Оформляем доверенность по новым правилам. Ничтожность, оспоримость, недействительность решения общего собрания 100 фз от 07 05.2017

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением пункта 22 статьи 1 настоящего Федерального закона.

3. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. По правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к тем правам и обязанностям, которые возникнут после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

4. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

5. Правила статьи 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к случаям дачи необходимого в силу закона согласия на совершение сделок после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

6. Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) применяются к сделкам, совершенным после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

7. Срок исковой давности, установленный пунктом 4 статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), применяется к требованиям, основания для которых возникли после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Правила главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению к решениям собраний, принятым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

9. Установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и не истекли до 1 сентября 2013 года. Десятилетние сроки, предусмотренные пунктом 1 статьи 181, пунктом 2 статьи 196 и пунктом 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), начинают течь не ранее 1 сентября 2013 года.

Пунктом 3 следующего содержания:

Судебная практика и законодательство - Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Сказанное не исключает право федерального законодателя внести коррективы в переходные положения Федерального закона "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", установив - с учетом даты вступления в силу Постановления от 15 февраля 2016 г. N 3-П - разумный срок, в течение которого исковая давность не считается истекшей и кредитор по обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, в случаях, когда на момент вступления в силу абзаца второго пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в новой редакции установленный им десятилетний срок для защиты нарушенного права истек, может, в частности, предъявив требования об исполнении обязательства в судебном порядке, рассчитывать на получение эффективной судебной защиты


В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ЗАО "Петрозаводскстрой" оспаривает конституционность пункта 1 статьи 181 ГК Российской Федерации (в редакции, действовавшей до внесения изменений Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 100-ФЗ), согласно которому срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года; течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.


В соответствии с п. 4 ст. 139.2 НК РФ в случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

Согласно п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено НК РФ.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Управление ФНС России по Кемеровской области обращает внимание, что с 01 сентября 2013г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013г. № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4,5 раздела 1 части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса РФ».

Так, целый ряд изменений произошел в правовом регулировании доверенности. Само определение доверенности осталось в неизменном виде. Как и ранее, доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Для того чтобы у лица, указанного в доверенности, появилось полномочие, то есть право совершать определенные юридические действия от имени другого лица, необходимо наличие двух обстоятельств:

Выдачи доверенности;

Передачи доверенности представляемым непосредственно третьему лицу.

Из п. 4 ст. 185 ГК в новой редакции следует, что выдача доверенности обязательна и в тех случаях, когда полномочия представителя содержатся в договоре, в том числе в договоре между представителем и представляемым, между представляемым и третьим лицом, либо в решении собрания, если иное не установлено законом или не противоречит существу отношений.

Также, ст. 185 ГК РФ дополнена положением, согласно которому в случае выдачи доверенности нескольким представителям каждый из них обладает полномочиями, указанными в доверенности, если в доверенности не предусмотрено, что представители осуществляют их совместно.

Кроме того, в новой редакции ГК было отменено правило о максимальном сроке действия доверенности, который был ранее равен 3 годам (п. 1 ст. 186 ГК в старой редакции ГК).

Передоверие, как и раньше, должно осуществляться в нотариальной форме. Однако если раньше нотариальная форма не требовалась только в случае удостоверения доверенностей, выдаваемых в порядке передоверия, в отношении доверенностей на получение заработной платы или иных доходов, вкладов граждан и т.п. (п. 4 ст. 185 ГК РФ), то в настоящее время такая форма также не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц (п. 3 ст. 187 ГК).

Согласно п. 1 ст. 188.1 ГК в целях исполнения или обеспечения исполнения обязательства представляемого перед представителем или лицами, от имени или в интересах которых действует представитель, в случаях, если такое обязательство связано с осуществлением предпринимательской деятельности, представляемый может указать в доверенности, выданной представителю, на то, что эта доверенность не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в доверенности случаях (безотзывная доверенность).

Для безотзывной доверенности установлено правило об обязательной нотариальной форме, и в ней должно содержаться прямое указание на ограничение возможности ее отмены. По общему правилу в отношении такой доверенности невозможно передоверие. Однако это правило является диспозитивным и в самой доверенности может быть предусмотрено иное.

БИЛЕТ № 55

Вопрос 1.

Представительство и доверенность. Документы, удостоверяющие полномочия представителей правообладателей и участников сделок. Отмена доверенности (с учетом Федерального закона от 03.07.2016 № 332-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате»). (глава 10 ст. 182-189 ГК, п.2 ст. 32, п.1 ст. 35, п.5 ст. 576, 971-975, 1005 ГК (часть2) Документы, удостоверяющие полномочия представителей, правообладателей и участников сделок. (п.1,2 ст. 16 122-фз, п.1,2 ст. 53,182,184,185-189 ГК, п. 8, 13 Приказа Минюста РФ от 01.07.2002 № 184 «Об утвержд. мет. рек по порядку проведения гос. рег. прав на НИ и сделок с ним» НОВЫЙ №100-ФЗ от 07.05.2013 «О внесении изменений в подразделы 4 и 5I части первой и статью 1153 части третьей ГК РФ») В собст-ти со ст.182 ГК РФ

Участники гражданских правоотношений могут самостоятельно осуществлять свои права. Однако в некоторых случаях это сделать невозможно из-за сложившихся обстоятельств либо в силу прямого указания закона. В этом случае действия совершаются посредством представителя.

При представительстве сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на: доверенности, указании закона , акте уполномоченного на то гос. органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. (п. 1 ст. 182 ГК РФ).

В отношениях представительства участвуют три лица: представляемый ; представитель - гражданин либо юридическое лицо, наделенные полномочием совершать юридически значимые действия в интересах иот имени представляемого; третье лицо - гражданин либо юр. лицо, с которым вследствие действий представителя устанавливаются, изменяются или прекращаются субъективные права и обязанности представляемого. Третьими лицами могут быть все лица, обладающие гражданской правосубъектностью.

Полномочие - возможность представителя совершать сделки от имени и в интересах представляемого - особое субъективное право, делегированное представителю, и которое реализуется им в отношениях с третьими лицами.

Виды представительства:

В зависимости от основания возникновения полномочия представительство условно подразделяется на следующие виды:

1. Добровольное , основанное на сделках: доверенности или договоре (п. 4 ст. 185 ГК, договоры поручения (гл. 49 ГК) и агентирования (гл. 52 ГК) Коммерческое представительство – разновидность добровольного

2. Обязательное (законное): возникающее при наличии обстоятельств, непосредственно указанных в предписаниях закона:родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК).

3. Фактическое, когда полномочие очевидно явствует из обстановки. Продавцы, кассиры, приемщики… (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК РФ).

Доверенность - письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом или несколькими лицами совместно другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК).

Доверенности от имени малолетних (ст. 28) и от имени недееспособных граждан (ст. 29) выдают их законные представители.

Обязательнонотариальное удостоверение доверенности (по общему правилу):

На совершение сделок, требующих нотариальной формы,

На подачу заявлений о гос. регистрации прав или сделок,

На распоряжение зарегистрированными в гос. реестрах правами.

К нотариально удостоверенным доверенностям приравниваются (ст. 185.1 ГК):

1) дов-ти военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, которые удостоверены начальником такого учреждения, его заместителем по медицинской части, а при их отсутствии старшим или дежурным врачом;

2) дов-ти военнослужащих в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также дов-ти работников, членов их семей и членов семей военнослужащих, которые удостоверены командиром (начальником) этих части, соединения, учреждения или заведения;

3) дов-ти лиц, находящихся в местах лишения свободы, которые удостоверены начальником соответствующего места лишения свободы;

4) дов-ти совершеннолетних дееспособных граждан, находящихся в учреждениях соц. защиты населения, которые удостоверены администрацией этого учреждения или руководителем (его заместителем) соответствующего органа соц. защиты населения.

Дов-ть от имени юр. лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами.

Срок дов-ти (ст. 186 ГК). Дов-ть, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна. Если в дов-ти не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

Удостоверенная нотариусом дов-ть, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим дов-ть.

Новелла ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ: ранее срок действия доверенности не мог превышать 3 лет, теперь данная норма из ГК изъята. Ограничений срока действия доверенности нет. Такой подход называют «бессрочной доверенностью».

Лицо, которому выдана дов-ть, можетпередоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это дов-тью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего дов-ть лица и дов-ть не запрещает передоверие (ст. 187 ГК)

Лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом в разумный срок выдавшее доверенность лицо и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшее полномочия лицо ответственность за действия лица, которому оно передало полномочия, как за свои собственные.

3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.

4. Срок действия доверенности, выданной в порядке передоверия, не может превышать срок действия доверенности, на основании которой она выдана.

5. Передоверие не допускается в случаях, предусмотренныхпунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.

6. Если иное не указано в доверенности или не установлено законом, представитель, передавший полномочия другому лицу в порядке передоверия, не утрачивает соответствующие полномочия.

7. Передача полномочий лицом, получившим эти полномочия в результате передоверия, другому лицу (последующее передоверие) не допускается, если иное не предусмотрено в первоначальной доверенности или не установлено законом.

Документы, удостоверяющие полномочия представителей правообладателей и участников сделок.

От именифизических лиц заявления о гос. регистрации могут подавать, в частности:

Законные представители (родители, усыновители, опекуны) несовершеннолетних в возрасте до 14 лет Кодекса). Полномочия родителей и усыновителей подтверждаются свидетельствами, выданными органами записи актов гражданского состояния: свидетельством о рождении несовершеннолетнего, свидетельством об усыновлении (статьи 23, 43 Федерального закона от 15 ноября 1997 г . N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <1>).

Опекуны недееспособных граждан (статья 32 Кодекса). Полномочия опекунов несовершеннолетних в возрасте до 14 лет и недееспособных граждан, попечителей несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет или ограниченных судом в дееспособности граждан подтверждаются соответствующим документом, выданным органом опеки и попечительства (пункт 1 статьи 34, пункт 1 статьи 35 Кодекса). В случае, если лицу, нуждающемуся в опеке (попечительстве), в течение месяца не назначен опекун (попечитель), выполнение обязанностей опекунов (попечителей) согласно пункту 1 статьи 35 Кодекса может быть временно возложено на орган опеки и попечительства. Выполнение обязанностей опекунов (попечителей) детей, находящихся на полном гос. попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, возлагается на администрации этих учреждений (пункт 1 статьи 147 Семейного кодекса Российской Федерации <1> (далее - Семейный кодекс).

Представители, действующие в силу полномочий, основанных на доверенности (статьи 182, 184 Кодекса).

От имени юридических лиц заявления о гос. регистрации могут подавать:

Лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами, без доверенности (пункт 1 статьи 53 Кодекса);

Представители в силу полномочий, основанных на доверенности или договоре (статьи 182, 184 Кодекса).

В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать его участники (пункт 2 статьи 53 ГК).

Полномочия руководителей юридических лиц (лиц, действующих от имени юридического лица без доверенности) могут быть в том числе подтверждены:

Протоколом (выпиской из протокола) ОСА об избрании директора (генерального директора) АО, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (статьи 63, 69 Федерального закона от 26 декабря 1995 г . N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

Выпиской из протокола общего собрания участников ООО об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и других (пункт 6 статьи 37, Федерального закона от 8 февраля 1998 г . N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" <1>);

Приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия Кодекса).

Полномочия внешнего управляющего организации, в отношении которой осуществляется процедура банкротства, подтверждаются определением арбитражного суда о введении внешнего управления и назначении внешнего управляющего (ст. 96 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

От имени РФ, субъектов РФ и МО могут действовать органы гос. власти, органы местного самоуправления в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункты 1, 2 статьи 125 Кодекса).

В случаях и порядке, предусмотренных ФЗ, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать иные государственные органы, органы местного самоуправления, а также юр. лица и граждане (пункт 3 статьи 125 Кодекса).

Действие доверенности прекращается вследствие (п. 1 ст. 188 ГК) (с учетом изменений от 03.07.2016 г ФЗ-332):

1. Действие доверенности прекращается вследствие:

1) истечения срока доверенности;

2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее, или одним из лиц, выдавших доверенность совместно,при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме;(в ред. Федеральногозакона от 03.07.2016 N 332-ФЗ)

3) отказа лица, которому выдана доверенность, от полномочий;

4) прекращения юридического лица, от имени которого или которому выдана доверенность, в том числе в результате его реорганизации в форме разделения, слияния или присоединения к другому юридическому лицу;

5) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

6) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;

7) введения в отношении представляемого или представителя такойпроцедуры банкротства, при которой соответствующее лицо утрачивает право самостоятельно выдавать доверенности.

(п. 1 в ред. Федеральногозакона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

2. Лицо, которому выдана доверенность, во всякое время может отказаться от полномочий, а лицо, выдавшее доверенность, может отменить доверенность или передоверие, за исключением случая, предусмотренногостатьей 188.1 настоящего Кодекса. Соглашение об отказе от этих прав ничтожно.

(п. 2 в ред. Федеральногозакона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)

3. С прекращением доверенности теряет силу передоверие

Новелла ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ (ст. 188.1 ГК)

Безотзывная дов-ть - в которой указано, что дов-ть не может быть отменена до окончания срока ее действия либо может быть отменена только в предусмотренных в дов-ти случаях (для исполнения обязательств, связанных с осущ. предпринимательской деятельности).

Обязательно нотариальное удостоверение, - Без права передоверия

Такая доверенность может быть отменена: - после прекращения того обязательства, для исполнения или обеспечения исполнения которого она выдана, - в случае злоупотребления представителем своими полномочиями, - при возникновении обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что данное злоупотребление может произойти.

В случае отмены доверенности, лицо, выдавшее доверенность (или его правопреемники) (ст. 189 ГК):

Обязано известить лицо, которому доверенность выдана,

Обязано известить известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность,

Может сделать публикацию вофициальном издании – газета Коммерсантъ (в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 1049-р). В этом случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована. Третьи лица считаются извещенными об отмене доверенности по истечении месяца со дня указанной публикации, если они не были извещены об отмене доверенности ранее (Новелла ФЗ от 07.05.2013 N 100-ФЗ).

332-ФЗ «О внесении изменений в ст.188 и 189 ГК ФР»

Внести вчасть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2013, N 19, ст. 2327) следующие изменения:

1)подпункт 2 пункта 1 статьи 188 дополнить словами ", при этом отмена доверенности совершается в той же форме, в которой была выдана доверенность, либо в нотариальной форме";

2) впункте 1 статьи 189 :

а)абзац второй изложить в следующей редакции:

"Сведения о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности вносятся нотариусом в реестр нотариальных действий, ведение которого осуществляется в электронной форме, в порядке, установленном законодательством о нотариате. Указанные сведения предоставляются Федеральной нотариальной палатой неограниченному кругу лиц с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";

б)дополнить абзацами следующего содержания:

"Сведения о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности могут быть опубликованы в официальном издании, в котором опубликовываются сведения о банкротстве. В этом случае подпись на заявлении об отмене доверенности должна быть нотариально засвидетельствована.

Если третьи лица не были извещены об отмене доверенности ранее, они считаются извещенными о совершенной в нотариальной форме отмене доверенности на следующий день после внесения сведений об этом в реестр нотариальных действий, а о совершенной в простой письменной форме отмене доверенности - по истечении одного месяца со дня опубликования таких сведений в официальном издании, в котором опубликовываются сведения о банкротстве.".

От 7 апреля 1999 года N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1750; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 43, ст. 5084; 2009, N 52, ст. 6436; 2013, N 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) абзац четвертый статьи 1 изложить в следующей редакции:

"инфраструктура наукограда - совокупность организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения наукограда и функционирование его научно-производственного комплекса, но не входящих в этот комплекс.";

2) изложить в следующей редакции:

"Статья 2.1. Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и сохранения такого статуса

1. Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории этого муниципального образования.

2. В муниципальном образовании, претендующем на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, разрабатываются и утверждаются стратегия социально-экономического развития муниципального образования, которая подлежит согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования.

3. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, должна включать в себя раздел, который содержит, в частности:

1) характеристику научного, научно-технического, инновационного потенциалов организаций, входящих в научно-производственный комплекс наукограда;

2) способы и механизмы развития научного, научно-технического потенциалов и использования научно-производственного комплекса наукограда для достижения целей и решения задач социально-экономического развития муниципального образования.

4. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда или сохранение такого статуса, включает в себя мероприятия, способствующие:

1) развитию научно-производственного комплекса наукограда, в том числе малых и средних предприятий;

2) реализации инновационных проектов, направленных на создание и развитие производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров и услуг в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

3) сохранению и развитию инфраструктуры наукограда.

5. В научно-производственный комплекс наукограда должны входить организации, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории данного муниципального образования и являющиеся:

1) научными организациями, осуществляющими научную, научно-техническую, инновационную деятельность в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, образовательными организациями высшего образования;

2) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими производство товаров, выполнение работ, оказание услуг (в том числе в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации), при условии, что доля произведенных организацией в течение календарного года высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполненных инновационных работ, оказанных инновационных услуг) в стоимостном выражении составляет не менее чем 50 процентов общего объема произведенных в течение указанного периода товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

3) организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществившими полностью или частично приготовления (в том числе проектно-изыскательские работы, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных средств, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования), необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации;

4) хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами, которые созданы в установленном федеральными законами порядке указанными в подпункте 1 настоящего пункта научными организациями и образовательными организациями высшего образования и деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат указанным организациям (в том числе совместно с другими лицами).

6. В научно-производственный комплекс наукограда наряду с организациями, указанными в пункте 5 настоящей статьи, должны входить находящиеся на территории данного муниципального образования обособленные подразделения организаций, зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территориях других муниципальных образований, при условии, что такие обособленные подразделения соответствуют требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи (далее - обособленные подразделения).

7. Соответствие организаций, обособленных подразделений требованиям, установленным пунктом 5 настоящей статьи, подтверждается данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций.

8. Научно-производственный комплекс наукограда должен соответствовать требованиям, подтвержденным данными, полученными в результате федерального статистического наблюдения, либо в случае, если федеральное статистическое наблюдение по соответствующим показателям не осуществлялось, данными организаций и (или) обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда, учредительными документами этих организаций:

1) среднесписочная численность работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников всех индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), а также всех организаций, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенных на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда;

2) численность научных работников (исследователей) и лиц из числа профессорско-преподавательского состава (включая лиц, работающих по совместительству) организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда на конец отчетного периода составляет не менее чем 20 процентов среднесписочной численности работников организаций и обособленных подразделений научно-производственного комплекса наукограда;

3) общий объем произведенных организациями и обособленными подразделениями научно-производственного комплекса наукограда товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и их затраты на инвестиции в основной капитал и основные средства, необходимые для производства высокотехнологичной промышленной продукции и (или) инновационных товаров (выполнения инновационных работ, оказания инновационных услуг) в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации, в стоимостном выражении составляют не менее 50 процентов общего объема произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), под которыми понимаются такие товары (работы, услуги), произведенные (выполненные, оказанные) всеми индивидуальными предпринимателями, а также всеми организациями, осуществляющими производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) и расположенными на территории данного муниципального образования, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда.";

3) изложить в следующей редакции:

"Статья 3. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда, сохранение и прекращение такого статуса

1. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации на пятнадцатилетний срок, если научно-производственный комплекс данного муниципального образования соответствует требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, при условии наличия стратегии социально-экономического развития муниципального образования и плана мероприятий по ее реализации, согласованных в соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 настоящего Федерального закона.

2. По истечении срока, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, статус наукограда может быть сохранен Правительством Российской Федерации на следующий пятнадцатилетний срок.

3. Ежегодно уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, мониторинг осуществления мероприятий, включенных в планы мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, имеющих статус наукограда, а также показателей деятельности организаций и обособленных подразделений научно-производственных комплексов наукоградов.

4. Статус наукограда может быть досрочно прекращен, если при проведении мониторинга, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи, в течение трех последовательных календарных лет выявлено несоответствие показателей научно-производственного комплекса наукограда требованиям, установленным пунктом 8 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, при этом результаты, определенные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, не достигнуты. Досрочное прекращение статуса наукограда осуществляется Правительством Российской Федерации по мотивированному ходатайству уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или представительного органа муниципального образования, имеющего статус наукограда, о досрочном прекращении такого статуса, но не ранее чем по истечении пяти лет с момента присвоения или сохранения статуса наукограда.

5. В случае досрочного прекращения статуса наукограда или в случае отказа в сохранении статуса наукограда городскому поселению, имевшему статус наукограда, сохраняется статус городского округа.";

4) статьи 5 и признать утратившими силу;

5) изложить в следующей редакции:

"Статья 8. Государственная поддержка развития наукограда

1. Бюджетам субъектов Российской Федерации, на территориях которых располагаются муниципальные образования, имеющие статус наукограда, предоставляются межбюджетные трансферты из федерального бюджета для предоставления их соответствующим местным бюджетам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей.

2. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, не учитываются при распределении других межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Межбюджетные трансферты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предоставляются для осуществления мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона.

4. Часть общего объема указанных в пункте 1 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, направляемая на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктом 2 пункта 4 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, распределяется по результатам конкурсного отбора. Объем таких средств и порядок проведения конкурсного отбора устанавливаются Правительством Российской Федерации.";

6) дополнить статьей 8.1 следующего содержания:

"Статья 8.1. Права органов местного самоуправления при реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда

1. На территории наукограда органы местного самоуправления реализуют мероприятия, предусмотренные планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, в том числе путем:

1) строительства (создания) и содержания жилищного фонда, находящегося в муниципальной собственности и предоставляемого во владение и (или) в пользование работникам организаций научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

2) использования находящегося в муниципальной собственности имущества, в том числе предоставления организациям научно-производственного комплекса наукограда на условиях и в порядке, которые определены органом местного самоуправления наукограда;

3) участия в государственных программах, реализуемых субъектами Российской Федерации и предусматривающих поддержку инновационных проектов, развитие инфраструктуры муниципальных образований, если условиями реализации указанных программ это допускается.

2. В целях координации исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования, имеющего статус наукограда, обеспечения прозрачности процедур его реализации органы местного самоуправления вправе создать научно-технический совет наукограда.

Похожие публикации