конкретизируется в § 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: «Работники учреждений обращаются к осужденным на "Вы" и называют их "осужденный", "осужденная", "гражданин", "гражданка" и по фамилии»;

в) важной гарантией прав осужденных выступает запрет подвергать их жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным допустимы только на основании закона (ч. 2 ст. 12 УИК). Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия регламентирован в Законе РФ от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»;

г) в ч. 3 ст. 12 УИК закреплено правило, согласно которому осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье. Этот императив носит абсолютный характер, т.е. не знает исключений;

д) часть 4 ст. 12 УИК предоставляет осужденным право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления данными структурами, в суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и местного самоуправления, об-

щественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

е) согласно ч. 5 ст. 12 УИК осужденные вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РФ либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Государственным языком РФ является русский язык. Если документы, изготавливаемые на языке субъекта Российской Федерации, направляются в органы, расположенные вне пределов его территории либо в межгосударственные органы, расположенные за границей, они должны быть переведены на русский язык по месту их отправления. Ответы осужденным даются на языке обращения. При отсутствии такой возможности ответ дается на русском языке. Перевод полученного ответа на язык обращения обеспечивается учреждением или органом, исполняющим наказания.

Осужденные – иностранные граждане и лица без гражданства – вправе давать объяснения и вести переписку, а также обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами на родном или любом другом языке, которым они владеют; в необходимых случаях они могут пользоваться услугами переводчиков. Ответы осужденным данной категории также даются на языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения он дается на русском языке с переводом ответа на язык обращения. Перевод обеспечивают учреждения или органы, исполняющие наказания. Для этого они на договорной основе привлекают переводчика, а затраты на его услуги погашаются из государственного бюджета;

ж) осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения (ч. 6 ст. 12 УИК). Это право адресовано прежде всего осужденным, отбывающим наказание в изоляции от общества. Обязанность реализовать право указанной категории осужденных возлагается на администрацию учреждения или органа, где они отбывают наказание. В отношении же осужденных, находящихся в условиях свободы, действует обычный порядок страховой медицины, производственной санитарии, проведения общепрофилактических мероприятий;

з) осужденные имеют право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется только с их согласия (ч. 61 ст. 12 УИК). Данное предписание является новеллой УИК, безусловно важной и необходимой. Спорным представляется лишь помещение этого права в главу 2 УИК, поскольку оно входит в содержание не всего правового статуса осужденных, а лишь одного его вида – правового статуса осужденных к лишению свободы. Соответственно, его место – в главах Особенной части УИК, регулирующих исполнение наказания в виде лишения свободы;

и) осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 12 УИК);

к) осужденные имеют право пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право оказывать юридическую помощь

(ч. 8 ст. 12 УИК);

л) в ч. 9 ст. 12 УИК закрепляется право осужденных – иностранных граждан, отбывающих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, поддерживать связь с дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями своих государств в России. Если на территории нашей страны таковых нет, указанные осужденные вправе поддерживать связь с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой этих осужденных;

м) в соответствии со ст. 13 УИК, осужденные имеют право на личную безопасность. Это означает, что в случае возникновения угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказание в виде ареста, ограничения или лишения свободы, с просьбой об обеспечении его безопасности. В качестве превентивной меры возможен перевод такого осужденного в другое учреждение. Так, согласно ч. 2 ст. 81 УИК, в порядке исключения из правила об отбывании осужденным наказания в одном учреждении допускается его перевод для обеспечения его личной безопасности из одной колонии в другую того же вида либо из одной тюрьмы в другую;

н) в ст. 14 УИК зафиксировано право осужденного исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними (свобода совести и свобода вероисповедания). В учреждениях, исполняющих наказания, осужденным разрешается совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культа и религиозной литературой. Администрация учреждения обязана выделить для этих целей соответствующее помещение;

о) согласно ст. 15 УИК осужденные имеют право в устной или письменной форме направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания. Жалобы обычно подаются на неправомерные действия, нарушающие права или законные интересы осужденных. Заявления и ходатайства могут касаться разрешения любых вопросов, относящихся к реализации прав, свобод и иных законных интересов осужденных, в том числе и в связи с их нарушением или ограничением. Предложения обычно направлены на совершенствование жизни осужденных.

УИК устанавливает различный порядок подачи обращений в зависимости от того, какой вид наказания отбывает осужденный. Так, предложения, заявления и жалобы осужденных относительно ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы, смертной казни, адресованные в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждения и органов, исполняющих наказания. К таким обращениям администрация, как правило, прилагает сведения, содержащие краткие установочные данные на заявителя, а также информацию о том, когда и как разрешалась проблема, обозначенная в обращении. Лица, осужденные к иным видам наказаний, направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно.

Корреспонденция осужденных подвергается цензуре. Однако предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные в органы, осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания (суд, прокуратура, вышестоящие органы уголовно-исполнитель-

ной системы, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации и др.), цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности (ч. 4 ст. 15 УИК).

Приведенные выше права носят общий характер, так как принадлежат осужденным, отбывающим большинство или несколько наказаний. Перечень же прав осужденного, отбывающего конкретный вид наказания, существенно больше (эти права входят, напомним, в видовой правовой статус осужденного). К примеру, осужденные к лишению свободы, помимо названных прав, имеют права на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, свидания, получение посылок, передач и бандеролей, переписку, телефонные разговоры, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач и т.д.

3. Основные обязанности

и ответственность осужденных

Основные обязанности осужденных закреплены в ст. 11 УИК. К ним отнесены следующие виды должного поведения осужденных:

а) осужденные должны исполнять установленные законодательством РФ обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (ч. 1 ст. 11 УИК). Примечателен каждый фрагмент данного предписания. Во-первых, УИК берет под охрану исполнение всех гражданских обязанностей осужденных. Во-вторых, УИК требует от осужденных соблюдения норм морали (что небесспорно, ибо мораль и право образуют самостоятельные регуляторы поведения людей, которые не должны полностью совпадать). В-третьих, УИК устанавливает специфическую обязанность осужденных по соблюдению правил санитарии и гигиены, например, в местах их проживания и работы. Если обычные граждане вольны в установлении пределов санитарии и гигиены собственного жилища или тела, то осужденные – уже нет. Несоблюдение каждой из упомянутых обязанностей имеет последствием дисциплинарную ответственность осужденных;

б) осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов

(ч. 2 ст. 11 УИК). Такие тр ебования должны быть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с ними ознакомиться, иметь соответствующие выписки. Особенно это касается актов федеральных органов исполнительной власти, в которых детализируются общие положения уголовно-исполнительного законодательства.

Значительное число таких предписаний желательно знать и родственникам осужденных, которые приезжают на свидания, пересылают посылки и корреспонденцию, передают передачи и т.д. Это позволит им избежать ряда сугубо правовых ошибок (например, приезда на свидание в период, когда оно запрещено, пересылки предметов, запрещенных к хранению и использованию в исправительном учреждении, и многих других);

в) осужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (ч. 3 ст. 11 УИК). Обратим внимание на то, что предметом обязанности являются законные требования администрации, а не любые ее указания. Законность предъявляемого требования следует определять исходя из его общей характеристики, а не из суждения о том, компетентен или нет данный сотрудник администрации требовать от осужденного конкретных действий. Невыполнение осужденным данного сотрудником администрации указания со ссылкой на его незаконность должно быть обоснованным;

г) осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Применительно к лишению свободы взаимоотношения осужденных и персонала исправительного учреждения, а также иных посетителей регулируются § 4 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений. Правила предписывают осужденным здороваться при встрече с работниками учреждения и иными лицами, вставая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка» и далее по званию либо занимаемой должности;

д) в ч. 5 ст. 11 УИК установлена обязанность осужденных являться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и давать объяснения по вопросам исполнения ими требований приговора. Здесь же содержится и «охранительный» механизм: в случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительному приводу.

Как и основные права осужденных, их основные обязанности носят общий характер, поскольку они характерны для большинства наказаний. Перечень же обязанностей осужденного, отбывающего конкретный вид наказания, значительно больше (эти обязанности входят в содержание видового правового статуса осужденного). К примеру, на осужденных к лишению свободы, помимо названных обязанностей, возложена необходимость бережно относиться к имуществу исправительного учреждения, соблюдать требования пожарной безопасности, добросовестно относиться к учебе и труду, носить одежду установленного образца с нагрудными и нарукавными знаками, принимать участие в работах по благоустройству учреждения и т.д.

В результате невыполнения регулятивных обязанностей на осужденных возлагается охранительная обязанность подвергнуться мерам юридической ответственности. Согласно ч. 6 ст. 11 УИК, юридическим фактом, влекущим ее применение, является невыполнение осужденным возложенных на него юридических обязанностей. Можно выделить три основных вида юридической ответственности осужденных:

1) дисциплинарную, 2) уголовную и 3) материальную.

1. Дисциплинарная ответственность– это последствие совер-

шения осужденными дисциплинарных проступков. Ее разновидностью являются, к примеру, меры взыскания, применяемые к осужденным к лишению свободы за нарушение режима (водворение в штрафной или дисциплинарный изолятор, перевод в помещение камерного типа, перевод в учреждение с более жестким режимом и т.д.). Другая разновидность дисциплинарной ответственности – меры, состоящие в замене одного вида наказания другим, более строгим. Они обеспечивают исполнение штрафа, обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы (предусмотрены, соответственно, ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 и ч. 4 ст. 53 УК). К примеру, обязательные работы в случае злостного уклонения осужденного от их отбывания заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы (ч. 3 ст. 49 УК). Эти меры нередко относят к уголовной ответственности, что представляется неверным (по крайней мере, на сегодняшний день14 ). Основанием уголовной

14 По существу, факты злостного уклонения от отбывания наказания представляют собой преступления. Поэтому логична их трансформация в составы

ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления (ст. 8 УК). Здесь же основанием ответственности является не состав преступления, а факт злостного уклонения осужденного от отбывания назначенного наказания.

2. Уголовная ответственность. Она установлена, во-первых, за совершение осужденными специфических для них преступлений. Это побег (ст. 313), невозвращение в исправительное учреждение (ст. 314 УК), дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК), самовольное оставление дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 337 УК). Во-вторых, осужденные привлекаются к уголовной ответственности за совершение любых других преступлений (убийства, умышленного причинения вреда здоровью, хулиганство и т.д.). Практика показывает, что наиболее часто осужденные совершают преступления против жизни и здоровья.

3. Материальная ответственность. Материальная ответствен-

ность осужденных регламентируется уголовно-исполнительным, трудовым и гражданским законодательством РФ. Так, в ч. 1 ст. 102 УИК устанавливается материальная ответственность осужденных к лишению свободы за ущерб, нанесенный государству, а также юридическим и физическим лицам. При этом ответственность наступает по следующим правилам:

- за ущерб, причиненный осужденным при исполнении трудовых обязанностей, – в размерах, предусмотренных законодательством РФ

о труде;

- за ущерб, причиненный иными действиями осужденных, – в размерах, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Материальная ответственность осужденных в соответствии с требованиями законодательства о труде состоит в возмещении в установленных законом размерах ущерба, причиненного по их вине предприятию или учреждению при исполнении ими своих трудовых обязанностей. Она наступает при одновременном наличии четырех обстоятельств: прямого действительного ущерба; противоправности поведения осужденного, причинившего материальный ущерб; при-

преступлений с размещением последних в главе 31 УК «Преступления против правосудия» (по примеру ст. 313 и 314 УК, содержащих составы уклонения от отбывания лишения свободы путем побега и невозвращения в учреждение).

чинной связи между противоправным поведением осужденного и наступившим материальным ущербом; вины осужденного в причинении своим противоправным поведением материального ущерба.

Согласно ст. 238 Трудового кодекса РФ осужденным возмещается лишь причиненный им прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.

Материальная ответственность осужденного исключается, если ущерб причинен вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

По общему правилу, осужденный отвечает в пределах своего среднемесячного заработка. Однако возможно возложение на него и полной материальной ответственности. В этом случае он должен полностью возместить причиненный ущерб. Согласно ст. 243 ТК, материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может быть возложена на осужденного в следующих случаях:

1) когда в соответствии с ТК или иными федеральными законами на работающего осужденного возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении первым трудовых обязанностей;

2) недостачи ценностей, вверенных ему на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

3) умышленного причинения ущерба;

4) причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

5) причинения ущерба в результате преступных действий осужденного, установленных приговором суда;

6) причинения ущерба в результате административного проступка, если таковой установлен соответствующим государственным органом;

7) разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами;

8) причинения ущерба не при исполнении осужденным трудовых обязанностей.

Если осужденные причиняют материальный ущерб при выполнении работ по гражданско-правовому договору (ст. 1068 ГК), материальную ответственность перед контрагентом несет исправительное учреждение. Возмещает оно ущерб и в том случае, когда он причинен источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК). После возмещения ущерба администрация исправительного учреждения может предъявить к виновному осужденному регрессный иск (ст. 1081 ГК).

Следует иметь в виду, что согласно ст. 1066 ГК, не подлежит возмещению вред, причиненный осужденным в состоянии необходимой обороны, если при этом не были превышены ее пределы.

Статья 1067 ГК указывает, что вред, причиненный осужденным

в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не может быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Однако, учитывая реальные обстоятельства, при которых был причинен вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред.

Осужденному не всегда удается полностью возместить причиненный исправительному учреждению материальный ущерб за время отбывания наказания. В этом случае администрация учреждения может обратиться в суд по месту жительства освобожденного с иском о взыскании оставшейся суммы ущерба в порядке гражданского судопроизводства. При решении вопроса о взыскании ущерба, причиненного несовершеннолетними осужденными, используются положения ст. 1073, 1074 ГК.

Интересная разновидность материальной ответственности предусмотрена ч. 2 ст. 102 УИК. Это законоположение возлагает на

Гл. 2 УИК РФ. Основные права осужденных:

1) право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания.

2) право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию.

3) не могут быть без согласия подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

4) право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (иностранные граждане могут все писать на избранном языке; граждане РФ — на русском или языке республики суб РФ).

5) право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

6) право на психологическую помощь (но участие в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи — только с их согласия).

7) право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий.

8) для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

9) иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в РФ, а граждане государств, не имеющих представительств в РФ, — с представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися их защитой. + право на личную безопасность .

При возникновении угрозы личной безопасности вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. Лицо обязано незамедлительно принять меры. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. свобода совести и свобода вероисповедания . Вправе исповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка, ущемляться права других лиц. Осужденным к ограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение мест богослужений, находящихся за пределами исправительных центров. К осужденным к аресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители по выбору осужденных; разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. Право направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы . В устной и письменной формах; рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (в органы — направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания). Цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности. Не приостанавливают исполнение решений и эти действия.

    1. право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания;
    2. право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания;
    3. осужденные независимо от их согласия не могут быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам;
    4. право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченным по правам, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;
    5. право на использование государственного языка РФ либо по их желанию - государственного языка субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания (ответы осужденным даются на языке обращения, либо с переводом);
    6. право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;
    7. право на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи;
    8. право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.

Осужденные к принудительным работам, или лишению свободы - иностранные имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, не имеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в Российской Федерации, - с дипломатическими представительствами государств, взявших на себя охрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитой указанных осужденных.

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Похожие публикации